Искусство на Святой Горе

На Святой Горе хранятся произведения искусства византийской и поствизантийской эпохи. Это -фрески, переносные иконы, рукописные микрографии, скульптурные работы из мрамора и дерева, а также ткацкие и мозаичные произведения искусств. Фрески по времени создания делятся на два периода: древние (14-16 вв.) и новые (17-19вв.). Живопись на Святой Горе достигает своего расцвета в 14 веке. Ее главным представителем был Эммануил Панселин, выразитель македонской школы. Другой значительной школой святогорской живописи является Критская школа и представлена она Феофаном. Эммануил Панселин оставил богатое произведение в базилике - Протат. Фрески занимают четырьмя следующими друг за другом полосами всю центральную крестообразную часть храма и продолжаются в святилище. Характерной чертой является ярко выраженный реализм, направленный на идеализацию и схематизирование в атмосфере духовности. Лица святых изображены естественно и отображают их внутренний мир. Преобладающие цвета легких и веселых тонов, используются как средство украшения. Критская школа верна традиционному византийскому идеализму. Она является противником реалистического изображения обликов. Особым отличием критской школы являются светотени и тонкие, ярко выраженные черты лица. Чудесные фрески художников критской школы находятся в монастырях Великой Лавры, Дионисат, Ставроникита, Дохиа, Ксенофонт.

Иконы.

Наиболее полное представление о святогорской живописи можно получить только, если к фрескам добавить и переносные иконы, которых много в соборных храмах й в часовнях Святой Горы. По времени создания иконы делятся натри категории: а) древнейшие (раннег0 периода), приписываемые Евангелисту Луке- они считаются «нерукотворными», б) новые, приписываемые Пансслину и критской школе и в) новейшие, которые написаны в знаменитой школе, процветающей и сегодня на Святой Горе.

Рукописи.

На святой горе хранятся 12.000 рукописей. Одна треть из них написан на пергаменте с микрографиями. 

Это рукописи:

а) священного писания,

б) литургические, 

в) теологического содержания. 

В первую категорию входят Псалтыри («аристократические»-для правителей и «народные», - для народа и монахов) и Евангелии. Ко второй категории относятся: литургии, церковные календари, уставы, часословы. В третью категорию входят речи, сочинения отцов церкви и др. 

Скульптура.

Скульптурные произведения Святой Горы - это работы из мрамора (иконостасы, двери) и изделия из меди, украшенные барельефным изображением.

Капители.

На вершинах колонн соборных храмов имеются капители, выполненные в разных стилях: от древнейшего (раннего), имитирующего Коринфийца с длинными листьями артишока, до корзинообразного - в углах капители-4 бараньих головы. Самые древние капители находятся в монастыре Дохиар.

Иконостасы.

По своей величине иконостасы делятся на три ряда.

а) Нижний ряд, где редко встречаются барельефные украшения,
обычно, имеются художественные изображения или остаются без
украшения.

б) Второй ряд (средний) состоит из так называемых «епископских»
икон - икон больших размеров с образами Христа, Богоматери, Иоанна
Продрома (Предтечи), Архангелов и Святого, в честь которого назван храм.

в) Верхний ряд (третий) состоит из икон святых - 12 великих праздников Православия. 

Высоко в середине иконостаса находится Распятие, по правую и левую стороны — иконы Богородицы и Иоанна Богослова.