Монастыри Крыма - Храм Иверской иконы Божией Матери

Монастыри Крыма - Храм Иверской иконы Божией Матери

История создания
Уже с начала третьего столетия восточное христианство – являло собой преобладающую конфессию в Керчи и Феодосии, здесь больше 200 лет проводили миссионерскую деятельность последователи Андрея Первозванного. Греко-скифское язычество потеряло всякий авторитет, не оправдав надежд людей, разоренных войнами. Многочисленные странники, возглавленные готом Германарихом, не были против новой веры. Со временем в Кафе даже появилась епархия.
Даже в Средневековье крымские татары не смогли сделать здешнее население мусульманским, караимы – иудейским, а генуэзцы – католическим. В первую очередь данный феномен объясняется деятельностью прихода церкви Пресвятой Богородицы. Эти же люди воздвигли храм на будущей Портовой улице, о котором идет речь. Сооружение много раз меняло «внешность». Современный облик оно приняло только в XIV столетии.

Храм Иверской иконы Божией Матери — приходской храм Феодосийской епархии Русской православной церкви в Феодосии.
Построен в XIII—XIV веках рядом с Генуэзской крепостью в укреплённом армянском районе — Айоц берд (армянская крепость) — как армянская церковь Святого Ованеса Мкртыча
Впервые армяне в Крыму появились в I веке до н. э. в составе союзных Тиграну войск Митридата Евпатора. Однако начало массовых поселений относится к X—XI веку. С этого момента число армян на полуострове только росло. К XIV веку армяне составляли абсолютное большинство на южном побережье Крыма, и 23 населения Кафы. В последней армяне-старожилы жили непосредственно в городской черте, а вновь прибывшие селились у городских стен. Так к XIII—XIV векам на побережье, у восточной стены генуэзской крепости образовалось армянское поселение (армянская слобода). В середине XIV века армяне с целью защиты от татар обнесли своё поселение защитной стеной. Укреплённый район получил название Айоц берд (армянская крепость). В районе насчитывалось пять армянских церквей, из которых четыре дошли до наших дней, а ещё одна была открыта в ходе археологических раскопок в 1981 году. Среди сохранившихся армянских церквей была церковь Иоанна Крестителя (Предтечи).

В 1778 году по приказу императрицы Екатерины Александр Суворов переселил армян в Азовскую губернию в низовья Дона. В связи с выселением армянского населения произошёл упадок армянских колоний. В 1783 году, после присоединения Крыма к Российской империи, часть армян смогла вернуться в родные места и наладить свою жизнь. Однако численность армянской колонии уже не была прежней и в конечном итоге так и не восстановилась. На места выселенных армян российские власти начали селить русское население. Постепенно, в связи с уменьшением численности армян, армянская крепость стала приходить в запустение. Вероятно, окончательно последние армяне покинули район, когда в середине XIX века специальная врачебная комиссия решила устроить из армянской крепости санитарный карантин для экипажей судов, прибывающих из охваченной чумой Турции. Кроме того, помимо экипажей судов, в армянском районе на 40-дневный карантин оставляли крымских мусульман, возвращавшихся с хаджа. С тех пор Айоц берд стали называть Карантином. В 1875 году армянская церковь Иоанна Крестителя (Ованеса Мкртыча) российскими властями была выведена из ведения Эчмиадзина и освящена как русская православная церковь во имя Иверской иконы Божией Матери.
При советской власти церковь закрыли. Фрески были попорчены, исчезла скульптура.
В 1996 году проводилась реставрация под руководством архитектора и скульптора Валерия Замеховского.

Легенды о таинственной иконе Иверской Божией Матери
Местные говорят, что как только в здании «поселился» один из ликов Богородицы, то несколько жителей Кафы исцелились (во время церковных служб) от запоев и рака. Чудотворную вещицу якобы обнаружили монахи на Афоне – в Иверской обители, согласно мифу, во время гонения на христиан ее спасла от римских легионеров благочестивая женщина.
Одна версия историков-краеведов рассказывает, что в конце XV века по этой причине здесь молился сам Афанасий Никитин – русский «покоритель» Индо-Персидского региона. Кстати, памятник ему, так же как и крест в честь жертв репрессий, стоит на территории уникальной достопримечательности Феодосии.

Изначально базилика была разделена колоннами на 3 нефа. Минуя страшноватую пристройку, богомольцы попадали в наполненное светом пространство. Оно было исписано бесчисленными фресками. Гостей встречала фигура Иоанна Крестителя, выполненная в полный рост. На верхнем уровне апсиды красовалось изображение Иисуса Христа и 12 апостолов. Но главной ценностью, конечно, считался прославленный в веках образ Богородицы. В Феодосии икона Иверской Божией Матери и сейчас самая почитаемая святыня для православных.

Нынешний вид культового сооружения сохранил главное представление о стоящем здесь в XIV столетии здании. Центральный портал обрамляет арка – вход в зал украшен ажурной каменной резьбой. Дело в том, что в указанный период тут уже жило много армян, сильно повлиявших на развитие культовой архитектуры в Крыму. Старая часть в плане – квадратная, увенчанная восьмигранным барабаном. Более поздняя (прямоугольная) пристройка кончается главным притвором.

Духовное учреждение открыто для посещения во время любых служб. Религиозные праздники здесь отмечают всей паствой – согласно православному календарю. В молельный зал нельзя заходить в «пляжном» или «спортивном» виде, а также в любых шортах. Посетительницы должны быть уже с покрытой головой. 

Похожие записи