Современное положение Святой горы

Современное положение Святой горы

1. Управление и учреждения.

Святая Гора представляет собой независимую часть греческого государства со столицей Кариес (Карея), где находится резиденция Управляющего Горы, который подчиняется Министерству Иностранных дел. По части духовной, Афон подчиняется Патриархии Константинополя. Священный Собор является законодательной властью, который состоит из 20 членов. Собор собирается два раза в год в Кариесе.

Административной властью наделена Святая Община, состоящая из 20 членов, избираемых сроком на один год. Ее представитель является членом Лавры. Исполнительной властью пользуется Священная Эписталия в составе 4 человек. Правосудие осуществляется различными службами. Все виды преступлений рассматриваются в судах г.Салоники. Разногласия рассматриваются Святой Общиной, а затем Священным Синодом 

Константинополя, под председательством Патриарха. Незначительные правонарушения рассматриваются в судах тех монастырей, где они были совершены.

Святая Гора освобождена от всех налогов и пошлин.

Въезд и пребывание женщин на Святой Горе запрещено, согласно древнему обычаю.

Суверенными являются только 20 монастырей, все остальные постройки- составная часть этих монастырей.

Монастыри делятся на царские, основанные по царскому указу и при содействии византийских императоров, патриаршеские и «ставропиякес», связанные с патриархией и находящиеся под ее наблюдением. Составными частями монастырей считаются кафисмы, келий, каливы (хижины), скиты и исихастирии.

Кафизма- небольшая хижина рядом с монастырем, где живет один монах, который покупает продукты питания в своем монастыре за низкую плату. Монахи, проживающие в кафизмах, отличаются высокой духовностью.

Келия- просторное монашеское жилище с храмом, предоставляемое монастырем за небольшую плату группе монахов из трех человек.

Калива (лачуга)- жилище по величине меньше келий с встроенным храмом и без земельного участка. Выделяется монастырем для одного человека или для группы из двух-трех человек еще за более низкую цену, чем келия.

Скиты- представляют организованные общины, состоящие

из калив. Это бывшие старые монастыри, расположенные на территории суверенных монастырей, к которым относятся и каливы. Проживающие скитах монахи занимаются ремеслом и рукоделием.

В уединенных местах, таких, как юго-западная часть острова, расположены исихастирии - отшельнические пещеры для тех, кто желает вести аскетических образ жизни в не нарушаемом и возвышенном одиночестве.

146449443115dcgwr1alcajsp5iw5cel63bdrt0tkym4.jpeg

2. Отличие монахов.

Каждый православный христианин, достигший восемнадцати лет, может стать монахом. Для этого он должен предстать перед игуменом или монастырским старостой с заявлением о том, что по своей воле принял это решение. После этого зачисляется в класс учеником (новичком) для прохождения испытательного срока. Этот период длится один год. После этого он получает благословение священника (рясофора) без каких либо обещаний и подвергается первому пострижению в монахи. Монахи-рясофоры могут возвратиться в мирскую жизнь без каких-либо последствий. Кто желает, может принять малую схиму, для чего проходит через испытания, ответив на определенные вопросы для того, чтобы удостовериться в искренности его намерения продолжать монашескую жизнь и подвергается второму пострижению. При этом дает обет безбрачия, послушания и отказа от земельной собственности. Высшим званием считается звание -мегалосхимы, которое предназначается для очень немногих, так как дается обычно в преклонном возрасте и требует строжайшего аскетизма.

Каждое утро, до восхода, монахи просыпаются от удара колокола или била и приходят в церковь монастыря. После заутрени и божьей литургии, монахи собираются на свой скудный обед, состоящий из отварного картофеля, горных трав, орехов, маслин, сыра и черного хлеба. Мясо они никогда не едят, а праздничной едой считается рыба. Монахи работают в садах и виноградниках и занимаются ремонтом и уборкой. Некоторые монахи занимаются иконописью и изучением богословия. После вечерней службы монахи вновь собираются на скудный ужин. Во время еды все молчат и слушают чтеца, читающего священные тексты. Наступает вечер. После захода солнца большие деревянные ворота закрываются и монахи удаляются в келий.

1440075558.jpg

Сутки для монаха делятся на три части по восемь часов каждая. Одна часть для молитв, вторая для работы и третья для отдыха. Во время праздников и всенощных, молитвам

уделяется большее время. Праздник на Святой Горе означает, конечно же, продление время поклонения богу. Вечерня продолжается много часов, она прерывается трапезой и после короткого отдыха следует заутреня с богослужением, которое в некоторых монастырях длится одиннадцать часов. Здесь поют псалмы лучшие певчие, известные на всем Афоне. Обычно, на богослужение приглашается митрополит извне или, согласно монастырскому уставу, игумен какого-либо монастыря Святой Горы, которому оказываются почести епископа. Свиту его встречают у ворот монастыря под звон колоколов и удары била. В обычные же дни слышится только звук таланта, в который бьет один монах деревянным молотком. Монах бьет по таланту три раза с короткими перерывами и при этом делает круг вокруг монастыря. При первом ударе монах готовится и после третьего удара находится уже в храме. Талант -это один из монастырских атрибутов, который сохраняется на Святой Горе, с религиозным благоговением, со времен Византии. Ритмичные удары .таланта означают для монаха, что пришло время употребить вверенный ему Богом ему талант. Православные монахи верят в то, что к спасению души можно прийти только через личное тайное общение с богом. Поскольку православное христианство, в отличие от католицизма, не прошло ни через средневековую теологическую революцию, ни через реформацию, ни антиреформацию, оно смогло сохранить истинную свою суть, которая не была подвергнута ни малейшему искажению.

Для греков Святая Гора - является колыбелью их национальных традиций и той частью Греции, где более чем на тысячу лет сохранились греко-христианские обычаи, образование и подлинно византийский дух. Святая Гора - священный фонд, содержащий материал для исследователей богословия, философии, истории византийского и поствизантийского искусства. Святая Гора - это живой музей богатый ценными сокровищами и реликвиями православной традиции.

 

Возврат к списку