Краткие комментарии и пояснения
1 Крестное знамение – изображение христианином рукой знака Креста в знак нашего свидетельства в истинности распятия и воскресения Христова. Символ принадлежности ко Христу.
2 Названия молитв и пояснения, набранные жирным шрифтом, вслух не читаются.
3 Верно, да будет так, именно так (с усиленным акцентом и ударением).
4 Мытарь – сборщик податей, налогов; в Иудее 1 века было почти равнозначно слову «грешник».
5 Все молитвы, составленные в основном святыми отцами, написаны в мужском роде; женщины могут молиться как в мужском роде (подразумевая под ним вообще человека), так и в женском (как кому удобнее).
6 Православные христиане традиционно сопровождают молитвы к Богу поясным поклонением, сопровождаемым крестным знамением. Поклонение (как поясное, так и в особенности до земли) и последующее восстание символизирует падение человечества в грехопадении и грешной жизни и восстановление его в прежнем райском достоинстве Жертвой Христовой.
7 Молитва, с которой обычно начинаются все келейные молитвословия.
8 От Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы трижды читается тропарь Воскресению: "Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробах жизнь даровав". От праздника Вознесения до Троицы все молитвы начинаем с Трисвятого, опуская всё предыдущее. Это замечание относится и к вечерним молитвам.
9 Весь созданный Богом мир: земной и небесный, видимый и невидимый, тварный и нетварный.
10 Источник благ – источник добра и пользы для наших душ.
11 Каждое прошение этой молитвы сопровождается, как правило, крестным знамением.
12 Необходимый для существования и жизни, т.е. и Хлеб причастия и хлеб обыкновенной еды.
13 Объяснение этой молитвы в тексте сноски было бы очень громоздким, поэтому рекомендуем обратится к толкованиям на молитву Господню, например, священномученика Киприана Карфагенского(+258).
14 Припадём – повергнемся на землю, поклонимся, прильнём.
15 Иссоп – душистое, полукустарниковое растение с синими или розовыми цветами. Прутики иссопа, связанные в пучок, употреблялись евреями для окропления.
16 Перевод П.А. Юнгерова (1915 г.), вариант – от движения крови, то есть от блудных грехов.
17 Всесожжение – ветхозаветное жертвоприношение, при котором животное все без остатка сжигалось на жертвеннике.
18 Сион – холм в Иерусалиме, на котором был построен Храм (Пс. 64,2; 83,8), символ Церкви как живого Храма Иеговы (Ис. 2:3; Евр. 12:22; Откр. 14:1).
19 Принявшего плоть.
20 По правую руку, справа.
21 Дающего жизнь.
22 Открыто признаю и верю.
23 Эта молитва после внезапного пробуждения посреди ночи.
24 Перевод этого места осуществлен со славянского текста.
25 Святой Василий Великий называет Бога Светом, то есть Солнцем, но безначальным и вечным, в Котором нет периодических изменений в силе освящения, и Которое всё одинаково освящает, не оставляя никаких затенённых мест, как видимое солнце.
26 Тело человека, как и душа тоже бессмертно, имеется ввиду это тело, т.е. тело людей до всеобщего воскресения.
27 Речь идёт о человеке, потерявшем волю и энергию в деле своего спасения, с "опустившимися" руками. Он не в силах выбраться сам на путь и спасения и просит своего Ангела-хранителя взять его за безвольную "руку" и вывести на этот путь.
28 Т.е. христиан.
29 Прежде всего имеются ввиду духовные противники, то есть демоны и вызываемые ими страсти.
30 Т.е. людей, составляющих эту Церковь=всех христиан.
31 При желании можно помолиться о наших близких более пространно своими словами.
32 Т.е. без мук рождения.
33 От праздника светлого Христова Воскресения до Вознесения Господня вместо этой молитвы читаются припев и ирмос 9 песни пасхального канона: "Припев: Ангел возгласил Благодатной: "чистая Дева, радуйся!" И я повторяю: радуйся! Твой Сын воскрес в третий день из гроба, воскресив мёртвых, люди, торжествуйте!
Ирмос: Светись, светись, новый Иерусалим: слава Господня озарила Тебя! Ликуй ныне и веселись, Сион! Ты же, Чистая, радуйся Богородица о восстании Рождённого Тобой". Это замечание относится и к окончанию остальных молитв.
34 Т.е. дьявола.
35 Так понимал это место святитель Феофан Затворник (см. письма).
36 Льстивыми, ложными.
37 Прежде всего, в духовной борьбе со страстями и дьяволом.
38 Данная молитва к Богу является сердечным сокрушением человека о своих грехах и служит, таким образом, подготовкой к таинству Святого Покаяния. И, конечно, ни в коем случае не может служить заменой ему.
39 Допустимая в православной традиции образная поэтическая гипербола личного обращения ко Кресту, подразумевающая обращение к Распятому на Нём Спасителю.
40 Канон (греч. правило) есть ряд церковных песнопений, ирмосов и тропарей, тесно между собою связанных, как в музыкальном отношении (напевом, а в греческом подлиннике и определённым размером стиха), так и по содержанию. Последнее выражает дух и сущность празднуемого церковного события, подвигов чествуемого святого или иного события.
41 Иссоп – душистое, полукустарниковое растение с синими или розовыми цветами. Прутики иссопа, связанные в пучок, употреблялись евреями для окропления.
42 Перевод П.А. Юнгерова (1915 г.), вариант – от движения крови, то есть от блудных грехов.
43 Всесожжение – ветхозаветное жертвоприношение, при котором животное все без остатка сжигалось на жертвеннике.
44 Сион – холм в Иерусалиме, на котором был построен Храм (Пс.64:2, 83:8), символ Церкви как живого Храма Иеговы (Ис.2:3; Евр.12:22; Откр.14:1).
45 Ирмос (греч. связь) – вступительный стих, как бы заглавие, показывающий содержание прочих стихов песни или канона. В византийских канонах ирмос служит мелодическим образцом для последующих тропарей песни.
46 Т.е. Пресвятая Богородица Дева Мария (трапеза – дословно стол).
47 Кондак – краткая песнь, содержащая изложение сущности праздника или события канона, и представляющая собой по большей части древнейшую молитву Церкви в честь праздника. Кондак всегда поётся или читается после 6-й песни канона.
48 Имеется ввиду, конечно, не повторение самой Жертвы Христовой, а повторение нашего приобщения этой Жертве, принесённой "единожды".
49 Молитвенная подготовка к Святому Причащению и благодарение после нее – это не обязанность, а желание общения с Богом, проистекающее из личного благочестия желающего причаститься. Последование призвано помочь душе христианина более глубоко подготовиться к принятию Христа в Таинстве, разумеется при невозможности полностью прочитать все молитвы последования, допустимо его разумное сокращение.
50 В этом месте человек образно уподобляется овце, которую пасёт Господь.
51 Так понимал это место свщмч. Киприан Карфагенский (Письмо 63 к Цецилию о таинстве Чаши Господней).
52 По толкованию св.Василия Великого, имеется ввиду не затмение ума, а удивление (Предисловие к толкованию на книгу пророка Исаии).
53 Узы – цепи, оковы, путы.
54 В греческом оригинале это напоминание имеет стихотворную форму.
55 Кормушка для скота.
56 Один единственный.
57 По правую руку, справа.
58 См. 57.