Паломническая поездка на Валаам

Паломническая поездка на Валаам

Паломнический тур на Валаам - прекрасное событие для каждого православного человека. Мы подготовили удобные поездки на Валаам на автобусе из Москвы с вечерним выездом. В паломническом туре на Валаам запланированы богослужения, все желающие смогут исповедаться и причаститься. Мы посетим основные монастыри скиты и кельи. Богослужения будут проходить в в Спасо - Преображенском соборе. Мы побываем в Воскресенском скиту, увидим Валаамский Иерусалим, Гефсиманский скит, Гору Элеон, Коневские озера, Никольский скит. Поедем на Скитский остров, Смоленский скит. Для всех пройдет экскурсия «Скиты во имя Всех Святых" и многие другие чудотворные иконы и мощи святых.


Паломническая поездка на Валаам

О Валаамском монастыре

Валаам. Сегодняшняя бытность известного монастыря является ярким подтверждением того, что вера имеет невероятную духовную силу. А главная сила веры состоит в том, чтобы поднимать и восстанавливать из руин древнюю обитель. И это незримая история, которой пропитаны все события, связанные с Валаамским монастырем. Достаточно вспомнить варварские набеги шведов или страшные бомбежки в годы Великой Отечественной Войны. Все эти события приводили к полному разорению монастыря. Но всякий раз, волею Силы и Духа, монашеская жизнь всегда возвращалась в прежнее русло.

Краткий очерк - обзор истории монастыря, исторические события жизни монастыря от давних событий до современности наших дней.

Валаамский монастырь всегда считался путеводной звездой Православия на Севере Руси. Он не просто славился высокой духовной жизнью, но и на протяжении многих веков служил истоком в развитии православной веры и монашества на окрестных землях.

Современная история не считает датой основания времена Крещения Руси, а другие настаивают на более позднем периоде ее становления. По приданию Церковных и монастырских писаний эта дата уходит в те времена, когда христианство только начало распространяться на Руси. Именно в этот период времени и был основан монастырь преподобным Сергием и Германом. Тогда он истал настоящим центром православия приладожских земель.

Считается, что в древности на Валааме было расположено главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, к которым приходили на поклон и возносили жертвы проживающие в окрестностях язычники. Именно таким и всплывает в памяти апостольский век. Этимологический разбор финского названия "Валамо" подтверждает правдивость этого предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а "мо" по-ижорски – земля. Поэтому вполне можно полагать, что Валамо – земля Велеса, что и есть место, посвященное Велесу1.

По монастырскому преданию святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыл из Киева в Новгород, по реке Волхов. Он сначала достиг Ладожского озера, а затем Валаама. Живописные красоты изумили взор, и Андрей Первозванный благословил горы острова крестом.

Жизнь святого Авраамия Ростовского Второго свидетельствует о том, что уже в 10-ом веке на острове располагалось монастырское братство. Управление братством велось игуменом. Основателями монастыря считаются Преподобный Сергий и Герман. Богомольцы прибыли от восточных стран. В службе говорится, что их "любовь к Богу была неразлучна, союз братолюбия истинен, молитва – непрестанна, нрав – кроток, слез струи – приснотекущи, пост, бдение и труды предел естества превосходящие". В сохраненных летописях также упоминается о том, что святые Сергий и Герман законом установили общежительный быт в основанной ими обители.

Кто стал последователями на Валааме после преподобных Сергия и Германа, и проживал монашеской жизнью доселе, неизвестно. Конечно, в монастыре жили и молились игумен и братия. В обществе иноков существовали послушания или степени для искуса желающих ангельского образа. Для проведения службы и совершения всех молитвенных сборов был выстроен храм во имя Святой Троицы. Братия обители были добрым примером для других, особенно новокрещеных.  Они искренне молились и передавали свою любовь и безмерную веру Всевышнему через молитву и покаяние. К тому времени о существовании Валаамского монастыря было известно и в Новгороде, и в Пскове, и в других местах. К числу почитаемых и величественных особ этого времени также принадлежит постриженик Валаамской обители преподобный Авраамий. Именно Авраамий является основателем ростовского Богоявленского монастыря. В древних источниках еще упоминаются игумены Иоаким и Феогност, которые возглавлявшие обитель в период Крещения Руси. Однако достоверными сведениями этот факт не подкреплен, но историки считают, что эти факты попросту не сохранились до наших дней.

Географическое положение монастыря.

Сохранилась на русской земле обители, чей чудодивный свет влечет к себе паломников со всего мира: Троице-Сергиева лавра, Оптина Пустынь, Дивеево... И в этом перечне Валаам имеет особую роль. Со всех сторон, словно небесным одеялом окутан он водной гладью. Место, удаленное от мирской суеты, словно специально создано для тех, кто ищет тишины, спокойствия, умиротворения и покоя.

Монастырь расположен в северной части Ладожского озера, в 22 км от материка. Валаамский архипелаг насчитывает около 50 островов общей площадью 36 кв. км, самый крупный из них - остров Валаам (27,8 кв. км.), рядом с ним расположены о. Скитский, о. Предтеченский, о. Емельяновский и еще множество малых островов. Расстояние до ближайшего карельского города Сортавала (старое название Сердоболь) - 42 км, до Приозерска - около 60 км, до Санкт-Петербурга - более 220 км.

Полоса береговой линии по всей своей протяженности изрезана водными проливами, каналами и заливами. Такой пейзаж придает ему особую красоту и выделяет его из сила многочисленных ладожских островов. Акватория архипелага можно смело считать эталоном центральной части Ладоги. Это объясняется структурой течений озера, что оказывает минимальное влияние водных потоков.

Неповторимой природы подобно Валаамской, со слов гидрографа А. П. Андреева, «не встретишь нигде в Европе: множество совершенно отвесных скал, идущих и в высоту, и на глубину, - островки, мыски, бухточки... Проливы, озерки между густой растительностью и угрюмыми гранитными скалами отражают на лазури все предметы, а стройный хвойный лес дополняет общую картину, придавая всему чудный, восхитительный вид».

Валаамский архипелаг обладает редкой и удивительной по красоте природой. На сравнительно небольшой территории насчитывается около 480 видов растений, присущих различным природным ареалам, встречается более 200 видов птиц, обитают лоси, зайцы, белки, лисы. На безлюдных островах архипелага можно увидеть лежбища занесенной в Красную Книгу ладожской нерпы, здесь ловится лосось, палия, сиг, хариус и другие ценные виды рыб.

Отвесные скалы, грозно противостоят могучим ладожским волнам. А умиротворенный покой внутренних озер, многовековые ели и сосны, вечно борющиеся со знойными ветрами, создают особый колорит этих мест. Однако неброская красота лучезарных аллей и садов в едином тандеме с суровым величием девственной северной природы, и неповторимым ансамблем архитектуры придает Валааму неописуемый облик одного из необыкновеннейших островов целого мира.

Однако вера –это всегда внутренняя красота, которая соединяет в себе внешнее и внутреннее состояние души. Так и с землями, которые явили в себе историю православия и монашества.  Земли на которых был создан настоящий подвиг земного человека во имя Единого Господа Спасителя. Поэтому земная красота здешних мест и отражает красоты неземной веры, а значит духовного и вечного. Для всех православных людей Валаам недопустим без его древневековой иноческой обители. Она много веков оставалась духовным центром Православной Руси, поэтому по праву называлась Северным Афоном.

Современная история причисляет первые упоминания об этом живописном острове Валаам 800 г. до Рождества Христова. В это время на православных землях обители было огромное идольское капище. Тут приносились человеческие жертвы богам Велесу и Перуну, совершались страшные языческие обряды. В облике языческого изуверства и мог застать древний Валаам апостол Андрей Первозванный. Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и предков славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем — Валаама, где благословил горы на островах крестом или апостольским жезлом. Это предание запечатлено на первых страницах «Повести временных лет» или Летописи преподобного Нестора (начало XII в.).

По преданию, именно языческие жрецы первыми услышали проповедь апостола. Они уверовали в его слова и приняли православное крещение. После крещения они своими собственными руками разрушили капище, где ранее проводили нечеловеческие обряды язычества. На том месте, где ранее были возведены языческие идолы, ученики апостола Андрея возвели каменный крест. А уже через века на свой «крестный» путь ступила братия Валаамского монастыря.

Хозяйство Валаамского монастыря.

Преображенский Валаамский монастырь, основанный, по преданию, выходцами «из Восточных стран» - преподобными Сергием и Германом. Это произошло во времена Крещения Руси. Поэтому он традиционно является одним из главных центров паломничества на Северо-Западе России.

Паломничество на Валаам всегда обладало одним важнейшим отличием, - до Валаама нельзя «дойти»! От внешнего мира его закрывают воды Ладоги. А Ладога является самым большим озером Европы. Валаамский архипелаг находится на расстоянии около 40 км от ближайшей береговой линии. Самостоятельно до этих мест добраться невозможно. Единственный путь – это путь по воде. Для этих целей Валаамский монастырь в 90-х годах начал обустраивать пассажирский флот. В наше время переправа православных паломников, посетителей и туристов из г. Приозерска и г. Сортавала возможна исключительно в период навигации. Это время: с мая по октябрь.

Установлена и традиция, которая не нарушается много веков: официальное открытие паломнического сезона на Валааме совершается 22 мая. В этот день было совершено перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. В последние годы сезон паломничества открывался намного раньше. Это объясняется благоприятными погодными условиями на Ладоге.

На территории острова Валаам расположен музей Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Он создан в октябре 1992 года. Сейчас, музейное собрание состоит из 5060 предметов основного и 9072 научно-вспомогательного фондов. Для посетителей особый интерес представляет две постоянно действующих экспозиции:

Этнографическая выставка «Хозяйство и быт Валаамского монастыря XVIII – XX вв.». Она расположенная в Каретно-конюшенном сарае неподалеку от Благовещенской часовни;

«Древлехранилище Валаамского монастыря» на Свято-Владимирском скиту. В нем размещено около 700 ценнейших экспонатов. В их числе — иконы, древние книги и рукописи, предметы одежды и быта иноков валаамской обители: старые фотоснимки, карты, уникальные картины. Одним из самых древних и ценных экспонатов музея является потребник иноческий 1639 год.