В X веке один старец жил отшельнически со своим послушником недалеко от столицы Афона Кареи. Свою уединенную келью, названную в честь Успения Пресвятой Богородицы, монахи оставляли редко. Случилось, что старец отправился однажды на воскресное всенощное бдение в Протатский храм Успения Пресвятой Богородицы; ученик же его остался стеречь келью, получив от старца наказ совершить службу дома. При наступлении ночи он услышал стук в дверь и, отворив, увидел незнакомого монаха, которого принял почтительно и приветливо. Когда наступило время всенощной службы, они оба начали молитвенные песнопения. Далее пришло время величать Пресвятую Богородицу, оба встали пред Её иконою и начали петь: «Честнейшую Херувим и славнейшую Серафим...».
По окончании молитвы гость сказал: “У нас не так величают Богоматерь. Мы поем прежде: «Достойно есть яко воистину блажити Тя Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную, и Матерь Бога нашего» — и после этого уже прибавляем: «Честнейшую херувим…»”. Молодой инок умилился до слез, внимая пению не слыханной им молитвы, и стал просить гостя написать её, чтоб и он научился таким же образом величать Богородицу. Но в келье не оказалось ни чернил, ни бумаги. Тогда гость сказал: «Я напишу тебе для памяти эту песнь вот на этом камне, а ты заучи ее, и сам так пой, и всех христиан научи, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу». Начертав на камне эту песнь, он подал его послушнику и, назвав себя Гавриилом, мгновенно стал невидим.
Всю ночь провел послушник в славословии пред иконою Богородицы и к утру пел эту Божественную песню наизусть. Старец, возвратясь из Кареи, застал его поющим новую чудную песнь. Послушник показал ему каменную плиту и рассказал всё, как было. Старец объявил о том собору святогорцев, и все, едиными устами и единым сердцем, прославили Господа и Матерь Божию и воспели новую песнь. С тех пор Церковь воспевает архангельскую песнь «Достойно есть», а икону, пред которою она была воспета Архангелом, перенесли в Протатский собор торжественным крестным ходом. Плита с начертанною Архангелом песнью доставлена была в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных, в патриаршество св. Николая Хризоверха (983-996). Келья и поныне известна на Афоне под именем «Достойно есть». Каждый год во второй день Пасхи на Афоне проводится Крестный ход с чудотворной иконой «Достойно есть». Этот традиционный святогорский праздник проходит с удивительной торжественностью и по своему масштабу напоминает Крестные ходы Византийской империи.
Похожие записи







