Город Матера в Италии

В южной части Италии, в провинции под названием Базиликата есть небольшой красивый и древний город, о котором мало кто знает. Матера существует в каньоне реки Гравина еще с доисторических времен (со времен неолита). Из-за уникальной исторической части города под названием «Сасси» Матеру также иногда называют «Подземным городом».
Покровителями города считаются Пресвятая Богородица и великомученик Евстафий.
В пятидесятые годы, когда жившие в вырубленных в горах пещерах люди были вынуждены оставить свои жилища и переселиться в современные кварталы, никто не мог даже представить себе, что эти пещеры, так называемые «сасси» (“sassi”), станут символом возрожденного города.
В 1993 году ЮНЕСКО включила «Сасси» в список объектов мирового наследия, как «подлежащую сохранению и передаче потомкам систему жизни тысячелетней давности».  И это стало признанием того, что город должен быть «образцом жизни в равновесии с той средой, в которую она интегрирует, используя ресурсы, но ничего при этом не нарушая».
Матеру так же называют «вторым Вифлеемом», и не случайно она стала съемочной площадкой таких фильмов как «Страсти Христовы» Мэла Гибсона и «Евангелие от Матфея» Пьер Паоло Пазолини.
Народ, рожденный среди камней
Порода, которая окружает Матеру и которую местные ремесленные мастера научились обрабатывать с древнейших времен, геологи называют «калькаренит», а в народе  она известна как «туф». Рыхлый податливый материал в больших количествах поставляет возвышающаяся над городом гора, поэтому жителям Матеры казалось нормальным, что для того, чтобы построить дом, надо было подняться наверх и долбить скалу. Добытый материал, прежде чем стать фасадом здания, обрабатывался.
К первому дому добавлялись другие, а затем ещё и ещё,  пока не образовалась паутина  жилищ, туннелей и улочек, которые проходят друг над другом, одна в другой, и превращаются в сказку именуемое Сасси – гигантскую скульптуру, чудо градостроительства, признанное ЮНЕСКО Всемирным наследием человечества (patrimonio Mondiale dell'Umanità). С того времени в Сасси проводились широкомасштабные ремонтные и восстановительные работы. Посещение Сасси сегодня – это настоящее погружение в прошлое этого древнего народа.
Однако Матера это не только Сасси. Город включает в себя несколько разных, относящихся к разным эпохам районов, самый древний из которых – квартал Чивита (Civita), который по своим морфологическим характеристикам может считаться природной крепостью с собором Дуомо в романском стиле (Duomo romanico), построенным между1268 и 1270 годом на месте акрополя, интерьер которого богат произведениями искусства, среди которых – византийская Мадонна XIII века, называемая «делла-Бруна» (“della Bruna”).
Район средневековья и эпохи Возрождения расположен вдоль так называемого «иль-Пьяно» (“il Piano”) на окраине Сасси. И наконец, есть новый город с очень элегантными зданиями, созданными самыми известными итальянскими архитекторами.
В Матере множество церквей, датируемых XIII-XVII столетиями, значительную часть которых составляют церкви в стиле барокко, и самые древние из них - церкви Сан-Джованни (S. Giovanni), Сан-Доменико ( S. Domenico) и собор Дуомо (Duomo).
Парк Мурджа
Матера в некотором смысле является символом сельской культуры и ей успешно удается поддерживать живыми свои традиции. Наивысшим проявлением получившего развитие на территории Матеры наскального искусства являются многочисленные вырубленные в туфе церкви (chiese scavate nel tufo),чаще всего покрытые фресками и разбросанные по плоскогорью Мурджа или включенные в городскую систему Сасси-ди-Матера (Sassi di Matera).
Настоятельно рекомендуем посетить Историко-археологический природный парк скальных церквей Мурджа-Матерано (Parco Archeologico Storico Naturale della Murgia e delle Chiese Rupestri del Materano), раскинувшийся на территории площадью 8000 гектаров, между коммунами городов Матера и Монтескальозо (Montescaglioso). На первый взгляд это место кажется усеянной низкорослой растительностью и изрезанной глубокими каньонами (profondi canyon) с головокружительными  обрывами каменистой пустыней, сформированной на обширных равнинах благодаря атмосферным явлениям. Но даже в таком труднодоступном, кажущемся пустынном районе природа позволила обосноваться большому количеству растений и животных, а человек оставил следы своего постоянного пребывания, начиная с доисторических времен и до наших дней. Первые признаки присутствия здесь человека были обнаружены в Пещере летучих мышей (Grotta dei Pipistrelli), расположенной вдоль оврага, доступ в которую осуществляется через квартал Рионе Агна-ди-Матера (Rione Agna di Matera). Эта вырубленная со стороны моря пещера была населена людьми  со времен верхнего палеолита.
Ремесла
Унаследовавшие древние секреты свои ремесел, сегодняшние мастера создают маленькие, но уникальные шедевры с помощью резьбы по дереву, резьбы по туфу, папье-маше и глины. Плотники и резчики изготавливают мебель и такие предметы сельского быта, как сундуки, люльки и деревянные ложки, а гончары делают кувшины, чашки и особые свистки «куку» (cuccù) из полихромной терракоты.
Праздник Мадонна-делла-Бруна (Festa della Madonna della Bruna)
Ни в коем случае не стоит пропускать этот древнейший праздник, который отмечается ежегодно 2 июля, начиная с 1380 года, когда бывший в то время архиепископом Матеры Папа Урбано VI издал указ об его учреждении. Праздник открывается сопровождающей изображение Мадонны процессией «пастухов» (“dei pastori”), проходящей по главным улицам города.
После празднования в соборе Святой Мессы на повозку ежегодно изготовливаемую местным мастером устанавливается статуя Мадонны-делла-Бруна XVIII века и  торжественно сопровождается всадниками в традиционных костюмах.
Потом повозка будет атакована и разломана за несколько секунд огромной толпой, при этом каждый постарается любым способом завладеть её куском, который на протяжении всего года будет приносить удачу. Завершится праздник фейерверками, которые озарят своими огнями Сасси и пещеры Мурджа.

Похожие записи

Бари
Старый город Бари лежит на полуострове между старой и новой гаванью, а промышленная зона уходит вглубь материка. Православные (и в первую очередь русские) паломники приезжают сюда к мощам Николая Чудотворца.
Бари
Патриаршее подворье Николая Чудотворца
В 1459г. совершилось первое известное паломничество в Бари — монаха Варлаама из Ростова Великого. После чудес, свершившихся от иконы, приобретенной в Бари, он основал монастырь на реке Улейма. Первая запись в его архивах числится 1683г.
Патриаршее подворье Николая Чудотворца
Полиньяно-а-Маре
Старинные узкие улочки приморского городка дышат средневековой архитектурой, которая спустя века практически не изменилась, и город предстает перед нами в том виде, в котором он был столетия назад. Доказательство этому - церковь Матриче XIIIв.
Полиньяно-а-Маре
Собор Святых Космы и Дамиана
Кафедральный собор Святых Космы и Дамиана был построен в Альберобелло в XVIIIв. на месте старой церкви. Архитектором здания стал Антонио Курри. Церковь посвящена братьям-близнецам, бескорыстно служившим ближним.
Собор Святых Космы и Дамиана
Монте Сант Анджело
Город Монте Сант Анджело разместился на южном мысе Апеннинского полуострова недалеко от залива Манфредонии на 800м. над уровнем моря. Скала, на которой расположилось это селение, заполнена многочисленными пещерами.
Монте Сант Анджело
Монополи
Этот город расположился на восточном побережье полуострова и имеет красивую природу. Он бережет нетронутым очарование, уходящее корнями в его историю и традиции. Монополи так же известен как «город тысячи церквей».
Монополи
Святилище Архангела Михаила
Начиная с V века, естественная пещера, расположенная на горе Монте-Гаргано, превратилось в место особого почитания Архангела Михаила. Традиционно паломники, направлявшиеся в Рим или в Иерусалим по пути посещали Святилище Архангела.
Святилище Архангела Михаила
Базилика св. Николая
Место для строительства храма было выбрано в центре города на территории «катапенальской цитадели». Земля подарена церкви герцогом Рожером. 1 октября 1089г. базилика была освящена, мощи св. Николая разместили в её крипте.
Базилика св. Николая