Монастыри России - Русская Палестина Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Монастыри России - Русская Палестина Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Монастырь основан в 1656 году патриархом Никоном, по замыслу которого под Москвой должен был быть воссоздан комплекс святых мест Палестины..
Это не первая попытка перенести образ храма Гроба Господня, связанного со святынями, на территорию России. Среди памятников, в которых могло отразиться влияние палестинского «первообраза», исследователи называют храм Покрова на Рву и проект «Святая Святых» в Московском Кремле (последний, задуманный ещё Борисом Годуновым, так и не был осуществлён. Остаётся открытым и вопрос, что могло послужить образцом для «Святая Святых» этого проекта — ветхозаветный Храм Соломона или храм Гроба Господня).
Земли, на которых предполагалось расположить новую обитель, находились во владении вотчинников, и патриарх добился от царя Алексея Михайловича особого права приобретать земельные владения. До создания обители все земельные приобретения оформлялись на Валдайский Иверский монастырь. К территории будущего монастыря присоединились бывшие земли боярина Василия Шереметева, князя Алексея Трубецкого, стольника Романа Боборыкина. Монастырские сооружения были возведены на землях деревни Редькино, купленной у дьяка Лукьяна Голосова.

Окрестности будущей обители подверглись перепланировке: лес по берегу реки Истры вырублен, а холм, на котором возводился монастырь, досыпан и укреплён. Прежние наименования были изменены на новые, взятые из евангельских текстов. Мужской монастырь был заложен на холме, прозванном Сион. К востоку от него располагался Елеонский холм с каменной Елеонской часовней, на севере — холм Фавор. На берегу реки Истры, переименованной в Иордан, был построен скит патриарха (до середины XIX века назывался «отходной пустынью»), в котором были размещены две церкви — Богоявления и апостолов Петра и Павла (освящены в 1662 году). Был основан также небольшой женский монастырь — Вифания, названный по городу, упомянутому в Новом Завете. Некоторые здания повторяют очертания сооружений Иерусалима, как, например, Воскресенский собор (1656—1685), создан по образу и подобию храма Гроба Господня.

На строительные работы, для производства которых «требовалось огромное количество как квалифицированных мастеров, так и подсобной рабочей силы», были привлечены монастырские крестьяне, в том числе и из отдалённых вотчин. Крестьяне в своих челобитных жаловались на то, что, оторванные от дома, они лишены возможности заниматься собственным хозяйством. Положение занятых на работах не облегчало предоставление им некоторых льгот. Один из современных Никону писателей-старообрядцев критиковал патриарха за то, что «простых крестьян тяжкими труды умучил, созидаючи горкой свой Иеросалим».
При Никоне на территории монастыря был возведён комплекс традиционных для русского зодчества деревянных сооружений. В 1656 году построена деревянная Воскресенская церковь с трапезной, келарской и служебными помещениями. 18 октября 1657 года на её освящении присутствовал царь Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом, это обстоятельство было отмечено на памятном кресте, установленном на Елеоне. Почти сразу после основания монастырь стал крупным землевладельцем. В разных уездах России для него были приобретены вотчины. На большую часть земли царём Алексеем Михайловичем были выданы жалованные грамоты.

Воскресенский собор был заложен в сентябре 1658 года — архимандрит Леонид (Кавелин), опираясь на надпись на колоколе, отлитом при патриархе, относит это событие к 1 сентября. В этом же году Никон был удалён из Москвы. До конца 1666 года патриарх находился в Новом Иерусалиме, руководя строительством собора. В его личное управление были переданы три основанные им монастыря: Воскресенский, Иверский, Крестный. Из документов того периода следует, что монастыри были объединены в одну вотчину, в которую входили солеварни в Усолье Камском и Старой Руссе, рыбные ловли на Кольском полуострове, два московских подворья, земли в центральных и северных уездах. Большая часть доходов с этого владения шла на строительство Воскресенского собора.
В монастыре работали белорусские мастера, присланные Никоном ещё до опалы. Первым архитектором Нового Иерусалима стал Пётр Заборский — «золотых, серебряных и медных, ценинных и всяких рукодельных хитростей изрядный ремесленный изыскатель, потрудившийся о украшении сея святые церкви в ценинных и в иных делах немалое время». Строительные работы остановились, когда Никон был сослан в Ферапонтов монастырь, а по указу Алексея Михайловича от 22 декабря 1667 года мастера (всего 31 человек) из Нового Иерусалима были переведены в Оружейную палату.

В XVII веке в монастыре существовала библиотека, собранная по инициативе Никона. Её основу составили личные книги патриарха, переданные им в 1661 году монастырю, в том числе греческие рукописи из афонских монастырей с текстами античных и раннехристианских авторов. В библиотеке монастыря находились, среди прочего, Изборник Святослава 1073 года, Юрьевское Евангелие (XII век), списки летописей (Воскресенская и Никаноровская), том Лицевого свода (XVI век), хронографы, родословные книги, небольшое количество иностранных изданий практического назначения, печатные книги для каждодневного богослужения и чтения. Большое место занимала переводная литература: сочинения философского содержания, книги по филологии, истории. Патриарх постоянно поддерживал связи с украинскими монахами-переводчиками даже во время своей опалы. Переводы книг, созданные под руководством Епифания Славинецкого, регулярно присылались в монастырь из Москвы. В монастырской библиотеке были широко представлены книги, изданные в Киеве, Вильно, Остроге, Львове, Кракове, Кутеинском монастыре под Оршей, Иверском монастыре. К концу XVII века здесь хранились около 600 книг. Пятьсот экземпляров из монастырской библиотеки в 1674 году были взяты в Патриаршую ризную казну. В 1666—1676 годах в монастыре работала типография, переведённая патриархом Никоном из Иверского монастыря. Рукописи из библиотеки монастыря описаны Амфилохием в 1859 году в его «Описании рукописей Воскресенского ставропигиального первоклассного монастыря, именуемого Новый Иерусалим». В 1907 году все рукописные книги были переданы в Синодальную библиотеку и составили там Воскресенское собрание рукописей, с 1920 года оно хранится в Государственном историческом музее.

Во второй половине XVII века в монастыре сложилась музыкально-поэтическая школа, продолжавшая традиции канта — польско-украинского духовного песнопения. Два настоятеля монастыря — архимандриты Герман и Никанор были в своё время руководителями хора (уставщиками). Их личные библиотеки состояли из книг-пособий (в том числе латинских и польских) по стихосложению, исторической литературы, нотных рукописей. Три стихотворных произведения Германа и Никанора высечены на каменных плитах Воскресенского собора. Предполагается, что Николай Дилецкий создал свой Воскресенский канон по заказу Новоиерусалимского монастыря.

Конец XVII века
Церковный собор 1666—1667 годов определил статус монастыря как рядовой подмосковной обители. Единая вотчина была разделена: Иверскому и Крестовому монастырям были возвращены их земли по состоянию на 1658 год. Воскресенский монастырь не имел более средств на продолжение строительства. После удаления Никона его противники пытались лишить обитель вотчин, однако они (кроме вотчин приписных монастырей) были признаны приобретёнными законно и в 1668 году утверждены за Воскресенским монастырём Соборной грамотой. Строительство возобновилось в правление Фёдора Алексеевича, ученика Никона, который, под влиянием тётки, Татьяны Михайловны, обратил внимание на дела обители. Царь приписал Новому Иерусалиму 20 монастырей, пожаловал ему новые земли. С 1679 года монастырь был передан в ведение отделения Приказа Большого Дворца — Мастерской палаты, сам царь принимал активное участие в управлении и благоустройстве обители. В 1678 году Новому Иерусалиму были возвращены все прежние приписные монастыри и дарованы новые.

В 1681 году Никону, уже тяжело больному, было разрешено вернуться в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь, на пути к которому он скончался 17 августа в Николо-Тропинском приходе напротив Ярославля. Его похоронили в приделе Усекновения главы Иоанна Предтечи Воскресенского собора.
С 1684 года монастырь был передан в Приказ сыскных дел. По завершении строительства Воскресенского собора, 18 января 1685 года он был освящён. После этого события царевна Софья Алексеевна указала место для строительства на территории монастыря у задней стены собора «церкви с трапезною тёплой каменной и службы по чину Иерусалимскому». В день освящения собора дьяку Сыскного приказа Борису Остолопову было поручено его описание. Церковь Рождества Христова с трапезными палатами была освящена в 1692 году.

XVIII век
В правление Петра I в Новом Иерусалиме так же, как и в других крупных обителях, был уменьшен штат монахов, на содержание которых выделялись из монастырских доходов ограниченные средства (остальное уходило в государственную казну). Кроме этого монастырь был обязан поставлять государству лошадей, фураж, ремесленников из числа монастырских крестьян.
При Елизавете Петровне (1741—1761), взявшей монастырь под покровительство, материальное положение Нового Иерусалима улучшилось, увеличились его земельные владения. Благодаря императрице, выделившей 30 тысяч рублей, начался ремонт Воскресенского собора, шатёр ротонды которого обрушился в 1723 году.
Перед секуляризацией церковных земель Новый Иерусалим владел 13 935 (по другим данным — 16 287) душами мужского пола и 22 000 десятин земли. После Манифеста от 26 февраля (8 марта) 1764 года все монастырские крестьяне были переданы в экономические. У монастыря остались два подворья в Москве и 30 десятин земли. Сумма, отпущенная на содержание обители, составила 30 процентов от былых доходов. Однако большую часть доходов монастырю обеспечивало паломничество, не прекращались и поступления крупных частных вкладов. Монастырское подворье в Москве было сдано в аренду.
В 1762 и 1792 годах на территории монастыря произошли крупные пожары. Средства на восстановление были выделены Екатериной II.
Появляются описания монастыря, адресованные широкому кругу читателей: А. Н. Муравьёва, И. М. Снегирёва и других авторов. Всего известно более двадцати паломнических описаний второй половины XVIII — начала XX века, которые стали источниками сведений об утраченных к настоящему времени сооружениях и деталях архитектурного комплекса, особенностях богослужебной практики, характерной только для этого монастыря, быта насельников и богомольцев.

В 1869 году архимандритом монастыря был назначен видный учёный, археограф Леонид (Кавелин). Годы, проведённые в Новом Иерусалиме стали для него временем плодотворной научной деятельности. В своём труде «Историческое описание Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого монастыря» (1876) Леонид впервые опубликовал документы XVII века (позднее утраченные) из архивов обители. До настоящего времени его монография «Ценинное дело в Воскресенском, Новый Иерусалим именуемом, монастыре с 1656 по 1759 год» остаётся единственным исследованием истории этой керамической мастерской. Кавелин открыл имена мастеров «ценинного дела» Петра Заборского и Яна Флегнера. С 1870-х годов архимандрит вёл работу по созданию одного из первых церковных музеев России — музея патриарха Никона, который открылся в 1874 году в северной трапезной палате монастыря.

Монастырь в XIX — начале XX века стал одним из центров русского паломничества; с постройкой железнодорожной линии Москва-Виндава число посетителей возросло. За оградой монастыря каменные сооружения сменили деревянные гостиницы для состоятельных паломников и странноприимный дом — для неимущих, построено монастырское училище. К 1913 году монастырь ежегодно посещало около 35 000 человек.

После 1918 года
В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на его территории работало два музея: Художественно-исторический и родного края, которые в 1922 году объединились в Государственный художественно-исторический музей. В его коллекцию вошли предметы из монастырских храмов и ризницы, экспонаты Музея памяти патриарха Никона, картины из художественной галереи, расположенной в Трапезных палатах, материалы археологических раскопок, предметы из усадеб западной части Московской губернии.
В 1941 году во время Великой Отечественной войны минёры немецко-фашистской дивизии СС «Райх» взорвали Воскресенский собор. Многие архитектурные памятники были уничтожены.

В 1959 году музей возобновил работу; сооружения монастыря восстановлены, за исключением основной архитектурной доминанты — исполинской ярусной звонницы XVII века.
10 ноября 1993 года патриарх Алексий II подписал удостоверение своему представителю архимандриту Никите (Латушко), которому поручалось ведение переговоров с властями Московской области, Истринского района и руководством музея «Новый Иерусалим» о возвращении монастыря.

В 1994 году возобновлён ставропигиальный Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь. 18 июля 1994 года Священный синод Русской православной церкви утвердил архимандрита Никиту наместником возрождающегося ставропигиального Ново-Иерусалимского монастыря.
В 2014 году музей «Новый Иерусалим» переехал из стен монастыря в новое здание по соседству и до сегодня продолжает свою работу.

Похожие записи

Покровский ставропигиальный женский монастырь г. Москва
В 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем монастырь был основан как мужской, в память об отце патриархе Филарете, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы.
Покровский ставропигиальный женский монастырь г. Москва
Свято-Троицкий женский монастырь г. Муром
Свято-Троицкий женский монастырь основан во второй четверти XVII века купцом Тарасием Цветновым на месте, которое ранее называлось Старое Вышнее городище.
Свято-Троицкий женский монастырь г. Муром
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Фундамент монастыря был заложен в 1773-1774 годах матушкой Александрой в Дивееве возле первой в селе деревянной Стефановской церкви.
Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский женский монастырь
Трапезный храм святого благоверного князя Александра Невского
Трапезная церковь святого благоверного князя Александра Невского в Дивееве была возведена, как и предсказывал преподобный Серафим, на месте бывшего сельского кладбища, юго-восточнее Троицкого собора
Трапезный храм святого благоверного князя Александра Невского
Домовая церковь св. равноап. Марии Магдалины
В 1885 году в Дивеевском монастыре построили игуменский, или как называл его Батюшка — начальнический, корпус. 
Домовая церковь св. равноап. Марии Магдалины
Храмовый комплекс «Приют св. Иоанна Предтечи»
Звон волнующего душу колокола разносится далеко по Имеретинской долине. Этот церковный голос собирает прихожан Адлера и многочисленных гостей города на ежедневное богослужение в главном храме чудесного храмового комплекса «Приюта Святого Иоанна Предтечи».
Храмовый комплекс «Приют св. Иоанна Предтечи»
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Официально датой основания общины считается 1473 г., когда миссионер преподобный Иона построил (точнее, выкопал в песчаном холме) первую Успенскую церковь.
Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь
Варлаамо-Хутынский женский монастырь расположен всего в 7 километрах от Великого Новгорода. По всей России он известен своим величием. 
Спасо-Преображенский Варлаамо-Хутынский женский монастырь
Троице-Сергиева Лавра
Знаменитый православный монастырь, основанный прп. Сергием Радонежским в 1337 году. Находится на территории города Сергиев Посад Московской области.
Троице-Сергиева Лавра
Оптина Пустынь
Значение Оптиной Пустыни в отечественной истории трудно переоценить. Обитель является ярким примером процесса духовного возрождения, возникшего в России в конце XVIII века.
Оптина Пустынь
Московский Сретенский монастырь
Основан Сретенский монастырь в 1397 г. на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Божией Матери в память об избавлении Москвы от нашествия Тамерлана.
Московский Сретенский монастырь
Серпуховский Высоцкий мужской монастырь
Серпуховской Высоцкий мужской монастырь входит в число девяти обителей, основанных преподобным Сергием Радонежским.
Серпуховский Высоцкий мужской монастырь