Монастырь Гелати расположен в 4-5 км к северо-востоку от Кутаиси, древнего центра исторической провинции Западной Грузии Имерети. Этимологию названия монастыря производят от греческого «genathlakon» (рождение) и связывают с главным храмом монастырского комплекса, освященного в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Более древнее грузинское название монастыря «Генати» лишь подтверждает это положение.
В Гелати 3 храма. В центре комплекса расположен главный и самый крупный храм монастыря — собор в честь Рождества Пресвятой Богоматери; с восточной стороны от него - храм во имя святителя Николая Чудотворца, с западной — самый маленький храм во имя святого Георгия Победоносца. В состав монастырского комплекса входят также каменная колокольня подле центрального храма, где бьет святой источник, берущий начало в 50 метрах к северо-востоку за монастырской оградой. К западу от центрального собора располагается здание академии, от которого уцелели лишь наружные стены и вход. О строительстве и дальнейшем обновлении зданий Гелати имеются довольно подробные литературные сведения. Помимо того, сам монастырь обладает стенными росписями со множеством надписей и изображениями исторических лиц, внесших свой вклад в развитие этого крупного научно-религиозного центра Грузии.
Время возведения Гелати пришлось на период мощного политического и экономического подъема страны. Монастырь был основан в 1106 году святым благоверным царем Давидом IV Строителем (1089-1125), воздвигшим его в честь присоединения к грузинскому государству Кахети и побед над сельджуками в долинах Алгетки и Храма. Пространное повествование о начале строительства монастыря дано современником событий в грузинской летописи XI века Картлис Цховреба (Житие Картли): «Задумал Давид построить монастырь, и выбрал он место прекраснейшее и совершенное, на котором подобно второму небу сомкнул своды храма» (Картлис Цховреба. Т. 1. С. 329-331). Царь пригласил в Гелати выдающихся грузинских ученых и создал Гелатскую Академию — крупнейший в Грузии научно-просветительный центр, который историк называет «вторыми Афинами». Уже при Давиде здесь работали выдающиеся ученые своего времени — святые Иоанн Петрици, Арсений Икалтоели и др. В 1118 году здесь был похоронен первый министр Грузии епископ Георгий Чкондидели.
В своем завещании Давид велел устроить в Гелати усыпальницу грузинских царей, тем самым закрепив за монастырем постоянные внимание и заботу со стороны правящих кругов Грузии. Благодаря этому, а также удачному географическому расположению — в стороне от путей, по которым, в основном, проходили иноземные захватчики — памятники Гелати так хорошо сохранились. Царь пожертвовал монастырю большие земельные владения, конфискованные у одной из ветвей дома Орбелиани, богатые венцы и ожерелья, захваченные у мусульманских владык, перенес из Кларджети Хахульскую икону Божией Матери, писанную, по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой, и заказал для нее щедро убранный драгоценностями складень, являющийся одним из выдающихся образцов грузинского чеканного искусства.
Гелати как во внутренней, так и во внешней своей жизни подчинялся только царскому дому — Давид лично руководил организацией монастыря. Однако, царь не успел завершить строительство. В своем завещании он пишет: «Остался монастырь, усыпальница моя и костница детей моих, неоконченным, и уношу я с собой вечную тоску. Сын мой Димитрий пусть завершит его навеки для меня, для себя и моего потомства». (Сабинин. Рай Грузии. С. 512). Главный храм монастыря был освящен уже при Димитрии I (1125-1155). По преданию, Давид Строитель велел похоронить себя в Гелати в проходном месте. По утвердившемуся мнению, могила в южных вратах монастыря с надписью на каменной плите: «Это покой мой навеки, здесь вселюсь, ибо я возжелал его», является местом его упокоения.
Похожие записи