Храм Кашвети или Кашветский собор Святого Георгия (ქაშვეთის წმინდა გიორგის სახელობის ტაძარი) - средних размеров храм напроспекте Руставели в Тбилиси. Это один из самых известных храмов страны просто потому, что находится у всех на виду. Приезжим он кажется очень грузинским, очень старинным и очень традиционным, но это иллюзия: этот храм - новодел ХХ века, и представляет собой стилизацию под средневековый храм. Вернее, это очень точная копия собора Самтависи. Интересен так же фресками Ладо Гудиашвили 1946 года.
Появление храма связывают со знаменитейшей историей середины VI века. Это то место, где тбилисские зороастрийцы устроили суд над ассирийский отцом Давидом, впоследствии известным, как Давид Гареджийский. Его обвинили в сожительстве с монахиней, и была найдена беременная женщина, которая дала показания против Давида. Согласно неканонической, народной версии тех событий, Давид проклял эту женщину и она родила камень, что стало доказательством его невиновности. Так образовалось место "где был рождён камень" (ква+швети). Название места прицепилось к храму, который был тут построен в неведомые поздние эпохи. На что он был похож, мы уже не знаем.
В 1753 году по инициативе князя Гиви Амилахвари был построен новый храм. Судя по фотографиям, он был тетраконхом, что вообще-то не характерно для того времени. Но эпоха была кризисная, строили тогда плохо, так что храм едва протянул 50 лет. К началу ХХ века он уже был в аварийном состоянии.
В 1904 году было решено построить новый храм. Это была эпоха, когда в Грузии при помощи Ильи Чавчавадзе начали осознавать, что грузинская архитектура - это нечто большее, чем вымирающий провинциальный стиль. На уровне администрации всё еще полагали, что славянская архитектура на планете самая совершенная, но этот храм построен не по госзаказу. Заказчиками была грузинская аристократия и промышленники: Анна Амилахвари, Николоз Туманишвили, Антон Арджеванидзе и, что важно - Давид Сараджишвили, основатель закавказской коньячной промышленности. Они заказали проект ганноверскому архитектору Леопольду Бильфельду, но поставили ему условие: храм обязательно должен быть в грузинском стиле. Лучшие годы грузинской архитектуры - это Золотой век, а образцовый храм Золотого века - Самтависи, так что решили копировать Самтависи. Тем более, что он не такой громадный, как Баграти или Алаверди.
Непосредственно строительством заведовал итальянский мастер Леонардо Лоренцетти. Вся внешняя каменная резьба выполнялась рачинцами, братьями Агладзе: Неофитом, Ладо, Иакинте и Нико.
Можно сказать, что с этого храма началась эпоха неогрузинского стиля. Чуть позже было построено новое здание Кавказского музея в том же стиле и здание дворянского банка на соседней улице. Сам же Давид Сараджишвили умер в 1911 году и был похоронен около этого храма. Его могилу можно видеть у южной стены, перед церковной лавкой.
Первое время Кашвети стоял напротив собора Александра Невского. В советское время собор снесли и построили здание Дома Правительства. Кашвети тоже предполагалось сносить, тем более, что он поздний и особой исторической ценности не имел. Но его отстояли и даже без жертв.
В 1945 году потребовался художник для росписи интерьеров. На эту работу рискнул вызваться Ладо Гудиашвили. В то время за такое уже не расстреливали, но ещё увольняли. Но Гудиашвили пошёл по пути Нестерова, который расписывал Новую Зарзму в Абастумани, выходя за рамки канонов иконографии. Он или не смог уложиться в канон, или решил, что он выше канона, но в итоге его фрески получились недостаточно одухотворенные. Настоятель храма остался очень недоволен. Партийное руководство тоже озлобилось: Гудиашвили выгнали из партии и уволили из академии художеств.
Похожие записи