21 января Церковь празднует память святого Або — араба по происхождению, принявшего православие и претерпевшего мученичество в Тбилиси, и ныне почитающегося покровителем и заступником этого города.
Або (или Абу) происходил из Багдада — столицы тогдашнего огромного Арабского халифата, который простирался аж до границ с Персией. Он родился в 757 году (по другим данным, в 758-м) в многодетной семье. Юноша был обучен арабской грамоте, а его ремеслом было парфюмерное дело.
В то время несколько княжеств на территории нынешней Грузии находились под властью халифата. В 775 году князь Картлийского царства Нерсе, оклеветанный, арестованный и пребывавший в заключении в Багдаде, был оправдан и освобожден. Возвращаясь домой, Нерсе взял с собой юношу Або, с недавних времен служившего у него.
Прибыв с царем в Тбилиси, Або скоро овладел местным языком, а также, будучи мусульманином, стал ходить в христианские храмы и изучать Писание. В результате, юноша уверовал во Христа и оставил веру родителей. Но он не мог открыто об этом заявить, опасаясь ответной реакции арабов. Або втайне начал вести строгую жизнь и искать подходящего момента для принятия христианства.
В 781 году Нерсе в очередной раз был оклеветан перед халифом. Его вызвали в столицу, но опасаясь расправы, князь отослал свою семью в Абхазию, где царствовала его мать, а сам со своей свитой отправился в Хазарию, где хотел спланировать общую деятельность против арабов. Среди делегации был и Або. Он увидел, что христиане здесь живут свободно, хотя христианство и не было государственной религией, и крестился у местного священника.
После этого царь с сопровождающими отправился в Абхазию. Новокрещенного Або здесь встретили очень тепло, так что он возгорелся верой и возложил на себя трехмесячный обет безмолвия и поста. Святой принимал еду только после причастия, а после Пасхи, окончив безмолвие, стал безустанно хвалить Бога.
Находившись за пределами своего царства, Нерсе сообщили, что халиф вместо него поставил управлять своего племянника. Бывшему правителю Картли было разрешено отправиться домой при отказе от участия в политике. Князь не хотел отпускать Або, говоря, что арабы не простят ему измену исламу. Но молодой человек привел слова Спасителя о том, что зажженную свечу не ставят под сосуд, а наоборот ставят на подсвечник, дабы она светила всем.
Прибыв в Тбилиси, Або принялся за проповедь Христова учения среди арабов, что, учитывая активную исламизацию грузин, было государственным преступлением. По приказу нового правителя Тбилиси Або арестовали. После освобождения, по новым жалобам на святого, его снова схватили. Перед этим его предупреждали о грядущем аресте и уговаривали покинуть город, однако Або сказал, что готов не только пострадать, но и умереть за Христа.
В конце 785 года праведника схватили и привели на суд к эмиру. Искушая богатством и славой, его пытались отказаться от веры Христовой, но святой остался непоколебимым. Последующие десять дней Або находился в тюрьме, где непрестанно молился. Он продал все свое имущество, и на вырученные средства кормил пребывавших с ним арестантов. Вместе с тем, слуги эмира продолжали уговаривать и угрожать Або, чтобы он отказался от веры, но это было безрезультатно.
Накануне своей казни святой продал одежду и купил на полученные деньги свечи и ладан, которые разослал по городским храмам с просьбой молитв об нем.
В день казни Або провели по городским улицам ко дворцу правителя. На этом пути святой пел псалмы и успокаивал жалеющих его христиан. Представ на суд перед правителем, праведник вновь исповедал перед всеми свою веру, после чего разгневанный правитель приказал его казнить.
Або отвели во дворцовый двор, где палачи сперва троекратно нанесли не смертельные удары в надежде на отречение от веры, но, видя стойкость мученика, усекли его мечом.
Опасаясь всплеска народного возмущения, слуги эмира сложили тело святого и даже землю, пропитанную кровью мученика, в мешок, и отвезли на кладбище у скалы близ реки Куры. Чтобы христиане не стали поклонятся мощам святого, останки решили сжечь. Пепел и кости поместили в овечью шкуру и выбросили в воду. Верующие-христиане без страха пришли на это место. Отсюда они брали землю, от которой многие получили исцеление. На этом чудеса не закончились. В тот же вечер на небе появилась яркая звезда, которая была видна всем жителям города. Думая, что это христиане зажгли свет, арабы пытались подойти к скале, но устрашившись, не смогли этого сделать. Предание говорит, что ночью, на том месте, куда бросили останки святого, из воды засиял огненный столп. Тогда христиане нашли останки святого и предали земле.
Современник святого Або, Иоанн Сабанисдзе, в последующие годы написал сочинение о его деятельности и мученической смерти.
На месте, где сожгли тело мученика, в XII столетии был возведен знаменитый Метехский храм Успения Богородицы, сегодня являющийся одной из визитных карточек Тбилиси. В этой церкви находится чудотворная икона святого Або Тбилисского.
Метехский храм, свидетель многовековой истории грузинской столицы. Все постройки находились в окружении мощных крепостных укреплений.
Во время нашествия монголов в 1235 г. дворец и храм были разрушены. В 1278-1289 гг. обитель была восстановлена. На протяжении XV ст. она была снова разрушена, но уже персами. Каждый грузинский царь считал своим долгом возродить храм, благодаря чему эта древняя постройка сохранилась до сегодняшних дней. Современное здание храма Метехи датируется концом XIII ст. При этом кирпичный купол был установлен намного позже, примерно в XVIII ст.
Возле храма в XVII ст. была возведена оборонительная крепость, которую позднее переоборудовали в тюрьму. Сам Метехский храм подвергся надругательству, после того как он в XIX ст. был превращен в казармы казачьего полка. Во время благоустройства города в 1959 г. Метехский замок полностью разрушили. В 1987 г. была проведена капитальная реставрация храма. С 1988 г. Метехский храм вновь стал действующим храмом Грузинской церкви.
На восточной стороне обители можно увидеть высеченную надпись, которая гласит: «Царь Ираклий силой отнял эту крепость у врага...». Под сводами Метехи захоронена царица Шушаника Ранская - первая грузинская мученица, убитая в V ст. мужем-огнепоклонником. В самом храме находится икона святой Шушаник.
Перед входом в Метехский храм стоит бронзовая конная статуя Вахтанга Горгасали, ставшая одним из символов Тбилиси.
Похожие записи