Строительство церкви началось во времена правления Дачи Уджармели, преемника царя Вахтанга Горгасала, вскоре после того, как столица страны была перенесена в Тбилиси из Мцхеты. В архитектуре трехнефовой базилики, изначально возведенной из желтого туфа, заметно палестинское влияние, а ее двери украшены грузинским крестом, сделанным, как считается, Святой Ниной. За свою историю церковь неоднократно разрушалась и восстанавливалась, особенно в период войн с персами и турками. В XVII-XIX веках Анчисхати перестраивали, меняли планировку, добавили новый свод.
В советские времена здесь размещался кустарный музей. Позже — художественная мастерская. Все это оказало не лучшее влияние на состояние храма, но во второй половине XX века были проведены реставрационные работы и с 1989-го года здесь вновь проводятся богослужения.
Изначально церковь была посвящена Богоматери, официальное ее название — Церковь Рождества Девы Марии, но все знают ее как Анчисхати, то есть «Анчийская икона». Одну из главных икон страны перенесли сюда в XVII веке из Анчийского кафедрального собора в Южной Грузии, пытаясь уберечь от турецкого вторжения. Икона Спаса Нерукотворного выполнена в технике энкаустики — живописи горячими восковыми красками — и создана на территории Византии в VI веке. В XII веке придворный златокузнец царицы Тамары Бека Опизари сделал для нее драгоценный оклад из серебра и золота. В конце XIX века священники, опасающиеся за безопасность иконы, передали ее в Церковный музей. Сейчас она хранится в Музее искусств Грузии.
При церкви Анчисхати организован хор певчих, славящийся исполнением древних грузинских псалмов.
Похожие записи