На грузино-азербайджанской границе расположился комплекс из 9 монастырей — Давид-Гареджи. История создания комплекса напрямую связана с историей иберийского (грузинского) царства. История монастыря В 4 веке нашей эры трудами святой равноапостольной Нины Каппадокийской (Грузинской) в иберийском царстве официальной религией стало христианство. Сначала Нино крестила иберийскую царицу Нану, затем ее мужа, царя Мирана III, после чего царь объявил о принятии христианства иберийским царством. Несмотря на решение царя, в Иберии процветали зороастризм и язычество. К этому времени Иберия находилась под влиянием Персии и Византии. Но Персия была ближе, поэтому сократить количество сторонников зороастризма не представлялось возможным без освобождения от персидского гнета.
Через два столетия, в 6 веке нашей эры, в сирийском монастыре Иоанна Столпника монах Иоанн увидел видение, в котором Богородица повелела ему набрать 12 учеников и отправиться в Иберию. Иоанн послушался видения и, набрав учеников, по благословению настоятеля монастыря отправился в путь. Он поселился неподалеку от капища языческого идола Зедана, а его ученики разбрелись по всему царству. Один из них, Давид Гареджийский, поселился неподалеку от Тбилиси (Тифлиса), но после конфликта с зороастрийцами ушел в самые глухие и тяжелые для жизни земли, гареджийскую пустыню. Местом жительства святой Давид избрал пещеру, где поселился вместе с учеником Лукианом. Со временем число учеников Давида росло, они поселялись неподалеку, некоторые избирали для жительства пещеры или расселины, другие вырезали помещения в скале, ведь состояла она из песчаника. К «золотому веку» Грузинского царства, эпохе между правлением Давида IV Строителя и царицы Тамары, на месте некоторых пещер и захоронений построили храмы и монастыри.
Гареджийские монастыри также страдали он нашествий, как и все население Грузии. В 13 веке прошедшие по Грузии турки-сельджуки сократили количество монахов, но монастыри действовали. В 14 веке нашествие монголов также привело к сокращению численности монахов, но не прервало монастырских служб. В 17 веке во время персидского нашествия под командованием шаха Абасса монастыри комплекса обезлюдели. Часть монахов убежала, других вырезали персы. После этого монастыри пришли в запустение.
В конце 17 – начале 18 веков предпринимались попытки возродить монастырский комплекс, но к концу 19 века он снова обезлюдел. Это произошло из-за появления большого количества светских и духовных школ на территории Грузии, в связи с чем легендарный монастырский комплекс утратил свое значение. Тем не менее, с начала 21 века в некоторых монастырях комплекса проводят службы. Давидо-Гареджийская Лавра — главная и самая известная часть монастырского комплекса.
После развала Советского Союза между Грузией и Азербайжданом разгорелся спор. Причина спора – монастырский комплекс Давидо-Гареджи, часть которого расположена на территории соседней страны.
Существует предание, что в одном из монастырей комплекса хранился Иерусалимский камень. Святой Давид Гареджийский пошел на поклонение в Иерусалим. Но придя к городу, он настолько переполнился чувствами, что не смог войти внутрь и взял на память три камня, которые лежали у дороги. В эту же ночь царю Иерусалимскому было видение, что кто-то забрал всю духовную силу города. Он тотчас же отправил солдат на поиски этого человека и они обнаружили Давида. Святой отдал им два камня из трех, а третий унес с собой как величайшую святыню монастырского комплекса.
Похожие записи