Обитель святого апостола Андрея Первозванного, Свято-Андреевский собор, расположен в самом центре Святой Горы, вблизи афонской столицы – Кареи. Собор построен в нехарактерном для Афона русском стиле и является самым крупным храмом на всей Святой Горе.
По преданию, на месте Свято-Андреевского скита с Х в. располагалась уединенная отшельническая келья, а позже и Ксистский монастырь, просуществовавший до XV в. Позже здесь действовала келья, где в сер. XVII ст. подвизался святитель Афанасий III (Пателларий, 1597-1654), Патриарх Константинопольский и Лубенский чудотворец.
Уже в 1766 г. другой Константинопольский Патриарх Серафим II Анина (1757–1761), будучи на покое, приобрел эту келью и прилегающий к ней земельный участок. Его стараниями келья была благоустроена и расширена, получив название «Серай» (тур. – дворец).
Именно патр. Серафим ввел обязательное общецерковное празднование 30 ноября / 13 декабря памяти апостола Андрея Первозванного. На Афоне он поддерживал тесные отношения с прп. Паисием Величковским, благословив его труды по возрождению традиций православного старчества.
В 1769 году он призвал греческое население восстать против турок. После провала восстания в 1776 году из-за преследований вынужден был переехать в Российскую империю, где поселился на родине прп. Паисия Величковского — Полтавщине, в казачьем Мгарском монастыре, в котором ранее нашел свое упокоение его предшественник как по патриаршей кафедре, так и по кельи на Афоне – свт. Афанасий III (Пателларий). Свое упокоение патр. Серафим также нашел в этом казачьем монастыре.
Расширенная и обустроенная патр. Серафимом келья «Серай», после его вынужденного ухода с Афона, отошла к Ватопедскому монастырю. Ученик патриарха, заведовавший хозяйством «Серая», переселился тогда в Ватопедскую обитель, которой передал и келью.
В 1841 г. ее выкупили два русских монаха – Виссарион (Толмачев) и Варсанофий (Вавилов). По благословению их духовного наставника и духовника всех русских святогорцев старца Арсения в этой кельи они основали новую русскую общежительную обитель во имя святого апостола Андрея Первозванного, первопросветителя Руси.
Так как в то время Русский Свято-Пантелеимонов монастырь пребывал еще во владении греческих монахов, часть российской братии по благословению старца Арсения обустроила еще один скит вблизи от центра Афона.
За пять лет российское братство кельи выросло из нескольких монахов до 25 человек. 1849 г., по благословению патриарха Константинопольского Анфима, келья была преобразована в общежительный Скит, первым дикеем (настоятелем) которого и стал иеросхимонах Виссарион.
В начале ХХ века скит насчитывал уже более 800 человек русской братии, по этому количество корпусов постепенно увеличивалось.
По своим размерам Свято-Андреевский скит превышает многие самостоятельные греческие монастыри Афона. Особенно величествен его соборный храм. Это самый большой собор на Востоке, возведенный за весь период турецкого владычества. Длина собора составляет 88 аршин, ширина — 45 аршин, высота колокольни — 60 аршин. Собор имеет 150 окон и пол из каштанового дерева. Колокольня собора считается самой высокой на Святой Горе и в свое время имела двадцать пять колоколов, в том числе и пятитонный дар великого князя Алексея Александровича.
Неоднократно поднимался вопрос о предоставлении русскому скиту статуса монастыря. Однако греки каждый раз блокировали этот вопрос. Даже когда обедневший греческий Ставроникитский монастырь пожелал соединиться с русским Андреевским скитом, чтобы монастырь таким образом был спасен, Протат и здесь выступил против перехода монастыря в руки русских иноков.
Кроме собора, русский Андреевский скит имел 9 храмов и большие помещения, в которых размещались не только кельи, гостиница, трапезная, библиотека, хозяйственные помещения, но и различные мастерские, больница и даже аптека.
Так, в 1850 году с западной стороны скита был заложен двухэтажный каменный корпус. На первом этаже разместились хозяйственные помещения: трапеза, кухня, прачечная, а на верхнем — братские кельи. В 1859 году в юго-западной части скита строится четырёхэтажный корпус, соединивший уже существующие корпуса. В 1860 году прокладывается водопровод от источника.
В 1865 году было решено построить большой шестиэтажный корпус с храмом в честь прославившейся многочисленными чудесами иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». До построения Андреевского собора храм этот был самым большим в скиту и вмешал до 300 человек.
В 1881 году на северной стороне скита построены два корпуса в три и в два этажа. В одном разместилась кузница, слесарная мастерская и кладовая, а в другом иноки, работающие в этих мастерских. В 1882 году за стеною скита была построена двухэтажная церковь, верхняя освящена во имя святителя Николая, а нижняя — во имя трёх святителей. Храм этот был построен в память о бывшей Васильевской кельи Русского Свято-Пантелеймонова монастыря.
В 1887 году рядом со скитом построен двухэтажный корпус с церковью во имя Успения Божией Матери, а позже еще и новый больничный корпус в северной части скита. В 1897 году были построены еще две церкви: святителя Иннокентия Иркутского и в честь Благовещения. Также были построены храмы Михаила Клопского и вмц. Варвары. Кроме того, были освящены храм вмч. Пантелеимона, а так же Всех святых бессребреников и преп. Серафима Саровского при помещении для болящих и бедных пустынножителей.
Обитель имела свои подворья для паломников в Константинополе, Одессе, Санкт-Петербурге, Таганроге и Ростове-на-Дону. Активно занимаясь просветительско-миссионерской деятельностью, скит издавал журнал «Наставления и утешения святой веры христианской».
В период русско-японской войны Андреевский скит активно оказывал поддержку российским солдатам. В частности, им были пожертвованы 3000 руб. на санитарные нужды русской армии, 5000 руб. - на нужды Красного Креста и 3000 руб. - на усиление Российского флота.
Кроме того, обитель жертвует 5000 руб. на нужды Красного Креста и 5000 руб. на военные нужды в период Второй мировой войны. В действующую армию обителью были отправлены 2 млн. брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, а также многие тысячи экземпляров Евангелий, иконок, крестиков.
Многие военнообязанные насельники обители были призваны тогда на воинскую службу. Сегодня лишь купола и архитектура свидетельствуют о славном прошлом этой обители
Сильным ударом для обители была имяславская смута, от которой она так и не смогла окончательно оправиться.
После богоборческой революции 1917 г. в России обитель постигли новые трудности. Прекратился приток новых иноков из Отечества, стали иссякать и материальные средства.
Подворья и имущество в России были конфискованы советской властью, а многие их насельники были репрессированы и приняли мученический венец. Среди исповедников этого периода были настоятель Петроградского подворья архимандрит Макарий (Реутов), настоятель Одесского подворья архимандрит Питирим (Ладыгин) и многие другие.
К бедственному положению Андреевского скита добавился еще и страшный пожар в 1958 году, который не прекращался три дня и уничтожил большую часть обители. Пожар полностью уничтожил самую древнюю часть скита – Серай. Сгорели многие строения и храмы. В огне погибло около 20.000 книг и рукописей. Полностью погибли библиотека и архив.
Последний русский игумен обители о. Михаил закончил свой жизненный путь в 1962 году. После него игумена больше не избирали, поскольку в скиту оставалось всего пять престарелых насельников. Когда в 1972 г. скончался последний из них — о. Сампсон, история русского скита закончилась.
Около 20 лет некогда величественный и один из самых многочисленных скитов Афона стоял полностью заброшенным, начав разрушаться.
Поскольку не было больше русских иноков, то в нем постепенно стали самовольно заселяться греческие монахи. А в 1992 г. он официально стал греческой обителью.
Сегодня лишь русские купола и архитектура храмов свидетельствуют о славном прошлом этой русской святогорской обители, посвященной первопросветителю Руси св. Апостолу Андрею Первозванному.
Похожие записи