Храм в Салониках (Димитрия Салунского)

История Храма

На северо-востоке от амфитеатра древней Агоры города Салоники (Фессалоники), на руинах городских бань римской эпохи, там, где в 303 году был заключён в темницу и замучен офицер римской армии - блаженный Димитрий, стоит храм, посвящённый памяти Святого великомученика Димитрия Мироточивого - покровителя города Салоники.

Согласно текстам «Мученичества св. Димитрия», Святой Димитрий был здесь же тайно захоронен.

В связи с тем, что «было засвидетельствовано много случаев исцеления в этом месте», христиане после 313 года построили здесь небольшой молитвенный дом. В середине V века епарх Иллирии Леонтий, в благодарность за исцеление от болезни с помощью Святого Димитрия, «выстроил досточтенный храм мученика» - трехнефную базилику. Тогда же был сооружён и киворий, считавшийся усыпальницей Святого. 

Примерно в 620 году базилика Леонтия сгорела. Сразу же после этого епископ города Салоники совместно с епархом Леонтием и при содействии горожан и чужестранцев восстановили храм в его первоначальном виде, сохранив оставшиеся элементы от предыдущего строения. Так была построена великолепная пятискатная базилика с поперечным нефом, нартексом и ярусной комнатой.

Гробница Святого Димитрия в настоящее время находится в северо-западном углу храма. Предполагается, что она стоит здесь ещё с раннехристианских времён. 

В 1423 году Салоники заняли венецианцы. От эпохи венецианского господства в храме осталась гробница салоникского вельможи Луки Спандуни, которая находится в северо-западной части центрального нефа, и относится к 1481 году, представляя собой типичный образец итальянского Возрождения.

В 1493 году, во время османского владычества, храм Святого Димитрия был превращён в мечеть, названную Касымие Джами; мозаики и фрески были скрыты под штукатуркой. Почитание Святого Димитрия было ограничено северо-западной частью храма (сегодня это придел Святого Димитрия), куда из кивория был перенесён саркофаг Святого.

В 1907 г. стены храма были расчищены от штукатурки, раскрыты мозаики и фрески, проведена фотофиксация внутреннего убранства.

В 1912 году, после освобождения Салоник от турецкого господства, церковь была передана православному христианству, где по сей день свершается церковное богослужение.

Интерьер храма

Храм Святого Димитрия был отделан мрамором, мозаикой и фресками, но пожар 1917 года лишил его первоначального блеска. В настоящие дни в нартексе (притворе), в центральном нефе и на некоторых сводах колоннады локально сохранилась мраморная облицовка и разноцветная мраморная мозаика V и VII веков. Колонны и капители храма относятся как к первоначальной базилике V века, так и к древним городским постройкам. Мраморный иконостас, престол епископа с престолом алтаря, а также амвон представлены в своём первозданном виде.

В катастрофическом пожаре 6 августа 1917 года, опустошившем большую часть города, рухнули перекрытия и участки внутренних аркад базилики, погибла большая часть фресок и значительная часть мозаик. Целиком сохранились южная аркада центрального нефа, участки внешних стен, трансепта (поперечного нефа) и апсиды, а также большинство колонн и капителей и частично мраморная облицовка.

Современный вид храма является результатом восстановительных работ, с использованием древних фрагментов, которые были начаты в 30-х годах под руководством архитектора А. Захоса (1872-1939 гг.) и завершены в 1948 году. Сохранены все неповреждённые пожаром части и артефакты, относящиеся к этапам строительства V и VII века; остальные восстановлены в их первоначальном виде.

На западной стене центрального нефа и двух столбах алтаря сохранены одиннадцать мозаичных композиций мемориального характера. Они датируются V, VII и IX веком.

К середине V века относятся композиции, принадлежащие еще старой базилике епарха Леонтия. Это «Подношение детей Святому Димитрию» и «Святой Димитрий с ангелом». К этому же периоду относятся мозаики северной колоннады, посвящённые Святому Димитрию и Панагии, которые были разрушены пожаром 1917 года. Сохранена только часть молящегося Святого Димитрия и павлин, выставленные в городском музее Византийской культуры.

Седьмому веку принадлежат мозаичные полотна на юго-западном столбе, изображающие Святого Димитрия с ктиторами, Святого Димитрия с одним священнослужителем, а также композиция с изображением Святого Сергия.

Композиции северо-западного столба представляют Святого Георгия с двумя детьми и молящегося Святого Димитрия, в то время как сюжет с Панагией вместе со Святым Феодором на том же столбе датируется IX веком.

Композиция с изображением Святого Димитрия с четырьмя клириками на западной стороне центрального нефа принадлежит VII веку. Мозаичные композиции с сюжетами мученичества и чудотворства Святого Димитрия украшали южный проход храма, так называемым, «ксилон» (то сделанным из дерева). 

В связи с полным уничтожением настенной росписи, украшавшей храм, до наших дней дошли только несколько сюжетов. Самый важный из них представлен в так называемой исторической фреске на южной стене, которая восходит к началу VIII века и изображает, как видно, триумфальный въезд Юстиниана II в Салоники в 688 году. 

Крипта

Под поперечным нефом храма находится крипта, то есть восточная часть римской бани, где в византийский период била ключом святая вода и святое миро св. Димитрия. 

В наши дни крипта является музеем и хранит в себе археологические коллекции. Центром особого почтения Святого Димитрия было центральное полукруглое пространство крипты с пятью конхами и тройной цистерной, где, согласно преданию, «текущее целебное миро реки питало», то есть цистерны, в которые, в эпоху правления Палеологов, стекало чудодейственное миро Святого.

Вход для верующих был прямо с улицы, с восточной стороны храма. При преобразовании церкви в мечеть, использование крипты было упразднено, а православным был сохранён доступ для поклонения Святому Димитрию в северо-западной части храма.

Крипта была закопана, чтобы снова увидеть свет после пожара 1917 года.

Придел Святого Евфимия

К югу от алтаря базилики Святого Димитрия в средневизантийский период была пристроена церковь Св. Евфимия. Речь идёт о маленькой трёхскатной базилике с приподнятым центральным нефом и архаичными чертами, которые позволяют отнести возведение церкви к концу IX - началу X века.

В 1303 году, как гласит ктиторская надпись на северном нефе, расположенная между двумя рядами настенной росписи, церковь была украшена фресками за счёт протостратора Михаила Главы Тарханьотиса и его супруги Марии. Художник заполнил настенную поверхность двумя непрерывными рядами росписи в миниатюрной форме, где святые представлены во весь рост. Здесь представлены также и сцены из двунадесятых праздников, жизни и чудесах Иисуса. Сцены из жизни Святого Эфвимия украшают северную стену, в то время как житийные циклы занимают поверхность алтаря. 

Несмотря на сильные повреждения, настенная роспись донесла до нас дыхание Возрождения эпохи Палеологов. Объёмность образов, выразительные и динамичные телесные пропорции, техника написания портретов, напряжение и тревога, выраженные в глазах - всё говорит о том, что это работа кисти талантливого живописца такого уровня, как салоникский художник Мануил Панселинос (XIV век).

Похожие записи

Великая Лавра
Святой монастырь Великой Лавры находится в юго-восточной части полуострова Афон, на высоте 40 м. Лавра основана императором Никифором Фока и издали имеет вид древней крепости, обнесенной высокими стенами с 15-ю башнями.
Великая Лавра
Святой Монастырь Ватопед
Примерно на расстоянии трех часов ходьбы от города Кариес находится Святой монастырь Ватопед. Согласно преданию, он был построен Константином Великим. Позднее монастырь был разрушен. Восстановил его Феодосии Великий, в благодарность Богородице.
Святой Монастырь Ватопед
Монастырь Пантелеимонов
Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они начинают паломничество в разные места Святой Горы. При этом следует быть готовым к тому, что в соответствии с благочестивой русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители. 
Монастырь Пантелеимонов
Святой Монастырь Дохиар
Между монастырями Ксенофонта и Констамонит, на высоте 30 метров находится Монастырь Дохиар, построеный в 10 в. После одного из очередных набегов пираты разрушили монастырь, и восстановлен он был уже на том месте, где стоит и теперь.
Святой Монастырь Дохиар
Святой Монастырь Хиландар
В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (его отцом).
Святой Монастырь Хиландар
Святой Монастырь Иверон
На северном склоне святого Афона, вблизи от устья высохшего потока, находится монастырь Иверский. Построен он в 980 году Иоанном Иверским на развалинах античного города Клеони, остатки которого сохранились до сегодня.
Святой Монастырь Иверон
Святой Монастырь Пантократор
На крутой скале высотой в 30 метров расположился монастырь Пантократор. К нему можно добраться как по суше (со стороны монастыря Ватопед или из Кариеса), так и с моря на корабле. Построен монастырь приблизительно в конце 14 века.
Святой Монастырь Пантократор
Монастырь Зограф (Болгарский)
На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь основан в 10 в. тремя братьями из Ахриды: Моисеем, Ароном и Иоанном.
Монастырь Зограф (Болгарский)
Святой Монастырь Каракал
Монастырь Каракал находится на северо-восточном склоне Святого Афона, на высоте 200 метров, на расстоянии получаса ходьбы от моря. Первое упоминание о монастыре появляется в рукописях 11 века, однако имя его основателя неизвестно.
Святой Монастырь Каракал
Монастырь Ставроникиты (Николай Устричный)
К монастырю Ставроникита можно добраться как от монастыря Пантократор по морю, так и пешком - от Кариеса. Находится он на восточном побережье Афона, прямо на скале, между монастырем Иверов и монастырем Пантократора. Согласно одной из версий, он основан в 10 веке на месте монастыря Харитона.
Монастырь Ставроникиты (Николай Устричный)
Монастырь Филофей
На правом берегу высохшего русла реки Мелопотаму, спускающейся с северо-запада, на северных склонах Святого Афона на высоте 533 м. расположен монастырь Филофей. Там же, не далеко от моря, находится и Катаема "Мегисти Лавра Милопотаму". Своим именем монастырь обязан некоему монаху-отшельнику Филофею, жившему здесь в 870 - 972гг.
Монастырь Филофей
Монастырь Ксенофонт
На ровном месте у моря находится монастырь Ксенофонт. Согласно преданию, его в 520 г. основал преподобный Ксенофонт Ксилоглиптико. Исторические же данные свидетельствуют о том, что монастырь был основан в 10 в.
Монастырь Ксенофонт
Монастырь Эсфигмен
Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием -"сжатый" и существует с 10 века.
Монастырь Эсфигмен
Монастырь Ксиропотам
В двух часах ходьбы от Кариеса, восточнее монастыря Св. Пантелеймона и западнее монастыря Сименопетр, в 200 метрах от моря находится монастырь Ксиропотам. Основан он был, согласно преданиям, в 424 г.
Монастырь Ксиропотам
Монастырь Констамонит
Монастырь Констамонит расположен на горе Афон на высоте 200 метров в 45 минутах ходьбы от побережья, в живописном зеленом месте. Согласно преданию, был основан Констой, сыном Константина Великого.
Монастырь Констамонит
Монастырь Кутлумуш
Монастырь Кутлумуш находится юго-западнее Кариеса, в 5 минутах ходьбы от него. Он был создан в конце 13 в. Константином, сыном Аззедина из семьи Кутлумуш. В 1334 году к этому монастырю был присоединен монастырь М.Филадельфу.
Монастырь Кутлумуш
Монастырь Святого Павла
Монастырь Святого Павла расположен на Святой горе Афон на высоте 140 метров, в 20 минутах ходьбы от моря. Он был основан, по преданию, в 8 веке игуменом Павлом Ксиропотамитом на развалинах более древнего монастыря Исодион.
Монастырь Святого Павла
Монастырь Дионисия (Дионисиат)
Святой монастырь Дионисия находится на высоте 80 м на скале, восточнее высохшего русла реки Аэропотаму. Основан в 1389 году Святым Дионисием из Коритцы. В 1535 году монастырь сгорел и был восстановлен в 1547 году Иоанном Петро.
Монастырь Дионисия (Дионисиат)
Свято-Андреевский собор
Свято-Андреевский собор расположен в самом центре Святой Горы, вблизи афонской столицы – Кареи. Собор построен в нехарактерном для Афона русском стиле и является самым крупным храмом на всей Святой Горе.
Свято-Андреевский собор
Вунена, Храм Николая Нового
Вунена – поселок в Фессалии, историческом регионе северо-восточной Греции. Здесь стоит храм, где находится место упокоения святого Николая Нового.
Вунена, Храм Николая Нового
Монастырь святой Анастасии Узорешительницы
Монастырь святой великомученицы Анастасии, построен и украшен жителями Салоник и расположенных вблизи сел. Царица Византии, Святая Феофания определила эту обитель как царскую и в 888 году.
Монастырь святой Анастасии Узорешительницы
Церковь свт. Спиридона, г. Керкира
Сегодня Керкира является духовным, культурным, экономическим центром не только одноименного острова, но и всех Ионических островов. Город уникален в своей многоликости.
Церковь свт. Спиридона, г. Керкира
Андреевский Скит
Обитель святого апостола Андрея Первозванного, Свято-Андреевский собор, расположен в самом центре Святой Горы, вблизи афонской столицы – Кареи.
Андреевский Скит
Монастырь Симонопетра
Монастырь Симонопетра (камень Симона) стоит на высоте 330 метров над уровнем моря. Монастырь основан около 1257 года преподобным Симоном, который назвал его «Новым Вифлеемом».
Монастырь Симонопетра
Сербский скит в Карея
Ильинский скит величественно возвышается на склоне холма. Изначально это была келья монастыря Пантократор. В 1757 году она была передана иеромонаху Паисию Величковскому.
Сербский скит в Карея
Скит Святой Анны
До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название собора Святой Анны, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 г.
Скит Святой Анны