Свято-Андреевский Собор

Обитель святого апостола Андрея Первозванного, Свято-Андреевский собор, расположен в самом центре Святой Горы, вблизи афонской столицы – Кареи. Собор построен в нехарактерном для Афона русском стиле и является самым крупным храмом на всей Святой Горе.

По преданию, на месте Свято-Андреевского скита с Х в. располагалась уединенная отшельническая келья, а позже и Ксистский монастырь, просуществовавший до XV в. Позже здесь действовала келья, где в сер. XVII ст. подвизался святитель Афанасий III (Пателларий, 1597-1654), Патриарх Константинопольский и Лубенский чудотворец.
Уже в 1766 г. другой Константинопольский Патриарх Серафим II Анина (1757–1761), будучи на покое, приобрел эту келью и прилегающий к ней земельный участок. Его стараниями келья была благоустроена и расширена, получив название «Серай» (тур. – дворец).
Именно патр. Серафим ввел обязательное общецерковное празднование 30 ноября / 13 декабря памяти апостола Андрея Первозванного. На Афоне он поддерживал тесные отношения с прп. Паисием Величковским, благословив его труды по возрождению традиций православного старчества.

В 1769 году он призвал греческое население восстать против турок. После провала восстания в 1776 году из-за преследований вынужден был переехать в Российскую империю, где поселился на родине прп. Паисия Величковского — Полтавщине, в казачьем Мгарском монастыре, в котором ранее нашел свое упокоение его предшественник как по патриаршей кафедре, так и по кельи на Афоне – свт. Афанасий III (Пателларий). Свое упокоение патр. Серафим также нашел в этом казачьем монастыре.
Расширенная и обустроенная патр. Серафимом келья «Серай», после его вынужденного ухода с Афона, отошла к Ватопедскому монастырю. Ученик патриарха, заведовавший хозяйством «Серая», переселился тогда в Ватопедскую обитель, которой передал и келью.

В 1841 г. ее выкупили два русских монаха – Виссарион (Толмачев) и Варсанофий (Вавилов). По благословению их духовного наставника и духовника всех русских святогорцев старца Арсения в этой кельи они основали новую русскую общежительную обитель во имя святого апостола Андрея Первозванного, первопросветителя Руси.

Так как в то время Русский Свято-Пантелеимонов монастырь пребывал еще во владении греческих монахов, часть российской братии по благословению старца Арсения обустроила еще один скит вблизи от центра Афона.
За пять лет российское братство кельи выросло из нескольких монахов до 25 человек. 1849 г., по благословению патриарха Константинопольского Анфима, келья была преобразована в общежительный Скит, первым дикеем (настоятелем) которого и стал иеросхимонах Виссарион.

В начале ХХ века скит насчитывал уже более 800 человек русской братии, по этому количество корпусов постепенно увеличивалось.
По своим размерам Свято-Андреевский скит превышает многие самостоятельные греческие монастыри Афона. Особенно величествен его соборный храм. Это самый большой собор на Востоке, возведенный за весь период турецкого владычества. Длина собора составляет 88 аршин, ширина — 45 аршин, высота колокольни — 60 аршин. Собор имеет 150 окон и пол из каштанового дерева. Колокольня собора считается самой высокой на Святой Горе и в свое время имела двадцать пять колоколов, в том числе и пятитонный дар великого князя Алексея Александровича.

Неоднократно поднимался вопрос о предоставлении русскому скиту статуса монастыря. Однако греки каждый раз блокировали этот вопрос. Даже когда обедневший греческий Ставроникитский монастырь пожелал соединиться с русским Андреевским скитом, чтобы монастырь таким образом был спасен, Протат и здесь выступил против перехода монастыря в руки русских иноков.

Кроме собора, русский Андреевский скит имел 9 храмов и большие помещения, в которых размещались не только кельи, гостиница, трапезная, библиотека, хозяйственные помещения, но и различные мастерские, больница и даже аптека.
Так, в 1850 году с западной стороны скита был заложен двухэтажный каменный корпус. На первом этаже разместились хозяйственные помещения: трапеза, кухня, прачечная, а на верхнем — братские кельи. В 1859 году в юго-западной части скита строится четырёхэтажный корпус, соединивший уже существующие корпуса. В 1860 году прокладывается водопровод от источника.

В 1865 году было решено построить большой шестиэтажный корпус с храмом в честь прославившейся многочисленными чудесами иконы Божией Матери «В скорбех и печалех утешение». До построения Андреевского собора храм этот был самым большим в скиту и вмешал до 300 человек.

В 1881 году на северной стороне скита построены два корпуса в три и в два этажа. В одном разместилась кузница, слесарная мастерская и кладовая, а в другом иноки, работающие в этих мастерских. В 1882 году за стеною скита была построена двухэтажная церковь, верхняя освящена во имя святителя Николая, а нижняя — во имя трёх святителей. Храм этот был построен в память о бывшей Васильевской кельи Русского Свято-Пантелеймонова монастыря.
В 1887 году рядом со скитом построен двухэтажный корпус с церковью во имя Успения Божией Матери, а позже еще и новый больничный корпус в северной части скита. В 1897 году были построены еще две церкви: святителя Иннокентия Иркутского и в честь Благовещения. Также были построены храмы Михаила Клопского и вмц. Варвары. Кроме того, были освящены храм вмч. Пантелеимона, а так же Всех святых бессребреников и преп. Серафима Саровского при помещении для болящих и бедных пустынножителей.
Обитель имела свои подворья для паломников в Константинополе, Одессе, Санкт-Петербурге, Таганроге и Ростове-на-Дону. Активно занимаясь просветительско-миссионерской деятельностью, скит издавал журнал «Наставления и утешения святой веры христианской».
В период русско-японской войны Андреевский скит активно оказывал поддержку российским солдатам. В частности, им были пожертвованы 3000 руб. на санитарные нужды русской армии, 5000 руб. - на нужды Красного Креста и 3000 руб. - на усиление Российского флота.

Кроме того, обитель жертвует 5000 руб. на нужды Красного Креста и 5000 руб. на военные нужды в период Второй мировой войны. В действующую армию обителью были отправлены 2 млн. брошюр и листков религиозно-нравственного содержания, а также многие тысячи экземпляров Евангелий, иконок, крестиков.
Многие военнообязанные насельники обители были призваны тогда на воинскую службу. Сегодня лишь купола и архитектура свидетельствуют о славном прошлом этой обители
Сильным ударом для обители была имяславская смута, от которой она так и не смогла окончательно оправиться.
После богоборческой революции 1917 г. в России обитель постигли новые трудности. Прекратился приток новых иноков из Отечества, стали иссякать и материальные средства.

Подворья и имущество в России были конфискованы советской властью, а многие их насельники были репрессированы и приняли мученический венец. Среди исповедников этого периода были настоятель Петроградского подворья архимандрит Макарий (Реутов), настоятель Одесского подворья архимандрит Питирим (Ладыгин) и многие другие.
К бедственному положению Андреевского скита добавился еще и страшный пожар в 1958 году, который не прекращался три дня и уничтожил большую часть обители. Пожар полностью уничтожил самую древнюю часть скита – Серай. Сгорели многие строения и храмы. В огне погибло около 20.000 книг и рукописей. Полностью погибли библиотека и архив.
Последний русский игумен обители о. Михаил закончил свой жизненный путь в 1962 году. После него игумена больше не избирали, поскольку в скиту оставалось всего пять престарелых насельников. Когда в 1972 г. скончался последний из них — о. Сампсон, история русского скита закончилась.

Около 20 лет некогда величественный и один из самых многочисленных скитов Афона стоял полностью заброшенным, начав разрушаться.
Поскольку не было больше русских иноков, то в нем постепенно стали самовольно заселяться греческие монахи. А в 1992 г. он официально стал греческой обителью.
Сегодня лишь русские купола и архитектура храмов свидетельствуют о славном прошлом этой русской святогорской обители, посвященной первопросветителю Руси св. Апостолу Андрею Первозванному.


Похожие записи

Великая Лавра
Святой монастырь Великой Лавры находится в юго-восточной части полуострова Афон, на высоте 40 м. Лавра основана императором Никифором Фока и издали имеет вид древней крепости, обнесенной высокими стенами с 15-ю башнями.
Великая Лавра
Святой Монастырь Ватопед
Примерно на расстоянии трех часов ходьбы от города Кариес находится Святой монастырь Ватопед. Согласно преданию, он был построен Константином Великим. Позднее монастырь был разрушен. Восстановил его Феодосии Великий, в благодарность Богородице.
Святой Монастырь Ватопед
Монастырь Пантелеимонов
Многие русские паломники используют Свято-Пантелеимонов монастырь в качестве своеобразной базы, откуда они начинают паломничество в разные места Святой Горы. При этом следует быть готовым к тому, что в соответствии с благочестивой русской традицией вам предложат потрудиться на благо обители. 
Монастырь Пантелеимонов
Святой Монастырь Дохиар
Между монастырями Ксенофонта и Констамонит, на высоте 30 метров находится Монастырь Дохиар, построеный в 10 в. После одного из очередных набегов пираты разрушили монастырь, и восстановлен он был уже на том месте, где стоит и теперь.
Святой Монастырь Дохиар
Святой Монастырь Хиландар
В лесной долине на северо-восточной стороне Святого Афона, в 45 метрах от моря на высоте 50 метров расположился Святой монастырь Хиландар. Основан он был сербскими царями Рацко и Стефаном I Немани (его отцом).
Святой Монастырь Хиландар
Святой Монастырь Иверон
На северном склоне святого Афона, вблизи от устья высохшего потока, находится монастырь Иверский. Построен он в 980 году Иоанном Иверским на развалинах античного города Клеони, остатки которого сохранились до сегодня.
Святой Монастырь Иверон
Святой Монастырь Пантократор
На крутой скале высотой в 30 метров расположился монастырь Пантократор. К нему можно добраться как по суше (со стороны монастыря Ватопед или из Кариеса), так и с моря на корабле. Построен монастырь приблизительно в конце 14 века.
Святой Монастырь Пантократор
Монастырь Зограф (Болгарский)
На вершине одной из гор Афона, на высоте 160 метров, южнее ущелья, в 1 часе ходьбы от моря находится Святой монастырь Зограф. До Кариеса от монастыря 3,5 часа ходьбы. Монастырь основан в 10 в. тремя братьями из Ахриды: Моисеем, Ароном и Иоанном.
Монастырь Зограф (Болгарский)
Святой Монастырь Каракал
Монастырь Каракал находится на северо-восточном склоне Святого Афона, на высоте 200 метров, на расстоянии получаса ходьбы от моря. Первое упоминание о монастыре появляется в рукописях 11 века, однако имя его основателя неизвестно.
Святой Монастырь Каракал
Монастырь Ставроникиты (Николай Устричный)
К монастырю Ставроникита можно добраться как от монастыря Пантократор по морю, так и пешком - от Кариеса. Находится он на восточном побережье Афона, прямо на скале, между монастырем Иверов и монастырем Пантократора. Согласно одной из версий, он основан в 10 веке на месте монастыря Харитона.
Монастырь Ставроникиты (Николай Устричный)
Монастырь Филофей
На правом берегу высохшего русла реки Мелопотаму, спускающейся с северо-запада, на северных склонах Святого Афона на высоте 533 м. расположен монастырь Филофей. Там же, не далеко от моря, находится и Катаема "Мегисти Лавра Милопотаму". Своим именем монастырь обязан некоему монаху-отшельнику Филофею, жившему здесь в 870 - 972гг.
Монастырь Филофей
Монастырь Ксенофонт
На ровном месте у моря находится монастырь Ксенофонт. Согласно преданию, его в 520 г. основал преподобный Ксенофонт Ксилоглиптико. Исторические же данные свидетельствуют о том, что монастырь был основан в 10 в.
Монастырь Ксенофонт
Монастырь Эсфигмен
Монастырь Есфигмен находится в глубоком живописном ущелье на северо-восточной стороне Святого Афона. С двух сторон он сжат горами, чему и обязан своим названием -"сжатый" и существует с 10 века.
Монастырь Эсфигмен
Монастырь Ксиропотам
В двух часах ходьбы от Кариеса, восточнее монастыря Св. Пантелеймона и западнее монастыря Сименопетр, в 200 метрах от моря находится монастырь Ксиропотам. Основан он был, согласно преданиям, в 424 г.
Монастырь Ксиропотам
Монастырь Констамонит
Монастырь Констамонит расположен на горе Афон на высоте 200 метров в 45 минутах ходьбы от побережья, в живописном зеленом месте. Согласно преданию, был основан Констой, сыном Константина Великого.
Монастырь Констамонит
Монастырь Кутлумуш
Монастырь Кутлумуш находится юго-западнее Кариеса, в 5 минутах ходьбы от него. Он был создан в конце 13 в. Константином, сыном Аззедина из семьи Кутлумуш. В 1334 году к этому монастырю был присоединен монастырь М.Филадельфу.
Монастырь Кутлумуш
Монастырь Святого Павла
Монастырь Святого Павла расположен на Святой горе Афон на высоте 140 метров, в 20 минутах ходьбы от моря. Он был основан, по преданию, в 8 веке игуменом Павлом Ксиропотамитом на развалинах более древнего монастыря Исодион.
Монастырь Святого Павла
Монастырь Дионисия (Дионисиат)
Святой монастырь Дионисия находится на высоте 80 м на скале, восточнее высохшего русла реки Аэропотаму. Основан в 1389 году Святым Дионисием из Коритцы. В 1535 году монастырь сгорел и был восстановлен в 1547 году Иоанном Петро.
Монастырь Дионисия (Дионисиат)
Вунена, Храм Николая Нового
Вунена – поселок в Фессалии, историческом регионе северо-восточной Греции. Здесь стоит храм, где находится место упокоения святого Николая Нового.
Вунена, Храм Николая Нового
Базилика Дмитрия Салунского (Салоники)
На северо-востоке от амфитеатра древней Агоры города Салоники (Фессалоники) стоит храм, посвящённый памяти Святого великомученика Димитрия Мироточивого - покровителя города Салоники.
Базилика Дмитрия Салунского (Салоники)
Монастырь святой Анастасии Узорешительницы
Монастырь святой великомученицы Анастасии, построен и украшен жителями Салоник и расположенных вблизи сел. Царица Византии, Святая Феофания определила эту обитель как царскую и в 888 году.
Монастырь святой Анастасии Узорешительницы
Церковь свт. Спиридона, г. Керкира
Сегодня Керкира является духовным, культурным, экономическим центром не только одноименного острова, но и всех Ионических островов. Город уникален в своей многоликости.
Церковь свт. Спиридона, г. Керкира
Андреевский Скит
Обитель святого апостола Андрея Первозванного, Свято-Андреевский собор, расположен в самом центре Святой Горы, вблизи афонской столицы – Кареи.
Андреевский Скит
Монастырь Симонопетра
Монастырь Симонопетра (камень Симона) стоит на высоте 330 метров над уровнем моря. Монастырь основан около 1257 года преподобным Симоном, который назвал его «Новым Вифлеемом».
Монастырь Симонопетра
Сербский скит в Карея
Ильинский скит величественно возвышается на склоне холма. Изначально это была келья монастыря Пантократор. В 1757 году она была передана иеромонаху Паисию Величковскому.
Сербский скит в Карея
Скит Святой Анны
До XVII века скит назывался «Вулевтир», затем взял название собора Святой Анны, основанного для хранения в нем нетленной стопы Св. Анны, перенесенной монахами из Азии в 1686 г.
Скит Святой Анны