Ильинский скит величественно возвышается на склоне холма. Изначально это была келья монастыря Пантократор. В 1757 году она была передана иеромонаху Паисию Величковскому. В 1839 году келья получает признание как русскоязычный общежительный скит. Быстрый рост скита и увеличение числа монахов вызвали недовольство со стороны главенствующего монастыря. Очевидно, в то время, обители опасались, что быстрорастущие русские скиты могут сформировать позднее настоящие монастыри. Размолвки часто приводили к судебным искам; перемирие воцарилось в 1892 году, благодаря специальному указу Патриарха (сигилию), который четко определял связь между двумя организациями.
В 1881 году к полуострову Афон подошёл личный корабль великой княжны Александры Петровны, которая с палубы в бинокль рассматривала закладку первого камня кафедрального собора скита. Необычность всей ситуации заключалась также в том, что при этом знаменательном событии не присутствовал ни один священнослужитель. В дальнейшем это послужило еще одной причиной недовольства скитом.
Если в самом начале XX века скит разрастался (появлялись новые здания, число монахов увеличивалась), то, начиная с 1917 года, после Великой Октябрьской революции, Ильинский скит начал постепенно приходить в упадок. Его возрождение началось в 1992 году с приходом сюда греческих монахов из скита Благовещения Богородицы, который относится к монастырю Ксенофонт.
Святыни монастыря
Икона Богородицы Млекопитательница, копия с известной иконы, привезенной из монастыря Саввы Освященного святителем Саввой Сербским. Икона находится в храме Великомученика Димитрия.
Икона Тихвинской Божией Матери, находящаяся в скиту, представляет точный снимок с подлинной. Она была пожертвована М. А. Вьюшиным, и помещена была в алтаре соборного храма, Ильинского скита. 17 февраря 1877 года, в девятом часу утра, пономарь соборного храма прибирая в алтаре, заметил у иконы Тихвинской Божией на глазах слезы. Чудо, засвидетельствованное игуменом и братиею, через три часа повторилось. С того времени братия скита ежегодно отмечают 17 февраля, питают любовь и веру к присланной иконе Тихвинской Божией Матери и прибегают к ней во всех трудных и скорбных обстоятельствах своей жизни, молясь усердно.
Часть (крестовидная) древа животворящего Креста Господня и левой стопы Апостола Андрея Первозванного являются главным и неоцененным по достойнству сокровищем скита. Часть (крестовидная) древа животворящего Креста Господня, из которого сделан крест в одну четверть длины и ширины; и крест этот вложен в другой серебро-позалоченный. Это святое древо греческий Император Никифор-Фока в 964 году подарил в Успенский монастырь, называемый Варетада, находившийся в епархии Артисской. Во время разорения турками Греции, монастырь этот был сожжен. Когда спасшиеся бегством монахи монастыря возвратились к своему месту и решили восстановить обитель, то из-за полного отсутствия средств, они вынуждены были продать святое Древо, а вместе с ним и часть мощей (левая стопа) святого Апостола Андрея Первозванного. Продажу этой святыни они поручили своему архимандриту Дионисию, написав особое доверительное письмо. От него и приобрел святыню бывший начальник скита старец Афанасий за десять тысяч турецких лев.
Прочие святыни
Кроме того, в скиту есть и многие другие святыни: части пелены Иисуса Христа-Младенца, ризы Спасителя и Божией Матери, а также частицы мощей угодников Божиих: святого славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, св. Апостолов: Евангелиста Матфея, Иакова Алоеева, Иакова-брата Господня, Иакова-брата Иоанна Богослова, Иоассона и первомученника Стефана; священномучеников: Игнатия Богоносца, Григория-Великого епископа Армении, Харалампия, Модеста, Дионисия Ареопагита, Ермолая, Фоки и Анфима Никомидийского; великомучеников: Феодора, Стратилата, Феодора Тирона, Пантелеймона и Артемия, великомученицы Варвары, св. Иоанна милостивого-патриарха Александрийского, Софрония—патриарха Иерусалимского, Тарассия-патриарха Цареградского, св. Пророка Иеремии, св. мучеников: Иакова Персянина, Панкратия Тавроменийского, Мины, Антипы, Хрисанфа, Каллиопия, Логгина сотника, Евлампия, Агафангела, Андроника, Кирика. Димитрия и Георгия новых мучеников, частицы от 40 мучеников Севастийских. Анастасия Персянина, Архидиакона Лаврентия, Акакия и Игнатия Афонских, мучениц: Параскевы, Фотинии и Иилитты, св. Аверкия Иерапольского, преподобногоКсенофонта и других. Из икон особенно примечательны две чудотворные: Божией Матери-Млекопитательницы и Тихвинския. Первая икона прославилась своей чудотворностью в России, во время сбора там, по Высочайшему соизволению, пожертвований ильинским монахом Игнатием и архимандритом Гавриилом. На эту икону сделана серебро-позалоченная риза, отличной работы, известным благотворителем скита И. В. Лепешкиным. Другие благотворители, в Петербурге и Москве, украсили икону дорогими разноцветными камнями. На задней стороне иконы, на серебряной доске, вырезаны описания чудес, которые случились от этой иконы.
Похожие записи