Святой Монастырь Ватопед
Примерно на расстоянии трех часов ходьбы от города Кариес находится Святой монастырь Ватопед. Согласно преданию, он был построен Константином Великим. Позднее монастырь был разрушен. Восстановил его Феодосии Великий, в благодарность Богородице за спасение своего сына от неминуемой гибели в бурлящем потоке. Благодаря вмешательству Богородицы, мальчика течением прибило к дереву, что и спасло его. В честь этого события монастырь и был назван "Вато-педи" ("вато"- дерево, "педи" - ребенок). В 892 году арабы во время одного из своих нашествий разрушили монастырь. Позднее братья Антоний, Николай и Афанасий из города Андриануполис восстановили его. Соборный храм монастыря посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы. Построен он в 1312 году, а приблизительно в 16 веке восстановлен. Колокольня храма высотой в 35 аршинов была возведена в 1427 году.
Рядом с Соборным храмом существует и Фиали Айязму, который был расписан в 1842 году. Здесь хранятся и некоторые находки из древнего города Дион, в основном, бюсты граждан города, найденные во время раскопок в 1858 году. Хранятся также и рельефные изображения Титана Крея (сына бога Урана и богини Геи) и бога Нирея. Предполагают, что на этом месте стояло святилище Зевса и богини Деметры со знаменитым колодцем. С помощью зеркала, подвешенного над ним на тонкой нити, здесь предсказывали больным жизнь или смерть. Во времена правления императора Феодосия на этом месте был построен христианский храм и под страхом смерти запрещены все идолопоклоннические ритуалы.
К самым знаменитым сокровищам Святого монастыря Ватопед относятся Святой пояс Богородицы, подаренный монастырю сербским вождем Лазарем I (1372-1389 гг.). Он состоит из трех частей, которые для большей безопасности хранятся в трех ящичках, сделанных из золота и серебра. Сохранившиеся части представляют собой не весь пояс целиком, а лишь фрагмент. Остальные части его пока не найдены. Среди сокровищ и лики Григория Теолога, Святого Андрея Критского, Модеста Иерусалимского, мощи Святой Евдокимии Ватопедской, образа императрицы Феодоры, супруги Феофила, чаша Иаспис - подарок Эманнуила Комнина Палеолога.
Среди чудодейственных икон монастыря икона Феомиторы "Пироволитисис" (Расстрелянной). По преданию, в 1822 году один из солдат военного отряда, расположившегося в монастыре, выстрелил в икону. Замученный угрызениями совести, он вскоре после этого повесился на оливковом дереве.
Другая чудотворная икона - Богородицы "Парамитиас" (Сказочной). Рассказывают, что во время одного из нападений пиратов на монастырь икона ожила и заговорила с монахами, советуя им не открывать ворота монастыря, а подняться на его стены и оттуда попытаться отогнать пиратов.
Икона Богородицы "Антифонитриа" (Отвечающей) названа так потому, что когда, согласно преданию, Планидиа, дочь Феодосия Великого, во время одного из своих приездов на Афон захотела войти в неф храма, раздался голос иконы, который вопросил ее: "Что ты хочешь здесь? Здесь живут только монахи. Почему ты хочешь дать повод врагам нашим сказать, что здесь ступала женская нога? Остановись! Не ступай дальше!" Говорят, что после этого случая и был введен запрет для всех женщин ступать на землю Святого Афона. Икона Богоматери "Эсфагменис" (Заколотой) названа так, по преданию, из-за раны, которую нанес ей один из монахов. Потеряв управление над собой, он вонзил кухонный нож в щеку иконы, которая стала кровоточить. Позже монах образумился и после его смерти Богородица простила его. Икона находится в юго-восточном углу внутреннего нефа часовни Святого Димитрия Мировлита. След раны и сочащейся крови на ее щеке виден и по сегодняшний день.
И последняя - икона Богоматери "Ктиториссы" или "Виматариссы" в Соборном храме монастыря. Предание говорит, что во время одного из набегов арабов, пономарь храма хотел спасти икону и прятал ее в колодец, под Святым Алтарем. Когда через много лет монахи открыли колодец, они увидели: чудо-икона стояла в воде вертикально, а лампада перед ней продолжала гореть. В библиотеке монастыря хранится: 1700 рукописей, 600 Кодексов на пергаменте, 25 пергаментных свитков и 10000 печатных изданий. Среди рукописей знаменитая «География» известного греческого астронома Клавдия Птолемея (II век), написанная на пергаменте. Ее длина 0,37 см., а ширина — 0, 25 см. Состоит она из 66 страниц с текстом и 42 страниц с цветными картами.
Афонская церковная школа - Афониада.
Афонская Академия была создана в монастыре Ватопед в 1743 году по инициативе Патриарха Кирилла и благодаря усилиям иеромонаха Мелития на площади в 2840 кв.м. В крепости, в направлении южных ворот, находилась библиотека, а в середине - церковь Ильи Пророка. Указ о начале ее работы был издан в 1753 году. Тогда же и Мелетий был объявлен пожизненным попечителем Школы. В специальной булле говорится о назначении одного преподавателя, а учеников повелевается набирать из монастырей и со стороны. Первым учителем Школы в 1753 году был назначен Евгениос Вулгарис, который преподавал здесь 4 года. Из-за склок, начавшихся в ските Святой Анны, он отошел от своей деятельности. Все это значительно снизило престиж Школы, в которой кроме Вулгариса преподавали и многие другие известные лица, такие как Неофитос Кавсокаливитис, Киприанос, Афанасиос Парное и Н. Зердзулис. Раздор вокруг "поминок" и "колливы", в котором участвовали и преподаватели Школы, потрясший Святой Афон, довершил ее упадок. В начале 19 века Афониада была вновь восстановлена и действовала до 1821 года. В 1842 году Школа была вновь создана Святой общиной г.Кариеса на месте Кутлумушской кельи Предтечи, где и продолжает работать по сегодняшний день, поддерживаемая Святой общиной Кариеса. Штат Школы финансируется Министерством образования Греции.
Что называется Господним храмом? В годы христианства слова "Кириакос" и "Кириако" приобрели значение "посвященный Господу Иисусу" ("кириос" - господин: господний день, господняя вечерня, господние слова и т.д.). На Святом Афоне происходит раскол между Господними и Соборными храмами. Господними храмами называются храмы Скитов, а Соборными храмами - большие храмы монастырей.
Похожие записи