Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Прославленное место, где Аврааму явился Господь у дубравы Мамре (Быт. 18:1), с древних времен было окружено религиозным почитанием, но честь, воздаваемая «дереву Авраама», со временем была омрачена идолопоклонством, против которого выступали пророки. Благочестивый царь иудейский Иосия, уничтожая высоты с жертвенниками и истуканами и вырубая священные рощи, возможно, вырубил и священную дубраву как место отправления языческих культов (2Пар.34:7), однако почитание дуба Авраама не прекратилось. Ирод Великий обнес каменной стеной и укрепил настилом место, почитаемое в его время за священную рощу Авраама, но, по свидетельству археологов, постройка не была им закончена. Под этим настилом позднее были обнаружены развалины, относящиеся ко времени Маккавеев.
На этих развалинах при императоре Адриане во II в. был построен языческий храм с жертвенником и несколько других зданий. Рядом с этими постройками находился один из крупнейших в Сирии и Палестине рынков, куда после восстания Бар-Кохбы (132-135 гг.) по повелению императора Адриана, были согнаны на продажу в рабство тысячи пленных евреев (мужчин, женщин и детей). Несмотря на то, что это место было осквернено идолопоклонством, его посещали евреи, христиане и язычники. Совершила паломничество сюда также Евтропия, теща императора Константина, и, будучи встревожена языческим осквернением святого места, рассказала об этом императору Константину.
В IV в. святая царица Елена на месте зданий, сооруженных Адрианом, построила великолепную базилику в честь Святой Троицы. Историк Евсевий приводит послание императора Константина к епископу Макарию: «Мы знаем, что место у Мамврийского дуба, где обитал Авраам, омрачено идолопоклонством, и для того я повелел... без отлагательства предать идолов огню и испровергнутъ их алтари. А дабы впредь оградить это место от поругания, мы определили и повелели украсить его великим храмом».
Мамврийский дуб.
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древнейшим свидетелем славы Богоявления Аврааму на библейской земле. Дуб этот воспет в священных церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе, запечатленный на тысячах древних икон, гравюр и рисунков. Его засохшие ветви использовались для написания икон Святой Троицы и рассылались по всем уголкам царской России. Посещавшие дуб богомольцы собирали желуди и кусочки коры, срезали на память веточки, вырезали палки для посохов, а частички древесины хранились как священные реликвии. Из чернильных орешков (галлов) Мамврийского Дуба изготовляли черную краску, которую использовали исключительно для написания имен Бога и священных текстов.
Дуб Мамврийский - по-арабски «синдиан» (лат. Quercus calliprinos) - принадлежит к особой палестинской породе. Листья его очень маленькие, жесткие, продолговатые, с пилообразными зубчиками по краям. Каменный палестинский дуб является вечнозеленым. Желуди с твердой скорлупой, такие же, как и у европейских дубов. Словом «дуб» в Синодальном переводе Библии передано несколько различных еврейских слов. Слово «аллон» felon), которым названо дерево Васана, обозначает собственно дуб (Ис.2:13; Иез.27:6; Зах.11:2). В Ис.6:13 и в Ос.4:13 наряду со словом «’elon» употребляется слово «’elah (множественное число от ’elot»), переведенное в названных местах как «теревинф», а во многих других местах - как «дуб». Также Иосиф Флавий в «Иудейских древностях» называет его дубом (1, 186), а в «Иудейской войне» - теревинфом (IV, 533).
В Священном Писании не говорится о каком-то определенном дубе, но свидетельства о нем появляются уже в I в. по Р.Х. Иосиф Флавий называет его Огигесом (греч. «древний», «почтенный») и считает, что дуб стоит здесь от сотворения мира. Упоминает о нем и историк Евсевий Кесарийский (ок. 263-340 гг.), а по свидетельству блаженного Иеронима (342-420 гг.) дуб этот был срублен, и он видел только его пень.
Интересные подробности о почитании дуба сообщает раннехристианский писатель-историк Созомен (ок. 400-450 гг.): «Туземцы и отдаленнейшие жители Палестины, финикийцы, аравийцы, и теперь еще, во время лета, ежегодно совершают там торжественный праздник. К тому времени туда-де собираются многие и для торговли — продавать и покупать. Этот праздник уважается всеми: и иудеями, потому что они гордятся патриархом Авраамом (как своим родоначальником), и язычниками, потому что на том месте было явление ангелов, и христианами, потому что здесь явился праведнику Тот, Кто в последствии пришел на землю для спасения человечества, родившись от Девы».
Начиная с XII в., паломники, и в частности, русский игумен Даниил так описывают священный дуб Авраама: «Есть же дуб тот близ пути, тамо идучи на правой руце; и стоит красен на горе ввысоке... И ту стоял шатёр Авраамов близ дуба того к востоку лиць. И есть дуб тот не велми высок, кроковат (т.е. раскидист) и част ветми и плодмног на нём есть». А в путевых заметках известного русского путешественника и этнографа А.В. Елисеева, посетившего Святую Землю весной 1884 г., записано: «Стар, очень стар этот Патриарх исчезнувших лесов Палестины...».
В XIX в. Дуб Мамврийский был еще могучим зеленым деревом. О его возрасте свидетельствовали и внушительный обхват ствола, и высота. Этот дуб, несомненно, был самым старым из всех палестинских деревьев. Главный ствол его имел у земли в окружности 7 м. Затем ствол разделялся на три массивные ветви, как бы символизируя или напоминая о том, что под своей величавой сенью он некогда дал приют от полуденного зноя трем Ангелам, гостеприимно встреченным здесь Авраамом. Крона его обнимала пространство около 95 шагов в окружности и давала очень густую тень. Вскоре после приобретения участка Русской Миссией дуб начал засыхать. Одна из засохших и сломленных бурей ветвей его хранилась в Миссии в виде распиленных дощечек, на которых писались иконки Святой Троицы для благословения богомольцев. Отец Антонин записал тогда с горечью в своих записях, что «несколько десятилетий интенсивного русского паломничества повредили дубу больше, нежели столетия господства неверных». Со временем на расстоянии нескольких метров от памятного дуба великана выросло еще два других зеленеющих и в наше время, которым сегодня примерно двести лет. Еще дореволюционные паломники дали свои названия дубам в ограде: один назвали дубом Сарры, другой - дубом Исаака, подразумевая, что вековой великан символизирует самого Авраама. В наше время гигантское дерево Авраама называют в Палестине иногда просто «русским дубом».
Последняя зеленая ветка дуба засохла в апреле 1996 г. еще до передачи участка Московской Патриархии. В настоящее время его поддерживают от распадения металлические подпорки. В Святой Земле было распространено поверье, будто полное увядание дуба Авраама связано с концом земного мира. Однако, когда в 2000 г. весь христианский мир отмечал великий юбилей 2000-летия Рождества Христова, к великому удивлению всех дуб внезапно «ожил». Около засохшего ствола появился молодой зеленый корневой побег, а рядом с ним еще один небольшой. Один из них является корневой порослью засохшего древнего дуба великана, второй вырос из желудя. Новоявленные дубочки словно «ожили», как засохшее некогда чрево праматери Сарры, потому что для Бога нет ничего невозможного.
Примечательно, что ствол нового дуба, как великого символа Пресвятой Троицы, также разделяется на три основных ветви, повторяя силуэт дуба старца. Молодой дубок сейчас уже достигает высоты более 1,5 м, другой чуть поменьше. Оба дубочка стремительно растут вверх, радуя глаза паломников. Участок земли с древним почитаемым паломниками и местными жителями дубом был приобретен в 1868 г. в собственность Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Архимандрит Антонин (Капустин), считал, что если это даже не тот самый дуб патриарха Авраама, то, несомненно, потомок древних палестинских великанов и великий символ Богоявления патриарху Аврааму.
Приобретение этого участка было сопряжено с большими трудностями. Во-первых, правительство Османской Империи, в состав которой входила Палестина, запрещало продажу земли в собственность представителям иностранных держав. Земельный участок в Хевроне с дубом Мамврийским много лет принадлежал некоему Ибрагиму Шаллуди, получившему его в наследство от своего отца Османа, и приносил немалый доход своему хозяину, который продавал заезжим туристам ветки, сучки и листики от священного дерева. Вскоре после продажи участка он был убит единоверцами.
Особую роль в приобретении Мамврийского дуба сыграл драгоман русского консульства Яков Егорович Халеби (араб. Якуб ибн Джирдис аль-Халеби). Сложность состояла в том, что дуб находился в то время в районе, где проживали особенно фанатичные мусульмане. Халеби, араб по происхождению, явился в Хеврон под видом купца из Алеппо, вошел в доверие к местным властям и сумел, без преувеличения, с риском для жизни совершить покупку драгоценного дерева на своё имя. Вернувшись в Миссию, он радостно вбежал на лестницу и, помахивая «кушаном» (купчая), торжественно объявил: «Дуб - русский!» В течение последующих лет отцу Антонину удалось приобрести, хотя и с немалыми трудностями, еще несколько смежных участков, прилегающих к первому, в общей сложности площадью в 72.400 кв. метра. Таким образом, Русская Духовная Миссия стала первым и до сих пор единственным христианским представителем в Хевроне.
22 мая 1871 г. под сенью дуба была совершена первая Божественная литургия, после которой сюда направился не прерывающийся до сих пор поток паломников. Со временем над свидетелем славы патриарха Авраама был устроен железный навес, а основание ствола было окружено особым каменным фундаментом, на котором совершались богослужения. Позже на этом обширном участке архимандритом Антонином был построен каменный двухэтажный дом для паломников, сторожевая башня и две цистерны для дождевой воды.
Особо торжественно проходил здесь праздник Пресвятой Троицы. К этому дню собиралось большое количество поклонников. Основной караван, выходивший из Иерусалима, состоял примерно из трех сотен русских богомольцев. На рассвете, около пяти часов утра, под дубом на каменном престоле с переносным антиминсом совершалась собором во главе с отцом Антонином Божественная литургия. Небольшой стол, поставленный рядом, служил жертвенником. Всенощная накануне совершалась также под дубом. Духовенство, певчие и почетные паломники стояли в черте ограды, а богомольцы окружали тесным кольцом решетку, опоясывающую священный дуб. Дивные, умилительные песнопения в честь Триипостасного Божества разносились эхом по пустынным окрестностям Хеврона. Праздничные торжества заканчивались чаем с легким завтраком для почетных гостей на втором этаже приюта, а простым паломникам предлагался чай с хлебом и горячий суп со стаканом вина из хевронских виноградников. Из Хеврона на праздник приходили также знатные мусульмане и евреи с семьями. Расположившись на лужайках под тенью ветвистых сикоморов, они наслаждались чистым горным воздухом, с любопытством наблюдая за бытом русских паломников.
При покупке участка турецкая администрация наложила категорический запрет на строительство здесь когда-либо церкви или монастыря. Тем не менее, в 1884 г., когда Мамврийскую святыню посетили два патриарха, Иерусалимский Никодим и Константинопольский Иоаким III, они «благословили на сем месте быть храму Божию». Вслед за этим по всем приходам Русской Православной Церкви был организован сбор пожертвований на постройку храма в Хевроне. Однако величайшее благословение по причине сложной ситуации в городе, где проживали, в основном, фанатичные мусульмане, было исполнено лишь в 1904 г. начальником Русской Духовной Миссии архимандритом Леонидом (Сенцовым).
С 1906 г. по 1914 гг. проходил тяжелый процесс получения турецкого фирмана на строительство и освящение храма. Постройка была начата в 1906 г. итальянским архитектором Дж. Бергамаско, но была прервана Первой мировой войной и закончилась лишь в 1925 г. Храм был построен из местного белого тесанного камня и освящен во имя святых Праотцев Патриархом Иерусалимским Дамианом в сослужении русского архиепископа Анастасия (Грибановского), а боковые приделы: правый - во имя Пресвятой Троицы и левый - во имя святителя Николая Чудотворца, поскольку сделка о покупке Хевронского участка состоялась именно в день памяти этого великого Святителя. Церковные облачения храму пожертвовала лично великая княгиня Елисавета Федоровна. Великая княгиня также подарила храму два хрустальных паникадила, которые висят в нем и по настоящее время. Примечательно, что после освящения храма Патриарху Иерусалимскому Дамиану и почетным гостям была предложена библейская трапеза, по образцу той, которой угощал трех таинственных странников патриарх Авраам: хлеб, теленок, масло и молоко (Быт. 18:1-9).
После Октябрьской революции весь участок перешел во владение Русской Православной Церкви Заграницей, а в 1997 г. решением Администрации Палестинской Автономии при участии Ясира Арафата 5 июня 1997 г. монастырь был передан РПЦ Московского Патриархата. Сразу же были произведены ремонтно-восстановительные работы, полностью отремонтирован двухэтажный келейный корпус, сам храм, укреплена ограда вокруг участка.
Перед Первой мировой войной весь участок, окружающий храм, утопал в зелени масличных, миндальных и инжирных деревьев и был окружен со всех сторон сплошными виноградниками. Позже большая часть деревьев погибла из-за недостатка ухода. В наше время стараниями иеромонаха Алексия (Елисеева), бывшего ключаря, ключаря подворья (ныне епископ Галичский и Макарьевский), на территории участка было положено начало работ по созданию ботанического сада библейских растений, разделенного на несколько секторов. Всего планируется высадить более 120 наименований библейских растений.
Кроме библейского дуба на территории подворья сохранилось несколько высеченных в природной скале древнееврейских гробниц, в стенах которых сохранились ниши для оссуариев в форме «кохим» (евр. Kokhim), с двумя ритуальными «камнями помазания». Эти, довольно большие гробницы, служившие для хранения тел и останков умерших, позволяют представить, как примерно выглядел Гроб Господень две тысячи лет тому назад. Рядом с погребальной камерой можно и сейчас увидеть большой обработанный камень, которым закрывали вход в гробовую пещеру.
На самом возвышенном месте участка сохранилась смотровая башня, в которой отец Антонин, увлекавшийся астрономией, как великий любитель неба, устроил себе небольшую астрономическую обсерваторию. Примечательно, что позже в своем завещательном слове отец Антонин «лучший предмет имущественного достояния моего, астрономический телескоп...» решил передать воспитавшей его Киевской Духовной Академии. Отец Антонин, совершая свои поездки по Святой Земле, всегда возил с собой в мешке Евангелие, молитвослов и подзорную трубу для наблюдений за звездами. Башня-обсерватория также служила насельникам наблюдательным пунктом для определения местоположения направлявшихся в Хеврон паломнических караванов.
На участке имеется небольшое кладбище, расположенное за храмом св. Праотцев, на котором похоронены некоторые выдающиеся деятели русской эмиграции. Среди них известный и авторитетный старец - игумен Игнатий (Ракша). Игумен Игнатий (в миру Иван) был родом из Крыма, служил в Белой армии, потом в ранге младшего офицера попал в Германию, где стал насельником монастыря Преподобного Иова Почаевского. Из Германии в 1950 г. переехал в Святую Землю. Отец Игнатий с 1950 г. по 1960 г. нес послушание эконома Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в юрисдикции РПЦЗ. С 1964 г. отец Игнатий заведовал русским участком при Мамврийском дубе и был настоятелем храма свв. Праотцев, где многие годы в послевоенное время служил практически один. Старец почти целые сутки посвящал молитве, его поимянник состоял из 25 000 имен, которые он поминал на каждой Литургии, а проскомидия длилась несколько часов. Знавшие старца люди из Русского зарубежья рассказывают, что незадолго до своей праведной кончины он удостоился видения «Трех таинственных странников». За духовным советом и молитвенной поддержкой к нему приезжали очень многие, в том числе монахини Горненского монастыря в Иерусалиме, всех их старец принимал с любовью. Отец Игнатий почил о Господе в 1986 г. И по сей день не прекращается поток паломников в Хеврон, желающих прикоснуться здесь к живым страницам древней библейской истории и поклониться свидетелю Авраамова гостеприимства как символу великой, деятельной любви к Богу и ближнему.
Похожие записи