Дуб Мамврийский

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Прославленное место, где Ав­рааму явился Господь у дубравы Мамре (Быт. 18:1), с древних вре­мен было окружено религиозным почитанием, но честь, воздаваемая «дереву Авраама», со временем была омрачена идолопоклонством, против которого выступали проро­ки. Благочестивый царь иудейский Иосия, уничтожая высоты с жерт­венниками и истуканами и вырубая священные рощи, возможно, выру­бил и священную дубраву как ме­сто отправления языческих куль­тов (2Пар.34:7), однако почитание дуба Авраама не прекратилось. Ирод Великий обнес каменной стеной и укрепил настилом место, почитаемое в его время за священ­ную рощу Авраама, но, по свиде­тельству археологов, постройка не была им закончена. Под этим на­стилом позднее были обнаружены развалины, относящиеся ко време­ни Маккавеев.

На этих развалинах при импера­торе Адриане во II в. был построен языческий храм с жертвенником и несколько других зданий. Рядом с этими постройками находился один из крупнейших в Сирии и Палестине рынков, куда после вос­стания Бар-Кохбы (132-135 гг.) по повелению императора Адриана, были согнаны на продажу в раб­ство тысячи пленных евреев (муж­чин, женщин и детей). Несмотря на то, что это место было осквернено идолопоклонством, его посеща­ли евреи, христиане и язычники. Совершила паломничество сюда также Евтропия, теща императора Константина, и, будучи встревоже­на языческим осквернением свято­го места, рассказала об этом импе­ратору Константину.

В IV в. святая царица Елена на месте зданий, сооруженных Адри­аном, построила великолепную базилику в честь Святой Троицы. Историк Евсевий приводит по­слание императора Константина к епископу Макарию: «Мы знаем, что место у Мамврийского дуба, где обитал Авраам, омрачено идо­лопоклонством, и для того я пове­лел... без отлагательства предать идолов огню и испровергнутъ их алтари. А дабы впредь оградить это место от поругания, мы опре­делили и повелели украсить его ве­ликим храмом».

Мамврийский дуб.

По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Дуб этот воспет в священных церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе, запечатленный на тысячах древних икон, гравюр и рисунков. Его засохшие ветви ис­пользовались для написания икон Святой Троицы и рассылались по всем уголкам царской России. По­сещавшие дуб богомольцы собира­ли желуди и кусочки коры, срезали на память веточки, вырезали палки для посохов, а частички древеси­ны хранились как священные ре­ликвии. Из чернильных орешков (галлов) Мамврийского Дуба из­готовляли черную краску, которую использовали исключительно для написания имен Бога и священных текстов.

Дуб Мамврийский - по-арабски «синдиан» (лат. Quercus calliprinos) - принадлежит к особой палестин­ской породе. Листья его очень ма­ленькие, жесткие, продолговатые, с пилообразными зубчиками по краям. Каменный палестинский дуб является вечнозеленым. Желу­ди с твердой скорлупой, такие же, как и у европейских дубов. Сло­вом «дуб» в Синодальном пере­воде Библии передано несколько различных еврейских слов. Слово «аллон» felon), которым названо дерево Васана, обозначает соб­ственно дуб (Ис.2:13; Иез.27:6; Зах.11:2). В Ис.6:13 и в Ос.4:13 на­ряду со словом «’elon» употребля­ется слово «’elah (множественное число от ’elot»), переведенное в названных местах как «теревинф», а во многих других местах - как «дуб». Также Иосиф Флавий в «Иу­дейских древностях» называет его дубом (1, 186), а в «Иудейской во­йне» - теревинфом (IV, 533).

В Священном Писании не говорится о каком-то определенном дубе, но свидетельства о нем появляются уже в I в. по Р.Х. Иосиф Флавий называет его Огигесом (греч. «древний», «почтенный») и считает, что дуб стоит здесь от сотворения мира. Упоминает о нем и историк Евсевий Кесарийский (ок. 263-340 гг.), а по свидетельству блаженного Иеронима (342-420 гг.) дуб этот был срублен, и он видел только его пень.

Интересные подробности о по­читании дуба сообщает раннехристианский писатель-историк Созомен (ок. 400-450 гг.): «Туземцы и отдаленнейшие жители Палести­ны, финикийцы, аравийцы, и те­перь еще, во время лета, ежегодно совершают там торжественный праздник. К тому времени туда-де собираются многие и для торгов­ли — продавать и покупать. Этот праздник уважается всеми: и иу­деями, потому что они гордятся патриархом Авраамом (как своим родоначальником), и язычниками, потому что на том месте было явление ангелов, и христианами, потому что здесь явился правед­нику Тот, Кто в последствии при­шел на землю для спасения челове­чества, родившись от Девы».

Начиная с XII в., паломники, и в частности, русский игумен Даниил так описывают священный дуб Авраама: «Есть же дуб тот близ пути, тамо идучи на правой руце; и стоит красен на горе ввысоке... И ту стоял шатёр Авраамов близ дуба того к востоку лиць. И есть дуб тот не велми высок, кроковат (т.е. раскидист) и част ветми и плодмног на нём есть». А в путевых заметках известного русского путешественника и этнографа А.В. Елисеева, посетившего Святую Землю весной 1884 г., записано: «Стар, очень стар этот Патриарх исчезнувших лесов Палестины...».

В XIX в. Дуб Мамврийский был еще могучим зеленым деревом. О его возрасте свидетельствовали и внушительный обхват ствола, и высота. Этот дуб, несомненно, был самым старым из всех палестинских деревьев. Главный ствол его имел у земли в окружности 7 м. Затем ствол разделялся на три массивные ветви, как бы симво­лизируя или напоминая о том, что под своей величавой сенью он не­когда дал приют от полуденного зноя трем Ангелам, гостеприим­но встреченным здесь Авраамом. Крона его обнимала пространство около 95 шагов в окружности и да­вала очень густую тень. Вскоре после приобретения участка Русской Миссией дуб начал засыхать. Одна из засохших и сломленных бурей ветвей его хранилась в Миссии в виде распи­ленных дощечек, на которых пи­сались иконки Святой Троицы для благословения богомольцев. Отец Антонин записал тогда с горечью в своих записях, что «несколько десятилетий интенсивного рус­ского паломничества повредили дубу больше, нежели столетия го­сподства неверных». Со временем на расстоянии нескольких метров от памятного дуба великана вы­росло еще два других зеленеющих и в наше время, которым сегод­ня примерно двести лет. Еще до­революционные паломники дали свои названия дубам в ограде: один назвали дубом Сарры, другой - дубом Исаака, подразумевая, что вековой великан символизиру­ет самого Авраама. В наше время гигантское дерево Авраама назы­вают в Палестине иногда просто «русским дубом».

Последняя зеленая ветка дуба засохла в апреле 1996 г. еще до передачи участка Московской Патри­архии. В настоящее время его под­держивают от распадения металли­ческие подпорки. В Святой Земле было распространено поверье, буд­то полное увядание дуба Авраама связано с концом земного мира. Однако, когда в 2000 г. весь христи­анский мир отмечал великий юби­лей 2000-летия Рождества Хри­стова, к великому удивлению всех дуб внезапно «ожил». Около засо­хшего ствола появился молодой зеленый корневой побег, а рядом с ним еще один небольшой. Один из них является корневой порослью засохшего древнего дуба великана, второй вырос из желудя. Новояв­ленные дубочки словно «ожили», как засохшее некогда чрево прама­тери Сарры, потому что для Бога нет ничего невозможного.

Примечательно, что ствол ново­го дуба, как великого символа Пре­святой Троицы, также разделяется на три основных ветви, повторяя силуэт дуба старца. Молодой ду­бок сейчас уже достигает высоты более 1,5 м, другой чуть поменьше. Оба дубочка стремительно растут вверх, радуя глаза паломников. Участок земли с древним почи­таемым паломниками и местными жителями дубом был приобретен в 1868 г. в собственность Русской Духовной Миссии в Иерусали­ме. Архимандрит Антонин (Капу­стин), считал, что если это даже не тот самый дуб патриарха Авраама, то, несомненно, потомок древних палестинских великанов и великий символ Богоявления патриарху Ав­рааму.

Приобретение этого участка было сопряжено с большими трудностями. Во-первых, правитель­ство Османской Империи, в состав которой входила Палестина, запре­щало продажу земли в собствен­ность представителям иностран­ных держав. Земельный участок в Хевроне с дубом Мамврийским много лет принадлежал некоему Ибрагиму Шаллуди, получившему его в наследство от своего отца Ос­мана, и приносил немалый доход своему хозяину, который продавал заезжим туристам ветки, сучки и листики от священного дерева. Вскоре после продажи участка он был убит единоверцами.

Особую роль в приобретении Мамврийского дуба сыграл дра­гоман русского консульства Яков Егорович Халеби (араб. Якуб ибн Джирдис аль-Халеби). Сложность состояла в том, что дуб находился в то время в районе, где проживали особенно фанатичные мусульмане. Халеби, араб по происхождению, явился в Хеврон под видом куп­ца из Алеппо, вошел в доверие к местным властям и сумел, без преувеличения, с риском для жизни совершить покупку драгоценного дерева на своё имя. Вернувшись в Миссию, он радостно вбежал на лестницу и, помахивая «кушаном» (купчая), торжественно объявил: «Дуб - русский!» В течение по­следующих лет отцу Антонину удалось приобрести, хотя и с нема­лыми трудностями, еще несколько смежных участков, прилегающих к первому, в общей сложности площадью в 72.400 кв. метра. Та­ким образом, Русская Духовная Миссия стала первым и до сих пор единственным христианским представителем в Хевроне.

22 мая 1871 г. под сенью дуба была совершена первая Божественная литургия, после которой сюда направился не прерывающийся до сих пор поток паломников. Со вре­менем над свидетелем славы па­триарха Авраама был устроен же­лезный навес, а основание ствола было окружено особым каменным фундаментом, на котором соверша­лись богослужения. Позже на этом обширном участке архимандритом Антонином был построен камен­ный двухэтажный дом для палом­ников, сторожевая башня и две ци­стерны для дождевой воды.

Особо торжественно проходил здесь праздник Пресвятой Троицы. К этому дню собиралось большое количество поклонников. Основной караван, выходивший из Иеру­салима, состоял примерно из трех сотен русских богомольцев. На рассвете, около пяти часов утра, под дубом на каменном престоле с переносным антиминсом соверша­лась собором во главе с отцом Ан­тонином Божественная литургия. Небольшой стол, поставленный рядом, служил жертвенником. Всенощная накануне соверша­лась также под дубом. Духовенство, певчие и почетные паломни­ки стояли в черте ограды, а богомольцы окружали тесным кольцом решетку, опоясывающую священ­ный дуб. Дивные, умилительные песнопения в честь Триипостасного Божества разносились эхом по пустынным окрестностям Хевро­на. Праздничные торжества закан­чивались чаем с легким завтраком для почетных гостей на втором этаже приюта, а простым палом­никам предлагался чай с хлебом и горячий суп со стаканом вина из хевронских виноградников. Из Хеврона на праздник прихо­дили также знатные мусульмане и евреи с семьями. Расположившись на лужайках под тенью ветвистых сикоморов, они наслаждались чи­стым горным воздухом, с любопытством наблюдая за бытом рус­ских паломников.

При покупке участка турецкая администрация наложила категорический запрет на строительство здесь когда-либо церкви или мона­стыря. Тем не менее, в 1884 г., ког­да Мамврийскую святыню посети­ли два патриарха, Иерусалимский Никодим и Константинопольский Иоаким III, они «благословили на сем месте быть храму Божию». Вслед за этим по всем приходам Русской Православной Церкви был организован сбор пожертвований на постройку храма в Хевроне. Од­нако величайшее благословение по причине сложной ситуации в горо­де, где проживали, в основном, фа­натичные мусульмане, было испол­нено лишь в 1904 г. начальником Русской Духовной Миссии архи­мандритом Леонидом (Сенцовым).

С 1906 г. по 1914 гг. проходил тяжелый процесс получения турецкого фирмана на строительство и освящение храма. Постройка была начата в 1906 г. итальянским архи­тектором Дж. Бергамаско, но была прервана Первой мировой войной и закончилась лишь в 1925 г. Храм был построен из местного белого тесанного камня и освящен во имя святых Праотцев Патриархом Ие­русалимским Дамианом в сослужении русского архиепископа Ана­стасия (Грибановского), а боковые приделы: правый - во имя Пресвя­той Троицы и левый - во имя святи­теля Николая Чудотворца, посколь­ку сделка о покупке Хевронского участка состоялась именно в день памяти этого великого Святителя. Церковные облачения храму по­жертвовала лично великая княги­ня Елисавета Федоровна. Великая княгиня также подарила храму два хрустальных паникадила, которые висят в нем и по настоящее время. Примечательно, что после ос­вящения храма Патриарху Иерусалимскому Дамиану и почетным го­стям была предложена библейская трапеза, по образцу той, которой угощал трех таинственных стран­ников патриарх Авраам: хлеб, теле­нок, масло и молоко (Быт. 18:1-9).

После Октябрьской революции весь участок перешел во владение Русской Православной Церкви Заграницей, а в 1997 г. решением Администрации Палестинской Авто­номии при участии Ясира Арафата 5 июня 1997 г. монастырь был пе­редан РПЦ Московского Патриар­хата. Сразу же были произведены ремонтно-восстановительные ра­боты, полностью отремонтирован двухэтажный келейный корпус, сам храм, укреплена ограда вокруг участка.

Перед Первой мировой войной весь участок, окружающий храм, утопал в зелени масличных, мин­дальных и инжирных деревьев и был окружен со всех сторон сплошными виноградниками. Поз­же большая часть деревьев погиб­ла из-за недостатка ухода. В наше время стараниями иеромонаха Алексия (Елисеева), бывшего ключаря, ключаря подворья (ныне епи­скоп Галичский и Макарьевский), на территории участка было поло­жено начало работ по созданию бо­танического сада библейских рас­тений, разделенного на несколько секторов. Всего планируется выса­дить более 120 наименований библейских растений.

Кроме библейского дуба на тер­ритории подворья сохранилось несколько высеченных в природной скале древнееврейских гробниц, в стенах которых сохранились ниши для оссуариев в форме «кохим» (евр. Kokhim), с двумя ритуальными «камнями помазания». Эти, довольно большие гробницы, слу­жившие для хранения тел и останков умерших, позволяют предста­вить, как примерно выглядел Гроб Господень две тысячи лет тому на­зад. Рядом с погребальной камерой можно и сейчас увидеть большой обработанный камень, которым за­крывали вход в гробовую пещеру.

На самом возвышенном месте участка сохранилась смотровая башня, в которой отец Антонин, увлекавшийся астрономией, как великий любитель неба, устроил себе небольшую астрономическую обсерваторию. Примечательно, что позже в своем завещательном сло­ве отец Антонин «лучший предмет имущественного достояния моего, астрономический телескоп...» ре­шил передать воспитавшей его Ки­евской Духовной Академии. Отец Антонин, совершая свои поездки по Святой Земле, всегда возил с собой в мешке Евангелие, молитвослов и подзорную трубу для на­блюдений за звездами. Башня-об­серватория также служила насель­никам наблюдательным пунктом для определения местоположения направлявшихся в Хеврон палом­нических караванов.

На участке имеется небольшое кладбище, расположенное за храмом св. Праотцев, на котором по­хоронены некоторые выдающиеся деятели русской эмиграции. Сре­ди них известный и авторитетный старец - игумен Игнатий (Ракша). Игумен Игнатий (в миру Иван) был родом из Крыма, служил в Белой армии, потом в ранге младше­го офицера попал в Германию, где стал насельником монастыря Пре­подобного Иова Почаевского. Из Германии в 1950 г. переехал в Свя­тую Землю. Отец Игнатий с 1950 г. по 1960 г. нес послушание эконо­ма Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в юрисдикции РПЦЗ. С 1964 г. отец Игнатий заведовал русским участком при Мамврийском дубе и был настоятелем храма свв. Праотцев, где многие годы в послевоенное время служил практически один. Старец почти целые сутки по­свящал молитве, его поимянник состоял из 25 000 имен, которые он поминал на каждой Литургии, а проскомидия длилась несколь­ко часов. Знавшие старца люди из Русского зарубежья рассказывают, что незадолго до своей праведной кончины он удостоился видения «Трех таинственных странников». За духовным советом и молитвен­ной поддержкой к нему приезжали очень многие, в том числе монахи­ни Горненского монастыря в Иерусалиме, всех их старец принимал с любовью. Отец Игнатий почил о Господе в 1986 г. И по сей день не прекращается поток паломников в Хеврон, жела­ющих прикоснуться здесь к живым страницам древней библейской истории и поклониться свидете­лю Авраамова гостеприимства как символу великой, деятельной люб­ви к Богу и ближнему.

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме