Гора Голгофа в Иерусалиме

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Гора Голгофа - традиционное место казни того времени, где был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог, Господь Иисус Христос, Мессия Израиля. Распятие Иисуса Христа было центральным событием не только Священной истории, но и истории мировой, стало знамением начала нового и вечного Союза между Богом и человеком (Иер.31:32;Евр.8:7-8). Здесь истинный и непорочный Агнец Божий (Ин. 1:29-36), предназначенный в жертву еще прежде создания мира (Шетр.1:17- 20; 1Кор.5:7), добровольно взошел на Всемирный Жертвенник, чтобы спасти всех людей от греха и смерти.
Рядом с местом Распятия проходила дорога, и шед­шие по ней прохожие могли про­честь надпись на Кресте Спасителя (Ин. 19:20). Неподалеку «был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен» (Ин. 19:41). В наше время священная Голгофа нахо­дится внутри стен современного Иерусалима и является частью ком­плекса храма Воскресения.
Название Голгофы приводится у трех евангелистов и истолковывается ими как «место Лобное», т.е. место черепа (Мф.27:33; Мк.15:22; Ин.19:17). В Евангелии от Луки говорится, что это место назвалось просто «Kpaviov», что на греческом языке дословно значит «лоб», «череп» (Лк.23:33). Греческий термин Голгофа является транслитерацией арамейского слова «Gulgolta», которое восходит к еврейскому «gulgoleth». - «череп, голова» и встречается во многих местах Священного Писания (Чис. 1:2; 1Пар.23:3; 1Пар.23:34; 4Цар.9:35; Суд.9:53).
Относительно точного проис­хождения названия этого места ведутся споры. Ранним христиан­ским авторам была известна древ­няя иудейская традиция о погре­бении на месте Распятия черепа праотца Адама. Мнение о том, что Голгофа своим названием обязана обычаю обезглавливать здесь пре­ступников, черепа которых скла­дывались на месте казни, опро­вергает сам ветхозаветный закон, требующий захоронения казнен­ных до захода солнца (Втор.21:23). Этот закон, по свидетельству исто­рика Иосифа Флавия, соблюдался неукоснительно. Само название горы ясно говорит именно об од­ном черепе, а не о многих. Холм Голгофы в Евангелиях не упомина­ется, однако уже в 333 г. неизвест­ный по имени паломник из Бордо писал о «небольшой горе Голгофе, где Господь был распят», а цер­ковный писатель Руфин пресвитер Аквилейский (345-410 гг.) упоми­нал о «скале Голгофы».
Исторические сведения
Крестная смерть, на которую осужден был Спаситель мира, была самой жестокой, самой му­чительной и позорной из всех каз­ней, какую изобрел древний мир. Согласно свидетельству античных авторов, этот вид казни употре­блялся задолго до римлян другими народами: персами, египтянами, ассирийцами, греками. Римляне заимствовали его у Карфагена во время Пунических войн (264-241 гг. до Р.Х.).
В древнем Риме распятию подвергались только рабы и преступники из низших слоев общества. Во время гонений Антиоха Эпифана во II веке до Р. X., когда Иудея была восточной провинцией Римской империи, сотни евреев были распяты на крестах. То же самое происходило в период Иудейской войны.
Богом данный ветхозаветный закон не знал этой жестокой и позорной казни. В библейском и талмудическом законодательстве казнь через распятие не упоминается. По иудейским законам предусмотрены четыре формы казни: побиение камнями (Втор. 13:10), сожжение (Лев. 20:14), казнь мечом и удушение. В качестве еще одного вида наказания ветхозаветным законом предусмотрено «повешение» тела казненного преступника, однако только после того, как он уже умер (Втор.21: 22-23). Из сообщений Иосифа Флавия известно, что отступления от закона бывали. Хасмонейский царь и первосвященник Александр Яннай, подавляя мятеж во время гражданской войны, приказал распять на крестах посреди города 800 повстанцев. В Талмуде упомянут некий еврей Шимон бен Шитах, который «в один день распял на кресте» 20 женщин из Аскалона. Распятие как вид казни на территории Римской империи отменил в IV веке император Константин Великий.
Осуждённый нес на себе перекладину креста, на котором его должны были распять, до места казни. Приговоренного к распятию укладывали на крест, лежащий на земле, а руки его прибивали гвоздями к поперечной балке. Для поддержания тела, чтобы оно не провисло под собственной тяжестью, под стопами распятого крепили небольшую опору (лат. sedile). После этого крест поднимали и водружали в земле в вертикальном положении вместе с распятым на нем. Чтобы родные не могли спасти распинаемых, на месте казни ставилась вооруженная охрана.
Страдания распятых были ужас­ны и невероятно мучительны. Гвозди вбивались в самые чувстви­тельные места, где соединяются многие нервы и сухожилия. Тело в страшных судорогах беспомощно свешивалось, все мышцы натяги­вались и деревенели, дышать было невозможно. Для одного глотка воздуха необходимо было припод­няться, превозмогая нестерпимую боль, оперевшись на перекладину под ногами. Только тогда возмож­но было вдохнуть воздух. Язвы от гвоздей под тяжестью тела и от движений при вдыхании воздуха раздирались, воспалялись и кро­воточили, казненных томил жар и невыносимая жажда. Смерть на­ступала медленно, бывали случаи, когда распятые мучились на кре­стах по нескольку дней.
В конце 1968 г. греческим архео­логом Василиосом Цаферисом в се­мейной древнееврейской гробнице к северо-востоку от Иерусалима, около Гиват ха Мивтар, была обна­ружена одна жертва этой ужасной казни. В одном из оссуариев был найден скелет, в правой пяточной кости которого сохранилась часть большого железного гвоздя длиной 18 см. Гвоздь попал в сучок, его ко­нец загнулся, и поэтому не удалось его извлечь перед захоронением. Костные останки вместе с гвоздем и кусочком оливкового дерева были помещены через некоторое вре­мя в оссуарий, на котором сохра­нилась надпись: «Иехоханан, сын Хагакола (Иезекииля)». Жертвой распятия был молодой еврей воз­растом около 24-28 лет, живший в Иерусалиме незадолго до разруше­ния города римлянами в 70 г. после Р.Х. Судебно-медицинская экспер­тиза его скелета установила, что Иехоханан был распят в горизон­тальном положении с распростер­тыми руками, прикрепленными к поперечной перекладине или ветви дерева. Его останки представляют собой драматическое свидетель­ство распятия.
Бесчеловечная крестная казнь соединяла в себе жестокие физи­ческие страдания с нравственным унижением. Однако в свете Голгофы была явлена тайна жертвенной любви Бога к падшему человече­ству, потому что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий веру­ющий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Крест (греч. «ставрос»), быв­ший орудием казни Богочеловека Иисуса Христа, стал знамением нашего спасения, исполненным великой благодатной силы: «слово о кресте для погибающих юрод­ство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1:18). «Крест —хранитель всея вселенныя; Крест — красота Церкве; Крест — царей держава; Крест — верных ут­верждение; Крест — ангелов слава и демонов язва» (Светилен празд­ника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, глас 2). Спасительное действие Крестного знамения Господь предсказал еще при жизни: «Как Моисей вознес змию в пусты­не, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы вся­кий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:14; Ин.12:32; Чис.21:6-9).
По преданию, сохранившемуся в письменных свидетельствах Отцов Церкви, Крест Христов был шестиконечным. Вертикальный столб пересекали два поперечных бруса. Внизу креста находилась перекладина, служившая для поддержания ног, а над головой была прикреплена табличка с надписью.

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме