Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Город Яффа или Яффо, Яфо, (евр. Yaffe - «красивая») построенный на скалистом берегу восточного побережья Средиземного моря и окруженный со всех сторон благоухающими цитрусовыми садами, является древнейшим из городов мира.
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта древняя гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря». Она успешно соперничала со своими соседями, знаменитыми портами Бейрутом и Александрией. Сюда на протяжении многих веков прибывали корабли с христианскими паломниками, путешествующими морским путем с самых отдаленных стран мира.
Христианских паломников в их стремлении попасть в Святую Землю не останавливали опасности столь далекого путешествия, ведь вплоть до XVIII в. они подвергались нападениям морских пиратов с моря и многочисленных разбойников на суше. Только в XVIII в. при помощи правительства Франции удалось достигнуть соглашения с пиратами о ненападении на корабли, прибывающие в Яффу. Из Яффы паломники большими караванами отправлялись пешком или, в лучшем случае, на осле или верблюде в вожделенный Иерусалим.
В начале XX в. город стал воротами для еврейских репатриантов, которые рядом с Яффой основали город Тель-Авив.
Яффа занимала одно из центральных мест в истории древнего мира по причине своего местоположения в центральной части Средиземноморского побережья.
Процветанию города способствовало его расположение при Великом Морском пути «Via Marris» (Ис.9:1; Мф.4:15), существовавшем со времен раннего бронзового века и связывавшем страны Плодородного Полумесяца: Египет с Сирией, Анатолией и Месопотамией на севере, а со средних веков также и с Европой.
В библейские времена древняя Яффа находилась на границе удела колена Дана (Нав. 19:46). В наше время этот древний город-порт стал пригородом огромного современного мегаполиса Тель- Авива, которому не исполнилось еще и ста лет. Линия берега возле Яффы вдается на 400 м вглубь суши, образуя естественный залив с крутыми скалами. Вымощенные булыжником улочки, петляющие по окружающим город массивным каменным крепостям, запущенные кварталы Старого города резко контрастируют с современными небоскребами, деловыми центрами и благоустроенными районами Тель-Авива. Старая Яффа в 1950 г. решением правительства Израиля была объединена в один административный центр с Тель-Авивом, название которого созвучно с еврейским поселением в Вавилоне, упоминающимся в Священном Писании (Иез.3:15), и переводится с еврейского языка как «холм возрождения» или «холм весны».
В Яффе проживает смешанное арабско-еврейское население общей численностью около 46 тыс. человек, из которых 25 тыс. составляют мусульмане, 12 тыс. - евреи и 9 тыс. -христиане. Из девяти тысяч христиан пять тысяч являются православными. С первых веков возникновения христианства в Яффе до наших дней проживает одна из самых старых христианских общин Святой Земли. В наше время кроме православных в Яффе присутствуют: католики латинского и греческого обряда (мелхиты), марониты, копты, армяне и протестанты. Одним из самых видных представителей арабской православной общины Яффы был выдающийся в Османской Палестине поэт и журналист Исса Дауд аль- Исса (1878-1950 гг.), издававший вместе со своим братом Юсуфом газету «Филястин» (Filastin).
Старая Яффа с ранней весны до поздней осени освещена ярким палящим солнцем. В настоящее время она является городом художников и скульпторов, славится своими апельсиновыми садами, производством оливкового масла, мыла из его выжимков, коньяка и вина, кунжута (сезама) и, конечно, выращиванием арбузов. Вблизи старого порта Яффы, на небольшом расстоянии от берега, находятся скалы, о которых упоминается в одном из древнегреческих мифов. Согласно одной из версий (по другой у берегов Эфиопии), здесь была прикована к скале прекрасная Андромеда, дочь Кассиопеи и Цефея, отданная в жертву морскому чудовищу, которую освободил и взял себе в жены Персей. О скалах Андромеды в Яффе писал также Иосиф Флавий в Иудейской войне (3,9:1-4).
Египтяне называли этот город Япу или Яапу, ассирийцы - Яаппуу, в эллинистический период он назывался Иоппа или Иоппия, от греческого имени «Іореіа», т.е. Кассиопея, мать Андромеды, или Иоппе (Ioppe) — дочери мифологического бога ветра Эола. В Священном Писании этот город упоминается под названием Иоппия (Нав.19:46; Ион.1:3; Деян.9:36-43; 10:9-24), но также и Яфа (2Пар.2:16; Езд.3:7).
Согласно древнему преданию, город Яффа существовал еще до всемирного потопа. Здесь праведный Ной (Быт.5:29), последний из допотопных ветхозаветных патриархов, строил ковчег, на котором поднимался на водах потопа. После окончания бедствия, когда воды уступили, один из трех сыновей Ноя по имени Иафет заново отстроил этот город. В соответствии с этим древним преданием, главная улица старого Яффо носит имя Яфет. О существовании города Яффы до потопа писал римский историк Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) в своей «Естественной истории» (XTV.69): «Иопа Финикийская говорят, она существовала и до потопа — расположена на холме, а перед нею скала, где показывают следы от оков Андромеды. Там поклоняются сказочной Кето».
Архимандрит Антонин (Капустин), основатель Русской Палестины, писал в своем дневнике: «... нелегко было вообразить праотца Европы Иафета сидящим в пристани своего города и надсматривающим за построением первого мореходного судна по образцу — конечно памятному всему роду человеческому, ковчега. Яфет и Яфа так созвучны, что невольно хочется верить древнему преданию, но боязнь исторического греха удерживает воспламеняющееся воображение».
С именем Иафета (Яфета) древнее предание связывает происхождение названия города Яффа. Имя Иафет (евр. Yepheth или Yapheth) переводится многими толкователями от еврейского— «быть красивым» или от арамейского – «расширение»). Поэтому имя Иафета и «красота» стали синонимами города. В соответствии с еврейской народной этимологией, название города основано на игре слов «да распространит Бог Иафета» (Быт.9:27), «быть широким».
Патриарх Ной (eвp.Noah) - праведник, праотец человечества, единственный, кто удостоился со своей семьей быть спасенным от потопа, благословляя трех сыновей своих, сказал: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему». А Иафету произнес: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27). Шатер - духовный символ дома молитвы, Сам Господь вместе с израильтянами «переходил в шатре и скинии» (2Цар.7:6). Посредством этих благословений, изреченных Симу и Иафету, согласно Иоанну Златоусту, патриарх Ной предвозвестил призвание и служение ему двух народов: через Сима - иудеев, поскольку от него произошел патриарх Авраам и еврейский народ, а через Иафета - язычников.
Пророческое благословение, данное Ноем Иафету, сбылось в истории индоевропейской семьи народов в двояком смысле: в смысле политическом, когда римляне, потомки Иафета, завоевали Иудею, и в религиозном, когда вместе с Израилем в Церковь Христову вступили язычники (Еф.2:11-15). Потомки Иафета приобщились к библейской вере преимущественно через принятие христианства и стали причастны к благословению, данному потомкам Сима (Быт. 12:3).
Именно потомки Иафета понесли благую весть Евангелия по всему миру. Иафетяне, которым предрекалось самое широкое расселение по лицу земли, действительно, в лице народов Кавказа заселили большую часть Азии, почти всю Европу и Америку. Их количественному распространению сопутствует и интеллектуальное превосходство, поскольку вся современная мировая цивилизация обязана своим существованием и процветанием, главным образом, гению потомков Иафета.
История города
За свою долгую историю Яффа видела многих завоевателей и до нашего времени не была еврейским городом. В историю города вошли легендарные полководцы, правители и известные личности, среди которых: египетские фараоны Тутмос III и Рамсес II, пророк Иона, Александр Македонский, Иуда Маккавей, Юлий Цезарь, Марк Антоний и Клеопатра, Октавиан Август и Ирод Великий, император Веспасиан, знаменитый епископ византийского периода Фидус (Фидий), Наполеон и многие другие. Древней Яффой владели попеременно: хананеи, египтяне, филистимляне, евреи, ассирийцы, персы, финикийцы, греки, римляне, евреи, византийцы, арабы, крестоносцы, мамлюки, турки, французы, англичане, и все они оставили свой след в истории города.
Археологические данные показывают, что Яффа была заселена 7500 лет до Р.Х., а естественная гавань города использовалась с бронзового века. На холме старой Яффы были обнаружены следы укрепленного поселения из утрамбованной земли, относящиеся к периоду ранней бронзы (1800- 1500 гг. до Р.Х.) - начала периода завоевания Египта гиксосами. Первое письменное упоминание о взятии города египтянами в 1500-1450 гг. до Р.Х. встречается в древнеегипетских хрониках фараона Тутмоса III. В Британском музее хранится папирус, повествующий об этом событии. С XV в. до Р.Х. несколько столетий город находился во власти египтян, которые в 1200 г. до Р.Х. были изгнаны оттуда филистимлянами, захватившими все Средиземноморское побережье вплоть до Газы.
В музее старой Яффы представлены археологические свидетельства древней истории города. Среди экспонатов выставлены даже городские ворота времен Рамзеса, относящиеся к XVII в. до Р.Х.
Библейская история города
Иисус Навин, сказавший во время завоевания Ханаана: «...и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши» (Нав.1:4), г безуспешно пытался отбить у филистимлян город, но, потерпев неудачу, отступил на север, а Яффа, которая должна была стать частью удела колена Дана, стала практически его границей (Нав.19:46). В 1200-1000 гг. до Р.Х. поблизости Яффы возникает еврейское поселение.
В царствование царей Давида и Соломона (960 г. до Р.Х.) реализовалось духовное и историческое предназначение Яффы, город стал портом Иерусалима. Сюда на кораблях доставлялись знаменитые ливанские кедры, посланные царем Тира Хирамом царю Соломону для постройки первого ветхозаветного Иерусалимского Храма: «Мы же нарубим дерев с Ливана, сколько нужно тебе, и пригоним их в плотах по морю в Яфу, а ты отвезешь их в Иерусалим» (2Пар.2:16). А пять столетий спустя, после вавилонского плена, этим же портом пользовались при восстановлении ветхозаветного Храма Зоровавелем (Ез.3:7).
В эпоху Царств, во время царствования Иеровоама II (ок. 793-753 гг. до Р.Х.), ветхозаветный пророк Иона (евр. Уопа - «голубь») получил от Бога повеление возвестить погрязшим в грехах жителям Ниневии, столицы Ассирийского Царства, что их ожидает наказание Божие: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Ион. 1:2). Проповедь язычникам не была чем-то удивительным, израильские пророки иногда были посылаемы с миссией к другим народам, пророк Илия — в Финикию, пророк Елисей — в Дамаск (ЗЦар.17-19; 21; 4Цар.З:9- 27; 4Цар.8:7-15). Но пророк Иона - сын своего времени и своего народа, - не желавший спасения язычникам, предположив, что Господь помилует их, воспротивился повелению Божию. Он решил бежать «от лица Господа, и пришел в Иоппию (сейчас Яффа)», сел на корабль и поплыл в город Фарсис (евр. Таршиш), на юг Испании или, как предполагает Иосиф Флавий, в город Таре на юге Малой Азии. Во время пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплаватели, помолившись своим богам, в страхе бросили жребий, чтобы узнать, за чьи грехи они погибают. Жребий выпал на пророка Иону, который признался, что нарушил волю Божию и велел им выбросить его за борт корабля, чтобы спасти всех остальных. Тогда мореплаватели, помолившись Богу Ионы:
«Молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную» (Ион. 1:14), - не без колебаний бросили его в бушующие волны, и буря тотчас утихла, словно по слову псалмопевца: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают» (Пс. 106:29).
Пророк, однако, не утонул, его поглотила большая рыба (в синод, переводе «большой кит», в греч, «морское чудовище»), и он внутри нее находился три дня и три ночи и даже воззвал к Господу: «Что обещал, исполню: у Господа спасение'.» (Ион.2:8-10). Затем он был выброшен на берег живым. Еврейское слово «dag», используемое в оригинальном тексте книги Ионы, является общим термином, описывающим любое морское существо, а греческое слово, упомянутое в Новом Завете (Мф. 12:40), переводится как кит или некое морское чудовище.
Трехдневное пребывание пророка Ионы «во чреве кита» и его чудесное избавление были знаком торжества воли Божией над противящейся ей волей человеческой, поэтому Иисус Христос Свое славное Воскресение из мертвых назвал знамением пророка Ионы: «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения, и знамения не дастся ему, кроме знамения Ионы пророка, ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-40).
После своего избавления пророк Иона вторично получил от Бога повеление идти в Ниневию, и в этот раз, не дерзнув ослушаться, пошел в «город великий у Бога». Услышав его проповедь, ниневитяне вместе с царем поверили Богу. «Одевшись во вретища», они наложили на себя и на домашних животных строжайший пост и глубоко покаялись, а вследствие их раскаяния Господь помиловал Ниневию.
Пророк Иона, узнав, что они получили прощение, «сильно огорчился этим». В довершение скорби засохла тыква, под тенью которой он находил себе прибежище от зноя, так что пророк стал просить себе смерти. Бог обличил этот его поступок и наглядно показал пророку на выросшем и засохшем в одну ночь растении Свою всеобъемлющую любовь и милосердие ко всем племенам и народам: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого» (Ион.4:10- 11). Господь Иисус Христос, обличая духовную гордыню Израиля, сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от проповеди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12:41).
Пророк Иона принадлежал к числу двенадцати малых пророков, был сыном Амафии и нес свое служение в Северном царстве. Он родился в Гафхефере (евр.Геф-Хефер) (4Цар. 14:25), на северо-восток от современного Назарета. Блаженный Иероним, ссылаясь на иудейское предание, отождествлял отца пророка Ионы с сыном вдовы из Сарепты Сидонской (ЗЦар. 17:17-24), которого воскресил пророк Илия. С левой стороны дороги, ведущей из Назарета в Кану Галилейскую, в двух километрах от Назарета, находится небольшой арабский поселок Мешхад (Mashhad), предположительно, библейский Гафхефер. Там местные жители почитают могилу пророка, над которой устроена мечеть. Память пророка Ионы празднуется Православной Церковью 22 сентября/5 октября.
В 701 г. до Р.Х. Яффу захватили войска ассирийского царя Сеннахериба, а в 566-332 годы до Р.Х. город завоевали персы. С 332 по 152 гг. до Р.Х. Яффа являлась частью эллинистического мира, сначала в составе империи Александра Македонского, одного из величайших полководцев в истории, покорившего почти весь тогдашний мир, а потом частью государства Птолемеев.
Жители Яффы и элинизированная часть населения враждебно относились к восстанию Маккавеев в 167 г. до Р.Х., вспыхнувшему в ответ на религиозные притеснения иудеев Антиохом IV Эпифаном. Вождь народного восстания в Иудее Иуда Маккавей напал на Яффу, сжег порт и находившиеся в нем суда, но город взять ему не удалось.
Позднее, в 169 г., Яффу захватил Иоанн Гиркан I (или Ионафан), а Симон Маккавей расширил и укрепил порт: «И покоилась земля Иудейская во все дни Симона; он старался о благе народа своего, и нравилась им власть и слава его во все дни. И ко всей своей славе, он взял еще Иоппию для пристани и открыл вход островам морским» (1 Мак. 14:4-5). В этот период город был окружен новой стеной с башнями, чеканились монеты с изображением якоря.
После взятия города римским полководцем Помпеем в 63 г. до Р.Х. Яффа была объявлена свободным городом под сирийским патронажем, и город не разделял общую судьбу всей Палестины. В 47 г. до Р.Х. Юлий Цезарь возвратил город в состав Иудеи, Марк Антоний отдал город своей возлюбленной, египетской царице Клеопатре, а в 30 г. до Р.Х. император Октавиан Август возвратил город Ироду Великому. В этот период в городе проживала значительная еврейская община. Яффа потеряла свою прежнюю значимость, когда Ирод Великий построил новый порт в Кесарии Приморской.
Похожие записи