Святыни Израиля - Яффа

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Город Яффа
или Яффо, Яфо, (евр. Yaffe - «красивая») построенный на скалистом берегу восточного побережья Средиземного моря и окруженный со всех сторон благоухающими ци­трусовыми садами, является древ­нейшим из городов мира.

Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта древняя гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря». Она успешно соперничала со своими соседями, знаменитыми портами Бейрутом и Александрией. Сюда на протяжении многих веков прибывали корабли с христианскими паломниками, путешествующими морским путем с самых отдаленных стран мира.

Христианских паломников в их стремлении попасть в Святую Землю не останавливали опасно­сти столь далекого путешествия, ведь вплоть до XVIII в. они под­вергались нападениям морских пиратов с моря и многочисленных разбойников на суше. Только в XVIII в. при помощи правитель­ства Франции удалось достигнуть соглашения с пиратами о ненапа­дении на корабли, прибывающие в Яффу. Из Яффы паломники большими караванами отправлялись пешком или, в лучшем случае, на осле или верблюде в вожделенный Иерусалим.

В начале XX в. город стал воро­тами для еврейских репатриантов, которые рядом с Яффой основали город Тель-Авив.

Яффа занимала одно из цен­тральных мест в истории древне­го мира по причине своего место­положения в центральной части Средиземноморского побережья.

Процветанию города способство­вало его расположение при Вели­ком Морском пути «Via Marris» (Ис.9:1; Мф.4:15), существовав­шем со времен раннего бронзового века и связывавшем страны Плодо­родного Полумесяца: Египет с Си­рией, Анатолией и Месопотамией на севере, а со средних веков также и с Европой.

В библейские времена древ­няя Яффа находилась на границе удела колена Дана (Нав. 19:46). В наше время этот древний город-порт стал пригородом огромного современного мегаполиса Тель- Авива, которому не исполнилось еще и ста лет. Линия берега воз­ле Яффы вдается на 400 м вглубь суши, образуя естественный залив с крутыми скалами. Вымощенные булыжником улочки, петляющие по окружающим город массивным каменным крепостям, запущенные кварталы Старого города резко контрастируют с современными небоскребами, деловыми центра­ми и благоустроенными районами Тель-Авива. Старая Яффа в 1950 г. решением правительства Израиля была объединена в один админи­стративный центр с Тель-Авивом, название которого созвучно с ев­рейским поселением в Вавилоне, упоминающимся в Священном Писании (Иез.3:15), и переводится с еврейского языка как «холм воз­рождения» или «холм весны».

В Яффе проживает смешанное арабско-еврейское население об­щей численностью около 46 тыс. человек, из которых 25 тыс. со­ставляют мусульмане, 12 тыс. - ев­реи и 9 тыс. -христиане. Из девяти тысяч христиан пять тысяч явля­ются православными. С первых веков возникновения христианства в Яффе до наших дней проживает одна из самых старых христианских общин Святой Земли. В наше время кроме православных в Яффе присутствуют: католики латинско­го и греческого обряда (мелхиты), марониты, копты, армяне и проте­станты. Одним из самых видных представителей арабской право­славной общины Яффы был вы­дающийся в Османской Палестине поэт и журналист Исса Дауд аль- Исса (1878-1950 гг.), издававший вместе со своим братом Юсуфом газету «Филястин» (Filastin).

Старая Яффа с ранней весны до поздней осени освещена ярким палящим солнцем. В настоящее время она является городом ху­дожников и скульпторов, славит­ся своими апельсиновыми садами, производством оливкового масла, мыла из его выжимков, коньяка и вина, кунжута (сезама) и, конечно, выращиванием арбузов. Вблизи старого порта Яффы, на неболь­шом расстоянии от берега, нахо­дятся скалы, о которых упоминает­ся в одном из древнегреческих ми­фов. Согласно одной из версий (по другой у берегов Эфиопии), здесь была прикована к скале прекрасная Андромеда, дочь Кассиопеи и Це­фея, отданная в жертву морскому чудовищу, которую освободил и взял себе в жены Персей. О скалах Андромеды в Яффе писал также Иосиф Флавий в Иудейской войне (3,9:1-4).

Египтяне называли этот город Япу или Яапу, ассирийцы - Яаппуу, в эллинистический период он назывался Иоппа или Иоппия, от греческого имени «Іореіа», т.е. Кассиопея, мать Андромеды, или Иоппе (Ioppe) — дочери мифоло­гического бога ветра Эола. В Свя­щенном Писании этот город упоминается под названием Иоппия (Нав.19:46;   Ион.1:3;          Деян.9:36-43; 10:9-24), но также и Яфа (2Пар.2:16; Езд.3:7).

Согласно древнему преданию, город Яффа существовал еще до всемирного потопа. Здесь праведный Ной (Быт.5:29), последний из допотопных ветхозаветных па­триархов, строил ковчег, на кото­ром поднимался на водах потопа. После окончания бедствия, когда воды уступили, один из трех сы­новей Ноя по имени Иафет заново отстроил этот город. В соответ­ствии с этим древним преданием, главная улица старого Яффо носит имя Яфет. О существовании горо­да Яффы до потопа писал римский историк Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) в своей «Естественной истории» (XTV.69): «Иопа Фини­кийская говорят, она существо­вала и до потопа — расположена на холме, а перед нею скала, где показывают следы от оков Андро­меды. Там поклоняются сказочной Кето».

Архимандрит Антонин (Капу­стин), основатель Русской Пале­стины, писал в своем дневнике: «... нелегко было вообразить пра­отца Европы Иафета сидящим в пристани своего города и над­сматривающим за построением первого мореходного судна по об­разцу — конечно памятному всему роду человеческому, ковчега. Яфет и Яфа так созвучны, что невольно хочется верить древнему преда­нию, но боязнь исторического гре­ха удерживает воспламеняющееся воображение».

С именем Иафета (Яфета) древ­нее предание связывает происхож­дение названия города Яффа. Имя Иафет (евр. Yepheth или Yapheth) переводится многими толковате­лями от еврейского— «быть красивым» или от арамей­ского – «расширение»). Поэтому имя Иафета и «красота» стали синонимами города. В со­ответствии с еврейской народной этимологией, название города ос­новано на игре слов «да распро­странит Бог Иафета» (Быт.9:27), «быть широким».

Патриарх Ной (eвp.Noah) - пра­ведник, праотец человечества, единственный, кто удостоился со своей семьей быть спасенным от потопа, благословляя трех сы­новей своих, сказал: «Благосло­вен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему». А Иафету произнес: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27). Шатер - духовный символ дома молитвы, Сам Господь вместе с израильтянами «переходил в ша­тре и скинии» (2Цар.7:6). Посред­ством этих благословений, изре­ченных Симу и Иафету, согласно Иоанну Златоусту, патриарх Ной предвозвестил призвание и слу­жение ему двух народов: через Сима - иудеев, поскольку от него произошел патриарх Авраам и ев­рейский народ, а через Иафета - язычников.

Пророческое благословение, данное Ноем Иафету, сбылось в истории индоевропейской семьи народов в двояком смысле: в смыс­ле политическом, когда римляне, потомки Иафета, завоевали Иу­дею, и в религиозном, когда вместе с Израилем в Церковь Христову вступили язычники (Еф.2:11-15). Потомки Иафета приобщились к библейской вере преимуществен­но через принятие христианства и стали причастны к благосло­вению, данному потомкам Сима (Быт. 12:3).

Именно потомки Иафета по­несли благую весть Евангелия по всему миру. Иафетяне, которым предрекалось самое широкое рас­селение по лицу земли, действи­тельно, в лице народов Кавказа заселили большую часть Азии, почти всю Европу и Америку. Их количественному распространению сопутствует и интеллектуаль­ное превосходство, поскольку вся современная мировая цивилизация обязана своим существованием и процветанием, главным образом, гению потомков Иафета.

История города

За свою долгую историю Яффа видела многих завоевателей и до нашего времени не была еврейским городом. В историю города вошли легендарные полководцы, правители и известные личности, среди которых: египетские фарао­ны Тутмос III и Рамсес II, пророк Иона, Александр Македонский, Иуда Маккавей, Юлий Цезарь, Марк Антоний и Клеопатра, Ок­тавиан Август и Ирод Великий, император Веспасиан, знамени­тый епископ византийского пери­ода Фидус (Фидий), Наполеон и многие другие. Древней Яффой владели попеременно: хананеи, египтяне, филистимляне, евреи, ассирийцы, персы, финикийцы, греки, римляне, евреи, византий­цы, арабы, крестоносцы, мамлюки, турки, французы, англичане, и все они оставили свой след в истории города.

Археологические данные пока­зывают, что Яффа была заселена 7500 лет до Р.Х., а естественная гавань города использовалась с бронзового века. На холме старой Яффы были обнаружены следы укрепленного поселения из утрам­бованной земли, относящиеся к периоду ранней бронзы (1800- 1500 гг. до Р.Х.) - начала перио­да завоевания Египта гиксосами. Первое письменное упоминание о взятии города египтянами в 1500-1450 гг. до Р.Х. встречается в древнеегипетских хрониках фараона Тутмоса III. В Британском музее хранится папирус, повеству­ющий об этом событии. С XV в. до Р.Х. несколько столетий город находился во власти египтян, ко­торые в 1200 г. до Р.Х. были из­гнаны оттуда филистимлянами, за­хватившими все Средиземномор­ское побережье вплоть до Газы.

В музее старой Яффы представ­лены археологические свидетель­ства древней истории города. Сре­ди экспонатов выставлены даже городские ворота времен Рамзеса, относящиеся к XVII в. до Р.Х.

Библейская история города

Иисус Навин, сказавший во время завоевания Ханаана: «...и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши» (Нав.1:4), г безуспешно пытался отбить у филистимлян город, но, потерпев неудачу, отступил на север, а Яффа, которая должна была стать частью удела колена Дана, стала практически его границей (Нав.19:46). В 1200-1000 гг. до Р.Х. поблизости Яффы возникает еврейское поселение.

В царствование царей Давида и Соломона (960 г. до Р.Х.) реали­зовалось духовное и историческое предназначение Яффы, город стал портом Иерусалима. Сюда на кора­блях доставлялись знаменитые ли­ванские кедры, посланные царем Тира Хирамом царю Соломону для постройки первого ветхозаветного Иерусалимского Храма: «Мы же нарубим дерев с Ливана, сколько нужно тебе, и пригоним их в пло­тах по морю в Яфу, а ты отве­зешь их в Иерусалим» (2Пар.2:16). А пять столетий спустя, после ва­вилонского плена, этим же портом пользовались при восстановлении ветхозаветного Храма Зоровавелем (Ез.3:7).

В эпоху Царств, во время царство­вания Иеровоама II (ок. 793-753 гг. до Р.Х.), ветхозаветный пророк Иона (евр. Уопа - «голубь») получил от Бога повеление возве­стить погрязшим в грехах жителям Ниневии, столицы Ассирийского Царства, что их ожидает наказание Божие: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Ион. 1:2). Проповедь язычникам не была чем-то уди­вительным, израильские пророки иногда были посылаемы с мисси­ей к другим народам, пророк Илия — в Финикию, пророк Елисей — в Дамаск (ЗЦар.17-19; 21; 4Цар.З:9- 27; 4Цар.8:7-15). Но пророк Иона - сын своего времени и своего наро­да, - не желавший спасения языч­никам, предположив, что Господь помилует их, воспротивился по­велению Божию. Он решил бежать «от лица Господа, и пришел в Иоппию (сейчас Яффа)», сел на корабль и поплыл в город Фарсис (евр. Таршиш), на юг Испании или, как предполагает Иосиф Флавий, в город Таре на юге Малой Азии. Во время пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплавате­ли, помолившись своим богам, в страхе бросили жребий, чтобы уз­нать, за чьи грехи они погибают. Жребий выпал на пророка Иону, который признался, что нарушил волю Божию и велел им выбросить его за борт корабля, чтобы спасти всех остальных. Тогда морепла­ватели, помолившись Богу Ионы:

«Молим Тебя, Господи, да не по­гибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную» (Ион. 1:14), - не без колебаний бро­сили его в бушующие волны, и буря тотчас утихла, словно по сло­ву псалмопевца: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолка­ют» (Пс. 106:29).

Пророк, однако, не утонул, его поглотила большая рыба (в синод, переводе «большой кит», в греч, «морское чудовище»), и он вну­три нее находился три дня и три ночи и даже воззвал к Господу: «Что обещал, исполню: у Госпо­да спасение'.» (Ион.2:8-10). Затем он был выброшен на берег жи­вым. Еврейское слово «dag», ис­пользуемое в оригинальном тексте книги Ионы, является общим тер­мином, описывающим любое мор­ское существо, а греческое слово, упомянутое в Новом За­вете (Мф. 12:40), переводится как кит или некое морское чудовище.

Трехдневное пребывание про­рока Ионы «во чреве кита» и его чудесное избавление были знаком торжества воли Божией над про­тивящейся ей волей человеческой, поэтому Иисус Христос Свое славное Воскресение из мертвых назвал знамением пророка Ионы: «Род лукавый и прелюбодейный ищет  знамения, и знамения не дастся  ему, кроме знамения Ионы пророка, ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в серд­це земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-40).

После своего избавления про­рок Иона вторично получил от Бога повеление идти в Ниневию, и в этот раз, не дерзнув ослушаться, пошел в «город великий у Бога». Услышав его проповедь, ниневитяне вместе с царем поверили Богу. «Одевшись во вретища», они наложили на себя и на домаш­них животных строжайший пост и глубоко покаялись, а вследствие их раскаяния Господь помиловал Ниневию.

Пророк Иона, узнав, что они по­лучили прощение, «сильно огор­чился этим». В довершение скор­би засохла тыква, под тенью кото­рой он находил себе прибежище от зноя, так что пророк стал просить себе смерти. Бог обличил этот его поступок и наглядно показал про­року на выросшем и засохшем в одну ночь растении Свою всеобъ­емлющую любовь и милосердие ко всем племенам и народам: «Ты со­жалеешь о растении, над кото­рым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и про­пало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого» (Ион.4:10- 11). Господь Иисус Христос, обли­чая духовную гордыню Израиля, сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от пропове­ди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12:41).

Пророк Иона принадлежал к числу двенадцати малых проро­ков, был сыном Амафии и нес свое служение в Северном царстве. Он родился в Гафхефере (евр.Геф-Хефер) (4Цар. 14:25), на северо-восток от современного Назарета. Блаженный Иероним, ссылаясь на иудейское предание, отождест­влял отца пророка Ионы с сыном вдовы из Сарепты Сидонской (ЗЦар. 17:17-24), которого воскре­сил пророк Илия. С левой сторо­ны дороги, ведущей из Назарета в Кану Галилейскую, в двух кило­метрах от Назарета, находится не­большой арабский поселок Мешхад (Mashhad), предположительно, библейский Гафхефер. Там мест­ные жители почитают могилу про­рока, над которой устроена мечеть. Память пророка Ионы празднуется Православной Церковью 22 сентября/5 октября.

В 701 г. до Р.Х. Яффу захва­тили войска ассирийского царя Сеннахериба, а в 566-332 годы до Р.Х. город завоевали персы. С 332 по 152 гг. до Р.Х. Яффа являлась частью эллинистического мира, сначала в составе империи Алек­сандра Македонского, одного из величайших полководцев в истории, покорившего почти весь тог­дашний мир, а потом частью госу­дарства Птолемеев.

Жители Яффы и элинизированная часть населения враждебно от­носились к восстанию Маккавеев в 167 г. до Р.Х., вспыхнувшему в ответ на религиозные притеснения иудеев Антиохом IV Эпифаном. Вождь народного восстания в Иу­дее Иуда Маккавей напал на Яффу, сжег порт и находившиеся в нем суда, но город взять ему не удалось.

Позднее, в 169 г., Яффу захва­тил Иоанн Гиркан I (или Ионафан), а Симон Маккавей расширил и укрепил порт: «И покоилась земля Иудейская во все дни Симона; он старался о благе народа своего, и нравилась им власть и слава его во все дни. И ко всей своей славе, он взял еще Иоппию для пристани и открыл вход островам морским» (1 Мак. 14:4-5). В этот период город был окружен новой стеной с башня­ми, чеканились монеты с изображе­нием якоря.

После взятия города римским полководцем Помпеем в 63 г. до Р.Х. Яффа была объявлена свобод­ным городом под сирийским патро­нажем, и город не разделял общую судьбу всей Палестины. В 47 г. до Р.Х. Юлий Цезарь возвратил город в состав Иудеи, Марк Антоний от­дал город своей возлюбленной, еги­петской царице Клеопатре, а в 30 г. до Р.Х. император Октавиан Август возвратил город Ироду Великому. В этот период в городе проживала значительная еврейская община. Яффа потеряла свою прежнюю зна­чимость, когда Ирод Великий по­строил новый порт в Кесарии При­морской.


Похожие записи