Город Яффа

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Город Яффа
или Яффо, Яфо, (евр. Yaffe - «красивая») построенный на скалистом берегу восточного побережья Средиземного моря и окруженный со всех сторон благоухающими ци­трусовыми садами, является древ­нейшим из городов мира.

Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта древняя гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря». Она успешно соперничала со своими соседями, знаменитыми портами Бейрутом и Александрией. Сюда на протяжении многих веков прибывали корабли с христианскими паломниками, путешествующими морским путем с самых отдаленных стран мира.

Христианских паломников в их стремлении попасть в Святую Землю не останавливали опасно­сти столь далекого путешествия, ведь вплоть до XVIII в. они под­вергались нападениям морских пиратов с моря и многочисленных разбойников на суше. Только в XVIII в. при помощи правитель­ства Франции удалось достигнуть соглашения с пиратами о ненапа­дении на корабли, прибывающие в Яффу. Из Яффы паломники большими караванами отправлялись пешком или, в лучшем случае, на осле или верблюде в вожделенный Иерусалим.

В начале XX в. город стал воро­тами для еврейских репатриантов, которые рядом с Яффой основали город Тель-Авив.

Яффа занимала одно из цен­тральных мест в истории древне­го мира по причине своего место­положения в центральной части Средиземноморского побережья.

Процветанию города способство­вало его расположение при Вели­ком Морском пути «Via Marris» (Ис.9:1; Мф.4:15), существовав­шем со времен раннего бронзового века и связывавшем страны Плодо­родного Полумесяца: Египет с Си­рией, Анатолией и Месопотамией на севере, а со средних веков также и с Европой.

В библейские времена древ­няя Яффа находилась на границе удела колена Дана (Нав. 19:46). В наше время этот древний город-порт стал пригородом огромного современного мегаполиса Тель- Авива, которому не исполнилось еще и ста лет. Линия берега воз­ле Яффы вдается на 400 м вглубь суши, образуя естественный залив с крутыми скалами. Вымощенные булыжником улочки, петляющие по окружающим город массивным каменным крепостям, запущенные кварталы Старого города резко контрастируют с современными небоскребами, деловыми центра­ми и благоустроенными районами Тель-Авива. Старая Яффа в 1950 г. решением правительства Израиля была объединена в один админи­стративный центр с Тель-Авивом, название которого созвучно с ев­рейским поселением в Вавилоне, упоминающимся в Священном Писании (Иез.3:15), и переводится с еврейского языка как «холм воз­рождения» или «холм весны».

В Яффе проживает смешанное арабско-еврейское население об­щей численностью около 46 тыс. человек, из которых 25 тыс. со­ставляют мусульмане, 12 тыс. - ев­реи и 9 тыс. -христиане. Из девяти тысяч христиан пять тысяч явля­ются православными. С первых веков возникновения христианства в Яффе до наших дней проживает одна из самых старых христианских общин Святой Земли. В наше время кроме православных в Яффе присутствуют: католики латинско­го и греческого обряда (мелхиты), марониты, копты, армяне и проте­станты. Одним из самых видных представителей арабской право­славной общины Яффы был вы­дающийся в Османской Палестине поэт и журналист Исса Дауд аль- Исса (1878-1950 гг.), издававший вместе со своим братом Юсуфом газету «Филястин» (Filastin).

Старая Яффа с ранней весны до поздней осени освещена ярким палящим солнцем. В настоящее время она является городом ху­дожников и скульпторов, славит­ся своими апельсиновыми садами, производством оливкового масла, мыла из его выжимков, коньяка и вина, кунжута (сезама) и, конечно, выращиванием арбузов. Вблизи старого порта Яффы, на неболь­шом расстоянии от берега, нахо­дятся скалы, о которых упоминает­ся в одном из древнегреческих ми­фов. Согласно одной из версий (по другой у берегов Эфиопии), здесь была прикована к скале прекрасная Андромеда, дочь Кассиопеи и Це­фея, отданная в жертву морскому чудовищу, которую освободил и взял себе в жены Персей. О скалах Андромеды в Яффе писал также Иосиф Флавий в Иудейской войне (3,9:1-4).

Египтяне называли этот город Япу или Яапу, ассирийцы - Яаппуу, в эллинистический период он назывался Иоппа или Иоппия, от греческого имени «Іореіа», т.е. Кассиопея, мать Андромеды, или Иоппе (Ioppe) — дочери мифоло­гического бога ветра Эола. В Свя­щенном Писании этот город упоминается под названием Иоппия (Нав.19:46;   Ион.1:3;          Деян.9:36-43; 10:9-24), но также и Яфа (2Пар.2:16; Езд.3:7).

Согласно древнему преданию, город Яффа существовал еще до всемирного потопа. Здесь праведный Ной (Быт.5:29), последний из допотопных ветхозаветных па­триархов, строил ковчег, на кото­ром поднимался на водах потопа. После окончания бедствия, когда воды уступили, один из трех сы­новей Ноя по имени Иафет заново отстроил этот город. В соответ­ствии с этим древним преданием, главная улица старого Яффо носит имя Яфет. О существовании горо­да Яффы до потопа писал римский историк Плиний Старший (23-79 гг. н.э.) в своей «Естественной истории» (XTV.69): «Иопа Фини­кийская говорят, она существо­вала и до потопа — расположена на холме, а перед нею скала, где показывают следы от оков Андро­меды. Там поклоняются сказочной Кето».

Архимандрит Антонин (Капу­стин), основатель Русской Пале­стины, писал в своем дневнике: «... нелегко было вообразить пра­отца Европы Иафета сидящим в пристани своего города и над­сматривающим за построением первого мореходного судна по об­разцу — конечно памятному всему роду человеческому, ковчега. Яфет и Яфа так созвучны, что невольно хочется верить древнему преда­нию, но боязнь исторического гре­ха удерживает воспламеняющееся воображение».

С именем Иафета (Яфета) древ­нее предание связывает происхож­дение названия города Яффа. Имя Иафет (евр. Yepheth или Yapheth) переводится многими толковате­лями от еврейского— «быть красивым» или от арамей­ского – «расширение»). Поэтому имя Иафета и «красота» стали синонимами города. В со­ответствии с еврейской народной этимологией, название города ос­новано на игре слов «да распро­странит Бог Иафета» (Быт.9:27), «быть широким».

Патриарх Ной (eвp.Noah) - пра­ведник, праотец человечества, единственный, кто удостоился со своей семьей быть спасенным от потопа, благословляя трех сы­новей своих, сказал: «Благосло­вен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему». А Иафету произнес: «Да распространит Бог Иафета, и да вселится он в шатрах Симовых» (Быт.9:27). Шатер - духовный символ дома молитвы, Сам Господь вместе с израильтянами «переходил в ша­тре и скинии» (2Цар.7:6). Посред­ством этих благословений, изре­ченных Симу и Иафету, согласно Иоанну Златоусту, патриарх Ной предвозвестил призвание и слу­жение ему двух народов: через Сима - иудеев, поскольку от него произошел патриарх Авраам и ев­рейский народ, а через Иафета - язычников.

Пророческое благословение, данное Ноем Иафету, сбылось в истории индоевропейской семьи народов в двояком смысле: в смыс­ле политическом, когда римляне, потомки Иафета, завоевали Иу­дею, и в религиозном, когда вместе с Израилем в Церковь Христову вступили язычники (Еф.2:11-15). Потомки Иафета приобщились к библейской вере преимуществен­но через принятие христианства и стали причастны к благосло­вению, данному потомкам Сима (Быт. 12:3).

Именно потомки Иафета по­несли благую весть Евангелия по всему миру. Иафетяне, которым предрекалось самое широкое рас­селение по лицу земли, действи­тельно, в лице народов Кавказа заселили большую часть Азии, почти всю Европу и Америку. Их количественному распространению сопутствует и интеллектуаль­ное превосходство, поскольку вся современная мировая цивилизация обязана своим существованием и процветанием, главным образом, гению потомков Иафета.

История города

За свою долгую историю Яффа видела многих завоевателей и до нашего времени не была еврейским городом. В историю города вошли легендарные полководцы, правители и известные личности, среди которых: египетские фарао­ны Тутмос III и Рамсес II, пророк Иона, Александр Македонский, Иуда Маккавей, Юлий Цезарь, Марк Антоний и Клеопатра, Ок­тавиан Август и Ирод Великий, император Веспасиан, знамени­тый епископ византийского пери­ода Фидус (Фидий), Наполеон и многие другие. Древней Яффой владели попеременно: хананеи, египтяне, филистимляне, евреи, ассирийцы, персы, финикийцы, греки, римляне, евреи, византий­цы, арабы, крестоносцы, мамлюки, турки, французы, англичане, и все они оставили свой след в истории города.

Археологические данные пока­зывают, что Яффа была заселена 7500 лет до Р.Х., а естественная гавань города использовалась с бронзового века. На холме старой Яффы были обнаружены следы укрепленного поселения из утрам­бованной земли, относящиеся к периоду ранней бронзы (1800- 1500 гг. до Р.Х.) - начала перио­да завоевания Египта гиксосами. Первое письменное упоминание о взятии города египтянами в 1500-1450 гг. до Р.Х. встречается в древнеегипетских хрониках фараона Тутмоса III. В Британском музее хранится папирус, повеству­ющий об этом событии. С XV в. до Р.Х. несколько столетий город находился во власти египтян, ко­торые в 1200 г. до Р.Х. были из­гнаны оттуда филистимлянами, за­хватившими все Средиземномор­ское побережье вплоть до Газы.

В музее старой Яффы представ­лены археологические свидетель­ства древней истории города. Сре­ди экспонатов выставлены даже городские ворота времен Рамзеса, относящиеся к XVII в. до Р.Х.

Библейская история города

Иисус Навин, сказавший во время завоевания Ханаана: «...и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши» (Нав.1:4), г безуспешно пытался отбить у филистимлян город, но, потерпев неудачу, отступил на север, а Яффа, которая должна была стать частью удела колена Дана, стала практически его границей (Нав.19:46). В 1200-1000 гг. до Р.Х. поблизости Яффы возникает еврейское поселение.

В царствование царей Давида и Соломона (960 г. до Р.Х.) реали­зовалось духовное и историческое предназначение Яффы, город стал портом Иерусалима. Сюда на кора­блях доставлялись знаменитые ли­ванские кедры, посланные царем Тира Хирамом царю Соломону для постройки первого ветхозаветного Иерусалимского Храма: «Мы же нарубим дерев с Ливана, сколько нужно тебе, и пригоним их в пло­тах по морю в Яфу, а ты отве­зешь их в Иерусалим» (2Пар.2:16). А пять столетий спустя, после ва­вилонского плена, этим же портом пользовались при восстановлении ветхозаветного Храма Зоровавелем (Ез.3:7).

В эпоху Царств, во время царство­вания Иеровоама II (ок. 793-753 гг. до Р.Х.), ветхозаветный пророк Иона (евр. Уопа - «голубь») получил от Бога повеление возве­стить погрязшим в грехах жителям Ниневии, столицы Ассирийского Царства, что их ожидает наказание Божие: «Встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня» (Ион. 1:2). Проповедь язычникам не была чем-то уди­вительным, израильские пророки иногда были посылаемы с мисси­ей к другим народам, пророк Илия — в Финикию, пророк Елисей — в Дамаск (ЗЦар.17-19; 21; 4Цар.З:9- 27; 4Цар.8:7-15). Но пророк Иона - сын своего времени и своего наро­да, - не желавший спасения языч­никам, предположив, что Господь помилует их, воспротивился по­велению Божию. Он решил бежать «от лица Господа, и пришел в Иоппию (сейчас Яффа)», сел на корабль и поплыл в город Фарсис (евр. Таршиш), на юг Испании или, как предполагает Иосиф Флавий, в город Таре на юге Малой Азии. Во время пути корабль был застигнут страшной бурей, и мореплавате­ли, помолившись своим богам, в страхе бросили жребий, чтобы уз­нать, за чьи грехи они погибают. Жребий выпал на пророка Иону, который признался, что нарушил волю Божию и велел им выбросить его за борт корабля, чтобы спасти всех остальных. Тогда морепла­ватели, помолившись Богу Ионы:

«Молим Тебя, Господи, да не по­гибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную» (Ион. 1:14), - не без колебаний бро­сили его в бушующие волны, и буря тотчас утихла, словно по сло­ву псалмопевца: «Он превращает бурю в тишину, и волны умолка­ют» (Пс. 106:29).

Пророк, однако, не утонул, его поглотила большая рыба (в синод, переводе «большой кит», в греч, «морское чудовище»), и он вну­три нее находился три дня и три ночи и даже воззвал к Господу: «Что обещал, исполню: у Госпо­да спасение'.» (Ион.2:8-10). Затем он был выброшен на берег жи­вым. Еврейское слово «dag», ис­пользуемое в оригинальном тексте книги Ионы, является общим тер­мином, описывающим любое мор­ское существо, а греческое слово, упомянутое в Новом За­вете (Мф. 12:40), переводится как кит или некое морское чудовище.

Трехдневное пребывание про­рока Ионы «во чреве кита» и его чудесное избавление были знаком торжества воли Божией над про­тивящейся ей волей человеческой, поэтому Иисус Христос Свое славное Воскресение из мертвых назвал знамением пророка Ионы: «Род лукавый и прелюбодейный ищет  знамения, и знамения не дастся  ему, кроме знамения Ионы пророка, ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в серд­це земли три дня и три ночи» (Мф. 12:39-40).

После своего избавления про­рок Иона вторично получил от Бога повеление идти в Ниневию, и в этот раз, не дерзнув ослушаться, пошел в «город великий у Бога». Услышав его проповедь, ниневитяне вместе с царем поверили Богу. «Одевшись во вретища», они наложили на себя и на домаш­них животных строжайший пост и глубоко покаялись, а вследствие их раскаяния Господь помиловал Ниневию.

Пророк Иона, узнав, что они по­лучили прощение, «сильно огор­чился этим». В довершение скор­би засохла тыква, под тенью кото­рой он находил себе прибежище от зноя, так что пророк стал просить себе смерти. Бог обличил этот его поступок и наглядно показал про­року на выросшем и засохшем в одну ночь растении Свою всеобъ­емлющую любовь и милосердие ко всем племенам и народам: «Ты со­жалеешь о растении, над кото­рым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и про­пало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого» (Ион.4:10- 11). Господь Иисус Христос, обли­чая духовную гордыню Израиля, сказал: «Ниневитяне восстанут на суд с родом сим и осудят его, ибо они покаялись от пропове­ди Иониной, и вот, здесь больше Ионы» (Мф. 12:41).

Пророк Иона принадлежал к числу двенадцати малых проро­ков, был сыном Амафии и нес свое служение в Северном царстве. Он родился в Гафхефере (евр.Геф-Хефер) (4Цар. 14:25), на северо-восток от современного Назарета. Блаженный Иероним, ссылаясь на иудейское предание, отождест­влял отца пророка Ионы с сыном вдовы из Сарепты Сидонской (ЗЦар. 17:17-24), которого воскре­сил пророк Илия. С левой сторо­ны дороги, ведущей из Назарета в Кану Галилейскую, в двух кило­метрах от Назарета, находится не­большой арабский поселок Мешхад (Mashhad), предположительно, библейский Гафхефер. Там мест­ные жители почитают могилу про­рока, над которой устроена мечеть. Память пророка Ионы празднуется Православной Церковью 22 сентября/5 октября.

В 701 г. до Р.Х. Яффу захва­тили войска ассирийского царя Сеннахериба, а в 566-332 годы до Р.Х. город завоевали персы. С 332 по 152 гг. до Р.Х. Яффа являлась частью эллинистического мира, сначала в составе империи Алек­сандра Македонского, одного из величайших полководцев в истории, покорившего почти весь тог­дашний мир, а потом частью госу­дарства Птолемеев.

Жители Яффы и элинизированная часть населения враждебно от­носились к восстанию Маккавеев в 167 г. до Р.Х., вспыхнувшему в ответ на религиозные притеснения иудеев Антиохом IV Эпифаном. Вождь народного восстания в Иу­дее Иуда Маккавей напал на Яффу, сжег порт и находившиеся в нем суда, но город взять ему не удалось.

Позднее, в 169 г., Яффу захва­тил Иоанн Гиркан I (или Ионафан), а Симон Маккавей расширил и укрепил порт: «И покоилась земля Иудейская во все дни Симона; он старался о благе народа своего, и нравилась им власть и слава его во все дни. И ко всей своей славе, он взял еще Иоппию для пристани и открыл вход островам морским» (1 Мак. 14:4-5). В этот период город был окружен новой стеной с башня­ми, чеканились монеты с изображе­нием якоря.

После взятия города римским полководцем Помпеем в 63 г. до Р.Х. Яффа была объявлена свобод­ным городом под сирийским патро­нажем, и город не разделял общую судьбу всей Палестины. В 47 г. до Р.Х. Юлий Цезарь возвратил город в состав Иудеи, Марк Антоний от­дал город своей возлюбленной, еги­петской царице Клеопатре, а в 30 г. до Р.Х. император Октавиан Август возвратил город Ироду Великому. В этот период в городе проживала значительная еврейская община. Яффа потеряла свою прежнюю зна­чимость, когда Ирод Великий по­строил новый порт в Кесарии При­морской.


Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме