Гробница Иоанна Крестителя

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Гробница Иоанна Крестителя

Из евангельского текста известно, что после казни царе Иродом Антипой святого Иоанна Предтечи его честная глава осталась у Иродиады, а тело забрали ученики и похоронили (Мф. 14:1-12). О самом погребении святого Предтечи Господня в Евангелии говорится кратко: «Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу» (Мф.14:12). И еще: «Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе» (Мк.6:29). Местоположение гробницы не указано. Согласно преданию, нетленную правую руку святого пророка Иоанна Крестителя, которую он возлагал на главу Христа Спасителя при Крещении, еще в апостольские времена забрал с собой апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию.

Раннехристианская традиция, а позже непрерывная и устойчивая паломническая, определяют первоначальное погребение мощей святого Иоанна Крестителя в городе Севастии, столице провинции Самария, рядом с могилами пророков Елисея (евр. Elisha) и Авдия (евр. Ovadyah) (четвертый в ряду двенадцати малых пророков).
Известно, что в середине IV в. гробница святого Предтечи Господня уже была окружена всеобщим почитанием. Блаженный Иероним Стридонский около 404 г., описывая паломничество святой Павлы на Святую Землю в 385-386 гг., свидетельствует о чудесах, совершавшихся у гробницы святого Предтечи Господня.

Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский (345-410 гг.), проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский (342-420 гг.), проведший долгий период жизни в Вифлееме. Свидетельство об этом оставили также древние церковные историки: Филосторгий (360-430 гг.), Феодорит, епископ Кирский (387-458 гг.), и другие. Эти авторы сообщали также, что во время гонений на христиан при правлении последнего языческого римского императора Юлиана Отступника (360-363 гг.) гробница святого Иоанна Предтечи была разрушена, тело сожжено, а прах развеян по воздуху на четыре стороны света.

Руфин Аквилейский записал однако, что некие монахи из обители диакона Филиппа в Иерусалиме собрали уцелевшие фрагменты мощей и перенесли их в свой монастырь. Потом великая святыня была перенесена в Александрию, где святитель Афанасий Великий «прозорливо сохранил ее для будущих поколений». Византийский историк Феодор Дафнопат (IX-X вв.), Симеон Метафраст (X в.) и другие внесли в этот рассказ некоторые не всем известные подробности: тело не было сожжено, его христиане вовремя успели заменить другим, а мощи святого Предтечи Господня тайно переправили в Александрию к святителю Афанасию Великому. В Александрии мощи великого Предтечи были помещены в великолепной базилике, построенной на месте бывшего храма Сераписа и посвящённой незадолго до этого святому Иоанну Крестителю.

  Сохранилось также интересное свидетельство о том, что в 377 г. римский офицер (ordinarius) Флавий Рааман основал мартирий Иоанна Предтечи, наподобие мавзолея, в окрестностях современного села Эр-Рамтания на Голанских высотах, где, согласно мнению многих исследователей, хранились некоторое время мощи святого Предтечи, перенесенные сюда после осквернения гробницы в Севастии.
В византийский период в Севастии было построено два христианских храма, посвященных Иоанну Предтече. Один - на месте его гробницы, вторая небольшая базилика была построена в V в. на южной стороне акрополя, где, согласно древней христианской традиции, находилась тюрьма и совершилось усекновение честной главы святого Иоанна Крестителя.

Церковь с гробницами святого Иоанна Крестителя, пророка Елисея и Авдия располагалась у руин римских восточных ворот города, у которых начиналась улица с колоннадами, проходившая далее мимо холма в восточном направлении. Палестинский монах Иоанн Руфус, епископ города Маюма в секторе Газа, первым около 512 г. описал церковь, построенную над гробницей Иоанна Крестителя в Севастии, и сообщил, что в ней почитались два покрытые золотом и серебром реликвария. Перед ними горели неугасимые лампады, одна - Святому Предтече, вторая - пророку Елисею. Эта византийская церковь изображена на мозаичном полу церкви св. Стефана (VIII в.) в Умм Расас в Иордании. Она, несомненно, была изображена и на карте VI в. в городе Мадаба в Иордании, но соответствующий фрагмент карты не сохранился до нашего времени.

Неизвестно, что происходило с храмом над гробницей Предтечи Господня в первый период арабского завоевания. Предполагается, что он был разрушен землетрясением, но сама гробница Иоанна Крестителя сохранилась и по-прежнему посещалась паломниками. Нижняя часть северной стены этой церкви все еще стоит и видна до сих пор. Некоторые части ее колонн лежат разбросанными в соседнем районе.
Крестоносцы вошли в Севастию и весь регион Самарии в 1099 г., вскоре после завоевания Иерусалима. С приходом крестоносцев на традиционном месте гробницы Иоанна Крестителя в 1165 г. был сооружен огромный трехнефный собор в честь святого Предтечи, к которому был пристроен монастырь. Этот собор крестоносцев был вторым по величине из всех церквей в Святой Земле (после храма Гроба Господня в Иерусалиме). Из здания собора в нижнюю крипту с гробницами вела особая внутренняя лестница. Этот храм посетил русский игумен Даниил около 1106-1108 гг. и записал, что сама церковь прекрасная и есть здесь очень богатый франкский монастырь. При крестоносцах в этом храме особо почитался серебряный реликварий, в котором хранились фрагменты мощей Иоанна Крестителя. Сведения об этом оставил тогдашний латинский Патриарх Иерусалимский Вильгельм I в окружном послании 1145 года. В 1187 г. этот храм был превращен в мечеть племянником Саладина Хусам ад-Дин Мухаммадином. В церкви был установлен михраб, указывающий направление Мекки для молит¬вы мусульман. Гробницы Иоанна Крестителя, пророков Елисея и Авдия стали массово посещать мусульманские паломники, но и христиане тоже допускались. Для них было выделено особое место для молитвы.

В 1283 г. доминиканский монах Бурхард Сионский отметил, что церковь Севастии стала мечетью, а при другой церкви в древнем акрополе проживали только греческие монахи, которые приняли его любезно. С тех пор мечеть пророка Яхьи (имя Иоанна Крестителя, согласно Корану) претерпела несколько реконструкций и изменений. В 1892 г. здание было полностью перестроено, но структура храма крестоносцев отчетливо видна до сих пор.
В наше время здесь можно увидеть остатки прекрасной церкви времени крестоносцев, построенной на руинах византийской базилики. Перед ней видны три могилы - современные захоронения последней оставшейся христианской семьи Севастии. От прекрасного храма крестоносцев осталась алтарная часть с апсидами, фрагменты стен с частью западного фасада и несколько колонн. Самый нижний слой камней - византийского периода. На стене фасада сохранились мраморные барельефы крестов в круге со следами вандализма. Мусульмане уничтожили перекладины у крестов, чтобы исказить знак креста.

Здание с небольшим куполом и остатками стен собора крестоносцев позволяет спуститься вниз по крутой узкой лестнице с 21 ступенькой в крипту с гробницами. Крипта состоит из камеры со сводчатыми потолками и шести погребальных ниш, расположенных в два ряда у южной стены. На полу сохранились следы мозаики византийского периода, но местоположение самих гробниц восходит к периоду крестоносцев. Разделительная стена, образующая вторую комнату была вероятно добавлена после перестройки, проведенной в 1892 г. Согласно христианской традиции, гробница святого Иоанна Крестителя расположена в середине, между гробницами пророков Елисея и Авдия. А недалеко от церкви археологи обнаружили кладбище римского периода с захоронениями в богато декорированных саркофагах.

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме