Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Гробница Иоанна Крестителя
Из евангельского текста известно, что после казни царе Иродом Антипой святого Иоанна Предтечи его честная глава осталась у Иродиады, а тело забрали ученики и похоронили (Мф. 14:1-12). О самом погребении святого Предтечи Господня в Евангелии говорится кратко: «Ученики же его, придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу» (Мф.14:12). И еще: «Ученики его, услышав, пришли и взяли тело его, и положили его во гробе» (Мк.6:29). Местоположение гробницы не указано. Согласно преданию, нетленную правую руку святого пророка Иоанна Крестителя, которую он возлагал на главу Христа Спасителя при Крещении, еще в апостольские времена забрал с собой апостол Лука, возвращаясь в родную Антиохию.
Раннехристианская традиция, а позже непрерывная и устойчивая паломническая, определяют первоначальное погребение мощей святого Иоанна Крестителя в городе Севастии, столице провинции Самария, рядом с могилами пророков Елисея (евр. Elisha) и Авдия (евр. Ovadyah) (четвертый в ряду двенадцати малых пророков).
Известно, что в середине IV в. гробница святого Предтечи Господня уже была окружена всеобщим почитанием. Блаженный Иероним Стридонский около 404 г., описывая паломничество святой Павлы на Святую Землю в 385-386 гг., свидетельствует о чудесах, совершавшихся у гробницы святого Предтечи Господня.
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский (345-410 гг.), проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский (342-420 гг.), проведший долгий период жизни в Вифлееме. Свидетельство об этом оставили также древние церковные историки: Филосторгий (360-430 гг.), Феодорит, епископ Кирский (387-458 гг.), и другие. Эти авторы сообщали также, что во время гонений на христиан при правлении последнего языческого римского императора Юлиана Отступника (360-363 гг.) гробница святого Иоанна Предтечи была разрушена, тело сожжено, а прах развеян по воздуху на четыре стороны света.
Руфин Аквилейский записал однако, что некие монахи из обители диакона Филиппа в Иерусалиме собрали уцелевшие фрагменты мощей и перенесли их в свой монастырь. Потом великая святыня была перенесена в Александрию, где святитель Афанасий Великий «прозорливо сохранил ее для будущих поколений». Византийский историк Феодор Дафнопат (IX-X вв.), Симеон Метафраст (X в.) и другие внесли в этот рассказ некоторые не всем известные подробности: тело не было сожжено, его христиане вовремя успели заменить другим, а мощи святого Предтечи Господня тайно переправили в Александрию к святителю Афанасию Великому. В Александрии мощи великого Предтечи были помещены в великолепной базилике, построенной на месте бывшего храма Сераписа и посвящённой незадолго до этого святому Иоанну Крестителю.
Сохранилось также интересное свидетельство о том, что в 377 г. римский офицер (ordinarius) Флавий Рааман основал мартирий Иоанна Предтечи, наподобие мавзолея, в окрестностях современного села Эр-Рамтания на Голанских высотах, где, согласно мнению многих исследователей, хранились некоторое время мощи святого Предтечи, перенесенные сюда после осквернения гробницы в Севастии.
В византийский период в Севастии было построено два христианских храма, посвященных Иоанну Предтече. Один - на месте его гробницы, вторая небольшая базилика была построена в V в. на южной стороне акрополя, где, согласно древней христианской традиции, находилась тюрьма и совершилось усекновение честной главы святого Иоанна Крестителя.
Церковь с гробницами святого Иоанна Крестителя, пророка Елисея и Авдия располагалась у руин римских восточных ворот города, у которых начиналась улица с колоннадами, проходившая далее мимо холма в восточном направлении. Палестинский монах Иоанн Руфус, епископ города Маюма в секторе Газа, первым около 512 г. описал церковь, построенную над гробницей Иоанна Крестителя в Севастии, и сообщил, что в ней почитались два покрытые золотом и серебром реликвария. Перед ними горели неугасимые лампады, одна - Святому Предтече, вторая - пророку Елисею. Эта византийская церковь изображена на мозаичном полу церкви св. Стефана (VIII в.) в Умм Расас в Иордании. Она, несомненно, была изображена и на карте VI в. в городе Мадаба в Иордании, но соответствующий фрагмент карты не сохранился до нашего времени.
Неизвестно, что происходило с храмом над гробницей Предтечи Господня в первый период арабского завоевания. Предполагается, что он был разрушен землетрясением, но сама гробница Иоанна Крестителя сохранилась и по-прежнему посещалась паломниками. Нижняя часть северной стены этой церкви все еще стоит и видна до сих пор. Некоторые части ее колонн лежат разбросанными в соседнем районе.
Крестоносцы вошли в Севастию и весь регион Самарии в 1099 г., вскоре после завоевания Иерусалима. С приходом крестоносцев на традиционном месте гробницы Иоанна Крестителя в 1165 г. был сооружен огромный трехнефный собор в честь святого Предтечи, к которому был пристроен монастырь. Этот собор крестоносцев был вторым по величине из всех церквей в Святой Земле (после храма Гроба Господня в Иерусалиме). Из здания собора в нижнюю крипту с гробницами вела особая внутренняя лестница. Этот храм посетил русский игумен Даниил около 1106-1108 гг. и записал, что сама церковь прекрасная и есть здесь очень богатый франкский монастырь. При крестоносцах в этом храме особо почитался серебряный реликварий, в котором хранились фрагменты мощей Иоанна Крестителя. Сведения об этом оставил тогдашний латинский Патриарх Иерусалимский Вильгельм I в окружном послании 1145 года. В 1187 г. этот храм был превращен в мечеть племянником Саладина Хусам ад-Дин Мухаммадином. В церкви был установлен михраб, указывающий направление Мекки для молит¬вы мусульман. Гробницы Иоанна Крестителя, пророков Елисея и Авдия стали массово посещать мусульманские паломники, но и христиане тоже допускались. Для них было выделено особое место для молитвы.
В 1283 г. доминиканский монах Бурхард Сионский отметил, что церковь Севастии стала мечетью, а при другой церкви в древнем акрополе проживали только греческие монахи, которые приняли его любезно. С тех пор мечеть пророка Яхьи (имя Иоанна Крестителя, согласно Корану) претерпела несколько реконструкций и изменений. В 1892 г. здание было полностью перестроено, но структура храма крестоносцев отчетливо видна до сих пор.
В наше время здесь можно увидеть остатки прекрасной церкви времени крестоносцев, построенной на руинах византийской базилики. Перед ней видны три могилы - современные захоронения последней оставшейся христианской семьи Севастии. От прекрасного храма крестоносцев осталась алтарная часть с апсидами, фрагменты стен с частью западного фасада и несколько колонн. Самый нижний слой камней - византийского периода. На стене фасада сохранились мраморные барельефы крестов в круге со следами вандализма. Мусульмане уничтожили перекладины у крестов, чтобы исказить знак креста.
Здание с небольшим куполом и остатками стен собора крестоносцев позволяет спуститься вниз по крутой узкой лестнице с 21 ступенькой в крипту с гробницами. Крипта состоит из камеры со сводчатыми потолками и шести погребальных ниш, расположенных в два ряда у южной стены. На полу сохранились следы мозаики византийского периода, но местоположение самих гробниц восходит к периоду крестоносцев. Разделительная стена, образующая вторую комнату была вероятно добавлена после перестройки, проведенной в 1892 г. Согласно христианской традиции, гробница святого Иоанна Крестителя расположена в середине, между гробницами пророков Елисея и Авдия. А недалеко от церкви археологи обнаружили кладбище римского периода с захоронениями в богато декорированных саркофагах.
Похожие записи

























