Храм Георгия Победоносца город Лидда

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Город Лидда (евр. «Lod», араб. al-Lid, греч. Lydda) расположен в прибрежной рав­нине, на расстоянии около 20 км к юго-востоку от Тель-Авива и в 50 км от Иерусалима. С древних времен город славится храмом с гробницей святого великомучени­ка Георгия Победоносца. В настоя­щее время в городе проживает око­ло 72 тысяч жителей, из которых 70% составляют евреи, 25% - ара­бы-мусульмане и 1,1% - христиа­не. Большинство христиан Лидды исповедует православие.

Проезд в город: с шоссе №1 Ие­русалим - Тель-Авив нужно свер­нуть на шоссе № 40 по указателю Lod. Храм Георгия Победоносца расположен в старой (центральной) части города, неподалеку от автобусной станции. Рядом с Лиддой расположен главный аэропорт Израиля, на­званный в честь первого премьер- министра страны Давида Бен-Гуриона, и крупный авиационный завод. После раздела земли Ханаана при Иисусе Навине Лидда перво­начально принадлежала уделу ко­лена Вениамина, позднее отошли к колену Дана. За свою продолжи­тельную историю город имел не­сколько названий: Лод, Диосполис (город Зевса) в эллинистически и римский периоды, Георгиополис (город Георгия) - в византийский период и Сент Джордж де Лидда - при крестоносцах.

История города

Первое упоминание о городе обнаружено в списке ханаанских городов в Карнаке в Египте, заво­еванных фараоном Тутмосом III в 1465 г. до Р.Х. Согласно Свя­щенному Писанию, город был по­строен Шемером, сыном Елпаала из колена Вениамина (1Пар.8:12), возможно в VII в. при царе Иосии. Некоторые из его жителей были взяты в Вавилонский плен, возвра­тились из него в числе 725 человек (1Ездр.2:33) и заново отстроили город (Неем. 11:35). С этого вре­мени вплоть до времен Маккавеев город входил в состав Самарии (Шак. 11:34).

В эллинистический период Лид­да находилась за пределами границ Иудеи, но позже, при Маккавеях в 145 г. до Р.Х., царь Сирии Дмитрий Сотер отдал ее Иудее под власть Ионафана (Шак. 11:34). Маккавеи удерживали Лидду до прихода в Иудею Помпея, а Юлий Цезарь в 48 г. до Р.Х. отдал город евреям. Римский правитель Сирии Кас­сий в 43 г. продал жителей Лидды в рабство за неуплату налогов, но через два года они были отпущены на свободу. В период между первой Иудей­ской войной и восстанием Бар-Кохбы Лод переживал особый рас­цвет, был крупным центром тор­говли, ремесел и иудейской учено­сти. Здесь заседал так называемый малый Синедрион, проживали уче­ные раввины.

Апостольские времена

Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить на этих праздниках Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин Святой Зем­ли в иудейской среде. Согласно христианскому преданию, первым епископом Лидды был один из 70 апостолов по имени Зина, ученик и соработник апостола Павла, упо­минаемый в его послании к Титу (3:13). Предполагается, что он был иудейским законоучителем, по­скольку апостол Павел называет его законником. Сохранилось предание, что пер­вую церковь в Лидде построил Ио­сиф Аримафейский. Древнейшим источником, где изложено это пре­дание, является грузинский ману­скрипт X в., найденный на Афоне, который является переводом с бо­лее древнего сирийского списка.

Исцеление Энея

Апостол Петр, посещая в сво­ем апостольском служении пер­вые иудео-христианские общины, которые пребывали «в стра­хе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деян.9:31), пришел «к святым, живущим в Лидде...» — т.е. хри­стианам города Лидды, освящен­ным благодатью Божией. Здесь он исцелил именем Иисуса Христа расслабленного человека по име­ни Эней (греч. Aeneas), восемь лет пролежавшего в постели: «Петр сказал ему: Эней исцеляет тебя Иисус Христос; встань с посте­ли твоей. И он тотчас встал» (Деян.9:34). Исцеление Энея было знаменательным доказательством силы имени Господа, наподобие исцеления хромого у ворот Иеру­салимского Храма, называемых Красными, (Деян.З:1-11) и послу­жило к тому, что жители Лидды и Саронской долины уверовали в Спасителя (Деян.9:35).

Лиддская чудотворная икона Божией Матери

Эта икона считается первой яв­ленной иконой Божией Матери христианского мира. По преда­нию святые Апостолы Петр и Ио­анн Богослов, проявляя заботу об устройстве церкви в Лидде, придя в Иерусалим, попросили Божию Матерь посетить и Своим при­сутствием благословить церковь. Пречистая Дева в ответ им сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, Апостолы на одном из его внутренних столпов обнаружили нерукотворный образ Пресвятой Богородицы и просла­вили могущество Бога. На образе лик и одеяние Богородицы были выполнены с неподражаемым ис­кусством и точностью. Затем и Она Сама посетила Лиддский храм и даровала Своей иконе особую бла­годать и силу.

Прошло триста лет, и во время правления императора Юлиана Отступника (361-363 гг.) в Лидде совершилось новое чудо. Отпав­ший от христианской веры рим­ский император Юлиан, вошедший в историю под именем Юлиан От­ступник, послал каменотесов для уничтожения чудотворного образа. Несмотря на их усилия, изображе­ние лишь глубже врезалась внутрь столба. Слава о благодатном обра­зе распространилась по всему хри­стианскому миру, и в Лидду стали стекаться паломники для поклоне­ния нерукотворному образу Богородицы.

В VIII в. святой Герман, будущий Патриарх Константинополь­ский, проезжая через Лидду, за­казал список с Лиддской иконы, который в период иконоборчества был отправлен по морю в Рим, где также прославился чудотворениями. После восстановления в Ви­зантии иконопочитания икона вер­нулась в Константинополь и была обретена императрицей Феодорой. Эти события послужили второму названию иконы - Римская.

Об обеих Лиддских иконах пи­сали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору Феофилу (829-842 гг.). Об этом послании упоминает им­ператор Константин Багрянород­ный (912-959 гг.) в историческом слове о нерукотворном образе Спа­сителя в Эдессе. Лиддская икона относится к иконописному типу «Одигитрия». Празднование Лиддской иконе со­вершается 12/25 марта (I в.) и 26 июня/9 июля (VIII в.).

В первые века нашей эры в Лидде вспыхивали гражданские войны и восстания евреев против римлян. В период между первой Иудейской войной и восстанием Бар-Кохбы город был крупным центром тор­говли, ремесел и иудейской учености. Еврейские источники указы­вают, что иудейские законоучите­ли имели контакт с христианскими общинами города. Исторические обстоятельства, в которых жили евреи - первые христиане Лиды, — были сложными в силу иудейского противостояния, а также из-за не­участия их в восстании Бар-Кохбы, поскольку они не могли признать его Мессией. Согласно свидетель­ству Иустина Философа, многие евреи христиане приняли тогда му­ченическую кончину, но их имена не дошли до нас.

По свидетельству Иосифа Фла­вия, в начале первой Иудейской войны (66-71 гг.) римский прокон­сул Сирии Цестий Галл сжег город на своем пути к Иерусалиму в 66 г., а в 68 г. город был взят импера­тором Веспасианом. В 200 г. рим­ский император Септимий Север присвоил городу статус полиса и назвал Диосполисом. Жители го­рода приняли участие в восстании против императора Галла в 351 г. и были жестоко наказаны после по­давления восстания.

Византийский период

В Византийский период Лидда была большим и богатым городом с преимущественно христианским населением. Благодаря находив­шейся здесь гробнице св. велико­мученика Георгия Победоносца, город превратился в важное место христианского паломничества. В этот период Лидда являлась ча­стью Палестины Прима и была центром епархии.

На византийской мозаичной карте в городе Мадаба (Медева), созданной в VI в. на основе древ­них путевых карт, отчетливо вид­но, какой была Лидда в это период: город с улицей украшенной колон­нами, по обеим сторонам которой располагались две базилики. Пе­ред грандиозным главным храмом с красной крышей, который, пред­положительно, служил кафедраль­ным собором, находилась полукру­глая площадь с колоннадой. Одна из церквей была посвящена св. вмч. Георгию Победоносцу, а другая, видимо, служила напоминанием о чуде исцеления апостолом Петром расслабленного Энея (Деян.9:32- 35). Греческая надпись на этой карте сочетает три названия горо­да: Лод, Лидеа и Диосполис.

Самым известным епископом города византийского периода был Аэтий (Аэций), который участвовал в первом Вселенском Соборе в 325 г. в Никее и был другом епи­скопа и знаменитого церковного историка Евсевия Кесарийского. После смерти Аэтия Лиддским епископом был избран Максим, один из самых ревностных против­ников арианства, исповедник веры, лишившийся одного глаза и хро­мавший на одну ногу, обожжен­ную во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане. По­сле смерти Макария Максим стал епископом Иерусалимским. Дру­гим известным епископом Лидды был Дионисий, который принимал участие во втором Вселенском Со­боре в Константинополе в 381 г. и был известен как верный друг бла­женного Иеронима Стридонского. Во время преследований Дио­клетиана в Лидде был арестован диакон Ромул и, оставшись вер­ным Христу, принял мучениче­скую кончину в 305 г. в Кесарии Приморской. Из знатной семьи города Лидды происходили родом мученики Евнапий и Андрей. Первоначально они подвизались в Сирийском монастыре (Esh-Sham), а затем отправились в Египет, где один из них был избран епископом, а другой стал священником. При императоре Юлиане Отступнике они подверглись пыткам и приняли мученическую кончину за Христа.

В конце IV в. блаженный Иеро­ним Стридонский в своих ученых трудах пользовался знаниями од­ного раввина в Лидде. В предисло­вии его перевода книги Иова со­хранилась запись: «Для понимания этой книги я пользовался совета­ми одного ученого раввина из Лид­ды, который у иудеев считается первым, и был вознагражден мною немалыми деньгами».

В 415 г. в Лидде заседал Поместный собор, состоявший из четырнадцати епископов и созванный архиепископом Кесарийским для осуждения ереси Пелагия. Окон­чательное подтверждение осуждения ереси пелагианства, после долгих споров, произошло на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Пелагианская ересь была одной из самых влиятельных ересей ла­тинского Запада и касалась учения Церкви о соотношении благодати и свободной воли в деле спасения человека. Эта ересь оказала суще­ственное влияние на богословие западного христианства, как в ка­толической, так и в протестант­ской традиции. Во время заседаний собора в Лидде было получено известие об обретении около Елевферополя нетленных мощей св. Первомуче­ника архидиакона Стефана, а так­же святых праведных Никодима - тайного ученика Иисуса Христа, Гамалиила - учителя апостола Павла, обращенного им в христи­анскую веру, и его сына Авива.

После арабских завоеваний в 636 г. город был переименован в «аль—Лудд» и служил центром управления Палестинской провин­ции. В этот период знаменитым епископом Лидды был Евстафий, ученик преподобного Стефана Саваита, бывший настоятель мо­настыря «Castellion» возле Лавры Святого Савы Освященного. В на­чале VIII в. город был разрушен Сулейманом, сыном халифа Абд аль-Малика ибн Марвана.

В 1099-1191 гг. Лидда стала одним из центров сеньории Рамла государства крестоносцев, которые вернули городу христианское название «St. George de Lydda», т.е. город Святого Георгия. В 1192 г. в Лидде был заключен мирный договор между предводителем крестоносцев - королем Англии Ричардом Львиное Сердце и султаном Саладином (Салах-ад- Дином). В XX в. город пострадал от двух землетрясений (1911 г., 1927 г.) и двух войн (1917 г.,1948 г.). В 1948 г. Лидда была присоединена к Израилю, после чего большинство арабских жителей покинуло ее, а город стали заселять евреи-репатрианты.

Храм в честь св. великомученика Георгия Победоносца

Согласно местному преданию и некоторым древним источникам, в Лидде прошло детство и юношеские годы святого великомученика Георгия Победоносца, а после его мученической кончины его мать перенесла в Палестину святые мощи сына и похоронила в родном имении в городе Лидда. Храм великомученика Георгия Победоносца в Лидде находит­ся в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Этот храм на протяжении нескольких столе­тий был одним из самых почитае­мых на христианском Востоке. Со­гласно календарю Иерусалимской Церкви, ежегодный праздник от­мечался здесь 3 ноября как память о дне освящения церкви и перене­сении мощей св. великомученика.

Первая большая базилика на ме­сте погребения вмч. Георгия Победоносца в Лидде была построена в VI в. византийским императором Юстинианом I, предположитель­но, на фундаменте более раннего храма. Сам храм был построен в виде величественной базилики с тремя нефами и тремя апсидами. От византийского храма сохрани­лась часть северной стены и часть северной апсиды, а также две пары колонн из белого мрамора с коринфскими капителями. Части ви­зантийских строений в настоящее время находятся в расположенной рядом мусульманской мечети. На одной из них сохранилась грече­ская надпись. В византийский период здесь существовал целый комплекс мо­настырских построек. Древнейшее письменное упоминание о церкви св. Георгия встречается в записях паломника Феодосия «О местоположении Святой земли» (ок. 530 г.). По свидетельству паломника из го­рода Пьяченцы (570 г.), от мощей великомученика происходили в то время многочисленные чудеса. Позже паломники VII-IX вв. сооб­щали о хранящихся в храме релик­виях: мраморном столпе и колесе, на которых пытали святого вели­комученика.

Храм благополучно пережил на­шествие персов 614 г., поскольку они не дошли до Лидды, и впервые был разрушен, несмотря на почитание вмч. Георгия мусульманами, в 1010 г. халифом Аль-Хакимом из династии Фатимидов, получив­шим от современников прозвище Безумный. Вскоре в том же XI в. храм был восстановлен византий­ским императором Константином ГХ Мономахом. Впоследствии знаменитый храм неоднократно разрушался в результате войн и землетрясений и отстраивался вновь. Крестоносны, заняв Лидду в 1099 г., застали храм разрушенным мусульманами. В XII в. крестоносцы восстановили церковь, однако точная дата постройки неизвестна. Примечатель­но, что, несмотря на то, что кресто­носцы поставили в Лидде своего епископа, греческое духовенство продолжало служить в храме на протяжении всего периода его су­ществования.

Византийский епископ Иоанн Фока, посетивший Лидду в 1185 г., сообщил, что верхняя плита гроб­ницы великомученика Георгия находилась в алтаре под святым престолом. Однажды латинский епископ приказал поднять плиту, после чего был обнаружен под ней вход в пещеру с подлинной гроб­ницей святого Георгия, однако открыть ее не удалось, т.к. оттуда вырвалось пламя огня и опалило посланных епископом слуг.

В 1191 г. Салах ад-Дином, султа­ном Египта и Сирии, церковь была частично разрушена и восстанов­лена английским королем Ричар­дом I Львиное Сердце. В несколь­ких километрах к северу от Лидди до сих пор сохранился мост через реку Дахер, построенный в 1273г. мамлюкским султаном Бейбарсом, строительным материалом которому послужили камни, взятые с храма св. Георгия. В 1442 г., при египетском султане Захире Сейф ад-Дине Чакмаке, во время очеред­ного гонения на христиан церковь была разрушена, а северная часть построек была занята мусульмана­ми и превращена в мечеть. В это же время был захвачен и разобран правый придел храма во имя св. апостола Иоанна Богослова.

В 1517 г. в храме, от которого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено православное богослужение, а в 1837 г. храм пострадал от землетрясения. В 1870 г. после спора между греками и францисканскими монахами уцелевшие руины были признаны греческой собственностью. 

Современный храм был восстановлен в 1871 г. во времена Османской империи. Пожертвования на восстановление храма были выделены российским Орденом Святого Георгия и правительством Россини по просьбе Иерусалимского Патриарха Кирилла II и по высочайшему повелению русского I императора Александра II. Новая восстановленная церковь была освящена 3 ноября 1872 г.0 В наше время, несмотря на ве­ковые утраты и разрушения, храм производит впечатление своим величественным видом. В его со­став вошла центральная и северная апсиды и некоторые колонны с коринфскими капителями храма кре­стоносцев, которые в сочетании с более поздней кладкой образуют единую композицию литургического пространства храма. На мраморной перемычке над входной дверью в храм выполнен великолепный мраморный баре­льеф, изображающий святого Георгия Победоносца поражающего дракона.

В настоящее время храм двух­престольный. Центральный пре­стол посвящен великомученику Георгию, левый приделу празд­нику Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Алтарь храма обра­щен к востоку, а колокольня рас­положена на западной стороне, как и во всех греческих православных церквях. В некоторых местах хра­ма частично сохранилась визан­тийская кладка. Великолепная люстра с двуглавыми византийскими орлами, павлинами и голубями в сочетании с богато оформленным иконостасом и интерьером в целом производят незабываемое впечат­ление.

У входа, в центральной части северного придела храма, в деревянном киоте хранится железная цепь в память о страданиях при­кованного цепями в темнице св. Георгия. Считается, что эти цепи чудесным образом исцеляют от душевных страстей, способствуют выздоровлению душевнобольных и одержимых бесами. В древности по великой вере в молитвенное за­ступничество великомученика Георгия Победоносца к этим цепям приковывали душевнобольных, оставляя их иногда даже на всю ночь, а на следующее утро забира­ли их из храма полностью исцеленными. Далее у колонны с коринфски­ми капителями времени крестоносцев в деревянном киоте с ис­кусно вырезанным орнаментом находится почитаемая серебряная икона св. вмч. Георгия Победоносца. В другом деревянном кио­те у южной стены храма находит­ся выполненный также в серебре список с древней нерукотворной Лиддской иконы Божией Матери.

Рядом с Лиддской иконой Бо­городицы в деревянном киоте, у колонны с коринфскими капите­лями, установлена икона святой равноапостольной Нины, про­светительницы Грузии. Согласно грузинскому преданию, святая равноапостольная Нина была двоюродной сестрой святого Георгия Победоносца по отцовской линии. Она особо почитала святого великомученика Георгия, ввела обычай праздновать день его ко­лесования и завещала новообращённым грузинам особо почитать этого святого.

В алтаре храма хранится сере­бряный ковчег с частью мощей вмч. Георгия, а в центральном приделе храма, слева от царских врат, размещен серебряный ковчег с частицей мощей великомучени­ка. Ковчег с мощами выносится священниками на поклонение паломникам. Другие реликвии, чест­ная глава и меч, принадлежавший святому Георгию, хранятся под главным алтарем базилики Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме. Световое отверстие в полу центрального нефа позволяет проникать свету и любопытному взору паломников в нижнюю крипту. В эту крипту можно спуститься по двум параллельным лестницам, расположенным с северной и юж­ной стороны храма. В центре крипты находится мраморный кенотаф с рельефным изображением вмч. Георгия. Каменный саркофаг ве­ликомученика, найденный в этой подземной крипте, был восстанов­лен и обложен мрамором в 1871 г., во времена Патриарха Иерусалим­ского Кирилла. На стене крипты прекрасная мозаика вмч. Георгия в византийском стиле.

Напротив храма, через дорогу, расположен небольшой греческий монастырь, построенный в 1893 г. Георгий Победоносец, соглас­но византийской агиографической традиции, родился в 275 г. в Кап­падокии (область в Малой Азии). Отцом Святого был персидский воин Геронтий, который позже, благодаря сыну, уверовал во Хри­ста, а матерью - благочестивая христианка по имени Полихрония. После кончины мужа Полихрония переселилась с сыном на свою ро­дину в Палестину, в город Лидду, где у нее были богатые имения.

В юном возрасте Георгий посту­пил на воинскую службу и отличился в войне с персами в 296-297 гг., а несколько позже получил вы­сокую воинскую должность «комита». Во время жестоких гонений на христиан он раздал имущество бедным и, представ перед импера­тором Диоклетианом, придворны­ми и военачальниками, исповедал Христа и обличил языческое заблуждение императора, за что пре­терпел многочисленные мучения. Св. Георгия Победоносца били палками, воловьими жилами, под­вергали особой пытке, называемой колесованием, бросали в яму с не­гашеной известью, его принужда­ли бежать в раскалённых докрасна железных сапогах с торчащими внутрь острыми гвоздями.

Жена императора Диоклетиана, царица Александра, видя страдания Георгия и многократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру в Него. По повелениюмужа она вместе с Георгием приняла мученическую смерть за Христа в Никомидии в 303 г. Согласно историческим хроникам, супругу императора Диоклетиана звали Приска, а имя Александра она получила в крещении. Честные останки великомученика Георгия, согласно его завещанию, перенесла в Палестину и похоронила в родном имении в городе Лидда его мать Полихрония (по некоторым другим источникам его слуга).

Св. Георгий, как претерпевший особо тяжелые страдания за Хри­ста, причислен к лику великомучеников, а как победитель в духовной брани именуется Победоносцем, как и за его чудодейственную по­мощь людям в опасности. Много­численные чудеса св. Георгия по­служили причиной почитания его покровителем воинов, земледель­цев, пастухов, а также защитником путешественников. Крестоносцы, побывавшие в Лидде, прославля­ли его имя на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иеру­салима в 1099 г. он участвовав в сражении, явившись в виде рыцаря с красным крестом на белом пла­ще. Святой Георгий Победоносец является небесным покровителем Англии, Грузии, Литвы, Греция Португалии, Бразилии и многая других стран. Святой Георгий - древний покровитель Москвы, по­этому он изображается на гербе и флаге города.

Святой Георгий (араб. Джим джис или аль-Хадр) - одна из глав­ных фигур, не упоминающихся в Коране, но пользующихся особым почитанием среди мусульман. Жи­тие святого было переведено на арабский язык уже в начале VIII в. Православная Церковь праздну­ет память святого великомученика Георгия Победоносца 23 апреля /6 мая и 3/16 ноября.

 

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме