Святыни Израиля - Лидда. Храм Георгия Победоносца

Раздел не найден.

Город Лидда (евр. «Lod», араб. al-Lid, греч. Lydda) расположен в прибрежной рав­нине, на расстоянии около 20 км к юго-востоку от Тель-Авива и в 50 км от Иерусалима. С древних времен город славится храмом с гробницей святого великомучени­ка Георгия Победоносца. В настоя­щее время в городе проживает око­ло 72 тысяч жителей, из которых 70% составляют евреи, 25% - ара­бы-мусульмане и 1,1% - христиа­не. Большинство христиан Лидды исповедует православие.

Проезд в город: с шоссе №1 Ие­русалим - Тель-Авив нужно свер­нуть на шоссе № 40 по указателю Lod. Храм Георгия Победоносца расположен в старой (центральной) части города, неподалеку от автобусной станции. Рядом с Лиддой расположен главный аэропорт Израиля, на­званный в честь первого премьер- министра страны Давида Бен-Гуриона, и крупный авиационный завод. После раздела земли Ханаана при Иисусе Навине Лидда перво­начально принадлежала уделу ко­лена Вениамина, позднее отошли к колену Дана. За свою продолжи­тельную историю город имел не­сколько названий: Лод, Диосполис (город Зевса) в эллинистически и римский периоды, Георгиополис (город Георгия) - в византийский период и Сент Джордж де Лидда - при крестоносцах.

История города

Первое упоминание о городе обнаружено в списке ханаанских городов в Карнаке в Египте, заво­еванных фараоном Тутмосом III в 1465 г. до Р.Х. Согласно Свя­щенному Писанию, город был по­строен Шемером, сыном Елпаала из колена Вениамина (1Пар.8:12), возможно в VII в. при царе Иосии. Некоторые из его жителей были взяты в Вавилонский плен, возвра­тились из него в числе 725 человек (1Ездр.2:33) и заново отстроили город (Неем. 11:35). С этого вре­мени вплоть до времен Маккавеев город входил в состав Самарии (Шак. 11:34).

В эллинистический период Лид­да находилась за пределами границ Иудеи, но позже, при Маккавеях в 145 г. до Р.Х., царь Сирии Дмитрий Сотер отдал ее Иудее под власть Ионафана (Шак. 11:34). Маккавеи удерживали Лидду до прихода в Иудею Помпея, а Юлий Цезарь в 48 г. до Р.Х. отдал город евреям. Римский правитель Сирии Кас­сий в 43 г. продал жителей Лидды в рабство за неуплату налогов, но через два года они были отпущены на свободу. В период между первой Иудей­ской войной и восстанием Бар-Кохбы Лод переживал особый рас­цвет, был крупным центром тор­говли, ремесел и иудейской учено­сти. Здесь заседал так называемый малый Синедрион, проживали уче­ные раввины.

Апостольские времена

Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить на этих праздниках Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин Святой Зем­ли в иудейской среде. Согласно христианскому преданию, первым епископом Лидды был один из 70 апостолов по имени Зина, ученик и соработник апостола Павла, упо­минаемый в его послании к Титу (3:13). Предполагается, что он был иудейским законоучителем, по­скольку апостол Павел называет его законником. Сохранилось предание, что пер­вую церковь в Лидде построил Ио­сиф Аримафейский. Древнейшим источником, где изложено это пре­дание, является грузинский ману­скрипт X в., найденный на Афоне, который является переводом с бо­лее древнего сирийского списка.

Исцеление Энея

Апостол Петр, посещая в сво­ем апостольском служении пер­вые иудео-христианские общины, которые пребывали «в стра­хе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деян.9:31), пришел «к святым, живущим в Лидде...» — т.е. хри­стианам города Лидды, освящен­ным благодатью Божией. Здесь он исцелил именем Иисуса Христа расслабленного человека по име­ни Эней (греч. Aeneas), восемь лет пролежавшего в постели: «Петр сказал ему: Эней исцеляет тебя Иисус Христос; встань с посте­ли твоей. И он тотчас встал» (Деян.9:34). Исцеление Энея было знаменательным доказательством силы имени Господа, наподобие исцеления хромого у ворот Иеру­салимского Храма, называемых Красными, (Деян.З:1-11) и послу­жило к тому, что жители Лидды и Саронской долины уверовали в Спасителя (Деян.9:35).

Лиддская чудотворная икона Божией Матери

Эта икона считается первой яв­ленной иконой Божией Матери христианского мира. По преда­нию святые Апостолы Петр и Ио­анн Богослов, проявляя заботу об устройстве церкви в Лидде, придя в Иерусалим, попросили Божию Матерь посетить и Своим при­сутствием благословить церковь. Пречистая Дева в ответ им сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, Апостолы на одном из его внутренних столпов обнаружили нерукотворный образ Пресвятой Богородицы и просла­вили могущество Бога. На образе лик и одеяние Богородицы были выполнены с неподражаемым ис­кусством и точностью. Затем и Она Сама посетила Лиддский храм и даровала Своей иконе особую бла­годать и силу.

Прошло триста лет, и во время правления императора Юлиана Отступника (361-363 гг.) в Лидде совершилось новое чудо. Отпав­ший от христианской веры рим­ский император Юлиан, вошедший в историю под именем Юлиан От­ступник, послал каменотесов для уничтожения чудотворного образа. Несмотря на их усилия, изображе­ние лишь глубже врезалась внутрь столба. Слава о благодатном обра­зе распространилась по всему хри­стианскому миру, и в Лидду стали стекаться паломники для поклоне­ния нерукотворному образу Богородицы.

В VIII в. святой Герман, будущий Патриарх Константинополь­ский, проезжая через Лидду, за­казал список с Лиддской иконы, который в период иконоборчества был отправлен по морю в Рим, где также прославился чудотворениями. После восстановления в Ви­зантии иконопочитания икона вер­нулась в Константинополь и была обретена императрицей Феодорой. Эти события послужили второму названию иконы - Римская.

Об обеих Лиддских иконах пи­сали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору Феофилу (829-842 гг.). Об этом послании упоминает им­ператор Константин Багрянород­ный (912-959 гг.) в историческом слове о нерукотворном образе Спа­сителя в Эдессе. Лиддская икона относится к иконописному типу «Одигитрия». Празднование Лиддской иконе со­вершается 12/25 марта (I в.) и 26 июня/9 июля (VIII в.).

В первые века нашей эры в Лидде вспыхивали гражданские войны и восстания евреев против римлян. В период между первой Иудейской войной и восстанием Бар-Кохбы город был крупным центром тор­говли, ремесел и иудейской учености. Еврейские источники указы­вают, что иудейские законоучите­ли имели контакт с христианскими общинами города. Исторические обстоятельства, в которых жили евреи - первые христиане Лиды, — были сложными в силу иудейского противостояния, а также из-за не­участия их в восстании Бар-Кохбы, поскольку они не могли признать его Мессией. Согласно свидетель­ству Иустина Философа, многие евреи христиане приняли тогда му­ченическую кончину, но их имена не дошли до нас.

По свидетельству Иосифа Фла­вия, в начале первой Иудейской войны (66-71 гг.) римский прокон­сул Сирии Цестий Галл сжег город на своем пути к Иерусалиму в 66 г., а в 68 г. город был взят импера­тором Веспасианом. В 200 г. рим­ский император Септимий Север присвоил городу статус полиса и назвал Диосполисом. Жители го­рода приняли участие в восстании против императора Галла в 351 г. и были жестоко наказаны после по­давления восстания.

Византийский период

В Византийский период Лидда была большим и богатым городом с преимущественно христианским населением. Благодаря находив­шейся здесь гробнице св. велико­мученика Георгия Победоносца, город превратился в важное место христианского паломничества. В этот период Лидда являлась ча­стью Палестины Прима и была центром епархии.

На византийской мозаичной карте в городе Мадаба (Медева), созданной в VI в. на основе древ­них путевых карт, отчетливо вид­но, какой была Лидда в это период: город с улицей украшенной колон­нами, по обеим сторонам которой располагались две базилики. Пе­ред грандиозным главным храмом с красной крышей, который, пред­положительно, служил кафедраль­ным собором, находилась полукру­глая площадь с колоннадой. Одна из церквей была посвящена св. вмч. Георгию Победоносцу, а другая, видимо, служила напоминанием о чуде исцеления апостолом Петром расслабленного Энея (Деян.9:32- 35). Греческая надпись на этой карте сочетает три названия горо­да: Лод, Лидеа и Диосполис.

Самым известным епископом города византийского периода был Аэтий (Аэций), который участвовал в первом Вселенском Соборе в 325 г. в Никее и был другом епи­скопа и знаменитого церковного историка Евсевия Кесарийского. После смерти Аэтия Лиддским епископом был избран Максим, один из самых ревностных против­ников арианства, исповедник веры, лишившийся одного глаза и хро­мавший на одну ногу, обожжен­ную во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане. По­сле смерти Макария Максим стал епископом Иерусалимским. Дру­гим известным епископом Лидды был Дионисий, который принимал участие во втором Вселенском Со­боре в Константинополе в 381 г. и был известен как верный друг бла­женного Иеронима Стридонского. Во время преследований Дио­клетиана в Лидде был арестован диакон Ромул и, оставшись вер­ным Христу, принял мучениче­скую кончину в 305 г. в Кесарии Приморской. Из знатной семьи города Лидды происходили родом мученики Евнапий и Андрей. Первоначально они подвизались в Сирийском монастыре (Esh-Sham), а затем отправились в Египет, где один из них был избран епископом, а другой стал священником. При императоре Юлиане Отступнике они подверглись пыткам и приняли мученическую кончину за Христа.

В конце IV в. блаженный Иеро­ним Стридонский в своих ученых трудах пользовался знаниями од­ного раввина в Лидде. В предисло­вии его перевода книги Иова со­хранилась запись: «Для понимания этой книги я пользовался совета­ми одного ученого раввина из Лид­ды, который у иудеев считается первым, и был вознагражден мною немалыми деньгами».

В 415 г. в Лидде заседал Поместный собор, состоявший из четырнадцати епископов и созванный архиепископом Кесарийским для осуждения ереси Пелагия. Окон­чательное подтверждение осуждения ереси пелагианства, после долгих споров, произошло на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Пелагианская ересь была одной из самых влиятельных ересей ла­тинского Запада и касалась учения Церкви о соотношении благодати и свободной воли в деле спасения человека. Эта ересь оказала суще­ственное влияние на богословие западного христианства, как в ка­толической, так и в протестант­ской традиции. Во время заседаний собора в Лидде было получено известие об обретении около Елевферополя нетленных мощей св. Первомуче­ника архидиакона Стефана, а так­же святых праведных Никодима - тайного ученика Иисуса Христа, Гамалиила - учителя апостола Павла, обращенного им в христи­анскую веру, и его сына Авива.

После арабских завоеваний в 636 г. город был переименован в «аль—Лудд» и служил центром управления Палестинской провин­ции. В этот период знаменитым епископом Лидды был Евстафий, ученик преподобного Стефана Саваита, бывший настоятель мо­настыря «Castellion» возле Лавры Святого Савы Освященного. В на­чале VIII в. город был разрушен Сулейманом, сыном халифа Абд аль-Малика ибн Марвана.

В 1099-1191 гг. Лидда стала одним из центров сеньории Рамла государства крестоносцев, которые вернули городу христианское название «St. George de Lydda», т.е. город Святого Георгия. В 1192 г. в Лидде был заключен мирный договор между предводителем крестоносцев - королем Англии Ричардом Львиное Сердце и султаном Саладином (Салах-ад- Дином). В XX в. город пострадал от двух землетрясений (1911 г., 1927 г.) и двух войн (1917 г.,1948 г.). В 1948 г. Лидда была присоединена к Израилю, после чего большинство арабских жителей покинуло ее, а город стали заселять евреи-репатрианты.

Храм в честь св. великомученика Георгия Победоносца

Согласно местному преданию и некоторым древним источникам, в Лидде прошло детство и юношеские годы святого великомученика Георгия Победоносца, а после его мученической кончины его мать перенесла в Палестину святые мощи сына и похоронила в родном имении в городе Лидда. Храм великомученика Георгия Победоносца в Лидде находит­ся в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Этот храм на протяжении нескольких столе­тий был одним из самых почитае­мых на христианском Востоке. Со­гласно календарю Иерусалимской Церкви, ежегодный праздник от­мечался здесь 3 ноября как память о дне освящения церкви и перене­сении мощей св. великомученика.

Первая большая базилика на ме­сте погребения вмч. Георгия Победоносца в Лидде была построена в VI в. византийским императором Юстинианом I, предположитель­но, на фундаменте более раннего храма. Сам храм был построен в виде величественной базилики с тремя нефами и тремя апсидами. От византийского храма сохрани­лась часть северной стены и часть северной апсиды, а также две пары колонн из белого мрамора с коринфскими капителями. Части ви­зантийских строений в настоящее время находятся в расположенной рядом мусульманской мечети. На одной из них сохранилась грече­ская надпись. В византийский период здесь существовал целый комплекс мо­настырских построек. Древнейшее письменное упоминание о церкви св. Георгия встречается в записях паломника Феодосия «О местоположении Святой земли» (ок. 530 г.). По свидетельству паломника из го­рода Пьяченцы (570 г.), от мощей великомученика происходили в то время многочисленные чудеса. Позже паломники VII-IX вв. сооб­щали о хранящихся в храме релик­виях: мраморном столпе и колесе, на которых пытали святого вели­комученика.

Храм благополучно пережил на­шествие персов 614 г., поскольку они не дошли до Лидды, и впервые был разрушен, несмотря на почитание вмч. Георгия мусульманами, в 1010 г. халифом Аль-Хакимом из династии Фатимидов, получив­шим от современников прозвище Безумный. Вскоре в том же XI в. храм был восстановлен византий­ским императором Константином ГХ Мономахом. Впоследствии знаменитый храм неоднократно разрушался в результате войн и землетрясений и отстраивался вновь. Крестоносны, заняв Лидду в 1099 г., застали храм разрушенным мусульманами. В XII в. крестоносцы восстановили церковь, однако точная дата постройки неизвестна. Примечатель­но, что, несмотря на то, что кресто­носцы поставили в Лидде своего епископа, греческое духовенство продолжало служить в храме на протяжении всего периода его су­ществования.

Византийский епископ Иоанн Фока, посетивший Лидду в 1185 г., сообщил, что верхняя плита гроб­ницы великомученика Георгия находилась в алтаре под святым престолом. Однажды латинский епископ приказал поднять плиту, после чего был обнаружен под ней вход в пещеру с подлинной гроб­ницей святого Георгия, однако открыть ее не удалось, т.к. оттуда вырвалось пламя огня и опалило посланных епископом слуг.

В 1191 г. Салах ад-Дином, султа­ном Египта и Сирии, церковь была частично разрушена и восстанов­лена английским королем Ричар­дом I Львиное Сердце. В несколь­ких километрах к северу от Лидди до сих пор сохранился мост через реку Дахер, построенный в 1273г. мамлюкским султаном Бейбарсом, строительным материалом которому послужили камни, взятые с храма св. Георгия. В 1442 г., при египетском султане Захире Сейф ад-Дине Чакмаке, во время очеред­ного гонения на христиан церковь была разрушена, а северная часть построек была занята мусульмана­ми и превращена в мечеть. В это же время был захвачен и разобран правый придел храма во имя св. апостола Иоанна Богослова.

В 1517 г. в храме, от которого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено православное богослужение, а в 1837 г. храм пострадал от землетрясения. В 1870 г. после спора между греками и францисканскими монахами уцелевшие руины были признаны греческой собственностью. 

Современный храм был восстановлен в 1871 г. во времена Османской империи. Пожертвования на восстановление храма были выделены российским Орденом Святого Георгия и правительством Россини по просьбе Иерусалимского Патриарха Кирилла II и по высочайшему повелению русского I императора Александра II. Новая восстановленная церковь была освящена 3 ноября 1872 г.0 В наше время, несмотря на ве­ковые утраты и разрушения, храм производит впечатление своим величественным видом. В его со­став вошла центральная и северная апсиды и некоторые колонны с коринфскими капителями храма кре­стоносцев, которые в сочетании с более поздней кладкой образуют единую композицию литургического пространства храма. На мраморной перемычке над входной дверью в храм выполнен великолепный мраморный баре­льеф, изображающий святого Георгия Победоносца поражающего дракона.

В настоящее время храм двух­престольный. Центральный пре­стол посвящен великомученику Георгию, левый приделу празд­нику Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Алтарь храма обра­щен к востоку, а колокольня рас­положена на западной стороне, как и во всех греческих православных церквях. В некоторых местах хра­ма частично сохранилась визан­тийская кладка. Великолепная люстра с двуглавыми византийскими орлами, павлинами и голубями в сочетании с богато оформленным иконостасом и интерьером в целом производят незабываемое впечат­ление.

У входа, в центральной части северного придела храма, в деревянном киоте хранится железная цепь в память о страданиях при­кованного цепями в темнице св. Георгия. Считается, что эти цепи чудесным образом исцеляют от душевных страстей, способствуют выздоровлению душевнобольных и одержимых бесами. В древности по великой вере в молитвенное за­ступничество великомученика Георгия Победоносца к этим цепям приковывали душевнобольных, оставляя их иногда даже на всю ночь, а на следующее утро забира­ли их из храма полностью исцеленными. Далее у колонны с коринфски­ми капителями времени крестоносцев в деревянном киоте с ис­кусно вырезанным орнаментом находится почитаемая серебряная икона св. вмч. Георгия Победоносца. В другом деревянном кио­те у южной стены храма находит­ся выполненный также в серебре список с древней нерукотворной Лиддской иконы Божией Матери.

Рядом с Лиддской иконой Бо­городицы в деревянном киоте, у колонны с коринфскими капите­лями, установлена икона святой равноапостольной Нины, про­светительницы Грузии. Согласно грузинскому преданию, святая равноапостольная Нина была двоюродной сестрой святого Георгия Победоносца по отцовской линии. Она особо почитала святого великомученика Георгия, ввела обычай праздновать день его ко­лесования и завещала новообращённым грузинам особо почитать этого святого.

В алтаре храма хранится сере­бряный ковчег с частью мощей вмч. Георгия, а в центральном приделе храма, слева от царских врат, размещен серебряный ковчег с частицей мощей великомучени­ка. Ковчег с мощами выносится священниками на поклонение паломникам. Другие реликвии, чест­ная глава и меч, принадлежавший святому Георгию, хранятся под главным алтарем базилики Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме. Световое отверстие в полу центрального нефа позволяет проникать свету и любопытному взору паломников в нижнюю крипту. В эту крипту можно спуститься по двум параллельным лестницам, расположенным с северной и юж­ной стороны храма. В центре крипты находится мраморный кенотаф с рельефным изображением вмч. Георгия. Каменный саркофаг ве­ликомученика, найденный в этой подземной крипте, был восстанов­лен и обложен мрамором в 1871 г., во времена Патриарха Иерусалим­ского Кирилла. На стене крипты прекрасная мозаика вмч. Георгия в византийском стиле.

Напротив храма, через дорогу, расположен небольшой греческий монастырь, построенный в 1893 г. Георгий Победоносец, соглас­но византийской агиографической традиции, родился в 275 г. в Кап­падокии (область в Малой Азии). Отцом Святого был персидский воин Геронтий, который позже, благодаря сыну, уверовал во Хри­ста, а матерью - благочестивая христианка по имени Полихрония. После кончины мужа Полихрония переселилась с сыном на свою ро­дину в Палестину, в город Лидду, где у нее были богатые имения.

В юном возрасте Георгий посту­пил на воинскую службу и отличился в войне с персами в 296-297 гг., а несколько позже получил вы­сокую воинскую должность «комита». Во время жестоких гонений на христиан он раздал имущество бедным и, представ перед импера­тором Диоклетианом, придворны­ми и военачальниками, исповедал Христа и обличил языческое заблуждение императора, за что пре­терпел многочисленные мучения. Св. Георгия Победоносца били палками, воловьими жилами, под­вергали особой пытке, называемой колесованием, бросали в яму с не­гашеной известью, его принужда­ли бежать в раскалённых докрасна железных сапогах с торчащими внутрь острыми гвоздями.

Жена императора Диоклетиана, царица Александра, видя страдания Георгия и многократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру в Него. По повелениюмужа она вместе с Георгием приняла мученическую смерть за Христа в Никомидии в 303 г. Согласно историческим хроникам, супругу императора Диоклетиана звали Приска, а имя Александра она получила в крещении. Честные останки великомученика Георгия, согласно его завещанию, перенесла в Палестину и похоронила в родном имении в городе Лидда его мать Полихрония (по некоторым другим источникам его слуга).

Св. Георгий, как претерпевший особо тяжелые страдания за Хри­ста, причислен к лику великомучеников, а как победитель в духовной брани именуется Победоносцем, как и за его чудодейственную по­мощь людям в опасности. Много­численные чудеса св. Георгия по­служили причиной почитания его покровителем воинов, земледель­цев, пастухов, а также защитником путешественников. Крестоносцы, побывавшие в Лидде, прославля­ли его имя на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иеру­салима в 1099 г. он участвовав в сражении, явившись в виде рыцаря с красным крестом на белом пла­ще. Святой Георгий Победоносец является небесным покровителем Англии, Грузии, Литвы, Греция Португалии, Бразилии и многая других стран. Святой Георгий - древний покровитель Москвы, по­этому он изображается на гербе и флаге города.

Святой Георгий (араб. Джим джис или аль-Хадр) - одна из глав­ных фигур, не упоминающихся в Коране, но пользующихся особым почитанием среди мусульман. Жи­тие святого было переведено на арабский язык уже в начале VIII в. Православная Церковь праздну­ет память святого великомученика Георгия Победоносца 23 апреля /6 мая и 3/16 ноября.

 

Похожие записи