Иерусалим

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Иерусалим   (евр.Yerushalayim     [jerufa'lajim], араб, al-Quds, Salim, Beit al-Maqdis — «святой дом» или «храм») - древнейший и самый священный город библейской истории, в котором произошли события, поменявшие естественный ход истории мировой: Искупление рода человеческого и заключение Нового Завета. В этом городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого. Иерусалим это город не только страданий и Крестной Смерти Иисуса Христа, но также Его Воскресения и Вознесения. В священных стенах Иерусалима была создана христианская Церковь, когда в День Пятидесятницы на апостолов и первых учеников Иисуса Христа, сошел Дух Святой в виде огненных языков. Из этого города Слово Божие было понесено апостолами во все концы вселенной и для всех народов земли. В этом городе прошла большая часть земной жизни Пресвятой Богородицы, в нем совершилось Ее Успение. Земной Иерусалим является прообразом Иерусалима Небесного, града Бога Живого (Евр. 12:22-24), и обетованного Царствия Небесного, гражданами которого в конце земной истории станут ангельские силы и «спасенные народы» (Откр.21:24).
Древняя столица Израиля, ме­сто, где стоял ветхозаветный иеру­салимский Храм и проповедовали величайшие пророки, является в наши дни общей святыней для трёх монотеистических религий - христианства, иудаизма и исла­ма, которые накладывают свой от­печаток на его облик. Иерусалим стал самым святым городом для еврейского народа после того как царь Давид, завоевав крепость иевусеев около 1000-го г. до Р.Х. провозгласил ее столицей объ­единённого Израильского царства и перенёс в него Ковчег Завета. Для христиан всех исповеданий Иерусалим является священным городом, в котором сосредоточе­на память о важнейших событи­ях Ветхозаветной и Новозаветной истории. Для суннитского исла­ма Иерусалим, называемый по-арабски «Аль-Кудс» (святой) яв­ляется третьим по святости после Мекки и Медины городом, однако в Коране непосредственно не упо­минается. По мусульманскому пре­данию Иерусалим связан с ночным путешествием исламского пророка Мухаммада в «самую отдаленную мечеть» (Коран. Сура 17:1), под которой их традиция подразумева­ет Храмовую гору.
В своей долгой истории, насчи­тывающей более четырех тысяче­летий, Иерусалим согласно сви­детельству Священного Писания, имел много названий: Салим, Иевус, Сион, Офель, Город Давида. Еврейская традиция приписывает Иерусалиму 70 имен. Псалмопевец Давид отождествляет Салим царский город Мелхиседека (Быт. 14:18) с Сионом: «И быстъ в мире [в Салиме] место его, и жилище его в Сионе» (Пс.75:3). В Священном Писании, приме­нительно к этому священному го­роду употребляется великое мно­жество различных возвышенных поэтических названий и выраже­ний: «радость всей земли», «город Великого Царя» (Пс.47:3; Мф. 5:35) «город правды», «столица верная» ] (Ис. 1:26), «город Господа, Сион Святаго Израилева» (Ис. 60:14), город «праздничных собраний» (Ис.ЗЗ:20), «святой город» (Неем. 11:1; Мф.4:5; Мф.27:53), «совер­шенство красоты» (Плач.2:15). Пророк Исаия упоминает еще одно название города - «Ариэль», что переводится как «Божий лев»: «Горе Ариилу, Ариилу, городу, в котором жил Давид!» (Ис.29:1). В Ветхом Завете более 150 раз Иерусалим упоминается в симво­лическом значении Сиона (евр. «Tsiyyon»). Традиционное назва­ние «Иерусалим» встречается в Священном Писании 806 раз: 660 - в Ветхом Завете и 146 - в Новом. Преподобный Ефрем Сирин (IV в.) пишет, что Иерусалим находится «посреде земли», как сердце по­среди других членов тела челове­ка. В «Голубиной книге» (XV-XVI в.) - древнем памятнике русской народной духовной литературы - Иерусалим упоминается как «го­род городам отец». В душе каж­дого верующего человека остается им по сей день.
На средневековых картах мира Иерусалим изображался как гео­метрический центр, к которому были прикреплены разные конти­ненты. Мировоззрение это осно­вывалось на словах псалмопевца царя Давида: «Бог же Царь наш прежде века, содела спасение посреде земли» (Пс.73:12), а так­же в других местах Священного Писания: «Сей Иерусалим, посре­де языков положи его, и страны, яже окрест его это – Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него—зем­ли» (Иез.5:5, церковнославянский перевод). Божественная Голгофа и Живоносный Гроб Господень, из которого воссияла жизнь миру, служат доказательством исполне­ния пророческих слов о спасении человека.
Этимология названия горо­да «Иерусалим» (Yerushalayim) не совсем ясна. Согласно различ­ным источникам оно состоит из двух частей: шумерского «уеru» - «поселение» , семитского «угу», «yereh» - «основывать, создать» и «Shalem» - которое, предположи­тельно указывает на западно-се­митское божество Шалим (Shalem), известное из текстов Угарита как покровитель города. Шалим или Шалимму был в ханаанской ми­фологии богом вечерней зари и благополучия, а его имя основано на том же корне «SLM», из кото­рого произошло еврейское слово «шалом» («мир») и «салам» в со­временном арабском языке. Таким образом возникла популярная эти­мология названия Иерусалима как «Город мира», «Обиталище мира», «Основанный в безопасности» или «Видение Мира», как вариант у не­которых христианских авторов. В греческих текстах встречаются две формы названия: Иерусалим и Иеросолюма, которые ассоции­руются со святостью города (греч. - «святой»). В римский пе­риод с 130-438 гг. по Р.Х. город носил название Элия Капитолина (Aelia Capitolina) в честь императо­ра Адриана и Капитолийской три­ады божеств (Юпитера, Юноны, Минервы). В арабской традиции Иерусалим получил наименования Мадина Байт ал-Макдис («место дома или святилища», или Байт аль Макдис (дом храма), позже с X века просто Эль-Кудс (святость).
В традиционно еврейском произношении названия города «Иерушалайим» («Yerushalayim») имеет форму множественного числа и указывает одновремен­но на два различных Иерусалима: Иерусалим земной и Иерусалим Небесный, связанных друг с другом тайной Божественного Промысла. Большинство исследователей ото­ждествляют Иерусалим с упоми­наемым в Книге Бытия городом Салимом, царем которого был таинственный царь Мелхиседек - «священник Бога Всевышнего» (Быт.14:18; Пс.109:4). Под соб­ственным названием Иерусалим в Священном Писании впервые упомянут как город хананеев, царь которого Адониседек заключил союз против Гаваона (Нав.10:1- 4). Известен также как Иевус (Суд.19:10; Нав.18:28; Шар.11:4), в котором жили иевусеи, владев­шие городом до завоевания царем Давидом.
Царь Давид, захватив город у иевусеев торжественно перенёс в него величайшую ветхозаветную святыню - Ковчег завета и Скинию Собрания (2Цар.6). Он перенес из Хеврона в Иерусалим свою царскую резиденцию, чтобы дать городу новое имя - Город Давидов (евр. Ir David) и сделать его столицей своего царства. Примечательно, что царь Давид, ветхозаветный прообраз Иисуса Христа, царствовал в Иерусалиме и над всем Израилем 33 года (2Цар.5:5). Столько же лет по свидетельству Евангелия и христианской традиции жил на земле Христос. Сын царя Давида Соломон построил на вершине горы Мориа великолепный храм, посвященный Богу Единому, который благодаря совершаемому в нем богослужению стал духовным «сердцем» еврейского народа.
География
Земной библейский Иерусалим расположен в центральной части поросших хвойными лесами пологих склонах Иудейских гор, между Средиземным и Мертвым морями, на высоте около 650-840 м над уровнем моря. Иудейские или по-другому Иерусалимские горы тянутся от горных узлов Вефиля (евр. Бет-Эль) на севере до отрогов Хеврона на юге. На западе Иудейские горы граничат с долиной прибрежной равниной (евр. Шефела) и заканчиваются на расстоянии около 35 км от Средиземного моря. Древний евусейский город, завоеванный царем Давидом и ставший впоследствии известным нам Иерусалимом, был расположен на границе владений колен Иуды и Вениамина, однако не принадлежал первоначально к территории ни одного из колен Израилевых.
Древняя часть Иерусалима, на­зываемая Старым городом рас­положена на высоте около 760 м и окружена крепостными стена­ми вдоль которых простирают­ся долины и высохшие русла рек (араб. «vadi»). Холмы библейского Иерусалима, формирующие со­бой треугольное плато, и словно обрываются с восточной стороны на границе Иудейской пустыни, круто спускающейся к Мертвому морю и Иорданской долине. Рельеф города преимущественно холмистый, его дома и кварталы опаляемы жарким солнцем живо­писно разбросаны по каменистым склонам. На огромной территории современного Иерусалима, зани­мающего общую площадь около 125 км2, каменистые величествен­ные холмы чередуются с низмен­ными поросшими редким лесом долинами, что придает ландшаф­ту города особую живописность и привлекательность. Храмовая гора или гора Мориа, где стоял ветхоза­ветный Храм составляет историче­ское ядро Иерусалима и образует северо-восточный угол плоского­рья, на котором расположен город. Древний Иерусалим с трех сторон был окружен долинами Кедрон, Енном и Сыроваров или Тиропеон. Современный Иерусалим делится на три части: Старый город, Новый и Восточный.
С северо-восточной стороны город окаймляет гора Скопус (евр. «Наг HaTsofim» - «Гора обозрений»), достигающая высоты 826 м над уровнем моря, которая с древних времён использовалась в качестве стратегически важной базы для нападений на город. Греческое название горы Скопус, упоминающееся в трудах Иосифа Флавия, происходит от глагола «сколеш» — «сторожить, наблюдать», что соответствует преданиям об остановке на ней многих завоевателей Иерусалима. С этой вершины они бросали свой первый взгляд на священный город и строили планы каким образом захватить его. Северная сторона города, как наиболее открытая и не защищенная ничем, кроме стен, всегда служила местом нападений всевозможных врагов и завоевателей, начиная от ассирийцев и вавилонян и заканчивая арабами и турками.
Восточную границу Иерусалима почти три тысячелетия определяла долина Кедронская или иначе Иосафатова, которая берет свое начало на севере у горы Скопус и далее тянется вдоль восточного подножия горы Елеонской. По ее дну проходит высохшее сейчас русло бывшего здесь раньше зимнего потока Кедрон. В библейские времена Кедронская долина наполнялась водой только после сильных ливней, остальное время, даже зимой, оставалась безводной. Проходя дальше на юг долина Кедрон соединяется с долиной Енном и долиной Тиропеон (Сыроваров), откуда поворачивает на юго-восток вглубь засушливой Иудейской пустыни и устремлялся вниз к Мертвому морю. Длина долины составляет около 30 км, а перепад высот - 1200 м.
С востока, за долиною Кедронской, возвышается над го­родом расположенная на высоте боле 800 м над уровнем моря зна­менитая Елеонская или Масличная гора с тремя округленными верши­нами.
На пересечении долин Тиропеон и Кедрон находится древний никогда не пересыхавший Иерусалимский источник Тихон (евр. «Gihon» - прорывающийся», в синодальном переводе - Гион или Геон) у которого было положе­но начало основания Иерусалима как города. Особенностью источ­ника является то, что он берет свое начало в естественной пещере и выбрасывает струи воды один раз в несколько часов. Этот древний родник христиане называют ис­точником Девы Марии (араб. Айн- Ситти-Марьям), а мусульмане «Um ad-Darag» («мать ступеней»). От источника Тихон берет нача­ло водовод, снабжавший водой Иерусалим с иевусейских времен вплоть до периода Второго Храма. Древний Иерусалим был захвачен именно через подземную систему этого водоснабжения. С источни­ком Тихон и его системой подзем­ных ходов и каналов связаны клю­чевые события библейской истории: захват царем Давидом 3000 лет тому назад древнего Иерусалима - неприступной тогда крепости иевусеев, торжественное помазание на царство Соломона (ЗЦар.1:32- 40) и противостояние войску асси­рийского царя Синаххериба в 701 г. до Р.Х. До возведения акведуков город обеспечивал водой еще один источник, который сейчас назы­вается по-арабски Бир Айюб, а в древности носил имя Ен-Рогель (Нав.15:7; 2Цар.17:17).
На западе и юге древний Иерусалим отделен от окружающих его гор долиной Енном (Гинном) (евр. Ge-Hinnom) или долиной сынов Еннома называемой также в Евангелии «геенной огненной» (араб. «Vadi ar-Rababi»). Эта долина, представляющая собой глубокое ущелье служила когда-то границей между наделами колен Иуды и Вениамина (Нав.15:8; 18:16), а в библейской эсхатологии стала символом загробного воздаяния за грехи. В долине Енномовой отступившие от веры в Бога Единого евреи и даже сам царь Манассия (2Пар.З3:6) приносили в жертву хананейским идолам Ваалу и Молоху своих сыновей и дочерей (4Цар.23:10; 2Пар.28:3; 33; Иер.7:31; Иер.32:35), поэтому эта долина в народной традиции стала прообразом ада (Мф.5:22; Мф.23:15). На юг от города над долиной Енномовой возвышается гора Злого Совещания (Ин. 11:47- 57), современное название которой Абу-Тор.
С запада древнюю часть города Иерусалима окаймляет глубокая некогда долина, названная грека­ми Тиропеон (Сыроваров), а поз­же арабами эль-Вад. Долина эта пересекает весь город по оси с се­вера на юг, от Дамасских ворот до Силоамской купели. За столетия она заполнилась наносами, однако в древние времена служила четкой естественной линией раздела меж­ду восточной и западной частями города. Через эту долину был пере­кинут мост, соединявший дворец Хасмонеев с ветхозаветным иеру­салимским Храмом, сохранившая­ся опора которого известна сейчас под названием «Арка Вильсона».
Климат
Иерусалим характеризуется средиземноморским климатом, представляющим собой тип горно-­субтропического климата с жарким сухим летом и мягкой дождливой зимой. Летом здесь, как правило, достаточно жарко и сухо, а зимой довольно влажно и прохладно, поскольку в этот период выпадает основное количество дождевых осадков. Средняя температура летом составляет около +24°С, а зимой с декабря по февраль около +9°С. Максимальная температура воздуха, отмеченная в этом районе летом, +42°С, а минимальная в зимний период -5°С. Основная часть осадков выпадает с ноября до середины апреля, среднегодовое количество осадков составляет примерно 560 мм. Изредка в Иерусалиме выпадает снег, который исчезает очень быстро, часто даже не успевая коснуться земли, и только в редкие годы снежный покров удерживается на несколько суток. Среднегодовая влажность воздуха составляет 62%. Самым холодным месяцем года является январь, со средней температурой +9,1 °С. Самые жаркие месяцы - июль и август, со средней температурой +24,2°С.
Часто весной и осенью в Израиле возникают мощные пыльные и знойные ветры, называемые по-арабски «хамсин» (пятьдесят) или «хамасин». Они переносят массы мельчайшего песка из Аравийской и Синайской пустыни, нагнетая на­стоящие пыльные бури, длящиеся два-три дня, а иногда и больше. Этот ветер с пылью появляется пе­риодически в течение не более 50 дней и наблюдается обыкновенно после весеннего равноденствия. Такой же ветер, но в другие време­на года называется шарав (евр. "ZDW"— буквально «суховей»). Температура воздуха в такие дни значительно повышается, весной достигая +30-33°С, летом +40- 43 °С, а влажность при этом сильно уменьшается. Наступление хамси­на характеризуется удушливым зноем при штормовой силе ветра, потом наступает безветрие, а насы­щенный пылью и песком сухой воздух повисает в виде тумана. На организм человека хамсин дей­ствует иногда тяжело, вызывая сильное иссушение кожи, обезво­живание, воспаление слизистых оболочек, нервное раздражение, головные боли и головокружение. В Библии такие знойные ветры на­зываются «руах кадим» (восточ­ный ветер, Быт.41:6), а арабы на­зывают их «шаркия» (араб, «шарк» - восток).
Численность населения
Население современного Иерусалима согласно оценкам 2015 года составляет около 865 ты­сяч жителей. Христиане всех кон­фессий, проживающие в старом и новом Иерусалиме, составляют около 2% населения, т.е. около 15 тысяч человек. Еврейские израиль­тяне проживают преимуществен­но в Западном Иерусалиме и со­ставляют 64%, израильские арабы мусульмане, населяющие преиму­щественно Восточный Иерусалим 32%. Население Иерусалима евангельского периода согласно Иосифу Флавию, составляло око­ло полумиллиона человек и еще столько же паломников стекалось в город в канун праздника Пасхи. Более правдоподобные оценки историков говорят о числе жите­лей между 75 000 и 100 000 чело­век, а число прибывавших на боль­шие праздники увеличивало коли­чество его обитателей на порядок больше.
Краткая история города
Иерусалим появился на свет истории вместе со многими дру­гими древними городами Ханаана в самом раннем периоде бронзо­вого века. Исследователи счита­ют, что город Иерусалим впервые упоминается в египетских текстах проклятий XIX-XVIII вв. до Р.Х. как Рушалимум, в документах Тель-эль-Амарнского архива XIV в. до Р.Х. как Уру-Салим, а в ас­сирийских надписях в связи с оса­дой города царем Синаххерибом в 701 г. до Р.Х., как Урсалимму. Самое раннее внебиблейское упо­минание Иерусалима на еврейском языке датируется VI-VII веком до Р. X. и было обнаружено в 1961 г. в Хурбат-Бейт-Лойя около Бейт-Гуврина. Надпись переводится как: «Я есть Яхве, Бог твой, при­му Я города Иудеи и избавлю Я
Иерусалим» или в другом вариан­те перевода: «Яхве есть Бог всей земли. Горы Иудеи принадлежат Ему, Богу Иерусалима»(Oral World and Written Word: Ancient Israelite Literature by Susan Niditch p. 48).
В библейские времена Иерусалим находился на древнем пути библейских патриархов, со­единяющем северные империи Сирии и Вавилона с Египтом на юге, но основные международные торговые пути находились в сто­роне от него. Однако рядом с го­родом пересекались две важные внутренние дороги страны. Одна из них шла с севера на юг соединяя такие древние города как Дофан, Сихем, Вефиль, Вифлеем, Хеврон и Вирсавию, вторая пролегала с востока на запад от Раввы (Раббат- Аммон - совр. Амман) через низо­вья Иордана, поднимаясь потом по крутым склонам Иудейских гор, а затем спускаясь к Средиземному морю.
Древний Иерусалим находился на территории между наделами ко­лена Иуды (евр. Иехуды) к которо­му принадлежал царь Давид, и ко­лена Вениамина (евр. Биньямина) к которому принадлежал первый царь Израиля Саул. Видимо по этой причине царь Давид, завоевав Иерусалим около 1000 г. до Р.Х. у ханаанского племени иевусеев (2Цар.5:6-10), сделал его столицей объединенного Израильского цар­ства, однако о взятии и сожжении города еще до того свидетель­ствует Книга Судей Израилевых (Суд. 1:8). Царь Давид расширил впоследствии крепостные стены и торжественно перенес в Иерусалим величайшую ветхозаветную свя­тыню - Ковчег Завета и Скинию Собрания (Шар. 18:14-17). Сын Давида, царь Соломон, построил на холме Мориа величественный иерусалимский Храм, ставший главным местом богослужения двенадцати колен Израиля. После смерти царя Соломона в 928 г. до Р.Х. еврейское государство рас­палось на две части: Израильское Царство на севере, объединяющее 10 колен израилевых, и Иудею на юге, объединявшую 2 колена, Иуды и Вениамина, с центром в Иерусалиме.
В 925 г. до Р.Х. город был заво­еван и разграблен египетским фа­раоном Сусакимом (Шешонком), а храмовые сокровища похищены (ЗЦар. 14:25-26). В 701 г. до Р.Х. Иерусалим безуспешно осаждал ассирийский царь Сеннахирим (Синаххериб). Его посланник хулил силу Бога Всевышнего у стен Иерусалима, а сам царь Сеннахирим посмел «хулить Бога живого и поносить словами» (4Цар.19:4) в письме, посланном царю иудейскому Езекии, за что Ангел Господень в одну ночь погу­бил значительную часть войска ас­сирийцев: «И случилось в ту ночь: пошел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемь­десят пять тысяч, И встали по­утру, и вот все тела мертвые» (4Цар. 19:35).
Несколько позже, в 586 г. до Р.Х., Храм, построенный Соломоном, был сожжен и раз­рушен до самого основания вави­лонским царем Навуходоносором II, жители города убиты, а остав­шиеся в живых уведены в плен. Разрушение Иерусалима и Храма вавилонянами стало для народа Израиля символом всех несчастий, которые часто потом выпадали на его долю. Пророк Иеремия, опла­кивая разрушение города и Храма, выразил свою боль в трогательных стихах книги, называемой Плачем Иеремии: «Как одиноко сидит город, некогда многолюдный! он стал, как вдова; великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько пла­чет он ночью, и слезы его на ла­нитах его. Нет у него утешите­ля...» (Плач. 1:1).
70 лет спустя, после частично­го возвращения еврейского народа из вавилонского плена в 516 г. до Р.Х., под руководством правителя Зоровавеля было положено основа­ние Второго Храма. В 332 г. до Р.Х. Иерусалим и вся Иудея была заво­евана Александром Македонским, а после его смерти оказалась на границе между владениями его преемников греко-египетских пра­вителей Птолемеев и греко-сирий­ских - Селевкидов. В 168 г. до Р.Х. греко-сирийский царь Антиох IV Епифан осквернил Второй Храм, поставив на жертвенник всесож­жения небольшой алтарь Зевса Олимпийского, что стало причи­ной восстания Маккавеев, к кото­рым с 152 г. до Р.Х. перешла власть в Иудее. В 63 г. до Р.Х. римский полководец Помпей после трехме­сячной осады взял город штурмом, положив конец еврейскому сувере­нитету во всей Иудее.
В 22 г. до Р. X. вассал Римской империи, иудейский царь Ирод Великий, предпринял грандиозную реконструкцию иерусалимского Храма. Во время его правления родился в Вифлееме Сын Божий, Иисус Христос - Мессия Израиля, а при Понтии Пилате, пятом прокураторе Иудеи, Он был Распят на горе Голгофе и Воскрес на третий день из Гроба. Совершая Свой Крестный путь на Голгофу, Он произнес пророческие слова, обращаясь к дочерям Иерусалима: «Дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лк.23:28-30). Сорок лет спустя с поразительной точностью исполнились эти пророческие слова Господа.
В 70 г. после Р.Х. римский во­еначальник Тит, сын императора Веспасиана, подавляя еврейское восстание, превратил Иерусалим в руины и сжег до основания вели­чественный ветхозаветный Храм. Народ, избранный когда-то, не имеет с тех пор уже Храма и не при­носит Богу Всевышнему жертвы. Накануне осады город был напол­нен беженцами, которые стекались в него из разоренных римлянами областей, кроме того, в нем на­ходились многие тысячи прибыв­ших на праздник иудейской Пасхи. Большинство жителей города и его пришельцев погибли от меча или умерли от голода во время осады, оставшиеся в живых были прода­ны в рабство на рынках Хеврона и Газы и стоили очень дешево, потому что предложение намного превышало спрос. Еврейский исто­рик Иосиф Флавий подробно опи­сал бедствия осады города, боль и страдания его жителей от голода, внутренних распрей, и весь ужас этой войны.
Римский император Адриан в 132 г., после восстания Бар-Кохбы, которого раввин Акива объявил Мессией, на месте разрушенного Иерусалима построил новый го­род в честь Капитолийской три­ады божеств - Юпитера, Юноны и Минервы - и назвал его Элия Капитолина. Евреям было запре­щено входить в город. Вся стра­на получила новое имя «Сирия Палестина» в честь древнего пле­мени филистимлян.
В 325 г. римский император Константин Великий I вернул городу название Иерусалим и восста­новил его как центр христианского богослужения и всемирного палом­ничества. Император Константин I вместе со своей матерью, св. царицей Еленой, украсил го­род великолепными базиликами, монастыря­ми, часов­нями и бап­тистериями. Языческие храмы, по­строенные римлянами, были окончательно разрушены, а на месте горы Голгофы и Гроба Господня возник огромный хра­мовой комплекс Воскресения Христова: базилика Мартирион и ротонда на Гробом Иисуса Христа называемая по-гречески Анастасис. В византийскую эпоху правления, длившуюся до VII века, в городе были построены много­численные приюты для паломни­ков, открыты богослов­ские школы и семинарии. Масштабное строительство христианских церк­вей активно продвигалось при ви­зантийской царице Евдокии, жене Феодосия II (V в.), и императоре Юстиниане (VI в.).
В 361 г. римский император Юлиан Отступник (лат. Flavius чество, во время своего двухлетнего правления (361-363 гг.) разрешил иудеям начать строи­тельство Третьего Храма, однако в 363 г. его сооружению, как пишут историки, помешали огромные об­лака дыма и огня, которые взор­вали фундамент начавшейся по­стройки. Таким образом, еще раз с поразительной точностью сбылись слова Спасителя: «Се, оставляет­ся вам дом ваш пуст» (Мф.23:38). В еврейской традиции Храм назы­вается «Beit HaMikdash», то есть «Дом Святости».
Стены города, разрушенные в 70 г. римской армией, отстроила в 438 г. благочестивая византий­ская императрица Евдокия, жена Феодосия II. Согласно христиан­ским историкам, вдохновение на их постройку царица получила, читая 50-тый псалом Давида: «Ублажи, Господи, благоволением твоим…»
Во времена крестоносцев действующих ворот в городской стене насчитывалось четверо, по числу сторон света. В наше время в город ведет восемь ворот, из кото­рых одни остаются замурованны­ми. Из книги Откровения извест­но, что Небесный Иерусалим будет иметь «большую и высокую сте­ну.,. двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; - а на воротах будут написаны «имена двенад­цати колен сынов Израилевых» (Откр.21:12). Жемчужные Врата нового Иерусалима не будут за­пираться, поскольку в нем не бу­дет ночи (Откр.21.25; Ис.60:11; Ис.54:12; Откр.21:21).
В мощной каменной стене современного Старого Города находится сейчас восемь ворот, семь из которых открыты: Яффские ворота, Новые, Дамасские, Иродовы, Львиные, Мусорные и Сионские, - а Золотые ворота остаются до сих пор замурованными. Все эти ворота до 1887 г. закрывались при заходе солнца и открывались только на рассвете. Проходы через ворота имеют изгиб под углом 90° для, затруднения при осаде, чтобы нельзя было въехать в них на лошадях на полном скаку, и осложнить их разбитие тараном. Четверо из сулеймановских ворот сохранили до сих пор первоначальную форму, напоминающую латинскую букву «Ь» и оттоманскую стилевую декорацию с замысловатыми перемычками и похожими на орнаменты арабскими надписями под ломаной дугой. Эти надписи, указывающие даты строительства, сохранились в разных местах стены. Для примера, надпись у Яффских ворот гласит: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного приказал построить эту благословенную стену владыка наш султан, царь турок, арабов и персов Сулейман ибн Селим, чтобы Аллах увековечил свое правление, Год 945», - указан по мусульманскому летоисчислению.
Яффские ворота
Яффские ворота (евр. ‘Sha’ar Yafo, араб. Bab al-Khalil, т.е. Хевронские или Ворота Давида - «Bab Mihrab Dawud», англ. Jaffa Gate) связывают Новый город со Старым и являются главными па­радными воротами, ведущими в Христианский и Армянский квар­талы. Ворота расположены у цен­тральной иерусалимской артерии, западной дороги, ведущей в город Яффо, и южной дороги, ведущей в Вифлеем и Хеврон. Они получили свое название от древнего портового города Яффо на средиземно­морском побережье, куда массово прибывали многочисленные хри­стианские паломники морским пу­тем. Высота этих самых известных и наиболее оживленных ворот со­ставляет около 6 метров, а город­ская стена возвышается над ними ещё на 6 метров. Участок стены ря­дом с воротами, где проходит сей­час проезжая часть, был прорублен в 1898 г. к приезду в Иерусалим гер­манского императора Вильгельма II, поскольку его парадный кортеж в эти узкие ворота не проходил. В 1917 г. через эти ворота вошёл в Старый город английский генерал Эдмунд Алленби после разгрома турецких войск. Алленби сошел с коня и вступил в город пешком в знак уважения к святости города. С 1947 г. Яффские ворота находи­лись на нейтральной полосе между Израилем и Иорданией и были за­крыты до 1967 г. На площади у во­рот находится стоянка такси.
Новые ворота
Новые ворота (евр. Shaar HeChadash, англ. New Gate) расположены в северо-западной части городской стены и являются самыми поздними воро­тами Старого города. Они имеют форму арки и украшены зубчатой каменной кладкой. Новые воро­та были построены в 1889 г. по просьбе французского консула и распоряжению султана Османской империи Абдула Хамида II для обеспечения прямого сообщения между Христианским кварталом и возникшими в то время новыми районами Иерусалима. Новые во­рота давали возможность прямого прохода христианским паломни­кам к храму Гроба Господня из но­вых районов города, католического монастыря, гостиницы Нотр Дам де Франс и Русского Подворья. С 1947 г. и до 1967 г. эти ворота были наглухо закрыты, поскольку вдоль стен Иерусалима проходила тогда граница между Израилем и Иорданией.
Дамасские ворота
Дамасские ворота (евр. ‘Sha’ar Sh’khem, англ. Damascus gate) расположены в севе­ро-западной стене старого города, напротив арабского квартала Шейх Джарах в Восточном Иерусалиме, и являются главным входом, веду­щим в Мусульманский квартал. В древности у этих северных ворот Иерусалима начиналась дорога в Шхем, или Сихем (араб. Наблус) и в столицу Сирии - Дамаск, что послужило причиной их названия. Арабское название ворот - Баб эль-Амуд («Ворота колонны»), сохраняет память о триумфаль­ной колонне, установленной рим­лянами в 132 г. при императоре Адриане на полукруглой площади возле северных ворот города Эли и Капитолины, построенного на ме­сте разрушенного Иерусалима. От этой колонны раскладывали по пути так называемые «мильные» камни, которыми отмеряли рас­стояние от Иерусалима до других городов. Изображение этой колон­ны, стоявшей у Неаполитанских ворот (Неаполис - римское на­звание Шхема) имеется на визан­тийской мозаичной карте Святой Земли VI в., сохранившейся на полу православной церкви в го­роде Мадаба, Иордания. Римские ворота имели три арки, восточная из которых сохранилась до нашего времени. От полукруглой площади с колонной расходились по городу две широкие улицы с колоннами: Кардо Максиму с и Нижняя Кардо. Центральная арка ворот была предназначена только для импера­торской знати, два меньших входа по обеим сторонам - для просто­людинов. Над входной аркой вид­на до сих пор латинская надпись с названием города: «Colonia Aelia Capitolina...». В ходе археологических раскопок, начатых близ этих ворот Р.В. Гамильтоном в 1930-х годах, были обнаружены остатки ворот императора Адриана, ка­менная винтовая лестница и целый комплекс подземных галерей ви­зантийского периода. Найденные артефакты выставлены в музее при воротах, куда можно пройти через сохранившуюся римскую арку. В 2017 г. израильские археологи во время раскопок у Дамасских во­рот обнаружили мозаичную над­пись, датированную 550-551 гг. с упоминанием имен святого визан­тийского императора Юстиниана I (527-565 гг.) и Константина - на­стоятеля располагавшейся рядом с воротами церкви.
Первые ворота на этом месте были основаны во время правле­ния царя Ирода Агриппы I (41-44 гг.). Дамасские ворота в их со­временном виде были построены османским султаном Сулейманом I Великолепным в 1542 г. на фун­даментах римской и византийской стены. Эти ворота считаются од­ними из самых красивых ворот Старого города. Они богато укра­шены орнаментом, имеют две мощные башни по сторонам, каж­дая из которых оснащена навесны­ми бойницами. Дамасские ворота не предназначены для городского автотранспорта, они используются только пешеходами, которые спу­скаются к ним по лестнице.
Традиционно считается, что через эти ворота выходил из Иерусалима, направляясь в Дамаск, злейший враг христи­анской веры - иудей из колена Вениаминова (Флп.3:5) по имени Савл, который «дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и вы­просил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, при­водить в Иерусалим» (Деян.9:1- 2). На пути в Дамаск явился ему в «неприступном свете» воскресший Господь Иисус Христос со слова­ми: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Трудно тебе идти против рожна...» (Деян.9:4). После чего великий гонитель христиан, во­инствующий фарисей, воспитан­ный «у ног» знаменитого раввина Гамалиила, стал великим апосто­лом Павлом, всецело преданным делу евангельского благовестия.
Иродовы ворота
Иродовы ворота (евр. ‘Sha’ar HaPra’khim - «Цветочные Ворота», араб. Bab az-Zahra - «Ворота бодрствующих»,англ. Herod’s Gate) расположены в одной из башен северо-восточной части стены Старого города, примыкают к мусульманскому кварталу и находятся на небольшом расстоянии к востоку от Дамасских ворот. Воротами Ирода назвали их христиане, направлявшиеся к расположенной, согласно позднему преданию, недалеко от ворот иерусалимской резиденции Ирода Антипы, на допрос к которому посылал Иисуса Христа римский наместник Понтий Пилат (Лк.23:7-12). Цветочными воротами они названы по причине искажения арабского названия, находившегося рядом с ними холма и мусульманского кладбища «Баб эль Сахира» (Ворота бодрствующих, Коран. 79:13), где похоронены люди, совершившие паломничество в Мекку. Одна из Сур Корана (79;         6-14) повествует о Дне воскрешения мертвых, используя формулу «и вот они окажутся на поверхности земли («as-sahira»)». Другое значение слова «сахира», взятого в качестве глагола, - «быть бдительным», указывать на то, как воскрешённые станут озираться, ожидая последующих событий. Ивритское название ворот - Ша’ар А-Прахим дословно переводится как «Цветочные ворота». Еще одна популярная версия связывает название этих ворот с установленной над ними розеткой, чем-то напоминающей цветок.
В 1539 г., когда Сулейман Великолепный строил стену, на месте этих ворот располагалась небольшая «калитка», которая иногда, в редких случаях открывалась. В 1875 г. по просьбе жителей соседнего района, чтобы создать удобный проход к новым строящимся кварталам, османы открыли эти ворота в северной, фронтальной стене башни, а первоначальные боковые ворота закрыли. Исторические свидетельства показывают, что в 1099 г. армия крестоносцев под командованием Готфрида Бульонского вошла в город через пролом, расположенный несколько восточнее нынешних ворот Ирода.
Ворота святого Стефана или Львиные
Ворота святого Стефана, также Львиные или Овчие ворота (евр. Sha’ar ha-Arayot - «Ворота львов», араб. Bab Sitti-Mariam - «Врата Девы Мирии», англ. Lions’ Gate, Овчие) расположены в восточной стене Старого города напротив Елеонской горы и обращены в сторону Иерихона. Ворота были построены в 1538-39 гг. по указу султана Оттоманской империи Сулеймана I Великолепного, который перестроил средневековые ворота крестоносцев, называемые с византийских времен Воротами Иосафата (Porta Josaphat). Первоначально эти ворота, подобно другим построенным султаном Сулейманом в Иерусалиме воротам, имели форму латинской буквы L, однако в период британского мандата их форма была изменена с целью обеспечения проезда в город автомобилям. Христиане чаще всего называют эти ворота Стефановыми по причине расположенной недалеко от них греческий церкви в честь первомученика и архидиакона Стефана, где, по одной из версий, он был побит камнями за исповедание Христа. Арабское название этих ворот Баб Ситти Марьям - в честь Богоматери, Которая, как свидетельствуют древние христианские апокрифы, родилась в доме недалеко от этих ворот.
В еврейской среде их называют Львиными, поскольку обе стороны портала украшены барельефными изображениями двух пар львов, обращенных лицом друг к другу. Лев является библейским символом колена Иуды (Быт.49:9), который с восшествием на престол царя Давида и завоеванием им города около 1000 г. до Р.Х. стал также символом Иерусалима. Фигуры львов, а на самом деле леопардов с приподнятой передней лапой были установлены на этих воротах мамлюкским султаном Египта и Сирии Бейбарсом I (1260- 1277 гг.) после завоевания им Святой Земли в 1260 г. Подобные украшения с изображением львов, а фактически барсов или возможно леопардов, которые являлись геральдическим знаком султана Бейбарса, были установлены на многих завоеванных им крепостях крестоносцев: в городе Лод, в крепости Нимрод, замке-цитадели Бофор на юге Ливана, в крепости Крак де Шевалье в Сирии и других. На сохранившихся монетах султана Бейбарса и на его печати также изображен гордый барс. В связи с изображением фигур этих животных у Стефановых ворот возникло много типично восточных легенд.
Исследователи считают, что Львиные ворота соответствуют местоположению            Овечьих ворот (Неем.3:1; Неем. 12:39) библейского Иерусалима и в Священном Писании называются также Вениаминовыми воротами (Иер.37:13; Иер.38:7; Зах.14:10). В Евангелии эти ворота упоминаются в связи с исцелением Иисусом Христом расслабленного у Овчей купели, иначе Вифезде: «Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по- еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов» (Ин.5:2-9). Апокрифическое Евангелие от Иакова, относящееся к периоду ок. 150 г. нач. III в., помещает дом родителей Пресвятой Богородицы, св. праведных Иоакима и Анны, около Овечьих ворот, недалеко от стен ветхозаветного иерусалимского Храма. Через эти ворота прогоняли в город овец, которые продавались потом на расположенном рядом с ними рынке и предназначались для жертвоприношений в Храме. От этих древнейших ворот началось восстановление Неемией стен Иерусалима после возвращения еврейского народа из вавилонского плена: «И встал Елияшив, великий священник, и братья его священники и построили Овечьи ворота: они освятили их и вставили двери их, и от башни Меа освятили их до башни Хананела» (Неем.3:1). Недалеко от Львиных ворот расположены ворота с библейским названием «ворота Колен (Израилевых)» (араб.ВаЬ el Asbat), через которые мусульманские жители Иерусалима входят на территорию Храмовой горы.
В праздник Входа Господня в Иерусалим, называемый так­же Вербным Воскресением, через Львиные ворота прохо­дит торжественная процессия Святогробского духовенства с ты­сячами православных паломников по пути от Виффагии, расположен­ной на вершине Масличной горы, до Старого города.
Золотые ворота
Золотые ворота (англ. Golden Gate) - одни из самых красивых ворот Старого города, - располо­жены в его восточной стене и яв­ляются единственными, ведущи­ми непосредственно на Храмовую гору. Эти каменные ворота пред­ставляют собой две большие баш­ни с двумя куполами, стоящими на барабанах, и имеют красивый декоративный двойной арочный дверной проем, поддерживаемый
  широкими опорными колоннами, установленными в каменной клад­ке. Некоторые исследователи по­лагают, что под куполами боковых башен этих ворот, в эпоху кресто­носцев находились часовни.
В настоящее время два проема этих ворот заложены каменной кладкой, но арки, обозначающие вход, хорошо видны в двойной башне стены. Считается, что архитектурный стиль этих ворот с двумя арками и богатым декором, восходящим, очевидно, к декору Двойных ворот ветхозаветного Храма, послужил образцом для оформления фасада храма Воскресения Христова, или как его сейчас называют храма Гроба Господня в Иерусалиме.
С Золотыми воротами связа­но большое число христианских, иудейских и мусульманских преданий, однако исторически достоверных сведений о них значительно меньше, поскольку археологические раскопки здесь, как и на всей Храмовой горе, запрещены Вакфом - мусульманским советом, ответственным за содержание ме­четей Храмовой горы.
Происхождение употребляе­мого сейчас названия «Золотые ворота» было волей случая. Византийские паломники называ­ли эти ворота греч. Прекрасная дверь, отождест­вляя их с Красными (буквально «Прекрасными») храмовыми во­ротами, у которых апостол Петр чудесным образом исцелил хро­мого от рождения, просившего ми­лостыни у входящих в иерусалим­ский Храм (Деян.3:2). Считается, что упоминаемые в Деяниях Апостолов Красные ворота были главными восточными вратами храмовой ограды, ведшими во двор язычников. Иосиф Флавий описывает их как самые красивые, пре­восходившие красотою все прочие ворота Храма (Иуд. Войн.У:5, 3). Они были расположены невдалеке и несколько западнее современных «Золотых ворот». Средневековые западные паломники, не знавшие греческого языка, незнакомое зву­чание греческого слова «Красивые» заменили на латинское «аurum», что значит «Золотые».
Существуют и другие объясне­ния их названия. Одно из них гово­рит, что византийская императрица Евдокия в V веке велела построить эти ворота по образцу знаменитых Золотых ворот в Константинополе, однако не имеется документальных подтверждений этой версии. Третья версия говорит, что назвали их так христианские паломники, посколь­ку, спускаясь с Елеонской горы после ночных молитв, видели эти ворота в ослепительном блеске пер­вых лучей восходящего солнца, и сами ворота казались им золотыми.
Этот эффект можно наблюдать и сегодня. Когда солнце восходит на востоке, его лучи заслоняет Елеонская гора, однако остается небольшая «щель», через которую проникают яркие солнечные лучи, устремляясь непосредственно на Золотые ворота, в то время, когда весь Старый город остается в тени. Потом солнечный свет распространяется на юг, освящая территорию Храмовой горы, а несколько позже весь Иерусалим. Так, видимо, было и тысячи лет тому назад, когда эти ворота вели в Храм Бога Всевышнего, а еврейский народ был единственным народом в мире, который Его знал.
Евреи называют эти ворота Вратами Милосердия (Sha’ar HaRachamim), арабы — Баб аль- Дхахаби, произносимое также как «Баб аль-Захаби», что означает «Золотые ворота». Когда евреям запретили молиться на Храмовой горе, они обращались в сторону этих ворот и молились перед ними как перед самым доступным для них местом неподалеку от места бывшего Храма. Другое арабское название именует их Воротами Вечной жизни. Кроме того, мусульманская традиция этим воротам, состоящим из двух входов, дает два различных называния: «Ворота Покаяния» и «Ворота Милосердия».
Золотые ворота считаются ста­рейшими из ворот Иерусалима, од­нако дата их сооружения является предметом споров. Согласно ев­рейской традиции, ворота в восточ­ной стене, окружавшей Храмовую гору, существовали в библейские времена и носили особый, цере­мониальный характер, поскольку через них шествовала выходив­шая из Храма торжественная про­цессия с рыжей телицей, перво­священником и толпами народа на Елеонскую гору. В еврейских источниках восточные ворота хра­мовой ограды назывались Шушан, то есть Сузские, в память о сто­лице Персии. Это название было знаком признательности персид­скому царю, давшему разрешение на постройку Храма, как и напоми­нание народу о вавилонском пле­не. В иудейской Мишне (трактат Мидот 1), созданной на рубеже II- III вв. по Р.Х., сообщается: «Пять ворот было у храмовой горы... на восточных воротах было изо­бражение престольного города Суз. Первосвященник, сжигающий телицу, самая телица и все при этом помогающие выходили ими на Масличную гору» (Middoth 1.3). Ученые полагают, что здесь речь идет, однако, не о воротах опорной стены Храмовой горы, а об вос­точных вратах Храмовой ограды, которые вели во двор язычников. Согласно иудейской традиции, ритуал заклания и сожжения ры­жей телицы без порока на которой не было ярма, совершался в каче­стве очистительной жертвы за грех (Чис. 19:1-10). Он проходил под ру­ководством первосвященника один раз в несколько лет на Масличной горе, расположенной напротив Храмовой горы. В Талмуде со­хранились сведения, что восточ­ная стена Иерусалима была ниже других для того, чтобы священ­ник, сжигающий рыжую телицу на Масличной горе, мог видеть ветхо­заветный Храм (Иома, 16а). Пепел от сожженной телицы, смешанный с водой, служил для очищения от ритуальной нечистоты, возник­шей посредством прикосновения к мертвому телу. Некоторые пола­гают, что через эти ворота в «День очищения» (евр. Йом Кипур) вы­водили из Храмового двора также козла отпущения, которому вы­падал жребий идти в пустыню к Азазелю (Лев. 16:20-22). Считается также, что восточные ворота ис­пользовались для слива в Кедрон большого количества крови живот­ных, остававшейся от жертвопри­ношений в иерусалимском Храме, о чем упоминается в еврейской Мишне.
На макете Иерусалима еван­гельского периода, установлен­ном в Музее Израиля и созданном под руководством известного из­раильского археолога и историка искусств профессора Еврейского Университета Михаэля Ави- Йонаха, восточные ворота, веду­щие в Храм со стороны Кедронской долины, изображены с двумя баш­нями по сторонам. Современные исследователи (например, архео­лог L. Ritmeyer) на основе анализа техники кладки фундамента ворот считают, что под порогом Золотых ворот сохранилась часть ироди- анской кладки, другие относят ее даже ко временам храма Соломона.
Большинство исследовате­лей полагают, что современные Золотые ворота с двумя башнями были построены в 520-х годах во время интенсивной строитель­ной программы Юстиниана I. На древней византийской мозаичной карте Иерусалима, созданной, по мнению ученых, в период между 542 и 570 годами и обнаруженной на полу церкви св. вмч. Георгия в Мадабе (Иордания), восточные во­рота города изображены с двумя большими башнями по сторонам и площадью украшенной колонна­дой. Они изображены в центре вос­точной стены города и связаны с улицей вторичного Кардо, которая обозначена одной сплошной ли­нией колонн, и являлась одной из главных улиц города. Считается, что эти ворота имел в виду палом­ник из Плаценции, посетивший Иерусалим в 570 г.: «Северные городские ворота примыкают к красным воротам, бывшим в хра­ме, от них существует порог и кладка».
В поздневизантийский период благочестивая христианская тра­диция связала с этими воротами торжественный Вход Господень в Иерусалим при всеобщем ликова­нии народа: «...взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благосло­вен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:13). Господь Иисус Христос, совер­шая Свой славный вход с вершины Елеонской горы, сразу направился в иерусалимский Храм и изгнал из него торговцев и меновщиков де­нег (Мф.21:12-13; Ин.2:13-16). В VI веке паломническая традиция определила Золотые ворота ме­стом описанной в апокрифических текстах встречи святых праведных Иоакима и Анны после их усердной молитвы и вести от Ангела о даро­вании им благословенной Дочери. В VIII веке с этими воротами на­чали связывать торжественную встречу жителями Иерусалима Животворящего Креста Господня, похищенного персидским шахом Хосровом II в 614 г. и возвращен­ного в 631 г. византийским импе­ратором Ираклием I после разгро­ма Сасанидской империи персов. Предание говорит, что у этих во­рот невидимая сила остановила императора Ираклия, вносивше­го Крест Господень в Иерусалим. Император прошел через Золотые ворота, только тогда, когда снял с себя парадные царские облаче­ния. Переодетый в льняную рубаху и с босыми ногами, смог тогда уже без препятствия внести Животворящий Крест через во­рота и возложить его обратно на Голгофе.
Предполагают, что эти ворота были заложены в VIII в., когда арабские завоеватели, построив свои мечети на Храмовой горе, запретили вход на нее не мусульманам. В XII в. крестоносцы открывали эти ворота дважды в год для торжественных процессий: в праздник Входа Господня в Иерусалим и в день памяти о возвращении императором Ираклием Животворящего Креста Господня в Иерусалим. Два смежных арочных проема Золотых ворот, украшающих в настоящее время великолепный вид Храмовой горы, были вторично закрыты каменной кладкой после победы Салах ад-Дина над крестоносцами в 1189 г. В последний раз они были заложены камнем во время обновления старых стен города при турецком султане Сулеймане Великолепном (1539-1542 гг.), и такими остаются до сих пор.
Факт закрытия наглухо восточ­ных ворот Храмовой горы послу­жил основанием для множества увлекательных толкований с ре­лигиозно-богословским контек­стом в христианстве, иудаизме и исламе. Чаще всего закрытие этих ворот связывают с пророчеством Иезекииля: «И привел он меня об­ратно ко внешним воротам свя­тилища, обращенным лицом на восток, и они были затворены, И сказал мне Господь: ворота сии будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими, ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез.44:1-3), однако здесь пророк явно говорит о других воротах, т.е. о восточных воротах внешнего двора иерусалимского Храма.
Мусорные или Навозные ворота
Мусорные, или Навозные ворота (евр. ‘Sha’ar Ha’ash’pot - «Мусорные ворота», араб. Bab al-Maghariba, англ. Dung Gate) расположены в южной стене Старого города и являются основными воротами, ведущими непосредственно в Еврейский квартал и к Стене Плача. Над воротами сохранилась часть старинной резной арки с резной каменной розеткой в виде цветка, характерной для времен мамлюков и османов. Современные ворота были построены в 1538-39 гг. во время правления султана Оттоманской империи Сулеймана Великолепного. Арабы называют их Марокканскими воротами по причине их близости к району, где поселились выходцы из Марокко, прибывшие в Иерусалим при Сулеймане Великолепном. Иногда арабы называют их также «Баб Ас-Силван», по названию расположенной рядом арабской деревни Сильван (евр. Шилоах).
В библейские времена ворота с таким названием были распо­ложены к юго-востоку от суще­ствующих ворот, ближе к долине Кедрон. Они описываются в от­четах Неемии, когда упоминается о его осмотре разрушенных стен Иерусалима после возвращения еврейского народа из плена вави­лонского (Неем.2:13; Неем.3:14; Неем. 12:31). В Священном Писании они называются также «воротами между двумя стена­ми» (4Цар.25:4) или «воротами Харшиф» («ворота черепков», Иер.19:2). Через Навозные ворота вывозили в долину Енном нечи­стоты и части животных, не упо­требляемые при жертвоприноше­ниях в иерусалимском Храме, по­скольку закон требовал, чтобы они были сожжены за пределами стана (Исх.29:14; Лев.4:11 и др.).
Первоначально Мусорные ворота, построенные турками, были настолько узкими и низкими, что через них едва мог проехать один всадник на осле. В 1952 г. иорданское правительство, контролировавшее                                     Старый город с 1948          г., расширило ворота, приспособив их для проезда автомобилей. После Шестидневной войны 1967 г. Мусорные ворота вместе со Старым городом и остальным Восточным Иерусалимом перешли под контроль Израиля.
Сионские ворота
Сионские ворота (евр. <Sha>ar Zi’on; араб. Bab Sahyun, Bab an- Nabi Dawud - «ворота пророка Давида», Bab Harat al-Yahud - «во­рота еврейского квартала», англ. Zion Gate) расположены на юго- западной стороне крепостной сте­ны Старого города и соединяют Армянский и Еврейский кварталы с горой Сион. Снаружи проём ворот с простыми каменными капителями и притолокой обрамляет стрельча­тая арка. По обеим сторонам ворот низко в стене расположены узкие просветы-бойницы, украшенные каменной стрелкой и такой же ка­менной розеткой в форме цветка. Своеобразная форма прохода че­рез ворота в виде ломаной линии, напоминающей русскую букву Г, устроена, предположительно, для затруднения продвижения осажда­ющих. Особенностью этих ворот является поворот не налево, как в Яффских и Дамасских воротах, а направо, что вынуждало атаку­ющих сражаться левой рукой. У ворот имеется подъем на стену, по которой проходит пешеходный маршрут почти по всему периме­тру крепостных стен Старого го­рода.
Современные Сионские ворота были построены турецким султа­ном Сулейманом Великолепным в 1540-1541 гг., о чем повествует вы­гравированная на каменной пли­те надпись на арабском языке над входом. Во время строительства османами стены вокруг Старого города по неизвестной причине Сионская гора была разделена сте­ной пополам, и ее великие почи­таемые христианами святыни ока­зались вытесненными за пределы Иерусалима. Жители Иерусалима часто называют эти ворота «ране­ными» из-за огромного количества вмятин - следов пуль и осколков на их фасаде. В 1948-49 гг. во время арабо-израильской войны в районе Сионских ворот велись жестокие бои. С 1947 по 1967 г. Сионские ворота были закрыты. Перед ними проходила линия разделения меж­ду государством Израиль, владев­шим вершиной Сионской горы с ее святынями, и Иорданией, в ве­дении которой находился Старый город. Шестидневная война 1967 г. завершилась их открытием и реставрацией.
 

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме