Святыни Израиля - Гефсимания

Раздел не найден.

Гефсимания (евр. Gat Shmanim, арам. Gad-Smane - маслодавильня, буквально, мас­личный пресс) - местность, расположенная у под­ножия западного склона Елеонской горы, в Кедронской, или, по-другому, в Иосафатовой долине, на восток от Старого города Иерусалима. В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад (Ин. 18:1-3) с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города.
Этот оливковый сад был свидетелем молитвы до кровавого пота Господа нашего Иисуса Христа, когда Спаситель просил Отца удалить от Него горькую чашу страданий, а также свидетелем Его таинственных душевных борений, предательства Иуды и взятия Спасителя под стражу.
В самом названии этого места - пресс для выжимки масла - заложен глубокий духовный смысл. Как раздавливается маслина, чтобы вытекло масло, так в минуты Гефсиманских борений страшному давлению подверглась человеческая природа Христа, а пот Его был как капли крови...
В непосредственной близости от этой масличной рощи проходила дорога в Вифанию и Иерихон, по которой часто, покидая Иерусалим, проходил Спаситель с учениками. Она пересекалась здесь с дорогой, ведущей с вершины Масличной горы в город и ветхозаветный Храм, по которой Господь совершил Свой славный Вход в Иерусалим (Мф.21:1 -9). В настоящее время в Гефсимании находятся несколько святых мест: церковь Успения с гробницей Пресвятой Богородицы, францисканский храм Моления о Чаше, Гефсиманский монастырь во имя равноапостольной Марии Магдалины (РПЦЗ) и греческий храм в честь св. архидиакона Стефана.
Гробница Божией Матери
У подножия западного склона Елеонской горы, в Гефсиманском саду, на самом дне Кедронской долины, находится одна из главных святынь христианской мира - подземная церковь гробницы Пресвятой Богородицы. Широкая каменная лестница в 44 ступени, начинающаяся у самого входа, ведет в святилище гроба Пречистой Девы. В личности Богоматери была явлена вершина ветхозаветной святости, но Она также превзошла и все вершины святости новозаветной. Духовная сила и всемирная слава Богородицы открылись во всей полноте после Ее Успения. Об этом Она предрекла во время встречи с праведной Елисаветой: «Отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1:48).
Учение о Богоматери стало не­отъемлемой частью христологического учения ранней Церкви. Об этом свидетельствуют: священно­мученик Дионисий Ареопагит (t 96 г.); муж апостольский и священ­номученик древней Церкви Игна­тий Богоносцец (ок. 68-107 гг.); раннехристианский мученик и апо­логет Иустин Философ (ок. 100- 165 гг.); еп. Мелитон Сардийский (f 190 гг.); св. Ириней Лионский (ок. 130-202 гг.) и другие церков­ные писатели П-Ш вв. Почитание Богородицы первыми христианами подтверждается также наличием Её изображения во II в. в римских катакомбах Присциллы, где хри­стиане совершали богослужения, скрываясь от преследований.
В Евангелии от Иоанна сооб­щается, что распинаемый на Кре­сте Голгофы Христос усыновил Ее возлюбленному Своему учени­ку - апостолу Иоанну Богослову - словами: «Жено, се сын Твой». А ему сказал: «Се Мати твоя» (Ин. 19:26-27), - вручая, таким об­разом, Пресвятую Богородицу его попечению. Из Деяний Апостоль­ских известно, что Пресвятая Дева пребывала со всеми Апостолами в молитве (Деян. 1:14) и в день Пя­тидесятницы, как и они, получила дар Святого Духа в образе огнен­ных языков (Деян.2:1-14).
В Священном Писании Ново­го Завета ничего не сообщается о времени и обстоятельствах кон­чины и погребения Богородицы. Источником сведений о Ней явля­ются раннехристианские апокри­фы, которые вошли в Предание Церкви. Православная Церковь, не признавая апокрифы как источник вероучения, признает, однако, до­стоверность многих сообщаемых в них сведений.
Согласно преданию Церкви, Пречистая Дева Мария была сви­детельницей мученической кон­чины архидиакона Стефана, а во время преследований христиан, начавшихся при Ироде Агриппе I, переселилась с апостолом Ио­анном Богословом в Эфес. По до­роге Она посетила воскрешенного Господом Лазаря, который стал епископом на острове Кипр, и гору Афон. Позже Пречистая Дева вер­нулась в Иерусалим, где посещала места, освященные пребыванием и страданиями Ее Божественного Сына. О времени Ее земной кон­чины сообщил Деве Марии Архан­гел Гавриил, вручая Ей пальмовую ветку из рая в качестве предзнаме­нования.
Ко времени Ее Успения в Иеру­салим из дальних стран чудесным образом собрались все Апостолы, кроме опоздавшего Фомы. Св. Ио­анн Дамаскин писал, что они сле­телись, подобно облакам и орлам, чтобы присутствовать при Ее по­гребении. В час Успения Ее одр осиял необыкновенный свет, и Сам Царь славы Христос, явившись с сонмом ангелов, принял сияющую чистотой душу Своей Матери.
Божия Матерь закончила зем­ную жизнь, подчиняясь закону естества как дочь праотца Адама. Апостолы торжественно погребли тело Пречистой в гробнице-пеще­ре в Гефсиманском саду, рядом с местом захоронения Ее праведных родителей, Иоакима и Анны, и Ио­сифа Обручника. Ради скорбящего апостола Фомы, который явился в Иерусалим на третий день, Апо­столы отвалили камень от могиль­ной пещеры, но не обнаружили внутри тела Богородицы. В пеще­ре лежали только Ее погребальные пелены, от которых исходило див­ное благоухание. Этот факт привел Апостолов и всех христиан к убеж­дению, что Ее преображенное тело взято на Небо, согласно пророче­скому изречению царственного псалмопевца Давида: «Воскресни, Господи, в покой Твой, Ты и Ки­вот Святыни Твоея» (Пс.131:8). Кивот, т.е.(Ковчег Завета, по тол­кованию святых Отцов, является ветхозаветным прообразом Божи­ей Матери.
«О дивное чудо! Источник жиз­ни во гроб полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися, Гефсимание, Богородичен святый доме!..» — стихира на праздник Успения.
Временем Успения Богоматери большинство древних церковных историков считают конец сороко­вых годов после Рождества Хри­стова. Традиция, определяющая Ие­русалим как место погребения Бо­городицы, известна с I века. Этот необычный — пустой гроб о был почитаем первыми Иерусалимски­ми христианами. Археологические раскопки, проведенные в 1972 г. под руководством отца Беллармино Багатти, показали, что гробница Богоматери принадлежала к мо­гильному комплексу I в. после Р.Х. и состояла из трех пещер.
О погребении Пресвятой Богородицы в пещере Гефсимании сообщается в раннехристианском сирийском апокрифе «Об Успении Марии», (Transitus Mariae) возникшем около П-Ш века. О гробе Богородицы в Гефсимании сообщалось в письме псевдо- Дионисия Ареопагита епископу Титу (363 г.). В сочинении «De transitu ВМ Virginis» (III-IV вв.) говорится, что Пресвятая Дева провела остаток своих дней в Иерусалиме. В армянском Иерусалимском Лекционарии («Breviarius de Hierusalem») около 431 г. есть упоминание о долине, где находится «Базилика Святой Марии, которая содержит Ее гроб». В начале V века паломник из Армении сообщил, что посетил «гробницу Богородицы в долине Иосафата».
В 431 г. св. епископ Ювеналий ставший позже Патриархом Иеру­салимским на основании древних преданий доказывал византийско­му императору Маркиану, что гроб Божией Матери находится в Иерусалиме.
Предполагается, что верхний храм над гробницей Божией Мате­ри был возведен здесь лишь после Халкидонского Собора, при Иеру­салимском патриархе Ювеналии (451-458 гг.), а первоначальное святилище стало его криптой, о чем свидетельствует палестинско- грузинский календарь, найденный на горе Синай. О храме Пресвятой Богородицы в долине Иосафата упоминает паломник Феодосий около 530 г. а, а позже, около 570 г., неизвестный по имени пили­грим из Пьяченцы.
В этом храме, устроенном над гробницей Богородицы около 530 г. благочестивому юноше Досифею, ученику преп. аввы Дорофея, во время его паломничества в Иерусалим, перед изображением Страшного Суда явилась Матерь Божия в образе великолепной Жены, облаченной в багряницу. Она «стояла подле него и объясняла ему муку каждого из осуждённых и давала при том некоторые другие наставления от Себя. Юноша, слыша сие, изумлялся и дивился, ибо... он никогда не слыхал ни слова Божия, ни того, что есть Суд. Итак он сказал Ей: «Госпожа! Что должно делать, чтобы избавиться от сих мук?» Она отвечала ему: «Постись, не ешь мясо и молись часто, и избавишься от мук». Давши ему сии три заповеди, багряноносная Жена стала невидима и более не являлась ему». После этого Досифей стал вести аскетический образ жизни и, оставив мирскую жизнь, поступил в монастырь аввы Серида около Газы. Эта церковь, как и другие храмы Святой Земли, была разрушена персами в 614 г., однако сама гробница и, отчасти, нижняя церковь не пострадали. Позже церковь была восстановлена, а халиф Омар, завоевавший Иерусалим в 638 г., не причинил святыне никакого вреда. А о его благородстве и мудрости свидетельствовал египетский писатель Шаме ад-Дин ас-Суюти: «Когда он вошел к ним, на нем были две длинные рубахи. Он помолился при церкви Марии, затем плюнул на одну из своих рубах. Тогда ему сказали: плюнь на церковь, ведь это место, где Богу придают товарищей! Он ответил: хотя здесь и придают Богу товарищей, но здесь упоминают Его имя».
Посетивший храм в 670 г. паломник Аркульф описал его как двухэтажную ротонду, в верхней части которой находилось четыре алтаря, а в нижней — один алтарь и вырубленная в скале пустая гробница Богородицы.
Храм был разрушен халифом аль-Хакимом Безумным в 1009 г. Крестоносцы в начале XII в. застали здесь одни лишь руины, но гробница Божией Матери оставалась сохранной. Эту уцелевшую гробницу посетил русский игумен Даниил (1106- 1108 гг.), оставив запись: «... была высечена в камне небольшая пещерка с маленькими дверьми... а в глубине той пещеры, напротив дверец, как бы скамья высечена в том же пещерном камне, — на той скамье и было поло ено тело Пречистой Владычицы нашей Богородицы... По высоте пещерка та повыше человеческого роста, а в ширину 4 локтя так и так; снаружи она, как терем, красиво отделана мраморными плитами. А сверху над гробом Святой Богородицы была выстроена очень большая клетская церковь во имя Святой Богородицы Успения; ныне же разорено погаными то место. Расположен гроб Святой Богородицы внизу под великим алтарем этой церкви».
В 1112-1130 гг. бенедиктинцы возвели над гробницей Богородицы новую церковь в виде двухэтажного здания и прилегающий к ней хорошо укрепленный женский монастырь. Верхняя церковь была отстроена в форме базилики с двумя башнями, украшавшими фасад. Греческий паломник Иоанн Фока в 1185 г. оставил его описание: «Храм этот весь сводчатый, просторный, цилиндрический, и посреди его наподобие амвона стоит гроб Ее, изсеченный из камня в четыре каморной форме. Ив восточной его стороне из того же камня изваянный, как бы ложе и обложенный белым мрамором одр, на нем положено было пречистое тело Пресвятой Богородицы, принесенное святыми апостолами с Сиона».
В1187 г. церковь была разрушена войсками Саладина (Салах-ад- Дина), но гробница Божией Матери уцелела, поскольку мусульмане почитают Деву Мариям как мать пророка Исы (Иисуса), о Ней упоминается в Коране. Камни из церкви были употреблены, однако на строительство городских стен. Мусульманский писатель XV в. Муджир ад-Дин записал предание, что пророк Мухаммед видел свет над гробницей Девы Мариям во время ночного путешествия в Иерусалим.
До XIII в. здесь разрешалось проводить богослужения сирий­ским христианам, а в XIV в. греки, латиняне, грузины, эфиопы и яко- виты имели свои алтари. Франци­сканцы приобрели свою часть в 1392 г., но в 1757 г. утратили кон­троль над нею в пользу Греческой и Армянской Церкви. В наше вре­мя только с разрешения православ­ных и армянских церковных вла­стей могут служить копты и сирий­цы. Католики сохранили право три раза в году собираться здесь для краткой общественной молитвы, в том числе 15 августа.
Описание храма
Фасад церкви с большим пор­талом, выполненным в романском стиле, является одним из лучших образцов архитектурного мастер­ства времен крестоносцев. Мону­ментальная каменная лестница, со­стоящая из 48-ми ступеней, ведет в подземный крестообразный храм византийского периода. По сто­ронам кое-где сохранились следы размытых фресок, о красоте кото­рых с восторгом сообщали древние паломники.
На уровне 20-й ступени лестницы, справа в нише, находятся престолы, посвященные праведным Иоакиму и Анне, и их гробницы, принадлежащие православной Иерусалимской Патриархии. Из церковного предания известно, что св. праведная Анна скончалась в Иерусалиме в возрасте 82-х лет, а св. праведный Иоаким - 80-ти лет от роду (Епифаний Монах (1-я пол. IX в).
Во времена крестоносцев в гробнице хоронили жен и родственниц иерусалимских королей. Здесь в 1161 г. была похоронена королева Мелисенда, супруга иерусалимского короля Фулька Анжуйского (1131-1143 гг.). Слева, несколько ниже, в аналогичной нише находится гробница праведного Иосифа Обручника, а также посвященный ему престол, который с 1814 г. принадлежит армянской церкви. подвешенных над потолком серебряных и золотых масляных лампад, которые мерцают в полумраке храма, как звезды на небе.
В центре храма находится вы­сеченная из красного мрамора кувуклия (греч. «со­кровищница, опочивальня», лат. cubiculum) с вырубленной в скале в виде погребальной скамьи гробни­цей, куда было положено пресвя­тое тело Богородицы. Эта пещера- камера с погребальной «лавицей» с древних времен почитается местом погребения Приснодевы Марии. Передняя стена выступа-«лавицы» покрыта мраморной плитой-трансенной с тремя отверстиями. Через стекло можно рассмотреть сплош­ную пещерную плиту — погребаль­ное ложе Пресвятой Владычицы с тремя характерными чашеобразны­ми углублениями на поверхности ложа, которые, согласно мнению исследователей, свидетельствуют о совершавшихся здесь Божествен­ных литургиях раннехристианско­го типа. Другие углубления в плите погребального ложа - следы из­влечение отсюда фрагментов кам­ней-реликвий, которые увозились в другие страны.
Ниши, высеченные непосред­ственно в скале над погребальным ложем, предположительно, слу­жили местом хранения реликварных предметов, связанных с по­читанием Богородицы, возможно, фрагментов Ее одеяния или пояса. В центре куполообразного сво­да крипты - «окулус» (лат. Oculus «глаз») - округлое световое отвер­стие, характерное для ранних хри­стианских храмов в римских ката­комбах. Над гробницей, которую освещают 24 серебряных подсвеч­ника и несколько лампад, устроен престол, на котором ежедневно ранним утром совершаются две Божественные литургии. Первыми служат православные, а после них армяне.
В кувуклии имеется два входа: северный и западный. Портал выхода некогда окаймляли колонны и мраморные плиты, украшенные рельефной резьбой с орнаментами. Согласно древней благочестивой традиции, паломники входят для поклонения через западный вход, а выходят через северный - спиной вперед, оставаясь лицом обращены к святыне.
Снаружи кувуклии, слева от входа в нее, пристроен престол, который принадлежит Армянской Апостольской Церкви.
13 декабря 1999 г., после сильных дождей, храм полностью затопило, после чего в течение двух дней откачивали воду насосами. Всему сооружению был причинен значительный ущерб. После окончания восстановительных работ, в январе 2000 г., на глазах у многочисленных паломников из скалы гробницы, с двух сторон над престолом, тонкой струйкой потекло благоухающее миро коричневого цвета. Весь храм мгновенно наполнился необыкновенным ароматом, после чего исчез долго стоявший в храме неприятный запах.
С южной стороны кувуклии на­ходится специальная молитвен­ная ниша, где раньше стоял «мих- раб», указывающий направление к Мекке. Наличие ниши служит свидетельством почитания Девы Марьям мусульманами как Матери пророка Исы (Иисуса). Иисус Христос в Коране именуется также «аль-Масих» (что от араб. зна­чит – Мессия) С северной стороны кувуклии находится престол Сиро-Яковитской Церкви. Здесь, в глу­бине скалы, сохранились остатки захоронений времени I века после Р.Х., по преданию принадлежащие предкам Богоматери.
Внизу, справа от каменной лестницы, находится престол в честь св. первомученика и архидиакона Стефана, а в северной части храма - престол в честь святителя Николая, принадлежащие Иерусалимской Православной Церкви.
Непосредственно за кувуклией Пресвятой Богородицы, в большом киоте из розового мрамора, подаренном в 1906 г. жителями острова Крита, находится чудотворная копия Иерусалимской иконы Божией Матери размером около 120x100 см в серебряном с позолотой окладе. На окладе внизу сохранилась надпись на русском языке: «Серебра 22 фунта и 12 унций. С левой стороны имеется клеймо мастера изготовителя: «Борисов, 1880», что свидетельствует об изготовлении оклада в знаменитой московской мастерской Я. Борисова.
Эта икона отмечена многими чудесами, и считается, что она особенно помогает во время стихийных бедствий. Молитва перед ней избавляет от пожаров, засухи, землетрясений и наводнений. Примечательно, что канонизированный в 2015 г. святой старец Паисий Святогорец, которому Пресвятая Богородица при его жизни являлась несколько раз, говорил своим близким ученикам, что лик Божией Матери, изображенный на этой иконе, весьма похож на Ее подлинный земной образ.
В 1957 г., когда гробницу затопило во время сильных наводнений, греческие монахи, войдя внутрь, увидели ее стоящей на воде, на уровне сводов потолка храма, напротив единственного расположенного за мраморным киотом окна в стене подземного храма. Во время празднование юбилея 2000-летия Рождества Христова икона была вывезена из Иерусалима для всенародного поклонения и посетила три страны: Грецию, Болгарию и Сербию. В Афинах чудотворной Иерусалимской иконе пришло поклониться более двухсот тысяч человек. Нечто похожее
повторилось и в Болгарии. В Сербии перед этой иконой была совершена канонизация новомучеников Сербской Православной Церкви, пострадавших во время Второй мировой войны от хорватских усташей.
Иерусалимская икона Божией Матери, по преданию, была написана в Иерусалиме святым апостолом и евангелистом Лукой и, совершив долгий путь через Константинополь, Херсонес и Киев, попалав Россию. Окруженная всеобщим почитанием, она долгое время пребывала в московском Успенском соборе Кремля. Существует версия, что в 1812 г. она вместе с драгоценным окладом была похищена французскими солдатами из Москвы и увезена в Париж.
Настоящая копия Иерусалим­ской иконы Божией Матери, хра­нившаяся в гробнице Богородицы в Гефсимании, является одной из самых почитаемых христианских святынь Иерусалима. В Греции и греческой среде монашествующих Святой Земли, а также среди пра­вославных арабов, распространено мнение, что икона была написана в XIX веке русской монахиней иконописицей Татьяной (Красовской), однако лик Богородицы на иконе считается нерукотворным.
Согласно этой версии, перед написанием иконы монахиня Татьяна долго и горячо молилась Божией Матери, после чего ей во сне явилась благолепного вида монахиня и повелела написать ее икону. Матушка Татьяна решительно ответила, что она является не художницей, а иконописцем, поэтому не пишет обычных людей, а только лики святых угодников Божиих. В ответ она еще раз услышала повеление явившейся написать с Нее икону.
Проснувшись утром, матушка Татьяна поняла, что в образе мо­нахини ей Свой земной лик явила Сама Пресвятая Богородица. Ис­кусная иконописица с трепетом и молитвой приступила к написанию иконы. Согласно древнему канону иконописания, она стала первона­чально изображать на иконе фон, детали одеяний Богородицы и Богомладенца. Однажды утром, когда она подошла к иконе с намерением начать изображение священного лика Богородицы, поскольку лик на иконах традиционно пишется в самом конце, к величайшему свое­му удивлению она увидела лик на иконе уже чудесно изображенным.
В русской среде монашеству­ющих твердо хранится предание, что этот образ, действительно, был написан русской монахиней-иконописицей, однако ее имя Сергия. Иерусалимская икона Божией Ма­тери была сильно повреждена во время затопления дождем пещер­ного храма-усыпальницы Божией Матери в 1955 г. В Иерусалиме все знают, что монахиня Сергия реставрировала эту икону после сильных дождей, затопивших гроб­ницу. Очевидно, ей тогда и явила в видении Свой земной лик Пресвя­тая Богородица...
Монахиня Сергия, в миру Ирина Трофимова, была духовной дочерью игумена Серафима (Кузнецова), который привез из Алапаевска через Китай св. мощи преподобномучениц великой княгини Елисаветы Федоровны и её келейницы инокини Варвары (Яковлевой). Она вместе со своей сестрой Анастасией долгие годы проживала под руководством игумена Серафима в греческом монастыре в Малой Галилее на Елеонской горе. Последние годы жизни вместе со своей младшей сестрой она провела в Горненском монастыре, где мирно почила в 1968 г. В середине 1950-х годов монахиня Сергия считалась одной из лучших иконописцев в Святой Земле. В русских и греческих храмах Святой Земли сохранилось много икон ее письма.
На стенах подземного храма гробницы Пресвятой Богороди­цы находится много других икон, написанных монахиней Сергией (Трофимовой): икона свт. Николая Чудотворца, с подписью монахини Сергии и упоминанием, что икона была написана после «страшного наводнения в 1955 году»; молель­ный чин Деисус и икона святого первомученика архидиакона Сте­фана, «Последнего Благовещения» в Малой Галилее. На иконе святи­теля Николая сохранилась надпись, объясняющая обстоятельства ее написания: «Писала после страш­ного наводнения м. Сергия. 1956 год». Монахиня Сергия принимала также активное участие в рестав­рации многих икон в усыпальнице Богоматери после обильных дож­дей в 1955 г.
В северной части храма находится армянский престол Святых Апостолов Христа - Варфоломея и Фаддея, принесших свет веры Христовой в Армению. В западной части храма расположен предел Коптской церкви.
Каждый год, согласно Уставу, за три дня до праздника Успения православным духовенством Иеру­салима торжественно переносится сюда из Гефсиманского подворья напротив Гроба Господня, называ­емого Малой Гефсиманией, пла­щаница Божией Матери. Крестный ход совершается в воспоминание о перенесении святыми Апостолами с горы Сион в Гефсиманию тела усопшей Пресвятой Богородицы.
Вход в Гробницу с северной стороны Торжественное шествие начинает­ся на рассвете, православные жите­ли Иерусалима и многочисленные паломники идут с зажженными свечами и молитвенными песно­пениями. Перенесение плащаницы Богоматери совершается в сопро­вождении иерусалимского духо­венства, великого множества мо­нашествующих и паломников. Так же торжественно в день отдания праздника Успения 23 августа/5 сентября эта плащаница перено­сится обратно в Гефсиманское под­ворье. Двухсторонняя плащаница в драгоценном серебряном окладе была пожертвована графиней А.А. Орловой-Чесменской.
Непосредственно рядом с лестницей, ведущей вниз к храму Успения Богородицы, находится маленькая греческая церковь со звонницей, на которой развиваются два флага: Греческого государства и Святогробского Братства. Эти флаги являются непременным атрибутом всех храмов и монастырей православного Иерусалимского Патриархата на Святой Земле. Вход в эту церковь и здания греческого монастыря ведет с небольшой площади, расположенной на уровне улицы.
Справа от входа в гробницу Бо­жией Матери находится принад­лежащая францисканцам Пещера учеников, где, по преданию, спали Апостолы во время Гефсиманской молитвы Спасителя. Эта скальная пещера, согласно археологическим исследованиям, служила помеще­нием для отжима маслин. В пер­вые века христианства здесь был устроен храм, что подтверждается сохранившимися граффити.
Гефсиманский сад
Гефсиманский сад - это место духовных борений и последней напряженной молитвы Господа нашего Иисуса Христа в ночь перед Его взятием под стражу и распятием. Определение места Гефсиманского сада основано на свидетельствах Евангелия и комментариях древних авторов. В евангельское время это был выделенный участок, частное владение (Мф.26:30; Мк. 14:32), которое возможно, принадлежало одному из учеников Спасителя. Евангелист Иоанн Богослов говорит, что сад находился по другую сторону потока Кедрон (Ин. 18:1). Это место было известно также Иуде предателю (Ин. 18:2).
В настоящее время сохранилась небольшая часть евангельского Гефсиманского сада, где среди ухоженных клумб произрастает восемь вековых олив. Из старых, корявых, на первый взгляд кажущихся мертвыми пней вырастают молодые побеги, которые поздней весной цветут и даже приносят плоды. Участок земли на этом почитаемом всеми христианами месте приобрел и обнес каменной оградой орден францисканцев в 1666 г.
Возраст почтенных древних олив в Гефсиманском саду долгое время был предметом споров между ботаниками и историками. Еврейский историк Иосиф Флавий, описывая осаду Иерусалима в 70-м г. после Р.Х., говорит, что воины римского императора Тита срубили все деревья, растущие в окрестностях Иерусалима на нужды армии. Однако если даже все без исключения маслины были тогда вырублены, это не исключает сохранения олив того времени, потому что оливковое дерево обладает удивительным свойством отрастать от своих сохранившихся в земле корней.
В 2012 г. крупнейшим государ­ственным Национальным Иссле­довательским Советом (Consiglio Nazionale delle Ricerche) и Инсти­тутом лесоматериалов («Timber Institute») в Италии, при сотрудни­честве пяти итальянских универ­ситетов были проведены анализы трех выбранных деревьев из Геф­симанского сада. Анализы, прове­денные дендрохронологическими и радиоуглеродными методами показали, что оливы были посаже­ны примерно в 1092, 1166 и 1198 гг. Проф. Антонио Цимато (A. Cimato) заявил, что в научной литературе не существует примеров более ста­рых растущих образцов: «Маслины в Гефсиманском саду являются са­мыми древними в мире». Генети­ческий код древних деревьев ука­зывает, что все они происходят от одного «родителя». Анализ некото­рых областей ДНК имеет сходные элементы. Исследования также по­казали, что, несмотря на свои нео­бычный возраст, деревья находятся в хорошем состоянии, защищены от местного загрязнения и не су­ществует угрозы для их долговеч­ности.
Ученые не исключают, что их корни, возможно, сохранились со времен Иисуса Христа. Таким об­разом, с большой долей вероятно­сти можно предположить, что эти деревья являются подлинными от­ростками оливковой рощи времени Нового Завета и были свидетеля­ми великих слов Христа: «Отче!., не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк.22:42).
Евангельские события
После прощальной пасхальной трапезы, называемой Тайной Вечерей, и Первосвященнической молитвы (Ин. 17) по пути, Господь с учениками перешел поток Кедрон и пришел в Гефсиманский сад. Здесь ученики расположились на ночлег, а Христос, взяв с Собой трех - Петра, Иакова и Иоанна, - удалился вглубь сада на расстояние брошенного камня (Лк.22:41). Богочеловек Иисус Христос, страждущий Мессия, пришедший в мир для спасения мира и, как Всеведущий Бог уже видевший Себя на Кресте, молился в Гефсиманском саду. Большинство великих праведников Ветхого Завета прошли через горнило испытаний. Общую судьбу всех страждущих на земле разделил и Сам Богочеловек, давая Своим примером силу терпения и мужества Своим последователям.
Наступили минуты духовных борений и душевной муки, кото­рые вызвали из уст Спасителя по­трясающий вопль: «Душа Моя скорбит смертельно, - сказал Он ближайшим Своим ученикам - по­будьте здесь и бодрствуйте со Мною» (Мф.26:38). Но ученики вскоре уснули. Естественная при­роде человеческой боязнь перед насильственной смертью объясня­ется тем, что Богочеловек Иисус Христос принял от Приснодевы Марии истинную человеческую природу, которой смерть является противоестественным состоянием.
«Смерть вошла в человеческий род не по природе», - говорит блаж. Феофилакт Болгарский. Она является следствием греха (Римл.5:12-15), поэтому безгрешная человеческая природа Христа страшилась смерти. Это борение (греч. - «борьба») означало духовную борьбу между двумя природами Христа - человеческой и Божественной - и служило доказательством полной нравственной свободы, с которой Агнец Божий, предназначенный на заклание еще до создания мира, из любви отдает жизнь Свою за его спасение.
Отойдя немного от уснувших апостолов, Он «пал на Лице Свое», преклонив колена, молился: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия. Впрочем, не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39). Страшной и горькой была эта чаша страданий, таинственных и непостижимых для нас! Под их ужасающей тяжестью изнемогала Его человеческая природа, но Он испил эту чашу до дна, предав Себя добровольно вместе с бременем грехов человеческих на позорную смерть на Кресте Голгофы. Восприятие Спасителем общечеловеческого страха перед смертью и преодоление Им этого страха стало школой христианской молитвы.
Молитва Спасителя была столь напряженной, что пот Его был «как капли крови, падающие на землю» (Лк.22:44). Текст Гефсиманской молитвы Христа по содержанию близок тексту из 6-го псалма: «Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь: изцели мя, Господи, яко смятошася кости моя, и душа моя смятеся зело» (Пс.6:3-4).
Трижды становился Господь на молитву и трижды, вернувшись, заставал учеников спящими. После этого Спаситель всецело предал Себя в руки Бога Отца, и был Ему послан Ангел Божий, который укреплял Его (Лк.22:43). Ту мировую гармонию, которую нарушил Адам в раю своим непослушанием Богу, Христос - Второй Адам - в страшном борении Своего духа восстановил полным послушанием воле Небесного Отца.
Минуты священной тишины нарушило зловещее свечение факелов, и послышались шаги приспешников Синедриона. Потом последовал предательский поцелуй Иуды, а воины и храмовые стражи отступили назад и упали на землю, услышав слова Христа: «Это Я» (Ин. 18:5), что означало «от начала Сущий» (согласно Ин.8:24-25). На этом месте, которое стало началом Страстей Господних, Спаситель явил Свою Божественную силу и добровольно, исполняя волю Отца, последовал на крестные муки. Отсюда связанного Спасителя, в сопровождении римских воинов, тысяченачальника и храмовых стражей (Ин. 18:12), повели на допросы к первосвященникам, и только два Апостола - Иоанн и Петр - следовали за Ним. Остальные ученики в страхе разбежались, о чем предсказал им заранее Христос: «Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь, ибо написано: Поражу Пастыря, и рассеются овцы» (Мф.26:31; 3ах.13:7).
Примечательно, что само место предательства Спасителя Иудой, которому Христос вверил заботу о материальном состоянии Его малой общины, сохраняет память о другом бывшем здесь предательстве. В Гефсимании царю Давиду, когда он шел босым через поток Кедрон и с плачем поднимался на Елеонскую гору после известия о заговоре Авессалома сообщили, что он предан своим другом и советником: «И Ахитофел в числе заговорщиков с Авессаломом» (2Цар. 15:23;    30-31). Ахитофел, разуверившись в победе мятежника Авессалома, возвратился домой и покончил жизнь самоубийством (2Цар. 16:15-23; 2Цар. 17:14.23). Ахитофел, предавший царя Давида его врагам, своей жизнью и смертью стал прообразом Иуды Искариота. От Гефсимании, согласно древней иерусалимской и византийской традициям, начались Страдания и Крестный путь Иисуса Христа на Голгофу.
История места
Само место расположения Геф­симанского сада было известно во времена Оригена (ок. 185-254 гг.), который в своем комментарии на Евангелие от Матфея подчеркивал значение географических названий для определения места Гефсиман­ской молитвы Христа. Ориген пи­шет: «Учитывая знание еврейских терминов, название Гефсимания помогает нам понять ее располо­жение. Не без основания Матфей и Марк позаботились дать назва­ние этого места».
Память об этом месте сохраня­лась и через сто лет после Ориге­на. Евсевий Кесарийский в Онома- стиконе (ок. 333 г.) отмечает, что в Гефсимании христиане собирались для молитвы: «Гефсимания, ме­стечко, где Христос молился перед страданиями; лежит близ горы Масличной, где до сих пор верные тщатся сотворить молитву». Выражение «до сих пор» говорит о том, что традиция уходит корнями к апостольским временам.
В 333 г. неизвестный паломник из Бордо сообщил, что на этом месте находился «камень, где Иуда Искариот предал Иисуса».
В 390 г. блаженный Иероним Стридонский сообщил, что на месте Гефсиманской молитвы была построена церковь.
Около 410 г. галльская паломни­ца Эгерия с большими подробно­стями описала многолюдную про­цессию и службу, проходившую на Елеонской горе в ночь с четверга на пятницу Страстной седмицы, и упомянула о стоящей здесь «благо­лепной церкви» (ecclesia elegans): «Когда запел петух, все покину­ли Имвомон (место Вознесения) и спустились с песнопениями ниже, к месту, где Господь молился... и епископ со всем народом вошел в прекрасную церковь, которая там построена, и сотворили приличе­ствующую месту и дню молитву с подобающим пением...». Затем все, даже малолетние дети, спу­скались с песнопениями в Гефси­манию, которая была освещена 200 подсвечниками, и где читалось Евангелие о взятии Христа под стражу...
Первая церковь в виде базилики была построена на этом месте во времена императора Феодосия I (379-395 гг.), что соответствует описаниям паломников. Однако существует мнение, относящее ее к временам императора Константина Великого, поскольку найденные здесь при раскопках капители колонн классического коринфского стиля подобны капителям колонн церквей Вифлеема и Вифании.
Гефсимания была изображена на известной мозаичной карте из Мадабы (Медевы, VI в.) в Иордании. Там на склоне Масличной горы видна белая надпись на черном фоне, указывающая место Гефсимании и церковь, окруженная стеной с левой стороны.
В Иерусалимском Бревиарии (Часослове) VI в. отмечается, что в этой церкви раньше происходили исцеления после омовений. Кирилл Скифопольский в Житии святого Саввы Освященного сообщил, что в 532 г. архидиакона церкви звали Ромул. От этого византийского храма, апсида которого врезана непосредственно в склон горы, частично сохранились напольные мозаики с геометрическим орнаментом.
Раскопки показали, что эта церковь было разрушена в результате пожара, вероятно, в 614 г. во время нашествия персов. Примечательно, что даже после разрушения церкви процессии паломников, спускаясь с Елеонской горы, продолжали останавливаться на этом месте, верующие молились, читали Евангелие и пели псалмы.
После разрушения церкви богослужения стали совершаться в расположенном рядом с гробницей Божией Матери гроте. По этой причине в позднейших описаниях паломников этому гроту стали присваивать само место Гефсиманской молитвы Христа.
История церкви остается неясной вплоть до времен Крестовых походов, хотя изредка о ней упоминают паломники. В середине XII в. здесь была построена новая церковь, о которой упоминают русский паломник игумен Даниил (1106-1107 гг.) и англосаксонец Зевульф (1102-1103 гг.).
В 1666 г. участок земли на тер­ритории Гефсиманского сада стал собственностью францисканцев, которые в 1848 г. обнесли его ка­менной оградой.
Археологические раскопки на этом месте были начаты францисканцами в 1891 г., но самые значительные проводились под руководством археолога Гаудентиуса Орфали в 1920 г.
Храм Моления о Чаше
Этот храм, принадлежащий ордену францисканцев, был построен в 1919-1924 гг. итальянским архитектором А. Барлуцци на фундаменте базилики IV в., что позволило сохранить открытыми почитаемый с древних времен «камень Моления о Чаше» и фрагменты византийского мозаичного пола. Храм Гефсиманской молитвы Спасителя называется также церковью Гефсиманского борения (Agony in the Garden) или «Церковью всех наций» (Church of All Nations), поскольку шестнадцать католических стран жертвовали средства на ее постройку. Их гербы представлены под двенадцатью куполами базилики.
В храме царит полумрак, по­скольку фиолетовые стекла витра­жей задерживают проникновение дневного света, что создает атмос­феру евангельской Гефсиманской ночи. Звезды на потолке, символи­зирующем ночное небо, окруже­ны оливковыми ветвями. Откры­тый алтарь выполнен в виде чаши — символа молитвы и Страданий Христовых. Перед ним, в центре храма, священный камень Гефси­манской молитвы Христа. Он окру­жен решеткой из кованого железа, сплетенной в форме тернового венца. На ее углах сидят два сере­бряных голубя с распростертыми крыльями, как будто запутавшиеся в терновнике. Они символизируют невинность и беспомощность Бо­жественного Страдальца, взявшего на Себя грех мира и претерпевшего всю боль и ужас смерти.
«Столб Иуды»
Напротив ворот, ведущих в рус­ский Гефсиманский монастырь, в небольшой нише установлен обломок колон­ны, называемый «столб Иуды» (лат. «Oscolo» — поцелуи). Этой колонной, взятой из византийской церкви Моления о чаше, традиционно обозначает­ся место предательского поцелуя Иуды. До Первой мировой войны здесь начинался коридор-отросток, через который можно было прой­ти к священному камню Моления о Чаше, являвшемуся тогда общим достоянием католиков и право­славных. После 1917 г. он стал соб­ственностью исключительно фран­цисканцев.

Похожие записи