Святыни Израиля - Назарет

Раздел не найден.

НАЗАРЕТ

Назарет (евр. Natzrat или Notzrat, араб. an-Nasira) - город Благовещения, но также город, в котором Христос провел детские и юные годы Своей жизни, живописно раскинулся на зеленых холмах Нижней Галилеи, в самом сердце Ездрелонской долины на высоте около 350 м над уровнем моря. Евангельский Назарет, также как и современный, был расположен в колене Завулона, в лощине между двумя горными хребтами.

С высоты его холмов открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель (она же Ездрелон) с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор. Сама его природа своей красо­той и гармонией олицетворяет веч­ный мир, как бы земной прообраз Царствия Небесного. Весной, по­сле зимних дождей, назаретские склоны покрываются зеленым ков­ром, превращаясь в цветущий сад с разнообразными цветами самых нежных оттенков: лилии, горные тюльпаны, анемоны. Мягкие из­вестняковые породы легко размываются, образуя пригодную для сельского хозяйства почву, а верхний слой грунтовых вод про­рывается в виде множества родни­ков, что крайне редко встречается на вершинах гор. Местоположение города уникально: он удален от мирской суеты, окружен со всех сторон холмами, которые внешне напоминают лепестки цветка, защищающие драгоценный плод, поэтому блаженный Иероним Стридонский (IV в.) называл Назарет «цветком Галилеи».

Неотъемлемой частью силуэта города уже давно наряду с церковными куполами стали минаре­ты мечетей. Население Назарета составляет около 60 тысяч арабов (христиане и мусульмане), проживающих в старом Нижнем городе. Арабы-христиане составляют при­мерно 40% жителей города и раз­делены между собой на различные вероисповедания, но православ­ные арабы являются по-прежнему большинством. Еврейское населе­ние (20 тыс. человек) появилось в городе с 1957 г. и размещается в Верхнем Назарете (евр. Нацрат- Иллит).

Назарет сегодня - это самый христианский город в современ­ном Израиле, в нем насчитывается около тридцати церквей и мона­стырей, множество христианских учреждений, представительств, благотворительных миссий, ду­ховных школ. Назарет до сих пор единственный город в Израиле, в котором воскресенье является выходным днем. Современный Назарет - это смесь различных этнических и религиозных групп. Бок обок живут здесь арабы-христиане и арабы-мусульмане, православные греки, мелхиты, католики и многие дру­гие. Город разделен на кварталы, которые можно распознать по куполам церквей и минаретам мече­тей: православный квартал, католический, мусульманский, а также много смешанных кварталов.

Назарет мало в чем изменился с течением веков, его извилистые немноголюдные узкие улочки, стоящие вплотную друг к другу, вымощенные булыжником старые переулки, монастыри и церк­ви, восточный облик и неспешная жизнь горожан, разнообразные глиняные изделия, продающиеся уличными торговцами, живо вы­зывают в памяти евангельский рассказ об Иосифе, который, по словам Ангела, «взял Младенца и Матерь его... и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречет­ся» (Мф.2:23).

Именование Господа Назореем являвшееся непрямой цитатой из Ветхого Завета, по произноше­нию и по смыслу ассоциируется и с еврейским словом «незер», или «нецер» - отрасль, побег, пото­мок. У толкователей оно обычно понимается как исполнение про­рочества Исаии, где говорится об Отроке («отпрыске» и «ростке» из сухой земли), Который был «пре­зрен и умален пред людьми», от Которого «отвращали лицо и ни во что ставили», Который «взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни», «был мучим за грехи наши», «истязуем был, но страдал добровольно», «Который за преступления народа Моего претерпел казнь», но «ранами Его, мы исцелились» (Ис.53:3-5). Слово «Назорей» было написано и на Его кресте: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин.19:19)Происхождение названия горо­да объяснялось по-разному. Слово Назарет переводилось, согласно одному из толкований, как «город Незера», т.е. город, из которого вы­йдет (явится) в мир Назорей, чело­век, посвятивший Свою жизнь слу­жению Богу и через назорейство выполняющий Свое Мессианское предназначение. Слово Назорей (евр. тд, назир — «посвящённый Богу») означает здесь «освящен­ный», так как «святым Израиля» называется Господь у многих про­роков (4Цар. 19:22; Ис.37:23).

Согласно другому толкованию, название города происходит от еврейского существительного «nеtser», означающего ветвь. Христианские экзегеты находили общее между еврейскими словами «нецер» и «цема», что тоже означает отрасль и употребляется у Исаии и других пророков: «В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля» (Ис.4:2; Иер.23:5; 33:15; Зах.З:8; 6:12).

«Netser» не является общепри­нятым еврейским словом для обозначения ветви, но оно понималось как мессианский титул, основан­ный на словах пророка Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11:1). Иессей - отец царя Давида, а слово «ветвь», звучащее на иврите как «нецер», может означать как «побег рас­тения» или «отросток», так и, в переносном смысле, - «по томок». Слово «незер» обозначало также и диадему, расположенную на го­ловном уборе, «кидаре» первосвященника.По названию города Иисус Христос был известен как пророк из Назарета. «Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф.21:11). Поскольку Христос долгое время жил в Назарете, Его называли также Назарянином (Мк.1:24; 14:67; 16:6), (Лук.4:34; 24:19). Неслучайно именно Назарет был выбран промыслом Божьим как начало истории спасения рода человеческого. Город под таким названием не упоминается в кни­гах Ветхого Завета, о нем ничего не говорится ни в Талмуде, ни у греческих или римских авторов. Не упоминает о нем также Иосиф Флавий, хотя в своем описании Галилеи приводит 204 названия городов и населенных пунктов. Город как будто забыт всеми. На историческую сцену выходит он только через страницы Евангелия. Из Назарета не происходил ни один царь или пророк, поэтому Нафанаил, как истинный израиль­тянин, спрашивает: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46). Но и дурной славы у го­рода тоже не было.

Не учёному Иерусалиму, а скромному, убогому Назарету суждено было первому услышать и принять спасительную весть о Благовещении. Промыслом Своим Господь избрал этот город, чтобы в нем хранилась великая мессиан­ская тайна, сокрытая от глаз все­го мира. Среди простых жителей Назарета легче было оставаться неузнанным, чем живя в Иерусалиме, где была сконцентрирована вся иудейская мудрость, где проживали, в большинстве своем, над­менные ученостью и лицемерным благочестием книжники, фарисеи и саддукеи, образованные рацио­налисты своего времени. Это они захватили ключ разумения Закона и в обольщении своего гордого разума мечтали встретить ожидае­мого Мессию и по праву потомков Авраама занять первые места в Его Царстве.

В Назарете Христос возрастал под сенью ветхозаветного Закона и в полном повиновении у сми­ренных родителей. В этом горо­де Он прожил почти тридцать лет Своей земной жизни, т.е. до са­мого Его вступления в открытое мессианское служение, а город, забытый всеми, стал знаменитым. Из малого, неизвестного селения он превратился в город со всемир­ной славой, в котором была явле­на великая тайна Благовещения (Лук. 1:26). Он славен тем, что в нем Сам Спаситель мира «возрас­тал и укреплялся духом, в любви у Бога и человеков» и сокрытый от глаз всего мира, готовился к пропо­веди Евангелия. Как же точно сбы­лись слова пророка Исаии об этом городе: «Прежнее время умали­ло землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую» (Ис.8:22-9:1). Город Назарет был расположен в уделе колена Завулона.

Проведенные в 50-х годах ита­льянским археологом Б. Багатти раскопки доказали, что в евангель­скую эпоху Назарет уже существо­вал и был небольшим посёлком. Мимо него проходил оживлен­ный торговый путь из Ассирии и Дамаска, через всю Палестину, в Египет, так называемый «Via Maris» (Морская дорога). Это был главный и жизненно важный кара­ванный путь стран «Плодородного полумесяца». Караваны с шелком и пряностями шли с Востока, а на­встречу им двигались караваны, нагруженные хлебом и рыбой, что, несомненно, налагало свой отпеча­ток на городскую жизнь. Жители Назарета занимались, в основном, сельским хозяйством, но в городе проживали также мелкие ремес­ленники и торговцы. Мессианские идеи, видимо, мало волновали его жителей, поэтому и проповедь Самого Спасителя не нашла откли­ка в их душах.

Возникновение первых по­селений на месте современного Назарета датируется II тысячеле­тием до Р.Х. Во время раскопок были найдены дома, силосы для хранения зерна, достигающие ино­гда высоты двух метров, цистер­ны для воды, оливковые и вино­градные прессы и другие предме­ты, употребляемые в быту. Самое раннее письменное упоминание о Назарете содержится в найденном в древней синагоге Кесарии списке священнических династий Галилеи (III-IV вв.). В нем сообщается, что в Назарете проживал священниче­ский род Гапицец, известный так­же из Библии (1Пар.24:15). Члены двадцати четырех священнических черед переехали в Назарет в 135 г. после восстания Бар-Кохбы, пере­именования Иерусалима в Элию Капитолину и выселения оттуда всех евреев.

События Благовещения

На заре человеческой истории, после грехопадения прародите­лей в раю, Господь дал великое обетование о грядущем спасении рода человеческого через Семя Жены (Быт.3:15), которое сотрет главу змия, т.е. победит диавола. Исполнения этого пророчества ожидало уже допотопное челове­чество, которое, начиная с Каина и Авеля, приносило жертвы Богу. Благовещение Пречистой Деве Марии открыло собой «полноту времени» (Гал.4:4), т.е. исполнение обетованного и предуготованно­го избавления рода человеческого чрез вочеловечение Бога. По мнению ряда богосло­вов, слова архангела Гавриила «Радуйся, Благодатная!» стали первой Благой Вестью для челове­чества после грехопадения в раю. Феофилакт Болгарский в толкова­нии на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт.3:16), теперь эту болезнь раз­решает та радость, какую при­носит Деве Ангел, говоря: радуй­ся, Благодатная!., благословенна Ты» (Лк. 1:28).

По толкованию свт. Иринея Лионского, послушание Девы Марии уравновешивает непослу­шание праматери Евы. Святая Дева в день Благовещения, приняв бла­гую весть Архангела, дала Своё со­гласие на благодатный союз чело­века с Богом, который был прерван первыми людьми, и послушанием своим разрешила то, что первая Ева связала неверием. Как при со­творении праматери Евы Бог взял ребро Адама и создал из него жену, так и сейчас, из дочери Адама, Приснодевы Марии, заимствовал Он плоть, соединил ее со Своим Божеством и, облекшись в нее, стал Человеком, подобным перво­зданному Адаму. Бог, Которому небо V- престол, а земля - подножие ног Его, Бог, Которого не вмещает небо и не­беса небес, Который Един со Отцом разделяет престол веч­ности, вмещается в девической утробе. Безначальный, вневремен­ный и бестелесный Бог обрел вре­менное начало, воплотившись от Святого Духа и пречистой плоти Приснодевы Марии.

«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы быва­ет...» — радуясь и ликуя, воспева­ет праздник Благовещения Святая Церковь. Канонические и апокрифиче­ские тексты разделили событие Благовещения на два эпизода, происходивших в разных ме­стах: протоблаговещение у колод­ца, снаружи дома, и собственно Благовещение, состоявшееся вну­три дома. Апокрифические тексты не изменяют Евангельского описа­ния явления архангела Гавриила Пречистой Деве, но добавляют к нему ряд подробностей, которые легли в основу иконографии этого праздника.

В Протоевангелии Иакова - апо­крифическом Евангелии, - став­шем достоянием Предания и бого­служения Церкви, говорится о том, что Пресвятой Деве было поруче­но прясть шерсть из пурпура и ба­грянца для завесы Иерусалимского Храма. Сам процесс прядения за­весы для храма символизирует об­разование плоти Богочеловека, со­тканной во чреве Пречистой Девы. Также псалмопевец Давид уподо­блял образование плоти челове­ческой искусно сотканной ткани: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (Пс.138:13). Красный цвет нити — символ жертвенной крови Христа, а также Его величия и цар­ственности. Согласно Протоевангелию от Иакова, Пречистая Дева, взяв кув­шин, отправилась за водой к колод­цу и там услышала великие слова Архангела Гавриила: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах» (Лк. 1:28). Этими словами небо уже примирялось с землею, рай­ская радость через Богоотроковицу Мариам возвращалась к людям. В библейской символике образ «жен­щины у источника» воспринима­ется как начало новой жизни: у колодца праматерь Ревекка с кув­шином встретила слугу Елеазара, посланного патриархом Авраамом найти жену своему сыну Исааку (Быт.24:11-20), возле колодца патриарх Иаков впервые встре­тил свою будущую жену Рахиль (Быт.29:1-12), у колодца в земле Мадиамской Моисей встал на за­щиту семерых дочерей священни­ка Иофора, а находившаяся среди них Сепфора стала вскоре его же­ной (Исх.2:18-20).

В каноническом тексте говорит­ся, что Пречистая Дева «увидев его, смутилась от слов его и размыш­ляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1:29). Ее созерца­тельный ум не выражал изумления в словах, Она размышляла в без­молвии Своего смиренного сердца. Предполагается, что Архангел на некоторое время исчезает, пото­му что как же размышлять в при­сутствии небожителя? Пречистой Деве было дано время для приго­товления своего человеческого со­знания к ответу, что сказать Ангелу, когда он явится опять. От ее согла­сия, от содействия Её веры и воли зависело: родится Сын Божий на земле или нет, потому что другой Девы, способной родить Христа, нигде на земле не было. Она была избрана и предизбрана к этому ве­ликому служению.

Похожие записи