Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda», араб. «Sahara Yahudan»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на восток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря. Ее северная граница проходит по восточному склону Иудейских гор, достигая библейской горы Ефрема (современный город Тайбе), а на юге доходит до Хевронского нагорья, соединяясь с пустыней Зиф. Восточная граница Иудейской пустыни проходит по сирийско-африканскому разлому, где расположено Мертвое море и протекает река Иордан. В библейские времена ее северная граница восходила к городу Беф-Хогле (евр. Бет-Хогла), где проходила граница уделов Иуды и Вениамина.
Ее название произошло от «Иудея» — названия удела одного из двенадцати колен Израилевых и одноименного южного еврейского царства, занимавшего территорию надела колен Иуды и Вениамина. Безлюдность этой суровой местности, наличие источников воды и многочисленных естественных пещер послужили тому, что в Иудейской пустыне стали селиться подвижники благочестия.
Длина пустыни составляет около 95 км, а ширина 20-25 км. Город Иерихон - один из древнейших городов мира - является крупнейшим оазисом этой пустынной равнины. Необыкновенно контрастно падение ее высот: от 600-800 м над уровнем моря в западной ее части и до более 400 м ниже уровня моря в восточной. Так же контрастны и климатические условия. Климат в пустыне очень сухой и жаркий, западные ветры, несущие влагу с Средиземного моря, задерживаются Иудейскими горами и Хевронским нагорьем, поэтому земля на восточной стороне водораздела получает мало осадков. В летние дни температура может повышаться до +40° - +50°С, однако ночью, особенно на рассвете, в этой пустыне бывает даже прохладно, а в зимние дни температура доходит до 0°С. Уровень осадков зимой изменяется с запада на восток с 700 до 50 мм в год.
После завоевания Иисусом Навином Земли Обетованной Иудейская пустыня входила в надел колена Иуды, от которого и произошло название. В книге Судей она называется пустыней Иудиной (Суд. 1:16), в других местах Священного Писания именуется просто пустыней (Нав. 15.61; Мф.З:1-4; Мф.4:1-11; Мк.1:4). В Евангелии от Матфея - уже конкретно пустыней Иудейской (Мф.3:1). У всех древних писателей пустынные окрестности между Иерусалимом и Мертвым морем с их прославленными монастырями были известны под именем «пустыни Святого Града».
Эта холмистая выжженная солнцем пустыня состоит из отдельных пустынь, носивших названия: Фекойская, Зиф, Маон и Эйн Геди. Иудейская пустыня с северо-востока на юго-восток пересечена многочисленными вади (араб, vadi) и каньонами, образованными стекающей проточной водой. Большинство из этих зеленых живописных ущелий довольно глубоки. Растительность в Иудейской пустыне встречается только в руслах зимних ручьёв и в непосредственной близости от родников, поскольку осадки в ней минимальны. В западной ее части люди с древних времен обрабатывали землю и вели сельское хозяйство. Юго-восточная, наиболее сухая и жаркая область Иудейской пустыни оставалась за всю свою историю практически необитаемой. Это пустынное плато сложено в основном из известняковых пород с прослойками кремня.
В те редкие дни, когда в Иерусалиме идет дождь, пустыня преображается и по ее ущельям текут бурные потоки воды, а уже в начале мая солнце начинает нестерпимо печь почти так же, как летом. Весной, после редких зимних дождей, «бесплодная» пустыня слегка покрывается зеленой нежной травой, превращаясь на короткий срок в цветущий оазис, и служит пастбищем для стад кочующих бедуинов. Потом, уже в мае, после первых жарких дней вся трава неожиданно высыхает под палящими лучами солнца. Однако на раскаленных солнцем холмах в часы самого жгучего дневного зноя можно и в наши дни встретить бедуинов, пасущих овечьи и козьи стада, которые метко подбирают засохшую на корню траву. Этой траве пророк Исаия уподобляет земную жизнь человека: «Всякая плоть — трава, и вся красота ее - как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис.40:6-8).
В настоящее время Иудейская пустыня населена в основном кочевыми бедуинами. В некоторых местах в ней проживают также еврейские поселенцы. Большие семьи бедуинов в Иудейской пустыне и поныне живут в традиционных шатрах из грубой, но прочной верблюжьей или козьей шерсти, кочуя с места на место. Возле их жилищ кроме ослов и верблюдов можно увидеть современные легковые автомобили. Внутри шатров нередкими бывают холодильники и телевизоры — признаки приближения их жизни к современной цивилизации. Бедуинами традиционно называют любое кочевое население пустыни Ближнего Востока, независимо от их религиозной принадлежности. Слово «бедуин» (араб, «badawі») переводится с арабского дословно как «житель пустыни», «кочевник».
На библейском языке пустыня (евр. мидбар) - антипод жизни и образ безжизненности, ее зной символизирует духовную жажду. В пустыне Бог открылся пророкам Моисею и Илии, в ней странствовал сорок лет еврейский народ, в пустыне прозвучал голос Иоанна Предтечи, в ней постился и был искушаем Господь Иисус Христос. В ней проживали «те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» (Евр. 11:38). Эти подвижники «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления» (Евр. 11:37).
С древних времен необитаемые места представлялись населенными злыми духами: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя» (Лк. 11:24; Мф. 12:43), а «духовная брань», которую вели подвижники в пустыне, считалась самой жестокой. Жизнь в пустыне, помимо тягот и лишений, имела особый духовный смысл, поэтому стала «училищем богомыслия». Эта безмолвная раскаленная знойным солнцем пустыня, со жгучими песками и оголенными скалами у берегов Мертвого моря, красноречивее всяких слов говорит о Божественном бытии и вечности.
В образах превращения сухой пустыни в великолепную цветущую долину пророк Исаия рисует величественную картину пришествия Мессии: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, величие Бога нашего» (Ис.35:1- 2). Образ пустыни в Священном Писании имеет также преобразовательное значение как пророчество о возрождении земли Израильской после Вавилонского плена, а также о будущем оживлении и возрождении всего человечества. Духовный подвиг святых христианских подвижников, стяжавших благодать Святого Духа, делает пустыню символом плодоносной земли.
В истории Ветхого и Нового Завета Иудейская пустыня была молчаливой свидетельницей многих событий. Одним из первых скрывался в этой пустыне, в окрестностях Эйн Г еди (Ен-Г адди), от гнева своего тестя, царя Саула (1Цар.24:1-16), будущий знаменитый царь и псалмопевец Давид. В этой пустыне он сочинил 62-й псалом, в котором описал свою жажду познания Бога: «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и не проходне и безводне»(Не.62:2).
На северно-западной границе Иудейской пустыни, в устье реки Иордан в окрестностях Мертвого моря, святой Предтеча Господень Иоанн крестил людей, призывая еврейский народ к покаянию и готовя его к встрече Мессии. В эту пустыню «возведен был Духом», постился сорок дней и был искушаем сатаной Господь наш Иисус Христос (Мф.4:1-11). В этой пустыне христианская традиция определила место действия рассказанной Спасителем притчи о добром Самарянине, когда один человеке попался в руки разбойников, идя по дороге из Иерусалима в Иерихон (ЛкЛ 0:25- 37). В пустыне Иудейской, в окрестностях поселка Фекоя (евр. Текоа), царь Иоасаф совершил славную победу, когда внезапно напали на израильтян «Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира» (2Пар.20:10-22).
Иудейская пустыня укрывала в недрах своих пещер и расселинах скал еврейских повстанцев во время восстания против Рима в 66-73 гг. после Р.Х, а расположенная в ней крепость Масада стала памятником еврейского героизма. Бескрайние и безлюдные пустынные просторы служили укрытием во время борьбы антиримских повстанцев под руководством Бар- Кохбы в 132-135 гг. после Р.Х. Со II в. до Р.Х. в этой пустыне искали очищения и просветления, восхваляя Бога в своих молитвах, последователи иудейской религиозной секты - ессеи, от которых остались знаменитые Кумранские рукописи.
Иудейская пустыня с древних времён служила убежищем для отшельников и повстанцев. Она надежно скрывала в своих многочисленных пещерах и расщелинах скал всех гонимых судьбой. Христианских отшельников влекла в нее великая любовь к Богу. Они избирали суровую жизнь в пустыне в поисках евангельских идеалов, созерцательного Богопознания и внутреннего совершенства, согласно зову Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.05:48). В ней находили тихую пристань все опаленные зноем бурных страстей и обремененные житейскими скорбями. Они скитались в горах, вертепах и пропастях земных, убегая от мирской суеты и дворцовых интриг, избегая всей роскоши мира и блеска земной славы, чтобы приобрести только одно - неувядаемую красоту души. Пустыня - рай сладости духовной, но и место великой борьбы.
Жизнь в пустыне считалась лучшей школой для монахов. Ошибочно думать, что в тишине пустыни меньше соблазнов. Главный источник соблазнов кроется внутри, в самом сердце человека. В пустыню можно унести с собой целый мир суетных воспоминаний. Даже проживая в глухом затворе, монах может не приобрести духовного опыта, если будет находиться в состоянии рассеянности ума и брожения помыслов. Мир не знал никогда даже азов той мудрости, которой владели живущие в пустыне монахи.
Целью монашеской жизни является достижение внутреннего совершенства посредством борьбы со страстями и непрестанной «умной молитвы», которая рождается в сердце монаха, огражденном от внешнего мира песками пустыни. Уединение давало подвижникам возможность взглянуть внутрь самих себя и, пройдя многолетний труд покаяния и аскезы, приобрести подлинную сердечную молитву. По-настоящему человек встречается с Богом в глубинах своего сердца, поэтому для монахов, живущих в пустыне, сердце человеческое было настоящим полем невидимой брани. Победив свои страсти слезами покаяния и беспрестанной молитвой, они ощущали в своей душе присутствие Божие и неизреченную радость, поэтому пустыня становилась для них дороже царских чертогов.
«Если бы ты мог отворить двери сердца их и увидеть душу их и всю красоту внутреннюю, ты упал бы на землю, не вынес бы сияния красоты, светлости тех одежд и блеска их совести,..» - писал св. Иоанн Златоуст о святых мужах и женах, умертвивших свою плоть в пустынях и вознесшихся до высот духа.
Похожие записи