Иудейская Пустыня

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Иудейская пустыня
(евр. «Midbar Yehuda», араб. «Sahara Yahudan»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря. Ее северная грани­ца проходит по восточному склону Иудейских гор, достигая библей­ской горы Ефрема (современный город Тайбе), а на юге доходит до Хевронского нагорья, соединяясь с пустыней Зиф. Восточная граница Иудейской пустыни проходит по сирийско-африканскому разлому, где расположено Мертвое море и протекает река Иордан. В библейские времена ее северная граница восходила к городу Беф-Хогле (евр. Бет-Хогла), где проходила граница уделов Иуды и Вениамина.

Ее название произошло от «Иудея» — названия удела одного из двенадцати колен Израилевых и одноименного южного еврейского царства, занимавшего территорию надела колен Иуды и Вениамина. Безлюдность этой суровой мест­ности, наличие источников воды и многочисленных естественных пещер послужили тому, что в Иудейской пустыне стали селиться подвижники благочестия.

Длина пустыни составляет око­ло 95 км, а ширина 20-25 км. Город Иерихон - один из древнейших городов мира - является крупней­шим оазисом этой пустынной равнины. Необыкновенно контрастно падение ее высот: от 600-800 м над уровнем моря в западной ее части и до более 400 м ниже уров­ня моря в восточной. Так же кон­трастны и климатические условия. Климат в пустыне очень сухой и жаркий, западные ветры, несущие влагу с Средиземного моря, задерживаются Иудейскими горами и Хевронским нагорьем, поэтому земля на восточной стороне водораздела получает мало осадков. В летние дни температура может по­вышаться до +40° - +50°С, однако ночью, особенно на рассвете, в этой пустыне бывает даже прохладно, а в зимние дни температура доходит до 0°С. Уровень осадков зимой из­меняется с запада на восток с 700 до 50 мм в год.

После завоевания Иисусом Навином Земли Обетованной Иудейская пустыня входила в на­дел колена Иуды, от которого и произошло название. В книге Судей она называется пустыней Иудиной (Суд. 1:16), в других ме­стах Священного Писания именуется просто пустыней (Нав. 15.61; Мф.З:1-4;  Мф.4:1-11; Мк.1:4). В Евангелии от Матфея - уже конкретно пустыней Иудейской (Мф.3:1). У всех древних писате­лей пустынные окрестности между Иерусалимом и Мертвым морем с их прославленными монастырями были известны под именем «пустыни Святого Града».

Эта холмистая выжженная солнцем пустыня состоит из отдельных пустынь, носивших на­звания: Фекойская, Зиф, Маон и Эйн Геди. Иудейская пустыня с северо-востока на юго-восток пересечена многочисленными вади (араб, vadi) и каньонами, образованными стекающей проточ­ной водой. Большинство из этих зеленых живописных ущелий довольно глубоки. Растительность в Иудейской пустыне встречается только в руслах зимних ручьёв и в непосредственной близости от родников, поскольку осадки в ней минимальны. В западной ее части люди с древних времен обрабаты­вали землю и вели сельское хо­зяйство. Юго-восточная, наиболее сухая и жаркая область Иудейской пустыни оставалась за всю свою историю практически необитае­мой. Это пустынное плато сложе­но в основном из известняковых пород с прослойками кремня.

В те редкие дни, когда в Иерусалиме идет дождь, пустыня преображается и по ее ущельям текут бурные потоки воды, а уже в начале мая солнце начинает нестерпимо печь почти так же, как летом. Весной, после редких зимних дождей, «бесплодная» пустыня слегка покрывается зеленой нежной травой, превращаясь на короткий срок в цветущий оазис, и служит пастбищем для стад кочующих бедуинов. Потом, уже в мае, после первых жарких дней вся трава неожиданно высыхает под палящими лучами солнца. Однако на раскаленных солнцем холмах в часы самого жгучего дневного зноя можно и в наши дни встретить бедуинов, пасущих овечьи и козьи стада, которые метко подбирают засохшую на корню траву. Этой траве пророк Исаия уподобляет земную жизнь человека: «Всякая плоть — трава, и вся красота ее - как цвет полевой. Засыхает трава, увядает цвет, когда дунет на него дуновение Господа: так и народ — трава. Трава засыхает, цвет увядает, а слово Бога нашего пребудет вечно» (Ис.40:6-8).

В настоящее время Иудейская пустыня населена в основном кочевыми бедуинами. В некоторых местах в ней проживают также ев­рейские поселенцы. Большие се­мьи бедуинов в Иудейской пустыне и поныне живут в традицион­ных шатрах из грубой, но прочной верблюжьей или козьей шерсти, кочуя с места на место. Возле их жилищ кроме ослов и верблюдов можно увидеть современные лег­ковые автомобили. Внутри шатров нередкими бывают холодильники и телевизоры — признаки прибли­жения их жизни к современной цивилизации. Бедуинами традицион­но называют любое кочевое насе­ление пустыни Ближнего Востока, независимо от их религиозной принадлежности. Слово «бедуин» (араб, «badawі») переводится с арабского дословно как «житель пустыни», «кочевник».

На библейском языке пусты­ня (евр.   мидбар) - антипод жизни и образ безжизненности, ее зной символизирует духовную жажду. В пустыне Бог открылся пророкам Моисею и Илии, в ней странствовал сорок лет еврейский народ, в пустыне прозвучал голос Иоанна Предтечи, в ней постился и был искушаем Господь Иисус Христос. В ней проживали «те, которых весь мир не был досто­ин, скитались по пустыням и го­рам, по пещерам и ущельям зем­ли» (Евр. 11:38). Эти подвижники «скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скор­би, озлобления» (Евр. 11:37).

С древних времен необитаемые места представлялись населенными злыми духами: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя» (Лк. 11:24; Мф. 12:43), а «духовная брань», которую вели подвижники в пустыне, считалась самой жестокой. Жизнь в пустыне, помимо тягот и лишений, имела особый духовный смысл, поэтому стала «училищем богомыслия». Эта безмолвная раскаленная знойным солнцем пустыня, со жгучими песками и оголенными скалами у берегов Мертвого моря, красноречивее всяких слов говорит о Божественном бытии и вечности.

В образах превращения сухой пустыни в великолепную цвету­щую долину пророк Исаия рису­ет величественную картину при­шествия Мессии: «Возвеселится пустыня и сухая земля, и возра­дуется страна необитаемая и расцветет как нарцисс; велико­лепно будет цвести и радовать­ся, будет торжествовать и ли­ковать; слава Ливана дастся ей, великолепие Кармила и Сарона; они увидят славу Господа, ве­личие Бога нашего» (Ис.35:1- 2). Образ пустыни в Священном Писании имеет также преобразова­тельное значение как пророчество о возрождении земли Израильской после Вавилонского плена, а также о будущем оживлении и возрожде­нии всего человечества. Духовный подвиг святых христианских подвижников, стяжавших благодать Святого Духа, делает пустыню символом плодоносной земли.

В истории Ветхого и Нового Завета Иудейская пустыня была молчаливой свидетельницей многих событий. Одним из пер­вых скрывался в этой пустыне, в окрестностях Эйн Г еди (Ен-Г адди), от гнева своего тестя, царя Саула (1Цар.24:1-16), будущий знамени­тый царь и псалмопевец Давид. В этой пустыне он сочинил 62-й пса­лом, в котором описал свою жажду познания Бога: «Боже, Боже мой, к Тебе утренюю: возжада тебе душа моя, коль множицею тебе плоть моя, в земли пусте и не проходне и безводне»(Не.62:2).

На северно-западной границе Иудейской пустыни, в устье реки Иордан в окрестностях Мертвого моря, святой Предтеча Господень Иоанн крестил людей, призывая еврейский народ к покаянию и готовя его к встрече Мессии. В эту пустыню «возведен был Духом», постился сорок дней и был ис­кушаем сатаной Господь наш Иисус Христос (Мф.4:1-11). В этой пустыне христианская тра­диция определила место действия рассказанной Спасителем прит­чи о добром Самарянине, ког­да один человеке попался в руки разбойников, идя по дороге из Иерусалима в Иерихон (ЛкЛ 0:25- 37). В пустыне Иудейской, в окрестностях поселка Фекоя (евр. Текоа), царь Иоасаф со­вершил славную победу, когда внезапно напали на израильтян «Аммонитяне и Моавитяне и обитатели горы Сеира» (2Пар.20:10-22).

Иудейская пустыня укрывала в недрах своих пещер и рассели­нах скал еврейских повстанцев во время восстания против Рима в 66-73 гг. после Р.Х, а расположен­ная в ней крепость Масада стала памятником еврейского героизма. Бескрайние и безлюдные пустынные просторы служили укрытием во время борьбы антиримских по­встанцев под руководством Бар- Кохбы в 132-135 гг. после Р.Х. Со II в. до Р.Х. в этой пустыне искали очищения и просветления, восхва­ляя Бога в своих молитвах, после­дователи иудейской религиозной секты - ессеи, от которых оста­лись знаменитые Кумранские ру­кописи.

Иудейская пустыня с древних времён служила убежищем для отшельников и повстанцев. Она надежно скрывала в своих многочисленных пещерах и расщели­нах скал всех гонимых судьбой. Христианских отшельников влекла в нее великая любовь к Богу. Они избирали суровую жизнь в пусты­не в поисках евангельских идеалов, созерцательного Богопознания и внутреннего совершенства, согласно зову Христа: «Будьте со­вершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.05:48). В ней находили тихую пристань все опаленные зноем бурных страстей и обремененные житейскими скорбями. Они скитались в горах, вер­тепах и пропастях земных, убегая от мирской суеты и дворцовых ин­триг, избегая всей роскоши мира и блеска земной славы, чтобы при­обрести только одно - неувядае­мую красоту души. Пустыня - рай сладости духовной, но и место ве­ликой борьбы.

Жизнь в пустыне считалась лучшей школой для монахов. Ошибочно думать, что в тиши­не пустыни меньше соблазнов. Главный источник соблазнов кро­ется внутри, в самом сердце человека. В пустыню можно унести с собой целый мир суетных воспо­минаний. Даже проживая в глухом затворе, монах может не приобре­сти духовного опыта, если будет находиться в состоянии рассеян­ности ума и брожения помыслов. Мир не знал никогда даже азов той мудрости, которой владели живу­щие в пустыне монахи.

Целью монашеской жизни явля­ется достижение внутреннего совершенства посредством борьбы со страстями и непрестанной «ум­ной молитвы», которая рождается в сердце монаха, огражденном от внешнего мира песками пустыни. Уединение давало подвижникам возможность взглянуть внутрь са­мих себя и, пройдя многолетний труд покаяния и аскезы, приобре­сти подлинную сердечную молит­ву. По-настоящему человек встре­чается с Богом в глубинах своего сердца, поэтому для монахов, жи­вущих в пустыне, сердце человеческое было настоящим полем неви­димой брани. Победив свои стра­сти слезами покаяния и беспре­станной молитвой, они ощущали в своей душе присутствие Божие и неизреченную радость, поэтому пустыня становилась для них до­роже царских чертогов.

«Если бы ты мог отворить две­ри сердца их и увидеть душу их и всю красоту внутреннюю, ты упал бы на землю, не вынес бы сияния красоты, светлости тех одежд и блеска их совести,..» - писал св. Иоанн Златоуст о святых мужах и женах, умертвивших свою плоть в пустынях и вознесшихся до высот духа.


Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме