Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Гора Елеонская, или Масличная (евр. Наr ha-Zeitim, араб. Jabal az-Zaytun, At-Tur) расположена напротив восточной стены Старого города и является самой высокой из холмистых вершин Иудейских гор, тянущихся с севера на юг и окружающих Иерусалим. С запада она отделена от древнего Иерусалима Кедронской долиной, а с восточной стороны ограждает город от разрушительного соседства палимой солнцем холмистой Иудейской пустыни. Гора Елеонская возвышается на 820 м над уровнем Средиземного моря и на 200 м над Кедронской долиной, называемой также долиной Иосафата.
С вершины Елеонской горы открывается великолепный вид на расположенный у ее западного подножья и окруженный древними стенами священный Старый город Иерусалим. Взору паломника предстает величественная Храмовая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на месте ветхозаветного Храма, а за ней вдали видна украшенная христианским храмом гора Сион. На юго-западе вырисовывается долина Рефаимов, богатая в библейские времена хлебными полями и расположенная на границе уделов Иуды и Вениамина (Нав.15:8, 18:16). С нее заметен так же стройный силуэт монастыря святого пророка Илии, стоявший вдоль этой долины и высокие холмы Вифлеема. На ее восточной стороне можно увидеть захватывающую панораму песчаных холмов Иудейской пустыни, за которой виднеются серебристые очертания Мертвого моря, в котором, как в зеркале, отражаются вершины Моавитских гор. А на северо-востоке - Иерихонская равнина и священная река Иордан.
Елеонская гора имеет три вершины, из которых самая высокая (812 м над уровнем моря), расположенная в середине, называется горой Вознесения (араб. Jabal At-Tur). С этой вершины вознесся на Небо на сороковой день после Своего Воскресения Господь наш Иисус Христос. Северная вершина получила название Малая Галилея или «Viri Galilaei», т.с. «Мужи Галилейские», поскольку, по древнему преданию, здесь станавливались ветхозаветные паломники. Среди них были Пресвятая Дева и прав. Иосиф, Иисус Христос и Апостолы, приходившие из Галилеи, чтобы в большие праздники посетить Иерусалим и принести свои жертвы в Храме. Южная вершина именуется горой Соблазна по причине того, что некогда царь Соломон разрешил своим иноплеменным языческим женам построить здесь капища и приносить жертвы идолам (ЗЦар.11:7-8; 4Цар.23:13-14). С севера Масличная гора соединена с горой Скопус, т.е. «Горой наблюдений», которая расположена на высоте 826 м над уровнем моря и является, собственно, северным отрогом Елеонской горы. На горе Скопус с глубокой древности останавливались многие завоеватели Иерусалима и строили свои планы, как завоевать этот священный город. Греческое название горы Скопус происходит от глагола — «наблюдать» и упоминается в трудах Иосифа Флавия. На этом высоком холме, называемом в некоторых древних источниках «Сафа», согласно сообщениям Иосифа Флавия и вавилонского Талмуда, иудейский первосвященник ветхозаветного Иерусалимского храма по имени Иаддуй (Яддуа) торжественно встретил великого греческого полководца и завоевателя всего Востока Александра Македонского и, умоляя о помиловании, вручил ему без боя ключи города. Эта знаменитая встреча произошла в 332 г. до Р.Х. во время пути Александра Македонского из Ливана в Египет и овеяна до сих пор многими легендами. Первосвященник встретил Александра Македонского, сопровождаемый праздничной процессией и облаченный в прекрасный «эфод», сотканный из голубой шерсти с золотыми нитями. На его груди красовался наперсник, украшенный драгоценными камнями, а на голове - «кидар» с венцем из чистого золота, на котором было вырезано священное Имя Всевышнего. Прославленный полководец, увидев верховного иудейского священника, поклонился ему, испытав трепет перед святостью истинной веры. Отсюда Александр Македонский, как пишет Иосиф Флавий, в сопровождении иудейских священников вошёл в Иерусалимский храм и принес, по указанию первосвященника, жертву Превечному Богу, выразив, таким образом, свою доброжелательность и почтение к еврейскому народу. Первосвященник пообещал Александру Македонскому, вместо установления его статуи на храмовой территории, дать всем мальчикам, родившимся в течение года, имя Александр, которое с тех пор вошло в список еврейских имен. Присоединив Иудею к своим владениям, Александр оставил ее жителям религиозную свободу и позволил им жить по своим древним обычаям. Летописцы сообщают, что на этой горе произошла также другая почти похожая и судьбоносная встреча, но уже в христианские времена. Здесь престарелый патриарх святой Софроний Иерусалимский (634-638 гг.) встретился с мусульманским халифом Омаром ибн аль-Хаттабом в 638 г. после четырехмесячной осады города арабскими войсками. Патриарх Софроний был поражен бедуинской простотой халифа, сидевшего верхом на белом верблюде, в засаленной одежде из верблюжьей шерсти и мешком фиников, привязанных к седлу. Вид халифа Омара вызвал скорбное восклицание патриарха: «Воистину это мерзость запустения, предреченная пророком Даниилом, водворившаяся на месте святе». Патриарх Софроний предложил халифу переодеться и преподнес ему белый «sidonion» — обычную одежду византийского патриция. Однако Омар, как настоящий сын пустыни, носил ее лишь столько времени, сколько понадобилось, чтобы выстирать его собственную одежду. На их знаменитой встрече были обговорены первые условия сдачи Иерусалима мусульманским завоевателям. Войдя в город в сопровождении патриарха Софрония, халиф Омар отказался молиться в храме Воскресения Христова, построенном на месте Гроба Господня и постелил свой молитвенный коврик в нескольких шагах от него, великодушно защищая таким образом христианскую святыню от мусульманских посягательств на нее в будущем. Об этом благородном поступке халифа долго потом писали мусульманские историки. Во время осады Иерусалима римской армией в 66 г. после Р.Х. на этой горе располагался XII римский легион (Legio XII Fulminata). Затем, в 70 г. после Р.Х. во время очередной осады города полководцем Титом, здесь стояли XII, XV и V римские легионы, а в 1099 г. эту гору использовали в качестве стратегической базы крестоносцы. С горы Скопус открывается великолепный вид на весь Иерусалим и Храмовую гору. В эпоху Второго Храма Елеонская гора была соединена мостом с Храмовой горой, а расстояние от ветхозаветного Храма до ее вершины определяло меру «субботнего пути» (Деян. 1:12), который разрешалось совершать благочестивому иудею в субботу, по раввинскому толкованию некоторых мест Библии. Субботний путь был установлен на основании расстояния, отделявшего Ковчег Завета от стана израильтян в пустыне (Нав.3:4), а также на основании протяженности полей, примыкавших к левитским городам (Чис.35:5), и равнялся 2000 локтям или 960 метрам. Масличная гора получила свое название от оливковых деревьев, с глубокой древности росших в обилии на ней (Неем.8:15), вековые экземпляры которых сохранились до наших дней на ее западном склоне, в Гефсиманском саду. Оливковая ветвь является символом мира и обновления. Она была принесена Ною голубем в знак того, что гнев Божий на людей утих, и Всемирный потоп прекратился (Быт.8:11). В других местах Священного Писания это просто «гора обращенная к Иерусалиму» (ЗЦар.11:7), или она названа «горою, которая на восток от города» (Иез. 11:23). В ветхозаветные времена ее называли иногда горою «трех светов», потому что рано утром ее освящали яркие лучи восходящего солнца, вечером заходящего, а ночью лучи огней Иерусалимского храма. В еврейской традиции эту гору именовали иногда «Горой Помазания», поскольку масло, выжатое из растущих на ней маслин, использовалось для помазания царей и первосвященников. Греческое название горы означает «гора оливковых деревьев», масличная роща. Другое арабское ее название «Джебель-эт-Тур», происходит от арамейского «Тура-ейта» и означает «главная», «священная гора» или «гора гор». В наше время арабы ее зовут просто Ат-Тур (et- Tur).
Елеонская гора в Ветхом Завете
В Священном Писании Елеонская гора впервые упоминается в связи с бегством царя Давида из Иерусалима от восставшего на него мятежного сына Авессалома: «А Давид пошел на гору Елеонскую, шел и плакал; голова у него была покрыта; он шел босой, и все люди, бывшие с ним, покрыли каждый голову свою, шли и плакали» (2Цар. 15:30). На вершине этой горы царь Давид поклонялся Богу (2Цар. 15:32), а его сын, царь Соломон, осквернил гору языческими храмами для своих иноплеменных жен, которые во время его старости «склонили его сердце к иным богам»: «Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской» (ЗЦар.11:7; 4Цар.23:13). Эти языческие капища стояли потом долго в течение периода Первого Храма, пока благочестивый царь Иудеи, Иосия окончательно не очистил гору Елеонскую от мерзостей идолослужения (4Цар.23:13). В религиозных представлениях иудеев Елеонская гора была связана с мессианскими ожиданиями. Об этой горе упоминает пророк Иезекииль, который в великом видении в плену вавилонском, у реки Ховар, созерцал остановившуюся над ней покидающую ветхозаветный Храм «славу Господа» (евр. Шехина): «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез. 11:23), а затем духовным взором видел ее возвращение в таинственный Храм конца времен (Иез.43:2). Пророк Захария указал эту гору в своем предсказании о дне Господа и явлении Мессии: «И станут ноги Его в тот день на горе Елеонской» (Зах. 14:4). Со времен Второго храма на Елеонской горе собирали ветви масличных, миртовых, пальмовых и других деревьев для проведения праздника Кущей (Неем.8:15). На ней в ветхозаветные времена, по свидетельству Мишны (Mishnah, Parah 3:6-7), подтвержденному археологическими открытиями, совершался особый обряд сжигания рыжей телицы в жертву за грех, пепел которой использовался священниками для ритуальных очищений Храма и людей от прикосновения к мертвому (Числ.19:2-10). Заклание телицы «без порока, у которой нет недостатка» и «на которой не было ярма», вне стана за грехи всего народа, по толкованию блаженного Феодорита Кирского, прообразовало искупительную смерть Спасителя вне стен Иерусалима за грехи всего мира. Согласно свидетельствам Талмуда, в эпоху Второго Храма на вершине Масличной горы, по указанию Синедриона, зажигались первые сигнальные костры для передачи отдаленным еврейским общинам, вплоть до Вавилона и Сирии, сигнала о наступлении нового месяца и праздников. Однако эта практика не длилась долго, поскольку враждующие самаритяне пытаясь ввести евреев в заблуждение стали зажигать ложные костры на других высотах. Тогда было принято решение посылать специальных гонцов с извещением о дате наступления новомесячия или праздника установленных Синедрионом. В ветхозаветные времена вершины Елеонской горы открывался прекрасный панорамный вид на Храм, поскольку она 80 метров выше Храмовой горы.
Елеонская гора в Евангелии
Елеонская гора связана со многими событиями евангельской истории. Гора эта была излюбленным местом отдыха и бесед Спасителя со Своими учениками: «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою» (Лк.21:37; Ин.8:1; Деян.1:12). На этой горе Спаситель мира плакал о грядущей горькой судьбе Иерусалима и еврейского народа: «... придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:41; Мф.23:37-39). На ней Христос, раскрывая смысл библейских пророчеств, беседовал с учениками о последних судьбах видимого мира и о Своем Втором Пришествии: «Ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят... восстанет пород па народ, и царство на царство; и будут глады, моры и землетрясения по местам; все же это — начало болезней.., после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачут- ся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою...» (Мф.24:3-46). Здесь Спаситель раскрыл тайну Царства Небесного в притче о десяти девах и тайну Своего Второго Пришествия в притче о пяти талантах (Мф.25). С этой горы Иисус Христос совершил Свой торжественный Вход в Иерусалим, при ликовании радостно восклицающего народа: «Осанна Сыну Давидову, Благословен грядущий во Имя Господне...» (Мф.21:1-9). У подножья этой горы, в Гефсиманском саду, после Тайной вечери Спаситель молился об удалении от Себя чаши страданий: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26. 36-46). С вершины Елеонской горы Господь Иисус Христос вознесся на Небо, воссев одесную Отца, в 40-й день после Своего Воскресения (Лк.24:50-51; Мк.16:19; Деян. 1:9-12). Через вершину этой горы вела дорога в Вифанию и Иерихон, по которой часто проходил Господь с учениками (Мф.21:1; Мк. 11:1).
Исторические сведения. Во время осады Иерусалима римскими войсками в 70-м г. после Р.Х. на восточной стороне Масличной горы стоял лагерем Десятый легион (Legio X Fretensis), а на северной вершине горы Скопує, в семи стадиях (одна стадия - 200 м) от Иерусалима, располагался сам Тит со знаменитым Двенадцатым римскими легионами (Legio XII Fulminata). Позже стоял здесь и Пятнадцатый (Legio XV Apollinaris), поскольку «отсюда открывается вид на город и исполинское здание храма, вследствие чего это примыкающее к северу от города плоскогорье весьма кстати названо Скопом».
После разрушения Второго храма, когда евреям было запрещено входить в Иерусалим, они каждый год в день разрушения Храма (9-го Ава) поднимались на Елеонскую гору и молились. Они плакали и сетовали, обращаясь лицом к опустевшему месту горы, где когда-то стоял Храм.
Елеонская гора стала местом благоговейного почитания с первых веков христианской истории, а восхождение на нее сопровождалось молитвами и песнопениями. Под покровительством святой царицы Елены, императрицы Евдокии и императора Юстиниана I, на ней было построено много великолепных церквей и монастырей, благодаря которым гора стала одним из первых центров монашества в Палестине.
К концу IV в. на ней стояло уже три знаменитых храма: церковь «Елеона» — необычайной красоты базилика, — основанная св. равноапостольной царицей Еленой в 330 г. и находившаяся над пещерой, где Христос беседовал с учениками: церковь в Гефсимании - на месте Моления о Чаше и взятия Христа под стражу - и храм «Имвомон» на месте Вознесения Спасителя, построенный римской аристократкой царского происхождения Пименией около 330-378 гг.
Согласно свидетельствам паломников, к концу VI в. на Масличной горе насчитывалось 24 храма. Множество пещер на горе были густо населены отшельниками-аскетами, о чем красноречиво свидетельствует «Лавсаик» Палладия (388-404 гг.), «Луг духовный» Иоанна Мосха (550-619 гг.) и другие ранние источники.
В конце IV в. на деньги знатной римской аристократки преп. Мелании (Старшей) был воздвигнут монастырь и странноприимный дом для паломников. В 380 г. к ней присоединился ее духовный наставник Руфин Аквилейский, ставший настоятелем мужского монастыря.
В 438 г. внучка преп. Мелании (Старшей), преп. Мелания (Младшая), построила первый женский монастырь св. Апостолов — «Апо- столеон» — с храмом маритирием, в котором подвизалось 90 девственниц. Примерно в это же время, после 442 г., здесь поселилась опальная императрица Евдокия, супруга Феодосия II. В начале V в. здесь много лет подвизалась, затворившись в пещере, знаменитая антиохийская красавица, актриса Пелагия, обращенная в христианство епископом Илиопольским Ионном.
Елеонские монастыри и храмы просуществовали до 614 г., когда во время нашествия персидского царя Хозроя были практически все разрушены. Многие из них, но уже в более скромном виде, были заново отстроены патриархом Иерусалимским св. Модестом.
После осады Иерусалима Салах ад-Дином в 1187 г. все монастыри и храмы на Елеонской горе были заново беспощадно разрушены. Гора опять стала пустынной и безжизненной, но место Вознесения Спасителя, ставшее собственностью мусульман, по-прежнему привлекало христианских паломников. Только с 1860-х гг. христиане начали селиться здесь заново.
Место Вознесения Господня
Христос вознесся на Небо с того места на вершине Елеонской горы, на котором, согласно видению пророка Иезекииля, остановилась Слава Господня (евр. Шехина), покидая Иерусалимский храм: «77 поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города» (Иез. 11:23), а ее возвращение в таинственный Храм в конце времен (Иез.43:2) является прообразом Второго Пришествия Иисуса Христа на землю (Деян. 1:11). О Вознесении Господа свидетельствовали ветхозаветные пророчества задолго до рождения Иисуса Христа. Прообразом Вознесения Христа было вознесение Еноха (Быт. 5:24) и пророка Илии на огненной колеснице (4Цар.2:11). О Вознесении Христа предсказывали пророки Исаия (Ис.2:2-4) и Захария (Зах.14:4). Больше всего о Вознесении Спасителя пророчествуется в псалмах царя Давида. Боговдохновенный пророк восклицает, как бы видя восхождение Господа на небеса: «Взыде Бог в воскликновении и Господь во гласе трубне»(Пс.46:6). Дух Святой повелевает Небесным силам отворить Искупителю врата вечного Царства Славы: «Возмите врата князи ваша и возмитеся врата вечная: и внидет Царь славы» Ангелы восклицают: «Кто есть сей Царь славы?». И отвечают: «Господь сил, Той есть Царь славы» (Пс.23:7- 10). И также: «Кто восходил на небо и нисходил?., какое имя ему?» (Притч.30:4). Ответ стал возможным лишь во времена Нового Завета: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин.3:13).
Небо в библейских образах и символах является жилищем Божиим, а земля - Его подножием (Ис.66:1). Бог «сходит» с неба (Быт.11:5; Исх.19:11; Мих.1:3; Пс. 143:5) и затем снова «восходит» на него (Быт. 17:22), а облако служит Ему колесницей (Числ. 11:25; Пс.17:10; Ис.19:1).
Евангельские события
После Своего Воскресения из мертвых Иисус Христос многократно являлся ученикам, удостоверяя их в истинности Своего телесного Воскресения, укрепляя в них веру и продолжая учить их тайнам Царства Божия (Деян. 1:3). Повелев ученикам не отлучаться из Иерусалима, Он дал им великое обетование: «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый, и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян. 1:8). В день Своего дивного Вознесения и восшествия к Отцу Христос привел Апостолов на Елеонскую гору и, подняв руки, благословил их. Затем на глазах у всех Своей пречистой плотью стал возноситься на небо (Лк.24:51), и «облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9). Но толкованию святых Отцов, это было облако славы Божией, некогда осенявшее гору Синай (Исх.24:16), наполнявшее скинию (Исх.40:34) и Храм (ЗЦар.8:10), как знак присутствия Божия, и указывавшее израильтянам путь в пустыне (Исх. 13:21).
Когда ученики в изумлении созерцали восходящего на небо Христа, «два мужа в белой одежде», т.е. два Ангела, предстали им и возвестили Его славное Второе Пришествие: «Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим» (Деян. 1:11). Примечательно, что свидетельство двух Ангелов соответствует библейскому праву, где верным считалось только свидетельство двоих (Втор. 17:6; 19:15). После этого ученики «возвратились в Иерусалим с радостью великою» (Лк.24:52) и оставались все вместе, прославляя и благословляя Бога.
Вознесшись на Небо, Господь «воссел одесную Бога» (Ин. 16:19) и «пребывает одесную Бога» (1Пет.З:22). Вознесение Иисуса Христа было восстановлением той славы, которой Он, как Сын, обладал до Своего воплощения, а также прославлением Его человеческой природы. Архидиакон Стефан видел «Сына Человеческого, стоящего одесную Бога» (Деян.7:56), что говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной. Приняв на Себя человеческую плоть, Богочеловек Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству (Пс. 109:1).
В день Вознесения Иисус Христос - наш Небесный Первосвященник — вознесся к Отцу, вошел со Своей Кровью в небесное святилище, в нерукотворенную скинию и пребывает Богочеловеком вовеки (Евр.9:12, 24-26).
Вознесенный к Божественной славе Спаситель (Мк.16:19; Деян.7:55-56), к славе, которая принадлежала Ему изначально, вернется на облаках небесных в Своем преображенном, прославленном теле видимым для всех образом как Сын Человеческий (Лк.21:27). Согласно словам свт. Григория Паламы, Вознесение Господне принадлежит всем людям потому, что все воскреснут в день Его Второго Пришествия, однако вознесены — «восхищены на облаках» - (1Фес.4:16-17) будут только те, кто «распяли грех через покаяние и жительство по Евангелию».
В первом пришествии Христа было провозглашено Царство Его благодати, оно утверждается и в наше время, а во втором будет провозглашено Царство Его славы. Первая христианская община жила в предвкушении этой радости, скорейшей встречи с Христом. Последние строки Апокалипсиса сквозь тысячелетие доносят до нас жизнерадостный призыв Церкви: «Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Отк.22:20).
После Своего Вознесения Христос не оставил мира, но незримо присутствует в жизни Церкви и ее таинствах. Православный праздник Вознесения Господня отмечается Церковью в Святой четверг на сороковой день после Пасхи.