Святыни Израиля - Дом Иоакима и Анны

Раздел не найден.

Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, в непосредственной близости от ворот св. Стефана (иначе Львиных). Этот небольшой монастырь с домовым храмом в честь Рождества Пресвятой Богородицы и почитаемой криптой (пещерой) принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
На этом месте, согласно древнему преданию, находился дом святых Иоакима и Анны, где родилась их дочь Пречистая Дева Мария. Вход в церковь и крипту под ней находится на улице Моджахедов (Al-Mujahideen Street). Монастырский храм служит так же приходом для общины христиан арабов, проживающих в старом городе, которые по большим праздникам собираются здесь на молитву.
В 1907 г. православная Иерусалимская Патриархия на средства Российской империи (фонд имени императора Александра III) приобрела древние подземные помещения, которые, по преданию, были частью дома свв. праведных Иоакима и Анны, в котором родилась Пресвятая Богородица. В том же году был построен современный жилой монастырский комплекс. Турецкие власти разрешили приобрести эти священные пещеры, однако условием для купчей было то, что будущие церковные постройки со стороны улицы будут иметь вид городского жилого дома, а не христианского религиозного объекта.
Храм в честь Рождества Пре­святой Богородицы был расписан в 1907 г. при участии русских ху­дожников. Внутри церкви тради­ционная деталь храмового убран­ства - иконостас - привезенный из Свято-Пантелеимонова русского монастыря на горе Афон в Греции. Большинство икон в храме рус­ской работы, имеются лики рус­ских святых: благоверного князя Александра Невского, св. равно­апостольного князя Владимира и других. Среди икон выделяется по­читаемый образ св. прав. Иоакима и Анны.
Слева от входа в храм находится крутая лестница, ведущая вниз, в двухъярусные пещерные подземелья под домом св. Богоотец Иоакима и Анны. Здесь, на полу древнейшей византийской крипты, сохранился фрагмент древней византийской мозаики предположительно IV-V вв., выполненной из небольших мраморных кубиков. На ней простым выложенным черным крестом греческой формы с инициалами «ТП» сверху и «ГN» снизу по его обеим сторонам отмечено место рождения Благословенной Девы, Которой волей Промысла суждено было стать впоследствии Матерью по плоти Сына Божия. Греческие буквы, изображенные на мозаике по обеим сторонам креста, расшифровываются как «Место Рождества Богородицы», причем из первых двух слов взяты первые буквы, а из последнего - две. В те времена безусловно сокращения делали по своим стандартам.
Белокаменный престол у восточной стены, как и крохотный жертвенник в углублении этой стены был установлен во время реставрационных работ в 2017 г. Над ним великолепная серебряная икона современной работы.
Древнееврейские жилища часто представляли собой жилое здание, возведенное над натуральными пещерами в мягких известняковых скалах, иногда слегка обработанных. Эти пещеры, но причине, сохранявшейся в них прохлады, служили местом хранения продуктов и убежищем в жаркие дни. Там, в уединенном месте, сокрытом от глаз домочадцев, часто и происходили роды.
Из этой пещеры еще более уз­кие ступеньки ведут в другую аналогичную пещеру с идентич­ной мозаикой на полу. Здесь, в подземной византийской крипте, сохранился древнейший ранневи­зантийский престол, украшенный двумя колонками. Самые ранние христианские храмы на Ближнем Востоке с единым литургическим устройством престола, примыкаю­щего к алтарной стене, известны с древнейших времен и существова­ли уже в III-IV вв. Такие престолы одновременно выполняли и функ­ции жертвенника.
Исследователи полагают, что выделение жертвенника в каче­стве отдельного литургического элемента храма связано со сложив­шимся уже в самые ранние перво­христианские времена институтом диаконис. Процесс подготовки Святых Даров, который поручался диаконисам или диаконам, требо­вал обособления жертвенника от святого престола, на котором ар­хиерей или священник совершал уже само таинство Божественной Евхаристии. Такие престолы мог­ли сохраниться исключительно в пещерных храмах, поскольку на­земные многократно разрушались.
В правой южной стене пещеры можно увидеть нишу с арочным перекрытием типа «аркосолий», где, по преданию, стояли ясли мла­денца - Девы Марии. Византий­ская мозаичная надпись в нижней пещере по мнению археологов ука­зывает «место молитвы св. прав. Анны». Сохранившиеся в обеих пещерах византийские мозаики дополнительно свидетельствуют о том, что это место в древности было почитаемым, и над ним нахо­дился византийский храм. Вход в эти священные подземные пещеры осуществлялся непосредственно из древнего византийского храма.
Слева от входа в пещеру сохра­нилась гробница ранневизантий­ской эпохи, принадлежащая, предположительно, богатому гре­ческому ктитору-жертвователю. Другие исследователи видят здесь древнехристи­анский престол. В стене справа, не­сколько выше престола, высечено в скале типичное углубление для установления масляного светиль­ника.
В 2017 г. стараниями настоятеля монастыря архимандрита Мелетия в помещении храма и в подземных криптах были проведены ремонтно­восстановительные работы. На пожертвования паломников и с использованием собственных средств были им отремонтированы элементы внутреннего убранства, мозаики, металлические кованые двери и окна.
26 марта 2016 г. в самой ниж­ней крипте храма, на нише стены расположенной над престолом византийского времени чудесным образом проявилось изображение образа Пресвятой Богородицы с предстоящими святым равноапо­стольным царем Константином и царицей Еленой, послужившее протографом для написания ико­ны, названной «Царица цариц». Эту икону выполнил иерусалим­ский иконописец Гавриил Налбан­дян по благословению Иерусалим­ского Патриарха Феофила III.
Исторические сведения
В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый еврейским историком Иосифом Флавием Везефа (евр. Bezetha). В паломнической тради­ции, а также в среде христианских жителей города, этот квартал по-прежнему называют Везефой. Со­гласно «Медному свитку» (3Q15), найденному среди манускриптов в пещерах Кумрана, здесь, за преде­лами городских стен, существова­ло небольшое пастушье поселение. Примечательно, что в «Протоеван­гелии от Иакова» сообщается, что св. праведный Иоаким, подобно великим праотцам израильского народа, имел много стад овец и коз, которые пасли наемные пастухи. В 44 г. после Р.Х. Ирод Агриппа I об­нес этот пригород Иерусалима но­вой городской стеной, включив его в пределы города.
В этом северном пригороде Иерусалима, в непосредственной близости от стен ветхозаветного Иерусалимского Храма, находил­ся дом, где жили святые правед­ные Иоаким и Анна и где родилась Пречистая Дева Мария. Основой для этого предания послужило апо­крифическое Евангелие от Иакова, относящееся к периоду около 150 г. - начала III в. В нем говорится, что дом родителей Пресвятой Бо­городицы, св. праведных Иоакима и Анны, находится около Овечьих ворот, недалеко от стен Иеруса­лимского Храма. В наше время эти ворота отождествляют с воротами святого Стефана или, как их по- другому называют, Львиными. Не­далеко от них расположены ворота с библейским названием «ворота Колен» (араб. Bab el Asbat), через которые мусульманские жители Иерусалима входят на Храмовую гору.
Эти биографические сведения о рождении Пресвятой Богороди­цы у самих стен Иерусалимского Храма открывают новый глубокий богословский смысл, указывая на тесную связь между Ней, как непо­рочной дочерью Сиона (Ис.37:22), и ветхозаветным Храмом. А хри­стианские апокрифы развивают эту мысль дальше, говоря об особом церковном воспитании Пресвятой Девы при Иерусалимском храме. Там Она обучалась рукоделию, а когда выросла, выткала завесу для Иерусалимского храма. Судьба Бо­гоматери в течение многих труд­ных лет становления Церкви была тесно связана с историей ранних христианских общин Иерусалима, о чем свидетельствуют церковные историки Гегесип (II в.) и Евсевий Кесарийский (III в.).
Первая церковь в честь Рожде­ства Богородицы была построена в Иерусалиме в византийский пе­риод в конце V века, предположи­тельно, императрицей Евдокией. Известно только, что он был рас­положен на некотором расстоянии от евангельской купели Вифезда. Храм этот был разрушен персами в 614 г. и восстановлен Патриархом Иерусалимским Модестом.
Сохранились замечательные слова Иерусалимского Патриарха Софрония (634-638 гг.), который прославлял воссоздание этой святыни: «Я взойду в святую Пробатику, где святая Анна родила Марию. Я войду в восстановленный храм Пресвятой Богородицы. Я поцелую его возлюбленные стены. Как могу я безразлично пройти через место, где Царица была рождена в доме ее предков?..». О местонахождении дома святых праведных Богоотец Иоакима и Анны вблизи Овчей купели сообщается в творениях св. Иоанна Дамаскина (ок. 675- 754 гг.). В своем «Изложении православной веры» он записал: «Мария, став Материю Творца, сделалась Госпожею всех тварей. Рождается же в доме Иоакимовом, близ Овчих врат».
Храм этот был вновь разрушен около 1009 г. халифом Аль­Хакимом, а крестоносцы в начале XII в.,г на совершенно новом месте, построили другой, новый храм в честь св. праведной Анны. С XVI в. рядом с этим местом находился общественный фонтан, называемый по-арабски «Себиль Сит Мариам» (Sebil Sit Mariam), из-за его близости к месту рождения Пречистой Девы Марии. Этот общественный водный объект был одним из шести, построенных османским султаном Сулейманом Великолепным в Иерусалиме, а его воды предположительно пополнялись из бассейнов Вифезды. Позже владевшие этим местом мусульмане, просто содержали здесь баню. Католический храм в честь святой праведной Анны времени крестоносцев находится на расстоянии около 100 м на северо-запад от современного православного греческого храма.
Этот храм, видимо, посещал русский паломник игумен Даниил, совершивший паломничество в Святую Землю в 1104-1106 гг. Он сообщил важную подробность о расположении Вифезды «к западу от Акима и Анны», что мы сейчас и наблюдаем в действительности. В своем описании он также говорит: «Здесь находится небольшая каменная пещера, внизу под алтарем, в этой пещере родилась Богородица, здесь же хранится гроб Иоакима и Анны».
В пещерных помещениях под современным греческим храмом действительно находится гробница, которую во времена крестоносцев ошибочно принимали за гробницу родителей Пречистой Девы. Однако современные ученые считают, что она более позднего происхождения. Согласно их мнению, она была устроена здесь не ранее византийского времени (325- 638 гг.) и, видимо, принадлежала основателю византийского храма, построенного на этом месте.
Предания о Рождестве Пресвятой Богородицы
По словам Андрея Критского, в день Рождества Божией Матери «устрояется обитель Творцу мироздания... тварь, силою неизреченного замысла Божия, готовит Творцу обитель новую». День рождества Богородицы, по его словам, является праздником «всемирной радости», поскольку «Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы пременилась в радость». Ее рождение принесло надежду и свет спасения всему миру. Пресвятая Богородица, Пречистая Дева Мария (арам. «Маryam» - Мариам), была Богоизбранной Отроковицей, Которая действием особого Божественного Промысла послужила великой тайне воплощения Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа.
Первое слово о Пресвятой Деве Богородице было произнесено ещё в раю. Оно заключалось в словах Божьих, обращённых к змию после грехопадения прародителей чело­вечества: «Вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт.3:15). По толкованию святых Отцов, в образе естествен­ного змея скрывался «змий великий, змий древний, порицаемый дьявол» (Апок.12:9), а под же­ной следует разуметь Пречистую Деву Марию, Которой предстоя­ло родить Спасителя мира. Семя жены - Иисус Христос, Который Своими страданиями, Смертью и Воскресением сокрушил темные силы. Многие другие ветхоза­ветные пророчества и прообразы указывали также на Ее рождение: лестница Иакова (Быт.28:10-17), пророчество Иезекииля (Иез.43:27, Иез.44:1-4), слова книги Притчей Соломоновых (Прит.9:1-11).
О происхождении и детстве Богородицы в канонических Евангелиях ничего не сообщается. Первоначальными источниками внебиблейских сведений о Ее жизни явились раннехристианские апокрифы: «Протоевангелие Иакова» (II в., Египет), «Евангелие детства» (II в.), «Книга Иосифа Плотника» (конец IV в., Египет) и другие. Святая Церковь, не признавая апокрифы как источник вероучения, признает, однако, достоверность многих описанных в них событий. Эти древние сказания нашли отражение в гимнографических богослужебных текстах, в творениях святых Отцов Церкви: св. Ефрема Сирина (ок. 306-373 гг.), Епифания Кипрского (ок. 315-403 гг.), свт. Иоанна Златоуста (ок. 347-407 гг.), прп. Иоанна Дамаскина (ок. 675-754 гг.) и других.
Пресвятая Богородица по отцу происходила из колена Иуды, из царского рода Давида, по матери - из священнического колена Левия, из рода Аарона. Св. прав. Анна приходилась родной сестрой св. прав. Елисавете матери св. Иоанна Предтечи. По преданию, Богоматерь происходила из самой благочестивой ветви еврейского народа. Среди Ее предков были ветхозаветные            патриархи, первосвященники, правители и цари иудейские.
Богоотроковица Мариам – обе­тованное дитя молитвы. Ее ро­дители, св. прав. Иоаким (евр. Yohoyaqim — «Яхве возвеличит») и Анна (евр. Hannah — «милость»^ «благодать»), были благочестивой зажиточной супружеской парой, однако, прожив в супружестве 50 лет, по особому Промыслу Божию, до глубокой старости оста­вались бездетными. Поскольку бесплодие считалось знаком гнева Божия за соделанные прегреше­ния (Быт.20:18; Ос.9:14; Иер.29: 32), свв. Иоакиму и Анне нередко приходилось терпеть обиды, пре­небрежение и упреки от своих со­отечественников. После укоризны, полученной в Храме в день прине­сения жертвы, Иоаким не возвра­тился домой, но ушел в пустыню к пастухам, пасшим его стада, и там в течение сорока дней молился и плакал о своем безчадии. Местное предание определяет местом его молитвы пещеру св. пророка Илии на территории монастыря прп. Ге­оргия Хозевита.
Его жена Анна оставалась дома и творила молитву, уповая на милосердие Божие. Увидев однажды в своем саду, среди ветвей лаврового дерева, гнездо с маленькими птенцами, она, подобно мужу, стала еще более горько оплакивать свою бездетность. Молитва их была услышана, небесный вестник, Ангел Божий, возвестил им обоим радостную весть о рождении у них в скором времени Благословенной Дочери, Которая будет избранной из всех дочерей земных стать Матерью Мессии. Прежняя печаль Анны обратилась в радость, и она дала обет посвятить будущую отроковицу Богу.
Вскоре супруги встретились у ворот ветхозаветного Иерусалим­ского Храма, куда шли возблаго­дарить Бога и принести жертву благодарения. В своем доме в Ие­русалиме св. прав. Анна зачала и родила Благословенную Дочь, Пречистую Деву Марию, которую, в благодарение за Ее чудесное рож­дение, еще в младенчестве посвя­тила Богу (Лев.27:4-6).
Св. прав. Иоаким, по словам Епифания Монаха, умер восьмидесяти лет от роду, а св. прав. Анна двумя годами позже в Иерусалиме в возрасте 82-х лет. Иоаким и Анна в православном литургическом предании именуются Богоотцами и ежедневно поминаются в отпусте всех церковных служб.
Праздник Рождества Пресвятой Богородицы, по словам святого Андрея Критского, называют «на­чалом праздников». Православная церковь отмечает его 21/8 сентя­бря. Первые упоминания о празд­нике встречаются на Востоке в V веке в словах патриарха Прокла Константинопольского (439-446 гг.), на Западе - в требнике папы Геласия (492-496 гг.).
Рождество преблагословенной Девы Марии возвестило миру великую радость о том, что настало время исполнения пророческих обетований о скором пришествии в мир Искупителя, Сына Божия. Пресвятая Богородица Своей чистотой       и праведностью превзошла   не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, «Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших» (2-я стихира на «Господи, воззвах», глас 6).

Похожие записи