Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Купальня Вифезда (eвp.Bet- Esdatayin), упоминается в Евангелии как место чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного, томившегося до этого в тяжкой болезни 38 лет. Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, примерно в пятидесяти метрах от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый еврейским историком Иосифом Флавием Везефа (евр. Bezetha). Это название в паломнической традиции, а также в среде христианских жителей Старого города сохранилось до нашего времени.
Внутри пространного двора, засаженного деревьями, кустарниками и цветами, непосредственно рядом с руинами евангельской Вифезды находится католическая церковь св. праведной Анны. Тишина и спокойствие, присущие этому святому месту, контрастируют с шумом улиц и переулков оживленного мусульманского квартала.
Весь археологический парк с бассейном Вифезда и церковью св. Анны принадлежит католическому миссионерскому ордену «Белых отцов» (название происходит от цвета их одежды), основанному в 1865 г. кардиналом Шарлем Левижери, архиепископом Карфагена. Также на территории монастыря находится небольшой библейский музей. Древние развалины Вифезды с полуразрушенной церковью эпохи крестоносцев были подарены французскому императору Наполеону III в 1856 г. правительством Оттоманской империи в благодарность за помощь против России в Крымской войне.
Обычно эту купальню, при которой «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды» (Ин.5:3), в народе назвали по-арамейски Бет-Хесда (Bet-Hesda), что означает «Дом милосердия» или «Дом благодати». Такое название отражало целебные свойства этого места и указывало на существование здесь своеобразной богадельни. В греческой транскрипции это место известно нам как «Вифезда». Правильность этого названия подтвердили находки в Кумране, где на медных табличках упоминаются купальня Бейт-Эшдатайин (форма двойственного числа от «Вифезда») и меньший из двух ее бассейнов. Употребление двойственной формы названия, было видимо, вызвано особенностью архитектуры этого сооружения, состоящего из двух бассейнов.
В евангельские времена эта купель находилась у Овечьих ворот, расположенных возле северной стены Иерусалима. Через эти ворота прогонялись жертвенные животные, предназначенные для ветхозаветного Иерусалимского Храма. Овечьи ворота упоминаются в Книге Неемии (Неем.3:1; Неем. 12:39). Поблизости от этих ворот располагался рынок для продажи жертвенных животных для Храма. Библейские Овечьи ворота отождествляют с современными воротами св. Стефана (Гефсиманскими, Львиными). В непосредственной близости от них расположены ворота, называемые «воротами Колен» (араб. Bab el Asbat) и ведущие на вершину Храмовой горы.
Вода из двух огромных резервуаров Вифезды использовалась для нужд ветхозаветного Храма и подавалась через открытый канал. Воды купели перестали использовать для храмовых целей после строительства расположенного ближе к Храму большего водоема Биркат Израэль в І в. после Р.Х. В 44 г. после Р.Х. Ирод Агриппа I обнес этот северный пригород Иерусалима новой городской стеной, включая его в пределы города. Эта новая стена почти перекрыла доступ воды в водохранилище, однако в зимний период оно по-прежнему заполнялось водой.
Наличие двух бассейнов позволяет предположить, что водохранилище в этой низине существовало с древних времен. Первый водоем, основанный на плотине, был построен в эпоху первого Храма. Дождевые воды, стекающие в долине Бет Зета, образовывали естественное озеро. Это первое водохранилище в Священном Писании упоминается как «верхний пруд» (Ис.7:3; Ис.36:2 и 4Цар.18:17).
Второй бассейн был построен для того, чтобы увеличить пропускную способность сооружения, подающего воду для нужд Храма. Время сооружения второго бассейна восходит к строительной деятельности первосвященника Симона «Праведного» (220-195 гг. до Р.Х.). Предполагается, что это водохранилище упоминается также в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (Прем. Сир.50:3). Архитектурное оформление этого древнего водохранилища в виде пяти портиков, типы колонн и т.п. обычно относят к эпохе Ирода Великого, поскольку во время раскопок было обнаружено много капителей, оснований и стволов колонн, типичных для этого времени. В 1932 г. на южной стене купели было обнаружено еврейское граффити, оставленное, вероятно, еще до восстания Бар-Кохбы в 131-135 гг. после Р.Х.
Обе купели были частично вырублены в скале, частично обложены тесаным камнем. Точная форма купелей до сих пор неизвестна, поскольку значительная их часть находится под густонаселенной частью города. Два открытых бассейна были соединены центральной дамбой, разделявшей их на северный и южный. Внутри дамбы шириной 6 м находились каналы для стока воды.
Глубина и размеры бассейнов поражают даже в наши дни. Бассейны имели размеры примерно 40 х 50 и 60 х 70 м, а их средняя глубина составляла около 13,5 м. Купальня была окружена со всех сторон великолепными крытыми галереями в виде портиков. Предполагается, что один из портиков был сооружен на разделяющем купели барьере, остальные, соответственно, по их сторонам.
Археологические данные показывают, что между 150 г. до Р.Х. и 70 г. после Р.Х. к востоку от водохранилища находились широкие ступени, служившие для спуска вниз. Эта характерная деталь дает основание предполагать, что здесь находилось место, использовавшееся для ветхозаветных иудейских ритуальных омовений (микве). Этой цели служила обнаруженная здесь купель, а также другие расположенные рядом ванны и гроты.
Ветхозаветные паломники, входившие в город с северо-восточной стороны через Овечьи ворота, могли совершить здесь предписанные законом ритуальные омовения перед посещением Храма. В дни иудейских праздников Иерусалим посещало огромное количество народа, а археологи до сих пор на территории, прилегающей к Храмовой горе, не обнаружили других купелей, кроме Силоамской которые служили бы местом массовых омовений. Именно с этим местом большинство исследователей связывает чудо исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин.56:3). В римский период во II в. после Р.Х. весь комплекс был перестроен в капище, посвященное Асклепию, поэтому эти купальни оборудовали соответственно новому культу.
Первые раскопки «Овчей купели», обнаружившие несколько археологических уровней, были проведены в 1888 г. немецким археологом Конрадом Шиком. Позже, в 1957-1962 гг. раскопки продолжали Доминиканцы под руководством Ролан де Во.
Совпадения данных евангельского повествования и ранне христианского предания, с одной стороны, и результатов раскопок, с другой, дают основание утверждать о несомненной верности определения местонахождения евангельской Вифезды.
Евангельское событие
Иисус Христос пришел в Иерусалим на иудейский праздник. При купальне у Овечьих ворот, имевшей пять крытых галерей, «лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды» (Ин.5:3). Народ, собравшийся вокруг купели, являл собой образ мира, не познавшего Христа, но жаждущего чуда и милости. «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин.5:4).
Проходя однажды мимо больных, Господь увидел лежащего человека, страдавшего параличом целых тридцать восемь лет, не имевшего возможности самостоятельно передвигаться и спросил его: «Хочешь ли быть здоров?». «Так, Господи, кротко ответил Ему расслабленный, - но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутиться вода...» (Ин.5: 7). Это обстоятельство делало его самым несчастным из всех страждущих, присутствующих при купели. Спаситель сказал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной, познав на себе силу Божественного Слова, мгновенно выздоровел и, взяв свою постель, пошёл. Христос же скрылся среди народа.
Исцеляя беспомощного больного, Христос показал превосходство Своей спасающей благодати пред средствами спасения в Ветхом Завете. Законом познается грех (Рим.З:20), но сам закон не дает силы бороться с грехом, полагаясь в этой борьбе только на естественные силы человека. Эту силу дает только благодать Божия.
Совершенное Спасителем величайшее чудо не вызвало у иудейских законников всеобщей радости и благодарности, наоборот, оно стало поводом для обличения исцеленного больного в нарушении субботнего покоя: «Сегодня суббота, не должно тебе нести постель». Согласно еврейской Мишне, ложе разрешалось переносить в субботу только если на нем был человек. Уклоняясь от ответственности за нарушение традиции, исцеленный сослался на авторитет Христа: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин.5: 11).
Через некоторое время исцеленный человек пришел в Иерусалимский Храм, возможно, для принесения Богу жертвы благодарения за свое исцеление. Там встретил его Спаситель и, проявляя заботу о его душе, произнес знаменитые слова: «Вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). После этого исцеленный пошел и открыто объявил иудеям, что его исцелил Иисус. Тогда «стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин.5:16). На обвинения ослепленных злобой иудеев Христос ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». После чего еще с большей жестокостью искали убить Его «за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин.5:18). Идеал совершенной любви, которую Христос являл к больным, обездоленным людям, встречавшимся на Его пути, был несовместим с тонкостями иудейской казуистики.
В ответ Христос окончательно раскрывает иудеям не только смысл учения о субботе, но и о Самом Себе как о Единосущном Сыне Божием, о Своем Божественном достоинстве, единстве воли с Богом Отцом, о всеобщем воскресении и суде: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также... Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет... Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его... наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете» (Ин.5: 19-47).
В этом евангельском рассказе святые Отцы Церкви усматривали глубокий символизм: название «овечьих ворот» указывало на то, что Иисус Христос есть «дверь овцам» (Ин. 10: 7); пять притворов, ограждающих купель, — символ пяти книг Моисеевых; 38 лет страданий больного — указание на 38 лет скитаний еврейского народа в пустыне (Втор.2:14). Сам же расслабленный являл собою образ человека-грешника, парализованного в делании добра и исполнении Божественных заповедей.
Некоторый символизм присутствует также в следующем: при завоевании Иерусалима царь Давид, оскорбленный дерзостью иевусеев, утверждавших, что даже хромой и слепой могут защитить этот город, приказал, по своей человеческой слабости, убивать копьем слепых и хромых (2Цар.5:8). Иисус Христос - сын Давидов — при жизни Своей, несмотря на то, что несколько раз подолгу бывал в Иерусалиме, сотворил в нем только два чуда: исцелил слепорождённого (Ин.9:1- 38) и расслабленного при Овечьей купальне, т.е., по сути, хромого (Ин.5:1-16), чтобы этот город стоял вечно. Также после изгнания Спасителем торгующих в Храме, приступили к Нему именно «слепые и хромые, и Он исцелил их» (Мф.21:14).
Исцеление расслабленного - видимый знак наступления мессианских дней. Это чудо с необыкновенной точностью указывало на пророчество Исаии о том, что в дни Мессии «хромой вскочит, как олень» (Ис.35:4-6). Чудесное исцеление безнадежно больного, парализованного человека, пролегавшего на одре болезни целых 38 лет, служило знамением того, что Мессия уже пришел.
Субботний день (eвp.shabbath - «покоиться, отдыхать») длился с захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу и возвещался звуками труб. Завершая творение мира, Бог освятил и благословил седьмой день (Быт.2:2) и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх.20:11; Исх.31:17). По закону в субботу не разрешалась никакая работа. Этот день был дан людям для отдыха, прославления Бога в радости и свободе от забот. Иудейские законоучители со временем стали бездушными формалистами и строго следили за тем, чтобы соблюдалась буква закона, не обращая внимания на его дух, суть и смысл. Они исказили заповедь о субботнем дне, оградив ее тысячами норм и подробных правил.
Суббота для иудеев никогда не была днем абсолютного покоя. В этот день разрешались жертвоприношение в Храме и всякие работы, связанные с ним (Чис.28:9), разрешалось также делать обрезание, даже вола или овцу вытащить из ямы в субботу разрешалось (Мф. 12:11). Люди во все времена по воле Божией рождаются и умирают в субботу. Только освобождение человека от власти греха, т.е. исцеление от болезни и дарование ему сил для исполнения Закона Божия, иудейские формалисты, не имея истинной любви к людям, считали греховным. Бог устами пророка Осии вразумлял народ Израиля: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6).
В Евангелии есть много свидетельств о том, что Иисус Христос «подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал.4:4) и других учил соблюдению закона (Мф.19:16- 30). Бог устами пророка Иеремии заповедал: «Не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими» (Иер. 17:21-24). Здесь речь однако идет о торговле и работе в этот день, что естественно нарушает саму суть заповеди о субботе. Субботний покой грубо нарушался в дни Неемии полевыми работами и торговлей, поэтому он дал приказ запирать вечером, накануне субботы, городские ворота, и «слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний» (Неем. 13:19).
Бог окончил творение мира (Быт.2:2-3), но Его «небесная суббота» не стала покоем в смысле прекращения всякой деятельности. Он отдыхает от дел творения, а Его постоянная деятельность - благое промышление о мире и о человеке, наказание и милосердие
- продолжаются. Воплощенный Сын Божий особо почтил субботу, когда в день субботний - день покоя - упокоился во Гробе в преддверии восьмого дня — дня, в который Он победил смерть Своим Воскресением.
С другой стороны, Господь Иисус Христос сказал расслабленному взять ношу, и тот послушал, как послушал Бога патриарх Авраам, являя свою преданность Творцу готовностью принести в жертву сына своего Исаака, как слушали Бога все пророки и праведники.
В память об этом чуде четвертое воскресение после Пасхи называется Неделей о расслабленном. По объяснению Синаксаря, чудо это празднуется тогда потому, что Христос совершил его во время ветхозаветной Пятидесятницы.
«Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте розслаблену воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл ecu древле, да зову Ти спасаемы Щедрый, слава, Христе, державе Твоей». (Кондак, глас 3.)
Исторические сведения
Память об исцелениях, происходивших на этом месте, не исчезла и в римскую эпоху. После 135 г., когда на месте Иерусалима возник римский город Элия Капитолина, на юго-востоке от бассейнов Вифезды был построен языческий храм Асклепия (егип. Сераписа, древнеримский Эскулап) и арочные галереи перед ваннами. Асклепий, согласно древнегреческой мифологии, был богом медицины и врачевания. Археологи находили здесь детали резьбы в виде змей 4 символов Асклепия.
Первым из христианских писателей о купальне Вифезда сообщает Ориген (ок. 231 г.), который пять притворов, упоминаемых в Евангелии, связывает с двойной формой самой купальни. Церковный историк Евсевий Кесарийский (ок. 263-340 гг.) в Ономастиконе (объяснение библейской географии) сообщает, что в его время портики у купели уже отсутствовали, однако обе части купальни по-прежнему наполнялись дождевой водой пурпурнокрасного цвета. Упоминает о ней также церковный писатель блаж. Иероним Стридонский (ок. 342-420 гг.), называя Вифезду Пробатикой (лат. «probatus» - милосердный). Неизвестный по имени путник из Бордо, посетивший Вифезду в 333 г., сообщает о двойном бассейне с пятью портиками и замечает, что вода в этих водоемах «делается красной, если ее возмутить», Святитель Кирилл Иерусалимский в 347 г. даже произносил проповедь для верующих в этом месте. В своих трудах он упоминает об архитектурных особенностях Вифезды, которые в XIX в. были подтверждены археологическими раскопками. «У Овечьего рынка в Иерусалиме был водоем с пятью галереями, четыре из которых обрамляли бассейн, пятая же пересекала его по середине», - пишет Святитель, замечая при этом, что и в его время «там лежит много больных», ожидая, видимо, исцелений.
Похожие записи