Вифезда в Иерусалиме

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Купальня Вифезда (eвp.Bet- Esdatayin), упо­минается в Евангелии как место чуда исцеления Иисусом Христом расслабленного, томившегося до этого в тяжкой болезни 38 лет. Руины этой древней купальни со­хранились в мусульманском квар­тале Старого города, примерно в пятидесяти метрах от ворот свято­го Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь нахо­дился пригород Иерусалима, на­зываемый еврейским историком Иосифом Флавием Везефа (евр. Bezetha). Это название в паломни­ческой традиции, а также в среде христианских жителей Старого города сохранилось до нашего вре­мени.
Внутри пространного двора, за­саженного деревьями, кустарни­ками и цветами, непосредственно рядом с руинами евангельской Вифезды находится католиче­ская церковь св. праведной Анны. Тишина и спокойствие, присущие этому святому месту, контрасти­руют с шумом улиц и переулков оживленного мусульманского квартала.
Весь археологический парк с бассейном Вифезда и церковью св. Анны принадлежит католическому миссионерскому ордену «Белых отцов» (название происходит от цвета их одежды), основанно­му в 1865 г. кардиналом Шарлем Левижери, архиепископом Карфагена. Также на территории монастыря находится небольшой библейский музей. Древние раз­валины Вифезды с полуразрушен­ной церковью эпохи крестоносцев были подарены французскому императору Наполеону III в 1856 г. правительством Оттоманской им­перии в благодарность за помощь против России в Крымской войне.
Обычно эту купальню, при ко­торой «лежало великое множе­ство больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движе­ния воды» (Ин.5:3), в народе на­звали по-арамейски Бет-Хесда (Bet-Hesda), что означает «Дом ми­лосердия» или «Дом благодати». Такое название отражало целеб­ные свойства этого места и указывало на существование здесь свое­образной богадельни. В греческой транскрипции это место известно нам как «Вифезда». Правильность этого названия подтвердили на­ходки в Кумране, где на медных табличках упоминаются купаль­ня Бейт-Эшдатайин (форма двой­ственного числа от «Вифезда») и меньший из двух ее бассейнов. Употребление двойственной фор­мы названия, было видимо, вызва­но особенностью архитектуры это­го сооружения, состоящего из двух бассейнов.
В евангельские времена эта купель находилась у Овечьих во­рот, расположенных возле север­ной стены Иерусалима. Через эти ворота прогонялись жертвенные животные, предназначенные для ветхозаветного Иерусалимского Храма. Овечьи ворота упомина­ются в Книге Неемии (Неем.3:1; Неем. 12:39). Поблизости от этих ворот располагался рынок для продажи жертвенных животных для Храма. Библейские Овечьи ворота отождествляют с совре­менными воротами св. Стефана (Гефсиманскими, Львиными). В непосредственной близости от них расположены ворота, называе­мые «воротами Колен» (араб. Bab el Asbat) и ведущие на вершину Храмовой горы.
Вода из двух огромных резер­вуаров Вифезды использовалась для нужд ветхозаветного Храма и подавалась через открытый ка­нал. Воды купели перестали ис­пользовать для храмовых целей после строительства расположен­ного ближе к Храму большего водоема Биркат Израэль в І в. по­сле Р.Х. В 44 г. после Р.Х. Ирод Агриппа I обнес этот северный пригород Иерусалима новой го­родской стеной, включая его в пределы города. Эта новая стена почти перекрыла доступ воды в водохранилище, однако в зимний период оно по-прежнему заполня­лось водой.
Наличие двух бассейнов позволяет предположить, что водохранилище в этой низине существовало с древних времен. Первый водоем, основанный на плотине, был построен в эпоху первого Храма. Дождевые воды, стекающие в долине Бет Зета, образовывали естественное озеро. Это первое водохранилище в Священном Писании упоминается как «верхний пруд» (Ис.7:3; Ис.36:2 и 4Цар.18:17).
Второй бассейн был построен для того, чтобы увеличить про­пускную способность сооружения, подающего воду для нужд Храма. Время сооружения второго бас­сейна восходит к строительной деятельности первосвященника Симона «Праведного» (220-195 гг. до Р.Х.). Предполагается, что это водохранилище упоминается так­же в книге Премудрости Иисуса сына Сирахова (Прем. Сир.50:3). Архитектурное оформление этого древнего водохранилища в виде пяти портиков, типы колонн и т.п. обычно относят к эпохе Ирода Великого, поскольку во время рас­копок было обнаружено много ка­пителей, оснований и стволов ко­лонн, типичных для этого времени. В 1932 г. на южной стене купели было обнаружено еврейское граф­фити, оставленное, вероятно, еще до восстания Бар-Кохбы в 131-135 гг. после Р.Х.
Обе купели были частично вы­рублены в скале, частично обложе­ны тесаным камнем. Точная форма купелей до сих пор неизвестна, поскольку значительная их часть находится под густонаселенной частью города. Два открытых бас­сейна были соединены централь­ной дамбой, разделявшей их на северный и южный. Внутри дамбы шириной 6 м находились каналы для стока воды.
Глубина и размеры бассейнов поражают даже в наши дни. Бассейны имели размеры примерно 40 х 50 и 60 х 70 м, а их средняя глубина составляла около 13,5 м. Купальня была окружена со всех сторон великолепными крытыми галереями в виде портиков. Предполагается, что один из портиков был сооружен на разделяющем купели барьере, остальные, соответственно, по их сторонам.
Археологические данные показывают, что между 150 г. до Р.Х. и 70 г. после Р.Х. к востоку от во­дохранилища находились широкие ступени, служившие для спуска вниз. Эта характерная деталь дает основание предполагать, что здесь находилось место, использовавше­еся для ветхозаветных иудейских ритуальных омовений (микве). Этой цели служила обнаруженная здесь купель, а также другие расположенные рядом ванны и гроты.
Ветхозаветные паломники, вхо­дившие в город с северо-восточ­ной стороны через Овечьи ворота, могли совершить здесь предписан­ные законом ритуальные омовения перед посещением Храма. В дни иудейских праздников Иерусалим посещало огромное количество на­рода, а археологи до сих пор на тер­ритории, прилегающей к Храмовой горе, не обнаружили других купе­лей, кроме Силоамской которые служили бы местом массовых омо­вений. Именно с этим местом боль­шинство исследователей связывает чудо исцеления Иисусом Христом расслабленного (Ин.56:3). В рим­ский период во II в. после Р.Х. весь комплекс был перестроен в капи­ще, посвященное Асклепию, по­этому эти купальни оборудовали соответственно новому культу.
Первые раскопки «Овчей купе­ли», обнаружившие несколько ар­хеологических уровней, были про­ведены в 1888 г. немецким архео­логом Конрадом Шиком. Позже, в 1957-1962 гг. раскопки продолжали Доминиканцы под руковод­ством Ролан де Во.
Совпадения данных евангель­ского повествования и ранне хри­стианского предания, с одной стороны, и результатов раскопок, с другой, дают основание утверж­дать о несомненной верности опре­деления местонахождения еван­гельской Вифезды.
  Евангельское событие
Иисус Христос пришел в Иерусалим на иудейский празд­ник. При купальне у Овечьих во­рот, имевшей пять крытых гале­рей, «лежало великое множе­ство больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движе­ния воды» (Ин.5:3). Народ, собрав­шийся вокруг купели, являл собой образ мира, не познавшего Христа, но жаждущего чуда и милости. «Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздо­равливал, какою бы ни был одер­жим болезнью» (Ин.5:4).
Проходя однажды мимо боль­ных, Господь увидел лежащего че­ловека, страдавшего параличом це­лых тридцать восемь лет, не имев­шего возможности самостоятель­но передвигаться и спросил его: «Хочешь ли быть здоров?». «Так, Господи, кротко ответил Ему расслабленный, - но не имею чело­века, который опустил бы меня в купальню, когда возмутиться вода...» (Ин.5: 7). Это обстоятель­ство делало его самым несчастным из всех страждущих, присутству­ющих при купели. Спаситель ска­зал ему: «Встань, возьми постель твою и ходи». Больной, познав на себе силу Божественного Слова, мгновенно выздоровел и, взяв свою постель, пошёл. Христос же скрылся среди народа.
Исцеляя беспомощного больно­го, Христос показал превосходство Своей спасающей благодати пред средствами спасения в Ветхом Завете. Законом познается грех (Рим.З:20), но сам закон не дает силы бороться с грехом, полагаясь в этой борьбе только на естествен­ные силы человека. Эту силу дает только благодать Божия.
Совершенное Спасителем величайшее чудо не вызвало у иудейских законников всеобщей радости и благодарности, наоборот, оно стало поводом для обличения исцеленного больного в нарушении субботнего покоя: «Сегодня суббота, не должно тебе нести постель». Согласно еврейской Мишне, ложе разрешалось переносить в субботу только если на нем был человек. Уклоняясь от ответственности за нарушение традиции, исцеленный сослался на авторитет Христа: «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин.5: 11).
Через некоторое время ис­целенный человек пришел в Иерусалимский Храм, возможно, для принесения Богу жертвы бла­годарения за свое исцеление. Там встретил его Спаситель и, проявляя заботу о его душе, произнес знаме­нитые слова: «Вот ты выздоро­вел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). После этого исцеленный пошел и открыто объявил иудеям, что его исцелил Иисус. Тогда «ста­ли Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу» (Ин.5:16). На обвинения ослепленных злобой иудеев Христос ответил: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю». После чего еще с большей жесто­костью искали убить Его «за то, что Он не только нарушал суб­боту, но и Отцем Своим называл Бога, делая Себя равным Богу» (Ин.5:18). Идеал совершенной любви, которую Христос являл к больным, обездоленным людям, встречавшимся на Его пути, был несовместим с тонкостями иудей­ской казуистики.
В ответ Христос окончательно раскрывает иудеям не только смысл учения о субботе, но и о Самом Себе как о Единосущном Сыне Божием, о Своем Божественном достоинстве, единстве воли с Богом Отцом, о всеобщем воскресении и суде: «Истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также... Как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет кого хочет... Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его... наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут... Не думайте, что Я буду обвинять вас пред Отцем: есть на вас обвинитель Моисей, на которого вы уповаете» (Ин.5: 19-47).
В этом евангельском рассказе святые Отцы Церкви усматривали глубокий символизм: название «овечьих ворот» указывало на то, что Иисус Христос есть «дверь овцам» (Ин. 10: 7); пять притворов, ограждающих купель, — символ пяти книг Моисеевых; 38 лет страданий больного — указание на 38 лет скитаний еврейского народа в пустыне (Втор.2:14). Сам же расслабленный являл собою образ человека-грешника, парализованного в делании добра и исполнении Божественных заповедей.
Некоторый символизм присут­ствует также в следующем: при за­воевании Иерусалима царь Давид, оскорбленный дерзостью иевусеев, утверждавших, что даже хромой и слепой могут защитить этот город, приказал, по своей человеческой слабости, убивать копьем слепых и хромых (2Цар.5:8). Иисус Христос - сын Давидов — при жизни Своей, несмотря на то, что несколько раз подолгу бывал в Иерусалиме, со­творил в нем только два чуда: ис­целил слепорождённого (Ин.9:1- 38) и расслабленного при Овечьей купальне, т.е., по сути, хромого (Ин.5:1-16), чтобы этот город сто­ял вечно. Также после изгнания Спасителем торгующих в Храме, приступили к Нему именно «сле­пые и хромые, и Он исцелил их» (Мф.21:14).
Исцеление расслабленного - ви­димый знак наступления месси­анских дней. Это чудо с необык­новенной точностью указывало на пророчество Исаии о том, что в дни Мессии «хромой вскочит, как олень» (Ис.35:4-6). Чудесное исцеление безнадежно больного, парализованного человека, проле­гавшего на одре болезни целых 38 лет, служило знамением того, что Мессия уже пришел.
Субботний день (eвp.shabbath - «покоиться, отдыхать») длился с захода солнца в пятницу до захода солнца в субботу и возвещался звуками труб. Завершая творение мира, Бог освятил и благословил седьмой день (Быт.2:2) и заповедал Израилю соблюдать его святость (Исх.20:11; Исх.31:17). По закону в субботу не разрешалась никакая работа. Этот день был дан людям для отдыха, прославления Бога в радости и свободе от забот. Иудейские законоучители со временем стали бездушными формалистами и строго следили за тем, чтобы соблюдалась буква закона, не обращая внимания на его дух, суть и смысл. Они исказили заповедь о субботнем дне, оградив ее тысячами норм и подробных правил.
Суббота для иудеев никогда не была днем абсолютного покоя. В этот день разрешались жертвоприношение в Храме и всякие работы, связанные с ним (Чис.28:9), разрешалось также делать обрезание, даже вола или овцу вытащить из ямы в субботу разрешалось (Мф. 12:11). Люди во все времена по воле Божией рождаются и умирают в субботу. Только освобождение человека от власти греха, т.е. исцеление от болезни и дарование ему сил для исполнения Закона Божия, иудейские формалисты, не имея истинной любви к людям, считали греховным. Бог устами пророка Осии вразумлял народ Израиля: «Милости хочу, а не жертвы» (Ос.6:6).
В Евангелии есть много свидетельств о том, что Иисус Христос «подчинился закону, чтобы искупить подзаконных» (Гал.4:4) и других учил соблюдению закона (Мф.19:16- 30). Бог устами пророка Иеремии заповедал: «Не носите нош в день субботний и не вносите их воротами Иерусалимскими» (Иер. 17:21-24). Здесь речь однако идет о торговле и работе в этот день, что естественно нарушает саму суть заповеди о субботе. Субботний покой грубо нарушался в дни Неемии полевыми работами и торговлей, поэтому он дал приказ запирать вечером, накануне субботы, городские ворота, и «слуг моих я ставил у ворот, чтобы никакая ноша не проходила в день субботний» (Неем. 13:19).
Бог окончил творение мира (Быт.2:2-3), но Его «небесная суббота» не стала покоем в смысле прекращения всякой деятельности. Он отдыхает от дел творения, а Его постоянная деятельность - благое промышление о мире и о человеке, наказание и милосердие
- продолжаются. Воплощенный Сын Божий особо почтил субботу, когда в день субботний - день покоя - упокоился во Гробе в преддверии восьмого дня — дня, в который Он победил смерть Своим Воскресением.
С другой стороны, Господь Иисус Христос сказал расслабленному взять ношу, и тот послушал, как послушал Бога патриарх Авраам, являя свою преданность Творцу готовностью принести в жертву сына своего Исаака, как слушали Бога все пророки и праведники.
В память об этом чуде четвер­тое воскресение после Пасхи назы­вается Неделей о расслабленном. По объяснению Синаксаря, чудо это празднуется тогда потому, что Христос совершил его во время ветхозаветной Пятидесятницы.
«Душу мою, Господи, во гресех всяческих и безместными деяньми люте розслаблену воздвигни Божественным Твоим предстательством, якоже и разслабленнаго воздвигл ecu древле, да зову Ти спасаемы Щедрый, слава, Христе, державе Твоей». (Кондак, глас 3.)
  Исторические сведения
Память об исцелениях, происходивших на этом месте, не исчезла и в римскую эпоху. После 135 г., когда на месте Иерусалима возник римский город Элия Капитолина, на юго-востоке от бассейнов Вифезды был построен языческий храм Асклепия (егип. Сераписа, древнеримский Эскулап) и арочные галереи перед ваннами. Асклепий, согласно древнегреческой мифологии, был богом медицины и врачевания. Археологи находили здесь детали резьбы в виде змей 4 символов Асклепия.
Первым из христианских пи­сателей о купальне Вифезда со­общает Ориген (ок. 231 г.), ко­торый пять притворов, упомина­емых в Евангелии, связывает с двойной формой самой купаль­ни. Церковный историк Евсевий Кесарийский (ок. 263-340 гг.) в Ономастиконе (объяснение би­блейской географии) сообщает, что в его время портики у купели уже отсутствовали, однако обе ча­сти купальни по-прежнему напол­нялись дождевой водой пурпурно­красного цвета. Упоминает о ней также церковный писатель блаж. Иероним Стридонский (ок. 342-420 гг.), называя Вифезду Пробатикой (лат. «probatus» - милосердный). Неизвестный по имени путник из Бордо, посетивший Вифезду в 333 г., сообщает о двойном бассейне с пятью портиками и замечает, что вода в этих водоемах «делается красной, если ее возмутить», Святитель Кирилл Иерусалим­ский в 347 г. даже произносил про­поведь для верующих в этом ме­сте. В своих трудах он упоминает об архитектурных особенностях Вифезды, которые в XIX в. были подтверждены археологическими раскопками. «У Овечьего рынка в Иерусалиме был водоем с пятью галереями, четыре из которых об­рамляли бассейн, пятая же пере­секала его по середине», - пишет Святитель, замечая при этом, что и в его время «там лежит много больных», ожидая, видимо, исце­лений.

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме