Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Подземная церковь Обретения Животворящего Креста Господня расположена в самой нижней точке всего храмового комплекса. Внутри этой огромной скальной пещеры, служившей в римские времена водной цистерной, по преданию, было обретено Честное Древо Животворящего Креста Господня и кресты распятых с Ним на Голгофе двух разбойников. Храм формально принадлежит Католической церкви, но свое право собственности на это место православная Иерусалимская Патриархия оспаривает перед судом Израиля уже много лет.
В северной части церкви, напротив входной лестницы, находится римо-католический каменный престол, позади которого, в полукруглой нише, на высоком постаменте установлена большая бронзовая статуя святой царицы Елены с обретенным ею Крестом Спасителя в руках. Статуя была подарена в 1857 г. австро-венгерским принцем Максимилианом, который позже стал королем Мексики. Статуя св. царицы Елены и новый престол на этом месте были установлены католиками во время ремонтных работ в 1965 г.
В восточной части церкви, в ее правом углу, находится традиционное место обретения Животворящего Креста Господня. Оно отмечено небольшой плитой из красного мрамора, установленной на уровне пола и огражденной металлическими перилами. Плита украшена изображением православного креста типа «Крест- Голгофа» с символическим копьем воина Лонгина и тростью с губкой. По сторонам видна несколько стертая греческая надпись: I(HΣOYΣ) Х(РΙΣТОΣ) NIKA, AQI, что означает «Иисус Христос - Победитель». На плите указана дата 1810г., которая говорит, что плита была установлена во время ремонта храма после пожара, возникшего в 1808 г.. В XIX в. в этой часовне находился православный престол.
Вдоль стен видны небольшие фрагменты фресок XI-XII вв. Лучше всего сохранилась фреска с изображением Распятия, расположенная слева от православной плиты, указывающей традиционное место Обретения Креста. На потолке в нескольких местах видны следы вырубки каменных блоков, свидетельствующие о том, что в древности здесь была каменоломня. Начиная с VIII-VII вв. до Р.Х. территория, где сегодня расположен храм Гроба Господня, использовалась для добывания строительного известняка. Следы этой каменоломни были обнаружены при раскопках во многих местах храма Воскресения. Известняк такого высокого качества, как здесь, использовали строители храма Соломона. Штукатурка на стенах, выполненная из богатого золой водостойкого материала, употреблявшегося обычно в евангельские времена, что является доказательством того, что эти подземелья позднее использовались как цистерна. Отверстие этой древней цистерны видно и сейчас в потолке над традиционным местом обретения Креста. Исследователи полагают, среди которых отец Чарльз Коушнон, что император Константин построил здесь небольшую крипту, которая была устроена отчасти в самой цистерне и отчасти в пещере рядом с ней.
Ежегодно в праздник Воздвижения Креста Господня, после окончания Божественной литургии в Кафоликоне, торжественная процессия, именуемая «парусией», во главе с православным Иерусалимским Патриархом спускается по лестницам на место обретения Животворящего Креста. Здесь с пением тропаря праздника «Спаси, Господи, люди Твоя...» Блаженнейший Патриарх совершает чин Воздвижения Креста, осеняя им четыре стороны света. Крест, который он носит на голове, содержит частицу Живоносного Древа.
Согласно Иерусалимскому церковному Уставу, прежде возвышения Креста, предстоятель склоняется низко к земле так, что его голова отстоит от земли на пядь (мера длины, около 20 см). Затем крестный ход с молитвенными песнопениями в присутствии множества паломников направляется к Кувуклии, трижды обойдя которую, поднимается на Голгофу, где чин Воздвижения Креста заново повторяется.
Православная Церковь празднует Воздвижение Креста Господня 14/27 сентября. В древности в русских летописях этот праздник именовался «ставровым днем». В день праздника положено соблюдать строгий пост.
События Обретения Животворящего Креста Господня
Святой Крест, послуживший орудием казни Богочеловека Иисуса Христа, стал древом благословенным, орудием силы и славы и всемирным знамением нашего спасения: «... слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1:18). «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на нем же Христос, Царь славы, волею руцераспростер, вознесе нас на первое блаженство...» (Стихира на праздник Воздвижения). В христианской традиции применение к Кресту хвалебного обращения Животворящий связывается со спасительной и дающей вечную жизнь Крестной Смертью Иисуса Христа.
После Смерти Спасителя, в спешке перед наступающей ветхозаветной Пасхой, Крест Господень был сброшен в находившуюся недалеко от Гроба Господня старую заброшенную водосборную цистерну и засыпан землей. Еврейская традиция, зафиксированная в талмудическом трактате Санхедрин требовала, чтобы само орудие казни было зарыто в земле (Tosefta, Sanhedrin 9:8). Промыслом Божиим было устроено так, что эта великая святыня, пролежавшая около 300 лет в недрах земли, была обретена.
По сообщениям церковных историков IV века, св. царица Елена, мать императора Константина Великого, отправилась в Иерусалим в поисках святых мест, связанных с событиями земной жизни Спасителя, а также св. Креста. Ее сын, император Константин, благодаря чуду явления Креста на небе с надписью: «Сим побеждай!», уверовал во Христа и на опыте познал великую спасительную силу крестного знамения.
Точная дата обретения Животворящего Креста Господня для современных историков является предметом спора. Возможно, это великое событие произошло в 325 или 326 г.. Святой Крест находился под построенным над Гробом Господним языческим святилищем. История его обретения описана многими историками того времени: Руфином Аквилейским (345-410 гг.),
Амвросием Медиоланским (340- 397 гг.) Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.) и др.
В письме к епископу Иерусалимскому Макарию I император Константин Великий писал о том, что найдено знамение «святейших страстей, скрывавшееся так долго под землею», которое «поистине служит предметом выше всякого удивления». Также еп. Кирилл Иерусалимский (315- 386 гг.), родившийся в Иерусалиме и, возможно, бывший свидетелем этого обретения, в «Огласительных Словах» писал о почитании «Спасительного древа Креста». А в написанном позже его письме к императору Констанцию встречается первое упоминание об обретении Креста во времена императора Константина.
Согласно преданию, записанному древними историками, помощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся потом под именем Кириак (Квириак). В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа во времена императора Юлиана Отступника.
После разрушения по повелению царицы Елены идольского святилища Афродиты было обнаружено три креста (один - преблаженный, на котором был распят Иисус Христос, и два других, на которых были распяты разбойники), табличка «Titulus» с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и гвозди. Который из найденных крестов является тем Крестом, на котором был распят Господь, все убедились узнали благодаря произошедшему чуду.
Согласно самой древней версии предания, Иерусалимский епископ Макарий и царица Елена просили у Бога знамения, и получили его, предложив поочередно приложить все найденные кресты к тяжелобольной женщине. Когда она чудесно исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего таким образом величайшую святыню — истинное Древо Креста Господня.
Древними историками записан также случай воскрешения умершего, когда мимо проходила погребальная процессия. После возложения на умершего третьего по очереди креста он ожил. Таким образом, в присутствии многих верующих, Господь указал не только Честный Крест, на котором Сам пострадал, но и его великую животворящую силу. Весть об обретении истинного Креста Господня мгновенно разошлась по окрестностям Иерусалима, и множество христиан стало стекаться на раскопки, желая увидеть величайшую святыню.
Епископ Иерусалимский Макарий I, став на возвышенном месте, поднимал — воздвигал — Крест над толпой, чтобы все имели возможность увидеть и, хотя бы издалека, поклониться ему. По этой причине праздник обретения Честного Креста стали называть Воздвижением Креста Господня.
Св. царица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну оставила в Иерусалиме, вторую отправила своему сыну Константину в Рим, где она была опять разделена на две части. Одна из них была положена в Сессорианском дворце Рима, а другая - перенесена в новую столицу - Константинополь. Небольшие частицы от Креста Господня, по словам св. Кирилла Иерусалимского (315-386 гт.), разносились паломниками по всем уголкам земли.
Серебряный, украшенный золотом и драгоценностями ковчег-реликварий с частью Креста Господня в византийские времена хранился в базилике Воскресения в Иерусалиме и периодически выставлялся верующим для поклонения. Паломница Эгерия, посетив Иерусалим в IV в., оставила памятную запись о его чествовании на Голгофе. Живоносное Древо торжественно, в присутствии епископа, с пением псалмов вынималось из ковчега и полагалось на столе, покрытом льняной тканью. Два диакона придерживали его с двух сторон, оберегая от похищения. Тогда «верные, как и оглашенные», совершали поклонение, подходя один за другим: «И так проходит
весь народ, по одиночке, все преклоняясь и касаясь креста и написания сперва челом, а потом очами; затем, облобызав крест, проходят; руку же никто не дерзает протягивать для прикосновения».
В 614 г., после завоевания Иерусалима, персидский царь Хоеров II увез с собой в качестве военного трофея драгоценный ковчег с Древом Креста Господня. Честной Крест оставался в руках сасанидов 14 лет, до времени, когда византийский император Ираклий после контрнаступления, разгромив персов около Ниневии в 627 г., вернул его торжественно обратно в Иерусалим 21 марта 631 г.
Историками записано красивое и трогательное предание о возвращении императором Ираклием I (ок. 575-641 гт.) Креста Господня из персидского плена в Иерусалим. Царя-победителя с великой радостью и воодушевлением встречали у ворот Иерусалима тысячи его жителей. Когда царь Ираклий, одетый в диадему и украшенную золотом и драгоценными камнями царскую порфиру, торжественно вносил Живоносное Древо Креста через Золотые ворота города, конь его был остановлен невидимой силой, и царский всадник не мог сдвинуться с места. Явившийся царю светоносный Ангел сказал, что не так нес это Древо Тот, Кто на нем пострадал. Тогда царь понял, что ему не хватает главной христианской добродетели, т.е. смирения.
Не многочисленностью своего войска, не силою и храбростью своих воинов победил он Хосрова, но десница Господня была с ним. Тогда император снял с себя обувь и пышные царские одежды и, переодевшись в льняную рубаху, босыми ногами вносил Живоносное Древо Креста Господня в Иерусалим и тогда уже беспрепятственно положил его у подножия Голгофы. Была тогда великая радость у верующих по причине возвращения Креста Господня, народ ликовал подобно тому как радовались когдо-то израильтяне возвращению от филистимлян Ковчега Завета (1Цар.7).
Во время разрушения храма Гроба Господня в 1009 г. египетским халифом Аль-Хакимом ковчег с Древом Креста не пострадал, поскольку был спрятан греческим православным духовенством Иерусалима в безопасное место.
Крестоносцы взяли священный Крест на войну с мусульманами, чтобы присутствие великой святыни повлияло на исход битвы, подобно тому, как древние израильтяне брали на войну Ковчег Завета (Чис. 10:35, 1Цар.4:3). В страшной битве, происходившей в Нижней Галилее у подножия горы «Рога Хаттина», которая стала немой свидетельницей последней отчаянной битвы армии крестоносцев с войсками Салах ад-Дина, погибло двадцать тысяч рыцарей.
Битва началась 4 июля 1187 г. На вершине горы стоял католический епископ из Акко и держал в руках Ковчег-реликварий с Древом Креста Господня, а у подножия горы шло жестокое сражение. В знойный июльский день жара стояла настолько сильная, что кровь, которая брызгала из ран, запекалась на щитах и сбруях солдат, как на сковороде. В этом решающем сражении воины не всегда распознавали друг друга из-за поднявшейся невероятно сильной изнуряющей песчаной бури, встречающейся и в наше время и называемой арабами «хамсином» или «шарафом».
Едкая пыль застилала небо, затрудняя дыхание. Историки пишут, что в этой битве, неподалеку от Галилейского озера, на полях от жажды погибло больше рыцарей, чем от меча. В разгаре битвы несколько мусульманских воинов прорвались к вершине горы и саблями рассекли епископа напополам. Ковчег с Древом Креста, который он держал в руках, упал на землю и был захвачен султаном Салах ад-Дином. Вслед за этим поражением был взят Иерусалим, после чего Иерусалимское Королевство крестоносцев рассыпалось, как карточный домик, а Крест Господень, после нескольких попыток его выкупа, исчез из исторических записей. Ни мусульманские ни христианские историки почему-то о нем больше не упоминали. Дальнейшая судьба этого священного христианского ковчега, как и судьба ветхозаветного Ковчега Завета осталась на веки покрыта тайной.
В наши дни небольшие частицы Креста Господня хранятся во многих храмах по всему миру. Некоторые исследователи полагают, что христианские князья из Европы неофициально выкупали у мусульман частицы Священного Древа. Наиболее известные реликвии, содержащие большие частицы Креста, хранятся в базилике Святого Креста Иерусалимского (Santa Croce in Gerusalemme) в Риме, в Соборе Парижской Богоматери во Франции, в кафедральных соборах Пизы и Флоренции, в Брюсселе и Венеции. Крест-реликварий с самой большой частицей Животворящего Древа хранится в особой палате-сокровищнице с древним византийским названием «Скевофилакион» в храме Гроба Господня и принадлежит православным.
На Русь эта великая святыня впервые попала в 946 г. в кресте с частицей Животворящего Древа, полученном св. равноапостольной княгиней Ольгой на благословение от Константинопольского Патриарха во время ее Крещения. Этот крест стал главной святыней построенного княгиней Ольгой Софийского собора в Киеве. Второй раз частица этой священной реликвии прибыла в древнюю Русь в XII веке тоже из Константинополя. Она была подарена вместе с частицами камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, византийским императором Мануилом Комнином и Патриархом Константинопольским Лукой Хрисовергом и бережно хранилась в кресте преподобной Евфросинии Полоцкой.
В римской церкви Святого Креста Иерусалимского среди прочих реликвий хранится т.н. «titulus crucis» - табличка, установленная на Кресте Спасителя по распоряжению Понтия Пилата с надписью: «Иисус Назорей, царь Иудейский». Это дощечка, частично поврежденная, выполнена из орехового дерева, ее точный вес - 687 г, длина
- 25 см, ширина - 14 см, толщина
- 2,6 см. На ней сохранились слова «Назарянин Царь», написанные на греческом и латинском языках. От надписи на древнееврейском видны лишь следы букв.
Доказательством ее подлинности служит тот факт, что латинское слово NAZARINUS (Назорей) не совпадает с евангельским и с общепринятым в христианстве написанием NAZARENUS. Исследователи считают, что никакой предполагаемый средневековый христианский фальсификатор не рискнул бы так явно противоречить Священному Писанию. Другим доказательством служит то, что на дощечке все надписи выполнены справа налево, как пишут и читают евреи. Историкам известно, что документы в Палестине писались таким необычным образом только в середине I века после Р.Х. Эти исследования лингвистов убеждают признать табличку подлинной.
Скала Голгофы
Проходя далее через окружающий Кафоликон амбулаторий, на его левой стороне за стеклом можно увидеть часть натуральной природной скалы Голгофы. Эта священная скала, представляющая собой разновидность иерусалимского известняка цвета светлой охры, называемого на арабском языке «царским камнем» или «камнем царей» (араб. Meleke), имеет небольшие натуральные вкрапления с темно-красными пятнами. Эти пятна символизируют драгоценную кровь Богочеловека Христа, пролитую здесь за грехи всего человечества. Гора Голгофа не сохранилась до нашего времени в своем первоначальном виде. Исследователи считают, что при строительстве царицей Еленой комплекса Храма Воскресения в IV веке скалистый склон горы был аккуратно обтесан по сторонам, поскольку архитектурные вкусы римского зодчества того времени не допускали наличия внутри и снаружи здания массивных скал.
Исследования, проведенные в 1988 г., после снятия с вершины скалы Голгофы положенной в 1810 г. мраморной облицовки, показали, что гора представляет собой узкий выступ скалы с несколько заостренной верхушкой. Ее высота по отношению к окружающей поверхности составляет 12,75 м с востока, 8,97 м с севера и 5 м с запада. Уровень земли в евангельские времена был примерно на 1,2- 1,5 м ниже современного.
Придел Адама
У подножия Голгофы, непосредственно под престолом расположенным на месте Распятия Христа, находится небольшая часовня, называемая «Приделом Адама». Часовня является собственностью православной Иерусалимской Патриархии и расположена на основном, нижнем уровне храма, рядом с Камнем Помазания.
Ранее она была известна под названием «Место Главы», или «Черепа», «Святой Главы», придел царя Мелхиседека или св. Иоанна Предтечи. Придел этот является одним из старейших мест на территории всего храмового комплекса, однако археологически он недостаточно изучен. Поскольку в письменных источниках он упоминается только с VII в., предполагается, что это место впервые было архитектурно оформлено в 615-626 гг. святителем Модестом. Он был местоблюстителем патриаршей Иерусалимской кафедры и восстанавливал храм Гроба Господня после его разрушения персами в 614 г..
В первоначальном храмовом комплексе, построенном при императоре Константине в IV веке, особая часовня, посвященная памяти праотца Адама, паломниками не упоминается, поскольку Храм Воскресения был монументальной постройкой, приспособленной для проведения самых главных литургических церемоний.
Во времена крестоносцев церковь была расширена с востока и служила усыпальницей латинских королей. Каменные саркофаги Готфрида Бульонского и Балдуина I Фландрского, расположенные рядом со входом в часовню, пострадали во время пожара 1808 г. и при реставрации греческим архитектором Н. Комненосом не были восстановлены. Также при пожаре придел утратил свое прежнее богатое убранство и росписи.
В глубине апсиды, за мраморным престолом, через стеклянное окно можно увидеть природную скалу Голгофы и продолжение трещины, идущей вниз от места Распятия Иисуса Христа. Согласно самой ранней христианской традиции, эта расщелина образовалась в скале Голгофы в момент смерти Иисуса Христа на Кресте, когда «земля потряслась; и камни расселись» (Мф.27:50-51). На уровне окна видно небольшое углубление в скале, где, по преданию, была погребена глава первого человека — Адама, на которую сквозь расщелину в скале пролилась кровь Христова во время Его Распятия.
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Подземная церковь Обретения Животворящего Креста Господня расположена в самой нижней точке всего храмового комплекса. Внутри этой огромной скальной пещеры, служившей в римские времена водной цистерной, по преданию, было обретено Честное Древо Животворящего Креста Господня и кресты распятых с Ним на Голгофе двух разбойников. Храм формально принадлежит Католической церкви, но свое право собственности на это место православная Иерусалимская Патриархия оспаривает перед судом Израиля уже много лет.
В северной части церкви, напротив входной лестницы, находится римо-католический каменный престол, позади которого, в полукруглой нише, на высоком постаменте установлена большая бронзовая статуя святой царицы Елены с обретенным ею Крестом Спасителя в руках. Статуя была подарена в 1857 г. австро-венгерским принцем Максимилианом, который позже стал королем Мексики. Статуя св. царицы Елены и новый престол на этом месте были установлены католиками во время ремонтных работ в 1965 г.
В восточной части церкви, в ее правом углу, находится традиционное место обретения Животворящего Креста Господня. Оно отмечено небольшой плитой из красного мрамора, установленной на уровне пола и огражденной металлическими перилами. Плита украшена изображением православного креста типа «Крест- Голгофа» с символическим копьем воина Лонгина и тростью с губкой. По сторонам видна несколько стертая греческая надпись: I(HΣOYΣ) Х(РΙΣТОΣ) NIKA, AQI, что означает «Иисус Христос - Победитель». На плите указана дата 1810г., которая говорит, что плита была установлена во время ремонта храма после пожара, возникшего в 1808 г.. В XIX в. в этой часовне находился православный престол.
Вдоль стен видны небольшие фрагменты фресок XI-XII вв. Лучше всего сохранилась фреска с изображением Распятия, расположенная слева от православной плиты, указывающей традиционное место Обретения Креста. На потолке в нескольких местах видны следы вырубки каменных блоков, свидетельствующие о том, что в древности здесь была каменоломня. Начиная с VIII-VII вв. до Р.Х. территория, где сегодня расположен храм Гроба Господня, использовалась для добывания строительного известняка. Следы этой каменоломни были обнаружены при раскопках во многих местах храма Воскресения. Известняк такого высокого качества, как здесь, использовали строители храма Соломона. Штукатурка на стенах, выполненная из богатого золой водостойкого материала, употреблявшегося обычно в евангельские времена, что является доказательством того, что эти подземелья позднее использовались как цистерна. Отверстие этой древней цистерны видно и сейчас в потолке над традиционным местом обретения Креста. Исследователи полагают, среди которых отец Чарльз Коушнон, что император Константин построил здесь небольшую крипту, которая была устроена отчасти в самой цистерне и отчасти в пещере рядом с ней.
Ежегодно в праздник Воздвижения Креста Господня, после окончания Божественной литургии в Кафоликоне, торжественная процессия, именуемая «парусией», во главе с православным Иерусалимским Патриархом спускается по лестницам на место обретения Животворящего Креста. Здесь с пением тропаря праздника «Спаси, Господи, люди Твоя...» Блаженнейший Патриарх совершает чин Воздвижения Креста, осеняя им четыре стороны света. Крест, который он носит на голове, содержит частицу Живоносного Древа.
Согласно Иерусалимскому церковному Уставу, прежде возвышения Креста, предстоятель склоняется низко к земле так, что его голова отстоит от земли на пядь (мера длины, около 20 см). Затем крестный ход с молитвенными песнопениями в присутствии множества паломников направляется к Кувуклии, трижды обойдя которую, поднимается на Голгофу, где чин Воздвижения Креста заново повторяется.
Православная Церковь празднует Воздвижение Креста Господня 14/27 сентября. В древности в русских летописях этот праздник именовался «ставровым днем». В день праздника положено соблюдать строгий пост.
События Обретения Животворящего Креста Господня
Святой Крест, послуживший орудием казни Богочеловека Иисуса Христа, стал древом благословенным, орудием силы и славы и всемирным знамением нашего спасения: «... слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1:18). «Приидите, вернии, животворящему древу поклонимся, на нем же Христос, Царь славы, волею руцераспростер, вознесе нас на первое блаженство...» (Стихира на праздник Воздвижения). В христианской традиции применение к Кресту хвалебного обращения Животворящий связывается со спасительной и дающей вечную жизнь Крестной Смертью Иисуса Христа.
После Смерти Спасителя, в спешке перед наступающей ветхозаветной Пасхой, Крест Господень был сброшен в находившуюся недалеко от Гроба Господня старую заброшенную водосборную цистерну и засыпан землей. Еврейская традиция, зафиксированная в талмудическом трактате Санхедрин требовала, чтобы само орудие казни было зарыто в земле (Tosefta, Sanhedrin 9:8). Промыслом Божиим было устроено так, что эта великая святыня, пролежавшая около 300 лет в недрах земли, была обретена.
По сообщениям церковных историков IV века, св. царица Елена, мать императора Константина Великого, отправилась в Иерусалим в поисках святых мест, связанных с событиями земной жизни Спасителя, а также св. Креста. Ее сын, император Константин, благодаря чуду явления Креста на небе с надписью: «Сим побеждай!», уверовал во Христа и на опыте познал великую спасительную силу крестного знамения.
Точная дата обретения Животворящего Креста Господня для современных историков является предметом спора. Возможно, это великое событие произошло в 325 или 326 г.. Святой Крест находился под построенным над Гробом Господним языческим святилищем. История его обретения описана многими историками того времени: Руфином Аквилейским (345-410 гг.),
Амвросием Медиоланским (340- 397 гг.) Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.) и др.
В письме к епископу Иерусалимскому Макарию I император Константин Великий писал о том, что найдено знамение «святейших страстей, скрывавшееся так долго под землею», которое «поистине служит предметом выше всякого удивления». Также еп. Кирилл Иерусалимский (315- 386 гг.), родившийся в Иерусалиме и, возможно, бывший свидетелем этого обретения, в «Огласительных Словах» писал о почитании «Спасительного древа Креста». А в написанном позже его письме к императору Констанцию встречается первое упоминание об обретении Креста во времена императора Константина.
Согласно преданию, записанному древними историками, помощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся потом под именем Кириак (Квириак). В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа во времена императора Юлиана Отступника.
После разрушения по повелению царицы Елены идольского святилища Афродиты было обнаружено три креста (один - преблаженный, на котором был распят Иисус Христос, и два других, на которых были распяты разбойники), табличка «Titulus» с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и гвозди. Который из найденных крестов является тем Крестом, на котором был распят Господь, все убедились узнали благодаря произошедшему чуду.
Согласно самой древней версии предания, Иерусалимский епископ Макарий и царица Елена просили у Бога знамения, и получили его, предложив поочередно приложить все найденные кресты к тяжелобольной женщине. Когда она чудесно исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего таким образом величайшую святыню — истинное Древо Креста Господня.
Древними историками записан также случай воскрешения умершего, когда мимо проходила погребальная процессия. После возложения на умершего третьего по очереди креста он ожил. Таким образом, в присутствии многих верующих, Господь указал не только Честный Крест, на котором Сам пострадал, но и его великую животворящую силу. Весть об обретении истинного Креста Господня мгновенно разошлась по окрестностям Иерусалима, и множество христиан стало стекаться на раскопки, желая увидеть величайшую святыню.
Епископ Иерусалимский Макарий I, став на возвышенном месте, поднимал — воздвигал — Крест над толпой, чтобы все имели возможность увидеть и, хотя бы издалека, поклониться ему. По этой причине праздник обретения Честного Креста стали называть Воздвижением Креста Господня.
Св. царица Елена разделила Животворящий Крест на две части: одну оставила в Иерусалиме, вторую отправила своему сыну Константину в Рим, где она была опять разделена на две части. Одна из них была положена в Сессорианском дворце Рима, а другая - перенесена в новую столицу - Константинополь. Небольшие частицы от Креста Господня, по словам св. Кирилла Иерусалимского (315-386 гт.), разносились паломниками по всем уголкам земли.
Серебряный, украшенный золотом и драгоценностями ковчег-реликварий с частью Креста Господня в византийские времена хранился в базилике Воскресения в Иерусалиме и периодически выставлялся верующим для поклонения. Паломница Эгерия, посетив Иерусалим в IV в., оставила памятную запись о его чествовании на Голгофе. Живоносное Древо торжественно, в присутствии епископа, с пением псалмов вынималось из ковчега и полагалось на столе, покрытом льняной тканью. Два диакона придерживали его с двух сторон, оберегая от похищения. Тогда «верные, как и оглашенные», совершали поклонение, подходя один за другим: «И так проходит
весь народ, по одиночке, все преклоняясь и касаясь креста и написания сперва челом, а потом очами; затем, облобызав крест, проходят; руку же никто не дерзает протягивать для прикосновения».
В 614 г., после завоевания Иерусалима, персидский царь Хоеров II увез с собой в качестве военного трофея драгоценный ковчег с Древом Креста Господня. Честной Крест оставался в руках сасанидов 14 лет, до времени, когда византийский император Ираклий после контрнаступления, разгромив персов около Ниневии в 627 г., вернул его торжественно обратно в Иерусалим 21 марта 631 г.
Историками записано красивое и трогательное предание о возвращении императором Ираклием I (ок. 575-641 гт.) Креста Господня из персидского плена в Иерусалим. Царя-победителя с великой радостью и воодушевлением встречали у ворот Иерусалима тысячи его жителей. Когда царь Ираклий, одетый в диадему и украшенную золотом и драгоценными камнями царскую порфиру, торжественно вносил Живоносное Древо Креста через Золотые ворота города, конь его был остановлен невидимой силой, и царский всадник не мог сдвинуться с места. Явившийся царю светоносный Ангел сказал, что не так нес это Древо Тот, Кто на нем пострадал. Тогда царь понял, что ему не хватает главной христианской добродетели, т.е. смирения.
Не многочисленностью своего войска, не силою и храбростью своих воинов победил он Хосрова, но десница Господня была с ним. Тогда император снял с себя обувь и пышные царские одежды и, переодевшись в льняную рубаху, босыми ногами вносил Живоносное Древо Креста Господня в Иерусалим и тогда уже беспрепятственно положил его у подножия Голгофы. Была тогда великая радость у верующих по причине возвращения Креста Господня, народ ликовал подобно тому как радовались когдо-то израильтяне возвращению от филистимлян Ковчега Завета (1Цар.7).
Во время разрушения храма Гроба Господня в 1009 г. египетским халифом Аль-Хакимом ковчег с Древом Креста не пострадал, поскольку был спрятан греческим православным духовенством Иерусалима в безопасное место.
Крестоносцы взяли священный Крест на войну с мусульманами, чтобы присутствие великой святыни повлияло на исход битвы, подобно тому, как древние израильтяне брали на войну Ковчег Завета (Чис. 10:35, 1Цар.4:3). В страшной битве, происходившей в Нижней Галилее у подножия горы «Рога Хаттина», которая стала немой свидетельницей последней отчаянной битвы армии крестоносцев с войсками Салах ад-Дина, погибло двадцать тысяч рыцарей.
Битва началась 4 июля 1187 г. На вершине горы стоял католический епископ из Акко и держал в руках Ковчег-реликварий с Древом Креста Господня, а у подножия горы шло жестокое сражение. В знойный июльский день жара стояла настолько сильная, что кровь, которая брызгала из ран, запекалась на щитах и сбруях солдат, как на сковороде. В этом решающем сражении воины не всегда распознавали друг друга из-за поднявшейся невероятно сильной изнуряющей песчаной бури, встречающейся и в наше время и называемой арабами «хамсином» или «шарафом».
Едкая пыль застилала небо, затрудняя дыхание. Историки пишут, что в этой битве, неподалеку от Галилейского озера, на полях от жажды погибло больше рыцарей, чем от меча. В разгаре битвы несколько мусульманских воинов прорвались к вершине горы и саблями рассекли епископа напополам. Ковчег с Древом Креста, который он держал в руках, упал на землю и был захвачен султаном Салах ад-Дином. Вслед за этим поражением был взят Иерусалим, после чего Иерусалимское Королевство крестоносцев рассыпалось, как карточный домик, а Крест Господень, после нескольких попыток его выкупа, исчез из исторических записей. Ни мусульманские ни христианские историки почему-то о нем больше не упоминали. Дальнейшая судьба этого священного христианского ковчега, как и судьба ветхозаветного Ковчега Завета осталась на веки покрыта тайной.
В наши дни небольшие частицы Креста Господня хранятся во многих храмах по всему миру. Некоторые исследователи полагают, что христианские князья из Европы неофициально выкупали у мусульман частицы Священного Древа. Наиболее известные реликвии, содержащие большие частицы Креста, хранятся в базилике Святого Креста Иерусалимского (Santa Croce in Gerusalemme) в Риме, в Соборе Парижской Богоматери во Франции, в кафедральных соборах Пизы и Флоренции, в Брюсселе и Венеции. Крест-реликварий с самой большой частицей Животворящего Древа хранится в особой палате-сокровищнице с древним византийским названием «Скевофилакион» в храме Гроба Господня и принадлежит православным.
На Русь эта великая святыня впервые попала в 946 г. в кресте с частицей Животворящего Древа, полученном св. равноапостольной княгиней Ольгой на благословение от Константинопольского Патриарха во время ее Крещения. Этот крест стал главной святыней построенного княгиней Ольгой Софийского собора в Киеве. Второй раз частица этой священной реликвии прибыла в древнюю Русь в XII веке тоже из Константинополя. Она была подарена вместе с частицами камней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, византийским императором Мануилом Комнином и Патриархом Константинопольским Лукой Хрисовергом и бережно хранилась в кресте преподобной Евфросинии Полоцкой.
В римской церкви Святого Креста Иерусалимского среди прочих реликвий хранится т.н. «titulus crucis» - табличка, установленная на Кресте Спасителя по распоряжению Понтия Пилата с надписью: «Иисус Назорей, царь Иудейский». Это дощечка, частично поврежденная, выполнена из орехового дерева, ее точный вес - 687 г, длина
- 25 см, ширина - 14 см, толщина
- 2,6 см. На ней сохранились слова «Назарянин Царь», написанные на греческом и латинском языках. От надписи на древнееврейском видны лишь следы букв.
Доказательством ее подлинности служит тот факт, что латинское слово NAZARINUS (Назорей) не совпадает с евангельским и с общепринятым в христианстве написанием NAZARENUS. Исследователи считают, что никакой предполагаемый средневековый христианский фальсификатор не рискнул бы так явно противоречить Священному Писанию. Другим доказательством служит то, что на дощечке все надписи выполнены справа налево, как пишут и читают евреи. Историкам известно, что документы в Палестине писались таким необычным образом только в середине I века после Р.Х. Эти исследования лингвистов убеждают признать табличку подлинной.
Скала Голгофы
Проходя далее через окружающий Кафоликон амбулаторий, на его левой стороне за стеклом можно увидеть часть натуральной природной скалы Голгофы. Эта священная скала, представляющая собой разновидность иерусалимского известняка цвета светлой охры, называемого на арабском языке «царским камнем» или «камнем царей» (араб. Meleke), имеет небольшие натуральные вкрапления с темно-красными пятнами. Эти пятна символизируют драгоценную кровь Богочеловека Христа, пролитую здесь за грехи всего человечества. Гора Голгофа не сохранилась до нашего времени в своем первоначальном виде. Исследователи считают, что при строительстве царицей Еленой комплекса Храма Воскресения в IV веке скалистый склон горы был аккуратно обтесан по сторонам, поскольку архитектурные вкусы римского зодчества того времени не допускали наличия внутри и снаружи здания массивных скал.
Исследования, проведенные в 1988 г., после снятия с вершины скалы Голгофы положенной в 1810 г. мраморной облицовки, показали, что гора представляет собой узкий выступ скалы с несколько заостренной верхушкой. Ее высота по отношению к окружающей поверхности составляет 12,75 м с востока, 8,97 м с севера и 5 м с запада. Уровень земли в евангельские времена был примерно на 1,2- 1,5 м ниже современного.
Придел Адама
У подножия Голгофы, непосредственно под престолом расположенным на месте Распятия Христа, находится небольшая часовня, называемая «Приделом Адама». Часовня является собственностью православной Иерусалимской Патриархии и расположена на основном, нижнем уровне храма, рядом с Камнем Помазания.
Ранее она была известна под названием «Место Главы», или «Черепа», «Святой Главы», придел царя Мелхиседека или св. Иоанна Предтечи. Придел этот является одним из старейших мест на территории всего храмового комплекса, однако археологически он недостаточно изучен. Поскольку в письменных источниках он упоминается только с VII в., предполагается, что это место впервые было архитектурно оформлено в 615-626 гг. святителем Модестом. Он был местоблюстителем патриаршей Иерусалимской кафедры и восстанавливал храм Гроба Господня после его разрушения персами в 614 г..
В первоначальном храмовом комплексе, построенном при императоре Константине в IV веке, особая часовня, посвященная памяти праотца Адама, паломниками не упоминается, поскольку Храм Воскресения был монументальной постройкой, приспособленной для проведения самых главных литургических церемоний.
Во времена крестоносцев церковь была расширена с востока и служила усыпальницей латинских королей. Каменные саркофаги Готфрида Бульонского и Балдуина I Фландрского, расположенные рядом со входом в часовню, пострадали во время пожара 1808 г. и при реставрации греческим архитектором Н. Комненосом не были восстановлены. Также при пожаре придел утратил свое прежнее богатое убранство и росписи.
В глубине апсиды, за мраморным престолом, через стеклянное окно можно увидеть природную скалу Голгофы и продолжение трещины, идущей вниз от места Распятия Иисуса Христа. Согласно самой ранней христианской традиции, эта расщелина образовалась в скале Голгофы в момент смерти Иисуса Христа на Кресте, когда «земля потряслась; и камни расселись» (Мф.27:50-51). На уровне окна видно небольшое углубление в скале, где, по преданию, была погребена глава первого человека — Адама, на которую сквозь расщелину в скале пролилась кровь Христова во время Его Распятия.
Похожие записи

Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, самый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале северозападной части Старого города Иерусалима.
Храм Гроба Господня

В Священном Писании сообщается, что безымянная гора жертвоприношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авраам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора

«Гефсиманская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины

Просвещенные светом христианской веры древние русы проявляли особый интерес к святым местам Палестины и принимали живое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия

В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим

Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны

В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы поделиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь

С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмовая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на месте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская

На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион

На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа

В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось селение, а по свидетельству св. евангелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжимки масла. Отсюда открывается великолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города.
Гефсимания

Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда

Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат

Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа

Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля

Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарождается на высоте 520 м и образуется из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, расположенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан

В 1873 г. архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне

Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Евангелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Марию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины

С высоты холмов Назарета открывается изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовыми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет

Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в беловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому многие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера

В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана густо покрыт кустарником, а восточный берег, особенно живописен.
Место Крещения Господня
Жители Лидды, посещая Иерусалим в дни ветхозаветных праздников, имели возможность встретить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца

Кана Галилейская - небольшой арабский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как место, где Христос во время земного служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская

Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на восток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня

По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древнейшим свидетелем славы Богоявления Аврааму на библейской земле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский

Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя

Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого византийского царского великолепия и память грубого варварства минувших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме