Святыни Израиля - Место обретения Креста Господня

Подземная церковь Обретения Животворящего Креста Господня расположена в самой нижней точке всего храмового комплекса. Внутри этой огромной скальной пещеры, служившей в римские времена водной цистерной, по преданию, было обретено Честное Древо Животворящего Креста Господня и кресты распятых с Ним на Голгофе двух разбойников. Храм формаль­но принадлежит Католической церкви, но свое право собствен­ности на это место православная Иерусалимская Патриархия оспа­ривает перед судом Израиля уже много лет.
В северной части церкви, напро­тив входной лестницы, находится римо-католический каменный пре­стол, позади которого, в полукру­глой нише, на высоком постаменте установлена большая бронзовая статуя святой царицы Елены с об­ретенным ею Крестом Спасителя в руках. Статуя была подарена в 1857 г. австро-венгерским принцем Максимилианом, который позже стал королем Мексики. Статуя св. царицы Елены и новый престол на этом месте были установлены ка­толиками во время ремонтных ра­бот в 1965 г.
В восточной части церкви, в ее правом углу, находится тра­диционное место обретения Животворящего Креста Господня. Оно отмечено небольшой плитой из красного мрамора, установлен­ной на уровне пола и огражден­ной металлическими перилами. Плита украшена изображением православного креста типа «Крест- Голгофа» с символическим копьем воина Лонгина и тростью с губкой. По сторонам видна несколько стер­тая греческая надпись: I(HΣOYΣ) Х(РΙΣТОΣ) NIKA, AQI, что означа­ет «Иисус Христос - Победитель». На плите указана дата 1810г., кото­рая говорит, что плита была уста­новлена во время ремонта храма после пожара, возникшего в 1808 г.. В XIX в. в этой часовне находил­ся православный престол.
Вдоль стен видны небольшие фрагменты фресок XI-XII вв. Лучше всего сохранилась фреска с изображением Распятия, располо­женная слева от православной пли­ты, указывающей традиционное место Обретения Креста. На по­толке в нескольких местах видны следы вырубки каменных блоков, свидетельствующие о том, что в древности здесь была каменолом­ня. Начиная с VIII-VII вв. до Р.Х. территория, где сегодня располо­жен храм Гроба Господня, исполь­зовалась для добывания строитель­ного известняка. Следы этой ка­меноломни были обнаружены при раскопках во многих местах храма Воскресения. Известняк такого вы­сокого качества, как здесь, исполь­зовали строители храма Соломона. Штукатурка на стенах, выполнен­ная из богатого золой водостойко­го материала, употреблявшегося обычно в евангельские времена, что является доказательством того, что эти подземелья позднее исполь­зовались как цистерна. Отверстие этой древней цистерны видно и сейчас в потолке над традицион­ным местом обретения Креста. Исследователи полагают, среди ко­торых отец Чарльз Коушнон, что император Константин построил здесь небольшую крипту, которая была устроена отчасти в самой ци­стерне и отчасти в пещере рядом с ней.
Ежегодно в праздник Воздвижения Креста Господня, после окончания Божественной литургии в Кафоликоне, торже­ственная процессия, именуемая «парусией», во главе с православ­ным Иерусалимским Патриархом спускается по лестницам на место обретения Животворящего Креста. Здесь с пением тропаря праздни­ка «Спаси, Господи, люди Твоя...» Блаженнейший Патриарх совер­шает чин Воздвижения Креста, осеняя им четыре стороны света. Крест, который он носит на голове, содержит частицу Живоносного Древа.
Согласно Иерусалимскому цер­ковному Уставу, прежде возвы­шения Креста, предстоятель скло­няется низко к земле так, что его голова отстоит от земли на пядь (мера длины, около 20 см). Затем крестный ход с мо­литвенными песнопениями в при­сутствии множества паломников направляется к Кувуклии, триж­ды обойдя которую, поднимается на Голгофу, где чин Воздвижения Креста заново повторяется.
Православная Церковь праздну­ет Воздвижение Креста Господня 14/27 сентября. В древности в рус­ских летописях этот праздник име­новался «ставровым днем». В день празд­ника положено соблюдать строгий пост.
События Обретения Животворящего Креста Господня
Святой Крест, послуживший орудием казни Богочеловека Иисуса Христа, стал древом благо­словенным, орудием силы и славы и всемирным знамением нашего спасения: «... слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия» (1 Кор. 1:18). «Приидите, вернии, животворящему древу поклоним­ся, на нем же Христос, Царь славы, волею руцераспростер, вознесе нас на первое блаженство...» (Стихира на праздник Воздвижения). В хри­стианской традиции применение к Кресту хвалебного обращения Животворящий связывается со спа­сительной и дающей вечную жизнь Крестной Смертью Иисуса Христа.
После Смерти Спасителя, в спешке перед наступающей ветхо­заветной Пасхой, Крест Господень был сброшен в находившуюся недалеко от Гроба Господня ста­рую заброшенную водосбор­ную цистерну и засыпан землей. Еврейская традиция, зафиксиро­ванная в талмудическом трактате Санхедрин требовала, чтобы само орудие казни было зарыто в земле (Tosefta, Sanhedrin 9:8). Промыслом Божиим было устроено так, что эта великая святыня, пролежавшая около 300 лет в недрах земли, была обретена.
По сообщениям церковных историков IV века, св. царица Елена, мать императора Константина Великого, отправилась в Иерусалим в поисках святых мест, связанных с событиями земной жизни Спасителя, а также св. Креста. Ее сын, император Константин, благодаря чуду явления Креста на небе с надписью: «Сим побеждай!», уверовал во Христа и на опыте познал великую спасительную силу крестного знамения.
Точная дата обретения Животворящего Креста Господня для современных историков явля­ется предметом спора. Возможно, это великое событие произошло в 325 или 326 г.. Святой Крест на­ходился под построенным над Гробом Господним языческим святилищем. История его об­ретения описана многими исто­риками того времени: Руфином Аквилейским (345-410 гг.),
Амвросием Медиоланским (340- 397 гг.) Сократом Схоластиком (ок. 380-440 гг.), Сульпицием Севером (ок. 363-410 гг.) и др.
В письме к епископу Иерусалимскому Макарию I импе­ратор Константин Великий писал о том, что найдено знамение «свя­тейших страстей, скрывавшееся так долго под землею», которое «поистине служит предметом выше всякого удивления». Также еп. Кирилл Иерусалимский (315- 386 гг.), родившийся в Иерусалиме и, возможно, бывший свидетелем этого обретения, в «Огласительных Словах» писал о почитании «Спасительного древа Креста». А в написанном позже его письме к императору Констанцию встреча­ется первое упоминание об обрете­нии Креста во времена императора Константина.
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся потом под именем Кириак (Квириак). В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа во времена императора Юлиана Отступника.
После разрушения по повеле­нию царицы Елены идольского святилища Афродиты было обна­ружено три креста (один - преблаженный, на котором был распят Иисус Христос, и два других, на которых были распяты разбойни­ки), табличка «Titulus» с надписью: «Иисус Назорей, Царь Иудейский» и гвозди. Который из найденных крестов является тем Крестом, на котором был распят Господь, все убедились узнали благодаря про­изошедшему чуду.
Согласно самой древней версии предания, Иерусалимский епископ Макарий и царица Елена просили у Бога знамения, и получили его, предложив поочередно приложить все найденные кресты к тяжелобольной женщине. Когда она чудесно исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся прославили Бога, указавшего таким образом величайшую святыню — истинное Древо Креста Господня.
Древними историками записан также случай воскрешения умершего, когда мимо проходила погребальная процессия. После возложения на умершего третьего по очереди креста он ожил. Таким образом, в присутствии многих верующих, Господь указал не только Честный Крест, на котором Сам пострадал, но и его великую животворящую силу. Весть об обретении истинного Креста Господня мгновенно разошлась по окрестностям Иерусалима, и множество христиан стало стекаться на раскопки, желая увидеть величайшую святыню.
Епископ Иерусалимский Макарий I, став на возвышенном месте, поднимал — воздвигал — Крест над толпой, чтобы все имели возможность увидеть и, хотя бы издалека, поклониться ему. По этой причине праздник обретения Честного Креста стали называть Воздвижением Креста Господня.
Св. царица Елена разделила Животворящий Крест на две ча­сти: одну оставила в Иерусалиме, вторую отправила своему сыну Константину в Рим, где она была опять разделена на две части. Одна из них была положена в Сессорианском дворце Рима, а дру­гая - перенесена в новую столицу - Константинополь. Небольшие ча­стицы от Креста Господня, по сло­вам св. Кирилла Иерусалимского (315-386 гт.), разносились палом­никами по всем уголкам земли.
Серебряный, украшенный золотом и драгоценностями ковчег-реликварий с частью Креста Господня в византийские времена хранился в базилике Воскресения в Иерусалиме и периодически выставлялся верующим для поклонения. Паломница Эгерия, посетив Иерусалим в IV в., оставила памятную запись о его чествовании на Голгофе. Живоносное Древо торжественно, в присутствии епископа, с пением псалмов вынималось из ковчега и полагалось на столе, покрытом льняной тканью. Два диакона придерживали его с двух сторон, оберегая от похищения. Тогда «верные, как и оглашенные», совершали поклонение, подходя один за другим: «И так проходит
весь народ, по одиночке, все преклоняясь и касаясь креста и написания сперва челом, а потом очами; затем, облобызав крест, проходят; руку же никто не дерзает протягивать для прикосновения».
В 614 г., после завоевания Иерусалима, персидский царь Хоеров II увез с собой в качестве военного трофея драгоценный ковчег с Древом Креста Господня. Честной Крест оставался в руках сасанидов 14 лет, до времени, когда византийский император Ираклий после контрнаступления, разгромив персов около Ниневии в 627 г., вернул его торжественно обратно в Иерусалим 21 марта 631 г.
Историками записано красивое и трогательное предание о возвра­щении императором Ираклием I (ок. 575-641 гт.) Креста Господня из персидского плена в Иерусалим. Царя-победителя с великой радо­стью и воодушевлением встре­чали у ворот Иерусалима тысячи его жителей. Когда царь Ираклий, одетый в диадему и украшенную золотом и драгоценными камнями царскую порфиру, торжественно вносил Живоносное Древо Креста через Золотые ворота города, конь его был остановлен невидимой силой, и царский всадник не мог сдвинуться с места. Явившийся царю светоносный Ангел сказал, что не так нес это Древо Тот, Кто на нем пострадал. Тогда царь по­нял, что ему не хватает главной христианской добродетели, т.е. смирения.
Не многочисленностью свое­го войска, не силою и храбростью своих воинов победил он Хосрова, но десница Господня была с ним. Тогда император снял с себя обувь и пышные царские одежды и, перео­девшись в льняную рубаху, босыми ногами вносил Живоносное Древо Креста Господня в Иерусалим и тогда уже беспрепятственно поло­жил его у подножия Голгофы. Была тогда великая радость у верующих по причине возвращения Креста Господня, народ ликовал подобно тому как радовались когдо-то израильтяне возвращению от фили­стимлян Ковчега Завета (1Цар.7).
Во время разрушения храма Гроба Господня в 1009 г. египет­ским халифом Аль-Хакимом ков­чег с Древом Креста не пострадал, поскольку был спрятан грече­ским православным духовенством Иерусалима в безопасное место.
Крестоносцы взяли священный Крест на войну с мусульманами, чтобы присутствие великой святыни повлияло на исход битвы, подобно тому, как древние израильтяне брали на войну Ковчег Завета (Чис. 10:35, 1Цар.4:3). В страшной битве, происходившей в Нижней Галилее у подножия горы «Рога Хаттина», которая стала немой свидетельницей последней отчаянной битвы армии крестоносцев с войсками Салах ад-Дина, погибло двадцать тысяч рыцарей.
Битва началась 4 июля 1187 г. На вершине горы стоял католический епископ из Акко и держал в руках Ковчег-реликварий с Древом Креста Господня, а у подножия горы шло жестокое сражение. В знойный июльский день жара стояла настолько сильная, что кровь, которая брызгала из ран, запекалась на щитах и сбруях солдат, как на сковороде. В этом решающем сражении воины не всегда распознавали друг друга из-за поднявшейся невероятно сильной изнуряющей песчаной бури, встречающейся и в наше время и называемой арабами «хамсином» или «шарафом».
Едкая пыль застилала небо, за­трудняя дыхание. Историки пи­шут, что в этой битве, неподалеку от Галилейского озера, на полях от жажды погибло больше рыца­рей, чем от меча. В разгаре битвы несколько мусульманских воинов прорвались к вершине горы и сабля­ми рассекли епископа напополам. Ковчег с Древом Креста, который он держал в руках, упал на землю и был захвачен султаном Салах ад-­Дином. Вслед за этим поражением был взят Иерусалим, после чего Иерусалимское Королевство кре­стоносцев рассыпалось, как кар­точный домик, а Крест Господень, после нескольких попыток его вы­купа, исчез из исторических запи­сей. Ни мусульманские ни христи­анские историки почему-то о нем больше не упоминали. Дальнейшая судьба этого священного христиан­ского ковчега, как и судьба ветхоза­ветного Ковчега Завета осталась на веки покрыта тайной.
В наши дни небольшие части­цы Креста Господня хранятся во многих храмах по всему миру. Некоторые исследователи пола­гают, что христианские князья из Европы неофициально выкупали у мусульман частицы Священного Древа. Наиболее известные релик­вии, содержащие большие части­цы Креста, хранятся в базилике Святого Креста Иерусалимского (Santa Croce in Gerusalemme) в Риме, в Соборе Парижской Богоматери во Франции, в кафедральных собо­рах Пизы и Флоренции, в Брюсселе и Венеции. Крест-реликварий с самой большой частицей Животворящего Древа хранится в особой палате-сокровищнице с древним византийским названием «Скевофилакион» в храме Гроба Господня и принад­лежит православным.
На Русь эта великая святыня впервые попала в 946 г. в кресте с частицей Животворящего Древа, полученном св. равноапостоль­ной княгиней Ольгой на благосло­вение от Константинопольского Патриарха во время ее Крещения. Этот крест стал главной свя­тыней построенного княгиней Ольгой Софийского собора в Киеве. Второй раз частица этой священной реликвии прибыла в древнюю Русь в XII веке тоже из Константинополя. Она была по­дарена вместе с частицами кам­ней от Гроба Господня и от Гроба Богоматери, византийским импе­ратором Мануилом Комнином и Патриархом Константинопольским Лукой Хрисовергом и бережно хранилась в кресте преподобной Евфросинии Полоцкой.
В римской церкви Святого Креста Иерусалимского среди про­чих реликвий хранится т.н. «titulus crucis» - табличка, установленная на Кресте Спасителя по распоря­жению Понтия Пилата с надписью: «Иисус Назорей, царь Иудейский». Это дощечка, частично поврежден­ная, выполнена из орехового де­рева, ее точный вес - 687 г, длина
-      25 см, ширина - 14 см, толщина
-      2,6 см. На ней сохранились слова «Назарянин Царь», написанные на греческом и латинском языках. От надписи на древнееврейском вид­ны лишь следы букв.
Доказательством ее подлинно­сти служит тот факт, что латинское слово NAZARINUS (Назорей) не совпадает с евангельским и с обще­принятым в христианстве написа­нием NAZARENUS. Исследователи считают, что никакой предполагае­мый средневековый христианский фальсификатор не рискнул бы так явно противоречить Священному Писанию. Другим доказатель­ством служит то, что на дощечке все надписи выполнены справа на­лево, как пишут и читают евреи. Историкам известно, что докумен­ты в Палестине писались таким не­обычным образом только в середи­не I века после Р.Х. Эти исследова­ния лингвистов убеждают признать табличку подлинной.
Скала Голгофы
Проходя далее через окружаю­щий Кафоликон амбулаторий, на его левой стороне за стеклом мож­но увидеть часть натуральной при­родной скалы Голгофы. Эта свя­щенная скала, представляющая со­бой разновидность иерусалимского известняка цвета светлой охры, называемого на арабском языке «царским камнем» или «камнем ца­рей» (араб. Meleke), имеет не­большие натуральные вкрапления с темно-красными пятнами. Эти пятна символизируют драгоценную кровь Богочеловека Христа, проли­тую здесь за грехи всего человече­ства. Гора Голгофа не сохранилась до нашего времени в своем перво­начальном виде. Исследователи считают, что при строительстве царицей Еленой комплекса Храма Воскресения в IV веке скалистый склон горы был аккуратно обтесан по сторонам, поскольку архитектурные вкусы римского зодчества того времени не допускали наличия внутри и снаружи здания массив­ных скал.
Исследования, проведенные в 1988 г., после снятия с вершины скалы Голгофы положенной в 1810 г. мраморной облицовки, показа­ли, что гора представляет собой узкий выступ скалы с несколько заостренной верхушкой. Ее высо­та по отношению к окружающей поверхности составляет 12,75 м с востока, 8,97 м с севера и 5 м с запада. Уровень земли в евангель­ские времена был примерно на 1,2- 1,5 м ниже современного.
Придел Адама
У подножия Голгофы, непосред­ственно под престолом располо­женным на месте Распятия Христа, находится небольшая часовня, называемая «Приделом Адама». Часовня является собственностью православной Иерусалимской Патриархии и расположена на ос­новном, нижнем уровне храма, ря­дом с Камнем Помазания.
Ранее она была известна под названием «Место Главы», или «Черепа», «Святой Главы», придел царя Мелхиседека или св. Иоанна Предтечи. Придел этот является од­ним из старейших мест на террито­рии всего храмового комплекса, од­нако археологически он недостаточ­но изучен. Поскольку в письменных источниках он упоминается только с VII в., предполагается, что это место впервые было архитектурно оформлено в 615-626 гг. святителем Модестом. Он был местоблюсти­телем патриаршей Иерусалимской кафедры и восстанавливал храм Гроба Господня после его разруше­ния персами в 614 г..
В первоначальном храмовом комплексе, построенном при им­ператоре Константине в IV веке, особая часовня, посвященная па­мяти праотца Адама, паломниками не упоминается, поскольку Храм Воскресения был монументальной постройкой, приспособленной для проведения самых главных литур­гических церемоний.
Во времена крестоносцев цер­ковь была расширена с востока и служила усыпальницей латинских королей. Каменные саркофаги Готфрида Бульонского и Балдуина I Фландрского, расположенные ря­дом со входом в часовню, постра­дали во время пожара 1808 г. и при реставрации греческим архи­тектором Н. Комненосом не были восстановлены. Также при пожаре придел утратил свое прежнее бога­тое убранство и росписи.
В глубине апсиды, за мраморным престолом, через стеклянное окно можно увидеть природную скалу Голгофы и продолжение трещины, идущей вниз от места Распятия Иисуса Христа. Согласно самой ранней христианской традиции, эта расщелина образовалась в скале Голгофы в момент смерти Иисуса Христа на Кресте, когда «земля потряслась; и камни расселись» (Мф.27:50-51). На уровне окна видно небольшое углубление в скале, где, по преданию, была погребена глава первого человека — Адама, на которую сквозь расщелину в скале пролилась кровь Христова во время Его Распятия.

Похожие записи