Святыни Израиля - Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне

В 1873 г. знаменитый архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме — через своих верных помощников — драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде (Зиаде), - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов, купил здесь участок земли и стал первым европейцем, решив­шимся обосноваться в Иерихоне. Само место было приобретено с целью приема паломников, направлявшихся на гору Искушения и место Крещения Господня на реке Иордан. Позже этот участок «Хаккурет-эль-Бурдж» (араб. «за­гон у башни») площадью в 15127 кв. м. стали называть - «Антониновским». По сведениям некото­рых археологов, на месте дома Закхея святой преподобный Савва Освященный для паломников, от­правляющихся на Иордан, устроил приют с небольшими садами при нем и снабдил их водой. Через семь лет на приобретен­ном участке был построен дом для приема паломников с великолеп­ным садом из олеандров, пальм и лимонных деревьев, сооружена цистерна для сбора дождевой воды и обустроена часовня св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на руинах византийских построек с мозаиками VI в. О. Антонин (Капустин) лично принимал пожертвования и даже небольшие вклады отмечал в своем дневнике. Свой денежный вклад внесли великие князья Сергий и Павел Александрович, а также великий князь Константин Константинович после посещения ими Иерихона в 1881 г. На средства великих князей по ходатайству О. Антонина был достроен второй этаж паломнического дома. Страннопримный дом для приема паломников был назван именем евангельского Закхея. Над его входной дверью были высечены слова, сказанные Закхею Спасителем: «В доме твоем подобает днесь ми быти» (Лк. 19:5). На фоне арабских «мазанок», т.е. домиков из камыша и глины, он выглядел настоящим дворцом, как его тогда и называли. В 1889 г. участок в Иерихоне был оформлен архимандритом Антонином как «вакуф», т.е. особая форма рели­гиозного землевладения в мусуль­манском праве. С покупкой участка Русской Миссией и первыми по­стройками открылся новый период в жизни убогой и пыльной бедуин­ской деревушки, какой был тогда Иерихон.

Открытие византийского Иери­хона приписывается российской науке. В результате проведенных отцом Антонином раскопок были обнаружены руины древней воз­можно византийской или средне­вековой каменной башни, колонны и капители ранневизантийского храма, шесть камней с живописными изображениями святых, на­польные мозаики, а также большой цилиндрической формы камень из синайского гранита. В этот камень, снаружи покрытый орнаментом в виде сетки или на подобие пчели­ных сот, встроен мурованный сложенный цилиндр. Под ним нахо­дится объемный колодец или яма, в который сбоку ведет каменная лестница.

Предназначение этого довольно большого каменного сооружения до сих пор до конца не разгадано учеными.

В 1880 г. было найдено мо­заичное надгробие основателя древнего византийского храма с эпитафией игумена Кириака на греческом языке: «Гробница бла­женного Кириака, пресвитера и игумена, устроившего святую ча­совню славного мученика Георгия и принесшего ее в дар святейшему новому храму славной Богородицы в Иерусалиме. Скончался одиннад­цатого декабря, пятнадцатого индикта, в царствование нашего повелителя Флавия Юстина Вто­рого (565-578)». Частью орнамента мозаичного пола является особо выделенное изображение креста, а справа от престола сохранилось выложенное мозаикой углубление в полу, куда, как считают византи­нисты, сливалась вода, остававшаяся после омовения литургических сосудов. Со временем эта вода ис­парялась, и углубление оставалось сухим. Раскопки были продолжены в результате ближневосточной экс­педиции Н.П.Кондакова (1891 г.) и сотрудниками Императорско­го православного палестинского общества, но после 1917 г. иссле­дования на земельных участках, принадлежащих России, останови­лись. Чертежи для «церкви иерихон­ской» готовил еще архимандрит Антонин, но часовню в честь св. Иоанна Предтечи над обнаружен­ной мозаикой построили тридцать лет спустя, между 1904 и 1912 гг. Храм внутри разделен сквозным перекрытием между тремя колон­нами, образуя большую арку по центру храма. Открытая алтарная часть храма ограждена металличе­ским забором, а над украшенной мозаикой гробницей блаженного Кириака расположен престол. В центре храма находится неболь­шой деревянный ковчег с части­цами мощей святых угодников Бо­жиих. Настенные росписи храма были выполнены русской монахи­ней Сергией (Трофимовой), духов­ной дочерью игумена Серафима (Кузнецова), который привез из Алапаевска в Святую Землю мощи великой княгини Елисаветы Фёдо­ровны. На этих иконах изображены святые подвизавшиеся в окрестно­стях Иерихона: Харитон Исповед­ник, Евфимий Великий, Герасим Иорданский и Кириак Отшельник, старец Зосима и Мария Египет­ская, а также сюжеты на евангельские события, которые происходили в Иерихоне и его окрестностях.

В стены храма вмурованы фрагменты капителей обнаруженной на участке христианской базилики. На них изображены листья аканта (лат. Acanthus;), строго прямая форма которых говорит о том, что они были выполнены ранее V в. По свидетельству археологов, стилизованная форма будто колеблемых ветром листьев аканта при­менялась в христианских храмах Ближнего Востока только начиная с V-VI вв.

После Октябрьской револю­ции 1917 г. участок находился в ведении Русской Православной Церкви Заграницей, а в 2000 г. властями Палестинской адми­нистрации был передан Русской Православной Церкви Москов­ской Патриархии.

3 мая/20 апреля 2015 г. в день памяти Апостола от семидесяти Закхея, епископа Кесарии Палестинской на русском подворье в Иерихоне положено начало новой традиции. В этот день, впер­вые собор духовенства Русской Духовной Миссии при участии мо­нахинь Горненского монастыря со­вершил Божественную литургию в часовне, расположенной на рус­ском участке. С этого дня ежегодно 3 мая/20 апреля иерихонский уча­сток будет раскрывать свои двери для всех желающих почить память евангельского Закхея, покровителя семейного домашнего очага. Сам Господь Иисус Христос посетил дом Закхея, принося ему и его семейсву мир и спасение.

Память «святого апостола Закхея» в Синаксаре Константинополе кой церкви (X в.) и в Типиконе Ве­ликой церкви ІХ-ХІ вв. отмечала» 21 апреля (Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 268-269), а в греческой печатной Минее (Венеция, 1603) - 20 апреля.

В доме евангельского Закхея на русском подворье в Иерихоне сочетаются традиции уединенного жительства и одновременно гостеприимства. Библейская добро­детель гостеприимства и служе­ния странникам свято соблюдается русскими монахинями и помогаю­щими им трудницами. Всех устав­ших в пути паломников угощают здесь сладким чаем с конфетами, фруктами из собственного сада и отпускают с любовью и молитвой. В такой радушной обстановке ожи­вают страницы Евангелия, и слов­но слышатся спасительные слова Христа: «Ныне пришло спасение дому сему...» (Лк. 19:9).

Русский культурный центр в Иерихоне

Музейно-парковый комплекс расположен в самом центре Иери­хона на так называемом «Иоасафовском» участке. Участок земли с «деревом Закхея» площадью око­ло 15 ООО кв. м был приобретен в 1886 г. афонским иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы, кре­стьянки Елены Резниченко, и впо­следствии передан Императорско­му Православному Палестинскому Обществу.

В 1997 г. глава ПНА Ясир Ара­фат своим указом передал участок в собственность правительства России. На его территории архео­логами были обнаружены руины византийских построек V-VII вв. Среди находок - крупная мозаика из пятнадцати тысяч разноцветных кубиков в центре одного из парад­ных помещений, бронзовая кадиль­ница с цепочками и крестом, большая бронзовая церковная лампа, керамические светильники с гре­ческой надписью «Свет Христов просвещает всех» и клад монет в основном V-VII вв. Найденные ар­тефакты являются частью экспо­зиции открывшегося здесь музея палестинских древностей. Самые древние найденные здесь монеты были отчеканены во время Макка­веев, правителей Иудеи І в. до Р.Х., но большинство из них относится к ранневизантийскому периоду.

В самом углу примузейного участка, возле улицы Д. А. Мед­ведева, растет старое дерево, би­блейский сикомор, почитаемый местными жителями и христианскими паломниками всего мира в качестве «дерева евангельского Закхея».

Возле этого знаменитого дерева всегда останавливаются туристи­ческие автобусы и толпятся палом­ники.



 

Похожие записи