Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне

Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне

В 1873 г. знаменитый архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме — через своих верных помощников — драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде (Зиаде), - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов, купил здесь участок земли и стал первым европейцем, решив­шимся обосноваться в Иерихоне. Само место было приобретено с целью приема паломников, направлявшихся на гору Искушения и место Крещения Господня на реке Иордан. Позже этот участок «Хаккурет-эль-Бурдж» (араб. «за­гон у башни») площадью в 15127 кв. м. стали называть - «Антониновским». По сведениям некото­рых археологов, на месте дома Закхея святой преподобный Савва Освященный для паломников, от­правляющихся на Иордан, устроил приют с небольшими садами при нем и снабдил их водой. Через семь лет на приобретен­ном участке был построен дом для приема паломников с великолеп­ным садом из олеандров, пальм и лимонных деревьев, сооружена цистерна для сбора дождевой воды и обустроена часовня св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на руинах византийских построек с мозаиками VI в. О. Антонин (Капустин) лично принимал пожертвования и даже небольшие вклады отмечал в своем дневнике. Свой денежный вклад внесли великие князья Сергий и Павел Александрович, а также великий князь Константин Константинович после посещения ими Иерихона в 1881 г. На средства великих князей по ходатайству О. Антонина был достроен второй этаж паломнического дома. Страннопримный дом для приема паломников был назван именем евангельского Закхея. Над его входной дверью были высечены слова, сказанные Закхею Спасителем: «В доме твоем подобает днесь ми быти» (Лк. 19:5). На фоне арабских «мазанок», т.е. домиков из камыша и глины, он выглядел настоящим дворцом, как его тогда и называли. В 1889 г. участок в Иерихоне был оформлен архимандритом Антонином как «вакуф», т.е. особая форма рели­гиозного землевладения в мусуль­манском праве. С покупкой участка Русской Миссией и первыми по­стройками открылся новый период в жизни убогой и пыльной бедуин­ской деревушки, какой был тогда Иерихон.

Открытие византийского Иери­хона приписывается российской науке. В результате проведенных отцом Антонином раскопок были обнаружены руины древней воз­можно византийской или средне­вековой каменной башни, колонны и капители ранневизантийского храма, шесть камней с живописными изображениями святых, на­польные мозаики, а также большой цилиндрической формы камень из синайского гранита. В этот камень, снаружи покрытый орнаментом в виде сетки или на подобие пчели­ных сот, встроен мурованный сложенный цилиндр. Под ним нахо­дится объемный колодец или яма, в который сбоку ведет каменная лестница.

Предназначение этого довольно большого каменного сооружения до сих пор до конца не разгадано учеными.

В 1880 г. было найдено мо­заичное надгробие основателя древнего византийского храма с эпитафией игумена Кириака на греческом языке: «Гробница бла­женного Кириака, пресвитера и игумена, устроившего святую ча­совню славного мученика Георгия и принесшего ее в дар святейшему новому храму славной Богородицы в Иерусалиме. Скончался одиннад­цатого декабря, пятнадцатого индикта, в царствование нашего повелителя Флавия Юстина Вто­рого (565-578)». Частью орнамента мозаичного пола является особо выделенное изображение креста, а справа от престола сохранилось выложенное мозаикой углубление в полу, куда, как считают византи­нисты, сливалась вода, остававшаяся после омовения литургических сосудов. Со временем эта вода ис­парялась, и углубление оставалось сухим. Раскопки были продолжены в результате ближневосточной экс­педиции Н.П.Кондакова (1891 г.) и сотрудниками Императорско­го православного палестинского общества, но после 1917 г. иссле­дования на земельных участках, принадлежащих России, останови­лись. Чертежи для «церкви иерихон­ской» готовил еще архимандрит Антонин, но часовню в честь св. Иоанна Предтечи над обнаружен­ной мозаикой построили тридцать лет спустя, между 1904 и 1912 гг. Храм внутри разделен сквозным перекрытием между тремя колон­нами, образуя большую арку по центру храма. Открытая алтарная часть храма ограждена металличе­ским забором, а над украшенной мозаикой гробницей блаженного Кириака расположен престол. В центре храма находится неболь­шой деревянный ковчег с части­цами мощей святых угодников Бо­жиих. Настенные росписи храма были выполнены русской монахи­ней Сергией (Трофимовой), духов­ной дочерью игумена Серафима (Кузнецова), который привез из Алапаевска в Святую Землю мощи великой княгини Елисаветы Фёдо­ровны. На этих иконах изображены святые подвизавшиеся в окрестно­стях Иерихона: Харитон Исповед­ник, Евфимий Великий, Герасим Иорданский и Кириак Отшельник, старец Зосима и Мария Египет­ская, а также сюжеты на евангельские события, которые происходили в Иерихоне и его окрестностях.

В стены храма вмурованы фрагменты капителей обнаруженной на участке христианской базилики. На них изображены листья аканта (лат. Acanthus;), строго прямая форма которых говорит о том, что они были выполнены ранее V в. По свидетельству археологов, стилизованная форма будто колеблемых ветром листьев аканта при­менялась в христианских храмах Ближнего Востока только начиная с V-VI вв.

После Октябрьской револю­ции 1917 г. участок находился в ведении Русской Православной Церкви Заграницей, а в 2000 г. властями Палестинской адми­нистрации был передан Русской Православной Церкви Москов­ской Патриархии.

3 мая/20 апреля 2015 г. в день памяти Апостола от семидесяти Закхея, епископа Кесарии Палестинской на русском подворье в Иерихоне положено начало новой традиции. В этот день, впер­вые собор духовенства Русской Духовной Миссии при участии мо­нахинь Горненского монастыря со­вершил Божественную литургию в часовне, расположенной на рус­ском участке. С этого дня ежегодно 3 мая/20 апреля иерихонский уча­сток будет раскрывать свои двери для всех желающих почить память евангельского Закхея, покровителя семейного домашнего очага. Сам Господь Иисус Христос посетил дом Закхея, принося ему и его семейсву мир и спасение.

Память «святого апостола Закхея» в Синаксаре Константинополе кой церкви (X в.) и в Типиконе Ве­ликой церкви ІХ-ХІ вв. отмечала» 21 апреля (Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 268-269), а в греческой печатной Минее (Венеция, 1603) - 20 апреля.

В доме евангельского Закхея на русском подворье в Иерихоне сочетаются традиции уединенного жительства и одновременно гостеприимства. Библейская добро­детель гостеприимства и служе­ния странникам свято соблюдается русскими монахинями и помогаю­щими им трудницами. Всех устав­ших в пути паломников угощают здесь сладким чаем с конфетами, фруктами из собственного сада и отпускают с любовью и молитвой. В такой радушной обстановке ожи­вают страницы Евангелия, и слов­но слышатся спасительные слова Христа: «Ныне пришло спасение дому сему...» (Лк. 19:9).

Русский культурный центр в Иерихоне

Музейно-парковый комплекс расположен в самом центре Иери­хона на так называемом «Иоасафовском» участке. Участок земли с «деревом Закхея» площадью око­ло 15 ООО кв. м был приобретен в 1886 г. афонским иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы, кре­стьянки Елены Резниченко, и впо­следствии передан Императорско­му Православному Палестинскому Обществу.

В 1997 г. глава ПНА Ясир Ара­фат своим указом передал участок в собственность правительства России. На его территории архео­логами были обнаружены руины византийских построек V-VII вв. Среди находок - крупная мозаика из пятнадцати тысяч разноцветных кубиков в центре одного из парад­ных помещений, бронзовая кадиль­ница с цепочками и крестом, большая бронзовая церковная лампа, керамические светильники с гре­ческой надписью «Свет Христов просвещает всех» и клад монет в основном V-VII вв. Найденные ар­тефакты являются частью экспо­зиции открывшегося здесь музея палестинских древностей. Самые древние найденные здесь монеты были отчеканены во время Макка­веев, правителей Иудеи І в. до Р.Х., но большинство из них относится к ранневизантийскому периоду.

В самом углу примузейного участка, возле улицы Д. А. Мед­ведева, растет старое дерево, би­блейский сикомор, почитаемый местными жителями и христианскими паломниками всего мира в качестве «дерева евангельского Закхея».

Возле этого знаменитого дерева всегда останавливаются туристи­ческие автобусы и толпятся палом­ники.



 

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме