Святыни Израиля - Кана Галилейская

Кана Галилейская (араб. Kafr Каnа или Kfar Каnа, евр.  Kafr Каnа) - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию (евр. Тверию), почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес, претворив воду в вино. В современной Кане про­живает смешанное арабское на­селение, мусульмане и христиане, всего около 18 000. Христиане со­ставляют около 17% его жителей, из которых большинство являются православными.

Город с названием Кана встре­чается в египетских источниках, начиная со времен Рамзеса II (1290- 1224 гг. до Р.Х.). Упоминается также в Священном Писании Ветхого Завета, но относится к местности, принадлежащей колену Асира и расположенной недале­ко от библейских городов Сидона и Тира (Нав. 19:28) на берегу Средиземного моря (Ливан).

Город Кана в Галилее упомянут в ранних иудейских источниках. О нем писал еврейский историк Иосиф Флавий, рассказывая, как он в течение первого еврейского восстания против Рима (66-70 гг. н.э.) останавливался на некоторое время «в деревне Галилейской, на­зываемой Кана». Через Кану в те времена проходила римская до­рога, соединяющая Сепфорис с Тиверией. После разрушения рим­лянами Иерусалимского храма в 70 г. в «Кане» поселилась священ­ническая семья Элиашиба (одна из 24 семей) упомянутая в пер­вой книге Паралипоменон 24:12. Свидетельствуют об этом доку­менты, найденные при раскоп­ках древней синагоги в Кесарии Палестинской. Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде (Terumot.46b) как деревня, откуда был ро­дом разбойник Эли.

Археологические раскопки по­казали, что в первом веке нашей эры в Кане Галилейской суще­ствовало еврейское поселение. Во время еврейско-римской войны город был укреплен. Еврейское присутствие в Кане существовав­шее с конца эпохи Второго Храма и продолжалось вплоть до XVI в. после Р.Х. В византийский пери­од в Кане существовала большая христианская община. Также в период мамлюков (1291-1516 гг.) большинство жителей Кафр-Каны были христианами, хотя все еще продолжала существовать в ней еврейская община.

Кана упоминается в Евангелии как место, где Иисус Христос со­вершил чудо претворения воды в вино (Ин 2:1-11), исцелил сына «ца­редворца» (Ин.4:46-54) и как место рождения апостола Варфоломея (арам, «bar talmai» - «сын Фалмая» или «сын Толомея») (Ин.21:2), который, по мнению библеистов, отождествляется с Нафанаилом (евр. «Natanel» - «Дар Божий»).

Евангельские события

Господь Иисус Христос бла­говолил присутствовать в Кане Галилейской на брачном торже­стве и «Матерь Иисуса была там» (Ин.2:1). Это бракосочета­ние Господь освятил Своим при­сутствием и совершением первого из Своих чудес, что понимается святоотеческой традицией как бла­гословение брачного союза.

На третий день после встречи с Нафанаилом Иисус Христос, буду­чи приглашенным на брак в Кану пришел с первыми учениками. При толковании этих слов Евангелий святые Отцы отмечают, что тре­тий день от начала поста был днем заключения Завета израильского народа с Богом на горе Синай, по­этому для людей того времени эти слова означали «в день Завета».  Третий день был ознаменован по­явлением над горой Синай густого облака, сопровождаемого гро­мом, молниями и клубами дыма (Исх. 19:16). Символически день сотворения первого чуда, первый день проявления мессианской славы Христа, был предзнамено­ванием Завета Нового: «Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он... оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его»<(Ос.6:1-2).

Во время брачного пира, к ве­ликому огорчению хозяев, кончи­лось вино и нечем было угощать собравшихся. К законам гостеприимства на всем древнем Ближнем Востоке относились с большой от­ветственностью. Матерь Божия, являя первый пример ходатайства и заступничества за людей перед Своим Божественным Сыном, ска­зала: «Вина нет у них». Иисус Христос ответил: «Еще не пришел час Мой», - но, видя всецелое упо­вание Богородицы на всемогуще­ство Божественного Сына и из по­чтения к Ней, ускорил час явления Своей славы. Он повелел слугам налить воды в шесть больших ка­менных сосудов, предназначенных для ритуальных омовений, а затем, почерпнув из них, отнести к рас­порядителю пира. По иудейскому обычаю, при трапезе полагалось мыть руки и посуду (ср. Мф.15:2, 23:25).

Слуги в точности исполнили повеление «и наполнили их до верха». Когда распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, то, поразившись его вкусом, сказал жениху: «Хорошее вино всегда подают сначала, а ты сберег его до сих пор...» (Ин.2:10). Он сказал так потому, что, в отличие от слуг, не знал еще о чудесном претворении воды в вино. Знали об этом только слуги, черпавшие воду. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин.2:1-11).

Имена супружеских пар в Евангелии не упоминаются. Женихом на свадьбе, по одному из преданий, был апостол Симон Зилот (Лк.6:15), что в переводе с греческого означает «ревнитель закона» (греч. ревнитель). Согласно преданию, он был сыном святого Иосифа Обручника от его первого брака. Узрев чудо, совершённое Господом на своей свадьбе в Кане, он уверовал в Него и последовал за Спасителем, как говорится в его житии «уневестив душу свою Жениху бессмертному». Симон стал одним из двенадцати Апостолов, ближайших учеников Христа.

Некоторые исследователи ин­терпретируют нехватку вина на свадьбе как символ духовной су­хости древнего иудаизма. Вино было библейским символом Божьей щедрости и духовной ра­дости. Лоза виноградная - один из даров Божиих. «Вино весе­лит сердце человека», - говорит псалмопевец  Давид (Пс.103:15). А изобилие и качество вина по­сле совершения Христом чуда, послужило символом изобилия благодатных даров Святого Духа в Новозаветной Церкви. Вода в иудейской традиции символизи­ровала очищение. Иисус Христос заменил ее чистым вином, симво­лом Его пречистой крови, которая смыла наши грехи.

Проявление власти Христа над природой началось не с устраша­ющих знамений, а за празднич­ным столом, под звуки свадебных песен. Брак в Кане, как образ мес­сианского пира (Ис.54:4-8; 62:4- 5), знаменовал наступление мес­сианской эры (Мф.8:11; 22:1-14; Лк.22:16-18). Аллегория жениха и невесты символизирует духовный союз Христа с Его Церковью, которой Он дарует «новое вино» (Мф.9:17). Это «новое вино» ста­ло духовным символом Нового Завета. Завет, записанный на ка­менных скрижалях, уступает ме­сто Завету Новому, написанному на скрижалях сердца, ритуальное очищение преображается в ра­дость Духа Святого, наполняюще­го человека духовным веселием и радостью.

Свое первое чудо Иисус Христос совершил по ходатай­ству Своей Пречистой Матери как молитвенной предстательни­цы за род человеческий. Господь установил таинство брака, вознося его на высоту служения Богу как «малой церкви», и освятил его не только Своим присутствием, но и первым чудом.

Примечательно, что свт. Епифаний Кипрский (IV в.) со­общал о ежегодном чуде претво­рения воды в вино в христиан­ском храме, построенном на месте языческого святилища Диониса в городе Гераса (Джераш, Иордания). В день памяти чуда в Кане Галилейской, совпадаю­щим с праздником Преображения Господня, вода в фонтане атриума превращалась в вино.

В другой раз, находясь в Кане Галилейской, Христос сотворил еще одно чудо. Заочно, на рас­стоянии, силою Своего Слова Он исцелил умирающего сына капер­наумского царедворца, который был видимо важным чиновником Ирода Антилы. Христос сказал умолявшему Его отцу: «Пойди, сын твой здоров!» Царедворец поверил Господу и по дороге до­мой, узнал от своих слуг, что его сын выздоровел в тот момент, ког­да Христос произнёс эти слова. После этого царедворец уверовал в Иисуса Христа, а с ним и весь дом его (Ин.4:46-53).

 История места

На право именоваться евангельской Каной претендуют также руины разрушенной деревни с названим Хирбет Кана (Khirbet Каnа)  расположенной на северной окраине долины Асохис (араб. Sal-el-Battauf). Однако проведенные там археологические раскопки обнаружили только остатки небольшой  деревни, гробницы и колумбарий. Руин византийского храма архео­логи не нашли, что свидетельству­ет об отсутствии связанной с этим местом христианской традиции. |

Христианские паломники посещали евангельскую Кану с древних времен. Они останавливались в Кане по пути в Назарет, и им по­казывали резервуары - сосуды для воды, которые называли «гидриа»,  в которых вода была претворена в вино.

Евсевий Кесарийский упоми­нает о двух городах с названием Кана: один - «до Сидона великого, ( жребия Асирова», другой - там, где Господь совершил Свои чудеса. Блаженный Иероним Стридонский (342-420 гг.), проведший послед­ние годы своей жизни в монастыре в Вифлееме, писал, что Кану мож­но было видеть из Назарета, что можно наблюдать и в наше время. О паломничестве в Кану, располо­женную рядом с Назаретом, писала в 383 г. блаженная Павла к римской матроне Маркелле. Неизвестный по имени паломник из Пьяченцы, посетивший это место около 570 г., писал: «Покинув Сефорис, через три мили мы добрались до Канны, где Господь посетил свадьбу; мы сели на те же скамьи, и я, недостойный, написал на них имена ро­дителей моих... из этих водоносов там остались два...».

Посетивший Кану в 726 г. при мусульманском владычестве св. Виллибальд сообщил о большой древней церкви, стоящей на месте евангельского чуда, а английский паломник Зевульф, посетивший Кану в 1102 г., упоминал о суще­ствовании монастыря, называемого Архитриклин  в память о греческом названии еван­гельского распорядителя пира.

Русский игумен Даниил, посетивший Кану в 1106     г., писал: «От села Исавова до Каны Галилейской полторы версты. Находится она на людном пути, здесь Христос превратил воду в вино. Тут мы встретились с большим отрядом (крестоносцев), идущим в Акру, пристали к нему с большой радостью и пошли с ним в Акру».

В наше время в Кане Галилейской находятся три хри­стианских храма: православ­ный в честь св. вмч. Георгия Победоносца, католический, посвящённый браку и чуду в Кане и греко-католическая цер­ковь св. Апостола Варфоломея (Нафанаила), уроженца Каны, построенная в 1885 г.

 Греческая православная церковь

По преданию, этот небольшой храм построен на месте дома апо­стола Симона Кананита, на свадьбе которого согласно традиции Иисус Христос сотворил первое чудо. В 1566 г. Иерусалимская Патриархия приобрела здесь участок земли и на остатках более древних храмов и руинах церкви крестоносцев по­строила небольшой храм. От этих древних построек на территории храма сохранились ступени входа, основания колонн и две небольшие капители предположительно XIV в., украшенные крупными листьями аканфа с небольшими условными волютами.

Время сооружения одной из церквей на этом месте археологи определили благодаря найденным в ее основании 17 талерам 1556 г. (Bagatti. 2001. Р. 43). Талер пред­ставлял собой крупную серебряную монету, которая в XVI-XIX веках играла важную роль в денежном обращении Европы и в междуна­родной торговле. От храма XVI в. сохранилась лишь одна капитель, украшенная с обеих сторон деко­ративными вазонами с ребристой, канеллированной поверхностью.

Древний греческий храм в Кане посещал русский инок Парфений, совершивший паломничество в Святую Землю в 1845 г: «Пришли в селение - Кану Галилейскую. Вошли в дом, где был Господь Иисус Христос на браке и воду в вино претворил: в том доме сделана церковь и сохраняется один, от трех сосудов; живет при ней священник православный. Церковь весьма бедна. Жители в селе все - христиане православного исповедания». Архимандрит Антонин (Капустин) 6 ноября 1880 г. от­метил в своем дневнике наличием этой церкви русских икон и колокола: «В убогой церкви есть и рус­ские иконы, а над входными дверями висит пудовый колокол».

В 1885 г. эта древняя цер­ковь была заново перестрое­на на средства Императорского Православного Палестинского Общества и в таком виде стоит и поныне. Примечательно, что коло­кольня над центральным входом выполнена в виде двух увенчан­ных пологими византийскими ку­полами стройных башенок, сим­волизирующих собою евангель­ского жениха и невесту. Храм был освящен по требованию местной православной общины в честь святого великомученика Георгия Победоносца 20 октября 1885 г.

В 1994 г. восстановительные работы в храме были проведе­ны архимандритом Феофилом (Яннопулосом), который с 1991 по 1996 г. был настоятелем этого мо­настыря, а в настоящее время явля­ется Патриархом Иерусалимским.

В монастырском дворике у центрального входа можно уви­деть русские иконы преподобного Сергия Радонежского и святой пра­ведной Елисаветы в честь покро­вителей, почётных Председателей ИППО: великого князя Сергея Александровича и святой муче­ницы великой княгини Елизаветы Фёдоровны. В церкви, по правую сторону от входа, находится части­ца мощей апостола Симона Зилота, и камень с места его мученической кончины в Абхазии. В храме с пре­красными современными роспися­ми в византийском стиле, можно также поклониться иконам святых апостолов Варфоломея и Симона Зилота. На западной стене хра­ма находится уникальная древняя икона-карта Святой Земли.

Присутствие Богоматери на бра­ке в Кане Галилейской и Ее предстательство в чуде, увековечено замечательной росписью в алтар­ной апсиде, копией греческой ико­ны с названием «Платитера тон уранон» - «Ширшая небес». Икона является богословской парафразой на молит­ву царя Соломона, произнесенной им при освящении ветхозаветного Храма: «Небо и небо небес не вме­щают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (ЗЦар.8:27). Пречистая Дева Мария в бого­служебных текстах и церковных молитвах, часто называется «хра­мом одушевленным, вместилищем Божества» или «небес ширшая», поскольку, послужив великой тайне воплощения Сына Божия, удостои­лась вместить в Себя Того, Которого «небеса небес» не вмещают.

Главной святыней храма яв­ляются два каменных сосуда, по мнению исследователей, - двухты­сячелетней давности, изготовлен­ных из цельного камня местного известняка, и принадлежавшие, по преданию, семье Евангельских новобрачных. Один из них силь­но поврежден, другой совершенно целый. Изготовление таких ри­туальных сосудов было занятием трудоемким и дорогостоящим, но они, в отличие от пористых гли­няных кувшинов, не становились ритуально нечистыми, поэтому соответствовали библейским тре­бованиям. В те времена большин­ство народов изготавливали кухон­ную утварь, в основном, из глины. Каменной кухонной посудой из-за ее ритуальных особенностей поль­зовались главным образом, изра­ильтяне.

Примечательно, что в 2016 г. группа израильских археологов из Ариэльского университета обна­ружила в пещере, в окрестностях Назарета, уникальную древнюю мастерскую по изготовлению ка­менной посуды. Эта мастерская более чем 2000-летней давно­сти, стала настоящим научным открытием, поскольку является первой такой находкой на терри­тории Израиля и расположена со­всем рядом с евангельской Каной Галилейской. В этой древней мастерской найдено множество заго­товок каменной посуды в разных стадиях производства.

В храме проводятся торже­ственные бракосочетания, и мно­гие паломнические пары сподо­бляются принять здесь таинство Венчания, таинство христианской любви и веры. Здесь паломники особенно усердно молятся о бла­гополучии семейной жизни, пре­терпевающей в наше время нема­лые трудности. На территории мо­настыря существует возможность приобретения благословенного вина, в память о первом чуде, со­вершенном здесь Спасителем.

Похожие записи