Храм Гроба Господня

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня (лат. Sanctum Sepulchrum, евр. Knesijat ha-Kewer, араб. Kaneesatu al-Qeyaamah, или «Святое Воскресение»), са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. Название «Храм Гроба Господня», общеприня­тое в современных описаниях Иерусалима, имеет позднее запад­ноевропейское происхождение (от лат. «sepulcrum» - могила, гробница). Православные греки и арабы до сих пор называют храм перво­начальным его именем «Храм Воскресения».
В этот священный храмовый комплекс можно пройти со стороны Яффских ворот (евр. Sha’ar Jafo, араб. Bab al-Chalil) через улицу Давида (David Street), от которой первый поворот налево ведет на Христианскую улицу (евр. Ha’Notzri). Далее следует повернуть с нее направо на улицу Св. Елены (St. Helena) и пройти через небольшие ворота, где можно выйти на замкнутый дворик - атриум, расположенный напротив входа в Храм. Со стороны Дамасских ворот (евр. Sha’ar Sh’khem, араб. Bab Alamud) можно попасть в него, проходя по улице Сук Хан аз-Зейт (Souq Khan el-Zeit), а со стороны Новых ворот (евр. HaSha’arHeChadash, араб. Bab ij-Jdїd) - по улице св. Франциска (St. Ftancis Street) и Христианской.
Храм Воскресения являет­ся важнейшим местом евангель­ских событий, главным центром христианского паломничества и великолепным древним архитек­турным образцом церкви-мартирия. Храм Воскресения Христова величественен и огромен. Его своды способны вместить около 10 тысяч человек. В здании это­го грандиозного храма-мавзолея хранятся величайшие святыни, каменные свидетели Распятия, Погребения и Воскресения Иисуса Христа - Святая Гора Голгофа и Живоносный Гроб Господень. Сама священная Пещера - Гроб Спасителя, откуда воссиял миру свет Христова Воскресения, - за­ключена в мраморной часовне, называемой Кувуклией стоящей посреди круглой Ротонды. Храм Воскресения Христова с двумя огромными серыми куполами и срезанной колокольней во вну­треннем пространстве отображает смесь различных архитектурных стилей и заключает в себе около 30 часовен и мест поклонения.
В настоящее время Храм Воскресения Христова включает в себя древнюю Ротонду, в кото­рой находится Кувуклия (часов­ня с Гробом Господним), верши­ну Голгофы с местом Распятия, Кафоликон, являющийся кафе­дральным собором Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапо­стольной царицы Елены, множе­ство престолов и приделов, не­сколько монастырей, ряд вспомо­гательных помещений и галерей.
Храм - памятник и каменный свидетель Искупительной жертвы Иисуса Христа, Его Крестных страданий, Смерти и последующего Воскресения во славе несет на себе следы многочисленных пожаров и землетрясений, жестоких разрушений и восстановлений на протяжении более полутора тысяч лет. Следы разрушений отражают многовековую историю Иерусалимской Церкви, которая существовала на этой земле, раздираемая войнами и насилием, прошла через горнило страдании и испытаний, сохраняя, однако, внутреннюю силу и надежду на непременное исполнение Божьих обетований.
Возведение храма Воскресения после обретения на этом месте
евангельских святынь стало важ­нейшим событием в истории все­го христианского мира и главной реликвией сакральной топогра­фии Иерусалима. Несмотря на ряд разрушений, храм оставался в руках христиан с момента его возведения, богослужения в нем практически не прекращались, и не прекращалось паломничество. Архитектурный ансамбль храма Воскресения уникален еще и тем, что охватывает собой очень слож­ный участок рельефа, значительно измененный при первоначальном строительстве. Со времен кресто­носцев храм, в основном, остал­ся без существенных изменений, однако его внутреннее убранство из-за произвола реставраторов зна­чительно утратило свой прежний блеск. Большинство старых камен­ных плит и древних колонн в хра­ме не потерялись, они были вмон­тированы в очередные постройки и заново служат в качестве средства преемственной связи между исто­рическими эпохами и для передачи сакрального смысла.
Первое паломничество к это­му свято хранимому месту совершилось в тот памятный первый день недели, когда святые Жены- мироносицы, купив ароматы, приш­ли рано утром, на рассвете, и увиде­ли камень отвален и Гроб пуст, и не нашли в нем Тела Господа Иисуса Христа. Потом пришли Апостолы и другие ученики, а вслед за ними, непрестанно, вплоть до наших дней идут бесчисленные христианские паломники, слезами любви и уми­ления омывая порог этого священ­ного храма. Миновали столетия, сокрушались царства, возникали и исчезали со страниц истории племена и народы, а святой Гроб Господень, не смотря на все его варварские разрушения, оставал­ся неизменным, мера его святости и благодатная сила воздействия на верующих никогда не скуднела. Когда мир безмятежно спит есте­ственным и духовным сном, святогробский монах, из года в год просыпаясь посреди ночи, спе­шит к Живоносному Гробу, что­бы возжечь лампады, совершить Божественную Евхаристию и по­клониться Царствующему над всеми.
Евангельские события
Была еще ночь, но приближался рассвет... Заканчивалась долгая ночь человечества.
После Смерти Спасителя два тайных Его ученика - святые пра­ведные Иосиф и Никодим - при­няли на себя все заботы о достой­ном погребении возлюбленного Учителя. Св. праведный Иосиф снял Пречистое Тело Господа с Креста, и вместе с Никодимом они «обвили его пеленами с бла­говониями» и погребли в новом, высеченном в скале гробе, «в ко­тором еще никто не был по­ложен» (Ин. 19:40-42). Иосиф Аримафейский, знаменитый член Синедриона, не позволил, чтобы Тело Спасителя было положено в общую могилу, где обычно хо­ронили казненных преступников, отводя им особые места для захо­ронения, но предоставил Христу Спасителю, приготовленный для себя гроб в саду, неподале­ку от Голгофы (см. 4Цар.21.18). Обстоятельства этого погребе­ния были предсказаны пророком Исаией: «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у бога­того, потому что не сделал гре­ха, и не было лжи в устах Его» (Ис.53:9). Иосиф Флавий свиде­тельствует, что евреи погребали распятых римлянами преступни­ков в соответствии с иудейским за­коном: «... иудеи так строго чтят погребение мертвых, что даже приговоренных к распятию они до заката солнца снимают и хоро­нят» (Иуд.Древн. 13:6.6), а рим­ский закон разрешал передавать тела распятых родственникам или друзьям для погребения (Digesta. ХLVIII.24).
Первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о Своем воскресении на третий день, поставили у двери Гроба стражей и приложили к камню печать, «чтобы ученики Его, придя ночью, не украли» Тело (Мф.27: 64-66). «У вас есть кустодия, т.е. военная храмовая стража, - отвечал им Пилат, - пойдите, охраняйте, как знаете» (Мф.27:65). Ночью, по прошествии субботы, на третий день после Крестных страданий и Смерти Спасителя, когда стражи еще стояли на своем посту у запечатанного Гроба, Господь Иисус Христос силою Своего Божества Воскрес из мертвых. Ни большой камень (евр. «golel»), приваленный к дверям Гробницы, ни печать Синедриона, ни поставленные первосвященниками стражи, продолжавшие третий день стоять на посту, ни сама смерть не смогли удержать в Гробе Распятого Мессию (Деян.2:24). Заря Его Воскресения сияла уже в этот день мертвым в аду. Тайна святой Субботы, когда «плотию уснув», совершил подвиг спасения людей положенный во Гробе Христос, являя нам Свой великий субботний покой, умиротворяет всю вселенную.
Сильное землетрясение внезап­но прервало царившую ночную тишину, земля содрогнулась «и не могла, - говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, - не содрогнуться, потому что из недр ее выходил теперь великий Первенец из мертвых», славному Воскресению Которого удостои­лись послужить Силы Небесные. «Подобно тому, как Он родил­ся, сохранив невредимыми ключи девства, так и воскрес, сохранив невредимыми печати гроба» (Е. Зигабен). Испуганные стражи уви­дели у входа в Гробницу Небесного Посланника и «устрашившись его, ... пришли в трепет и ста­ли, как мертвые» (Мф.28:4). Вид Ангела был, как молния, а одежды на нем были белые, как снег. Он от­валил камень от двери Гроба, кото­рый был «весьма велик» (Мк.16:4) и сел на него, сияя неземным све­том (Мф.28:2-3). Воскресение Христа произошло в день принесения снопа от нового урожая ячменя. Воскресший Спаситель стал «первым снопом» от воскресших и искупленных, как написано: «... так во Христе все оживут, каждый в своем порядке:        первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор. 15:22-23, Лев.23:10- 11). Воскресение Христа было победой над всеобщим законом смерти, и для этого Он стал одним из нас.
Рано утром, на рассвете свя­тые Жены-мироносицы, купив ароматы, пришли ко Гробу, что­бы по иудейскому обычаю отдать последний долг Божественному Учителю (Лук.23:56). Их тревожи­ла мысль о тяжелом камне, но они нашли его уже отваленным. Мария Магдалина, пришедшая ко Гробу ранее всех, первая увидела опустев­шую Гробницу и сразу же поспе­шила сообщить об этом апостолам Петру и Иоанну. Примечательно, что свидетелями и первыми вестни­цами Воскресения Христова были женщины, свидетельство которых, согласно Талмуду, ничего не стои­ло, и, по иудейской традиции, они не имели даже права давать пока­зания в суде. Подвиг святых Жен- мироносиц, от исполнения которо­го их не удержал ни ночной мрак, ни безлюдность места, ни злоба иудеев, был вознагражден неизре­ченной радостью. По словам еван­гелиста Марка, святые Жены вош­ли в Гроб по зову Ангела Господня и увидели в нем таинственного светоносного юношу, облачен­ного в белую одежду (Мк.16:5).
Он возвестил им о свершении ВС- ЛИКОЙ Таины: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса рас­пятого; Его нет здесь - Он вос­крес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь,,.» (Мф.28:5-6). Святые отцы Церкви единогласно гово­рят, что временем Воскресения Спасителя было первое пение пе­тухов, которое предвещало свет воскресного дня. С этого момента первый день недели станет уже навсегда «днем Господним», в па­мять о Воскресении Христа.
Выйдя из Гроба, Жены-мироносицы спешили исцелить неверие Апостолов (Евр. 12:12-13), которых впереди ожидал вели­кий подвиг — подвизаться до кро­ви в проповеди Воскресения... (Евр. 12:4). По дороге явился им воскресший Спаситель и сказал: «Радуйтесь!». Эта не побеждаемая никакими скорбями радость сопут­ствует жизни христианской Церкви во все века, и до сих пор радуют­ся о Воскресении Христовом все любящие Господа Иисуса, и ника­кие силы тьмы не могут потушить зажженный свет, ни помрачить принесенную Им в мир радость (Евр.4:12; Ис.40:8). Святые жены узнали Явившегося им и, «при­ступив, ухватились за ноги Его и поклонились» (Мф.28:9) уже не как возлюбленному Учителю, а как Единородному Сыну Божию, ис­полненному благодати и истины.
Между тем апостолы Петр и Иоанн, пораженные словами Марии Магдалины о случившем­ся, прибежали к пещере и обна­ружили в ней лишь «одни пелены лежащие и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежа­щий, но особо свитый на другом месте» (Ин.20:3-7). Святитель Григорий Нисский писал, что внутри Гроба Христова сиял не- тварный свет: «Сие видев, Петр поверил, видел же не только чув­ственными очами, но и высоким апостольским умом, исполнен убо был Гроб света, так что, хотя и ночь была, однако в двух образах видел внутренняя... чувственно и душевно».
После того как апостолы Пётр и Иоанн возвратились домой, к священной Гробнице вернулась Мария Магдалина. Она стояла одна у Гроба, горько плакала и вдруг увидела двух Ангелов «в белом одеянии сидящих, одно­го у главы и другого у ног, где ле­жало тело Иисуса» (Ин.20:12). Потом она увидела и Воскресшего Христа, которого сперва не узнала и приняла за садовника, поскольку Его человеческое Тело преобрази­лось. Однако, услышав знакомый голос Христа, в одно мгновение Мария поняла все. «Раввуни?» — воскликнула она и бросилась к но­гам Спасителя, но Господь сказал ей: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему» (Ин.20:16-17). Тело Христа после Воскресения было уже иным, духовным (1Кор. 15:44- 49), прославленным (Флп.3:21) и принадлежащим уже иному бы­тию. Спаситель сокрыл Свою вечную славу во время Его во­площения на земле, и теперь Он восходит ко Отцу, чтобы принять ее как нечто от века Ему принад­лежащее. Христос стал невидим, а верная ученица, преисполненная несказанной радостью, поспеши­ла в Иерусалим, чтобы возвестить «плачущим и рыдающим» учени­кам, «что Он жив» (Лук.24:11). Однако они, услышав об этом, не поверили (Мк. 16:10-11).
Утром все увидели опустевший Гроб, однако иудейские перво­священники решили подкупить стражей, чтобы те оклеветали уче­ников и поставили под сомнение величайшую истину Воскресения Христа. Они «довольно денег дали воинам» (Мф.28:11-14) и приказа­ли: «Скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали... и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня» (Мф.28:13-15). Однако розыск про­павшего тела иудеи не предприня­ли. Разве так сложно было найти в Иерусалиме учеников Христа?
После Своего Воскресения из мертвых Иисус Христос в продолжение сорока дней и даже после Пятидесятницы более одиннадца­ти раз являлся видимым образом Апостолам, делая их «свидетеля­ми воскресения» (Деян. 1:22), поу­чая и разъясняя им тайны Царствия Божия (Деян. 1:3). В текстах Священного Писания приводятся все эти трогательные случаи, когда Он являл «Себя живым... со мно­гими верными доказательства­ми» (Деян. 1:3): Луке и Клеопе на пути в Эммаус (Лк.24:13-35; Мк.16:12); вечером в первый день недели десяти Апостолам при от­сутствии Фомы, когда двери «были заперты из опасения от Иудеев» (Мк.16:14; Лк.24:36-45; Ин.20:19- 23); через неделю опять вечером, «когда двери были заперты», и Он явился всем Апостолам, рас­сеяв неверие Фомы (Ин.20:24-31); через несколько дней при море Тивериадском семи ученикам, когда Господь восстановил апо­стола Петра в апостольском до­стоинстве (Ин.21:1-25); немного спустя одиннадцати Апостолам на горе в Галилее (Мф.28:16-20; Мк.16:15-18; Лк.24:46-49); всем Апостолам в день Вознесения на горе Елеонской (Лук.24:49-53; Мк. 16:19-20); более пятистам ве­рующим (1Кор.15:6); апостолу Иакову, брату Господню, и всем Апостолам (1Кор.15:7); святому архидиакону Стефану (Деян.7:55), апостолу Павлу по дороге в Дамаск (Деян.9:1-6) и другим.
Христос воскрес! И для всего человечества наступила истинная весна, радостное утро новой жиз­ни. Воскресение Спасителя пере­родило Апостолов, превратив бо­язливых рыбарей в самоотверженных проповедников, пронесших весть о Его Воскресении «до края земли» (Деян. 1:8). Воскресение Христа свидетельствует о том, что Он — Сын Божий (Рим. 1:4), победивший смерть (IKop. 15:55), что Ему дана власть над всеми силами: «небесными, земными и преисподними» (Флп.2:10). Воскресением Христа из мертвых завершился Богочеловеческий подвиг спасения рода челове­ческого. «Я есмь воскресение и жизнь, — сказал Господь, - верую­щий в Меня, если и умрет, ожи­вет» (Ин. 11:25). Воскреснув из мертвых, Господь разрушил врата смерти (Ис.45:2; Пс.106:16), со­шел во ад со Своей спасительной проповедью и вывел оттуда томив­шиеся в нем души ветхозаветных праведников, избавил нас от вла­сти греха и сделал сопричастными вечной жизни (Рим.6:4; Фес.4:14; 1Пет.З:19). Христос Воскрес как начаток умерших, перворожден­ный из мертвых (Кол. 1:18), Своим Воскресением открывая двери бес­смертия для всего человечества (1 Кор. 15:20-22). Примечательно, что Христос Воскрес в день при­несения в Иерусалимский Храм начатков жатвы, первого снопа урожая года, став таким образом начатком первым из умерших (IKop. 15:20). Воскресением Своим Он освятил, благословил и утвер­дил будущее воскресение всех лю­дей, которые восстанут в тот день от земли, как из зерна произрастает колос. После всеобщего воскресения смерть, побежденная Христом, будет окончательно изгнана из мира: «Последний же враг истре­бится — смерть» (1 Кор. 15:26).
«Пусть никто не скорбит о гре­хах, потому что из гроба воссияло прощение. Пусть никто не стра­шится смерти, ибо нас освободила смерть Спасителя: ее угасил Тот, Кого она держала в своей власти. Восторжествовал над адом Со­шедший во ад. ... Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?» (Сло­во свт. Иоанна Златоуста, читаемое на Пасху). Христос «радование миру даровал», — пишет преподоб­ный Иоанн Дамаскин, а преподоб­ный Максим Исповедник, размыш­ляя о тайне Воскресения Христова, говорит: «Тот, кто познает тайну Креста и Гроба, познает также существенный смысл всех вещей... Тот, кто проникнет ещё глубже Креста и Гроба, и будет посвя­щён в тайну Воскресения, познает конечную цель, ради которой Бог создал все вещи изначала».
В Ветхом Завете метафориче­ские образы, обращенные, прежде всего, к истории израильского на­рода, имеют также эсхатологи­ческую перспективу. Пророки, говоря о необходимости стра­даний Мессии, предсказали Его Воскресение из мертвых и после­дующую славу. Самым ярким из них является пророчество Исаии, занимающее всю 53-ю главу его книги: «Когда же душа Его при­несет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговеч­ное...». Слова пророка Давида: «Ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление» (Пс.15:10) отно­сятся не к самому пророку, ибо «он и умер и погребен» (Деян.2:29), а к воскресшему Христу (Деян. 2:30-31). Пророк Осия говорит о трехдневном Воскресении во мно­жественном числе: «Он... ожи­вит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить пред лицом Его» (Ос.6:1- 2;       1Кор. 15:4). Именно столько времени провел во Гробе Иисус Христос перед тем, как воскрес­нуть. Поразительны слова про­рока Осии, который жил в VIII в. до Р.Х. Это целый гимн славному Воскресению Христову и надежда на будущее всеобщее воскресение: «От власти ада Я искуплю их, от смерти избавлю их. Смерть! Где твое жало? Ад!Где твоя победа?» (Ос. 13:14). О бессмертии Мессии говорят также предсказания о Его вечном Царстве, поскольку веч­ное Царство предполагает вечного Царя! (Быт.49:10; 2Цар.7:13; Пс.2; Пс.131:11; Иез.37:24, Дан.7:13).
Трёхдневное пребывание про­рока Ионы во чреве кита было про­образом трёхдневного пребывания Иисуса Христа в «сердце земли», то есть в царстве смерти (Ион.2:1). Сам Спаситель свидетельствовал о Своем Воскресении, как о «зна­мении Ионы пророка» (Мф. 12:39- 42). Воскресение Христа произо­шло в первый день недели, потому что в тот день Бог сотворил вселен­ную (Быт. 1:1-4), в этот же день Он ее через Христа возобновляет.
  КРАТКАЯ ИСТОРИЯ ХРАМА
От пустой Гробницы до храма Воскресения
В евангельский период это свя­щенное место находилось за пре­делами стен Иерусалима и пред­ставляло собой старую заброшен­ную каменоломню. Со временем здесь образовался небольшой за­городный сад, где богатые люди могли устраивать себе гробницы. Участок оставался незастроенным даже в период между 41 и 43 гг., когда царь Ирод Агриппа I вклю­чил его в пределы городских стен. Топографические элементы ме­стоположения храма Воскресения Христова находятся в полном со­ответствии с евангельским опи­санием: «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19:41 -42). Непосредственно рядом с Гробницей Христа, неда­леко от городских ворот, находил­ся невысокий холм, называемый Голгофой.
Первые иерусалимские христи­ане, несомненно, почитали место распятия и погребения Спасителя и из уст в уста передавали память о Нем следующим поколениям. С апостольских времен до эпохи им­ператора Константина Великого в Иерусалиме постоянно при­сутствовала иудео-христианская община, члены которой проводи­ли в городе свои богослужения. Историк Евсевий Кесарийский упоминает о чуде, произошедшем в Иерусалиме (тогда еще это была Элия Капитолина) во II веке при патриархе Наркиссе. Во время пас­хального богослужения не хватило масла в лампадах, и налитая в них вода Божественной силой приобре­ла свойства масла. Иерусалимская Церковь сохранила непрерыва- ющийся список имен епископов, которые до 135 г. по своему проис­хождению все были евреями.
Память об этом священном месте не была утеряна после разрушения города императором Титом в 70-м г., поскольку первые христиане Иерусалима бежали в город Пеллу, на восточной стороне реки Иордан, а потом, вернувшись к руинам сво­их домов, стали связующим звеном традиции. Свидетельствует об этом Евсевий Кесарийский (263-340 гг.), который составлял «Церковную историю», имея доступ к матери­алам всех главных церковных би­блиотек и государственных архи­вов того времени. Доказательством того, что местонахождение Гроба Господня и Голгофы было извест­но христианам еще до постройки храмового комплекса при импе­раторе Константине в 335 г., слу­жат слова Евсевия Кесарийского в «Ономастиконе», составленном им в 300-м г.: «Голгофа, “место черепа” — это место распятия Христа. Оно находится в Элии (Иерусалиме), к северу от Горы Сион».
Другой церковный историк, Сократ Схоластик (ок. 380-440 гг.), записал: «Мудрствующие о Христовом чтили эту гробницу со времени страстей» (Церковная история, гл. 17). Из сочинений древних христианских историков (Папий Иерапольский I-II в., Егесипп II в.) известно, что ранние христиане хорошо знали места погребений многих подвижников веры, включая Апостолов и непосредственных учеников Христа. В труде «О Пасхе» епископа Мелитона Сардийского (II в.), предпринявшего путешествие в Иерусалим, сохранялась память о месте Распятия, где он пишет, что Христос был убит «посреди Иерусалима». А ведь люди, жившие во II веке, не могли говорить о распятии Христа внутри города, поскольку знание о расположении исторических стен Иерусалима тогда отсутствовало. Александр, епископ из Каппадокии, совершая паломничество в Иерусалим около 212 г. «для молитвы и ради истории тех мест», встретился с епископом Элии Капитолины (Иерусалим) Наркиссом. Также знаменитый богослов Ориген (ок. 185-254), прибывший в Святую Землю из Александрии «в поисках следов Иисуса, Его учеников и Его пророков», свидетельствовал о существовании живого предания. Евсевий Кесарийский сообщает, что еще до постройки храма Воскресения христиане со всех сторон света приходили в Иерусалим для поклонения святым местам.
После еврейского восстания (132-135 гг.) под предводитель­ством Бар Кохбы Иерусалим был отстроен в своих прежних грани­цах и превращен в римский город под названием Элия Капитолина. Римский император Адриан по­велел «распахать» священный город плугом, запряженным черным быком и белой телицей, который проехал по периметру городских стен, отмечая померий т.е. грани­цы нового города. В память об ос­новании Элии Капитолины была выбита специальная монета с изо­бражением этого языческого обря­да. Однако Иерусалим продолжал жить в сердцах верующих христи­ан и рассеянных по всему миру иу­деев.
Согласно историку Евсевию Кесарийскому, при императоре Адриане (ок. 135 г.) боровшееся с христианством язычество, желая стереть всякую память о Христе, на месте Его Распятия добилось воз­ведения огромного храма Венеры, отождествляемой с греческой бо­гиней Афродитой, а на месте Его Воскресения храма Юпитера Капитолийского. Факт, что свя­щенные для христиан места были засыпаны грунтом и вымощены камнем, а над ними построены языческие капища, служит доказа­тельством того, что в этот период в Иерусалиме присутствовала зна­чительная христианская община, члены которой почитали эти места и совершали свои молитвы у этих святынь.
Блаженный Иероним Стридонский сообщает (ок. 395 г.), что с тех пор на протяжении около ста вось­мидесяти лет, до эпохи импера­тора Константина Великого (306- 337 гг.), над местом Воскресения Христова продолжала стоять ста­туя Юпитера и на скале Голгофы - статуя Венеры, которыми языч­ники пытались «истребить нашу память и веру в Крест и Воскресение». В наше время подлинность со­временного расположения Гроба Господня и Голгофы, сбереженно­го до нас церковной традицией, не оспаривает большинство серьез­ных исследователей в области библейской археологии.
Камень Помазания
Внутри храма, прямо напротив входа, у подножия Голгофы на вы­соте 30 см над уровнем пола на­ходится так называемый Камень Помазания. На нем, по преданию, св. праведные Иосиф с Никодимом положили бездыханное Тело Господа Иисуса Христа после сня­тия с Креста, умастили благовони­ями и обвили Плащаницей.
Прямоугольная плита Камня размером 2,7 х 1,3 м выполнена из местного красно-розового полированного камня типа миззи (араб. «Mizzi Ahmar»). Этот уникальный, необыкновенно твердый камень встречается только в очень немногих местах: в окрестностях Иерусалима и в Иудейских горах. На боковых сторонах по периметру Камня Помазания вырезан текст тропаря святому праведному Иосифу Аримафейскому на греческом языке: «Благообразный Иосиф, с Древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями, во гробе нове покрыв положи».
Над Камнем Помазания горит 8 больших неугасимых лампад, выполненных наподобие кувшинов из драгоценного белого опала. Четыре из них принадлежат православным, 2 — армянам, 1 —францисканцам и 1 - коптам. Камень украшают десять высоких подсвечников, стоящие по его обеим сторонам, которые при­надлежат тоже разным конфессиям. Настоящий камень был установлен после пожара в 1810 г. Во време­на крестоносцев он находился в атриуме, снаружи храма. Тысячи паломников, стоя на коленях, со слезами и великим благоговени­ем прикладываются ежедневно к этому священному месту, возлагая на священную плиту свои кресты, иконы и бесчисленные платочки. Камень благоухает всеми аромата­ми Востока. Сохранилась красивая традиция, усердно поддерживае­мая паломниками и в наше время, изливать на этот Камень различные современные благовония, духи и ароматические масла в память о Помазании Господа. Однако бы­вают случаи, когда благоухающее миро обильными потоками само выступает прямо из плиты священ­ного Камня.
На белой мраморной доске, висящей не стене справа от Камня Помазания, выгравирован на греческом языке соответствующий евангельский текст—слова апостола и евангелиста Иоанна Богослова, очевидца и непосредственного участника событий: «После сего Иосиф из Аримафеи — ученик Иисуса, но тайный из страха от Иудеев, — просил Пилата, чтобы снять тело Иисуса; и Пилат позволил. Он пошел и снял тело Иисуса. Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и алоя, литр около ста. Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи. На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19.38-40).
Непосредственно за Камнем Помазания, на наружной стене Кафоликона, находится большое великолепное мозаичное панно, стилизованное под византийский образец, на котором последова­тельно изображены евангель­ские события: снятие Спасителя с Креста, умащение Тела благо­вониями и положение во Гроб. Современная мозаика была выпол­нена по благословению Патриарха Иерусалимского Диодора в 1990 г. греческим мастером Власисом Цоцонисом.
Камень Помазания символиче­ски отражает древнюю иудейскую традицию, в соответствии с кото­рой было приготовлено Пречистое Тело Господа Иисуса Христа к положению во Гроб (Мф.27:57- 59; Мк.15:42-46; Лк.23:52-53; Ин. 19:38-40). В евангельские вре­мена в местах, предназначенных для захоронений, находились боль­шие ритуальные камни. Археологи находят их и сегодня во многих местностях современного Израиля. Два таких камня рядом с древними гробницами сохранились на рус­ском подворье в Хевроне.
Погребение, в котором при­няли участие святые праведные Иосиф Аримафейский и Никодим, состоялось в пятницу, после сня­тия Спасителя с Креста, до насту­пления вечера праздника ветхоза­ветной Пасхи. За происходящим наблюдали некоторые из Жен-мироносиц, стоявшие прежде у горы Голгофы.
Евангельские тексты ясно по­казывают, что между Смертью и Погребением Иисуса Христа было достаточно времени, чтобы подго­товить Его Пречистое Тело к до­стойному Погребению и в полном соответствии с еврейской традици­ей. Исследователи полагают, что у св. праведных Иосиф и Никодима было достаточно времени, три часа между Смертью Спасителя и зака­том солнца, т.е. началом субботы, чтобы умастить Пречистое Тело Господа Иисуса Христа, изливая на Него благовония, обвить белы­ми погребальными пеленами (евр. тахрихим) и привалить большой камень к двери Гроба.
Омовения Тела в этом случае не требовалось, поскольку, согласно еврейской традиции, убитого или погибшего в результате несчастного случая не омывают, а кровь, вытекшая из его тела, должна быть похоронена вместе с ним. Не омывают покойного также в случае, если еврей был убит не евреем, а распятие на кресте было именно римской казнью. В древние ветхозаветные времена умерших хоронили в их обычных одеждах, иногда устраивали богатые погребения, позже, после вавилонского плена, возникла традиция завертывания тел в тонкое полотно. Примечательно, что традицию «Христова Погребения» - в простом белом саване, - которой иудеи следуют до сего дня, закрепил за еврейским народом учитель апостола Павла раввин Гамалиил I.
Никодим, тайный ученик Иисуса Христа, для Погребения Учителя принес «состав из смирны и алоя, литр около ста» (Ин. 19:39). Смирна представляла собой сильно благоухающий, загустевший сок кустов бальзамической мирры («Commiphora mirra») и алое («Lignum Aloes») - благовонную смолу с дерева семейства «Thymelaceen».
Благовония в древности, осо­бенно для длительного хранения, приготавливались в твердом со­стоянии, в виде порошка или име­ли смолистую консистенцию. В Израиле благовониями обычно умащали или посыпали тела умер­ших, размещая их между складка­ми савана, или рассыпали рядом с телом умершего и внутри самой гробницы.
Упомянутое в Евангелии от Иоанна количество благовоний «литр около ста» составляло около 33 килограмм. Поскольку греческое слово «Хитра», производное от латинского «libra», обозначает не меру объема, а меру веса, равную римскому фунту или 327.45 гр. Употребление знатными фарисеями и членами Синедриона такого большого количества дорогостоящих благовоний свидетельствует об их великом почтении к Мессии, несмотря на самые страшные обстоятельства Его Смерти. В Израиле с древних времен существовал обычай класть в гробницу различные пряности и благовонные смолы, которые должны были изгонять запах тления. Об обстоятельствах захоронения царя Асы известно, что «положили его на одре, который наполнили благовониями и разными искусственными мастями, и сожгли их для него великое множество» (2Пар.16:1- 14). Иосиф Флавий сообщает, что при погребении раввина Гамалиила I, учителя апостола Павла, использовали около 107 литров благовоний. Тот же историк пишет, что при погребении первосвященника Аристовула было истрачено множество благовоний, и при погребении Ирода Великого тоже воскурялись благовония.
Потом, «весьма рано, в первый день недели» (Мк.16:1-2) по окончании субботнего покоя, святые           Жены-мироносицы принесли ко Гробу Христа «благовония и масти» (Лк.23: 55- 56), чтобы еще раз «помазать Его» (Мк.16:1). Оплакивание умерших, согласно еврейской традиции, длившееся семь дней, совершалось у входа в гробницу или внутри нее, благовония в эти дни обычно приносили с собой. В гробницах и пещерах захоронений I в. После Р.Х. археологи обнаружили множество флаконов и сосудов для благовоний.
Какими слезами оплачем Господа нашего, положенного мертвым в каменном Гробе? Слез всей земли не хватит, чтобы Его достойно оплакать.
Свидетельств о том, на каком точно месте Тело Спасителя было приготовлено к Погребению, не сохранилось, но уже с V в. в последовании византийского богослужения Великой пятницы выделяется чин Погребения Плащаницы. Плащаница Иисуса Христа стала одной из главных христианских реликвий. До разграбления Константинополя крестоносцами в 1204 г., она хранилась там в храме Святой Софии и выставлялась для поклонения в каждую пятницу и на Страстной седмице.
В храме Воскресения Христова в Иерусалиме особо торжественно совершается чин Погребения: большую златотканую Плащаницу, усыпанную лепестками роз, шесть архиереев в черных облачениях с белым шитьем износят с Голгофы и полагают на Камне Помазания. После литии у Камня Плащаницу торжественно, с троекратной литанией вокруг Кувуклии, переносят и полагают на каменное ложе Гроба Господня, а затем уносят в алтарь храма Кафоликона.
Внутри храма, слева от входа, расположена высокая деревянная скамья, на которой мусульманский привратник традиционно сидит в течение многих лет, исполняя свои обязанности. С правой стороны расположена крутая мраморная лестница, 18-ступеней которой ведут на Голгофу.
Киворий Трех Марий
С левой стороны от Ротонды Анастасис, на расстоянии около 12 м от Камня Помазания, находится небольшой мраморный киворий с неугасимой лампадой посередине. Киворий является собственностью Армянской Апостольской Церкви. Он выполнен в виде шестигранного купола на четырёх колоннах с круглой мраморной плитой внутри. Киворий, символически сохраняет память о месте, где стояли три евангельские Марии, святые Жены-мироносицы во главе с Пресвятой Богородицей, издали, безмолвно взиравшие на казнь, совершавшуюся на Голгофе: «Там были также и смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа Ему; между ними были Мария Магдалина и Мария, мать Иакова и Иосии, и мать сыновей Заведеевых» (Мф.27:55-56;
Мк.5:40-41; Лк.23:49; Ин.19:25).
Верные и мужественные свя­тые Мироносицы самоотверженно шли за Христом до самой Голгофы. Потом, скорбя безмерно, стоя­ли у ее подножия, стараясь своей любовью и сочувствием умень­шить страшную сверхчеловече­скую скорбь Преблагословенной Девы. Глубину скорби Пресвятой Богородицы, стоявшей у Креста, на котором пригвожден был Ее возлю­бленный Сын и Бог, понять невоз­можно. Ее великие страдания пред­сказал пророк Симеон, когда Она со св. прав. Иосифом Обручником принесла Богомладенца Иисуса в Иерусалимский храм для Его по­священия Богу как первенца: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, - да откроются помышле­ния многих сердец» (Лк.2:35).
Лестница рядом ведет через га­лерею армян в церковь, именуемую Второй Голгофой, построенную по благословению армянского патри­арха Мартироса в 1439 г., после того как армяне лишились права на владение Голгофой. Главной свя­тыней церкви является фрагмент колонны, который армянское пре­дание связывает с Колонной биче­вания Спасителя во время суда у Понтия Пилата (Мф.27:26; Ин. 19: 1-3). Второй престол храма посвя­щен святителю Макарию, патриар­ху Иерусалимскому, под руковод­ством которого был построен Храм Воскресения Христова и обретено Древо Креста Господня. Пол этой церкви украшен мозаиками, на которых изображены армянские церкви Иерусалима V-VII вв.
Ротонда
Ротонда - величественная по­стройка с колоннадой, имеет окру­глую форму и увенчана огромным полусферическим куполом. До сих пор сохранилось ее первона­чальное название - Анастасис, что в переводе с греческого язы­ка значит Воскресение. Внутри, вдоль стен и галерей Ротонды, на­ходится концентрический круг из 12 колонн разных периодов, кото­рые окружают со всех сторон не­большую часовню - Кувуклию с Живоносным Гробом Господним внутри. Ротонда диаметром 35 ме­тров, делящаяся по вертикали на 3 яруса, сохранила первоначальный план византийской постройки IV в. и времени крестоносцев, но сейчас значительно уменьшена в своих размерах.
Во внутреннее пространство Ротонды солнечный свет попада­ет только через отверстие вверху купола, поскольку в результате различных реконструкций прохо­дивших на протяжении веков, она потеряла доступ прямых солнеч­ных лучей. Ротонда, являющая со­бой один из лучших образцов рим­ско-византийской архитектуры, первоначально была задумана как открытая галерея. Во время рекон­струкции, проведенной в 1810 г. с целью укрепления всей конструк­ции, западные столпы и колонны были соединены стеной.
Восстановленный после последней реконструкции в 1980г. полусферический купол представляет собой систему стальных арок, покрытую сверху тонким слоем армированного бетона со свинцовым покрытием снаружи. В современном дизайне внутренней поверхности купола, восстановленном в 1994 г., круглое световое окно - «окулус» - окружено сиянием трех золотых звездных венцов с 50-ю малыми золотыми лучами и 24-мя чуть большими. За ними следует 12 расходящихся на голубом фоне лучей, символизирующих 12 Апостолов, учеников и последователей Христа, а их трехчастная форма - символ Триединого Бога. Нижняя поверхность купола усеяна золотыми звездами. В дизайне купола художественно оформлен глубокий библейский образ сияющего облака Божественного Присутствия (евр. Shekhinah) или, по-другому, Славы Господней (Ис.40:5, 60:1, Ин.1:14,              13:31; 2Кор.4:6; Евр. 1:3).
Ротонда Анастасис, со священ­ной Кувуклией внутри, несомнен­но, является одной из древнейших христианских сооружений, однако относительно ее точного возраста единого мнения нет. Две колон­ны, расположенные в поблизо­сти францисканского престола св. Марии Магдалины, исследовате­ли считают двумя распиленными пополам частями одной колонны времени первого храма эпохи им­ператора Константина или, воз­можно, даже частью комплекса храма времен Адриана. Галереи и ярусы Ротонды разделены между различными христианскими кон­фессиями. Третий, верхний ярус с арками полностью принадле­жит православным. Размеры и вид Ротонды с абсолютной точностью были использованы как образец во время строительства в 687-691 гг. Абд аль-Маликом мусульманского святилища - мечети Купол Скалы на Храмовой горе.
Внутри огромного здания Ротонды находятся сейчас более десяти приделов и святых мест поклонения, связанных с искупительными Страданиями и Воскресением Иисуса Христа.
В юго-восточной части Ротонды находится престол святых Жен- мироносиц, примыкающий не­посредственно к стене греческого Кафоликона и принадлежащий Армянской церкви. Подвиг св. Жен-мироносиц состоит в том, что, Христос не избирал их и не звал следовать за Собою подоб­но Апостолам, но они сами бес­страшно пошли за Ним, самоот­верженно служа Ему как вечной Истине, Божественному Учителю и Господу, невзирая на Его види­мую бедность, простоту и явную враждебность к Нему первосвя­щенников и народных наставни­ков. Самую преданную любовь и верность Христу они сохрани­ли в день Его Смерти на Кресте Голгофы, и когда первыми пришли на рассвете к Его Живоносному Гробу. В то время как Апостолы растерялись, пребывая в страхе и всевозможных сомнениях, а сам Пётр горько оплакивал своё от­речение, святые жены-мироноси­цы, не зная еще тайны грядущего Воскресения, слезами любви омы­вали следы стоп Христовых. В под­виге Жен-мироносиц раскрылась вся высота женского служения Богу и ближнему.
Кувуклия. Живоносный Гроб Господень
Под сводами Ротонды «Анастасис», в самом ее центре, находится небольшая мраморная часовня - Кувуклия, заключающая в себе величайшую христианскую святыню — Живоносный Гроб Господень, в котором был тридневно погребен и воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос. Греческое слово «Кувуклия» происходит от латинского «Cubiculum» и дословно переводится как «опочивальня», «царская сокровищница» или «сень». Западные паломники обычно называют ее Эдикулой (aedicula), что на латыни буквально означает «небольшой дом», «храм» или «часовня».
Кувуклия снаружи и внутри об­лицована желто-розовым мрамо­ром, который в Иерусалиме тог­да называли «мрамором святого креста», поскольку он добывал­ся, главным образом, в окрестно­стях монастыря Святого Креста в Иерусалиме.
Кувуклия имеет плоскую кры­шу, увенчанную в западной части небольшим «луковичным» купо­лом в русском стиле, поддержи­ваемым колоннами и столбами. Часовня имеет вид прямоугольного строения с размерами сторон 8,3 х 5,9 м и высотой 6,8 м. Стены сна­ружи украшены 16-ю небольшими пилястрами и увенчаны балюстра­дой с колоннами. Вход в Кувуклию ведет по широкому мраморному помосту с тремя ступенями и пери­лами, по обеим сторонам которого расположены мраморные скамьи. Непосредственно за ними стоят высокие подсвечники, принадле­жащие православным, католикам и армянам. Они возжигаются перед началом богослужений поочередно пономарями каждого из вероиспо­веданий.
Фасад Кувуклии расположен на восточной стороне, где на­ходится единственный вход, и оформлен в виде небольшой арки с деревянными двустворчатыми дверками. Прежние дверцы, об­лицованные перламутром, имели серебряные колокольчики с надпи­сью: «Господи, открой врата ми­лости Твоей и сохрани в обители твоей». После пожара 1808 г. они хранятся в музее Иерусалимской Патриархии.
Фасад этого священного соору­жения украшен четырьмя витыми колоннами из бело-розового мра­мора, увенчанными капителями коринфского ордера. Над входом в Кувуклию, в центральной части, помещено принадлежащее право­славным рельефное изображение Воскресения Христова, покры­тое окладом из золота и серебра. Над ним расположено живопис­ное католическое изображение Воскресения, под ним - армянское. Особо выделяется резная серебря­ная сень русской работы (ростов­ская финифть) 1-й половины XIX века с 12-ю иконами св. Апостолов. Ее появление связывают с име­нем великого князя Константина Николаевича, который в 1859 г. по­сетил Святую Землю.
В 2004г., по заказу Иерусалимской Патриархии, ста­ринные финифти были заменены новыми (изготовлены по совр. технологии ростовской фирмой А. Рудника). Фасад также украшает великое множество золотых и се­ребряных лампад, висящих в че­тыре ряда, число которых строго определено: два ряда по 12 штук и одна лампада размером поболь­ше принадлежат православным, 7 больших - католикам, 13 неболь­ших - армянам.
Три стороны Кувуклии украша­ют прямоугольные рамки с над­писями на мраморе, славящими Воскресение Христово. Одна из них содержит надпись заглавными буквами: «Хвалите языки и наро­ды Христа Бога нашего волею нас ради крест претерпевшего, и во аде тридневновавшего, и да покло­нимся Его из мертвых воскресе­нию, им же всего мира концы были заполнены светом».
Внутри священная Кувуклия разделена на две части: придел Святого Ангела и погребальную камеру, сам Живоносный Гроб Господень. Придел Ангела, обложенный белым мрамором, по форме представляет собой почти правильный квадрат размером 3,4 х 3,9 м. Часовню освещает 15 подвешенных у потолка лампад: 5 православных, 5 католических, 4 армянских и одна коптская. В центре придела хранится небольшой фрагмент камня, закрывавшего гробницу Христа, который согласно свидетельству Евангелия, был «весьма велик» (Мк.16:4; Мф.27:60).
Этот камень был отвален Ангелом после Воскресения Христа, и на нем сидел потом Ангел Божий, возвестивший же­нам-мироносицам о Воскресении Спасителя (Мф.28:2-3). Камень оформлен в виде небольшой об­лицованной мраморном вазы-ларца, на котором обычно стоит за­жженная свеча. Священный камень можно увидеть через стекло. На этом камне при совершении архи­ерейской православной Литургии устанавливается переносный пре­стол. В обычные дни жертвен­ником и престолом служит само Тридневное ложе Спасителя, при­чем священник всю Божественную Литургию совершает коленопре­клоненно, вставая только во вре­мя каждения, Малого и Великого входа, чтения Евангелия и выноса Святых Даров.
Два отверстия овальной фор­мы в стенах, с одной и другой стороны, ежегодно служат для передачи Благодатного Огня в Великую субботу перед Пасхой. Через них Иерусалимский Патриарх торжественно предает ожидающему народу два пучка за­жженных свечей, число которых в каждом составляет 33 — по числу традиционно определяемых лет земной жизни Спасителя.
Из придела Ангела в саму пе­щеру Святого Гроба, размером 2,07x1,93 м, ведет низкий арочный вход, через который можно прой­ти, только низко наклонившись. Портал входа украшен барелье­фом из белого мрамора в стиле, близком к оттоманскому барокко. На нем слева изображены Жены- мироносицы с подписанными име­нами, справа — простирающий к ним руку архангел Гавриил, кото­рый, по преданию, возвестил свя­тым Мироносицам благую весть о Воскресении Христа. На мрамор­ной ленте со складками выграви­рованы слова Ангела на греческом языке: «Жены-мироносицы, что ищете живого среди мертвых? Воскрес Господь». Несколько выше изображение Воскресения Христа с двумя трубящими Ангелами, которые держат свиток с надпи­сью: «Приидите, видите место, идеже лежа Господь» (Мф.28:6). Выше над вратами особо выделе­на ктиторская надпись с именем греческого архитектора, создателя Кувуклии (К. Комненос 1810 г.).
Самое святое место на зем­ле оформлено скромно и про­сто. Внутренность пещеры Гроба Господня облицована белым и желто-розовым мрамором, кроме небольшого участка природной скалы в арке входа. Справа от вхо­да, у северной стены, находится Тридневное ложе Спасителя, где покоилось Его Пречистое Тело с вечера Великой пятницы до зари Светлого Воскресения. Каменное погребальное ложе высотой около 65 см покрыто простой белой мра­морной плитой-трансенной 210 м длины и 93 см ширины.
Мраморная плита на ложе была положена еще в византийские вре­мена не столько для украшения, сколько для защиты от чрезмерно­го усердия «ревностных богомоль­цев», пытавшихся отколоть частич­ку священной скалы и унести ее с собой в качестве реликвии. На по­верхности пожелтевшей от времени мраморной плиты, положенной в 1555 г., видно заметное углубле­ние, зримый след благоговейных «лобызаний» неиссякаемого пото­ка паломников, ежедневно припа­дающих к Живоносному Гробу, ка­менному свидетелю Воскресения Христова. Плита Гроба имеет по­перек глубокую борозду. С этой бороздой связано предание, со­гласно которому, она возникла чу­десным образом, когда мусульмане захотели изъять мраморную плиту для украшения мечети. По другой версии греческие монахи сами ее нанесли на мраморе, чтобы оста­новить варварство мусульман.
Напротив входа в Гробницу расположена православная ико­на Пресвятой Богородицы, как бы взирающей на смертное ложе Сына Человеческого. Икона эта чрезвычайно редкой иконогра­фии, поскольку Пресвятая Дева изображена на ней в виде Жены- мироносицы с сосудом благовон­ного мира в руках.
Внутри Святого Гроба могут стать вплотную, опустившись на колени, не больше 3-4 человек од­новременно. Среди православных паломников сохраняется древняя благочестивая традиция: выхо­дить из придела, не поворачиваясь спиной к святыне и оставаясь ли­цом, обращенным к Живоносному Гробу.
На северной стене, над оформля­ющим Тридневное ложе Спасителя мраморным карнизом, помещены три иконы Воскресения - по чис­лу основных вероисповеданий. В самом центре находится право­славная икона с барельефным изо­бражением Воскресения Христова и предстоящими Ангелами, слева, тоже барельефная, - католическая, а живописная картина справа принадлежит армянам. По стенам во­круг всей Гробницы выгравирова­на надпись с тропарем св. Иоанна Дамаскина: «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чер­тога всякого царского показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».
Совершать Божественную ли­тургию непосредственно на плите Гроба имеют право только пра­вославные, католики и армяне. Католические священники обяза­ны приносить и возлагать на свя­тое ложе особую деревянную до­ску, которая служит тогда для них престолом. Примечательно, что об­раз Гроба Господня присутствует в каждом православном храме, где святой престол является его сим­волическим изображением. Блаж. Симеон Солунский, авторитетный толкователь богослужебных тек­стов, пишет: «Прообразует... свя­щенная трапеза Божий престол, и Воскресение Христово, и честной Гроб». А по образцу Кувуклии воз­водится обычно сень-киворий над святым престолом в алтарных ап­сидах христианских храмов.
Таинственный полумрак вну­три пещеры Гроба, откуда воссиял миру свет Христова Воскресения, освящается мерцанием подвешен­ных у потолка 43 лампад, принад­лежащих разным конфессиям, и свечами, возжигаемыми усерди­ем самих богомольцев, благого­вейно припадающих ежедневно к Живоносному Гробу.
Игумен Даниил в XII в. пер­вым из русских паломников по­ставил у Гроба Господня неугаси­мую лампаду «от всея Русьскыя земли», а вслед за ним драго­ценную кадильницу - первый дар русских жен - пожертвова­ла Гробу Спасителя преподобная Евфросиния Полоцкая. Потом «кандила от земли Русской» вме­сте с другими пожертвованиями часто посылались для украшения храма Воскресения. Император Александр I жертвовал иконы для иконостаса, а царь Николай I, счи­тавший помощь Иерусалиму «де­лом сердца», передал в дар храму Воскресения Христова три боль­ших паникадила из чистого се­ребра. В память о великом князе Сергее Александровиче, погибшем от бомбы брошенной революцио­нером Каляевым в 1905 г., импера­тор Николай II пожертвовал боль­шую лампаду, которая долгие годы висела перед иконой Воскресения, расположенной над входом в Кувуклию.
Этот всемирный алтарь еже­дневно открыт для всех желающих войти и молитвенно припасть к Тридневному ложу, после того как Воскресший здесь Спаситель от­крыл для всего человечества рай­ские двери и доступ в Небесные чертоги для празднования Пасхи вечной.
В приделе Ангела или перед Кувуклией постоянно дежурит и внимательно следит за порядком в очереди греческий Святогробский монах.
В 2016 г. в Кувуклии были проведены реставрационные ра­боты под руководством профес­сора Афинского Национального
83
Политехнического университета «Мецовион» госпожи Антонии Моропулу. В процессе этой ре­ставрации 26 октября археологи приподняли мраморную плиту над погребальным ложем Христа, ко­торое не вскрывалось с 1555 года. Под этой плитой был обнаружен слой заполняющего материала - битого камня. Продолжая без­остановочно работать в течение 60 часов, реставраторы обнаружили еще одну, более древнюю мрамор­ную плиту серого цвета с неболь­шим крестом, вырезанным на ее поверхности. В ночь на 28 октября взорам археологов предстало под­линное Тридневное погребальное ложе Христа, выполненное из из­вестняка и сохранившееся в не­поврежденном состоянии. Затем реставраторы закрыли священное ложе прежней мраморной плитой.
В процессе проведения в погребальной камере Христа реставрационных работ в ее левой стене было прорезано небольшое обзорное окно, через которое стало возможным видеть сохранившуюся часть скальной породы самой гробовой пещеры.
Коптская часовня
С западной стороны к Кувуклии вплотную прилегает небольшая, с отдельным входом, часовня в честь архангела Михаила, принадлежа­щая египетской Коптской Церкви. Часовня расположена с той сто­роны Кувуклии, где находилась честная Глава Спасителя во время пребывания Его Тела во Гробе. С этой стороны Гроба («у главы»), по преданию, сидел один из Ангелов, которого увидела св. Мария Магдалина, когда утром на рас­свете стояла и плакала у Гробницы Христа: «и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса» (Ин.20:11-12). Под престолом, на уровне пола нахо­дится почитаемое верующими под­ножие Гроба Господня, рядом с ко­торым постоянно горят свечи.
Впервые престол на этом месте был пристроен к стене Кувуклии во времена императора Константина Мономаха в 1042- 1048 гг. (По армянским источникам, часовня была сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г.). Позднее крестоносцы соорудили над существующим престолом деревянный навес, а часовню стали называть «кавет», что на нормандском диалекте значит «голова», а еще позже она перешла в руки францисканцев.

 

Похожие записи

Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме