Святыни Израиля - Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины

Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины

Неподалеку от евангельской Магдалы, на самом берегу Гали­лейского озера расположено под­ворье Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в честь святой миро­носицы, равноапостольной Марии Магдалины. Это место, отстоящее на три километра от современной Тверии, часто называют Русским садом по причине имеющегося здесь большого грейпфрутового сада. Участок с несколькими радоновыми источниками утопает в зе­лени, а красота и богатство тропи ческих растений, их нежное благо­ухание приводят на память образы райского сада.

Окрестности города Магдалы, которые в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими» (Мф. 15:39), а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими» (Мк.8:10), часто посещал Господь со Своими уче­никами. Согласно местному преда­нию, здесь у одного из источников Господь Иисус Христос исцелил будущую мироносицу святую Ма­рию Магдалину от семи греховных страстей (Мк. 16:9). Архимандрит Антонин (Капу­стин) в XIX в. приобрел участок с руинами древней Магдалы с наме­рением построить там приют для паломников, однако со временем участок был утерян по причине бюрократических проволочек, свя­занных с особенностями турецкого законодательства.

Впоследствии на окраинах еван­гельской Магдалы в 1908-1909 гг. начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Сенцов) (1903-1918 гг.), активно продолжавший труды архимандрита Антонина (Капустина) по расширению Русской Палести­ны, приобрел участок земли с не­сколькими минеральными источниками на самом берегу Галилейского озера. Сразу после покупки здесь был посажен апельсиновый сад, отчего весь участок стали звать «Магдальским садом». Вско­ре возник небольшой дом для при­ема паломников, где могли нахо­дить приют русские богомольцы, совершавшие обычно свое «хож­дение» пешком.

В 1912 г. архимандрит Леонид обращался в Святейший Синод с просьбой разрешить ему построй­ку на этом месте храма, однако не успел заложить его основания, по­скольку по распоряжению турец­ких властей уже в 1914 г. пришлось ему вместе со всем составом Миссии покинуть Палестину. После Октябрьской революции 1917 г. в России участок с садом сдавался в аренду, а в 40-е годы усердием прихожан был заново возделан Магдальский сад. В этот период в одном из домиков, в простой глиняной хижине, была устроена часовня в саду, в которой изредка служились молебны. Белая хижина, увенчанная крестом, сохранилась на фотографии 50-х годов. Об этой часовне упоминает в своем Иерусалимском Дневнике архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский) первоначально член, а с 1956 г. начальник РДМ в Иерусалиме. Современный храм в честь святой мироносицы Марии Маг­далины был построен в 1962 г. в тяжелые для Русской Церкви хру­щевские времена стараниями На­чальника РДМ в Иерусалиме архимандрита Варфоломея (Гондаровского) (1961-1963 гг.). Небольшой по размерам храм с покатой дву­сторонней крышей и четырехгран­ной колокольней сложен из мест­ного камня.

Среди сестер Горненского мо­настыря из уст в уста передается предание, что сама св. мироносица Мария Магдалина явилась тогда одной из сестер монастыря с пове­лением построить храм на месте ее родины. Действительно, нет друго­го объяснения постройке храма во время массированной антицерковной компании, объявленной Н.С. Хрущевым в 1958-1964 гг. Именно в 1961 г. сам Никита Хрущев обе­щал «показать вскоре по телевизо­ру последнего попа».

В 1997 г. в храме был проведен капитальный ремонт, установлена новая крыша, новый деревянный резной иконостас привезен из Софрино. В иконостасе кроме иконы св. Марии Магдалины можно уви­деть русских святых: святителя Феофана Затворника и святую пре­подобномученицу великую княги­ню Елисавету Федоровну, судьбы которых тесными узами связана со Святой Землей. Новые росписи с изображениями евангельских сю­жетов, произошедших у Галилей­ского озера, были выполнены из­вестным московским художником Ярославом Добрыниным в том же 1997 г.

В июне 1997 г. Патриарх Мо­сковский и Всея Руси Алексий II заложил здесь первый камень для будущего «Дома паломника», по­строенного впоследствии к празд­нованию 2000-летия Рождества Христова. Небольшое здание с трапезной для приема паломников было построено стараниями Начальника РДМ в Иерусалиме ар­химандрита Феодосия (Васнева) (1993-2002 гг.) и действует по се­годняшний день. В Магдале сестры Горненского монастыря несут разные послуша­ния: по приему паломников, уходу за садом, источниками, в трапезной, где радушно угощают всех знаме­нитой «Петровской рыбкой» в духе евангельской любви - царицы всех христианских добродетелей.

В наше время на территории участка был отремонтирован свя­той источник в честь св. Марии Магдалины. Он имеет высокое ограждение из черного базальта, предположительно, времен кресто­носцев. Основная каменная кладка источника сохранилась со времени римского владычества. По местно­му преданию, у этого источника Господь исцелил св. Марию Маг­далину, будущую мироносицу, от семи греховных страстей (Лк.8:2; Мк.16:9). Рядом с источником установлен большой киот с керамической ико­ной св. Марии Магдалины работы художницы-иконописицы Марины Григорян. Икона выполнена редкой техникой «майолики», благодаря чему краска на иконе не выгорает на солнце и не смывается дожде­вой водой. Технология изготовле­ния таких икон состоит в том, что готовые расписанные глиняные плитки обжигаются в муфельной печи, после чего глина приобретает красный оттенок черепичного цве­та. Обработанные таким образом плитки расписываются глазурью и обжигаются в печи при высокой температуре, после чего глазурь заплавляется наподобие стекла. В за­вершение все плитки монтируются в одно целое. Ближе к берегу озера находится другой святой источник, который называют «глазным», т.к. после омовения в нем произошло не­сколько случаев исцеления именно органов зрения.

Святая равноапостольная Мария Магдалина была одной из Жен-мироносиц и ревностной последовательницей Иисуса Христа. Она, исцеленная Спасителем от тяжких душевных недугов, вместе с другими Женами-мироносицами следовала за Христом, когда Он с Апостолами проходил по горо­дам и селениям Иудеи и Галилеи, проповедуя Царствие Божие. Она сохранила верность Божественно­му Учителю не только в дни Его земной славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания . Отдавая дань уважения ее преданности и самоотверженному служению Господу, Евангелисты упоминают ее первой среди других Жен-мироносиц.

В западной культуре укорени­лось мнение, что св. Мария Маг­далина была прежде грешницей, однако евангельский текст и вос­точная святоотеческая традиция не дают никаких оснований для тако­го утверждения. Ее имя традиционно расшифровывается как Мария «уроженка города Магдалы». В Евангелии несколько раз упоминается о ней: «После сего Он проходил по го­родам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Ма­рия, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Ио­анна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие дру­гие, которые служили Ему име­нием своим (Лк.8:1-3; Мк. 15:40- 41; Мф.27:56; Мф.28:1; Ин.20:11- 18 и др). Эти благочестивые жены, исцеленные Иисусом Христом от тяжких душевных и телесных не­дугов, располагая достатком иму­щественных средств, оказывали посильную помощь не только Спа­сителю и Апостолам, когда Он хо­дил по городам и весям Галилеи, «не имея где главу приклонить», но и другим нуждающимся.

Мария Магдалина была одной из святых евангельских жен, кото­рые бесстрашно стояли у подно­жия Креста Голгофы вместе с Бо­городицей и апостолом Иоанном Богословом (Мк. 15:40-41). Она была свидетельницей погребения Спасителя, когда св. прав. Иосиф Аримафейский с Никодимом по­лагали во гробе Его бездыханное тело (Мф.27:61; Мк.15:47). На рассвете первого дня недели, со­блюдая закон, в котором была вос­питана, не нарушая субботнего по­коя, она одна пришла оплакивать Спасителя, когда Он явился ей Воскресшим (Мк.16:9; Ин.20:1- 10). Ее преданность Иисусу Хри­сту при Его жизни и верность пред лицем Его Смерти родилась из глубокого чувства благодарности за то, что Он освободил ее из оков страстей (Лк.8:2; Мк.16:9). Имен­но за свою великую преданность и жертвенную любовь к Божествен­ному Учителю она сподобилась первой увидеть Его Воскресшим. Потом вместе с другими Женами-мироносицам вернулась ко Гробу, чтобы по еврейскому обычаю еще раз излить на Его тело благовония (Лк.23: 56). Первая весть о Вос­кресении Христа тоже исходила из её уст (Ин.20:11-17), поэтому свя­титель Иоанн Златоуст называет ее «апостолом апостолов». Воспри­няв сердцем учение Христа, она разделяла вместе с другими Апо­столами труды проповедничества преимущественно среди женщин.

Сохранилось красивое преда­ние о благовествовании св. Марии Магдалины в Риме. Она предстала перед римским императором Тиверием (42 г. до Р.Х. - 37 г. после Р.Х.) и рассказала ему о жизни, чудесах, Крестной Смерти и Воскресении Спасителя. Затем она поднесла ему яйцо со словами «Христос Вос­крес!» В удостоверение ее слов о Воскресении Христа яйцо чудес­ным образом окрасилось в крас­ный цвет. С тех пор красное яйцо стало радостным символом ново­заветной Пасхи. С этим поступком святой Марии Магдалины связыва­ют пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца. Возможно, о ней упоминает апостол Павел в послании к Римлянам: «Привет­ствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6).

Интересно, что яйцо вошло в традицию иудейской и христиан­ской Пасхи почти одновременно. На христианском Востоке яйцо, как элемент празднования новозаветной Пасхи, появилось уже в первые века христианства в Антиохии, Риме и Александрии. В ритуал иудейско­го пасхального Седера яйцо вошло после разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. после Р.Х., как символ печали и траура по Храму, но и на­дежды на его восстановление. Счи­тается, что эта традиция перешла в христианские общины Востока от иудео-христианских общин Святой Земли, Антиохии и Рима, которые продолжали соблюдать многие иу­дейские традиции и разделяли об­щую скорбь народа об утрате Храма. Со временем в христианской тради­ции яйцо стало однозначно симво­лизировать Воскресение Христа, но также и Гроб, который распахнулся, как яичная скорлупа, в момент Его Воскресения. Красный цвет яиц ука­зывает одновременно на пролитую кровь Спасителя и на его царское достоинство.

В саду за оградой, невдалеке от церкви, было обнаружено несколь­ко минеральных источников из грубо обработанных обтесанных базальтовых плит с целой системой выходящих от них каналов, пред­положительно, римского периода. Примечательно, что один источник с большим бассейном-купальней имеет овальную форму, напоми­нающую яйцо, что придает этому месту особый символизм. Ведь именно яйцо как символ Воскресе­ния Христова, символ новой жизни подарила св. Мария Магдалина им­ператору Тиверию во время своей проповеди в Риме. Согласно восточной традиции, из Рима св. Мария Магдалина уже в преклонном возрасте пересели­лась в Эфес, где самоотверженно проповедовала Евангелие св. апо­стола Иоанна Богослова. Ее мирная кончина последовала в Эфесе, где она была погребена. На иконах св. Марию Магдалину обычно изобра­жают держащей в руке алебастро­вую чашу с миром.

Мощи св. Марии Магдалины в 886 г. были перенесены из Эфеса в Константинополь и положены в храме монастыря во имя св. Ла­заря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. В наше время части мощей Марии Магдалины находятся во Франции в храме го­рода Сен-Боме, в монастырях Дохиар, Симонопетра и Эсфигмен на горе Афон, а также в сокровищнице Гроба Господня в Иерусалиме. День ее памяти празднуется 22 июля/4 августа и в неделю Жен-мироносиц. На территории участка находит­ся еще один большой радоновый источник с изумительно чистой водой, оформленный в виде плава­тельного бассейна. В него можно пройти по извилистой каменной дорожке мимо пещеры в честь св. пророка Илии. Уставшие от путешествия бо­гомольцы находят в нем в жаркие летние дни живительную прохла­ду, а в зимние месяцы могут даже согреться. Температура воды в нем зимой и летом удерживается на одинаковом уровне (+25-26 °С). Паломников, погружающихся в этом источнике, ожидает небыва­лый сюрприз. Множество малень­ких резвящихся рыбок смело под­плывает к стопам купальщиков и устраивает бесплатный, естествен­ный пилинг, убирая огрубевшую кожу ног.

В этом целебном кристально чи­стом источнике водится множество разных видов рыб, можно увидеть также живущих здесь разноцвет­ных крабов. Источники на берегу Галилейского озера с древних времен славились своей целебностью, а упоминания о них сохранились не только в летописях римского пе­риода, но также в древних египет­ских папирусах.

Из устроенной для паломников беседки отрывается прекрасный вид на ровную гладь Галилейско­го озера, Голанские высоты, здесь проглядывают очертания Капер­наума, видны места многих евангельских событий, а в хорошую погоду можно рассмотреть даже вершину горы Ермон с ее вечными снегами. Стройные, устремленные к небу высокие пальмы, через ко­торые проглядывает синева озера, и огромные вековые эвкалипты создают благоприятную атмосфе­ру для молитвенных размышлений и созерцания красоты мира Божия. На всем участке ощущается удивительная гармония: в озере и источниках дружно плещутся большие и малые рыбки, в возду­хе, переполненном благоуханием цветов и трав, кружатся, мелодич­но чирикая, стаи зеленых попуга­ев, а в зарослях медленно полза­ют черепахи, мелькают маленькие коричневые ящерицы и свободно пробегают египетские мангусты с длинными хвостами. Животный и растительный мир ликует и раду­ется дарованному Богом бытию.

Возможно, так выглядели эти святые места в те далекие евангель­ские времена, когда по этой зем­ле ходила будущая мироносица и «вестница Воскресения Христова».

Похожие записи