Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Храмовая гора (араб. al-Haram al-Sanf) - величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом, в еврейской традиции идентифицируется с горой Мориа (евр. har ham-Mdriyyah), где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, царь Давид выкупил гумно у иевусея Орны и воздвиг жертвенник Богу, а царь Соломон построил первый ветхозаветный Храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда-то естественной вершиной горы Мориа.
В Священном Писании сообщается, что безымянная гора жертвоприношения Авраама находилась в стране Мориа (Быт.22:2), а Авраам назвал то место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что патриарх Авраам «увидел то место издалека» на третий день своего пути. Это описание вряд ли применимо к Иерусалиму, поскольку «то место» нельзя было увидеть «издалека» приближаясь с юга или с запада.
Большинство современных библейских ученых усматривают в названии этой горы «землю аморреев», поскольку так ее именует сирийский перевод Пешитта (Быт.22:2) и некоторые иудейские толкователи (Шмуэль бен Меир), и также Септуагинта, где слова «гора Мориа» (2Пар.З:1) переводится как гора аморреев («Архоріа» - Amoria). Эти ученые полагают, что гора Мориа относится к холму около Сихема, поддерживая убеждение Самаритян, что жертвоприношение Исаака произошло на горе Гаризим. Расчет пути, который совершил тогда патриарх Авраам указывает скорее всего также на Самарию. Расстояние из Вирсавии (евр. Беэр-Шевы) где жил Авраам до Иерусалима по прямой 70 км. Идя медленно и с учётом изгибов дороги за три дня можно было пройти около 120-150 км, т.е. на много далее Иерусалима.
Поздняя еврейская традиция связала гору Мориа с местом строительства Иерусалимского Храма (2Пар.3:1). Это самая ранняя и единственная библейская ссылка, связывающая место в книге Бытия с Храмовой горой. В псалмах много раз упоминается возвышенный образ Сиона, как горы Божией, однако ни разу не упоминается гора Мориа. В метафорическом значении слава Сиона превысила славу горы Мориа. Со временем, однако именно этой горе был присвоен великий образ Сиона.
Площадь на Храмовой горе называется по-арабски Аль Харам Аль Шариф al-Haram al-Sarlf или al-Haram al-Qudsi al-Sanf,), что означает «почтенный двор». Она имеет неправильную трапециевидную форму и находится на высоте 744 м над уровнем моря. Протяженность западной стены составляет 491 м, восточной 462 м, северной - 310 м и южной — 281 м. Эта большая площадь с севера отделена рвом, вырытым на холме Везефа, на юге соседствует с холмом Офель, на востоке - с долиной Кедрон и на западе - с долиной Тиропеон. На Храмов гору ведет восемь ворот, одни из них — Золотые ворота - сейчас замурованы. Выйти из нее можно через любые ворота, но войти, не будучи мусульманином, только одними: Мавританскими (Муграби), названными так в память мусульманских паломников, прибываших сюда из стран Северной Африки.
Ветхозаветный Храм
Легенды и предания соревнуются между собой в усердии, и в желании чтобы сделать это место еще более святым и знаменитым. Согласно еврейской традиции, жертвенник Авраама является камнем мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Бог, создавая мир взял этот камень называемый Эвен ха-Штия (евр. ГР'ТЮТ рк Even ha-Shtiyya или ЙС, Sela - «камень творения», араб. — Sakhrah) в качестве основы, с которой распространился мир и которая поддерживает Вселенную.
Начало Иерусалима также относится к моменту сотворения мира: Всевышний взял камень отсюда и кинул его в море хаоса, и с этого момента начала существовать Вселенная. Создавая мир, Бог сказал: «Да будет свет», - и первый луч упал на это место. На этом месте из земли был создан первый человек, Адам, а Каин и Авель соорудили здесь жертвенник и принесли жертвы. Ной принес на этом месте первое жертвоприношение Богу после выхода из ковчега. Праотец Иаков видел здесь во сне лестницу, соединяющую Небо и землю (Быт.28:12-16).
Еще более фантастическими выглядят мусульманские предания. Этот камень связан с небом специальными воротами, через которые Бог посылает ежедневно в Иерусалим 70 Ангелов для пения «Аллилуйя». Молитва паломника на этом месте стоит больше, чем если бы он молился на небесах. Здесь мусульманский богомолец получает награду, равную награде тысячи мучеников. Для мусульман это третья по значимости святыня после Мекки и Медины.
Мусульманское предание гласит, что сюда прибыл пророк Мухаммед из Мекки на своей знаменитой лошади, прежде чем начать свой путь на небеса для разговора с Богом и передачи на землю обязательных законов ислама. Темной ночью, когда Мухаммед спал около Каабы (священного камня в Мекке), его разбудил Архангел Гавриил (по-арабски Джибрил) и посадил на белого коня с женским лицом и огромными крыльями. Мухаммед перенёсся на этом коне из Мекки в Иерусалим так быстро, что не успела вылиться вода из опрокинутого сосуда. За необыкновенную быстроту его назвали аль-Бурак (сияющий, молниеносный). И когда они начали подниматься над горой, легендарная скала (араб, сахра) стала тоже подниматься под ногами пророка. Архангел Гавриил остановил ее, оставляя на ней след своей руки.
Согласно поздней еврейской традиции, на этом месте ветхозаветный патриарх Авраам, верность которого испытывал Бог, зажег костер, чтобы принести в жертву Богу своего обетованного сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, Ангел, посланный Богом, остановил его руку. Эта жертва стала прообразом будущего Распятия и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа: «На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место» (Быт.22:1-19).
Во времена царя Давида это место являлось собственностью иевусея Орны (евр. Арауны), который на вершине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давид в конце своего правления, побуждаемый гордостью, приказал провести перепись народа, в результате чего страну постигло наказание Божие в виде эпидемии. На этом месте царь увидел Ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы
опустошить его. Тогда, умоляя Господа, он взывал: «Вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы что сделали?» После этого, по указанию пророка Гада, царь Давид отправился к Орне, купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отвратить моровую язву (2Цар.24:18-25; 1Кор.21).
С тех пор царь Давид желал построить Храм на этом месте, но эта честь выпала его сыну Соломону.
Участок земли с гумном иевусянина Орны стал местом строительства первого ветхозаветного Храма, служивший единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу. Это указывает на то, что место труда человека, где он под палящими лучами солнца честно добывает хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога большее благоволение, чем самые красивые, но не освященные трудом рук человеческих, места в мире. Всякий раз, когда потом, согласно заповедям Моисея, приносились сюда первые снопы, собранные с полей, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны.
Царь Соломон начал строить Храм в четвертый год своего царствования (962 г): «И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов, И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом?» (2Парл.2:5-6). При постройке Храма, длившейся целых семь лет, трудилось 70 тысяч носильщиков, 80 тысяч каменотёсов и почти 4 тысячи надзирателей. Тирский царь Хирам I прислал в Иерусалим по просьбе Соломона своих мастеров, поэтому своим внешним видом Храм напоминал финикийские храмы. Кедры и кипарисы, самый дорогой материал того времени, были доставлены из Ливана. Тесаные камни доставляли уже готовыми на место постройки.
Храм был окружен великолепным двором. Само его здание было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины - Притвора (евр. Ulam), Святилища (евр. Hekhal) и Святого Святых (евр. Kodesh haKodashim или Dvir). В устройстве Иерусалимского Храма Святая Святых было прообразом рая, Святилище - прообразом Эдема, а двор - мира за пределами Эдема. В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая - «Боаз».
В Святилище стоял Семисвечник (евр menorah - менора, букв, «светильник».), по обеим сторонам которого располагались ещё по пять литых золотых семисвечников работы Хирама (в Храме Ирода стоял уже только один семисвечник). Эти светильники, заполняемые чистейшим оливковым маслом, горели постоянно и освещали Храм днём и ночью, а огонь зажигался в них исключительно от пламени костра на жертвеннике, как и другие светильники на храмовой территории. В случае угасания огня на жертвеннике, его нужно было возжигать особым образом.
Один из светильников Семисвечника, называемый западным, зажигался только раз в году. Семисвечник в библейской традиции, как и в современном иудаизме, является символом Божественного света. Эта традиция, видимо, послужила основой для т.н. «Чина благодатного огня (света)» у Гроба Господня в Великую Субботу в Иерусалиме, т.к. Гроб Спасителя символизирует жертвенник, где было положено обескровленное тело Христа - Новозаветного пасхального Агнца.
Согласно православной традиции, вынос Святого Огня (Света) символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Христа. В древние христианские времена было распространено мнение, что освящение храма Гроба Господня и ветхозаветного Храма Соломона произошло в одно и тоже время, т.е. в еврейский праздник Кущей, а совпадение дат воспринималось как один из знаков духовной преемственности.
Кроме семисвечников в Святилище размещались у стен, в два ряда, пять золотых столов хлебов предложения (в Храме Ирода только один). Перед входом в Святая Святых стоял небольшой кадильный алтарь из кедрового дерева, покрытый золотом, для воскурения фимиама. Между святилищем и Святая Святых находилась завеса из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (тонкого льна) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта занавесь разорвалась в момент смерти Христа на Голгофе: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу...» (Мф.27:51).
В Святая Святых стоял Ковчег Завета с фигурами херувимов над крышкой и Скрижалями Завета внутри. Ковчег был установлен на каменном помосте над вершиной скалы Авраама, высотой в три пальца от уровня пола. Два гигантских херувима высотой около пяти метров, вырезанные из оливкового дерева и покрытые золотом, простирались по двум сторонам Ковчега Завета. По преданию, рядом с Ковчегом на полу стоял сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан из благородного дерева ситтим (сорт акации), статуи херувимов - вырезаны из дерева дикой маслины, а жезл Аарона - из миндального дерева.
После освящения Храма царем Соломоном Слава Божия присутствовала в Святая Святых в виде облака. Только Первосвященник имел право один раз в год, в День Очищения (евр. Иом Кипур), войти внутрь. В Святая Святых не было окон, там царила полная темнота, потому что Господь: «Мрак соделал покровом Своим» (Пс.17:12).
В самом центре внутреннего двора, напротив входа в Притвор, стоял медный огромных размеров жертвенник всесожжения,
на который поднимались по наклонной плоскости. Огонь на нем, по заповеди, никогда не угасал, даже во время дождей и порывистых ветров.
Вавилонский царь Навуходоносор полностью разрушил Храм Соломона в 586 г. до Р.Х. Пророк Иезекииль видел, как «слава Божия» в виде облака покидает Иерусалим: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города...» (Из. 11:23). Это была гора Елеонская, с которой впоследствии вознесся на небо Иисус Христос. Семьдесят лет спустя персидский царь Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм.
После возвращения из плена началось восстановление Храма под руководством Зоровавеля. Второй Храм уступал первому по величию и красоте. Святая Святых оставалось пустым, Божественное присутствие в виде облака покинуло его, а также Ковчег Завета со Скрижалями был утрачен навсегда. Сохранилось предание, что он найдется в конце времен.
В 167 г. до Р.Х. Храм был осквернен селевкидским правителем Антиохом Эпифаном IV, который поставил на его территории статую Зевса. Это событие стало причиной восстания Маккавеев, которые заново освятили Храм и установили в память об этом событии праздник Ханука (евр. khanuka - «освящение», «обновление»).
Сын римского прокуратора Иудеи Антипатра, служивший при царском дворце, устроив переворот и уничтожив всех потомков Маккавеев, захватил власть и основал новую династию. Его звали Ирод, и происходил он из тех самых идумеев (потомки Исава), которых Маккавеи насильственно обратили в иудаизм.
В 19-м г. до Р.Х. царь Ирод Великий, чтобы добиться уважения народа и прикрыть перед евреями свое идумейское происхождение, склонность к эллинизму, а также многочисленные преступления, предпринял смелый план реконструкции Храма. Для этой грандиозной работы было нанято десять тысяч рабочих, тысяча священников обучалась строительному мастерству, чтобы мирские люди не имели доступа к священным помещениям.
Храм получился необыкновенно красивым. В него входили через пять ворот (по другим источникам 12). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый портик Соломона.
Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной Храма», тянулся вдоль южной стены Храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь происходило описанное в Евангелии одно из искушений Христа: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:5-7).
С кровли этого Храма был сброшен иудеями и побит камнями в 62 г. за проповедь Христа Иаков брат Господень, первый епископ Иерусалима. А Апостол Петр исцелил хромого от рождения лежащего у ворот этого Храма и просящего милостыни, сказав: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян.3:1 -11).
На противоположном углу храмовой площади находилась знаменитая крепость Антония, которая использовалась римлянами, главным образом, как наблюдательная точка, откуда удобно было контролировать поведение богомольцев в Храме, особенно во время больших праздников. Здесь Апостол Павел, после посещения Храма, избежал смерти от фанатично настроенных иудеев, объявив себя гражданином Рима (Деян.21:22).
За внешней стеной находился двор, куда сгонялись предназначенные для продажи жертвенные животные, где стояли меняльные столы, особенно перед праздниками. Доступ сюда был открыт всем, включая язычников.
Внутренний двор был предназначен исключительно для израильтян и отделен забором из резного камня, на котором были прикреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что необрезанным под страхом смерти вход внутрь запрещен. В восточной части храмового комплекса находился квадратный в плане так называемый женский двор, окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные отделения: для назореев, для прокаженных и для хранения масла и вина, а также двор для дров, необходимых для подержания огня на жертвеннике. Через этот двор, минуя внутреннюю преграду, можно было пройти во дворы израильтян и священников.
Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид Храма: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» (Иудейская Война V, -6). Иосиф Флавий пишет также, что из высокой террасы Храма можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.
Храм Ирода был построен с использованием элементов грекоримской архитектуры, его величественность впечатляла и Апостолов: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк.13:1).
Ветхозаветный Храм кипел жизнью. Можно попытаться представить себе его будничный день.
Утром, на рассвете чинно устанавливается череда священников в белых льняных одеждах с длинными рукавами, но без обуви, поскольку все храмовые богослужения совершались босиком. При первых лучах восходящего яркого иерусалимского солнца уже завершалось принесение законной утренней ритуальной жертвы, возжигалось курение фимиама... Вот левиты, совершив обряд очищения, спешат к своим храмовым обязанностям, а книжники и фарисеи, усевшись под колоннами, спорят о законе и ищут аргументы, как бы опровергнуть утверждения саддукеев. Священники и знатоки Писаний, ожидая открытия заседания Синедриона, соревнуются в точнейшем истолковании Закона. В «палате назореев» собираются ветхозаветные подвижники, давшие Богу добровольный обет ритуального воздержания и ставшие «святыми Господу» во все дни своего назорейства (Чис.6:8).
Во «дворе Израиля», расположенном у ворот Никанора, на ступеньках стоит храмовый хор, где левиты и священники (евр. cohen или kohain) исполняют великолепные одноголосные хвалебные гимны Всевышнему во время принесения жертв. Искусные музыканты особенно во время праздников, играют на серебряных трубах, гуслях, лирах и арфах, звуки которых разносятся по всему городу, отрывая его жителей от повседневных мыслей и забот.
Пришедший с поля земледелец несет первые собранные с поля снопы пшеницы. Здесь он встречается с городским аристократом, который ведет на веревке однолетнего агнца или тельца васанского, а набожный, но ревнивый муж тащит с собой свою легкомысленную жену, подозреваемую в измене, чтобы «горькими водами» испытать ее верность. Под высоким портиком двора язычников народ увлеченно беседует с новоявленным пророком, а продавец голубей громко зазывает покупателей из-за прилавка. Звуки торговли, горячих споров, песнопений и слов сердечной молитвы сливаются с трубными звуками шофара, резкими голосами убиваемых животных и треском неугасающего пламени костра на жертвеннике.
Согласно заповеди Моисея, три раза в году - в праздник Пасхи, Пятидесятницы (евр. Шавуот) и Кущей (евр. Суккот) - каждый мужчина должен совершить паломничество в Храм, «предстать пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он», и принести жертвы Всевышнему (Втор. 16:16-17).
В наше время главный раввинат по галахическим соображениям запрещает всем евреям входить на ту часть территории Храмовой горы где стоял Храм, поскольку из-за его отсутствия невозможно совершить некоторые важные ветхозаветные очистительные обряды, а в состоянии ритуальной «нечистоты» существует опасность осквернения этого святого места.
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Храмовая гора (араб. al-Haram al-Sanf) - величественная гора, возвышающаяся над Иерусалимом, в еврейской традиции идентифицируется с горой Мориа (евр. har ham-Mdriyyah), где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, царь Давид выкупил гумно у иевусея Орны и воздвиг жертвенник Богу, а царь Соломон построил первый ветхозаветный Храм. Жертвенник Авраама, покрытый сейчас куполом мечети, был когда-то естественной вершиной горы Мориа.
В Священном Писании сообщается, что безымянная гора жертвоприношения Авраама находилась в стране Мориа (Быт.22:2), а Авраам назвал то место «Иегова ире», что означает «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что патриарх Авраам «увидел то место издалека» на третий день своего пути. Это описание вряд ли применимо к Иерусалиму, поскольку «то место» нельзя было увидеть «издалека» приближаясь с юга или с запада.
Большинство современных библейских ученых усматривают в названии этой горы «землю аморреев», поскольку так ее именует сирийский перевод Пешитта (Быт.22:2) и некоторые иудейские толкователи (Шмуэль бен Меир), и также Септуагинта, где слова «гора Мориа» (2Пар.З:1) переводится как гора аморреев («Архоріа» - Amoria). Эти ученые полагают, что гора Мориа относится к холму около Сихема, поддерживая убеждение Самаритян, что жертвоприношение Исаака произошло на горе Гаризим. Расчет пути, который совершил тогда патриарх Авраам указывает скорее всего также на Самарию. Расстояние из Вирсавии (евр. Беэр-Шевы) где жил Авраам до Иерусалима по прямой 70 км. Идя медленно и с учётом изгибов дороги за три дня можно было пройти около 120-150 км, т.е. на много далее Иерусалима.
Поздняя еврейская традиция связала гору Мориа с местом строительства Иерусалимского Храма (2Пар.3:1). Это самая ранняя и единственная библейская ссылка, связывающая место в книге Бытия с Храмовой горой. В псалмах много раз упоминается возвышенный образ Сиона, как горы Божией, однако ни разу не упоминается гора Мориа. В метафорическом значении слава Сиона превысила славу горы Мориа. Со временем, однако именно этой горе был присвоен великий образ Сиона.
Площадь на Храмовой горе называется по-арабски Аль Харам Аль Шариф al-Haram al-Sarlf или al-Haram al-Qudsi al-Sanf,), что означает «почтенный двор». Она имеет неправильную трапециевидную форму и находится на высоте 744 м над уровнем моря. Протяженность западной стены составляет 491 м, восточной 462 м, северной - 310 м и южной — 281 м. Эта большая площадь с севера отделена рвом, вырытым на холме Везефа, на юге соседствует с холмом Офель, на востоке - с долиной Кедрон и на западе - с долиной Тиропеон. На Храмов гору ведет восемь ворот, одни из них — Золотые ворота - сейчас замурованы. Выйти из нее можно через любые ворота, но войти, не будучи мусульманином, только одними: Мавританскими (Муграби), названными так в память мусульманских паломников, прибываших сюда из стран Северной Африки.
Ветхозаветный Храм
Легенды и предания соревнуются между собой в усердии, и в желании чтобы сделать это место еще более святым и знаменитым. Согласно еврейской традиции, жертвенник Авраама является камнем мироздания, с которого началось сотворение мира и на котором держится мир. Бог, создавая мир взял этот камень называемый Эвен ха-Штия (евр. ГР'ТЮТ рк Even ha-Shtiyya или ЙС, Sela - «камень творения», араб. — Sakhrah) в качестве основы, с которой распространился мир и которая поддерживает Вселенную.
Начало Иерусалима также относится к моменту сотворения мира: Всевышний взял камень отсюда и кинул его в море хаоса, и с этого момента начала существовать Вселенная. Создавая мир, Бог сказал: «Да будет свет», - и первый луч упал на это место. На этом месте из земли был создан первый человек, Адам, а Каин и Авель соорудили здесь жертвенник и принесли жертвы. Ной принес на этом месте первое жертвоприношение Богу после выхода из ковчега. Праотец Иаков видел здесь во сне лестницу, соединяющую Небо и землю (Быт.28:12-16).
Еще более фантастическими выглядят мусульманские предания. Этот камень связан с небом специальными воротами, через которые Бог посылает ежедневно в Иерусалим 70 Ангелов для пения «Аллилуйя». Молитва паломника на этом месте стоит больше, чем если бы он молился на небесах. Здесь мусульманский богомолец получает награду, равную награде тысячи мучеников. Для мусульман это третья по значимости святыня после Мекки и Медины.
Мусульманское предание гласит, что сюда прибыл пророк Мухаммед из Мекки на своей знаменитой лошади, прежде чем начать свой путь на небеса для разговора с Богом и передачи на землю обязательных законов ислама. Темной ночью, когда Мухаммед спал около Каабы (священного камня в Мекке), его разбудил Архангел Гавриил (по-арабски Джибрил) и посадил на белого коня с женским лицом и огромными крыльями. Мухаммед перенёсся на этом коне из Мекки в Иерусалим так быстро, что не успела вылиться вода из опрокинутого сосуда. За необыкновенную быстроту его назвали аль-Бурак (сияющий, молниеносный). И когда они начали подниматься над горой, легендарная скала (араб, сахра) стала тоже подниматься под ногами пророка. Архангел Гавриил остановил ее, оставляя на ней след своей руки.
Согласно поздней еврейской традиции, на этом месте ветхозаветный патриарх Авраам, верность которого испытывал Бог, зажег костер, чтобы принести в жертву Богу своего обетованного сына Исаака. Когда он поднял нож над его шеей, Ангел, посланный Богом, остановил его руку. Эта жертва стала прообразом будущего Распятия и Воскресения Господа нашего Иисуса Христа: «На третий день Авраам возвел очи свои и увидел это место» (Быт.22:1-19).
Во времена царя Давида это место являлось собственностью иевусея Орны (евр. Арауны), который на вершине горы устроил себе место для молотьбы зерна. Царь Давид в конце своего правления, побуждаемый гордостью, приказал провести перепись народа, в результате чего страну постигло наказание Божие в виде эпидемии. На этом месте царь увидел Ангела с мечом, поднятым над Иерусалимом, чтобы
опустошить его. Тогда, умоляя Господа, он взывал: «Вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы что сделали?» После этого, по указанию пророка Гада, царь Давид отправился к Орне, купил у него гумно и построил жертвенник, чтобы умилостивить Бога и отвратить моровую язву (2Цар.24:18-25; 1Кор.21).
С тех пор царь Давид желал построить Храм на этом месте, но эта честь выпала его сыну Соломону.
Участок земли с гумном иевусянина Орны стал местом строительства первого ветхозаветного Храма, служивший единственным разрешённым местом жертвоприношений Единому Богу. Это указывает на то, что место труда человека, где он под палящими лучами солнца честно добывает хлеб для себя и своей семьи, имеет в глазах Бога большее благоволение, чем самые красивые, но не освященные трудом рук человеческих, места в мире. Всякий раз, когда потом, согласно заповедям Моисея, приносились сюда первые снопы, собранные с полей, оживал в глазах первоначальный образ этой горы и гумно Орны.
Царь Соломон начал строить Храм в четвертый год своего царствования (962 г): «И дом, который я строю, велик, потому что велик Бог наш, выше всех богов, И достанет ли у кого силы построить Ему дом, когда небо и небеса небес не вмещают Его? И кто я, чтобы мог построить Ему дом?» (2Парл.2:5-6). При постройке Храма, длившейся целых семь лет, трудилось 70 тысяч носильщиков, 80 тысяч каменотёсов и почти 4 тысячи надзирателей. Тирский царь Хирам I прислал в Иерусалим по просьбе Соломона своих мастеров, поэтому своим внешним видом Храм напоминал финикийские храмы. Кедры и кипарисы, самый дорогой материал того времени, были доставлены из Ливана. Тесаные камни доставляли уже готовыми на место постройки.
Храм был окружен великолепным двором. Само его здание было продолговатой формы и состояло из трёх смежных помещений одинаковой ширины - Притвора (евр. Ulam), Святилища (евр. Hekhal) и Святого Святых (евр. Kodesh haKodashim или Dvir). В устройстве Иерусалимского Храма Святая Святых было прообразом рая, Святилище - прообразом Эдема, а двор - мира за пределами Эдема. В Притвор поднимались по ступеням, а с двух сторон от входа стояли две медные колонны: правая называлась «Яхин», левая - «Боаз».
В Святилище стоял Семисвечник (евр menorah - менора, букв, «светильник».), по обеим сторонам которого располагались ещё по пять литых золотых семисвечников работы Хирама (в Храме Ирода стоял уже только один семисвечник). Эти светильники, заполняемые чистейшим оливковым маслом, горели постоянно и освещали Храм днём и ночью, а огонь зажигался в них исключительно от пламени костра на жертвеннике, как и другие светильники на храмовой территории. В случае угасания огня на жертвеннике, его нужно было возжигать особым образом.
Один из светильников Семисвечника, называемый западным, зажигался только раз в году. Семисвечник в библейской традиции, как и в современном иудаизме, является символом Божественного света. Эта традиция, видимо, послужила основой для т.н. «Чина благодатного огня (света)» у Гроба Господня в Великую Субботу в Иерусалиме, т.к. Гроб Спасителя символизирует жертвенник, где было положено обескровленное тело Христа - Новозаветного пасхального Агнца.
Согласно православной традиции, вынос Святого Огня (Света) символизирует выход из Гроба Света Истинного, то есть воскресшего Христа. В древние христианские времена было распространено мнение, что освящение храма Гроба Господня и ветхозаветного Храма Соломона произошло в одно и тоже время, т.е. в еврейский праздник Кущей, а совпадение дат воспринималось как один из знаков духовной преемственности.
Кроме семисвечников в Святилище размещались у стен, в два ряда, пять золотых столов хлебов предложения (в Храме Ирода только один). Перед входом в Святая Святых стоял небольшой кадильный алтарь из кедрового дерева, покрытый золотом, для воскурения фимиама. Между святилищем и Святая Святых находилась завеса из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и крученого виссона (тонкого льна) с изображениями львов и херувимов. Считается, что именно эта занавесь разорвалась в момент смерти Христа на Голгофе: «Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась на-двое, сверху до низу...» (Мф.27:51).
В Святая Святых стоял Ковчег Завета с фигурами херувимов над крышкой и Скрижалями Завета внутри. Ковчег был установлен на каменном помосте над вершиной скалы Авраама, высотой в три пальца от уровня пола. Два гигантских херувима высотой около пяти метров, вырезанные из оливкового дерева и покрытые золотом, простирались по двум сторонам Ковчега Завета. По преданию, рядом с Ковчегом на полу стоял сосуд с манной и жезл Аарона. Ковчег Завета был сделан из благородного дерева ситтим (сорт акации), статуи херувимов - вырезаны из дерева дикой маслины, а жезл Аарона - из миндального дерева.
После освящения Храма царем Соломоном Слава Божия присутствовала в Святая Святых в виде облака. Только Первосвященник имел право один раз в год, в День Очищения (евр. Иом Кипур), войти внутрь. В Святая Святых не было окон, там царила полная темнота, потому что Господь: «Мрак соделал покровом Своим» (Пс.17:12).
В самом центре внутреннего двора, напротив входа в Притвор, стоял медный огромных размеров жертвенник всесожжения,
на который поднимались по наклонной плоскости. Огонь на нем, по заповеди, никогда не угасал, даже во время дождей и порывистых ветров.
Вавилонский царь Навуходоносор полностью разрушил Храм Соломона в 586 г. до Р.Х. Пророк Иезекииль видел, как «слава Божия» в виде облака покидает Иерусалим: «И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города...» (Из. 11:23). Это была гора Елеонская, с которой впоследствии вознесся на небо Иисус Христос. Семьдесят лет спустя персидский царь Кир издал декрет, разрешавший изгнанникам возвратиться в Иудею и восстановить Иерусалимский Храм.
После возвращения из плена началось восстановление Храма под руководством Зоровавеля. Второй Храм уступал первому по величию и красоте. Святая Святых оставалось пустым, Божественное присутствие в виде облака покинуло его, а также Ковчег Завета со Скрижалями был утрачен навсегда. Сохранилось предание, что он найдется в конце времен.
В 167 г. до Р.Х. Храм был осквернен селевкидским правителем Антиохом Эпифаном IV, который поставил на его территории статую Зевса. Это событие стало причиной восстания Маккавеев, которые заново освятили Храм и установили в память об этом событии праздник Ханука (евр. khanuka - «освящение», «обновление»).
Сын римского прокуратора Иудеи Антипатра, служивший при царском дворце, устроив переворот и уничтожив всех потомков Маккавеев, захватил власть и основал новую династию. Его звали Ирод, и происходил он из тех самых идумеев (потомки Исава), которых Маккавеи насильственно обратили в иудаизм.
В 19-м г. до Р.Х. царь Ирод Великий, чтобы добиться уважения народа и прикрыть перед евреями свое идумейское происхождение, склонность к эллинизму, а также многочисленные преступления, предпринял смелый план реконструкции Храма. Для этой грандиозной работы было нанято десять тысяч рабочих, тысяча священников обучалась строительному мастерству, чтобы мирские люди не имели доступа к священным помещениям.
Храм получился необыкновенно красивым. В него входили через пять ворот (по другим источникам 12). Великолепная галерея украшала его с четырех сторон, включая знаменитый Королевский портик и так называемый портик Соломона.
Юго-восточный угол этого портика, часто называемый «вершиной Храма», тянулся вдоль южной стены Храма и находился на самом краю глубокой долины Кедрон, на высоте около 180 метров. Здесь происходило описанное в Евангелии одно из искушений Христа: «Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма, и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего» (Мф.4:5-7).
С кровли этого Храма был сброшен иудеями и побит камнями в 62 г. за проповедь Христа Иаков брат Господень, первый епископ Иерусалима. А Апостол Петр исцелил хромого от рождения лежащего у ворот этого Храма и просящего милостыни, сказав: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе: во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи» (Деян.3:1 -11).
На противоположном углу храмовой площади находилась знаменитая крепость Антония, которая использовалась римлянами, главным образом, как наблюдательная точка, откуда удобно было контролировать поведение богомольцев в Храме, особенно во время больших праздников. Здесь Апостол Павел, после посещения Храма, избежал смерти от фанатично настроенных иудеев, объявив себя гражданином Рима (Деян.21:22).
За внешней стеной находился двор, куда сгонялись предназначенные для продажи жертвенные животные, где стояли меняльные столы, особенно перед праздниками. Доступ сюда был открыт всем, включая язычников.
Внутренний двор был предназначен исключительно для израильтян и отделен забором из резного камня, на котором были прикреплены таблички на греческом и латинском языках, предупреждавшие, что необрезанным под страхом смерти вход внутрь запрещен. В восточной части храмового комплекса находился квадратный в плане так называемый женский двор, окруженный балконом. В каждом из его четырех углов были квадратные отделения: для назореев, для прокаженных и для хранения масла и вина, а также двор для дров, необходимых для подержания огня на жертвеннике. Через этот двор, минуя внутреннюю преграду, можно было пройти во дворы израильтян и священников.
Еврейский историк Иосиф Флавий так описывает внешний вид Храма: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел» (Иудейская Война V, -6). Иосиф Флавий пишет также, что из высокой террасы Храма можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.
Храм Ирода был построен с использованием элементов грекоримской архитектуры, его величественность впечатляла и Апостолов: «Учитель! посмотри, какие камни и какие здания!» (Мк.13:1).
Ветхозаветный Храм кипел жизнью. Можно попытаться представить себе его будничный день.
Утром, на рассвете чинно устанавливается череда священников в белых льняных одеждах с длинными рукавами, но без обуви, поскольку все храмовые богослужения совершались босиком. При первых лучах восходящего яркого иерусалимского солнца уже завершалось принесение законной утренней ритуальной жертвы, возжигалось курение фимиама... Вот левиты, совершив обряд очищения, спешат к своим храмовым обязанностям, а книжники и фарисеи, усевшись под колоннами, спорят о законе и ищут аргументы, как бы опровергнуть утверждения саддукеев. Священники и знатоки Писаний, ожидая открытия заседания Синедриона, соревнуются в точнейшем истолковании Закона. В «палате назореев» собираются ветхозаветные подвижники, давшие Богу добровольный обет ритуального воздержания и ставшие «святыми Господу» во все дни своего назорейства (Чис.6:8).
Во «дворе Израиля», расположенном у ворот Никанора, на ступеньках стоит храмовый хор, где левиты и священники (евр. cohen или kohain) исполняют великолепные одноголосные хвалебные гимны Всевышнему во время принесения жертв. Искусные музыканты особенно во время праздников, играют на серебряных трубах, гуслях, лирах и арфах, звуки которых разносятся по всему городу, отрывая его жителей от повседневных мыслей и забот.
Пришедший с поля земледелец несет первые собранные с поля снопы пшеницы. Здесь он встречается с городским аристократом, который ведет на веревке однолетнего агнца или тельца васанского, а набожный, но ревнивый муж тащит с собой свою легкомысленную жену, подозреваемую в измене, чтобы «горькими водами» испытать ее верность. Под высоким портиком двора язычников народ увлеченно беседует с новоявленным пророком, а продавец голубей громко зазывает покупателей из-за прилавка. Звуки торговли, горячих споров, песнопений и слов сердечной молитвы сливаются с трубными звуками шофара, резкими голосами убиваемых животных и треском неугасающего пламени костра на жертвеннике.
Согласно заповеди Моисея, три раза в году - в праздник Пасхи, Пятидесятницы (евр. Шавуот) и Кущей (евр. Суккот) - каждый мужчина должен совершить паломничество в Храм, «предстать пред лице Господа, Бога твоего, на место, которое изберет Он», и принести жертвы Всевышнему (Втор. 16:16-17).
В наше время главный раввинат по галахическим соображениям запрещает всем евреям входить на ту часть территории Храмовой горы где стоял Храм, поскольку из-за его отсутствия невозможно совершить некоторые важные ветхозаветные очистительные обряды, а в состоянии ритуальной «нечистоты» существует опасность осквернения этого святого места.
Похожие записи
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, самый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале северозападной части Старого города Иерусалима.
Храм Гроба Господня
«Гефсиманская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Просвещенные светом христианской веры древние русы проявляли особый интерес к святым местам Палестины и принимали живое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Согласно преданию, записанному древними историками, помощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы поделиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмовая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на месте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось селение, а по свидетельству св. евангелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжимки масла. Отсюда открывается великолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города.
Гефсимания
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарождается на высоте 520 м и образуется из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, расположенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
В 1873 г. архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Евангелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Марию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
С высоты холмов Назарета открывается изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовыми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в беловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому многие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана густо покрыт кустарником, а восточный берег, особенно живописен.
Место Крещения Господня
Жители Лидды, посещая Иерусалим в дни ветхозаветных праздников, имели возможность встретить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская - небольшой арабский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как место, где Христос во время земного служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на восток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древнейшим свидетелем славы Богоявления Аврааму на библейской земле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого византийского царского великолепия и память грубого варварства минувших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме