Гора Сион

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Гора Сион (евр.Наr Tsiyyon; араб, Jabal Sahyoun) - самая возвышенная часть древнего Иерусалима, рас­положенная на высоте 765 м над уровнем моря. Ее этимология не­ясна, возможно, в переводе означа­ет «большой щит» или «крепость». Собственно, Сионом в наше время называют часть горы, расположен­ной за пределами юго-западной стены Старого города, неподалеку от Сионских ворот. Сионские во­рота, через которые большинство современных паломников вос­ходит на гору Сион со стороны Армянского квартала, практически делят гору на две части.
В евангельские времена весь этот район назывался «Верхним городом», здесь проживала город­ская знать, иерусалимская аристо­кратия, главным образом, семьи священников Иерусалимского Храма. В этом престижном квар­тале стояли также дома первосвя­щенников Анны и Каиафы. Здесь проживали многочисленные пред­ставители одного из иудейских религиозных течений т.н. ессеи. Археологические раскопки, прове­денные на горе Сион в 1970-х годах израильским археологом Маген Броши, обнаружили остатки Ворот ессеев, упоминаемых еврейским историком Иосифом Флавием.
«Верхний город» был расположен на самом высоком холме древнего Иерусалима и благодаря своему возвышенному положению господствовал над окружающими его долинами: на западе - долиной Тихон, на юге - Гинном, на севере и востоке - Тиропеон.
На горе Сион, согласно пре­данию, находилась таинственная Сионская горница, в которой со­стоялась последняя пасхальная трапеза Спасителя с учениками, называемая Тайной Вечерей. На этой таинственной Вечери было положено начало Нового Завета и Становлено Таинство Божествен­ной Евхаристии. Традиция почи­тания Тайной Вечери именно на этом месте окончательно сформи­ровалась в византийский период и была утверждена веками. На горе Сион в день еврейской Пятидесят­ницы Дух Святой в виде огненных языков сошел на Апостолов. Это событие стало днем рождения Но­возаветной Церкви.
Другим местом, претендующим на местонахождение горницы Тай­ной Вечери, является Монастырь св. апостола Марка (также на горе Сион, но внутри городских стен), который принадлежит сиро-яковитской церкви.
Гора Сион была одним из самых первых мест тайных собраний первых христианских общин Иерусалима.
На западе и юге гора Сион сосед­ствует с долиной Бином (Гинном) (евр. Ge-Hinnom), или до­линой сынов Еннома. Долина эта была местом, где в ветхозаветные времена совершались величайшие беззакония отступивших от веры в единого Бога жителей Иерусалима. Здесь древние израильтяне со вре­мен правления царя Манассии и до царствования Иосии соверша­ли самые гнусные, самые силь­ные оскорбления Бога Израилева. Здесь, особенно при царях Ахазе и Манассии, чтили идолов ханаан­ских, Молоха и Ваала, и приносили им кровавые человеческие жертвы. Сам царь Манассия приносил в жертву идолу Молоху своих детей: «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, что­бы сожигать сыновей своих и до­черей своих в огне, чего Я не по­велевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер.7:31; 4Цар.23:10; 2Пар.28:3; 33; Иер. 19:5-6; Иер.32:35).
Благочестивый иудейский царь Иосия уничтожил здесь языческие жертвенники и подверг место их совершения уничтожению (4Цар.23:10). Долина стала местом, где постоянно поддерживали огонь, на котором сжигали городской мусор, трупы казненных преступников и павших животных. Впоследствии название геенна стало использоваться для обозначения адского огня последних времен (4Ездра7: 36), уготованного грешникам, а также диаволу и ангелам его (Мф.25:41; Мф. 13:42; Откр.9:2). Из-за проклятия и осуждения этого места пророками долина стала со временем прообразом ада: «кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22; Мф.18:9; Мф.23:15; Лк.12:4-5).
В Новом Завете, в соответствии с ветхозаветным представлением о геенне (Ис.66:24), о нем упоминается как о месте, где «червь... не умирает и огонь не угасает» (Мк.9:44). По толкованию блаж. Феофилакта Болгарского, «червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Она угрызает как червь и жжет как огонь». Предполагается, что через эту долину вели Христа из Гефсиманского сада на суд в дома первосвященников Анны (Ин. 18:13-26) и Каиафы (Мф.26:57- 75), после взятия Его под стражу.
В западной части долины Енном находится евангельская Акелдама (арам. Hakl-ed-damm - «поле кро­ви», «село крови») —участок зем­ли, купленный иудейскими перво­священниками и старейшинами за 30 сребреников Иуды, которые он получил от них за предательство Христа (Мф.27:3-10).
К востоку от Сиона находится долина Тиропеон или Сыроварников, разделявшая в евангельские времена Иерусалим на Верхний и Нижний город. В период завоевания земли Обетованной древними евреями долина Енном служила границей между владениями колен Иуды и Вениамина.
На соседнем, южном холме, расположенном напротив горы Сион, находится Гора Злого Совещания. Согласно древним византийским преданиям, в евангельские времена здесь стоял загородный дом первосвященника Каиафы, где члены Синедриона совещались об аресте и убиении Мессии: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит» (Ин. 11:47). Каиафа не из-за своей личной добродетели, а по причине первосвященнического достоинства произнес невольное пророчество: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». (Ин. 11:47-53). В наше время здесь расположен квартал Иерусалима Абу-Top, где проживают арабы и евреи.
На самой высокой точке горы Злого Совещания, напротив горы Сион, находится шотландская пре­свитерианская церковь в честь св. апостола Андрея Первозванного, построенная в 1930 г. В ходе архе­ологических раскопок, проведен­ных на территории церкви в 1975 г., были обнаружены фундаменты храма византийского периода. В одной из пещер рядом с церковью были найдены два миниатюрных серебряных свитка, внутри кото­рых выгравирована формула благословения ветхозаветных священ­ников - «коэнов» (Числ. 6:24-27).
Сион в Священном Писании
В Священном Писании слово Сион употребляется в двух значениях: географическом и символическом. В течении веков название горы Сион кочевало, переходя с места на место, и окончательно закрепилось за самым высоким из иерусалимских холмов. Примечательно, что первоначальный библейский Сион времен царя Давида расположен намного ниже, почти у подножия современного христианского Сиона как неотступная и вечная его тень.
Согласно Священному Писанию, первоначально Сионом называлась гора Офель в юго-восточной части Иерусалима, на которой стояла крепость иевусеев (Нав. 15:63). На ее склоне был построен древний
Иерусалим. Древний иевусейский город завоевал полководец царя Давида Иоав, но о его взятии и сожжении упоминается уже в эпоху Судей Израилевых (Суд. 1:8). Сюда, покинув Хеврон, переселился царь Давид, сделав его единой столицей всех колен Израилевых (2Цар.5:9). С тех пор город стал назваться Давидовым (евр. «Ир Давид») (2Цар.5:7; ЗЦар.8:1; Шар.11: 5).
Здесь царем Соломоном был построен царский дворец, и сюда торжественно был перенесен Ковчег Завета, который освятил собою гору Сион на веки (ЗЦар.8:1). В скалах Сиона были похоронены царь Давид и его сын Соломон (ЗЦар.2:10). Позднее, когда при царе Соломоне был построен Храм, слово Сион стало метафорически распространяться на храмовую гору (1Макк.4:36-38), на сам Иерусалим (Ис.ЗЗ:20), на колено Иуды, а со времени плена вавилонского на народ Израиля в целом (Ис.ЗЗ:20).
В Священном Писании гора Сион именуется просто Сионом, «горою святою», «жилищем и до­мом Божиим», «царственным го­родом Божиим», «радостью всей земли». Выражения «дщерь Сио­на», «сыны Сиона», «чада Сиона» являются персонифицированным названием Иерусалима и его жите­лей: «Ликуй и веселись, дщерь Си­она! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах.2:10).
В библейских символах Ветхого Завета Сион является образом жительства Божия на небесах, местом высочайшего откровения славы Его (Евр. 12:22): Бог Отец поставил Сына своего царем над Сионом (Пс.2:6-7); оттуда приходит спасение Израилю (Пс.13:7; Пс.52:7); с Сиона, который есть верх красоты, Бог является во славе Своей (Пс.49:2-4); туда придут искупленные Господа, и радость вечности на главе их (Ис.35:10). Гора Сион является также ветхозаветным прообразом Пречистой Девы Марии: «гора Сион сия, в нейже вселился еси» (Пс.73:2).
После Вавилонского пленения название «Сион» приобрело эсхатологическое и мессианское значение, символизируя то место, откуда придет спасение. Именем Сион пророки часто также называют грядущее вечное Царство Божие во всей его полноте, которое охватит всю землю и все народы (Пс.109:2; Ис.28:16; Ис.59:20).
Ветхозаветные пророки
предсказывали особую роль Сиона в истории спасения рода человеческого: «Ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасение от горы Сион» (4Цар.19:31; Ис.37:32; Иер.31:12). Великий образ Сиона пророчески указывает на Новозаветную Церковь: «Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима» (Ис.2:3; Мих.4:2), т.е. закон благодати Христовой и евангельское учение, которое начало распространяться именно из Иерусалима, в отличие от прежних заветов (Деян. 1:8; Рим. 15:16). Возвещенное в Сионе имя Божие воссияет над всеми народами, мир склонится перед истинным Богом. Ему посвятит себя Тир, Ему дары принесут эфиопы, «в тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее» (Ис. 19:19). По одному... по два спасет Господь остаток изгнанников:           «Возвратитесь,
дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион» (Иер.3:14).
Краеугольным камнем ново­го Сиона, согласно ветхозаветным пророчествам (Ис.28:16; 8:14; Пс. 117:22-23), стал Господь Иисус Христос. Он в день Пятидесятницы основал Свою Церковь, в которую вошли и иудеи, и обращенные из язычников: «Вот, Я полагаю в Си­оне камень краеугольный, избран­ный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (Ис.28:16; 1Пет.2:6). Древний библейский об­раз истинного пути к Богу в виде священной горы Сион нашел свое выражение в Новом Завете, где он обретает смысл духовного царства Бога, Иерусалима Небесного: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церк­ви первенцев...» (Евр. 12:22). Это также и будущая слава Церкви с символическим числом полноты верных Христу «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тыся­чи, у которых имя Отца Его на­писано на челах» (Откр.14:1).
Гора Сион как образ Небесного Иерусалима, путь к которому начинается с Иерусалима земного, есть «матерь всем нам» (Гал.4:22- 30). Сион назван матерью и в псалмах: «Мати Сион речет» (Пс.86:5). Второй Вселенский Собор в Константинополе присвоил Иерусалиму особый титул: «Мать всех Церквей». В древнем чине Литургии св. Иакова (I-IV вв.) поется: «Приносим ти, Владыко, и о святех твоих местех... наипаче же о святем и славнем Сионе, матери всех церквей».
Святая Церковь ублажает гору Сион многими похвалами: «Обы- дите людие Сион, и обымите Его, и дадите славу в нем Воскресше­му из мертвых: яко Той есть Бог наш, Избавлей нас от беззаконий наших» (воскресные стихиры). До сих пор православный священник, совершая чин благословения пу­тешествующих, окропляя главы путников, произносит: «Да благо­словит вас Господь от Сиона, и узрите благая Иерусалима во вся дни живота вашего, и да исправит путь ваш в мире, в славу святого Своего имени. Аминь».
В евангельские времена верхний западный холм Иерусалима, где на­ходились дома Первосвященников и проживала городская знать, счи­тался собственно Иерусалимом, к которому, по словам пророков, от­носилось великое понятие Сиона. Еврейский историк первого века Иосиф Флавий местоположение города Давида указывает уже на за­падном холме. В этой части города происходили важнейшие события новозаветной истории: «Тайная Ве­чера» и «Сошествие Святого Духа на Апостолов». Поэтому именно здесь, над чашей Тайной Вечери, впервые прозвучали слова Христа о заключении предсказанного про­роками Нового Завета (Иер.31:31- 33). Эта возвышенность Иерусали­ма, на которой было установлено Таинство Евхаристии (Лк.22:20), стала отождествляться с Сионом нового времени.
Когда весь Иерусалим и ветхозаветный Храм после двух еврейских восстаний 66-70 гг. и 132-135 гг. были полностью разрушены, христиане, вспоминая пророчество Михея: «... за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих.3:12), закрепили за Сионом нового времени это название на веки, а гора Сион была поставлена опять «во главу гор».
 

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме