Святыни Израиля - Гора Сион

Гора Сион (евр.Наr Tsiyyon; араб, Jabal Sahyoun) - самая возвышенная часть древнего Иерусалима, рас­положенная на высоте 765 м над уровнем моря. Ее этимология не­ясна, возможно, в переводе означа­ет «большой щит» или «крепость». Собственно, Сионом в наше время называют часть горы, расположен­ной за пределами юго-западной стены Старого города, неподалеку от Сионских ворот. Сионские во­рота, через которые большинство современных паломников вос­ходит на гору Сион со стороны Армянского квартала, практически делят гору на две части.
В евангельские времена весь этот район назывался «Верхним городом», здесь проживала город­ская знать, иерусалимская аристо­кратия, главным образом, семьи священников Иерусалимского Храма. В этом престижном квар­тале стояли также дома первосвя­щенников Анны и Каиафы. Здесь проживали многочисленные пред­ставители одного из иудейских религиозных течений т.н. ессеи. Археологические раскопки, прове­денные на горе Сион в 1970-х годах израильским археологом Маген Броши, обнаружили остатки Ворот ессеев, упоминаемых еврейским историком Иосифом Флавием.
«Верхний город» был расположен на самом высоком холме древнего Иерусалима и благодаря своему возвышенному положению господствовал над окружающими его долинами: на западе - долиной Тихон, на юге - Гинном, на севере и востоке - Тиропеон.
На горе Сион, согласно пре­данию, находилась таинственная Сионская горница, в которой со­стоялась последняя пасхальная трапеза Спасителя с учениками, называемая Тайной Вечерей. На этой таинственной Вечери было положено начало Нового Завета и Становлено Таинство Божествен­ной Евхаристии. Традиция почи­тания Тайной Вечери именно на этом месте окончательно сформи­ровалась в византийский период и была утверждена веками. На горе Сион в день еврейской Пятидесят­ницы Дух Святой в виде огненных языков сошел на Апостолов. Это событие стало днем рождения Но­возаветной Церкви.
Другим местом, претендующим на местонахождение горницы Тай­ной Вечери, является Монастырь св. апостола Марка (также на горе Сион, но внутри городских стен), который принадлежит сиро-яковитской церкви.
Гора Сион была одним из самых первых мест тайных собраний первых христианских общин Иерусалима.
На западе и юге гора Сион сосед­ствует с долиной Бином (Гинном) (евр. Ge-Hinnom), или до­линой сынов Еннома. Долина эта была местом, где в ветхозаветные времена совершались величайшие беззакония отступивших от веры в единого Бога жителей Иерусалима. Здесь древние израильтяне со вре­мен правления царя Манассии и до царствования Иосии соверша­ли самые гнусные, самые силь­ные оскорбления Бога Израилева. Здесь, особенно при царях Ахазе и Манассии, чтили идолов ханаан­ских, Молоха и Ваала, и приносили им кровавые человеческие жертвы. Сам царь Манассия приносил в жертву идолу Молоху своих детей: «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, что­бы сожигать сыновей своих и до­черей своих в огне, чего Я не по­велевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер.7:31; 4Цар.23:10; 2Пар.28:3; 33; Иер. 19:5-6; Иер.32:35).
Благочестивый иудейский царь Иосия уничтожил здесь языческие жертвенники и подверг место их совершения уничтожению (4Цар.23:10). Долина стала местом, где постоянно поддерживали огонь, на котором сжигали городской мусор, трупы казненных преступников и павших животных. Впоследствии название геенна стало использоваться для обозначения адского огня последних времен (4Ездра7: 36), уготованного грешникам, а также диаволу и ангелам его (Мф.25:41; Мф. 13:42; Откр.9:2). Из-за проклятия и осуждения этого места пророками долина стала со временем прообразом ада: «кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22; Мф.18:9; Мф.23:15; Лк.12:4-5).
В Новом Завете, в соответствии с ветхозаветным представлением о геенне (Ис.66:24), о нем упоминается как о месте, где «червь... не умирает и огонь не угасает» (Мк.9:44). По толкованию блаж. Феофилакта Болгарского, «червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Она угрызает как червь и жжет как огонь». Предполагается, что через эту долину вели Христа из Гефсиманского сада на суд в дома первосвященников Анны (Ин. 18:13-26) и Каиафы (Мф.26:57- 75), после взятия Его под стражу.
В западной части долины Енном находится евангельская Акелдама (арам. Hakl-ed-damm - «поле кро­ви», «село крови») —участок зем­ли, купленный иудейскими перво­священниками и старейшинами за 30 сребреников Иуды, которые он получил от них за предательство Христа (Мф.27:3-10).
К востоку от Сиона находится долина Тиропеон или Сыроварников, разделявшая в евангельские времена Иерусалим на Верхний и Нижний город. В период завоевания земли Обетованной древними евреями долина Енном служила границей между владениями колен Иуды и Вениамина.
На соседнем, южном холме, расположенном напротив горы Сион, находится Гора Злого Совещания. Согласно древним византийским преданиям, в евангельские времена здесь стоял загородный дом первосвященника Каиафы, где члены Синедриона совещались об аресте и убиении Мессии: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит» (Ин. 11:47). Каиафа не из-за своей личной добродетели, а по причине первосвященнического достоинства произнес невольное пророчество: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». (Ин. 11:47-53). В наше время здесь расположен квартал Иерусалима Абу-Top, где проживают арабы и евреи.
На самой высокой точке горы Злого Совещания, напротив горы Сион, находится шотландская пре­свитерианская церковь в честь св. апостола Андрея Первозванного, построенная в 1930 г. В ходе архе­ологических раскопок, проведен­ных на территории церкви в 1975 г., были обнаружены фундаменты храма византийского периода. В одной из пещер рядом с церковью были найдены два миниатюрных серебряных свитка, внутри кото­рых выгравирована формула благословения ветхозаветных священ­ников - «коэнов» (Числ. 6:24-27).
Сион в Священном Писании
В Священном Писании слово Сион употребляется в двух значениях: географическом и символическом. В течении веков название горы Сион кочевало, переходя с места на место, и окончательно закрепилось за самым высоким из иерусалимских холмов. Примечательно, что первоначальный библейский Сион времен царя Давида расположен намного ниже, почти у подножия современного христианского Сиона как неотступная и вечная его тень.
Согласно Священному Писанию, первоначально Сионом называлась гора Офель в юго-восточной части Иерусалима, на которой стояла крепость иевусеев (Нав. 15:63). На ее склоне был построен древний
Иерусалим. Древний иевусейский город завоевал полководец царя Давида Иоав, но о его взятии и сожжении упоминается уже в эпоху Судей Израилевых (Суд. 1:8). Сюда, покинув Хеврон, переселился царь Давид, сделав его единой столицей всех колен Израилевых (2Цар.5:9). С тех пор город стал назваться Давидовым (евр. «Ир Давид») (2Цар.5:7; ЗЦар.8:1; Шар.11: 5).
Здесь царем Соломоном был построен царский дворец, и сюда торжественно был перенесен Ковчег Завета, который освятил собою гору Сион на веки (ЗЦар.8:1). В скалах Сиона были похоронены царь Давид и его сын Соломон (ЗЦар.2:10). Позднее, когда при царе Соломоне был построен Храм, слово Сион стало метафорически распространяться на храмовую гору (1Макк.4:36-38), на сам Иерусалим (Ис.ЗЗ:20), на колено Иуды, а со времени плена вавилонского на народ Израиля в целом (Ис.ЗЗ:20).
В Священном Писании гора Сион именуется просто Сионом, «горою святою», «жилищем и до­мом Божиим», «царственным го­родом Божиим», «радостью всей земли». Выражения «дщерь Сио­на», «сыны Сиона», «чада Сиона» являются персонифицированным названием Иерусалима и его жите­лей: «Ликуй и веселись, дщерь Си­она! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах.2:10).
В библейских символах Ветхого Завета Сион является образом жительства Божия на небесах, местом высочайшего откровения славы Его (Евр. 12:22): Бог Отец поставил Сына своего царем над Сионом (Пс.2:6-7); оттуда приходит спасение Израилю (Пс.13:7; Пс.52:7); с Сиона, который есть верх красоты, Бог является во славе Своей (Пс.49:2-4); туда придут искупленные Господа, и радость вечности на главе их (Ис.35:10). Гора Сион является также ветхозаветным прообразом Пречистой Девы Марии: «гора Сион сия, в нейже вселился еси» (Пс.73:2).
После Вавилонского пленения название «Сион» приобрело эсхатологическое и мессианское значение, символизируя то место, откуда придет спасение. Именем Сион пророки часто также называют грядущее вечное Царство Божие во всей его полноте, которое охватит всю землю и все народы (Пс.109:2; Ис.28:16; Ис.59:20).
Ветхозаветные пророки
предсказывали особую роль Сиона в истории спасения рода человеческого: «Ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасение от горы Сион» (4Цар.19:31; Ис.37:32; Иер.31:12). Великий образ Сиона пророчески указывает на Новозаветную Церковь: «Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима» (Ис.2:3; Мих.4:2), т.е. закон благодати Христовой и евангельское учение, которое начало распространяться именно из Иерусалима, в отличие от прежних заветов (Деян. 1:8; Рим. 15:16). Возвещенное в Сионе имя Божие воссияет над всеми народами, мир склонится перед истинным Богом. Ему посвятит себя Тир, Ему дары принесут эфиопы, «в тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее» (Ис. 19:19). По одному... по два спасет Господь остаток изгнанников:           «Возвратитесь,
дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион» (Иер.3:14).
Краеугольным камнем ново­го Сиона, согласно ветхозаветным пророчествам (Ис.28:16; 8:14; Пс. 117:22-23), стал Господь Иисус Христос. Он в день Пятидесятницы основал Свою Церковь, в которую вошли и иудеи, и обращенные из язычников: «Вот, Я полагаю в Си­оне камень краеугольный, избран­ный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (Ис.28:16; 1Пет.2:6). Древний библейский об­раз истинного пути к Богу в виде священной горы Сион нашел свое выражение в Новом Завете, где он обретает смысл духовного царства Бога, Иерусалима Небесного: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церк­ви первенцев...» (Евр. 12:22). Это также и будущая слава Церкви с символическим числом полноты верных Христу «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тыся­чи, у которых имя Отца Его на­писано на челах» (Откр.14:1).
Гора Сион как образ Небесного Иерусалима, путь к которому начинается с Иерусалима земного, есть «матерь всем нам» (Гал.4:22- 30). Сион назван матерью и в псалмах: «Мати Сион речет» (Пс.86:5). Второй Вселенский Собор в Константинополе присвоил Иерусалиму особый титул: «Мать всех Церквей». В древнем чине Литургии св. Иакова (I-IV вв.) поется: «Приносим ти, Владыко, и о святех твоих местех... наипаче же о святем и славнем Сионе, матери всех церквей».
Святая Церковь ублажает гору Сион многими похвалами: «Обы- дите людие Сион, и обымите Его, и дадите славу в нем Воскресше­му из мертвых: яко Той есть Бог наш, Избавлей нас от беззаконий наших» (воскресные стихиры). До сих пор православный священник, совершая чин благословения пу­тешествующих, окропляя главы путников, произносит: «Да благо­словит вас Господь от Сиона, и узрите благая Иерусалима во вся дни живота вашего, и да исправит путь ваш в мире, в славу святого Своего имени. Аминь».
В евангельские времена верхний западный холм Иерусалима, где на­ходились дома Первосвященников и проживала городская знать, счи­тался собственно Иерусалимом, к которому, по словам пророков, от­носилось великое понятие Сиона. Еврейский историк первого века Иосиф Флавий местоположение города Давида указывает уже на за­падном холме. В этой части города происходили важнейшие события новозаветной истории: «Тайная Ве­чера» и «Сошествие Святого Духа на Апостолов». Поэтому именно здесь, над чашей Тайной Вечери, впервые прозвучали слова Христа о заключении предсказанного про­роками Нового Завета (Иер.31:31- 33). Эта возвышенность Иерусали­ма, на которой было установлено Таинство Евхаристии (Лк.22:20), стала отождествляться с Сионом нового времени.
Когда весь Иерусалим и ветхозаветный Храм после двух еврейских восстаний 66-70 гг. и 132-135 гг. были полностью разрушены, христиане, вспоминая пророчество Михея: «... за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих.3:12), закрепили за Сионом нового времени это название на веки, а гора Сион была поставлена опять «во главу гор».
 

Похожие записи