Святыни Израиля - Место Крещения Господня

Раздел не найден.

Место Крещения Господня. Вифавара

В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а противоположный восточный берег, со стороны Иордании, особенно жи­вописен: ровный, зеленый, тенистый, поросший тростником, ива­ми, акацией и тамариском. Здесь сухая пустыня превращается в тропический лес, а в густых зарослях из камыша и тамариска слышно пение птиц. В летние знойные дни стройным хором поют цикады, но­чью на чистом небе ярко сверкают звезды и заунывно воют шакалы, а издалека тихо доносятся звуки журчащей воды из четырнадцати родников. Сквозь прозрачную ли­ству кустарников виднеются пу­стынные горы... В тишине и пол­ном безлюдье словно раскрыва­ются страницы Евангелия. В наши дни, как и в далекой древности, это священное место посещают тыся­чи христианских паломников.

Подлинное место Крещения Спасителя, о котором было из­вестно ещё на заре христианства, расположено в Вади Харрар (араб. «Вади» - высохшее русло; «Хар­рар» - журчащее), на восточном берегу реки Иордан, со стороны Иордании. Из Евангелистов только св. Иоанн Богослов приводит название местности, где происходило Крещение Христа: «Это происхо­дило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). Вто­рым значимым аргументом, слу­жившим доказательством подлин­ности этого места является свиде­тельство Оригена, который в 220 г. исследовал святые места, после чего записал известное ему преда­ние о том, что св. Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в местеч­ке Вифавара, «на высоком берегу Иордана».

Бедуины, жившие здесь испокон веков, называли эту мест­ность «Долиной странников», по­скольку в древности встречали здесь христианских монахов-от­шельников. Название «Вифавара» происходит от «Бейт Абара» или Бэйт Авра (синд. перев. Бефвара) и в перево­де с древнееврейского языка зна­чит «дом, место переправы». Оно означало не просто переправу че­рез реку, но само историческое место перехода сынов израильских в Землю Обетованную под пред­водительством Иисуса Навина после сорокалетних скитаний по пустыне. Поэтому эта местность получила свое название еще во времена Иисуса Навина, но сама переправа существовала и в более поздние времена: «Гедеон же по­слал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехвати­те у них переправу через воду до Бефвары и Иордан». (Суд.7:24-25). В память об этой знаменитой пере­праве был основан современный еврейский поселок Бейт-Арава, расположенный на расстоянии око­ло одного километра от евангель­ской Вифавары. В ветхозаветные времена Беф-Арава лежала на ли­нии Иерихонско-Иерусалимской дороги со спуском в Иорданскую долину и, следовательно, на гра­нице уделов колен Иудина и Вениаминова.

Во многих ранних греческих рукописях Нового Завета это ме­сто называется также Вифанией Заиорданской, что с древнееврей­ского переводится как «дом лодки» - «Бет Ания», или «дом источни­ка» - «Бет Айнон, Бет Айнаим». Арабы называют это место «Аль- Махтас», что в переводе означает «место Крещения», но также Каср эль-Яхуд (Qaser el-Yehoud) — «Ев­рейский замок». На уникальной византийской мозаичной карте Святой Земли (VI в.) сохранившей­ся на полу храма св. Георгия Победоносца в Мадабе (Иордания), это место названо «Айнон, который ныне Сафсафас», что в переводе с арамейского языка означает «ива». Западный берег — просто Вифара. Ивы и сейчас растут в этой местно­сти. «Вифавара» на карте в Мада­бе изображена на западном берегу реки Иордан, т.е. со стороны Ие­русалима, поскольку в этот период место Крещения Господня находи­лось с западной стороны Иордана. После сильнейшего землетрясения в долине реки Иордан, произо­шедшего в 659-660 гг., извилистая река Иордан изменила свое русло, и евангельская Вифавара оказалась на восточной стороне Иордана.

Сюда иудеи прислали священ­ников и левитов из Иерусалима вопрошать Иоанна Крестителя, не является ли он Христом или про­роком Илией (Ин. 1:19-28). На это место, «за Иордан», вернулся Христос, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления Храма (Ин. 10:39-42). Здесь двое из учени­ков Иоанна Предтечи, услышав его свидетельство о Спасителе: «Вот Агнец Божий», ~ присоединились к Иисусу Христу (Ин. 1:35-51). Это были апостол Андрей, названный Первозванным потому, что первым пошёл за Христом, и апостол Ио­анн Богослов.

Почитание этого места под­тверждается свидетельствами ран­нехристианских паломников, а также данными археологических раскопок. Место, где принял Кре­щение Господь наш Иисус Хри­стос, с древних времен считалось священным, поскольку здесь, по преданию, воды Иордана расступи­лись перед Ковчегом Завета, когда Иисус Навин вводил в Землю Обе­тованную двенадцать колен Израилевых. О существовавшей здесь переправе через Иордан свидетель­ствует также ветхозаветная книга Судей (Суд.7:24). По преданию, в этом месте многократно переходил Иордан царь Давид. Пророки Илия и Елисей прошли здесь по сухому дну, а уже в христианские времена Иордан тут переходила преподоб­ная Мария Египетская, когда на­правлялась в Заиорданскую пусты­ню оплакивать свои грехи. Прове­дя в пустыне в великих подвигах поста и молитвы 47 лет жизни, она в конце своих дней (ок. 522 г.) два раза прошла Иордан по вершине воды, как по суше: когда шла при­нять святое причастие из рук стар­ца Зосимы и когда возвращалась после причастия на место своих подвигов.

В евангельские времена здесь также находилась переправа че­рез Иордан, которой пользовались ветхозаветные паломники, шедшие из Галилеи в Иерусалим через Заиорданье, минуя враждебную евреям Самарию. На этом месте был построен мост, соединявший оба берега, велась торговля между жителями района Переи и проживав­шими на территории Иудеи, взымались налоги, что подтверждают и ученые, нашедшие здесь монеты эпохи Маккавеев. Позже, в христианские времена, здесь проходил известный палом­нический маршрут, который вел из Иерусалима в Иерихон, потом че­рез Вади Харрар к горе вознесения на небо св. пророка Илии и далее на гору Нево. Сохранились свиде­тельства, что некоторые усердные паломники проходили этот путь на коленях. Большая часть маршрута пролегала по римской дороге, по­строенной императором Адрианом в 129 г, от которой до сих пор со­хранились в разных местах укре­пления и колонны.

Анонимный паломник из Бордо, посетивший это место вначале ЗЗЗ г., писал, что место, «где Господь был крещен Иоанном», находится на расстоянии пяти римских миль к северу от Мертвого моря, что составляет примерно 7,5 км и точно соответствует месту Крещения Го­сподня напротив Иерихона. Этот паломник упоминал также о нахо­дившемся рядом холме св. пророка Илии. В начале IV в., около 330 г., Евсевий Кесарийский сообщал, что на месте Вифавары «еще и до­ныне многие братья считают за честь принять омовение». Слова эти говорят о том, что традиция принимать омовения в этом месте существовала задолго до Евсевия, а погружение в священных водах Иордана и в наше время являет­ся одним из важнейших моментов христианского паломничества в Святую Землю. Известная паломница Эгерия, упоминая в своих записях о переправе здесь Иисуса Навина, сообщила, что в 385 г. в сопровождении «святых мужей, пре­свитеров и диаконов Иерусалим­ских» она пересекла Иордан в этом месте, путешествуя из Иерусалима на гору Нево.

В 358-360 гг. Иерусалим посе­тил будущий святитель Василий Великий со своим учителем, знаменитым языческим философом того времени Еввулом, которого крестил в реке Иордан архиепи­скоп Иерусалимский Максим. Латинский паломник Феодосий, посетивший это место около 530 г., сообщил в своих записях, что на месте Крещения Господа была воздвигнута мраморная колонна, увенчанная железным крестом, а рядом, на возвышенном месте, на­ходилась церковь св. Иоанна Пред­течи, построенная византийском императором Анастасием I (491- 518 гт.). Эта уникальная трехнеф­ная базилика была сооружена на высоких каменных «сводах», защи­щавших ее от сезонных разливов Иордана. К воде от базилики вели мраморные ступени, по которым босыми ногами в белых крещальных рубахах спускались палом­ники. Базилика служила, прежде всего, мемориальным храмом-па­мятником (Мартириум), поскольку в ней на месте традиционного ал­таря была установлена крещальная купель, которая наполнялась водой из Иордана. Престол в этом храме по мнению археологов находился в стороне. Сохранились фундаменты стен и арок, мраморные колонны и плиты, напольные мозаики разных столетий.

Начиная с V по VII в. на этом ме­сте последовательно сменили друг друга пять христианских храмов. Каменные глыбы храма уносили с собой воды реки во время сильных сезонных разливов Иордана. Примечательно, что очередные храмы всегда отстраивались на том же самом месте, хотя известно было, что во время следующего разлива его опять может унести вода. Хри­стианское благочестие и великая святость места не позволяли по­строить храм в другом, более без­опасном месте. На берегу высохшего русла Иордана, до сих пор сохранились остатки первой небольшую ква­дратной церкви, построенной на высоких арках, позволявших про­ходить под ними воде во время паводков. Позже паломники сообщали о ней что она была построе­на «на том месте, где оставались одежды Спасителя во время Его Крещения».

Начиная с VI в. у берегов Иор­дана началось строительство боль­ших постоялых дворов для приема паломников и кельи для прожива­ния монахов, в обязанности кото­рых входило крещение всех при­ходящих для этой цели на Иордан. В 659 г. храмы и монастырские здания вокруг были разрушены землетрясением. Все эти замеча­тельные постройки, с сохранив­шимися фундаментами стен, арок, мраморных плит и напольных мо­заик, были обнаружены во время археологических раскопок, прове­денных здесь в 1996 г. Замечательное описание празд­ника Богоявления, проходившего на обоих берегах Иордана, оставил анонимный паломник VI в. из Пья­ченцы, который посетил эти места в 570 г: «На бдении Богоявления совершается великое бдение; бес­численный народ; при четвертом или пятом петухе совершается утреня. По окончании утрени, на рассвете, идет крестный ход под открытым небом, и священ­ник, поддерживаемый диаконами, спускается к реке, и в тот час, когда он начнет благословлять воду, тотчас Иордан с ревом возвращается назад и верхнее тече­ние останавливается до оконча­ния крещения, а нижнее убегает в море, по словам псалмопевца: «море виде и побеже, Иордан возратися вспять». И все жители Александрии, владеющие судами, имеют там в этот день своих лю­дей с кувшинами, наполненными ароматами и опобальзамом, и в то время, когда (священник) освятит воду, до начала крещения, все выливают эти кувшины в реку и бе­рут оттуда благословенную воду и делают из нее воду кропления для своих судов, прежде, чем они выйдут в плавание. По окончании крещения все спускаются в реку для благословения, одевшись в по­лотно и во многие другие одежды, которые берегут себе для погребе­ния».

   И в наши дни в Крещенский со­чельник тысячи паломников бы­вают свидетелями чудесного поворота вод Иордана вспять. По свидетельству очевидцев, часто бывает, что в ходе богослужения» как только Патриарх Иерусалим­ский погружает крест в воды Иор­дана, спокойная гладь реки начина­ет бурлить, появляется водоворот и течение реки на некоторое время с мелкими волнами, а бывает даже и с сильными, поворачивается вспять. Галльский епископ Аркульф, по­сетивший эти места через сто лет (ок. 670 г.), оставил свидетельство, что к этому времени река Иордан изменила свое течение, и место Крещения Господня осталось в пойме, вне русла. Действительно, по свидетельству историков, в 659- 660 гг. в долине реки Иордан имело место сильнейшее землетрясение. Паломники того времени сообща­ли, что вся долина вокруг была за­полнена отшельниками. В утесах гор до сих пор сохранилось много высеченных в мягком известняке приспособленных к жилью пещер, в которых отшельники занимались непрестанной умной молитвой.

Замечательное описание реки Иордан оставил игумен Даниил, посетивший Святую Землю в 1104- 1106 гг.: «И шириной, и глубиной, и извилистым течением, и быстро­той — всем он похож на реку Сновъ (в Черниговщине)». Игумен Дани­ил писал, что место Крещения Ии­суса Христа отмечено небольшой капеллой, около алтаря находится место погружения верующих, а в праздник Богоявления он «видел благодать Божию, нисходящую на иорданские воды. Множество народа приходят к воде в этот праздник. Всю ночь тут раздастся пение изрядное, горят многочис­ленные свечи, а в полночь бывает крещение вод. Тогда Дух Святой сходит на иорданские воды, и это видят только достойные, добрые люди, а весь народ не видит ничего, но только испытывают радость и веселие сердца все христиане. Когда же произнесут «Во Иорда­не крещающуся, Господи», тогда все люди бросаются в воду и кре­стятся в полночь в Иордане, как и Христос в полночь крестился». Во времена крестоносцев реку Иордан посещали многочисленные палом­ники. Сохранилось свидетельство одного из них: монах Теодорих ви­дел, как в этом месте вечером 1172 г. вместе с ним в реку зашло 60 тысяч паломников.

В XIX в. на небольшом про­странстве между рекой Иордан и монастырем Иоанна Крестителя на западном берегу Иордана были построены многочисленные мона­стыри и часовни, принадлежащие разным христианским конфесси­ям: католикам, православным, сиро-яковитам, коптам, эфиопам и др., которые в настоящее время ле­жат в развалинах. В 1994 г., после подписания мир­ного договора между Хашимитским Королевством Иордании и государ­ством Израиль, и разминирования впоследствии прилегающей к реке территории, место крещения Ии­суса Христа стало доступным для археологических исследований. Археологи в ходе полевых иссле­дований, начавшихся еще в 1948 г., обнаружили одиннадцать византийских церквей, пять баптисте­риев с крестильными купелями раннего христианского и византий­ского периода и древние пещеры служившие жилищем для монахов и отшельников. Были также найдены гостиницы для паломников и путешественников, посещавших эти места. Данные находки окончательно убедили международные научные сообщества в исторической подлинности этой местности как места Крещения Господня.

По причине частых в этом крае землетрясений река Иордан на про­тяжении тысячелетий многократно меняло свое русло. Сейчас истори­ческое место Крещения Господня расположено на берегу высохшей поймы и отстоит от современного берега Иордана примерно на 250 м. В канун праздника Богоявле­ния, в Крещенский сочельник 5 (18) января, река Иордан освяща­ется с двух сторон. В это время в России, как правило, стоят самые сильные крещенские морозы и земля покрыта снегом, а здесь, на вечнозеленых берегах Иордана, паломников встречает прекрас­ная солнечная погода. Первым совершает чин Великого Освящения Воды Иерусалимский Патриарх в присутствии архиереев, клириков Иерусалимской Церкви и многочисленных паломников.

В 2011 г. в Крещенский сочель­ник, согласно подсчетам, присут­ствовало около 15 тыс. паломни­ков из России, Греции, Украины, Румынии, Грузии и многих других стран. После Иерусалимского Па­триарха с восточной стороны реки (Иордания) воду освящает митро­полит Филадельфийский (города Аммана) с многочисленной араб­ской паствой, численность кото­рой доходит иногда до пяти тысяч человек. После окончания чина освящения воды при пении тропа­ря праздника Богоявления Иеру­салимский Патриарх Феофил, по традиции, выпускает в небо трех белых голубей, которые потом дол­го кружат над священными водами Иордана.

В 2002 г. на восточном берегу, со стороны Иордании, напротив традиционного места Крещения Господня был построен храм в честь св. Иоанна Предтечи, открыт археологический парк, оборудовано место для спуска паломников к реке Иордан.

 

 

 

 

 

 

 


Похожие записи