Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Место Крещения Господня. Вифавара
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана густо покрыт кустарником, а противоположный восточный берег, со стороны Иордании, особенно живописен: ровный, зеленый, тенистый, поросший тростником, ивами, акацией и тамариском. Здесь сухая пустыня превращается в тропический лес, а в густых зарослях из камыша и тамариска слышно пение птиц. В летние знойные дни стройным хором поют цикады, ночью на чистом небе ярко сверкают звезды и заунывно воют шакалы, а издалека тихо доносятся звуки журчащей воды из четырнадцати родников. Сквозь прозрачную листву кустарников виднеются пустынные горы... В тишине и полном безлюдье словно раскрываются страницы Евангелия. В наши дни, как и в далекой древности, это священное место посещают тысячи христианских паломников.
Подлинное место Крещения Спасителя, о котором было известно ещё на заре христианства, расположено в Вади Харрар (араб. «Вади» - высохшее русло; «Харрар» - журчащее), на восточном берегу реки Иордан, со стороны Иордании. Из Евангелистов только св. Иоанн Богослов приводит название местности, где происходило Крещение Христа: «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» (Ин. 1:28). Вторым значимым аргументом, служившим доказательством подлинности этого места является свидетельство Оригена, который в 220 г. исследовал святые места, после чего записал известное ему предание о том, что св. Иоанн Предтеча крестил Иисуса Христа в местечке Вифавара, «на высоком берегу Иордана».
Бедуины, жившие здесь испокон веков, называли эту местность «Долиной странников», поскольку в древности встречали здесь христианских монахов-отшельников. Название «Вифавара» происходит от «Бейт Абара» или Бэйт Авра (синд. перев. Бефвара) и в переводе с древнееврейского языка значит «дом, место переправы». Оно означало не просто переправу через реку, но само историческое место перехода сынов израильских в Землю Обетованную под предводительством Иисуса Навина после сорокалетних скитаний по пустыне. Поэтому эта местность получила свое название еще во времена Иисуса Навина, но сама переправа существовала и в более поздние времена: «Гедеон же послал послов на всю гору Ефремову сказать: выйдите навстречу Мадианитянам и перехватите у них переправу через воду до Бефвары и Иордан». (Суд.7:24-25). В память об этой знаменитой переправе был основан современный еврейский поселок Бейт-Арава, расположенный на расстоянии около одного километра от евангельской Вифавары. В ветхозаветные времена Беф-Арава лежала на линии Иерихонско-Иерусалимской дороги со спуском в Иорданскую долину и, следовательно, на границе уделов колен Иудина и Вениаминова.
Во многих ранних греческих рукописях Нового Завета это место называется также Вифанией Заиорданской, что с древнееврейского переводится как «дом лодки» - «Бет Ания», или «дом источника» - «Бет Айнон, Бет Айнаим». Арабы называют это место «Аль- Махтас», что в переводе означает «место Крещения», но также Каср эль-Яхуд (Qaser el-Yehoud) — «Еврейский замок». На уникальной византийской мозаичной карте Святой Земли (VI в.) сохранившейся на полу храма св. Георгия Победоносца в Мадабе (Иордания), это место названо «Айнон, который ныне Сафсафас», что в переводе с арамейского языка означает «ива». Западный берег — просто Вифара. Ивы и сейчас растут в этой местности. «Вифавара» на карте в Мадабе изображена на западном берегу реки Иордан, т.е. со стороны Иерусалима, поскольку в этот период место Крещения Господня находилось с западной стороны Иордана. После сильнейшего землетрясения в долине реки Иордан, произошедшего в 659-660 гг., извилистая река Иордан изменила свое русло, и евангельская Вифавара оказалась на восточной стороне Иордана.
Сюда иудеи прислали священников и левитов из Иерусалима вопрошать Иоанна Крестителя, не является ли он Христом или пророком Илией (Ин. 1:19-28). На это место, «за Иордан», вернулся Христос, когда иудеи решили убить Его на празднике обновления Храма (Ин. 10:39-42). Здесь двое из учеников Иоанна Предтечи, услышав его свидетельство о Спасителе: «Вот Агнец Божий», ~ присоединились к Иисусу Христу (Ин. 1:35-51). Это были апостол Андрей, названный Первозванным потому, что первым пошёл за Христом, и апостол Иоанн Богослов.
Почитание этого места подтверждается свидетельствами раннехристианских паломников, а также данными археологических раскопок. Место, где принял Крещение Господь наш Иисус Христос, с древних времен считалось священным, поскольку здесь, по преданию, воды Иордана расступились перед Ковчегом Завета, когда Иисус Навин вводил в Землю Обетованную двенадцать колен Израилевых. О существовавшей здесь переправе через Иордан свидетельствует также ветхозаветная книга Судей (Суд.7:24). По преданию, в этом месте многократно переходил Иордан царь Давид. Пророки Илия и Елисей прошли здесь по сухому дну, а уже в христианские времена Иордан тут переходила преподобная Мария Египетская, когда направлялась в Заиорданскую пустыню оплакивать свои грехи. Проведя в пустыне в великих подвигах поста и молитвы 47 лет жизни, она в конце своих дней (ок. 522 г.) два раза прошла Иордан по вершине воды, как по суше: когда шла принять святое причастие из рук старца Зосимы и когда возвращалась после причастия на место своих подвигов.
В евангельские времена здесь также находилась переправа через Иордан, которой пользовались ветхозаветные паломники, шедшие из Галилеи в Иерусалим через Заиорданье, минуя враждебную евреям Самарию. На этом месте был построен мост, соединявший оба берега, велась торговля между жителями района Переи и проживавшими на территории Иудеи, взымались налоги, что подтверждают и ученые, нашедшие здесь монеты эпохи Маккавеев. Позже, в христианские времена, здесь проходил известный паломнический маршрут, который вел из Иерусалима в Иерихон, потом через Вади Харрар к горе вознесения на небо св. пророка Илии и далее на гору Нево. Сохранились свидетельства, что некоторые усердные паломники проходили этот путь на коленях. Большая часть маршрута пролегала по римской дороге, построенной императором Адрианом в 129 г, от которой до сих пор сохранились в разных местах укрепления и колонны.
Анонимный паломник из Бордо, посетивший это место вначале ЗЗЗ г., писал, что место, «где Господь был крещен Иоанном», находится на расстоянии пяти римских миль к северу от Мертвого моря, что составляет примерно 7,5 км и точно соответствует месту Крещения Господня напротив Иерихона. Этот паломник упоминал также о находившемся рядом холме св. пророка Илии. В начале IV в., около 330 г., Евсевий Кесарийский сообщал, что на месте Вифавары «еще и доныне многие братья считают за честь принять омовение». Слова эти говорят о том, что традиция принимать омовения в этом месте существовала задолго до Евсевия, а погружение в священных водах Иордана и в наше время является одним из важнейших моментов христианского паломничества в Святую Землю. Известная паломница Эгерия, упоминая в своих записях о переправе здесь Иисуса Навина, сообщила, что в 385 г. в сопровождении «святых мужей, пресвитеров и диаконов Иерусалимских» она пересекла Иордан в этом месте, путешествуя из Иерусалима на гору Нево.
В 358-360 гг. Иерусалим посетил будущий святитель Василий Великий со своим учителем, знаменитым языческим философом того времени Еввулом, которого крестил в реке Иордан архиепископ Иерусалимский Максим. Латинский паломник Феодосий, посетивший это место около 530 г., сообщил в своих записях, что на месте Крещения Господа была воздвигнута мраморная колонна, увенчанная железным крестом, а рядом, на возвышенном месте, находилась церковь св. Иоанна Предтечи, построенная византийском императором Анастасием I (491- 518 гт.). Эта уникальная трехнефная базилика была сооружена на высоких каменных «сводах», защищавших ее от сезонных разливов Иордана. К воде от базилики вели мраморные ступени, по которым босыми ногами в белых крещальных рубахах спускались паломники. Базилика служила, прежде всего, мемориальным храмом-памятником (Мартириум), поскольку в ней на месте традиционного алтаря была установлена крещальная купель, которая наполнялась водой из Иордана. Престол в этом храме по мнению археологов находился в стороне. Сохранились фундаменты стен и арок, мраморные колонны и плиты, напольные мозаики разных столетий.
Начиная с V по VII в. на этом месте последовательно сменили друг друга пять христианских храмов. Каменные глыбы храма уносили с собой воды реки во время сильных сезонных разливов Иордана. Примечательно, что очередные храмы всегда отстраивались на том же самом месте, хотя известно было, что во время следующего разлива его опять может унести вода. Христианское благочестие и великая святость места не позволяли построить храм в другом, более безопасном месте. На берегу высохшего русла Иордана, до сих пор сохранились остатки первой небольшую квадратной церкви, построенной на высоких арках, позволявших проходить под ними воде во время паводков. Позже паломники сообщали о ней что она была построена «на том месте, где оставались одежды Спасителя во время Его Крещения».
Начиная с VI в. у берегов Иордана началось строительство больших постоялых дворов для приема паломников и кельи для проживания монахов, в обязанности которых входило крещение всех приходящих для этой цели на Иордан. В 659 г. храмы и монастырские здания вокруг были разрушены землетрясением. Все эти замечательные постройки, с сохранившимися фундаментами стен, арок, мраморных плит и напольных мозаик, были обнаружены во время археологических раскопок, проведенных здесь в 1996 г. Замечательное описание праздника Богоявления, проходившего на обоих берегах Иордана, оставил анонимный паломник VI в. из Пьяченцы, который посетил эти места в 570 г: «На бдении Богоявления совершается великое бдение; бесчисленный народ; при четвертом или пятом петухе совершается утреня. По окончании утрени, на рассвете, идет крестный ход под открытым небом, и священник, поддерживаемый диаконами, спускается к реке, и в тот час, когда он начнет благословлять воду, тотчас Иордан с ревом возвращается назад и верхнее течение останавливается до окончания крещения, а нижнее убегает в море, по словам псалмопевца: «море виде и побеже, Иордан возратися вспять». И все жители Александрии, владеющие судами, имеют там в этот день своих людей с кувшинами, наполненными ароматами и опобальзамом, и в то время, когда (священник) освятит воду, до начала крещения, все выливают эти кувшины в реку и берут оттуда благословенную воду и делают из нее воду кропления для своих судов, прежде, чем они выйдут в плавание. По окончании крещения все спускаются в реку для благословения, одевшись в полотно и во многие другие одежды, которые берегут себе для погребения».
И в наши дни в Крещенский сочельник тысячи паломников бывают свидетелями чудесного поворота вод Иордана вспять. По свидетельству очевидцев, часто бывает, что в ходе богослужения» как только Патриарх Иерусалимский погружает крест в воды Иордана, спокойная гладь реки начинает бурлить, появляется водоворот и течение реки на некоторое время с мелкими волнами, а бывает даже и с сильными, поворачивается вспять. Галльский епископ Аркульф, посетивший эти места через сто лет (ок. 670 г.), оставил свидетельство, что к этому времени река Иордан изменила свое течение, и место Крещения Господня осталось в пойме, вне русла. Действительно, по свидетельству историков, в 659- 660 гг. в долине реки Иордан имело место сильнейшее землетрясение. Паломники того времени сообщали, что вся долина вокруг была заполнена отшельниками. В утесах гор до сих пор сохранилось много высеченных в мягком известняке приспособленных к жилью пещер, в которых отшельники занимались непрестанной умной молитвой.
Замечательное описание реки Иордан оставил игумен Даниил, посетивший Святую Землю в 1104- 1106 гг.: «И шириной, и глубиной, и извилистым течением, и быстротой — всем он похож на реку Сновъ (в Черниговщине)». Игумен Даниил писал, что место Крещения Иисуса Христа отмечено небольшой капеллой, около алтаря находится место погружения верующих, а в праздник Богоявления он «видел благодать Божию, нисходящую на иорданские воды. Множество народа приходят к воде в этот праздник. Всю ночь тут раздастся пение изрядное, горят многочисленные свечи, а в полночь бывает крещение вод. Тогда Дух Святой сходит на иорданские воды, и это видят только достойные, добрые люди, а весь народ не видит ничего, но только испытывают радость и веселие сердца все христиане. Когда же произнесут «Во Иордане крещающуся, Господи», тогда все люди бросаются в воду и крестятся в полночь в Иордане, как и Христос в полночь крестился». Во времена крестоносцев реку Иордан посещали многочисленные паломники. Сохранилось свидетельство одного из них: монах Теодорих видел, как в этом месте вечером 1172 г. вместе с ним в реку зашло 60 тысяч паломников.
В XIX в. на небольшом пространстве между рекой Иордан и монастырем Иоанна Крестителя на западном берегу Иордана были построены многочисленные монастыри и часовни, принадлежащие разным христианским конфессиям: католикам, православным, сиро-яковитам, коптам, эфиопам и др., которые в настоящее время лежат в развалинах. В 1994 г., после подписания мирного договора между Хашимитским Королевством Иордании и государством Израиль, и разминирования впоследствии прилегающей к реке территории, место крещения Иисуса Христа стало доступным для археологических исследований. Археологи в ходе полевых исследований, начавшихся еще в 1948 г., обнаружили одиннадцать византийских церквей, пять баптистериев с крестильными купелями раннего христианского и византийского периода и древние пещеры служившие жилищем для монахов и отшельников. Были также найдены гостиницы для паломников и путешественников, посещавших эти места. Данные находки окончательно убедили международные научные сообщества в исторической подлинности этой местности как места Крещения Господня.
По причине частых в этом крае землетрясений река Иордан на протяжении тысячелетий многократно меняло свое русло. Сейчас историческое место Крещения Господня расположено на берегу высохшей поймы и отстоит от современного берега Иордана примерно на 250 м. В канун праздника Богоявления, в Крещенский сочельник 5 (18) января, река Иордан освящается с двух сторон. В это время в России, как правило, стоят самые сильные крещенские морозы и земля покрыта снегом, а здесь, на вечнозеленых берегах Иордана, паломников встречает прекрасная солнечная погода. Первым совершает чин Великого Освящения Воды Иерусалимский Патриарх в присутствии архиереев, клириков Иерусалимской Церкви и многочисленных паломников.
В 2011 г. в Крещенский сочельник, согласно подсчетам, присутствовало около 15 тыс. паломников из России, Греции, Украины, Румынии, Грузии и многих других стран. После Иерусалимского Патриарха с восточной стороны реки (Иордания) воду освящает митрополит Филадельфийский (города Аммана) с многочисленной арабской паствой, численность которой доходит иногда до пяти тысяч человек. После окончания чина освящения воды при пении тропаря праздника Богоявления Иерусалимский Патриарх Феофил, по традиции, выпускает в небо трех белых голубей, которые потом долго кружат над священными водами Иордана.
В 2002 г. на восточном берегу, со стороны Иордании, напротив традиционного места Крещения Господня был построен храм в честь св. Иоанна Предтечи, открыт археологический парк, оборудовано место для спуска паломников к реке Иордан.
Похожие записи