Святая Земля в Иерусалиме

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Святая Земля

Страна, ставшая Божиим Промыслом земной родиной Господа Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан, не случайно носит такое имя. Она послужила географическим местом благодатной встречи человека с Богом, местом сочетания земли с Небом. Ее земное пространство было избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения в Его народе и новозаветного Откровения в Его Сыне - Иисусе Христе.

Эта земля священна еще и по­тому, что на ней протекала боль­шая часть событий ветхозаветной Священной Истории, и если даже не все священные библейские со­бытия произошли в Святой Земле, то все они получили свое завер­шение именно в ней и оконча­тельно увенчались в Иерусалиме. Священна она, прежде всего, потому, что ее освятили стопы Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых Апостолов и других великих угод­ников Божиих Ветхого и Нового Завета. Это земля, где жили свя­тые ветхозаветные патриархи, пра­отцы еврейского народа: Авраам, Исаак и Иаков, - и где бесстрашно обличали словами своей пропове­ди царей и «знатных земли» вели­кие библейские пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Илия, Елисей и многие другие. Бог, Который из­брал еврейский народ для Своих таинственных планов спасения, из­брал эту землю во свидетельницу Его Откровения для всего челове­чества.

Святая Земля свидетель­ница священных событий еван­гельской истории: Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения и Крещения Господа, явления Его в Фаворском Свете Преображения, Вознесения Господа на небеса и Сошествия Святого Духа на Апостолов. На этой земле сосредоточилась исто­рия духовного развития человече­ства и произошли события, поме­нявшие естественный ход истории, здесь Спаситель мира умирал на Кресте Голгофы и, победив смерть, Воскрес на третий день, выйдя из Своего гроба. Здесь словом, ис­ходящим из уст обещанного про­роками Христа-Мессии, обретали утешение унывающие, исцелялись расслабленные душой и телом, очищались прокаженные, прозре­вали слепые, глухие слышали и мертвые восставали от гроба. Здесь Слово Божие послужило посевным зерном полноты богоугодной жиз­ни, а чуткая христианская душа все еще способна молитвенно рас­слышать, как Дух Святой ударяет в струны Давидовой Псалтири.

Святая Земля - это земля би­блейская, особое пространство священной истории и священной гео­графии Ветхого и Нового Завета. Это земля, где воссияло светом веры великое множество угодни­ков Божиих: патриархов, пророков и Апостолов, первых невинно убиенных мучеников за Христа и ис­поведников, святителей и целого сонма подвижников: преподобных отцов и святых жен. Это также место важных событий в конце зем­ной истории, когда наступят последние дни человечества.

Святая Земля, ставшая колыбе­лью христианской веры, навсегда останется дорогой и близкой сердцу каждого православного человека.

Названия Святой Земли

Эта священная земля на протя­жении веков имела много названий: Земля Ханаан, Земля Обетованная, Земля Израиля, Палестина, Святая Земля, часто ее называют также Пятым Евангелием. Дословное выражение «Святая Земля» как место особого Божия присутствия встречается в Священном Писании Ветхого Завета у пророка Захарии (Зах.2:12), в книге Исход (Исх.3:5) и в двух неканонических книгах, отражавших народное употребление этого названия: книге Премудрости Соломона (Прем. 12:3) и Второй Маккавейской книге (2Макк.1:7).

Одно из древнейших библей­ских названий этой земли - Ханаан (евр.  «Кэnа‘аn», Суд.4:2), «Ханаан, земля филистимская» (Соф.2:5), земля Ханаанская, или земля Хананеев (Быт. 11:31; Исх.3:17), границы которой ука­зывает текст книги Иисуса Навина (5:10-12). Там сообщается, что манна небесная перестала падать после того, как народ перешел че­рез Иордан и начал вкушать плоды земли Ханаанской.

В Ветхом Завете встреча­ются также и многие другие ее наименования: «земля ев­реев» (Быт.40:15) «пределы Израильские» (1Цар.11:3), «земля Израилева» (1Цар.13:19), «земля сынов Израилевых» (Нав. 11:22) «Иудейская земля» (Иер.39:10; Неем.5:14), «Иудея» (Иер.3:8; 3:10; 2Пар.35:24), «земля Господня» (Ис. 14:2; Ос.9:3), или просто «зем­ля» (евр. Eretz). В книгах Нового Завета она именуется: «земля Израилева» (Мф.2:20), «земля обе­тованная Аврааму» (Евр. 11:9), од­нако подчеркивается, что Авраам и другие патриархи были на этой земле «странниками и пришельца­ми» и искали отечества небесного (Евр.11:14; Евр.11:16).

Греческие писатели, начиная с Геродота, называли эту землю Палестина (древ-евр. «Филистия», дословно «вторгшие­ся») или Сирия Палестинская, что соответствует некоторым ее би­блейским названиям в Священном Писании, где «Ханаан» и «земля Филистимская» являются иногда синонимами: «И жил Авраам в земле Филистимской, как стран­ник, дни многие» (Быт.21:34), «Ханаан, земля филистимская» (Соф.2:5), «Восклицай Мне, зем­ля Филистимская!» (2Цар.8:2; Пс.59:10; Ис. 14:29 и др.). Однако чаще всего выражение «земля Филистимлян» означает прибреж­ную полосу между Яффой и Газой, где жили филистимляне со времен патриарха Авраама (Быт.21:34).

В Священном Писании сообща­ется об этой стране, что она изобилует Божиими дарами и опи­сывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед» (Исх.3:8; Иер.11:5), одна­ко иногда говорится о ней как о «земле пустой, иссохшей и без­водной» (Пс.62:2). Эта библейская «тучная земля» (Неем.9:25) наполняется водою от дождя небесного и именуется «прекрасной страной» (Дан.8:9), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием мно­жества народов» (Иер.3:19), и землей, «драгоценнейшей всех у Тебя» (Прем. 12:7).

Святая Земля была обещана Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам, т.е. библейскому народу Израиля, который полу­чил ее после Исхода из Египта. Однако, согласно свидетельству Священного Писания, она принад­лежит исключительно Богу и на­зывается Его «наследием, уделом» (1Цар.26:19; 2Цар.14:16) и «землей Господней» (Ис. 14:2), и по этой причине ее «не должно прода­вать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23).

На протяжении около 2000 лет - от патриарха Авраама до евангель­ских времен эта земля была свиде­тельницей событий истории спасе­ния человеческого рода. Патриарх Авраам, которому Бог обещал эту землю жил в ней как странник и пришелец, и только двенадцать колен Израиля после Исхода из Египта получили ее в подлинное наследие: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, ви­ноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в зем­лю, в которой без скудости бу­дешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка,.» (Втор.8:7-9).

В Земле Обетованной с древ­нейших времен пересекалось огромное количество племён, на­родов и культур: амореи, ханаанеи, хетты, иевусеи, ферезеи, евреи, ас­сирийцы, филистимляне, египтяне, финикийцы, вавилоняне, персы, греки, римляне, арабы, крестонос­цы, мамелюки, турки, англичане и многие другие. Древние цивилиза­ции и многие народы, чьи прави­тели пытались оружием завладеть этой важной для них территорией, в той или иной мере оставили свой след в ее истории. Святая Земля, расположенная на перекрестке ве­ликих империй древности, несмо­тря на свою трагическую историю, стала местом, где возникла особая библейская цивилизация. На этой священной земле, имевшей с географической точки зрения совершенно крохотные размеры, рас­крылась вся глубина Откровения Божия в событиях человеческой истории двух Заветов.

География Святой Земли

Определение географических границ территории Святой Земли различается в разных местах Священного Писания. Самые об­ширные ее пределы даны в обето­вании патриарху Аврааму: «...от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18), но чаще всего говорится, что это «зем­ля Хананеев» (Исх.3:17; Числ.34:2) и «Аморреев» (Втор. 1:7), что оз­начает вхождение в нее части территории восточнее реки Иордан (Числ.32:1; Втор.2:24; Нав.13:8-33).

При царе Соломоне ее границы простирались «от входа в Емаф до реки Египетской» (ЗЦар.8:65, Шар. 13: 5). Древний город Емаф находился севернее Дамаска, а под рекой Египта подразумевается Нил. В библейских текстах границы Земли Обетованной преимущественно определяются от города Дана на севере до Вирсавии (евр. Beer-Sheva) на юге (2Цар.17:11; Суд.20:1) и от Средиземного моря на западе до реки Иордан на востоке. Южные границы современного Израиля значительно выступают за пределы указанных границ.

Святая Земля занимала важное место в истории древнего мира. Расположенная в центре мировых цивилизаций, она стала мостом, соединяющим древний Египет и Месопотамию, т.е. Африку и Азию. В географическом и духов­ном плане эта территория никогда не была закрытой и находилась в постоянном контакте с Аравией и Месопотамией, через Иран (Персию) общалась с Индией, че­рез Египет и Нубию - с Африкой, а также через Малую Азию и средиземноморские острова - с Европой. Святая Земля имела стратегическое значение как сплетение важных сухопутных и морских дорог, однако часто находились в зависимости от своих более могущественных соседей. Ее прибреж­ную полосу и Изреельскую долину пересекали караванные торговые пути, среди которых т.н. Морской Путь (лат. Via Maris буквально — «дорога моря») соединял Египет и северные государства Сирии, Анатолии и Месопотамии.

В пророческом видении эта страна уподоблена хорошо огороженному и защищенному ви­нограднику (Ис.5:1). Ее морские берега были лишены хороших га­ваней, а по Иордану, единствен­ной судоходной реке, невозможно было проплыть ни на корабле, ни на парусном судне. Избранный народ жил здесь, по выражению пророка Иезекииля, «на вершине земли» (Иез.38:12), а Иерусалим в историческом смысле был по­ставлен «среди народов» (Иез.5:5) V для того, чтобы, когда исполнит­ся время, слово спасения, начи­ная с Иерусалима, смогло бы рас­пространиться во все части света и «даже до края земли» (Ис.2:3; Деян. 1:8).

В своих современных границах Израиль на севере граничит с Ливаном, на северо-востоке - с Сирией, на востоке - с Иорданией, на юго-западе граничит с Египтом. Западные границы Израиля омываются водами Средиземного моря. На юге находится Красное море, береговая линия которого составляет 12 км.

Протяжённость его всей гео­графической территории с севера на юг - 470 км, с востока на запад в самом широком месте - 135 км. Общая длина границ современного государства составляет 1125 км.

По характеру поверхности Святая Земля является плоского­рьем, пересечённым глубокими долинами и ущельями, по кото­рым в зимнее время стремительно несутся дождевые потоки. Горы и равнины чередуются с плодород­ными землями и засушливыми пу­стынями. На самом севере раски­нулась зеленая цветущая Галилея, граничащая с Ливаном, которая традиционно делится на Верхнюю и Нижнюю. От Ливанских гор и Ермона на севере тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении территории страны. С западной стороны долины Иордана они известны под названием Кармильских и Ефремовых гор, на востоке соседствуют с ней Галаадские и Аваримские горы в земле Моавитской. Горные высоты прерываются обширными плодородными равнинами. Самой урожай­ной считается Изреельская доли­на, или, по-другому, Ездрелонская долина, тянущаяся от горной гря­ды Кармила на западе до Иордана на востоке. На севере она грани­чит с холмами Галилеи и самарий­скими, или Евремовыми горами. С древнейших времен эта равнина служила главным боевым полем всех исторических битв как в ветхозаветные, так и новозаветные времена.

Плодоносными являются также Иорданская и приморская равни­на, называемая Саронской. В би­блейские времена долина Сарон служила для Иудеи пастбищем. Иорданская долина, расположен­ная более чем на 330 м ниже уров­ня моря, делит страну на две по­ловины, из которых западная зна­чительно больше и плодороднее восточной. Она является частью крупного геологического разлома - Сирийско-Африканской рифто­вой зоны.

Крупнейшей рекой в стране яв­ляется Иордан, который течёт с се­вера на юг, берёт начало у подно­жия горы Ермон, протекает через Тивериадское озеро (Галилейское, Кинерет) и, наконец, впадает в Мёртвое море. В нижнем течении она является естественной грани­цей между Израилем и Иорданией. В библейские времена реки были более полноводными, сейчас они совсем незначительны и обычно пересыхают летом. Исключение составляют реки Киссон (евр. поток Кишон), длиной 13 км, и Ме-Иаркон (евр.  воды Яркона), длиной 26 км, впадающие в Средиземное море.

Прибрежная долина пролегает вдоль средиземноморского побере­жья с песчаной береговой линией протяжённостью 190 км. Ее окайм­ляют плодородные земли, которые уходят примерно на 40 км вглубь страны. Вдоль Средиземного моря сосредоточена в основном вся про­мышленность, сельское хозяйство и туристические объекты государства.

Вытянутая с севера на юг по­лоса между Иудейскими горами, Мёртвым морем и западным бере­гом реки Иордан носит именова­ние Иудейской пустыни. Эта пей­зажная холмистая пустыня в древности являлась одним из центров монашеского движения и служила убежищем для повстанцев. В наши дни здесь расположено несколько православных монастырей, в ней живут бедуины и еврейские посе­ленцы.

К югу от Мертвого моря до Эйлатского залива располагается часть Аравийской пустыни назы­ваема также Арава. Она характер­на засушливым и жарким клима­том, однако достаточно плотно покрыта растительностью. На юге она граничит с самой большой пу­стыней Негев, занимающей почти половину территории страны.

Ближе к центру - невысокие холмы Иудеи, в самом центре рас­положена Самария. Плавные ли­нии холмов Иудеи и Самарии с нисходящими террасами переме­жаются остроконечными верши­нами и спускаются в плодородные долины, усеянные вековыми зеле­ными масличными садами.

Климат

Святая Земля - это страна не только географических, но и кли­матических контрастов: от по­крытых вечными сне­гами вершин Ермона на севере до знойной Иудейской пустыни возле Мертвого моря, лежащего на 437 м ниже уровня океана,

-       на юге. В основном выделяются три зоны: средиземноморская, пустынная и горная,

-       климат в которых плавно переходит от умеренного до тропического. Разнообразие климата вызвано близостью моря у его западных границ, наличием пустыни и слож­ным рельефом на востоке.

Характерных для субтропиков времен года практически только два: прохладная дождливая зима и жаркое сухое лето. Осень и весна здесь очень короткие и не всегда заметные. Средние температуры в январе от +10°С до +20°С, в июле - от +28°С до +35°С, однако одна и та же температура из-за разницы во влажности воздуха в разных районах страны воспринимается по-разному.

Осадки выпадают лишь с конца октября, усиливаются в декабре-феврале и совершенно прекращаются в марте-апреле. Дожди иногда выпадают с градом, а в гористых местах бывает и снег (Пс. 147:5). Он обычно появляется два-три раза в год на высотах нагорий, но быстро тает, удерживаясь несколько дней лишь на северной части Голанских высот, и лежит плотным покровом в один-два метра только на горе Ермон.

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме