Святыни Израиля - Святая Земля

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Святая Земля

Страна, ставшая Божиим Промыслом земной родиной Господа Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан, не случайно носит такое имя. Она послужила географическим местом благодатной встречи человека с Богом, местом сочетания земли с Небом. Ее земное пространство было избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения в Его народе и новозаветного Откровения в Его Сыне - Иисусе Христе.

Эта земля священна еще и по­тому, что на ней протекала боль­шая часть событий ветхозаветной Священной Истории, и если даже не все священные библейские со­бытия произошли в Святой Земле, то все они получили свое завер­шение именно в ней и оконча­тельно увенчались в Иерусалиме. Священна она, прежде всего, потому, что ее освятили стопы Богочеловека Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых Апостолов и других великих угод­ников Божиих Ветхого и Нового Завета. Это земля, где жили свя­тые ветхозаветные патриархи, пра­отцы еврейского народа: Авраам, Исаак и Иаков, - и где бесстрашно обличали словами своей пропове­ди царей и «знатных земли» вели­кие библейские пророки: Исаия, Иеремия, Иезекииль, Илия, Елисей и многие другие. Бог, Который из­брал еврейский народ для Своих таинственных планов спасения, из­брал эту землю во свидетельницу Его Откровения для всего челове­чества.

Святая Земля свидетель­ница священных событий еван­гельской истории: Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения и Крещения Господа, явления Его в Фаворском Свете Преображения, Вознесения Господа на небеса и Сошествия Святого Духа на Апостолов. На этой земле сосредоточилась исто­рия духовного развития человече­ства и произошли события, поме­нявшие естественный ход истории, здесь Спаситель мира умирал на Кресте Голгофы и, победив смерть, Воскрес на третий день, выйдя из Своего гроба. Здесь словом, ис­ходящим из уст обещанного про­роками Христа-Мессии, обретали утешение унывающие, исцелялись расслабленные душой и телом, очищались прокаженные, прозре­вали слепые, глухие слышали и мертвые восставали от гроба. Здесь Слово Божие послужило посевным зерном полноты богоугодной жиз­ни, а чуткая христианская душа все еще способна молитвенно рас­слышать, как Дух Святой ударяет в струны Давидовой Псалтири.

Святая Земля - это земля би­блейская, особое пространство священной истории и священной гео­графии Ветхого и Нового Завета. Это земля, где воссияло светом веры великое множество угодни­ков Божиих: патриархов, пророков и Апостолов, первых невинно убиенных мучеников за Христа и ис­поведников, святителей и целого сонма подвижников: преподобных отцов и святых жен. Это также место важных событий в конце зем­ной истории, когда наступят последние дни человечества.

Святая Земля, ставшая колыбе­лью христианской веры, навсегда останется дорогой и близкой сердцу каждого православного человека.

Названия Святой Земли

Эта священная земля на протя­жении веков имела много названий: Земля Ханаан, Земля Обетованная, Земля Израиля, Палестина, Святая Земля, часто ее называют также Пятым Евангелием. Дословное выражение «Святая Земля» как место особого Божия присутствия встречается в Священном Писании Ветхого Завета у пророка Захарии (Зах.2:12), в книге Исход (Исх.3:5) и в двух неканонических книгах, отражавших народное употребление этого названия: книге Премудрости Соломона (Прем. 12:3) и Второй Маккавейской книге (2Макк.1:7).

Одно из древнейших библей­ских названий этой земли - Ханаан (евр.  «Кэnа‘аn», Суд.4:2), «Ханаан, земля филистимская» (Соф.2:5), земля Ханаанская, или земля Хананеев (Быт. 11:31; Исх.3:17), границы которой ука­зывает текст книги Иисуса Навина (5:10-12). Там сообщается, что манна небесная перестала падать после того, как народ перешел че­рез Иордан и начал вкушать плоды земли Ханаанской.

В Ветхом Завете встреча­ются также и многие другие ее наименования: «земля ев­реев» (Быт.40:15) «пределы Израильские» (1Цар.11:3), «земля Израилева» (1Цар.13:19), «земля сынов Израилевых» (Нав. 11:22) «Иудейская земля» (Иер.39:10; Неем.5:14), «Иудея» (Иер.3:8; 3:10; 2Пар.35:24), «земля Господня» (Ис. 14:2; Ос.9:3), или просто «зем­ля» (евр. Eretz). В книгах Нового Завета она именуется: «земля Израилева» (Мф.2:20), «земля обе­тованная Аврааму» (Евр. 11:9), од­нако подчеркивается, что Авраам и другие патриархи были на этой земле «странниками и пришельца­ми» и искали отечества небесного (Евр.11:14; Евр.11:16).

Греческие писатели, начиная с Геродота, называли эту землю Палестина (древ-евр. «Филистия», дословно «вторгшие­ся») или Сирия Палестинская, что соответствует некоторым ее би­блейским названиям в Священном Писании, где «Ханаан» и «земля Филистимская» являются иногда синонимами: «И жил Авраам в земле Филистимской, как стран­ник, дни многие» (Быт.21:34), «Ханаан, земля филистимская» (Соф.2:5), «Восклицай Мне, зем­ля Филистимская!» (2Цар.8:2; Пс.59:10; Ис. 14:29 и др.). Однако чаще всего выражение «земля Филистимлян» означает прибреж­ную полосу между Яффой и Газой, где жили филистимляне со времен патриарха Авраама (Быт.21:34).

В Священном Писании сообща­ется об этой стране, что она изобилует Божиими дарами и опи­сывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед» (Исх.3:8; Иер.11:5), одна­ко иногда говорится о ней как о «земле пустой, иссохшей и без­водной» (Пс.62:2). Эта библейская «тучная земля» (Неем.9:25) наполняется водою от дождя небесного и именуется «прекрасной страной» (Дан.8:9), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием мно­жества народов» (Иер.3:19), и землей, «драгоценнейшей всех у Тебя» (Прем. 12:7).

Святая Земля была обещана Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам, т.е. библейскому народу Израиля, который полу­чил ее после Исхода из Египта. Однако, согласно свидетельству Священного Писания, она принад­лежит исключительно Богу и на­зывается Его «наследием, уделом» (1Цар.26:19; 2Цар.14:16) и «землей Господней» (Ис. 14:2), и по этой причине ее «не должно прода­вать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23).

На протяжении около 2000 лет - от патриарха Авраама до евангель­ских времен эта земля была свиде­тельницей событий истории спасе­ния человеческого рода. Патриарх Авраам, которому Бог обещал эту землю жил в ней как странник и пришелец, и только двенадцать колен Израиля после Исхода из Египта получили ее в подлинное наследие: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, ви­ноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в зем­лю, в которой без скудости бу­дешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка,.» (Втор.8:7-9).

В Земле Обетованной с древ­нейших времен пересекалось огромное количество племён, на­родов и культур: амореи, ханаанеи, хетты, иевусеи, ферезеи, евреи, ас­сирийцы, филистимляне, египтяне, финикийцы, вавилоняне, персы, греки, римляне, арабы, крестонос­цы, мамелюки, турки, англичане и многие другие. Древние цивилиза­ции и многие народы, чьи прави­тели пытались оружием завладеть этой важной для них территорией, в той или иной мере оставили свой след в ее истории. Святая Земля, расположенная на перекрестке ве­ликих империй древности, несмо­тря на свою трагическую историю, стала местом, где возникла особая библейская цивилизация. На этой священной земле, имевшей с географической точки зрения совершенно крохотные размеры, рас­крылась вся глубина Откровения Божия в событиях человеческой истории двух Заветов.

География Святой Земли

Определение географических границ территории Святой Земли различается в разных местах Священного Писания. Самые об­ширные ее пределы даны в обето­вании патриарху Аврааму: «...от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18), но чаще всего говорится, что это «зем­ля Хананеев» (Исх.3:17; Числ.34:2) и «Аморреев» (Втор. 1:7), что оз­начает вхождение в нее части территории восточнее реки Иордан (Числ.32:1; Втор.2:24; Нав.13:8-33).

При царе Соломоне ее границы простирались «от входа в Емаф до реки Египетской» (ЗЦар.8:65, Шар. 13: 5). Древний город Емаф находился севернее Дамаска, а под рекой Египта подразумевается Нил. В библейских текстах границы Земли Обетованной преимущественно определяются от города Дана на севере до Вирсавии (евр. Beer-Sheva) на юге (2Цар.17:11; Суд.20:1) и от Средиземного моря на западе до реки Иордан на востоке. Южные границы современного Израиля значительно выступают за пределы указанных границ.

Святая Земля занимала важное место в истории древнего мира. Расположенная в центре мировых цивилизаций, она стала мостом, соединяющим древний Египет и Месопотамию, т.е. Африку и Азию. В географическом и духов­ном плане эта территория никогда не была закрытой и находилась в постоянном контакте с Аравией и Месопотамией, через Иран (Персию) общалась с Индией, че­рез Египет и Нубию - с Африкой, а также через Малую Азию и средиземноморские острова - с Европой. Святая Земля имела стратегическое значение как сплетение важных сухопутных и морских дорог, однако часто находились в зависимости от своих более могущественных соседей. Ее прибреж­ную полосу и Изреельскую долину пересекали караванные торговые пути, среди которых т.н. Морской Путь (лат. Via Maris буквально — «дорога моря») соединял Египет и северные государства Сирии, Анатолии и Месопотамии.

В пророческом видении эта страна уподоблена хорошо огороженному и защищенному ви­нограднику (Ис.5:1). Ее морские берега были лишены хороших га­ваней, а по Иордану, единствен­ной судоходной реке, невозможно было проплыть ни на корабле, ни на парусном судне. Избранный народ жил здесь, по выражению пророка Иезекииля, «на вершине земли» (Иез.38:12), а Иерусалим в историческом смысле был по­ставлен «среди народов» (Иез.5:5) V для того, чтобы, когда исполнит­ся время, слово спасения, начи­ная с Иерусалима, смогло бы рас­пространиться во все части света и «даже до края земли» (Ис.2:3; Деян. 1:8).

В своих современных границах Израиль на севере граничит с Ливаном, на северо-востоке - с Сирией, на востоке - с Иорданией, на юго-западе граничит с Египтом. Западные границы Израиля омываются водами Средиземного моря. На юге находится Красное море, береговая линия которого составляет 12 км.

Протяжённость его всей гео­графической территории с севера на юг - 470 км, с востока на запад в самом широком месте - 135 км. Общая длина границ современного государства составляет 1125 км.

По характеру поверхности Святая Земля является плоского­рьем, пересечённым глубокими долинами и ущельями, по кото­рым в зимнее время стремительно несутся дождевые потоки. Горы и равнины чередуются с плодород­ными землями и засушливыми пу­стынями. На самом севере раски­нулась зеленая цветущая Галилея, граничащая с Ливаном, которая традиционно делится на Верхнюю и Нижнюю. От Ливанских гор и Ермона на севере тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении территории страны. С западной стороны долины Иордана они известны под названием Кармильских и Ефремовых гор, на востоке соседствуют с ней Галаадские и Аваримские горы в земле Моавитской. Горные высоты прерываются обширными плодородными равнинами. Самой урожай­ной считается Изреельская доли­на, или, по-другому, Ездрелонская долина, тянущаяся от горной гря­ды Кармила на западе до Иордана на востоке. На севере она грани­чит с холмами Галилеи и самарий­скими, или Евремовыми горами. С древнейших времен эта равнина служила главным боевым полем всех исторических битв как в ветхозаветные, так и новозаветные времена.

Плодоносными являются также Иорданская и приморская равни­на, называемая Саронской. В би­блейские времена долина Сарон служила для Иудеи пастбищем. Иорданская долина, расположен­ная более чем на 330 м ниже уров­ня моря, делит страну на две по­ловины, из которых западная зна­чительно больше и плодороднее восточной. Она является частью крупного геологического разлома - Сирийско-Африканской рифто­вой зоны.

Крупнейшей рекой в стране яв­ляется Иордан, который течёт с се­вера на юг, берёт начало у подно­жия горы Ермон, протекает через Тивериадское озеро (Галилейское, Кинерет) и, наконец, впадает в Мёртвое море. В нижнем течении она является естественной грани­цей между Израилем и Иорданией. В библейские времена реки были более полноводными, сейчас они совсем незначительны и обычно пересыхают летом. Исключение составляют реки Киссон (евр. поток Кишон), длиной 13 км, и Ме-Иаркон (евр.  воды Яркона), длиной 26 км, впадающие в Средиземное море.

Прибрежная долина пролегает вдоль средиземноморского побере­жья с песчаной береговой линией протяжённостью 190 км. Ее окайм­ляют плодородные земли, которые уходят примерно на 40 км вглубь страны. Вдоль Средиземного моря сосредоточена в основном вся про­мышленность, сельское хозяйство и туристические объекты государства.

Вытянутая с севера на юг по­лоса между Иудейскими горами, Мёртвым морем и западным бере­гом реки Иордан носит именова­ние Иудейской пустыни. Эта пей­зажная холмистая пустыня в древности являлась одним из центров монашеского движения и служила убежищем для повстанцев. В наши дни здесь расположено несколько православных монастырей, в ней живут бедуины и еврейские посе­ленцы.

К югу от Мертвого моря до Эйлатского залива располагается часть Аравийской пустыни назы­ваема также Арава. Она характер­на засушливым и жарким клима­том, однако достаточно плотно покрыта растительностью. На юге она граничит с самой большой пу­стыней Негев, занимающей почти половину территории страны.

Ближе к центру - невысокие холмы Иудеи, в самом центре рас­положена Самария. Плавные ли­нии холмов Иудеи и Самарии с нисходящими террасами переме­жаются остроконечными верши­нами и спускаются в плодородные долины, усеянные вековыми зеле­ными масличными садами.

Климат

Святая Земля - это страна не только географических, но и кли­матических контрастов: от по­крытых вечными сне­гами вершин Ермона на севере до знойной Иудейской пустыни возле Мертвого моря, лежащего на 437 м ниже уровня океана,

-       на юге. В основном выделяются три зоны: средиземноморская, пустынная и горная,

-       климат в которых плавно переходит от умеренного до тропического. Разнообразие климата вызвано близостью моря у его западных границ, наличием пустыни и слож­ным рельефом на востоке.

Характерных для субтропиков времен года практически только два: прохладная дождливая зима и жаркое сухое лето. Осень и весна здесь очень короткие и не всегда заметные. Средние температуры в январе от +10°С до +20°С, в июле - от +28°С до +35°С, однако одна и та же температура из-за разницы во влажности воздуха в разных районах страны воспринимается по-разному.

Осадки выпадают лишь с конца октября, усиливаются в декабре-феврале и совершенно прекращаются в марте-апреле. Дожди иногда выпадают с градом, а в гористых местах бывает и снег (Пс. 147:5). Он обычно появляется два-три раза в год на высотах нагорий, но быстро тает, удерживаясь несколько дней лишь на северной части Голанских высот, и лежит плотным покровом в один-два метра только на горе Ермон.

Похожие записи