Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Гора Сион (евр.Наr Tsiyyon; араб, Jabal Sahyoun) - самая возвышенная часть древнего Иерусалима, расположенная на высоте 765 м над уровнем моря. Ее этимология неясна, возможно, в переводе означает «большой щит» или «крепость». Собственно, Сионом в наше время называют часть горы, расположенной за пределами юго-западной стены Старого города, неподалеку от Сионских ворот. Сионские ворота, через которые большинство современных паломников восходит на гору Сион со стороны Армянского квартала, практически делят гору на две части.
В евангельские времена весь этот район назывался «Верхним городом», здесь проживала городская знать, иерусалимская аристократия, главным образом, семьи священников Иерусалимского Храма. В этом престижном квартале стояли также дома первосвященников Анны и Каиафы. Здесь проживали многочисленные представители одного из иудейских религиозных течений т.н. ессеи. Археологические раскопки, проведенные на горе Сион в 1970-х годах израильским археологом Маген Броши, обнаружили остатки Ворот ессеев, упоминаемых еврейским историком Иосифом Флавием.
«Верхний город» был расположен на самом высоком холме древнего Иерусалима и благодаря своему возвышенному положению господствовал над окружающими его долинами: на западе - долиной Тихон, на юге - Гинном, на севере и востоке - Тиропеон.
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Спасителя с учениками, называемая Тайной Вечерей. На этой таинственной Вечери было положено начало Нового Завета и Становлено Таинство Божественной Евхаристии. Традиция почитания Тайной Вечери именно на этом месте окончательно сформировалась в византийский период и была утверждена веками. На горе Сион в день еврейской Пятидесятницы Дух Святой в виде огненных языков сошел на Апостолов. Это событие стало днем рождения Новозаветной Церкви.
Другим местом, претендующим на местонахождение горницы Тайной Вечери, является Монастырь св. апостола Марка (также на горе Сион, но внутри городских стен), который принадлежит сиро-яковитской церкви.
Гора Сион была одним из самых первых мест тайных собраний первых христианских общин Иерусалима.
На западе и юге гора Сион соседствует с долиной Бином (Гинном) (евр. Ge-Hinnom), или долиной сынов Еннома. Долина эта была местом, где в ветхозаветные времена совершались величайшие беззакония отступивших от веры в единого Бога жителей Иерусалима. Здесь древние израильтяне со времен правления царя Манассии и до царствования Иосии совершали самые гнусные, самые сильные оскорбления Бога Израилева. Здесь, особенно при царях Ахазе и Манассии, чтили идолов ханаанских, Молоха и Ваала, и приносили им кровавые человеческие жертвы. Сам царь Манассия приносил в жертву идолу Молоху своих детей: «И устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» (Иер.7:31; 4Цар.23:10; 2Пар.28:3; 33; Иер. 19:5-6; Иер.32:35).
Благочестивый иудейский царь Иосия уничтожил здесь языческие жертвенники и подверг место их совершения уничтожению (4Цар.23:10). Долина стала местом, где постоянно поддерживали огонь, на котором сжигали городской мусор, трупы казненных преступников и павших животных. Впоследствии название геенна стало использоваться для обозначения адского огня последних времен (4Ездра7: 36), уготованного грешникам, а также диаволу и ангелам его (Мф.25:41; Мф. 13:42; Откр.9:2). Из-за проклятия и осуждения этого места пророками долина стала со временем прообразом ада: «кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону; а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Мф.5:22; Мф.18:9; Мф.23:15; Лк.12:4-5).
В Новом Завете, в соответствии с ветхозаветным представлением о геенне (Ис.66:24), о нем упоминается как о месте, где «червь... не умирает и огонь не угасает» (Мк.9:44). По толкованию блаж. Феофилакта Болгарского, «червь и огонь, терзающие грешников, есть совесть каждого и воспоминание о гнусных делах, совершенных в сей жизни. Она угрызает как червь и жжет как огонь». Предполагается, что через эту долину вели Христа из Гефсиманского сада на суд в дома первосвященников Анны (Ин. 18:13-26) и Каиафы (Мф.26:57- 75), после взятия Его под стражу.
В западной части долины Енном находится евангельская Акелдама (арам. Hakl-ed-damm - «поле крови», «село крови») —участок земли, купленный иудейскими первосвященниками и старейшинами за 30 сребреников Иуды, которые он получил от них за предательство Христа (Мф.27:3-10).
К востоку от Сиона находится долина Тиропеон или Сыроварников, разделявшая в евангельские времена Иерусалим на Верхний и Нижний город. В период завоевания земли Обетованной древними евреями долина Енном служила границей между владениями колен Иуды и Вениамина.
На соседнем, южном холме, расположенном напротив горы Сион, находится Гора Злого Совещания. Согласно древним византийским преданиям, в евангельские времена здесь стоял загородный дом первосвященника Каиафы, где члены Синедриона совещались об аресте и убиении Мессии: «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит» (Ин. 11:47). Каиафа не из-за своей личной добродетели, а по причине первосвященнического достоинства произнес невольное пророчество: «Лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». (Ин. 11:47-53). В наше время здесь расположен квартал Иерусалима Абу-Top, где проживают арабы и евреи.
На самой высокой точке горы Злого Совещания, напротив горы Сион, находится шотландская пресвитерианская церковь в честь св. апостола Андрея Первозванного, построенная в 1930 г. В ходе археологических раскопок, проведенных на территории церкви в 1975 г., были обнаружены фундаменты храма византийского периода. В одной из пещер рядом с церковью были найдены два миниатюрных серебряных свитка, внутри которых выгравирована формула благословения ветхозаветных священников - «коэнов» (Числ. 6:24-27).
Сион в Священном Писании
В Священном Писании слово Сион употребляется в двух значениях: географическом и символическом. В течении веков название горы Сион кочевало, переходя с места на место, и окончательно закрепилось за самым высоким из иерусалимских холмов. Примечательно, что первоначальный библейский Сион времен царя Давида расположен намного ниже, почти у подножия современного христианского Сиона как неотступная и вечная его тень.
Согласно Священному Писанию, первоначально Сионом называлась гора Офель в юго-восточной части Иерусалима, на которой стояла крепость иевусеев (Нав. 15:63). На ее склоне был построен древний
Иерусалим. Древний иевусейский город завоевал полководец царя Давида Иоав, но о его взятии и сожжении упоминается уже в эпоху Судей Израилевых (Суд. 1:8). Сюда, покинув Хеврон, переселился царь Давид, сделав его единой столицей всех колен Израилевых (2Цар.5:9). С тех пор город стал назваться Давидовым (евр. «Ир Давид») (2Цар.5:7; ЗЦар.8:1; Шар.11: 5).
Здесь царем Соломоном был построен царский дворец, и сюда торжественно был перенесен Ковчег Завета, который освятил собою гору Сион на веки (ЗЦар.8:1). В скалах Сиона были похоронены царь Давид и его сын Соломон (ЗЦар.2:10). Позднее, когда при царе Соломоне был построен Храм, слово Сион стало метафорически распространяться на храмовую гору (1Макк.4:36-38), на сам Иерусалим (Ис.ЗЗ:20), на колено Иуды, а со времени плена вавилонского на народ Израиля в целом (Ис.ЗЗ:20).
В Священном Писании гора Сион именуется просто Сионом, «горою святою», «жилищем и домом Божиим», «царственным городом Божиим», «радостью всей земли». Выражения «дщерь Сиона», «сыны Сиона», «чада Сиона» являются персонифицированным названием Иерусалима и его жителей: «Ликуй и веселись, дщерь Сиона! Ибо вот, Я приду и поселюсь посреди тебя, говорит Господь» (Зах.2:10).
В библейских символах Ветхого Завета Сион является образом жительства Божия на небесах, местом высочайшего откровения славы Его (Евр. 12:22): Бог Отец поставил Сына своего царем над Сионом (Пс.2:6-7); оттуда приходит спасение Израилю (Пс.13:7; Пс.52:7); с Сиона, который есть верх красоты, Бог является во славе Своей (Пс.49:2-4); туда придут искупленные Господа, и радость вечности на главе их (Ис.35:10). Гора Сион является также ветхозаветным прообразом Пречистой Девы Марии: «гора Сион сия, в нейже вселился еси» (Пс.73:2).
После Вавилонского пленения название «Сион» приобрело эсхатологическое и мессианское значение, символизируя то место, откуда придет спасение. Именем Сион пророки часто также называют грядущее вечное Царство Божие во всей его полноте, которое охватит всю землю и все народы (Пс.109:2; Ис.28:16; Ис.59:20).
Ветхозаветные пророки
предсказывали особую роль Сиона в истории спасения рода человеческого: «Ибо из Иерусалима произойдет остаток, и спасение от горы Сион» (4Цар.19:31; Ис.37:32; Иер.31:12). Великий образ Сиона пророчески указывает на Новозаветную Церковь: «Ибо от Сиона выйдет закон, и слово Господне - из Иерусалима» (Ис.2:3; Мих.4:2), т.е. закон благодати Христовой и евангельское учение, которое начало распространяться именно из Иерусалима, в отличие от прежних заветов (Деян. 1:8; Рим. 15:16). Возвещенное в Сионе имя Божие воссияет над всеми народами, мир склонится перед истинным Богом. Ему посвятит себя Тир, Ему дары принесут эфиопы, «в тот день жертвенник Господу будет посреди земли Египетской, и памятник Господу — у пределов ее» (Ис. 19:19). По одному... по два спасет Господь остаток изгнанников: «Возвратитесь,
дети-отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион» (Иер.3:14).
Краеугольным камнем нового Сиона, согласно ветхозаветным пророчествам (Ис.28:16; 8:14; Пс. 117:22-23), стал Господь Иисус Христос. Он в день Пятидесятницы основал Свою Церковь, в которую вошли и иудеи, и обращенные из язычников: «Вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится» (Ис.28:16; 1Пет.2:6). Древний библейский образ истинного пути к Богу в виде священной горы Сион нашел свое выражение в Новом Завете, где он обретает смысл духовного царства Бога, Иерусалима Небесного: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев...» (Евр. 12:22). Это также и будущая слава Церкви с символическим числом полноты верных Христу «И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах» (Откр.14:1).
Гора Сион как образ Небесного Иерусалима, путь к которому начинается с Иерусалима земного, есть «матерь всем нам» (Гал.4:22- 30). Сион назван матерью и в псалмах: «Мати Сион речет» (Пс.86:5). Второй Вселенский Собор в Константинополе присвоил Иерусалиму особый титул: «Мать всех Церквей». В древнем чине Литургии св. Иакова (I-IV вв.) поется: «Приносим ти, Владыко, и о святех твоих местех... наипаче же о святем и славнем Сионе, матери всех церквей».
Святая Церковь ублажает гору Сион многими похвалами: «Обы- дите людие Сион, и обымите Его, и дадите славу в нем Воскресшему из мертвых: яко Той есть Бог наш, Избавлей нас от беззаконий наших» (воскресные стихиры). До сих пор православный священник, совершая чин благословения путешествующих, окропляя главы путников, произносит: «Да благословит вас Господь от Сиона, и узрите благая Иерусалима во вся дни живота вашего, и да исправит путь ваш в мире, в славу святого Своего имени. Аминь».
В евангельские времена верхний западный холм Иерусалима, где находились дома Первосвященников и проживала городская знать, считался собственно Иерусалимом, к которому, по словам пророков, относилось великое понятие Сиона. Еврейский историк первого века Иосиф Флавий местоположение города Давида указывает уже на западном холме. В этой части города происходили важнейшие события новозаветной истории: «Тайная Вечера» и «Сошествие Святого Духа на Апостолов». Поэтому именно здесь, над чашей Тайной Вечери, впервые прозвучали слова Христа о заключении предсказанного пророками Нового Завета (Иер.31:31- 33). Эта возвышенность Иерусалима, на которой было установлено Таинство Евхаристии (Лк.22:20), стала отождествляться с Сионом нового времени.
Когда весь Иерусалим и ветхозаветный Храм после двух еврейских восстаний 66-70 гг. и 132-135 гг. были полностью разрушены, христиане, вспоминая пророчество Михея: «... за вас Сион распахан будет как поле, и Иерусалим сделается грудою развалин, и гора дома сего будет лесистым холмом» (Мих.3:12), закрепили за Сионом нового времени это название на веки, а гора Сион была поставлена опять «во главу гор».
Похожие записи