Кана Галилейская

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Кана Галилейская
(араб. Kafr Каnа или Kfar Каnа, евр.  Kafr Каnа) - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию (евр. Тверию), почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес, претворив воду в вино. В современной Кане про­живает смешанное арабское на­селение, мусульмане и христиане, всего около 18 000. Христиане со­ставляют около 17% его жителей, из которых большинство являются православными.

Город с названием Кана встре­чается в египетских источниках, начиная со времен Рамзеса II (1290- 1224 гг. до Р.Х.). Упоминается также в Священном Писании Ветхого Завета, но относится к местности, принадлежащей колену Асира и расположенной недале­ко от библейских городов Сидона и Тира (Нав. 19:28) на берегу Средиземного моря (Ливан).

Город Кана в Галилее упомянут в ранних иудейских источниках. О нем писал еврейский историк Иосиф Флавий, рассказывая, как он в течение первого еврейского восстания против Рима (66-70 гг. н.э.) останавливался на некоторое время «в деревне Галилейской, на­зываемой Кана». Через Кану в те времена проходила римская до­рога, соединяющая Сепфорис с Тиверией. После разрушения рим­лянами Иерусалимского храма в 70 г. в «Кане» поселилась священ­ническая семья Элиашиба (одна из 24 семей) упомянутая в пер­вой книге Паралипоменон 24:12. Свидетельствуют об этом доку­менты, найденные при раскоп­ках древней синагоги в Кесарии Палестинской. Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде (Terumot.46b) как деревня, откуда был ро­дом разбойник Эли.

Археологические раскопки по­казали, что в первом веке нашей эры в Кане Галилейской суще­ствовало еврейское поселение. Во время еврейско-римской войны город был укреплен. Еврейское присутствие в Кане существовав­шее с конца эпохи Второго Храма и продолжалось вплоть до XVI в. после Р.Х. В византийский пери­од в Кане существовала большая христианская община. Также в период мамлюков (1291-1516 гг.) большинство жителей Кафр-Каны были христианами, хотя все еще продолжала существовать в ней еврейская община.

Кана упоминается в Евангелии как место, где Иисус Христос со­вершил чудо претворения воды в вино (Ин 2:1-11), исцелил сына «ца­редворца» (Ин.4:46-54) и как место рождения апостола Варфоломея (арам, «bar talmai» - «сын Фалмая» или «сын Толомея») (Ин.21:2), который, по мнению библеистов, отождествляется с Нафанаилом (евр. «Natanel» - «Дар Божий»).

Евангельские события

Господь Иисус Христос бла­говолил присутствовать в Кане Галилейской на брачном торже­стве и «Матерь Иисуса была там» (Ин.2:1). Это бракосочета­ние Господь освятил Своим при­сутствием и совершением первого из Своих чудес, что понимается святоотеческой традицией как бла­гословение брачного союза.

На третий день после встречи с Нафанаилом Иисус Христос, буду­чи приглашенным на брак в Кану пришел с первыми учениками. При толковании этих слов Евангелий святые Отцы отмечают, что тре­тий день от начала поста был днем заключения Завета израильского народа с Богом на горе Синай, по­этому для людей того времени эти слова означали «в день Завета».  Третий день был ознаменован по­явлением над горой Синай густого облака, сопровождаемого гро­мом, молниями и клубами дыма (Исх. 19:16). Символически день сотворения первого чуда, первый день проявления мессианской славы Христа, был предзнамено­ванием Завета Нового: «Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он... оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его»<(Ос.6:1-2).

Во время брачного пира, к ве­ликому огорчению хозяев, кончи­лось вино и нечем было угощать собравшихся. К законам гостеприимства на всем древнем Ближнем Востоке относились с большой от­ветственностью. Матерь Божия, являя первый пример ходатайства и заступничества за людей перед Своим Божественным Сыном, ска­зала: «Вина нет у них». Иисус Христос ответил: «Еще не пришел час Мой», - но, видя всецелое упо­вание Богородицы на всемогуще­ство Божественного Сына и из по­чтения к Ней, ускорил час явления Своей славы. Он повелел слугам налить воды в шесть больших ка­менных сосудов, предназначенных для ритуальных омовений, а затем, почерпнув из них, отнести к рас­порядителю пира. По иудейскому обычаю, при трапезе полагалось мыть руки и посуду (ср. Мф.15:2, 23:25).

Слуги в точности исполнили повеление «и наполнили их до верха». Когда распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, то, поразившись его вкусом, сказал жениху: «Хорошее вино всегда подают сначала, а ты сберег его до сих пор...» (Ин.2:10). Он сказал так потому, что, в отличие от слуг, не знал еще о чудесном претворении воды в вино. Знали об этом только слуги, черпавшие воду. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин.2:1-11).

Имена супружеских пар в Евангелии не упоминаются. Женихом на свадьбе, по одному из преданий, был апостол Симон Зилот (Лк.6:15), что в переводе с греческого означает «ревнитель закона» (греч. ревнитель). Согласно преданию, он был сыном святого Иосифа Обручника от его первого брака. Узрев чудо, совершённое Господом на своей свадьбе в Кане, он уверовал в Него и последовал за Спасителем, как говорится в его житии «уневестив душу свою Жениху бессмертному». Симон стал одним из двенадцати Апостолов, ближайших учеников Христа.

Некоторые исследователи ин­терпретируют нехватку вина на свадьбе как символ духовной су­хости древнего иудаизма. Вино было библейским символом Божьей щедрости и духовной ра­дости. Лоза виноградная - один из даров Божиих. «Вино весе­лит сердце человека», - говорит псалмопевец  Давид (Пс.103:15). А изобилие и качество вина по­сле совершения Христом чуда, послужило символом изобилия благодатных даров Святого Духа в Новозаветной Церкви. Вода в иудейской традиции символизи­ровала очищение. Иисус Христос заменил ее чистым вином, симво­лом Его пречистой крови, которая смыла наши грехи.

Проявление власти Христа над природой началось не с устраша­ющих знамений, а за празднич­ным столом, под звуки свадебных песен. Брак в Кане, как образ мес­сианского пира (Ис.54:4-8; 62:4- 5), знаменовал наступление мес­сианской эры (Мф.8:11; 22:1-14; Лк.22:16-18). Аллегория жениха и невесты символизирует духовный союз Христа с Его Церковью, которой Он дарует «новое вино» (Мф.9:17). Это «новое вино» ста­ло духовным символом Нового Завета. Завет, записанный на ка­менных скрижалях, уступает ме­сто Завету Новому, написанному на скрижалях сердца, ритуальное очищение преображается в ра­дость Духа Святого, наполняюще­го человека духовным веселием и радостью.

Свое первое чудо Иисус Христос совершил по ходатай­ству Своей Пречистой Матери как молитвенной предстательни­цы за род человеческий. Господь установил таинство брака, вознося его на высоту служения Богу как «малой церкви», и освятил его не только Своим присутствием, но и первым чудом.

Примечательно, что свт. Епифаний Кипрский (IV в.) со­общал о ежегодном чуде претво­рения воды в вино в христиан­ском храме, построенном на месте языческого святилища Диониса в городе Гераса (Джераш, Иордания). В день памяти чуда в Кане Галилейской, совпадаю­щим с праздником Преображения Господня, вода в фонтане атриума превращалась в вино.

В другой раз, находясь в Кане Галилейской, Христос сотворил еще одно чудо. Заочно, на рас­стоянии, силою Своего Слова Он исцелил умирающего сына капер­наумского царедворца, который был видимо важным чиновником Ирода Антилы. Христос сказал умолявшему Его отцу: «Пойди, сын твой здоров!» Царедворец поверил Господу и по дороге до­мой, узнал от своих слуг, что его сын выздоровел в тот момент, ког­да Христос произнёс эти слова. После этого царедворец уверовал в Иисуса Христа, а с ним и весь дом его (Ин.4:46-53).

 История места

На право именоваться евангельской Каной претендуют также руины разрушенной деревни с названим Хирбет Кана (Khirbet Каnа)  расположенной на северной окраине долины Асохис (араб. Sal-el-Battauf). Однако проведенные там археологические раскопки обнаружили только остатки небольшой  деревни, гробницы и колумбарий. Руин византийского храма архео­логи не нашли, что свидетельству­ет об отсутствии связанной с этим местом христианской традиции. |

Христианские паломники посещали евангельскую Кану с древних времен. Они останавливались в Кане по пути в Назарет, и им по­казывали резервуары - сосуды для воды, которые называли «гидриа»,  в которых вода была претворена в вино.

Евсевий Кесарийский упоми­нает о двух городах с названием Кана: один - «до Сидона великого, ( жребия Асирова», другой - там, где Господь совершил Свои чудеса. Блаженный Иероним Стридонский (342-420 гг.), проведший послед­ние годы своей жизни в монастыре в Вифлееме, писал, что Кану мож­но было видеть из Назарета, что можно наблюдать и в наше время. О паломничестве в Кану, располо­женную рядом с Назаретом, писала в 383 г. блаженная Павла к римской матроне Маркелле. Неизвестный по имени паломник из Пьяченцы, посетивший это место около 570 г., писал: «Покинув Сефорис, через три мили мы добрались до Канны, где Господь посетил свадьбу; мы сели на те же скамьи, и я, недостойный, написал на них имена ро­дителей моих... из этих водоносов там остались два...».

Посетивший Кану в 726 г. при мусульманском владычестве св. Виллибальд сообщил о большой древней церкви, стоящей на месте евангельского чуда, а английский паломник Зевульф, посетивший Кану в 1102 г., упоминал о суще­ствовании монастыря, называемого Архитриклин  в память о греческом названии еван­гельского распорядителя пира.

Русский игумен Даниил, посетивший Кану в 1106     г., писал: «От села Исавова до Каны Галилейской полторы версты. Находится она на людном пути, здесь Христос превратил воду в вино. Тут мы встретились с большим отрядом (крестоносцев), идущим в Акру, пристали к нему с большой радостью и пошли с ним в Акру».

В наше время в Кане Галилейской находятся три хри­стианских храма: православ­ный в честь св. вмч. Георгия Победоносца, католический, посвящённый браку и чуду в Кане и греко-католическая цер­ковь св. Апостола Варфоломея (Нафанаила), уроженца Каны, построенная в 1885 г.

 Греческая православная церковь

По преданию, этот небольшой храм построен на месте дома апо­стола Симона Кананита, на свадьбе которого согласно традиции Иисус Христос сотворил первое чудо. В 1566 г. Иерусалимская Патриархия приобрела здесь участок земли и на остатках более древних храмов и руинах церкви крестоносцев по­строила небольшой храм. От этих древних построек на территории храма сохранились ступени входа, основания колонн и две небольшие капители предположительно XIV в., украшенные крупными листьями аканфа с небольшими условными волютами.

Время сооружения одной из церквей на этом месте археологи определили благодаря найденным в ее основании 17 талерам 1556 г. (Bagatti. 2001. Р. 43). Талер пред­ставлял собой крупную серебряную монету, которая в XVI-XIX веках играла важную роль в денежном обращении Европы и в междуна­родной торговле. От храма XVI в. сохранилась лишь одна капитель, украшенная с обеих сторон деко­ративными вазонами с ребристой, канеллированной поверхностью.

Древний греческий храм в Кане посещал русский инок Парфений, совершивший паломничество в Святую Землю в 1845 г: «Пришли в селение - Кану Галилейскую. Вошли в дом, где был Господь Иисус Христос на браке и воду в вино претворил: в том доме сделана церковь и сохраняется один, от трех сосудов; живет при ней священник православный. Церковь весьма бедна. Жители в селе все - христиане православного исповедания». Архимандрит Антонин (Капустин) 6 ноября 1880 г. от­метил в своем дневнике наличием этой церкви русских икон и колокола: «В убогой церкви есть и рус­ские иконы, а над входными дверями висит пудовый колокол».

В 1885 г. эта древняя цер­ковь была заново перестрое­на на средства Императорского Православного Палестинского Общества и в таком виде стоит и поныне. Примечательно, что коло­кольня над центральным входом выполнена в виде двух увенчан­ных пологими византийскими ку­полами стройных башенок, сим­волизирующих собою евангель­ского жениха и невесту. Храм был освящен по требованию местной православной общины в честь святого великомученика Георгия Победоносца 20 октября 1885 г.

В 1994 г. восстановительные работы в храме были проведе­ны архимандритом Феофилом (Яннопулосом), который с 1991 по 1996 г. был настоятелем этого мо­настыря, а в настоящее время явля­ется Патриархом Иерусалимским.

В монастырском дворике у центрального входа можно уви­деть русские иконы преподобного Сергия Радонежского и святой пра­ведной Елисаветы в честь покро­вителей, почётных Председателей ИППО: великого князя Сергея Александровича и святой муче­ницы великой княгини Елизаветы Фёдоровны. В церкви, по правую сторону от входа, находится части­ца мощей апостола Симона Зилота, и камень с места его мученической кончины в Абхазии. В храме с пре­красными современными роспися­ми в византийском стиле, можно также поклониться иконам святых апостолов Варфоломея и Симона Зилота. На западной стене хра­ма находится уникальная древняя икона-карта Святой Земли.

Присутствие Богоматери на бра­ке в Кане Галилейской и Ее предстательство в чуде, увековечено замечательной росписью в алтар­ной апсиде, копией греческой ико­ны с названием «Платитера тон уранон» - «Ширшая небес». Икона является богословской парафразой на молит­ву царя Соломона, произнесенной им при освящении ветхозаветного Храма: «Небо и небо небес не вме­щают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (ЗЦар.8:27). Пречистая Дева Мария в бого­служебных текстах и церковных молитвах, часто называется «хра­мом одушевленным, вместилищем Божества» или «небес ширшая», поскольку, послужив великой тайне воплощения Сына Божия, удостои­лась вместить в Себя Того, Которого «небеса небес» не вмещают.

Главной святыней храма яв­ляются два каменных сосуда, по мнению исследователей, - двухты­сячелетней давности, изготовлен­ных из цельного камня местного известняка, и принадлежавшие, по преданию, семье Евангельских новобрачных. Один из них силь­но поврежден, другой совершенно целый. Изготовление таких ри­туальных сосудов было занятием трудоемким и дорогостоящим, но они, в отличие от пористых гли­няных кувшинов, не становились ритуально нечистыми, поэтому соответствовали библейским тре­бованиям. В те времена большин­ство народов изготавливали кухон­ную утварь, в основном, из глины. Каменной кухонной посудой из-за ее ритуальных особенностей поль­зовались главным образом, изра­ильтяне.

Примечательно, что в 2016 г. группа израильских археологов из Ариэльского университета обна­ружила в пещере, в окрестностях Назарета, уникальную древнюю мастерскую по изготовлению ка­менной посуды. Эта мастерская более чем 2000-летней давно­сти, стала настоящим научным открытием, поскольку является первой такой находкой на терри­тории Израиля и расположена со­всем рядом с евангельской Каной Галилейской. В этой древней мастерской найдено множество заго­товок каменной посуды в разных стадиях производства.

В храме проводятся торже­ственные бракосочетания, и мно­гие паломнические пары сподо­бляются принять здесь таинство Венчания, таинство христианской любви и веры. Здесь паломники особенно усердно молятся о бла­гополучии семейной жизни, пре­терпевающей в наше время нема­лые трудности. На территории мо­настыря существует возможность приобретения благословенного вина, в память о первом чуде, со­вершенном здесь Спасителем.

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Окрестности города Магдалы в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими», а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими». Здесь Иисус Христос исцелил святую Ма­рию Магдалину.
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме