Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Кана Галилейская (араб. Kafr Каnа или Kfar Каnа, евр. Kafr Каnа) - небольшой арабский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию (евр. Тверию), почитается как место, где Христос во время земного служения сотворил первое из Своих чудес, претворив воду в вино. В современной Кане проживает смешанное арабское население, мусульмане и христиане, всего около 18 000. Христиане составляют около 17% его жителей, из которых большинство являются православными.
Город с названием Кана встречается в египетских источниках, начиная со времен Рамзеса II (1290- 1224 гг. до Р.Х.). Упоминается также в Священном Писании Ветхого Завета, но относится к местности, принадлежащей колену Асира и расположенной недалеко от библейских городов Сидона и Тира (Нав. 19:28) на берегу Средиземного моря (Ливан).
Город Кана в Галилее упомянут в ранних иудейских источниках. О нем писал еврейский историк Иосиф Флавий, рассказывая, как он в течение первого еврейского восстания против Рима (66-70 гг. н.э.) останавливался на некоторое время «в деревне Галилейской, называемой Кана». Через Кану в те времена проходила римская дорога, соединяющая Сепфорис с Тиверией. После разрушения римлянами Иерусалимского храма в 70 г. в «Кане» поселилась священническая семья Элиашиба (одна из 24 семей) упомянутая в первой книге Паралипоменон 24:12. Свидетельствуют об этом документы, найденные при раскопках древней синагоги в Кесарии Палестинской. Кана упоминается в Иерусалимском Талмуде (Terumot.46b) как деревня, откуда был родом разбойник Эли.
Археологические раскопки показали, что в первом веке нашей эры в Кане Галилейской существовало еврейское поселение. Во время еврейско-римской войны город был укреплен. Еврейское присутствие в Кане существовавшее с конца эпохи Второго Храма и продолжалось вплоть до XVI в. после Р.Х. В византийский период в Кане существовала большая христианская община. Также в период мамлюков (1291-1516 гг.) большинство жителей Кафр-Каны были христианами, хотя все еще продолжала существовать в ней еврейская община.
Кана упоминается в Евангелии как место, где Иисус Христос совершил чудо претворения воды в вино (Ин 2:1-11), исцелил сына «царедворца» (Ин.4:46-54) и как место рождения апостола Варфоломея (арам, «bar talmai» - «сын Фалмая» или «сын Толомея») (Ин.21:2), который, по мнению библеистов, отождествляется с Нафанаилом (евр. «Natanel» - «Дар Божий»).
Евангельские события
Господь Иисус Христос благоволил присутствовать в Кане Галилейской на брачном торжестве и «Матерь Иисуса была там» (Ин.2:1). Это бракосочетание Господь освятил Своим присутствием и совершением первого из Своих чудес, что понимается святоотеческой традицией как благословение брачного союза.
На третий день после встречи с Нафанаилом Иисус Христос, будучи приглашенным на брак в Кану пришел с первыми учениками. При толковании этих слов Евангелий святые Отцы отмечают, что третий день от начала поста был днем заключения Завета израильского народа с Богом на горе Синай, поэтому для людей того времени эти слова означали «в день Завета». Третий день был ознаменован появлением над горой Синай густого облака, сопровождаемого громом, молниями и клубами дыма (Исх. 19:16). Символически день сотворения первого чуда, первый день проявления мессианской славы Христа, был предзнаменованием Завета Нового: «Пойдем и возвратимся к Господу! ибо Он... оживит нас через два дня, в третий день восставит нас, и мы будем жить перед лицем Его»<(Ос.6:1-2).
Во время брачного пира, к великому огорчению хозяев, кончилось вино и нечем было угощать собравшихся. К законам гостеприимства на всем древнем Ближнем Востоке относились с большой ответственностью. Матерь Божия, являя первый пример ходатайства и заступничества за людей перед Своим Божественным Сыном, сказала: «Вина нет у них». Иисус Христос ответил: «Еще не пришел час Мой», - но, видя всецелое упование Богородицы на всемогущество Божественного Сына и из почтения к Ней, ускорил час явления Своей славы. Он повелел слугам налить воды в шесть больших каменных сосудов, предназначенных для ритуальных омовений, а затем, почерпнув из них, отнести к распорядителю пира. По иудейскому обычаю, при трапезе полагалось мыть руки и посуду (ср. Мф.15:2, 23:25).
Слуги в точности исполнили повеление «и наполнили их до верха». Когда распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, то, поразившись его вкусом, сказал жениху: «Хорошее вино всегда подают сначала, а ты сберег его до сих пор...» (Ин.2:10). Он сказал так потому, что, в отличие от слуг, не знал еще о чудесном претворении воды в вино. Знали об этом только слуги, черпавшие воду. «Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его» (Ин.2:1-11).
Имена супружеских пар в Евангелии не упоминаются. Женихом на свадьбе, по одному из преданий, был апостол Симон Зилот (Лк.6:15), что в переводе с греческого означает «ревнитель закона» (греч. ревнитель). Согласно преданию, он был сыном святого Иосифа Обручника от его первого брака. Узрев чудо, совершённое Господом на своей свадьбе в Кане, он уверовал в Него и последовал за Спасителем, как говорится в его житии «уневестив душу свою Жениху бессмертному». Симон стал одним из двенадцати Апостолов, ближайших учеников Христа.
Некоторые исследователи интерпретируют нехватку вина на свадьбе как символ духовной сухости древнего иудаизма. Вино было библейским символом Божьей щедрости и духовной радости. Лоза виноградная - один из даров Божиих. «Вино веселит сердце человека», - говорит псалмопевец Давид (Пс.103:15). А изобилие и качество вина после совершения Христом чуда, послужило символом изобилия благодатных даров Святого Духа в Новозаветной Церкви. Вода в иудейской традиции символизировала очищение. Иисус Христос заменил ее чистым вином, символом Его пречистой крови, которая смыла наши грехи.
Проявление власти Христа над природой началось не с устрашающих знамений, а за праздничным столом, под звуки свадебных песен. Брак в Кане, как образ мессианского пира (Ис.54:4-8; 62:4- 5), знаменовал наступление мессианской эры (Мф.8:11; 22:1-14; Лк.22:16-18). Аллегория жениха и невесты символизирует духовный союз Христа с Его Церковью, которой Он дарует «новое вино» (Мф.9:17). Это «новое вино» стало духовным символом Нового Завета. Завет, записанный на каменных скрижалях, уступает место Завету Новому, написанному на скрижалях сердца, ритуальное очищение преображается в радость Духа Святого, наполняющего человека духовным веселием и радостью.
Свое первое чудо Иисус Христос совершил по ходатайству Своей Пречистой Матери как молитвенной предстательницы за род человеческий. Господь установил таинство брака, вознося его на высоту служения Богу как «малой церкви», и освятил его не только Своим присутствием, но и первым чудом.
Примечательно, что свт. Епифаний Кипрский (IV в.) сообщал о ежегодном чуде претворения воды в вино в христианском храме, построенном на месте языческого святилища Диониса в городе Гераса (Джераш, Иордания). В день памяти чуда в Кане Галилейской, совпадающим с праздником Преображения Господня, вода в фонтане атриума превращалась в вино.
В другой раз, находясь в Кане Галилейской, Христос сотворил еще одно чудо. Заочно, на расстоянии, силою Своего Слова Он исцелил умирающего сына капернаумского царедворца, который был видимо важным чиновником Ирода Антилы. Христос сказал умолявшему Его отцу: «Пойди, сын твой здоров!» Царедворец поверил Господу и по дороге домой, узнал от своих слуг, что его сын выздоровел в тот момент, когда Христос произнёс эти слова. После этого царедворец уверовал в Иисуса Христа, а с ним и весь дом его (Ин.4:46-53).
История места
На право именоваться евангельской Каной претендуют также руины разрушенной деревни с названим Хирбет Кана (Khirbet Каnа) расположенной на северной окраине долины Асохис (араб. Sal-el-Battauf). Однако проведенные там археологические раскопки обнаружили только остатки небольшой деревни, гробницы и колумбарий. Руин византийского храма археологи не нашли, что свидетельствует об отсутствии связанной с этим местом христианской традиции. |
Христианские паломники посещали евангельскую Кану с древних времен. Они останавливались в Кане по пути в Назарет, и им показывали резервуары - сосуды для воды, которые называли «гидриа», в которых вода была претворена в вино.
Евсевий Кесарийский упоминает о двух городах с названием Кана: один - «до Сидона великого, ( жребия Асирова», другой - там, где Господь совершил Свои чудеса. Блаженный Иероним Стридонский (342-420 гг.), проведший последние годы своей жизни в монастыре в Вифлееме, писал, что Кану можно было видеть из Назарета, что можно наблюдать и в наше время. О паломничестве в Кану, расположенную рядом с Назаретом, писала в 383 г. блаженная Павла к римской матроне Маркелле. Неизвестный по имени паломник из Пьяченцы, посетивший это место около 570 г., писал: «Покинув Сефорис, через три мили мы добрались до Канны, где Господь посетил свадьбу; мы сели на те же скамьи, и я, недостойный, написал на них имена родителей моих... из этих водоносов там остались два...».
Посетивший Кану в 726 г. при мусульманском владычестве св. Виллибальд сообщил о большой древней церкви, стоящей на месте евангельского чуда, а английский паломник Зевульф, посетивший Кану в 1102 г., упоминал о существовании монастыря, называемого Архитриклин в память о греческом названии евангельского распорядителя пира.
Русский игумен Даниил, посетивший Кану в 1106 г., писал: «От села Исавова до Каны Галилейской полторы версты. Находится она на людном пути, здесь Христос превратил воду в вино. Тут мы встретились с большим отрядом (крестоносцев), идущим в Акру, пристали к нему с большой радостью и пошли с ним в Акру».
В наше время в Кане Галилейской находятся три христианских храма: православный в честь св. вмч. Георгия Победоносца, католический, посвящённый браку и чуду в Кане и греко-католическая церковь св. Апостола Варфоломея (Нафанаила), уроженца Каны, построенная в 1885 г.
Греческая православная церковь
По преданию, этот небольшой храм построен на месте дома апостола Симона Кананита, на свадьбе которого согласно традиции Иисус Христос сотворил первое чудо. В 1566 г. Иерусалимская Патриархия приобрела здесь участок земли и на остатках более древних храмов и руинах церкви крестоносцев построила небольшой храм. От этих древних построек на территории храма сохранились ступени входа, основания колонн и две небольшие капители предположительно XIV в., украшенные крупными листьями аканфа с небольшими условными волютами.
Время сооружения одной из церквей на этом месте археологи определили благодаря найденным в ее основании 17 талерам 1556 г. (Bagatti. 2001. Р. 43). Талер представлял собой крупную серебряную монету, которая в XVI-XIX веках играла важную роль в денежном обращении Европы и в международной торговле. От храма XVI в. сохранилась лишь одна капитель, украшенная с обеих сторон декоративными вазонами с ребристой, канеллированной поверхностью.
Древний греческий храм в Кане посещал русский инок Парфений, совершивший паломничество в Святую Землю в 1845 г: «Пришли в селение - Кану Галилейскую. Вошли в дом, где был Господь Иисус Христос на браке и воду в вино претворил: в том доме сделана церковь и сохраняется один, от трех сосудов; живет при ней священник православный. Церковь весьма бедна. Жители в селе все - христиане православного исповедания». Архимандрит Антонин (Капустин) 6 ноября 1880 г. отметил в своем дневнике наличием этой церкви русских икон и колокола: «В убогой церкви есть и русские иконы, а над входными дверями висит пудовый колокол».
В 1885 г. эта древняя церковь была заново перестроена на средства Императорского Православного Палестинского Общества и в таком виде стоит и поныне. Примечательно, что колокольня над центральным входом выполнена в виде двух увенчанных пологими византийскими куполами стройных башенок, символизирующих собою евангельского жениха и невесту. Храм был освящен по требованию местной православной общины в честь святого великомученика Георгия Победоносца 20 октября 1885 г.
В 1994 г. восстановительные работы в храме были проведены архимандритом Феофилом (Яннопулосом), который с 1991 по 1996 г. был настоятелем этого монастыря, а в настоящее время является Патриархом Иерусалимским.
В монастырском дворике у центрального входа можно увидеть русские иконы преподобного Сергия Радонежского и святой праведной Елисаветы в честь покровителей, почётных Председателей ИППО: великого князя Сергея Александровича и святой мученицы великой княгини Елизаветы Фёдоровны. В церкви, по правую сторону от входа, находится частица мощей апостола Симона Зилота, и камень с места его мученической кончины в Абхазии. В храме с прекрасными современными росписями в византийском стиле, можно также поклониться иконам святых апостолов Варфоломея и Симона Зилота. На западной стене храма находится уникальная древняя икона-карта Святой Земли.
Присутствие Богоматери на браке в Кане Галилейской и Ее предстательство в чуде, увековечено замечательной росписью в алтарной апсиде, копией греческой иконы с названием «Платитера тон уранон» - «Ширшая небес». Икона является богословской парафразой на молитву царя Соломона, произнесенной им при освящении ветхозаветного Храма: «Небо и небо небес не вмещают Тебя, тем менее сей храм, который я построил» (ЗЦар.8:27). Пречистая Дева Мария в богослужебных текстах и церковных молитвах, часто называется «храмом одушевленным, вместилищем Божества» или «небес ширшая», поскольку, послужив великой тайне воплощения Сына Божия, удостоилась вместить в Себя Того, Которого «небеса небес» не вмещают.
Главной святыней храма являются два каменных сосуда, по мнению исследователей, - двухтысячелетней давности, изготовленных из цельного камня местного известняка, и принадлежавшие, по преданию, семье Евангельских новобрачных. Один из них сильно поврежден, другой совершенно целый. Изготовление таких ритуальных сосудов было занятием трудоемким и дорогостоящим, но они, в отличие от пористых глиняных кувшинов, не становились ритуально нечистыми, поэтому соответствовали библейским требованиям. В те времена большинство народов изготавливали кухонную утварь, в основном, из глины. Каменной кухонной посудой из-за ее ритуальных особенностей пользовались главным образом, израильтяне.
Примечательно, что в 2016 г. группа израильских археологов из Ариэльского университета обнаружила в пещере, в окрестностях Назарета, уникальную древнюю мастерскую по изготовлению каменной посуды. Эта мастерская более чем 2000-летней давности, стала настоящим научным открытием, поскольку является первой такой находкой на территории Израиля и расположена совсем рядом с евангельской Каной Галилейской. В этой древней мастерской найдено множество заготовок каменной посуды в разных стадиях производства.
В храме проводятся торжественные бракосочетания, и многие паломнические пары сподобляются принять здесь таинство Венчания, таинство христианской любви и веры. Здесь паломники особенно усердно молятся о благополучии семейной жизни, претерпевающей в наше время немалые трудности. На территории монастыря существует возможность приобретения благословенного вина, в память о первом чуде, совершенном здесь Спасителем.Похожие записи