Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Город Лидда (евр. «Lod», араб. al-Lid, греч. Lydda) расположен в прибрежной равнине, на расстоянии около 20 км к юго-востоку от Тель-Авива и в 50 км от Иерусалима. С древних времен город славится храмом с гробницей святого великомученика Георгия Победоносца. В настоящее время в городе проживает около 72 тысяч жителей, из которых 70% составляют евреи, 25% - арабы-мусульмане и 1,1% - христиане. Большинство христиан Лидды исповедует православие.
Проезд в город: с шоссе №1 Иерусалим - Тель-Авив нужно свернуть на шоссе № 40 по указателю Lod. Храм Георгия Победоносца расположен в старой (центральной) части города, неподалеку от автобусной станции. Рядом с Лиддой расположен главный аэропорт Израиля, названный в честь первого премьер- министра страны Давида Бен-Гуриона, и крупный авиационный завод. После раздела земли Ханаана при Иисусе Навине Лидда первоначально принадлежала уделу колена Вениамина, позднее отошли к колену Дана. За свою продолжительную историю город имел несколько названий: Лод, Диосполис (город Зевса) в эллинистически и римский периоды, Георгиополис (город Георгия) - в византийский период и Сент Джордж де Лидда - при крестоносцах.
История города
Первое упоминание о городе обнаружено в списке ханаанских городов в Карнаке в Египте, завоеванных фараоном Тутмосом III в 1465 г. до Р.Х. Согласно Священному Писанию, город был построен Шемером, сыном Елпаала из колена Вениамина (1Пар.8:12), возможно в VII в. при царе Иосии. Некоторые из его жителей были взяты в Вавилонский плен, возвратились из него в числе 725 человек (1Ездр.2:33) и заново отстроили город (Неем. 11:35). С этого времени вплоть до времен Маккавеев город входил в состав Самарии (Шак. 11:34).
В эллинистический период Лидда находилась за пределами границ Иудеи, но позже, при Маккавеях в 145 г. до Р.Х., царь Сирии Дмитрий Сотер отдал ее Иудее под власть Ионафана (Шак. 11:34). Маккавеи удерживали Лидду до прихода в Иудею Помпея, а Юлий Цезарь в 48 г. до Р.Х. отдал город евреям. Римский правитель Сирии Кассий в 43 г. продал жителей Лидды в рабство за неуплату налогов, но через два года они были отпущены на свободу. В период между первой Иудейской войной и восстанием Бар-Кохбы Лод переживал особый расцвет, был крупным центром торговли, ремесел и иудейской учености. Здесь заседал так называемый малый Синедрион, проживали ученые раввины.
Апостольские времена
Жители Лидды, посещая Иерусалим в дни ветхозаветных праздников, имели возможность встретить на этих праздниках Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин Святой Земли в иудейской среде. Согласно христианскому преданию, первым епископом Лидды был один из 70 апостолов по имени Зина, ученик и соработник апостола Павла, упоминаемый в его послании к Титу (3:13). Предполагается, что он был иудейским законоучителем, поскольку апостол Павел называет его законником. Сохранилось предание, что первую церковь в Лидде построил Иосиф Аримафейский. Древнейшим источником, где изложено это предание, является грузинский манускрипт X в., найденный на Афоне, который является переводом с более древнего сирийского списка.
Исцеление Энея
Апостол Петр, посещая в своем апостольском служении первые иудео-христианские общины, которые пребывали «в страхе Господнем; и, при утешении от Святого Духа, умножались» (Деян.9:31), пришел «к святым, живущим в Лидде...» — т.е. христианам города Лидды, освященным благодатью Божией. Здесь он исцелил именем Иисуса Христа расслабленного человека по имени Эней (греч. Aeneas), восемь лет пролежавшего в постели: «Петр сказал ему: Эней исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал» (Деян.9:34). Исцеление Энея было знаменательным доказательством силы имени Господа, наподобие исцеления хромого у ворот Иерусалимского Храма, называемых Красными, (Деян.З:1-11) и послужило к тому, что жители Лидды и Саронской долины уверовали в Спасителя (Деян.9:35).
Лиддская чудотворная икона Божией Матери
Эта икона считается первой явленной иконой Божией Матери христианского мира. По преданию святые Апостолы Петр и Иоанн Богослов, проявляя заботу об устройстве церкви в Лидде, придя в Иерусалим, попросили Божию Матерь посетить и Своим присутствием благословить церковь. Пречистая Дева в ответ им сказала: «Идите с миром, там и Я с вами буду». Придя в храм, Апостолы на одном из его внутренних столпов обнаружили нерукотворный образ Пресвятой Богородицы и прославили могущество Бога. На образе лик и одеяние Богородицы были выполнены с неподражаемым искусством и точностью. Затем и Она Сама посетила Лиддский храм и даровала Своей иконе особую благодать и силу.
Прошло триста лет, и во время правления императора Юлиана Отступника (361-363 гг.) в Лидде совершилось новое чудо. Отпавший от христианской веры римский император Юлиан, вошедший в историю под именем Юлиан Отступник, послал каменотесов для уничтожения чудотворного образа. Несмотря на их усилия, изображение лишь глубже врезалась внутрь столба. Слава о благодатном образе распространилась по всему христианскому миру, и в Лидду стали стекаться паломники для поклонения нерукотворному образу Богородицы.
В VIII в. святой Герман, будущий Патриарх Константинопольский, проезжая через Лидду, заказал список с Лиддской иконы, который в период иконоборчества был отправлен по морю в Рим, где также прославился чудотворениями. После восстановления в Византии иконопочитания икона вернулась в Константинополь и была обретена императрицей Феодорой. Эти события послужили второму названию иконы - Римская.
Об обеих Лиддских иконах писали три восточных Патриарха (Иерусалимский, Антиохийский и Александрийский) в послании к императору Феофилу (829-842 гг.). Об этом послании упоминает император Константин Багрянородный (912-959 гг.) в историческом слове о нерукотворном образе Спасителя в Эдессе. Лиддская икона относится к иконописному типу «Одигитрия». Празднование Лиддской иконе совершается 12/25 марта (I в.) и 26 июня/9 июля (VIII в.).
В первые века нашей эры в Лидде вспыхивали гражданские войны и восстания евреев против римлян. В период между первой Иудейской войной и восстанием Бар-Кохбы город был крупным центром торговли, ремесел и иудейской учености. Еврейские источники указывают, что иудейские законоучители имели контакт с христианскими общинами города. Исторические обстоятельства, в которых жили евреи - первые христиане Лиды, — были сложными в силу иудейского противостояния, а также из-за неучастия их в восстании Бар-Кохбы, поскольку они не могли признать его Мессией. Согласно свидетельству Иустина Философа, многие евреи христиане приняли тогда мученическую кончину, но их имена не дошли до нас.
По свидетельству Иосифа Флавия, в начале первой Иудейской войны (66-71 гг.) римский проконсул Сирии Цестий Галл сжег город на своем пути к Иерусалиму в 66 г., а в 68 г. город был взят императором Веспасианом. В 200 г. римский император Септимий Север присвоил городу статус полиса и назвал Диосполисом. Жители города приняли участие в восстании против императора Галла в 351 г. и были жестоко наказаны после подавления восстания.
Византийский период
В Византийский период Лидда была большим и богатым городом с преимущественно христианским населением. Благодаря находившейся здесь гробнице св. великомученика Георгия Победоносца, город превратился в важное место христианского паломничества. В этот период Лидда являлась частью Палестины Прима и была центром епархии.
На византийской мозаичной карте в городе Мадаба (Медева), созданной в VI в. на основе древних путевых карт, отчетливо видно, какой была Лидда в это период: город с улицей украшенной колоннами, по обеим сторонам которой располагались две базилики. Перед грандиозным главным храмом с красной крышей, который, предположительно, служил кафедральным собором, находилась полукруглая площадь с колоннадой. Одна из церквей была посвящена св. вмч. Георгию Победоносцу, а другая, видимо, служила напоминанием о чуде исцеления апостолом Петром расслабленного Энея (Деян.9:32- 35). Греческая надпись на этой карте сочетает три названия города: Лод, Лидеа и Диосполис.
Самым известным епископом города византийского периода был Аэтий (Аэций), который участвовал в первом Вселенском Соборе в 325 г. в Никее и был другом епископа и знаменитого церковного историка Евсевия Кесарийского. После смерти Аэтия Лиддским епископом был избран Максим, один из самых ревностных противников арианства, исповедник веры, лишившийся одного глаза и хромавший на одну ногу, обожженную во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане. После смерти Макария Максим стал епископом Иерусалимским. Другим известным епископом Лидды был Дионисий, который принимал участие во втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 г. и был известен как верный друг блаженного Иеронима Стридонского. Во время преследований Диоклетиана в Лидде был арестован диакон Ромул и, оставшись верным Христу, принял мученическую кончину в 305 г. в Кесарии Приморской. Из знатной семьи города Лидды происходили родом мученики Евнапий и Андрей. Первоначально они подвизались в Сирийском монастыре (Esh-Sham), а затем отправились в Египет, где один из них был избран епископом, а другой стал священником. При императоре Юлиане Отступнике они подверглись пыткам и приняли мученическую кончину за Христа.
В конце IV в. блаженный Иероним Стридонский в своих ученых трудах пользовался знаниями одного раввина в Лидде. В предисловии его перевода книги Иова сохранилась запись: «Для понимания этой книги я пользовался советами одного ученого раввина из Лидды, который у иудеев считается первым, и был вознагражден мною немалыми деньгами».
В 415 г. в Лидде заседал Поместный собор, состоявший из четырнадцати епископов и созванный архиепископом Кесарийским для осуждения ереси Пелагия. Окончательное подтверждение осуждения ереси пелагианства, после долгих споров, произошло на III Вселенском соборе в Эфесе в 431 г. Пелагианская ересь была одной из самых влиятельных ересей латинского Запада и касалась учения Церкви о соотношении благодати и свободной воли в деле спасения человека. Эта ересь оказала существенное влияние на богословие западного христианства, как в католической, так и в протестантской традиции. Во время заседаний собора в Лидде было получено известие об обретении около Елевферополя нетленных мощей св. Первомученика архидиакона Стефана, а также святых праведных Никодима - тайного ученика Иисуса Христа, Гамалиила - учителя апостола Павла, обращенного им в христианскую веру, и его сына Авива.
После арабских завоеваний в 636 г. город был переименован в «аль—Лудд» и служил центром управления Палестинской провинции. В этот период знаменитым епископом Лидды был Евстафий, ученик преподобного Стефана Саваита, бывший настоятель монастыря «Castellion» возле Лавры Святого Савы Освященного. В начале VIII в. город был разрушен Сулейманом, сыном халифа Абд аль-Малика ибн Марвана.
В 1099-1191 гг. Лидда стала одним из центров сеньории Рамла государства крестоносцев, которые вернули городу христианское название «St. George de Lydda», т.е. город Святого Георгия. В 1192 г. в Лидде был заключен мирный договор между предводителем крестоносцев - королем Англии Ричардом Львиное Сердце и султаном Саладином (Салах-ад- Дином). В XX в. город пострадал от двух землетрясений (1911 г., 1927 г.) и двух войн (1917 г.,1948 г.). В 1948 г. Лидда была присоединена к Израилю, после чего большинство арабских жителей покинуло ее, а город стали заселять евреи-репатрианты.
Храм в честь св. великомученика Георгия Победоносца
Согласно местному преданию и некоторым древним источникам, в Лидде прошло детство и юношеские годы святого великомученика Георгия Победоносца, а после его мученической кончины его мать перенесла в Палестину святые мощи сына и похоронила в родном имении в городе Лидда. Храм великомученика Георгия Победоносца в Лидде находится в юрисдикции Иерусалимской Православной Церкви. Этот храм на протяжении нескольких столетий был одним из самых почитаемых на христианском Востоке. Согласно календарю Иерусалимской Церкви, ежегодный праздник отмечался здесь 3 ноября как память о дне освящения церкви и перенесении мощей св. великомученика.
Первая большая базилика на месте погребения вмч. Георгия Победоносца в Лидде была построена в VI в. византийским императором Юстинианом I, предположительно, на фундаменте более раннего храма. Сам храм был построен в виде величественной базилики с тремя нефами и тремя апсидами. От византийского храма сохранилась часть северной стены и часть северной апсиды, а также две пары колонн из белого мрамора с коринфскими капителями. Части византийских строений в настоящее время находятся в расположенной рядом мусульманской мечети. На одной из них сохранилась греческая надпись. В византийский период здесь существовал целый комплекс монастырских построек. Древнейшее письменное упоминание о церкви св. Георгия встречается в записях паломника Феодосия «О местоположении Святой земли» (ок. 530 г.). По свидетельству паломника из города Пьяченцы (570 г.), от мощей великомученика происходили в то время многочисленные чудеса. Позже паломники VII-IX вв. сообщали о хранящихся в храме реликвиях: мраморном столпе и колесе, на которых пытали святого великомученика.
Храм благополучно пережил нашествие персов 614 г., поскольку они не дошли до Лидды, и впервые был разрушен, несмотря на почитание вмч. Георгия мусульманами, в 1010 г. халифом Аль-Хакимом из династии Фатимидов, получившим от современников прозвище Безумный. Вскоре в том же XI в. храм был восстановлен византийским императором Константином ГХ Мономахом. Впоследствии знаменитый храм неоднократно разрушался в результате войн и землетрясений и отстраивался вновь. Крестоносны, заняв Лидду в 1099 г., застали храм разрушенным мусульманами. В XII в. крестоносцы восстановили церковь, однако точная дата постройки неизвестна. Примечательно, что, несмотря на то, что крестоносцы поставили в Лидде своего епископа, греческое духовенство продолжало служить в храме на протяжении всего периода его существования.
Византийский епископ Иоанн Фока, посетивший Лидду в 1185 г., сообщил, что верхняя плита гробницы великомученика Георгия находилась в алтаре под святым престолом. Однажды латинский епископ приказал поднять плиту, после чего был обнаружен под ней вход в пещеру с подлинной гробницей святого Георгия, однако открыть ее не удалось, т.к. оттуда вырвалось пламя огня и опалило посланных епископом слуг.
В 1191 г. Салах ад-Дином, султаном Египта и Сирии, церковь была частично разрушена и восстановлена английским королем Ричардом I Львиное Сердце. В нескольких километрах к северу от Лидди до сих пор сохранился мост через реку Дахер, построенный в 1273г. мамлюкским султаном Бейбарсом, строительным материалом которому послужили камни, взятые с храма св. Георгия. В 1442 г., при египетском султане Захире Сейф ад-Дине Чакмаке, во время очередного гонения на христиан церковь была разрушена, а северная часть построек была занята мусульманами и превращена в мечеть. В это же время был захвачен и разобран правый придел храма во имя св. апостола Иоанна Богослова.
В 1517 г. в храме, от которого уцелела алтарная часть и крипта, было возобновлено православное богослужение, а в 1837 г. храм пострадал от землетрясения. В 1870 г. после спора между греками и францисканскими монахами уцелевшие руины были признаны греческой собственностью.
Современный храм был восстановлен в 1871 г. во времена Османской империи. Пожертвования на восстановление храма были выделены российским Орденом Святого Георгия и правительством Россини по просьбе Иерусалимского Патриарха Кирилла II и по высочайшему повелению русского I императора Александра II. Новая восстановленная церковь была освящена 3 ноября 1872 г.0 В наше время, несмотря на вековые утраты и разрушения, храм производит впечатление своим величественным видом. В его состав вошла центральная и северная апсиды и некоторые колонны с коринфскими капителями храма крестоносцев, которые в сочетании с более поздней кладкой образуют единую композицию литургического пространства храма. На мраморной перемычке над входной дверью в храм выполнен великолепный мраморный барельеф, изображающий святого Георгия Победоносца поражающего дракона.
В настоящее время храм двухпрестольный. Центральный престол посвящен великомученику Георгию, левый приделу празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Алтарь храма обращен к востоку, а колокольня расположена на западной стороне, как и во всех греческих православных церквях. В некоторых местах храма частично сохранилась византийская кладка. Великолепная люстра с двуглавыми византийскими орлами, павлинами и голубями в сочетании с богато оформленным иконостасом и интерьером в целом производят незабываемое впечатление.
У входа, в центральной части северного придела храма, в деревянном киоте хранится железная цепь в память о страданиях прикованного цепями в темнице св. Георгия. Считается, что эти цепи чудесным образом исцеляют от душевных страстей, способствуют выздоровлению душевнобольных и одержимых бесами. В древности по великой вере в молитвенное заступничество великомученика Георгия Победоносца к этим цепям приковывали душевнобольных, оставляя их иногда даже на всю ночь, а на следующее утро забирали их из храма полностью исцеленными. Далее у колонны с коринфскими капителями времени крестоносцев в деревянном киоте с искусно вырезанным орнаментом находится почитаемая серебряная икона св. вмч. Георгия Победоносца. В другом деревянном киоте у южной стены храма находится выполненный также в серебре список с древней нерукотворной Лиддской иконы Божией Матери.
Рядом с Лиддской иконой Богородицы в деревянном киоте, у колонны с коринфскими капителями, установлена икона святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Согласно грузинскому преданию, святая равноапостольная Нина была двоюродной сестрой святого Георгия Победоносца по отцовской линии. Она особо почитала святого великомученика Георгия, ввела обычай праздновать день его колесования и завещала новообращённым грузинам особо почитать этого святого.
В алтаре храма хранится серебряный ковчег с частью мощей вмч. Георгия, а в центральном приделе храма, слева от царских врат, размещен серебряный ковчег с частицей мощей великомученика. Ковчег с мощами выносится священниками на поклонение паломникам. Другие реликвии, честная глава и меч, принадлежавший святому Георгию, хранятся под главным алтарем базилики Сан-Джорджио-ин-Велабро в Риме. Световое отверстие в полу центрального нефа позволяет проникать свету и любопытному взору паломников в нижнюю крипту. В эту крипту можно спуститься по двум параллельным лестницам, расположенным с северной и южной стороны храма. В центре крипты находится мраморный кенотаф с рельефным изображением вмч. Георгия. Каменный саркофаг великомученика, найденный в этой подземной крипте, был восстановлен и обложен мрамором в 1871 г., во времена Патриарха Иерусалимского Кирилла. На стене крипты прекрасная мозаика вмч. Георгия в византийском стиле.
Напротив храма, через дорогу, расположен небольшой греческий монастырь, построенный в 1893 г. Георгий Победоносец, согласно византийской агиографической традиции, родился в 275 г. в Каппадокии (область в Малой Азии). Отцом Святого был персидский воин Геронтий, который позже, благодаря сыну, уверовал во Христа, а матерью - благочестивая христианка по имени Полихрония. После кончины мужа Полихрония переселилась с сыном на свою родину в Палестину, в город Лидду, где у нее были богатые имения.
В юном возрасте Георгий поступил на воинскую службу и отличился в войне с персами в 296-297 гг., а несколько позже получил высокую воинскую должность «комита». Во время жестоких гонений на христиан он раздал имущество бедным и, представ перед императором Диоклетианом, придворными и военачальниками, исповедал Христа и обличил языческое заблуждение императора, за что претерпел многочисленные мучения. Св. Георгия Победоносца били палками, воловьими жилами, подвергали особой пытке, называемой колесованием, бросали в яму с негашеной известью, его принуждали бежать в раскалённых докрасна железных сапогах с торчащими внутрь острыми гвоздями.
Жена императора Диоклетиана, царица Александра, видя страдания Георгия и многократную чудесную помощь ему от Бога, уверовала во Христа и открыто исповедовала свою веру в Него. По повелениюмужа она вместе с Георгием приняла мученическую смерть за Христа в Никомидии в 303 г. Согласно историческим хроникам, супругу императора Диоклетиана звали Приска, а имя Александра она получила в крещении. Честные останки великомученика Георгия, согласно его завещанию, перенесла в Палестину и похоронила в родном имении в городе Лидда его мать Полихрония (по некоторым другим источникам его слуга).
Св. Георгий, как претерпевший особо тяжелые страдания за Христа, причислен к лику великомучеников, а как победитель в духовной брани именуется Победоносцем, как и за его чудодейственную помощь людям в опасности. Многочисленные чудеса св. Георгия послужили причиной почитания его покровителем воинов, земледельцев, пастухов, а также защитником путешественников. Крестоносцы, побывавшие в Лидде, прославляли его имя на Западе, рассказывая о том, что во время штурма Иерусалима в 1099 г. он участвовав в сражении, явившись в виде рыцаря с красным крестом на белом плаще. Святой Георгий Победоносец является небесным покровителем Англии, Грузии, Литвы, Греция Португалии, Бразилии и многая других стран. Святой Георгий - древний покровитель Москвы, поэтому он изображается на гербе и флаге города.
Святой Георгий (араб. Джим джис или аль-Хадр) - одна из главных фигур, не упоминающихся в Коране, но пользующихся особым почитанием среди мусульман. Житие святого было переведено на арабский язык уже в начале VIII в. Православная Церковь празднует память святого великомученика Георгия Победоносца 23 апреля /6 мая и 3/16 ноября.
Похожие записи