Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины
Неподалеку от евангельской Магдалы, на самом берегу Галилейского озера расположено подворье Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в честь святой мироносицы, равноапостольной Марии Магдалины. Это место, отстоящее на три километра от современной Тверии, часто называют Русским садом по причине имеющегося здесь большого грейпфрутового сада. Участок с несколькими радоновыми источниками утопает в зелени, а красота и богатство тропи ческих растений, их нежное благоухание приводят на память образы райского сада.
Окрестности города Магдалы, которые в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими» (Мф. 15:39), а в Евангелии от Марка - «пределами Далмануфскими» (Мк.8:10), часто посещал Господь со Своими учениками. Согласно местному преданию, здесь у одного из источников Господь Иисус Христос исцелил будущую мироносицу святую Марию Магдалину от семи греховных страстей (Мк. 16:9). Архимандрит Антонин (Капустин) в XIX в. приобрел участок с руинами древней Магдалы с намерением построить там приют для паломников, однако со временем участок был утерян по причине бюрократических проволочек, связанных с особенностями турецкого законодательства.
Впоследствии на окраинах евангельской Магдалы в 1908-1909 гг. начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Сенцов) (1903-1918 гг.), активно продолжавший труды архимандрита Антонина (Капустина) по расширению Русской Палестины, приобрел участок земли с несколькими минеральными источниками на самом берегу Галилейского озера. Сразу после покупки здесь был посажен апельсиновый сад, отчего весь участок стали звать «Магдальским садом». Вскоре возник небольшой дом для приема паломников, где могли находить приют русские богомольцы, совершавшие обычно свое «хождение» пешком.
В 1912 г. архимандрит Леонид обращался в Святейший Синод с просьбой разрешить ему постройку на этом месте храма, однако не успел заложить его основания, поскольку по распоряжению турецких властей уже в 1914 г. пришлось ему вместе со всем составом Миссии покинуть Палестину. После Октябрьской революции 1917 г. в России участок с садом сдавался в аренду, а в 40-е годы усердием прихожан был заново возделан Магдальский сад. В этот период в одном из домиков, в простой глиняной хижине, была устроена часовня в саду, в которой изредка служились молебны. Белая хижина, увенчанная крестом, сохранилась на фотографии 50-х годов. Об этой часовне упоминает в своем Иерусалимском Дневнике архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский) первоначально член, а с 1956 г. начальник РДМ в Иерусалиме. Современный храм в честь святой мироносицы Марии Магдалины был построен в 1962 г. в тяжелые для Русской Церкви хрущевские времена стараниями Начальника РДМ в Иерусалиме архимандрита Варфоломея (Гондаровского) (1961-1963 гг.). Небольшой по размерам храм с покатой двусторонней крышей и четырехгранной колокольней сложен из местного камня.
Среди сестер Горненского монастыря из уст в уста передается предание, что сама св. мироносица Мария Магдалина явилась тогда одной из сестер монастыря с повелением построить храм на месте ее родины. Действительно, нет другого объяснения постройке храма во время массированной антицерковной компании, объявленной Н.С. Хрущевым в 1958-1964 гг. Именно в 1961 г. сам Никита Хрущев обещал «показать вскоре по телевизору последнего попа».
В 1997 г. в храме был проведен капитальный ремонт, установлена новая крыша, новый деревянный резной иконостас привезен из Софрино. В иконостасе кроме иконы св. Марии Магдалины можно увидеть русских святых: святителя Феофана Затворника и святую преподобномученицу великую княгиню Елисавету Федоровну, судьбы которых тесными узами связана со Святой Землей. Новые росписи с изображениями евангельских сюжетов, произошедших у Галилейского озера, были выполнены известным московским художником Ярославом Добрыниным в том же 1997 г.
В июне 1997 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II заложил здесь первый камень для будущего «Дома паломника», построенного впоследствии к празднованию 2000-летия Рождества Христова. Небольшое здание с трапезной для приема паломников было построено стараниями Начальника РДМ в Иерусалиме архимандрита Феодосия (Васнева) (1993-2002 гг.) и действует по сегодняшний день. В Магдале сестры Горненского монастыря несут разные послушания: по приему паломников, уходу за садом, источниками, в трапезной, где радушно угощают всех знаменитой «Петровской рыбкой» в духе евангельской любви - царицы всех христианских добродетелей.
В наше время на территории участка был отремонтирован святой источник в честь св. Марии Магдалины. Он имеет высокое ограждение из черного базальта, предположительно, времен крестоносцев. Основная каменная кладка источника сохранилась со времени римского владычества. По местному преданию, у этого источника Господь исцелил св. Марию Магдалину, будущую мироносицу, от семи греховных страстей (Лк.8:2; Мк.16:9). Рядом с источником установлен большой киот с керамической иконой св. Марии Магдалины работы художницы-иконописицы Марины Григорян. Икона выполнена редкой техникой «майолики», благодаря чему краска на иконе не выгорает на солнце и не смывается дождевой водой. Технология изготовления таких икон состоит в том, что готовые расписанные глиняные плитки обжигаются в муфельной печи, после чего глина приобретает красный оттенок черепичного цвета. Обработанные таким образом плитки расписываются глазурью и обжигаются в печи при высокой температуре, после чего глазурь заплавляется наподобие стекла. В завершение все плитки монтируются в одно целое. Ближе к берегу озера находится другой святой источник, который называют «глазным», т.к. после омовения в нем произошло несколько случаев исцеления именно органов зрения.
Святая равноапостольная Мария Магдалина была одной из Жен-мироносиц и ревностной последовательницей Иисуса Христа. Она, исцеленная Спасителем от тяжких душевных недугов, вместе с другими Женами-мироносицами следовала за Христом, когда Он с Апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи, проповедуя Царствие Божие. Она сохранила верность Божественному Учителю не только в дни Его земной славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания . Отдавая дань уважения ее преданности и самоотверженному служению Господу, Евангелисты упоминают ее первой среди других Жен-мироносиц.
В западной культуре укоренилось мнение, что св. Мария Магдалина была прежде грешницей, однако евангельский текст и восточная святоотеческая традиция не дают никаких оснований для такого утверждения. Ее имя традиционно расшифровывается как Мария «уроженка города Магдалы». В Евангелии несколько раз упоминается о ней: «После сего Он проходил по городам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Мария, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим (Лк.8:1-3; Мк. 15:40- 41; Мф.27:56; Мф.28:1; Ин.20:11- 18 и др). Эти благочестивые жены, исцеленные Иисусом Христом от тяжких душевных и телесных недугов, располагая достатком имущественных средств, оказывали посильную помощь не только Спасителю и Апостолам, когда Он ходил по городам и весям Галилеи, «не имея где главу приклонить», но и другим нуждающимся.
Мария Магдалина была одной из святых евангельских жен, которые бесстрашно стояли у подножия Креста Голгофы вместе с Богородицей и апостолом Иоанном Богословом (Мк. 15:40-41). Она была свидетельницей погребения Спасителя, когда св. прав. Иосиф Аримафейский с Никодимом полагали во гробе Его бездыханное тело (Мф.27:61; Мк.15:47). На рассвете первого дня недели, соблюдая закон, в котором была воспитана, не нарушая субботнего покоя, она одна пришла оплакивать Спасителя, когда Он явился ей Воскресшим (Мк.16:9; Ин.20:1- 10). Ее преданность Иисусу Христу при Его жизни и верность пред лицем Его Смерти родилась из глубокого чувства благодарности за то, что Он освободил ее из оков страстей (Лк.8:2; Мк.16:9). Именно за свою великую преданность и жертвенную любовь к Божественному Учителю она сподобилась первой увидеть Его Воскресшим. Потом вместе с другими Женами-мироносицам вернулась ко Гробу, чтобы по еврейскому обычаю еще раз излить на Его тело благовония (Лк.23: 56). Первая весть о Воскресении Христа тоже исходила из её уст (Ин.20:11-17), поэтому святитель Иоанн Златоуст называет ее «апостолом апостолов». Восприняв сердцем учение Христа, она разделяла вместе с другими Апостолами труды проповедничества преимущественно среди женщин.
Сохранилось красивое предание о благовествовании св. Марии Магдалины в Риме. Она предстала перед римским императором Тиверием (42 г. до Р.Х. - 37 г. после Р.Х.) и рассказала ему о жизни, чудесах, Крестной Смерти и Воскресении Спасителя. Затем она поднесла ему яйцо со словами «Христос Воскрес!» В удостоверение ее слов о Воскресении Христа яйцо чудесным образом окрасилось в красный цвет. С тех пор красное яйцо стало радостным символом новозаветной Пасхи. С этим поступком святой Марии Магдалины связывают пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца. Возможно, о ней упоминает апостол Павел в послании к Римлянам: «Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6).
Интересно, что яйцо вошло в традицию иудейской и христианской Пасхи почти одновременно. На христианском Востоке яйцо, как элемент празднования новозаветной Пасхи, появилось уже в первые века христианства в Антиохии, Риме и Александрии. В ритуал иудейского пасхального Седера яйцо вошло после разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. после Р.Х., как символ печали и траура по Храму, но и надежды на его восстановление. Считается, что эта традиция перешла в христианские общины Востока от иудео-христианских общин Святой Земли, Антиохии и Рима, которые продолжали соблюдать многие иудейские традиции и разделяли общую скорбь народа об утрате Храма. Со временем в христианской традиции яйцо стало однозначно символизировать Воскресение Христа, но также и Гроб, который распахнулся, как яичная скорлупа, в момент Его Воскресения. Красный цвет яиц указывает одновременно на пролитую кровь Спасителя и на его царское достоинство.
В саду за оградой, невдалеке от церкви, было обнаружено несколько минеральных источников из грубо обработанных обтесанных базальтовых плит с целой системой выходящих от них каналов, предположительно, римского периода. Примечательно, что один источник с большим бассейном-купальней имеет овальную форму, напоминающую яйцо, что придает этому месту особый символизм. Ведь именно яйцо как символ Воскресения Христова, символ новой жизни подарила св. Мария Магдалина императору Тиверию во время своей проповеди в Риме. Согласно восточной традиции, из Рима св. Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Эфес, где самоотверженно проповедовала Евангелие св. апостола Иоанна Богослова. Ее мирная кончина последовала в Эфесе, где она была погребена. На иконах св. Марию Магдалину обычно изображают держащей в руке алебастровую чашу с миром.
Мощи св. Марии Магдалины в 886 г. были перенесены из Эфеса в Константинополь и положены в храме монастыря во имя св. Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. В наше время части мощей Марии Магдалины находятся во Франции в храме города Сен-Боме, в монастырях Дохиар, Симонопетра и Эсфигмен на горе Афон, а также в сокровищнице Гроба Господня в Иерусалиме. День ее памяти празднуется 22 июля/4 августа и в неделю Жен-мироносиц. На территории участка находится еще один большой радоновый источник с изумительно чистой водой, оформленный в виде плавательного бассейна. В него можно пройти по извилистой каменной дорожке мимо пещеры в честь св. пророка Илии. Уставшие от путешествия богомольцы находят в нем в жаркие летние дни живительную прохладу, а в зимние месяцы могут даже согреться. Температура воды в нем зимой и летом удерживается на одинаковом уровне (+25-26 °С). Паломников, погружающихся в этом источнике, ожидает небывалый сюрприз. Множество маленьких резвящихся рыбок смело подплывает к стопам купальщиков и устраивает бесплатный, естественный пилинг, убирая огрубевшую кожу ног.
В этом целебном кристально чистом источнике водится множество разных видов рыб, можно увидеть также живущих здесь разноцветных крабов. Источники на берегу Галилейского озера с древних времен славились своей целебностью, а упоминания о них сохранились не только в летописях римского периода, но также в древних египетских папирусах.
Из устроенной для паломников беседки отрывается прекрасный вид на ровную гладь Галилейского озера, Голанские высоты, здесь проглядывают очертания Капернаума, видны места многих евангельских событий, а в хорошую погоду можно рассмотреть даже вершину горы Ермон с ее вечными снегами. Стройные, устремленные к небу высокие пальмы, через которые проглядывает синева озера, и огромные вековые эвкалипты создают благоприятную атмосферу для молитвенных размышлений и созерцания красоты мира Божия. На всем участке ощущается удивительная гармония: в озере и источниках дружно плещутся большие и малые рыбки, в воздухе, переполненном благоуханием цветов и трав, кружатся, мелодично чирикая, стаи зеленых попугаев, а в зарослях медленно ползают черепахи, мелькают маленькие коричневые ящерицы и свободно пробегают египетские мангусты с длинными хвостами. Животный и растительный мир ликует и радуется дарованному Богом бытию.
Возможно, так выглядели эти святые места в те далекие евангельские времена, когда по этой земле ходила будущая мироносица и «вестница Воскресения Христова».
Похожие записи