Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины

Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)

Подворье РДМ в честь св. Марии Магдалины

Неподалеку от евангельской Магдалы, на самом берегу Гали­лейского озера расположено под­ворье Русской Духовной Миссии в Иерусалиме в честь святой миро­носицы, равноапостольной Марии Магдалины. Это место, отстоящее на три километра от современной Тверии, часто называют Русским садом по причине имеющегося здесь большого грейпфрутового сада. Участок с несколькими радоновыми источниками утопает в зе­лени, а красота и богатство тропи ческих растений, их нежное благо­ухание приводят на память образы райского сада.

Окрестности города Магдалы, которые в Евангелии от Матфея называются «пределами Магдалинскими» (Мф. 15:39), а в Еван­гелии от Марка - «пределами Далмануфскими» (Мк.8:10), часто посещал Господь со Своими уче­никами. Согласно местному преда­нию, здесь у одного из источников Господь Иисус Христос исцелил будущую мироносицу святую Ма­рию Магдалину от семи греховных страстей (Мк. 16:9). Архимандрит Антонин (Капу­стин) в XIX в. приобрел участок с руинами древней Магдалы с наме­рением построить там приют для паломников, однако со временем участок был утерян по причине бюрократических проволочек, свя­занных с особенностями турецкого законодательства.

Впоследствии на окраинах еван­гельской Магдалы в 1908-1909 гг. начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме архимандрит Леонид (Сенцов) (1903-1918 гг.), активно продолжавший труды архимандрита Антонина (Капустина) по расширению Русской Палести­ны, приобрел участок земли с не­сколькими минеральными источниками на самом берегу Галилейского озера. Сразу после покупки здесь был посажен апельсиновый сад, отчего весь участок стали звать «Магдальским садом». Вско­ре возник небольшой дом для при­ема паломников, где могли нахо­дить приют русские богомольцы, совершавшие обычно свое «хож­дение» пешком.

В 1912 г. архимандрит Леонид обращался в Святейший Синод с просьбой разрешить ему построй­ку на этом месте храма, однако не успел заложить его основания, по­скольку по распоряжению турец­ких властей уже в 1914 г. пришлось ему вместе со всем составом Миссии покинуть Палестину. После Октябрьской революции 1917 г. в России участок с садом сдавался в аренду, а в 40-е годы усердием прихожан был заново возделан Магдальский сад. В этот период в одном из домиков, в простой глиняной хижине, была устроена часовня в саду, в которой изредка служились молебны. Белая хижина, увенчанная крестом, сохранилась на фотографии 50-х годов. Об этой часовне упоминает в своем Иерусалимском Дневнике архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевский) первоначально член, а с 1956 г. начальник РДМ в Иерусалиме. Современный храм в честь святой мироносицы Марии Маг­далины был построен в 1962 г. в тяжелые для Русской Церкви хру­щевские времена стараниями На­чальника РДМ в Иерусалиме архимандрита Варфоломея (Гондаровского) (1961-1963 гг.). Небольшой по размерам храм с покатой дву­сторонней крышей и четырехгран­ной колокольней сложен из мест­ного камня.

Среди сестер Горненского мо­настыря из уст в уста передается предание, что сама св. мироносица Мария Магдалина явилась тогда одной из сестер монастыря с пове­лением построить храм на месте ее родины. Действительно, нет друго­го объяснения постройке храма во время массированной антицерковной компании, объявленной Н.С. Хрущевым в 1958-1964 гг. Именно в 1961 г. сам Никита Хрущев обе­щал «показать вскоре по телевизо­ру последнего попа».

В 1997 г. в храме был проведен капитальный ремонт, установлена новая крыша, новый деревянный резной иконостас привезен из Софрино. В иконостасе кроме иконы св. Марии Магдалины можно уви­деть русских святых: святителя Феофана Затворника и святую пре­подобномученицу великую княги­ню Елисавету Федоровну, судьбы которых тесными узами связана со Святой Землей. Новые росписи с изображениями евангельских сю­жетов, произошедших у Галилей­ского озера, были выполнены из­вестным московским художником Ярославом Добрыниным в том же 1997 г.

В июне 1997 г. Патриарх Мо­сковский и Всея Руси Алексий II заложил здесь первый камень для будущего «Дома паломника», по­строенного впоследствии к празд­нованию 2000-летия Рождества Христова. Небольшое здание с трапезной для приема паломников было построено стараниями Начальника РДМ в Иерусалиме ар­химандрита Феодосия (Васнева) (1993-2002 гг.) и действует по се­годняшний день. В Магдале сестры Горненского монастыря несут разные послуша­ния: по приему паломников, уходу за садом, источниками, в трапезной, где радушно угощают всех знаме­нитой «Петровской рыбкой» в духе евангельской любви - царицы всех христианских добродетелей.

В наше время на территории участка был отремонтирован свя­той источник в честь св. Марии Магдалины. Он имеет высокое ограждение из черного базальта, предположительно, времен кресто­носцев. Основная каменная кладка источника сохранилась со времени римского владычества. По местно­му преданию, у этого источника Господь исцелил св. Марию Маг­далину, будущую мироносицу, от семи греховных страстей (Лк.8:2; Мк.16:9). Рядом с источником установлен большой киот с керамической ико­ной св. Марии Магдалины работы художницы-иконописицы Марины Григорян. Икона выполнена редкой техникой «майолики», благодаря чему краска на иконе не выгорает на солнце и не смывается дожде­вой водой. Технология изготовле­ния таких икон состоит в том, что готовые расписанные глиняные плитки обжигаются в муфельной печи, после чего глина приобретает красный оттенок черепичного цве­та. Обработанные таким образом плитки расписываются глазурью и обжигаются в печи при высокой температуре, после чего глазурь заплавляется наподобие стекла. В за­вершение все плитки монтируются в одно целое. Ближе к берегу озера находится другой святой источник, который называют «глазным», т.к. после омовения в нем произошло не­сколько случаев исцеления именно органов зрения.

Святая равноапостольная Мария Магдалина была одной из Жен-мироносиц и ревностной последовательницей Иисуса Христа. Она, исцеленная Спасителем от тяжких душевных недугов, вместе с другими Женами-мироносицами следовала за Христом, когда Он с Апостолами проходил по горо­дам и селениям Иудеи и Галилеи, проповедуя Царствие Божие. Она сохранила верность Божественно­му Учителю не только в дни Его земной славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания . Отдавая дань уважения ее преданности и самоотверженному служению Господу, Евангелисты упоминают ее первой среди других Жен-мироносиц.

В западной культуре укорени­лось мнение, что св. Мария Маг­далина была прежде грешницей, однако евангельский текст и вос­точная святоотеческая традиция не дают никаких оснований для тако­го утверждения. Ее имя традиционно расшифровывается как Мария «уроженка города Магдалы». В Евангелии несколько раз упоминается о ней: «После сего Он проходил по го­родам и селениям, проповедуя и благовествуя Царствие Божие, и с Ним двенадцать, и некоторые женщины, которых Он исцелил от злых духов и болезней: Ма­рия, называемая Магдалиною, из которой вышли семь бесов, и Ио­анна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие дру­гие, которые служили Ему име­нием своим (Лк.8:1-3; Мк. 15:40- 41; Мф.27:56; Мф.28:1; Ин.20:11- 18 и др). Эти благочестивые жены, исцеленные Иисусом Христом от тяжких душевных и телесных не­дугов, располагая достатком иму­щественных средств, оказывали посильную помощь не только Спа­сителю и Апостолам, когда Он хо­дил по городам и весям Галилеи, «не имея где главу приклонить», но и другим нуждающимся.

Мария Магдалина была одной из святых евангельских жен, кото­рые бесстрашно стояли у подно­жия Креста Голгофы вместе с Бо­городицей и апостолом Иоанном Богословом (Мк. 15:40-41). Она была свидетельницей погребения Спасителя, когда св. прав. Иосиф Аримафейский с Никодимом по­лагали во гробе Его бездыханное тело (Мф.27:61; Мк.15:47). На рассвете первого дня недели, со­блюдая закон, в котором была вос­питана, не нарушая субботнего по­коя, она одна пришла оплакивать Спасителя, когда Он явился ей Воскресшим (Мк.16:9; Ин.20:1- 10). Ее преданность Иисусу Хри­сту при Его жизни и верность пред лицем Его Смерти родилась из глубокого чувства благодарности за то, что Он освободил ее из оков страстей (Лк.8:2; Мк.16:9). Имен­но за свою великую преданность и жертвенную любовь к Божествен­ному Учителю она сподобилась первой увидеть Его Воскресшим. Потом вместе с другими Женами-мироносицам вернулась ко Гробу, чтобы по еврейскому обычаю еще раз излить на Его тело благовония (Лк.23: 56). Первая весть о Вос­кресении Христа тоже исходила из её уст (Ин.20:11-17), поэтому свя­титель Иоанн Златоуст называет ее «апостолом апостолов». Воспри­няв сердцем учение Христа, она разделяла вместе с другими Апо­столами труды проповедничества преимущественно среди женщин.

Сохранилось красивое преда­ние о благовествовании св. Марии Магдалины в Риме. Она предстала перед римским императором Тиверием (42 г. до Р.Х. - 37 г. после Р.Х.) и рассказала ему о жизни, чудесах, Крестной Смерти и Воскресении Спасителя. Затем она поднесла ему яйцо со словами «Христос Вос­крес!» В удостоверение ее слов о Воскресении Христа яйцо чудес­ным образом окрасилось в крас­ный цвет. С тех пор красное яйцо стало радостным символом ново­заветной Пасхи. С этим поступком святой Марии Магдалины связыва­ют пасхальный обычай дарить друг другу красные яйца. Возможно, о ней упоминает апостол Павел в послании к Римлянам: «Привет­ствуйте Мариам, которая много трудилась для нас» (Рим. 16:6).

Интересно, что яйцо вошло в традицию иудейской и христиан­ской Пасхи почти одновременно. На христианском Востоке яйцо, как элемент празднования новозаветной Пасхи, появилось уже в первые века христианства в Антиохии, Риме и Александрии. В ритуал иудейско­го пасхального Седера яйцо вошло после разрушения Иерусалимского Храма в 70 г. после Р.Х., как символ печали и траура по Храму, но и на­дежды на его восстановление. Счи­тается, что эта традиция перешла в христианские общины Востока от иудео-христианских общин Святой Земли, Антиохии и Рима, которые продолжали соблюдать многие иу­дейские традиции и разделяли об­щую скорбь народа об утрате Храма. Со временем в христианской тради­ции яйцо стало однозначно симво­лизировать Воскресение Христа, но также и Гроб, который распахнулся, как яичная скорлупа, в момент Его Воскресения. Красный цвет яиц ука­зывает одновременно на пролитую кровь Спасителя и на его царское достоинство.

В саду за оградой, невдалеке от церкви, было обнаружено несколь­ко минеральных источников из грубо обработанных обтесанных базальтовых плит с целой системой выходящих от них каналов, пред­положительно, римского периода. Примечательно, что один источник с большим бассейном-купальней имеет овальную форму, напоми­нающую яйцо, что придает этому месту особый символизм. Ведь именно яйцо как символ Воскресе­ния Христова, символ новой жизни подарила св. Мария Магдалина им­ператору Тиверию во время своей проповеди в Риме. Согласно восточной традиции, из Рима св. Мария Магдалина уже в преклонном возрасте пересели­лась в Эфес, где самоотверженно проповедовала Евангелие св. апо­стола Иоанна Богослова. Ее мирная кончина последовала в Эфесе, где она была погребена. На иконах св. Марию Магдалину обычно изобра­жают держащей в руке алебастро­вую чашу с миром.

Мощи св. Марии Магдалины в 886 г. были перенесены из Эфеса в Константинополь и положены в храме монастыря во имя св. Ла­заря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. В наше время части мощей Марии Магдалины находятся во Франции в храме го­рода Сен-Боме, в монастырях Дохиар, Симонопетра и Эсфигмен на горе Афон, а также в сокровищнице Гроба Господня в Иерусалиме. День ее памяти празднуется 22 июля/4 августа и в неделю Жен-мироносиц. На территории участка находит­ся еще один большой радоновый источник с изумительно чистой водой, оформленный в виде плава­тельного бассейна. В него можно пройти по извилистой каменной дорожке мимо пещеры в честь св. пророка Илии. Уставшие от путешествия бо­гомольцы находят в нем в жаркие летние дни живительную прохла­ду, а в зимние месяцы могут даже согреться. Температура воды в нем зимой и летом удерживается на одинаковом уровне (+25-26 °С). Паломников, погружающихся в этом источнике, ожидает небыва­лый сюрприз. Множество малень­ких резвящихся рыбок смело под­плывает к стопам купальщиков и устраивает бесплатный, естествен­ный пилинг, убирая огрубевшую кожу ног.

В этом целебном кристально чи­стом источнике водится множество разных видов рыб, можно увидеть также живущих здесь разноцвет­ных крабов. Источники на берегу Галилейского озера с древних времен славились своей целебностью, а упоминания о них сохранились не только в летописях римского пе­риода, но также в древних египет­ских папирусах.

Из устроенной для паломников беседки отрывается прекрасный вид на ровную гладь Галилейско­го озера, Голанские высоты, здесь проглядывают очертания Капер­наума, видны места многих евангельских событий, а в хорошую погоду можно рассмотреть даже вершину горы Ермон с ее вечными снегами. Стройные, устремленные к небу высокие пальмы, через ко­торые проглядывает синева озера, и огромные вековые эвкалипты создают благоприятную атмосфе­ру для молитвенных размышлений и созерцания красоты мира Божия. На всем участке ощущается удивительная гармония: в озере и источниках дружно плещутся большие и малые рыбки, в возду­хе, переполненном благоуханием цветов и трав, кружатся, мелодич­но чирикая, стаи зеленых попуга­ев, а в зарослях медленно полза­ют черепахи, мелькают маленькие коричневые ящерицы и свободно пробегают египетские мангусты с длинными хвостами. Животный и растительный мир ликует и раду­ется дарованному Богом бытию.

Возможно, так выглядели эти святые места в те далекие евангель­ские времена, когда по этой зем­ле ходила будущая мироносица и «вестница Воскресения Христова».

Похожие записи

Храм Гроба Господня
Храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, са­мый главный и самый священный храм для всех последователей Христа во всем мире, расположен в Христианском квартале севе­розападной части Старого горо­да Иерусалима. 
Храм Гроба Господня
Храмовая гора
В Священном Писании сообща­ется, что безымянная гора жертво­приношения Авраама находилась в стране Мориа, а Авра­ам назвал то место «Иегова ире», что значит «Господь усмотрит». В книге Бытия говорится, что Авраам «увидел то место издалека» на третий день.
Храмовая гора
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии  Магдалины
«Гефси­манская женская община с храмом св. Марии Магдалины», являющаяся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж и является архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы.
Русский Гефсиманский монастырь святой равноап. Марии Магдалины
Русская духовная миссия
Просвещенные светом христи­анской веры древние русы прояв­ляли особый интерес к святым ме­стам Палестины и принимали жи­вое участие в ее судьбе. Одно из первых посольств было направлено святым князем Владимиром в Иерусалим в 1001 году.
Русская духовная миссия
Место обретения Креста Господня
Согласно преданию, записан­ному древними историками, по­мощь в поисках Креста оказал еврей Иуда, крестившийся под именем Кириак. В дальнейшем он стал епископом и принял мученическую кончину за Христа.
Место обретения Креста Господня
Иерусалим
В этом древнейшем городе совершилась Тайная Вечеря, здесь Господь Иисус Христос, преданный на Распятие, совершил Крестный путь на Голгофу и принял вольные страдания и крестную смерть за грехи всего рода человеческого.
Иерусалим
Дом Иоакима и Анны
Монастырь в честь святых праведных Иоакима и Анны расположен в мусульманском квартале Старого города, рядом с воротами св. Стефана. Он принадлежит православной Церкви Иерусалимского Патриархата.
Дом Иоакима и Анны
Горненский монастырь
В монастырь «Горний» после Благовещения в Назарете Галилейском пришла Пречистая Дева Мария, чтобы по­делиться с праведной Елисаветой радостью о том, что Она станет Матерью обетованного Мессии.
Горненский монастырь
Гора Елеонская
С вершины Елеонской горы взору предстают высокие холмы Вифлеема и величественная Храмо­вая гора с золотым куполом мечети Купола над скалой, стоящая на ме­сте ветхозаветного Храма.
Гора Елеонская
Гора Сион
На горе Сион, согласно преданию, находилась таинственная Сионская горница, в которой состоялась последняя пасхальная трапеза Великого Спасителя Иисуса Христа с его учениками, называемая Тайной Вечерей.
Гора Сион
Гора Голгофа
На горе Голгофа был безвинно Распят на Кресте и добровольно принял позорную и мучительную Смерть ради Спасения и Искупления рода человеческого вочеловечившийся Бог.
Гора Голгофа
Гефсимания
В первом веке нашей эры, согласно мнению некоторых толкователей, здесь находилось се­ление, а по свидетельству св. еван­гелиста Иоанна Богослова, здесь был просто оливковый сад с прессом для выжим­ки масла. Отсюда открывается ве­ликолепный вид на Храмовую гору и Золотые ворота в стенах Старого города. 
Гефсимания
Вифезда
Руины этой древней купальни сохранились в мусульманском квартале Старого города, недалеко от ворот святого Стефана, или Львиных ворот. В евангельские времена здесь находился пригород Иерусалима, называемый Везефа.
Вифезда
Александровское подворье Порог судных врат
Александровское подворье, построенное на Пороге Судных Врат, через которые осужденный на распятие Иисус Христос выходил из города на Голгофу, занимает особое место в истории русского духовного присутствия в Иерусалиме и на Святой Земле.
Александровское подворье Порог судных врат
Яффа
Древний порт Яффы хранит память о финикийских парусниках, греческих триерах и венецианских галерах. Эта гавань на протяжении тысячелетий служила воротами в Святую Землю, ее называли также «Воротами Ближнего Востока», «Невестой моря».
Яффа
Святая Земля
Святая Земля стала Божиим Промыслом земной родиной Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан. Она послужила местом встречи человека с Богом, а ее священное пространство избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения.
Святая Земля
Священная река Иордан
Река Иордан, в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, зарожда­ется на высоте 520 м и образует­ся из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, рас­положенных на границе Сирии, Ливана и Израиля.
Священная река Иордан
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. архиман­дрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Мис­сии в Иерусалиме через драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде, - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов,- купил здесь участок.
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
Назарет
С высоты холмов Назарета открывает­ся изумительный вид на цветущую долину Изреель с ее зелеными нивами, пальмовы­ми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор.
Назарет
Молочная пещера
Предание говорит, что капля пролитого молока окрасила стены пещеры в бе­ловатый цвет, тогда как известно, что Вифлеемский камень обычно имеет красноватый оттенок. Вера людей творит чудеса, поэтому мно­гие, особенно женщины, молятся здесь.
Молочная пещера
Место Крещения Господня
В этом священном, живописном и почти не тронутом цивилизацией месте, практически, мало что изменилось с евангельских времен. Весь западный берег Иордана гу­сто покрыт кустарником, а  восточный берег, особенно жи­вописен.
Место Крещения Господня
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Жители Лидды, посещая Иеру­салим в дни ветхозаветных празд­ников, имели возможность встре­тить Иисуса Христа и услышать Его проповедь. В апостольские времена в Лидде уже существовала одна из первых христианских общин.
Лидда. Храм Георгия Победоносца
Кана Галилейская
Кана Галилейская - небольшой араб­ский поселок, расположенный на расстоянии шести километров от Назарета по дороге в Тиверию, почитается как ме­сто, где Христос во время земно­го служения сотворил первое из Своих чудес.
Кана Галилейская
Иудейская пустыня
Иудейская пустыня (евр. «Midbar Yehuda»), ставшая колыбелью палестинского монашества, простирается на вос­ток и юго-восток от Иерусалима, круто спускаясь к Иорданской долине и западному побережью Мёртвого моря.
Иудейская пустыня
Дуб Мамврийский
По преданию, Мамврийский дуб является последним деревом исчезнувшей дубравы Мамре и древ­нейшим свидетелем славы Богояв­ления Аврааму на библейской зем­ле. Он воспет в церковных канонах и песнопениях, в стихах и прозе.
Дуб Мамврийский
Гробница Иоанна Крестителя
Первыми из христианских писателей записали местное предание о погребении мощей святого Иоанна Крестителя в Севастии Руфин Аквилейский, проживавший некоторое время в Иерусалиме, и блаженный Иероним Стридонский.
Гробница Иоанна Крестителя
Базилика Рождества Христова в Вифлееме
Храм поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого визан­тийского царского великолепия и память грубого варварства минув­ших эпох. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя.
Базилика Рождества Христова в Вифлееме