Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Подворье Русской Духовной Миссии в Иерихоне
В 1873 г. знаменитый архимандрит Антонин (Капустин) - начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме — через своих верных помощников — драгомана Императорского консульства Якова Халеби и шейха деревни Силоам Хусейна Зяде (Зиаде), - несмотря на угрозы местных бедуинских кланов, купил здесь участок земли и стал первым европейцем, решившимся обосноваться в Иерихоне. Само место было приобретено с целью приема паломников, направлявшихся на гору Искушения и место Крещения Господня на реке Иордан. Позже этот участок «Хаккурет-эль-Бурдж» (араб. «загон у башни») площадью в 15127 кв. м. стали называть - «Антониновским». По сведениям некоторых археологов, на месте дома Закхея святой преподобный Савва Освященный для паломников, отправляющихся на Иордан, устроил приют с небольшими садами при нем и снабдил их водой. Через семь лет на приобретенном участке был построен дом для приема паломников с великолепным садом из олеандров, пальм и лимонных деревьев, сооружена цистерна для сбора дождевой воды и обустроена часовня св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна на руинах византийских построек с мозаиками VI в. О. Антонин (Капустин) лично принимал пожертвования и даже небольшие вклады отмечал в своем дневнике. Свой денежный вклад внесли великие князья Сергий и Павел Александрович, а также великий князь Константин Константинович после посещения ими Иерихона в 1881 г. На средства великих князей по ходатайству О. Антонина был достроен второй этаж паломнического дома. Страннопримный дом для приема паломников был назван именем евангельского Закхея. Над его входной дверью были высечены слова, сказанные Закхею Спасителем: «В доме твоем подобает днесь ми быти» (Лк. 19:5). На фоне арабских «мазанок», т.е. домиков из камыша и глины, он выглядел настоящим дворцом, как его тогда и называли. В 1889 г. участок в Иерихоне был оформлен архимандритом Антонином как «вакуф», т.е. особая форма религиозного землевладения в мусульманском праве. С покупкой участка Русской Миссией и первыми постройками открылся новый период в жизни убогой и пыльной бедуинской деревушки, какой был тогда Иерихон.
Открытие византийского Иерихона приписывается российской науке. В результате проведенных отцом Антонином раскопок были обнаружены руины древней возможно византийской или средневековой каменной башни, колонны и капители ранневизантийского храма, шесть камней с живописными изображениями святых, напольные мозаики, а также большой цилиндрической формы камень из синайского гранита. В этот камень, снаружи покрытый орнаментом в виде сетки или на подобие пчелиных сот, встроен мурованный сложенный цилиндр. Под ним находится объемный колодец или яма, в который сбоку ведет каменная лестница.
Предназначение этого довольно большого каменного сооружения до сих пор до конца не разгадано учеными.
В 1880 г. было найдено мозаичное надгробие основателя древнего византийского храма с эпитафией игумена Кириака на греческом языке: «Гробница блаженного Кириака, пресвитера и игумена, устроившего святую часовню славного мученика Георгия и принесшего ее в дар святейшему новому храму славной Богородицы в Иерусалиме. Скончался одиннадцатого декабря, пятнадцатого индикта, в царствование нашего повелителя Флавия Юстина Второго (565-578)». Частью орнамента мозаичного пола является особо выделенное изображение креста, а справа от престола сохранилось выложенное мозаикой углубление в полу, куда, как считают византинисты, сливалась вода, остававшаяся после омовения литургических сосудов. Со временем эта вода испарялась, и углубление оставалось сухим. Раскопки были продолжены в результате ближневосточной экспедиции Н.П.Кондакова (1891 г.) и сотрудниками Императорского православного палестинского общества, но после 1917 г. исследования на земельных участках, принадлежащих России, остановились. Чертежи для «церкви иерихонской» готовил еще архимандрит Антонин, но часовню в честь св. Иоанна Предтечи над обнаруженной мозаикой построили тридцать лет спустя, между 1904 и 1912 гг. Храм внутри разделен сквозным перекрытием между тремя колоннами, образуя большую арку по центру храма. Открытая алтарная часть храма ограждена металлическим забором, а над украшенной мозаикой гробницей блаженного Кириака расположен престол. В центре храма находится небольшой деревянный ковчег с частицами мощей святых угодников Божиих. Настенные росписи храма были выполнены русской монахиней Сергией (Трофимовой), духовной дочерью игумена Серафима (Кузнецова), который привез из Алапаевска в Святую Землю мощи великой княгини Елисаветы Фёдоровны. На этих иконах изображены святые подвизавшиеся в окрестностях Иерихона: Харитон Исповедник, Евфимий Великий, Герасим Иорданский и Кириак Отшельник, старец Зосима и Мария Египетская, а также сюжеты на евангельские события, которые происходили в Иерихоне и его окрестностях.
В стены храма вмурованы фрагменты капителей обнаруженной на участке христианской базилики. На них изображены листья аканта (лат. Acanthus;), строго прямая форма которых говорит о том, что они были выполнены ранее V в. По свидетельству археологов, стилизованная форма будто колеблемых ветром листьев аканта применялась в христианских храмах Ближнего Востока только начиная с V-VI вв.
После Октябрьской революции 1917 г. участок находился в ведении Русской Православной Церкви Заграницей, а в 2000 г. властями Палестинской администрации был передан Русской Православной Церкви Московской Патриархии.
3 мая/20 апреля 2015 г. в день памяти Апостола от семидесяти Закхея, епископа Кесарии Палестинской на русском подворье в Иерихоне положено начало новой традиции. В этот день, впервые собор духовенства Русской Духовной Миссии при участии монахинь Горненского монастыря совершил Божественную литургию в часовне, расположенной на русском участке. С этого дня ежегодно 3 мая/20 апреля иерихонский участок будет раскрывать свои двери для всех желающих почить память евангельского Закхея, покровителя семейного домашнего очага. Сам Господь Иисус Христос посетил дом Закхея, принося ему и его семейсву мир и спасение.
Память «святого апостола Закхея» в Синаксаре Константинополе кой церкви (X в.) и в Типиконе Великой церкви ІХ-ХІ вв. отмечала» 21 апреля (Mateos. Typicon. Т. 1. Р. 268-269), а в греческой печатной Минее (Венеция, 1603) - 20 апреля.
В доме евангельского Закхея на русском подворье в Иерихоне сочетаются традиции уединенного жительства и одновременно гостеприимства. Библейская добродетель гостеприимства и служения странникам свято соблюдается русскими монахинями и помогающими им трудницами. Всех уставших в пути паломников угощают здесь сладким чаем с конфетами, фруктами из собственного сада и отпускают с любовью и молитвой. В такой радушной обстановке оживают страницы Евангелия, и словно слышатся спасительные слова Христа: «Ныне пришло спасение дому сему...» (Лк. 19:9).
Русский культурный центр в Иерихоне
Музейно-парковый комплекс расположен в самом центре Иерихона на так называемом «Иоасафовском» участке. Участок земли с «деревом Закхея» площадью около 15 ООО кв. м был приобретен в 1886 г. афонским иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы, крестьянки Елены Резниченко, и впоследствии передан Императорскому Православному Палестинскому Обществу.
В 1997 г. глава ПНА Ясир Арафат своим указом передал участок в собственность правительства России. На его территории археологами были обнаружены руины византийских построек V-VII вв. Среди находок - крупная мозаика из пятнадцати тысяч разноцветных кубиков в центре одного из парадных помещений, бронзовая кадильница с цепочками и крестом, большая бронзовая церковная лампа, керамические светильники с греческой надписью «Свет Христов просвещает всех» и клад монет в основном V-VII вв. Найденные артефакты являются частью экспозиции открывшегося здесь музея палестинских древностей. Самые древние найденные здесь монеты были отчеканены во время Маккавеев, правителей Иудеи І в. до Р.Х., но большинство из них относится к ранневизантийскому периоду.
В самом углу примузейного участка, возле улицы Д. А. Медведева, растет старое дерево, библейский сикомор, почитаемый местными жителями и христианскими паломниками всего мира в качестве «дерева евангельского Закхея».
Возле этого знаменитого дерева всегда останавливаются туристические автобусы и толпятся паломники.
Похожие записи