Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Священная река Иордан (евр. «Nahar ha-Yarden»; араб. Nahr al-Urdunn), в водах которой принял крещение Господь наш Иисус Христос, начинает свое течение у подножья горы Ермон (евр. Хермон). Этимология названия реки не выяснена до конца. Чаще всего ее название производят от древнееврейского слова «yarad» («спускаться», «падать»), что означает источник, постоянно и быстро текущий. Река Иордан образуется из множества потоков, бурно стекающих со снежного Ермона и горных цепей Антиливана, расположенных на границе Сирии, Ливана и Израиля. Вершины горы Ермон покрыты вечными снегами, а зимой почти весь горный хребет исчезает под толстым белым покрывалом.
Истоки Иордана, зарождаясь на высоте 520 м над уровнем моря и потом сливаясь, образуют единое русло. Самые главные из них: Баниас (Паниас), Снир (Эль- Хасбани) и Дан (Леджан). Источник Баниас бьет из подножия естественной террасы, тихо просачиваясь из подстилающей породы южного склона горы Ермон около Кесарии Филипповой. Считается, что в давние времена он вытекал из самой огромной известняковой пещеры, пока сильное землетрясение не изменило ландшафт. Здесь апостол Петр исповедал Иисуса Христа Сыном Божиим: «Ты Христос, Сын Бога Живого» (Мф.16:16). Поток Снир (Эль-Хасбани) стекает с Ливанской части горы Ермон, а третий ручей, образующий реку Иордан, берет свое начало близ библейского города Дан (Лаис), который всегда был символом северной границы Израиля (Втор.34:1). На этом месте стоял когда-то один из золотых тельцов, поставленных царем Иеровоамом (ЗЦар. 12:29). Обычно считают, что город Дан дал свое имя реке Иордан, но название реке появилось задолго до прихода сюда колена Дана и основания им города.
Слившись в одно русло, Иордан протекает через осушенное сейчас библейское озеро Мером (Нав. 11:5-7), возле которого Иисус Навин разбил союзное войско северо-ханаанских царей (Нав.11:1-8). Отсюда Иордан течет по дну каменного базальтового ущелья с многочисленными водопадами и через 13 км впадает в пресноводное и богатое рыбой Геннисаретское озеро (евр. Киннерет), или по-другому Тивериадское, оно же и Галилейское море. Примечательно, что воды реки Иордан проходят через Галилейское озеро, не смешиваясь с его водами. Возможно, из-за этой особенности на древних картах Галилейского озера на его середине изображали сплошной линией реку Иордан, как бы желая подчеркнуть этот удивительный феномен.
Вытекая из Галилейского озера, Иордан продолжает свой путь с севера на юг, проходит по Сирийско-Африканскому разлому и окончательно впадает в соленое Мертвое море, поверхность которого сегодня упала до отметки 425 м ниже уровня мирового океана. Таким образом, река Иордан полностью оправдывает свое название, падая за менее чем 150 км почти на 750 м. Длина реки по прямой линии составляет примерно 150 км, но реально, если учитывать все ее многочисленные повороты и изгибы, достигает 330 км. Ширина реки меняется от 5 до 40 м в некоторых местах во время разлива, а ее глубина в северной части доходит иногда до двух метров, но чаще всего она чуть более метра глубины. В нижнем течении Иордан имеет несколько притоков, крупнейшими из которых являются Ярмук и Эз-Зарка (Иавок) с востока и Харод и Тавор с запада.
Примечательно, что на некотором расстоянии от Мертвого моря река Иордан просто исчезает, уходя под землю, а уже оттуда подземным потоком втекает окончательно в Мертвое море.
Река Иордан с древних времен служила восточной границей Земли Обетованной (Чис.34:12) и отделяла ее западные области от Заиорданья, где осело три колена: Рувима, Манассии и Гада. У истоков Иордана преобладает альпийская природа, а в его нижнем течении царит субтропическая жара. Русло Иордана в его нижней части протекает через уникальную тектоническую впадину, называемую Великим Сирийско-Африкансий разломом. Этот знаменитый разлом начинается на территории Ливана, проходит через Галилею и далее, следуя по современной государственной границе между Израилем и Иорданией, доходит до Эйлатского залива, потом проходя по Красному морю, сворачивает в Африку и заканчивается в Мозамбике. Южная часть долины Иордана в Священном Писании названа именем Арава (евр.«HaAravah» - «равнина») или «Моавитская равнина» (Чис.35:1); арабы эту местность называют Эль Гхор, т.е. дно долины (4Цар.25:4; 2Пар.4:17). Она защищена от холодных ветров окружающими ее со всех сторон горами, поэтому имеет совершенно уникальный субтропический климат и с древних времен славилась Особым плодородием. В этих местах берега Иордана покрыты густым кустарником, тамариском, ивами, акацией и олеандрами, а из мира животных нередкими здесь являются газели, лисы, шакалы и гиены. В библейские времена в этой долине, которую пророк Захария называл «красой Иордана» (3ах.11:3), водились львы, леопарды, дикие кабаны и даже бегемоты (Иов.40:18), что подтверждают найденные здесь кости этого животного.
В Иорданской долине, на восточном склоне Самарийских гор, находится возвышающаяся на 736 м над уровнем реки Иордан и на 379 м над уровнем моря гора Сартаба. Сюда доходили сигналы костров, зажигавшихся на Елеонской горе в Иерусалиме для передачи календарных сведений о наступлении ветхозаветного праздника новолуния (Чис. 10:10). Здесь же зажигались новые костры о передавая сведения далее на север в Галилею и на восток до самого Вавилона. На вершине этой конусообразной горы стояла хасмонейская крепость Александрион, построенная в 90 г. до Р.Х. Александром Яннаем. Ирод Великий держал здесь в заточении свою тещу и горячо любимую жену Мариамну; в этой же крепости после казни в Севастии он похоронил двух своих сыновей: Александра и Аристовула.
В Иорданской долине между Сокфоком и Цартаном находились плавильные горны царя Соломона, в которых выливались медные сосуды для Иерусалимского Храма (ЗЦар.7:46; 2Пар.4:17).
В Священном Писании
Река Иордан в Библии упоминается более 180 раз и чаще всего служила образом переправы, перехода границы. Одно из первых упоминаний о реке Иордан находится в древних египетских папирусах (XIII в. до Р.Х.).
Первое библейское упоминание об Иордане связано с историей патриарха Авраама и его племянника Лота, который, воспользовавшись предоставленной ему свободой выбора, избрал себе для жительства богатую и плодородную долину Иорданскую, которая «вся... орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская» (Быт. 13:10).
Ветхозаветный патриарх Иаков юношей с посохом перешел Иордан на пути в Харран, когда, избегая мести своего брата-близнеца Исава, шел в поисках благочестивой жены (Быт.32:10). Возле берегов Иордана сыновья патриарха Иакова остановились и сотворили семидневный «плач великий», когда несли из Египта забальзамированное тело своего отца для захоронения в Ханаане: «И сказал фараон: пойди и похорони отца твоего, как он заклял тебя. И пошел Иосиф хоронить отца своего. И пошли с ним все слуги фараона, старейшины дома его и все старейшины земли Египетской, и весь дом Иосифа, и братья его, и дом отца его. Только детей своих и мелкий и крупный скот свой оставили в земле Гесем. С ним отправились также колесницы и всадники, так что сонм был весьма велик. И дошли они до Горен-гаатада при Иордане и плакали там плачем великим и весьма сильным; и сделал Иосиф плач по отце своем семь дней. И видели жители земли той, Хананеи, плач в Горен-гаатаде, и сказали: велик плач этот у Египтян! Посему наречено имя месту тому: плач Египтян, что при Иордане» (Быт.50:10).
Библеисты считают, что это событие происходило на восточной стороне Иордана, поскольку место остановки каравана указывается «на той стороне Иордана» (евр. beeber ha-jiarden), т.е., по наиболее распространенному библейскому словоупотреблению (ср. Втор.1:1; Нав.2:10), на восток от Иордана. В библейском тексте это место названо Горен-гаатад (евр. Goren- haatad), что в переводе на русский значит «гумно терновника», возможно потому, что местность изобиловала терновником. В византийские времена, в память о великом плаче сыновей Иакова, здесь была основана знаменитая киновия Пентуклы (Пентаклии), или киновия Плача, в которой совершались Таинства Крещения, в основном, для приходящих от инославия к исповедованию православной веры.
Река Иордан упоминается также в связи с историей Иова Многострадального (Иов.40:18), в поэтических гимнах книги Псалмов (Пс.42:6; 114:3) и во многих пророческих книгах (Ис.9:1; Иер.12:5; Езек.47:18; 3ах.11:3).
За двенадцать столетий до Богоявления воды Иордана чудесно расступились перед Ковчегом Завета Господня (Нав.3-4), в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями (Втор. 10:2), когда еврейский народ после сорока лет скитания по пустыне, ведомый Иисусом Навином, вступал в пределы Земли Обетованной.
Обетования Божии, данные патриархам Аврааму, Исааку и Иакову, когда они еще как пришельцы и странники жили кочевниками в земле Ханаана, начали исполняться в эпоху Иисуса Навина, после смерти пророка Моисея. Кости тосковавших по Египту и помнящих рабство пали по дороге в пустыне, еврейский народ стоял у порога новой земли и новой жизни. Было время жатвы пшеницы (март-апрель) во время разлива Иордана, когда река наполняется дождевыми водами и водами тающих снегов Ермона. Как только ноги священников, несущих Ковчег Завета, коснулись вод Иордана, произошло чудо: «Вода, текущая сверху, остановилась и стала стеною на весьма большое расстояние, до города Адама, который подле Цартана; а текущая в море равнины, в море Соленое, ушла и иссякла» (Нав.3:16). После того как весь народ и священники пришли на реку по суше, Бог убрал Свою всесильную руку, и воды Иордана вернулись обратно в свое русло. Это чудо было подобно переходу израильтян через Красное море. В память об этом чудесном переходе по повелению Иисуса Навина, во время первой стоянки в Галгале, был воздвигнут памятник из двенадцати камней, взятых со дна Иордана, с того места, где стояли ноги священников. Остатки этого памятника видны были еще во времена блаженного Иеронима (IV в.), а по свидетельству паломников и путешественников VI-VII вв., на этом месте византийцами была построена трехнефная базилика (Додекалитон - «Двенадцатикамение»), в алтаре которой хранились камни, взятые со дна Иордана. Ее изображение сохранилось на мозаичной карте Святой Земли VI в. в православном храме города Мадабы (Медевы) в Иордании.
Во время этой первой остановки на Иерихонских равнинах был совершен обряд обрезания, который не выполнялся во время сорокалетнего странствия по пустыне, впервые был отпразднован праздник Пасхи, а на другой день после того, как стали вкушать произведения земли Ханаанской, перестала падать посылаемая Богом манна с неба (Нав.5:10-12).
Отцы Церкви в Иисусе Навине, в его имени и служении, видели яркий прообраз Иисуса Христа (Евр.4:8-9). Перед пересечением Иордана Господь сказал Иисусу Навину: «В сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что, как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав.3:7). «...Так и наш Иисус после Иордана положил начало учению и чудесам», - говорит блаженный Феодорит Кирский.
Подобно тому, как Иисус Навин ввел народ Израиля в Землю Обетованную через воды Иордана, так и Иисус Христос вводит верующих в Него посредством Таинства Крещения в «землю благодати Его», т.е. в Церковь и в грядущее Царство Божие. Только те, кто перешел через Иордан, считались вошедшими в Землю Обетованную. Такой же границей является река Иордан и в наше время. Нет другого пути для вхождения в Церковь, как только посредством таинства Крещения, а крещенские купели во всем мире символизируют реку Иордан. Завоевание Ханаана и раздел земли были прообразами побед в распространении учения Церкви во всем мире.
Позднее колена Рувима и Гада, а также половина колена Манассии построили большой жертвенник на берегах Иордана в качестве «свидетеля» между ними и другими коленами (Нав.22:10-34).
Река Иордан неоднократно упоминается в последующей Библейской истории как место сражений с врагами Израиля - моавитянами (Суд.3:28), мадианитянами, амаликитянами, аммонитянами (Суд.6:33; 7:24; 8:4), а также место междоусобных браней (Суд. 12:5- 6). У берегов Иордана сражался с филистимлянами царь Саул (Щар. 13:5-7), а царь Давид многократно переходил эту реку как в дни победоносных сражений, так и в дни поражений (2Цар.10:17; 19:15-18 и др.). В страну Заиорданскую, перейдя Иордан, бежал Давид от восставшего на него его сына Авессалома (2Цар. 17:22-24).
В завершении своего земного пути пророк Илия перед сонмом сынов пророческих своей милотью (плащом) - символом пророческого служения - рассек и остановил воды Иордана и вместе со своим учеником Елисеем прошел реку по суше(4Цар.2:8). У берегов Иордана пророк Илия был вознесен в огненной колеснице на небо (4Цар.2:11). Чудо пророка Илии после его вознесения повторил пророк Елисей, получив сугубую благодать своего учителя. Пророк Елисей ударил по воде упавшей на землю милотью своего учителя, после чего вода Иордана «расступилась туда и сюда» и он прошел реку по суше (4Цар.2:14). По молитвам пророка Елисея всплыл топор со дна Иордана, уроненный в воду одним из «сынов пророков» (4Цар.6:6).
В водах Иорданских, по слову пророка Елисея, семь раз омылся военачальник Сирийского царя Нееман, после чего полностью исцелился от проказы. Исцеленный душой и телом язычник дал обещание пророку Елисею больше никогда не поклоняться идолам, а верить и почитать Бога Израилева (4Цар.5:1-15). В благодарность за чудо Нееман предложил пророку Елисею дары, но тот решительно отказался, но нечестивый слуга пророка Гиезий попытался извлечь собственную выгоду из благодарности сирийца. Он взял у него «два таланта серебра в два мешка и две перемены одежд» и спрятал дома. В наказание за этот поступок он сам был поражен проказой (4Цар.5:27).
Исцеление Неемана в водах Иордана было прообразом того, что с пришествием Мессии воды иорданские, а через них и все естество водное, станут источником спасения не только для иудеев, но и для всех народов, уверовавших во Христа.
Крещение Господне. Святое Богоявление
В тридцатый год земной жизни Господа нашего Иисуса Христа наступило время Его Божественного явления израильскому народу (Чис.4:3). Вдали от людей, в глубине суровой Иудейской пустыни, у берегов Иордана был «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии, в пустыне» (Лк.3:2), посылавший его крестить водою и возвестивший ему знамение, по которому Иоанн должен был узнать пришедшего в мир Мессию.
Согласно ветхозаветным пророчествам, прежде явления Мессии должен был явиться Израилю Вестник, Предтеча, Ангел Господа, чтобы приготовить сердца народа Израиля к принятию обетованного Мессии. О нем еще за 700 лет до Р.Х. пророк Исаия предсказал: «Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис.40:3). А за 400 лет до Р.Х. пророк Малахия называл Иоанна Крестителя Ангелом Господним: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною. И внезапно придет в Храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета (Мессия), Которого вы желаете. Вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал.3:1).
Само место, которое Иоанн Предтеча избрал для проповеди, глубоко символично, поскольку рядом с ним св. пророк Илия завершил свою земную миссию и был вознесен на небо. Образ Иоанна Крестителя, пророка и обличителя народа, носившего суровую печать пустыни и питавшегося акридами (вид саранчи) и диким медом, его аскетическая внешность, одежда из верблюжьего волоса, кожаный пояс были настолько схожи с образом пророка Илии (4Цар.1:8), что Иоанну приходилось даже отрицать перед своими современниками своё с ним тождество (Ин.1:21). Иоанн Креститель не был пророком Илией, он нес свое служение, по свидетельству Архангела Гавриила, «в духе и силе Илии» (Лк.1:17). Пророчество Малахии о приходе пророка Илии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного» (Мал.4:5), исполнится при Втором Пришествии Христа.
Повинуясь гласу Божиему, св. Иоанн Предтеча ходил по всей стране иорданской, проповедуя «крещение покаяния для прощения грехов» (Лк.3:3) и приближение Царства Небесного, то есть Царства Мессии (Мф.3:2). Его Сила духа и авторитет слова были настолько сильны, что «выходили к нему вся страна Иудейская и Иерусалимляне, и крестились от него все в реке Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф.3:6). Подтверждает это также свидетельство Иосифа Флавия: «Народ, восхищённый учением Иоанна, стекался к нему в великом множестве, и власть этого мужа над иудеями была столь велика, что они готовы были сделать по его совету все, и даже сам царь Ирод [Антипа] боялся власти этого великого учителя».
Во времена всеобщего ожидания Мессии, у многих иудеев возникал вопрос: не является ли сам Иоанн Христом? Но Иоанн Предтеча, последний пророк Ветхого Завета, указывал им на Спасителя: «Идет за мною Сильнейший меня, у Которого я недостоин, наклонившись, развязать ремень обуви Его. Я крестил вас водою, а Он будет крестить вас Духом Святым» (Мк. 1:7-8).
Крещение Иоанново не было еще благодатным христианским крещением, оно было лишь приготовлением к нему, мостом, соединяющим иудейское и христианское крещение. Слово «крестить» (по-гречески «Балтию») означает «погружать». Крещение в воде тех, кто каялся и открыто исповедав свои грехи, было связано с ветхозаветными омовениями (Исх.19:10; Лев. 14:8; Лев.8:6). Наряду с этими ветхозаветными образцами практиковалось также появившееся, предположительно, в 1-м в. до Р.Х. крещение прозелитов, которое вместе с обрезанием являлось внешним знаком их обращения в иудаизм.
К берегам Иордана среди толпы народа приходит к Иоанну обетованный Ангел Завета, Царь неба и земли, Тот, Которым вначале все сотворено и Которым доныне стоит мир, являя Собой совершеннейший пример смирения и послушания Небесному Отцу (Фил.2:6-8), чтобы наравне со всеми совершить омовение.
По преданию Крещение Господне имело место ночью, перед рассветом, при значительном стечении народа. Не знавший лично до того времени Спасителя (Ин. 1:33) Иоанн, увидев Его издали, по откровению обитавшего в нем Духа Божия и проникая в тайну домостроительства Божия, своим перстом указал на грядущего Мессию: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня» (Ин. 1:29-30). Услышав это, двое из учеников Иоанна, Апостолы Андрей Первозванный, брат Симона Петра, и, предположительно, Иоанн Богослов, присоединились к Иисусу Христу (Ин. 1:35-51).
Своим схождением в воды Иордана Господь исполнил волю Божию (Пс.39:7-9), погребая в воде всего ветхого Адама, а прикосновением Своего пречистого тела освятил Собою «всех вод естество» и сокрушил «главы змиев в воде» (Пс.73:13). Будучи безгрешен, во всем подобен нам, кроме греха, Он не нуждался в крещении как очищении от личных грехов. Он взял на Себя все человеческие неправды и беззакония и, не оскверняясь ими, принес Себя Самого в искупительную жертву за нас.
Крещение Господне, как и Рождество Христово, было уже преддверием Голгофы, в котором Агнец Божий предуготовляется на заклание, а Его явление миру было уже началом пути к Распятию. Свет Христова Крещения - это свет Голгофской славы, который освещает весь путь служения Господа на земле, Свет Крестной, жертвенной, самоистощающейся любви. С погружением Спасителя в воды Иордана раскрывается тайна вольного божественного кенозиса-истощания (Фил.2:6-10), который, начавшись в воплощении Бога Слова, через пещеру Вифлеема приведет потом к мраку Гефсиманской ночи и завершится кровавым омовением на Кресте Голгофы. А последней мерой Его единства с нами будет Его сошествие во ад.
Когда Христос выходил из воды, отверзлись небеса, и Иоанн Предтеча увидел Духа Святого, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Христа, и был слышен голос Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17). Как долго мир ждал этого дня, о котором века назад молился пророк Исайя: «О, если бы Ты расторг небеса и сошел!» (Ис.64:1).
Этого видимого сошествия Святого Духа на Христа ждал Иоанн Предтеча, потому что Бог в самом начале, посылая его на проповедь, сказал ему: «/Та Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин.1:33). С этого момента Иоанн Креститель без малейшего сомнения свидетельствовал всем об Иисусе как о Мессии и Агнце Божием, берущим на Себя грехи мира.
Описанное в Евангелии явление Духа Святого имеет свои параллели в Ветхом Завете. В самом начале книги Бытия описано, как при творении мира: «Дух Божий носился над бездной» (Быт. 1:2), что буквально означает «парил» (евр. «реял»), подобно тому, как парит в небесах птица. Голубь - вестник, символ примирения людей с Богом и восстановления мира. Голубь, выпущенный из ковчега и возвратившийся с зеленой оливковой ветвью, возвестил Ною об окончания потопа и о прекращении небесного гнева.
В соответствии с предвечным Божиим Советом в Крещении Господнем совершилось явление Триединого Бога: Крещение Сына, глас Отца, сошествие Духа (Мф.З:16-17; Мк.1:9-11; Лк.3:21- 22). Бог Сын приходит на Иордан принять крещение от Иоанна, Бог Дух Святой снисходит на Сына с небес, а Бог Отец свидетельствует о возлюбленном Единородном Своем Сыне, чтобы мир мог узнать Его и принять как Спасителя мира. Крещение Господне стало началом явления Божественного света в мире (1 Ин. 1:5). Говорят об этом и древнее название праздника - Праздник Светов, — и церковные песнопения: «Явился ecu днесь вселенней, и свет Твой, Господи, знаменася на нас (открылся в нас) ... Пришел ecu и явился ecu, Свет неприступный».
Крещение Господне стало основанием таинственно-благодатного возрождения человека водою и Духом в христианском таинстве Крещения и открыло ворота в благодатное Царство Мессии всем желающим стать его членами. Как иорданские струи открыли еврейскому народу вход в Землю Обетованную, так Таинство Крещения открывает нам вхождение в Церковь.
Таинство Крещения водою и Духом именуется также «банею пакибытия», т.е. омовением в жизнь вечную. В ночной беседе с Никодимом Господь сказал: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше» (Ин.З:5-7).
Святая Церковь еще с апостольских времен празднует день Святого Богоявления. Самым ранним письменным упоминанием о существовании праздника Крещения Господня является свидетельство Афанасия Великого, архиепископа Александрийского (298-373 г): «Кто не примет водного омовения в день Крещения Господня, да будет отлучен от Святых тайн на 40 дней. Если же кто будет увлекать за собой [других], да будет извержен из Церкви, пока не принесет покаяние. Ибо отказывающиеся воспоминать благодатное Крещение Господа, обновиться в святых и честных водах, в которых пребывал Сам Господь, освятив их Своим естеством, суть еретики, отрицающие и Церковь, и Крещение».
Самое раннее упоминание об особом почитании воды, набранной в день Крещения Господня, и о её чудесных свойствах содержится в одной из проповедей святителя Иоанна Златоуста около 387 г. Святитель Епифаний Кипрский (ок. 315-403 гг.) также сообщает, что вода в реке Нил в Египте после освящения в праздник Крещения Господня меняла свои свойства.
Прямо от берегов Иордана Спаситель ушел в пустыню на сорок дней для поста и молитвы по преданию в каменистые пещеры Горы Искушения. После этого Он вышел проповедовать на палимые солнцем дороги Галилеи и Иудеи, заполненные толпами жаждущих Его слова и чудес, а потом через Гефсиманский сад пришел к каменным стенам «побивающего пророков» Иерусалима.
Похожие записи