Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Святая Земля
Страна, ставшая Божиим Промыслом земной родиной Господа Иисуса Христа и духовной родиной всех христиан, не случайно носит такое имя. Она послужила географическим местом благодатной встречи человека с Богом, местом сочетания земли с Небом. Ее земное пространство было избрано Господом как место ветхозаветного Божьего Откровения в Его народе и новозаветного Откровения в Его Сыне - Иисусе Христе.
Святая Земля свидетельница священных событий евангельской истории: Благовещения Пресвятой Богородицы, Рождества Христова, Сретения и Крещения Господа, явления Его в Фаворском Свете Преображения, Вознесения Господа на небеса и Сошествия Святого Духа на Апостолов. На этой земле сосредоточилась история духовного развития человечества и произошли события, поменявшие естественный ход истории, здесь Спаситель мира умирал на Кресте Голгофы и, победив смерть, Воскрес на третий день, выйдя из Своего гроба. Здесь словом, исходящим из уст обещанного пророками Христа-Мессии, обретали утешение унывающие, исцелялись расслабленные душой и телом, очищались прокаженные, прозревали слепые, глухие слышали и мертвые восставали от гроба. Здесь Слово Божие послужило посевным зерном полноты богоугодной жизни, а чуткая христианская душа все еще способна молитвенно расслышать, как Дух Святой ударяет в струны Давидовой Псалтири.
Святая Земля - это земля библейская, особое пространство священной истории и священной географии Ветхого и Нового Завета. Это земля, где воссияло светом веры великое множество угодников Божиих: патриархов, пророков и Апостолов, первых невинно убиенных мучеников за Христа и исповедников, святителей и целого сонма подвижников: преподобных отцов и святых жен. Это также место важных событий в конце земной истории, когда наступят последние дни человечества.
Святая Земля, ставшая колыбелью христианской веры, навсегда останется дорогой и близкой сердцу каждого православного человека.
Названия Святой Земли
Эта священная земля на протяжении веков имела много названий: Земля Ханаан, Земля Обетованная, Земля Израиля, Палестина, Святая Земля, часто ее называют также Пятым Евангелием. Дословное выражение «Святая Земля» как место особого Божия присутствия встречается в Священном Писании Ветхого Завета у пророка Захарии (Зах.2:12), в книге Исход (Исх.3:5) и в двух неканонических книгах, отражавших народное употребление этого названия: книге Премудрости Соломона (Прем. 12:3) и Второй Маккавейской книге (2Макк.1:7).
Одно из древнейших библейских названий этой земли - Ханаан (евр. «Кэnа‘аn», Суд.4:2), «Ханаан, земля филистимская» (Соф.2:5), земля Ханаанская, или земля Хананеев (Быт. 11:31; Исх.3:17), границы которой указывает текст книги Иисуса Навина (5:10-12). Там сообщается, что манна небесная перестала падать после того, как народ перешел через Иордан и начал вкушать плоды земли Ханаанской.
В Ветхом Завете встречаются также и многие другие ее наименования: «земля евреев» (Быт.40:15) «пределы Израильские» (1Цар.11:3), «земля Израилева» (1Цар.13:19), «земля сынов Израилевых» (Нав. 11:22) «Иудейская земля» (Иер.39:10; Неем.5:14), «Иудея» (Иер.3:8; 3:10; 2Пар.35:24), «земля Господня» (Ис. 14:2; Ос.9:3), или просто «земля» (евр. Eretz). В книгах Нового Завета она именуется: «земля Израилева» (Мф.2:20), «земля обетованная Аврааму» (Евр. 11:9), однако подчеркивается, что Авраам и другие патриархи были на этой земле «странниками и пришельцами» и искали отечества небесного (Евр.11:14; Евр.11:16).
Греческие писатели, начиная с Геродота, называли эту землю Палестина (древ-евр. «Филистия», дословно «вторгшиеся») или Сирия Палестинская, что соответствует некоторым ее библейским названиям в Священном Писании, где «Ханаан» и «земля Филистимская» являются иногда синонимами: «И жил Авраам в земле Филистимской, как странник, дни многие» (Быт.21:34), «Ханаан, земля филистимская» (Соф.2:5), «Восклицай Мне, земля Филистимская!» (2Цар.8:2; Пс.59:10; Ис. 14:29 и др.). Однако чаще всего выражение «земля Филистимлян» означает прибрежную полосу между Яффой и Газой, где жили филистимляне со времен патриарха Авраама (Быт.21:34).
В Священном Писании сообщается об этой стране, что она изобилует Божиими дарами и описывается как «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед» (Исх.3:8; Иер.11:5), однако иногда говорится о ней как о «земле пустой, иссохшей и безводной» (Пс.62:2). Эта библейская «тучная земля» (Неем.9:25) наполняется водою от дождя небесного и именуется «прекрасной страной» (Дан.8:9), «вожделенной землей, прекраснейшим наследием множества народов» (Иер.3:19), и землей, «драгоценнейшей всех у Тебя» (Прем. 12:7).
Святая Земля была обещана Богом ветхозаветным патриархам и их потомкам, т.е. библейскому народу Израиля, который получил ее после Исхода из Египта. Однако, согласно свидетельству Священного Писания, она принадлежит исключительно Богу и называется Его «наследием, уделом» (1Цар.26:19; 2Цар.14:16) и «землей Господней» (Ис. 14:2), и по этой причине ее «не должно продавать навсегда, ибо Моя земля: вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев.25:23).
На протяжении около 2000 лет - от патриарха Авраама до евангельских времен эта земля была свидетельницей событий истории спасения человеческого рода. Патриарх Авраам, которому Бог обещал эту землю жил в ней как странник и пришелец, и только двенадцать колен Израиля после Исхода из Египта получили ее в подлинное наследие: «Ибо Господь, Бог твой, ведет тебя в землю добрую, в землю, где потоки вод, источники и озера выходят из долин и гор, в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка,.» (Втор.8:7-9).
В Земле Обетованной с древнейших времен пересекалось огромное количество племён, народов и культур: амореи, ханаанеи, хетты, иевусеи, ферезеи, евреи, ассирийцы, филистимляне, египтяне, финикийцы, вавилоняне, персы, греки, римляне, арабы, крестоносцы, мамелюки, турки, англичане и многие другие. Древние цивилизации и многие народы, чьи правители пытались оружием завладеть этой важной для них территорией, в той или иной мере оставили свой след в ее истории. Святая Земля, расположенная на перекрестке великих империй древности, несмотря на свою трагическую историю, стала местом, где возникла особая библейская цивилизация. На этой священной земле, имевшей с географической точки зрения совершенно крохотные размеры, раскрылась вся глубина Откровения Божия в событиях человеческой истории двух Заветов.
География Святой Земли
Определение географических границ территории Святой Земли различается в разных местах Священного Писания. Самые обширные ее пределы даны в обетовании патриарху Аврааму: «...от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата» (Быт. 15:18), но чаще всего говорится, что это «земля Хананеев» (Исх.3:17; Числ.34:2) и «Аморреев» (Втор. 1:7), что означает вхождение в нее части территории восточнее реки Иордан (Числ.32:1; Втор.2:24; Нав.13:8-33).
При царе Соломоне ее границы простирались «от входа в Емаф до реки Египетской» (ЗЦар.8:65, Шар. 13: 5). Древний город Емаф находился севернее Дамаска, а под рекой Египта подразумевается Нил. В библейских текстах границы Земли Обетованной преимущественно определяются от города Дана на севере до Вирсавии (евр. Beer-Sheva) на юге (2Цар.17:11; Суд.20:1) и от Средиземного моря на западе до реки Иордан на востоке. Южные границы современного Израиля значительно выступают за пределы указанных границ.
Святая Земля занимала важное место в истории древнего мира. Расположенная в центре мировых цивилизаций, она стала мостом, соединяющим древний Египет и Месопотамию, т.е. Африку и Азию. В географическом и духовном плане эта территория никогда не была закрытой и находилась в постоянном контакте с Аравией и Месопотамией, через Иран (Персию) общалась с Индией, через Египет и Нубию - с Африкой, а также через Малую Азию и средиземноморские острова - с Европой. Святая Земля имела стратегическое значение как сплетение важных сухопутных и морских дорог, однако часто находились в зависимости от своих более могущественных соседей. Ее прибрежную полосу и Изреельскую долину пересекали караванные торговые пути, среди которых т.н. Морской Путь (лат. Via Maris буквально — «дорога моря») соединял Египет и северные государства Сирии, Анатолии и Месопотамии.
В пророческом видении эта страна уподоблена хорошо огороженному и защищенному винограднику (Ис.5:1). Ее морские берега были лишены хороших гаваней, а по Иордану, единственной судоходной реке, невозможно было проплыть ни на корабле, ни на парусном судне. Избранный народ жил здесь, по выражению пророка Иезекииля, «на вершине земли» (Иез.38:12), а Иерусалим в историческом смысле был поставлен «среди народов» (Иез.5:5) V для того, чтобы, когда исполнится время, слово спасения, начиная с Иерусалима, смогло бы распространиться во все части света и «даже до края земли» (Ис.2:3; Деян. 1:8).
Протяжённость его всей географической территории с севера на юг - 470 км, с востока на запад в самом широком месте - 135 км. Общая длина границ современного государства составляет 1125 км.
По характеру поверхности Святая Земля является плоскогорьем, пересечённым глубокими долинами и ущельями, по которым в зимнее время стремительно несутся дождевые потоки. Горы и равнины чередуются с плодородными землями и засушливыми пустынями. На самом севере раскинулась зеленая цветущая Галилея, граничащая с Ливаном, которая традиционно делится на Верхнюю и Нижнюю. От Ливанских гор и Ермона на севере тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении территории страны. С западной стороны долины Иордана они известны под названием Кармильских и Ефремовых гор, на востоке соседствуют с ней Галаадские и Аваримские горы в земле Моавитской. Горные высоты прерываются обширными плодородными равнинами. Самой урожайной считается Изреельская долина, или, по-другому, Ездрелонская долина, тянущаяся от горной гряды Кармила на западе до Иордана на востоке. На севере она граничит с холмами Галилеи и самарийскими, или Евремовыми горами. С древнейших времен эта равнина служила главным боевым полем всех исторических битв как в ветхозаветные, так и новозаветные времена.
Плодоносными являются также Иорданская и приморская равнина, называемая Саронской. В библейские времена долина Сарон служила для Иудеи пастбищем. Иорданская долина, расположенная более чем на 330 м ниже уровня моря, делит страну на две половины, из которых западная значительно больше и плодороднее восточной. Она является частью крупного геологического разлома - Сирийско-Африканской рифтовой зоны.
Крупнейшей рекой в стране является Иордан, который течёт с севера на юг, берёт начало у подножия горы Ермон, протекает через Тивериадское озеро (Галилейское, Кинерет) и, наконец, впадает в Мёртвое море. В нижнем течении она является естественной границей между Израилем и Иорданией. В библейские времена реки были более полноводными, сейчас они совсем незначительны и обычно пересыхают летом. Исключение составляют реки Киссон (евр. поток Кишон), длиной 13 км, и Ме-Иаркон (евр. воды Яркона), длиной 26 км, впадающие в Средиземное море.
Прибрежная долина пролегает вдоль средиземноморского побережья с песчаной береговой линией протяжённостью 190 км. Ее окаймляют плодородные земли, которые уходят примерно на 40 км вглубь страны. Вдоль Средиземного моря сосредоточена в основном вся промышленность, сельское хозяйство и туристические объекты государства.
Вытянутая с севера на юг полоса между Иудейскими горами, Мёртвым морем и западным берегом реки Иордан носит именование Иудейской пустыни. Эта пейзажная холмистая пустыня в древности являлась одним из центров монашеского движения и служила убежищем для повстанцев. В наши дни здесь расположено несколько православных монастырей, в ней живут бедуины и еврейские поселенцы.
К югу от Мертвого моря до Эйлатского залива располагается часть Аравийской пустыни называема также Арава. Она характерна засушливым и жарким климатом, однако достаточно плотно покрыта растительностью. На юге она граничит с самой большой пустыней Негев, занимающей почти половину территории страны.
Ближе к центру - невысокие холмы Иудеи, в самом центре расположена Самария. Плавные линии холмов Иудеи и Самарии с нисходящими террасами перемежаются остроконечными вершинами и спускаются в плодородные долины, усеянные вековыми зелеными масличными садами.
Климат
Святая Земля - это страна не только географических, но и климатических контрастов: от покрытых вечными снегами вершин Ермона на севере до знойной Иудейской пустыни возле Мертвого моря, лежащего на 437 м ниже уровня океана,
- на юге. В основном выделяются три зоны: средиземноморская, пустынная и горная,
- климат в которых плавно переходит от умеренного до тропического. Разнообразие климата вызвано близостью моря у его западных границ, наличием пустыни и сложным рельефом на востоке.
Характерных для субтропиков времен года практически только два: прохладная дождливая зима и жаркое сухое лето. Осень и весна здесь очень короткие и не всегда заметные. Средние температуры в январе от +10°С до +20°С, в июле - от +28°С до +35°С, однако одна и та же температура из-за разницы во влажности воздуха в разных районах страны воспринимается по-разному.
Осадки выпадают лишь с конца октября, усиливаются в декабре-феврале и совершенно прекращаются в марте-апреле. Дожди иногда выпадают с градом, а в гористых местах бывает и снег (Пс. 147:5). Он обычно появляется два-три раза в год на высотах нагорий, но быстро тает, удерживаясь несколько дней лишь на северной части Голанских высот, и лежит плотным покровом в один-два метра только на горе Ермон.
Похожие записи