Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
Вифлеем - небольшой городок, расположенный на каменистой возвышенности к югу от Иерусалима, поросшей виноградниками, масличными рощами, миндалевыми деревьями и смоковницами. Жители Вифлеема, удаленного от важных караванных путей древности, вели, в основном, пастушескую и земледельческую жизнь. Вифлеем оставил след уже в ветхозаветной истории. На северной окраине города расположена могила прекрасной Рахили, супруги праотца Иакова. Над гробницей, почитаемой иудеями, христианами и мусульманами, в XVIII в. было построено купольное сооружение. В период Судей из Вифлеема в Моав во время голода переселилась семья Елимелеха и Ноемини. Их cын затем женился там на моавитянке Руфи. После смерти мужа Руфь, не желая покидать свекровь, последовала за ней в Вифлеем. В Вифлееме Руфь подбирала упавшие колосья на поле своего богатого родственника по мужу Вооза, чтобы прокормить свекровь и себя. Вооз впоследствии взял ее себе в жены. Руфь родила сына «и нарекли ему имя: Овид. Он отец Иессея, отца Давидова» (Руфь 1-4). В Вифлееме в семье Иессея родился Давид и был помазан на царство пророком Самуилом. Из Вифлеема царь Саул призвал Давида, чтобы он играл на гуслях, когда на Саула нападал злой дух (1 Цар. 16:14-23). В городе Давидовом сохранился колодец, связанный с именем Давида, и напоминающий о его борьбе с филистимлянами (2 Цар 23:8-17). За 750 лет до Рождества Христова пророк Михей возвестил, что незначительная тогда деревушка Вифлеем станет местом рождения Мессии (Мих. 5:2-5). В правление римского императора Августа и во дни царя Ирода, когда по всей земле проводилась перепись населения, в Вифлеем из Назарета пришел праведный Иосиф Обручник с Пресвятой Девой Марией, потому что он был из дома и рода Давидова. Здесь, в Вифлееме, родился Спаситель мира Господь Иисус Христос (Мф. 1:18-25; Лк. 2:1-7). В ночь Рождества пастухи, охранявшие стадо в окрестностях Вифлеема, услышали ангельское благовестие о Пришествии в мир Спасителя: «…ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» Оставив стадо, пастухи поспешили в Вифлеем поклониться родившемуся Христу. В Вифлееме на восьмой день над Богомладенцем совершилось обрезание и Ему нарекли имя Иисус (Лк. 2:21). После возвращения Богоматери с Младенцем и Иосифом из Иерусалима в Вифлеем после совершения положенного обряда в иерусалимском храме на сороковой день, волхвы, следуя за звездой, пришли с дарами в Вифлеем поклониться родившемуся Христу (Мф. 2:1-12). После ухода волхвов Иосиф с Богоматерью и Младенцем по повелению ангела бежал из Вифлеема в Египет, а разгневанный царь Ирод приказал убить всех младенцев в Вифлееме в возрасте двух лет и младше (Мф. 2:13-18).
Сегодня место Рождества Христова в Вифлеемском вертепе указывает серебряная звезда. Рядом с ней – место Вифлеемских яслей, в которых лежал Богомладенец. (Сами Ясли находятся в Риме) Над Вифлеемским вертепом возвышается византийская базилика с древними мозаиками VI века. На южной стене ее главного нефа запечатлена в мозаике родословная Иисуса Христа по Евангелию от Матфея (Мф. 1:1-16), а на северной – по Евангелию от Луки (Лк. 3:23-38). Рядом с Вифлеемским вертепом, на месте древнего городского кладбища, сегодня почивают мощи; Вифлеемских младенцев – мучеников. В храмовом комплекс, рядом с пещерой Рождества имеются пещеры, которые христианская традиция связывает с памятью блаженного Иеронима (+ 420), известного экзегета и автора латинского перевода Священного Писания (Вульгаты), а также с памятью его духовных дочерей - блаженной Павлы и Евстохии. От Вифлеемской базилики за несколько минут можно доехать до Поля пастушков, где в ночь Рождества ангелы возвестили пастухам о рождении Спасителя, и где в ветхозаветные времена разворачивались события из книги Руфь. В базилике Рождества Христова в Вифлееме, в нескольких метрах от спуска в Пещеру Рождества Христова находится чудотворная Вифлеемская икона Пресвятой Богородицы.
Вифлеемская икона Божией Матери была пожертвована в базилику Рождества Христова Русским Императорским домом (точная дата неизвестна). Риза ее изготовлена из платья преподобной мученицы Елизаветы (великой княгини Елизаветы Феодоровны Романовой, 1864-1918 гг.). Святой образ русского письма. Его особенность в том, что это единственная из прославленных икон Божией Матери, на которых Пресвятая Дева улыбается. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница». Уже в наше время Вифлеемская икона прославилась многими чудотворениями. Она очень почитается в Палестине, причем не только христианами, но и мусульманским населением, а также многочисленными паломниками со всего мира. По сложившейся традиции, перед этой иконой, находящейся перед входом в пещеру, где от Пречистой Девы родился Христос Спаситель, молятся о даровании детей, вообще об их благополучии и о благополучии семейном.
Базилика Рождества Христова
Фасад храма утратил свой первоначальный облик в результате многократных перестроек. На западном фасаде находились изображения трех волхвов, благодаря которым персы в 614 г. не разрушили базилики, узнав в их изображениях своих земляков. В базилику, построенную императором Юстинианом, первоначально вело три входа, в наше время оставлен только один - центральный, остальные заложены. В XVIII в. был добавлен мощный контрфорс для укрепления ветхой восточной стены.
В притвор храма ведет низкая и узкая дверь наподобие калитки, которая заставляет каждого поклониться при входе в храм, поэтому эту крошечную дверь называют сейчас «Вратами смирения». Ее высота (120 см) препятствовала мусульманам заезжать внутрь храма верхом на лошадях или верблюдах и осквернять святое место. Непосредственно над Вратами смирения в каменной кладке стены отчётливо видны контуры арки с характерными сводами времен крестоносцев, а над ней консоль и карниз портика времен императора Юстиниана. В притворе, перед входом в базилику, находятся деревянная дверь, выполненная с большим мастерством армянским резчиком по дереву и подаренная храму в 1227 г., о чем свидетельствует сохранившаяся древняя армянская надпись.
Внутренность храма поражает своей величественной простотой, храня в себе блеск былого византийского царского великолепия и память грубого варварства минувших эпох. Сорок четыре колонны высотой в шесть метров каждая, увенчанных капителями коринфского ордена из белого мрамора, делят базилику на пять нефов. Колонны выполнены из Вифлеемского розового камня, но настолько мастерски отшлифованы, что кажутся мраморными.
По центру храма, на высокой и просторной солее, с деревянных стропил потолка свисают великолепные паникадила, выполненные из чистого серебра, и подаренные русским императором Александром III. Примечательно, что два самых больших паникадила символически увенчаны копиями корон русских царей, короной императора и императрицы. В храме всегда царит атмосфера Рождества Христова, царские паникадила в любое время года украшены стеклянными рождественскими шарами. Иконостас из резного дуба с иконами местного и праздничного ряда и большим Распятием был изготовлен в Греции и установлен в 1764 г.
Колонны в храме, по мнению исследователей, украшали первую базилику, построенную здесь св. царицей Еленой. Эти колонны расписывал мастер, монах с Кипра по имени Ефрем, в XII в. в особой древней иконописной технике воскописи, при которой краска смешивалась с расплавленным воском (техника энкаустики). На колоннах изображены частично стертые временем различные восточные и западные святые без всякой видимой системы. В ряду таких великих восточных святых, как преп. Антоний и Макарий Великие, бессребреники Косьма и Дамиан, апостол Иоанн Богослов и великомученик Георгий Победоносец, прп. Феодосий Великий, Онуфрий Великий и Савва Освященный, прор. Илия изображены латинские святые Леонардо, Викентий, Катальдо и Кнут Датский. Имена святых угодников написаны на греческом и латинском языках. Причем в греческом языке допущены грамматические ошибки. Здесь можно рассмотреть интересную для исследователей истории перстосложения подробность. Примечательно, что на этих росписях св. Евфимий и католический святой Катальдо изображены благословляющими двумя перстами: указательным и средним.
На западной стене над центральным входом находилась когда-то мозаика, изображающая «Отрасль Иессееву» - родословную линию Иисуса Христа от корня Иессеева (Ис.11:1-3). На южной стене сохранились фрагменты изображений предков Христа, согласно Евангелию от Матфея, а на противоположной стене, по свидетельствам древних паломников, была изображена родословная по Евангелию от Луки. На втором ярусе южной стены частично видны сокращенные тексты постановлений Вселенских соборов, на которых была сформирована вся догматическая база церковного вероучения. В средней части северной стены выложены мозаичные изображения основных решений шести поместных соборов.
В период с 2013 по 2017 г. в базилике были проведены масштабные работы итальянской реставрационной компанией Piacenti SpA. Реставраторы утверждают, что настенные мозаики напоминают византийские мозаики по всему Средиземноморью - в Сицилии, Флоренции и Равенне, а растительные и животные мотивы поразительно похожи на мозаики византийской эпохи в Иерусалиме. Мозаики выполнены из кусочков стекла, перламутра и местных камней, украшенных золотой и серебряной фольгой. На четвертом ярусе, в проемах между окнами, сохранились замечательные мозаичные изображения шагающих семи Ангелов с наклоненной головой, высотой в два с половиной метра, направляющихся для поклонения Новорожденному Богомладенцу. Изображение седьмого Ангела, долгое время считавшееся утраченным, было обнаружено реставраторами под слоем штукатурки в июле 2016 г. Хорошо сохранившееся мозаичное изображение этого Ангела высотой в два с половиной метра было открыто с помощью тепловизора: специалисты тщательно исследовали стены церкви и обнаружили в этом месте изменение цвета штукатурки. Выяснилось, что под позднейшими наслоениями была скрыта мозаика, изображающая фигуру Ангела. Реставраторы, осторожно удалив штукатурку, увидели сверкающее лицо из перламутра, а затем «золотые» пластинки нимба. Находку совершила ассистент реставратора Сильвия Стариньери (Silvia Starinieri), устройство тепловизора, зафиксировало разницу температур, различных составляющих изображения штукатурки, перламутра, кусочков мозаики.
На восточных стенах трансепта, по обеим сторонам иконостаса, тоже частично сохранились мозаичные изображения: Уверение апостола Фомы, Вход Господень в Иерусалим и Вознесение Господне. В начале XVII в., по сообщениям паломников, были видны еще изображения пророков: Михея, Иезекииля, Исаии, Иоиля, Амоса и Наума, а также надпись с текстом мессианского пророчества (Чис.24:17). На южной стене алтаря в двуязычной надписи упомянуты византийский император Мануил I Комнин и иерусалимский король Амальрик, на средства которых в 1161-1165/69 гг. были отреставрированы мозаики, а также имя художника - монаха Ефрема с Кипра, - осуществившего работу. На северной стене сохранилась мозаичная надпись с именем художника - «Basilius Pictor» - с пояснением по-сирийски, где он назван диаконом. Историки предполагают, что это был тот самый Василий, который оформлял Псалтирь Мелисенды, великолепно иллюстрированную рукопись, созданную около 1135 г. в Иерусалимском королевстве крестоносцев, во время правления королевы Мелисенды.
На одной из колонн, у входа в пещеру Рождества, можно увидеть изображение «Спаса нерукотворного», написанное в XII в. греческим монахом Ефремом. В субботу 19 октября 1996 г. произошло чудо. Лик Спасителя ожил, глаза отрывались и закрывались, как у живого человека, из глаз текли слезы, которые стекали вниз по колонне... Тысячи паломников из разных стран стали свидетелями необыкновенного чуда. Первым чудо заметил священник храма, греческий архимандрит Афанасий. Иерусалимская Патриархия официально объявила о произошедшем чуде, о нем писалось в международной и даже израильской прессе (The Jerusalem Post, Едиот Ахронот).
От первой Константиновской базилики сохранились фрагменты прекрасных напольных мозаик, которые были обнаружены в 1934 г. при ремонте полов. Они частично доступны для обозрения в нескольких специально оборудованных раскопах, прикрытых в наше время деревянными люками. На древнем уровне пола можно увидеть изображения раннехристианских «гамматических» (лат. Crux gemmata) крестов с загнутыми под прямым углом концами, направленными против часовой стрелки. Такие кресты изображались в катакомбах Рима, в Греции и на Кипре. Среди многих интерпретаций существует и такая, что греческая буква «гамма», четырежды повторяющаяся в кресте, имеет числовое значение «3» и символизировали Святую Троицу.
Такие графические символы использовались тысячелетиями в культурах разных народов. Также они были обнаружены при раскопках археологами на мозаиках древних синагог в Израиле в Эйн-Геди и Маоз Хаим на Голанских высотах. Особое внимание привлекает панель с мозаикой, в которую вписана монограмма «IXΘYƩ» (греч. «рыба»), которая является одним из самых древних христианских символов и содержит в себе первые буквы греческой фразы: «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». В южном нефе, справа от входа, находится древняя каменная восьмигранная купель, в которой, по преданию, крестили детей и новообращенных взрослых только в воде, привезенной из Иордана. Эта купель времени императора Юстиниана размещалась раньше в центральной части главного нефа. На ее боковой стороне сохранилась надпись на греческом языке: «В память за упокой и во оставление грехов рабов, их же имена, Ты Господи веси».
С северной стороны от иконостаса находится армянский престол, посвященный Деве Марии, а у восточной стены, рядом с выходом из пещеры Рождества, - коптский (абиссинский) престол, посвященный волхвам, которые, по преданию, привязали здесь своих лошадей перед тем, как вошли в Пещеру для поклонения Богомладенцу. Рядом с ним во время ремонтных работ была обнаружена замурованная сейчас древняя водная цистерна. В описаниях паломников она иногда отождествлялась с «колодезем Волхвов», где они напоили своих коней или, по другой версии, верблюдов. Устье этого колодца-цистерны облицовано плитами из белого мрамора, что говорит о его прежнем почитании.
С южной стороны от иконостаса, перед входом в пещеру Рождества, находится греческий престол, посвященный Обрезанию Спасителя на восьмой день после Рождества (Лк.2:21). Святая Церковь отмечает этот праздник 1/14 января, т.е. на восьмой день после праздника Рождества Христова.
Слева от престола Обрезания Господня в деревянном киоте находится чудотворная икона Вифлеемской Божией Матери. Отличительной особенностью иконы является то, что это одна из немногих прославленных икон Божией Матери, где на лике Пресвятой Девы прослеживается легкая тень улыбки и радость Рождества, тогда как традиционно в иконографии лик Богородицы обычно изображается в состоянии молитвенно-созерцательной сосредоточенности. Икона эта глубоко символична. Божественный Младенец, сидя на руках Богоматери, левой рукой придерживает державу - символ царской власти, а правой рукой благословляет всех молящихся перед образом. Правой рукой Богоматерь указывает на Спасителя как на Путь жизни и спасения. Икона относится к иконописному типу «Одигитрия», что в переводе с греческого означает «Путеводительница».
Ясного исторического свидетельства о происхождении образа не существует, однако иконописные черты лика Богоматери указывают на ее сирийско-ливанское, т.е. арабское происхождение. В греческой среде монашествующих распространено мнение, что императрица Мария Александровна, благотворительница Русской Палестины, после очередного покушения на ее мужа, императора Александра II, в благодарность Божией Матери за спасение пожертвовала свои личные украшения и парчовые одеяния на украшение этой иконы. Драгоценные камни, подаренные русской царицей и украшавшие когда-то эту икону, растерялись, распроданные, видимо, в трудные годы для приобретения всего необходимого, однако один большой бриллиант голубовато-синего цвета до сих пор остался на своем месте. Его хранят особенно бережно в память о знаменитой царственной жертвеннице.
По другой версии, распространяемой современными гидами, парчу на ризу Богоматери подарила великая княгиня Елизавета Федоровна. Икона с таким названием находилась также в Кашоэтском соборе в Тбилиси, а другая, одноименная ей - Вифлеемская - была открыта чудесным образом в 1891 г. в каменном своде потаенной комнаты над алтарем грузинского храма в Метехи, построенного в V в. Вахтангом Великим.
В 1927 г. лампада, висевшая перед Вифлеемской иконой Божией Матери в базилике Рождества, начала сильно качаться, что было воспринято как предупреждение перед началом сильнейшего землетрясения в Иерусалиме и во всей Палестине. При этом землетрясении погибло четыреста человек и многие здания были разрушены, в том числе знаменитая Вифлеемская башня Юстиниана. Перед этой чудотворной иконой молятся не только христиане, но и даже местные мусульмане.
День празднования Вифлеемской иконы — 15/28 августа.
Пещера Рождества
Священное место, где родился Спаситель мира, Богочеловек Иисус Христос, и остановилась звезда Востока, указавшая путь волхвам, отмечено мраморным престолом, на котором имеют право совершать Божественную Литургию поочередно только православные и армяне. От алтарной конхи над престолом, вдохновлявшей некогда молящихся своей прекрасной мозаикой, сохранились только фрагменты. Иногда ее закрывают полукруглой иконой Рождества, скрывая тем самым от глаз паломников следы прошедшего времени, бури и грозы исторических потрясений.
Свет Истины, воссиявший в этой пещере, осветил всю вселенную, а сейчас она освящается Божественной Евхаристией, молитвой и верой посещающих ее людей, и тихим мерцанием множества благоговейно возжигаемых здесь свечей и лампад. Под престолом, в полукруглой нише, находится серебряная звезда с четырнадцатью лучами, символизирующими родословную линию Христа, согласно Евангелию от Матвея: «Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17). Число четырнадцать, будучи неполным, указано символично, но такой прием встречается в Священном Писании, где, например, также символично указано число сыновей Рахили: «Это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22), когда на самом деле их было двое: Иосиф и Вениамин.
На звезде внутри по кругу надпись на латыни: «Ніс de virgine Maria Iesus Christus Natus est»(«Здесь Дева Мария родила Иисуса Христа»). Звезду для Вифлеемского вертепа повелела изготовить испанская королева Изабелла II из того серебра, которое привез Христофор Колумб после открытия Америки. Эта звезда не сохранилась. Мраморная плита скрывает камень пещеры, но через отверстие в центре серебряной звезды можно к нему прикоснуться. За звездой висят шестнадцать неугасимых лампад, за которыми на стене ниши размещено шесть небольших православных икон, изображающих ветхозаветных святых, которые являются прообразами Иисуса Христа, среди них царь Давид и Мелхиседек.
В пещеру не попадает дневной свет, ее внутренность освящают 53 масляные лампады, которые принадлежат различным конфессиям.Внутрь пещеры ведут две лестницы из порфирового мрамора времен Юстиниана I, каждая из которых состоит из пятнадцати ступеней. Пол пещеры и нижняя часть стен выложены светлым мрамором, а остальная часть стен покрыта огнеустойчивой асбестовой «пеленой», пожертвованной президентом Франции Патрисом де Мак-Магоном в 1874 г. Пелена эта заменила мозаики и мраморную облицовку XII в., почти полностью уничтоженные пожаром в 1869 г.
В северо-западном углу Пещеры небольшой мраморной плитой отмечено отверстие древнего колодца, в котором, по преданию, Пречистая Дева омыла Новорожденного и куда, по старинной легенде, упала звезда, приведшая волхвов. Первым эту красивую легенду о звезде, которая вела волхвов и упала затем в один из колодцев в Вифлееме, записал в VI в. историк Григорий Турский: «И, если чистые сердцем заглядывают в него, они и ныне могут видеть в глубине отражение Звезды волхвов». Память об этом древнем предании сохранилась в записях русского паломника иеродиакона Зосимы, посетившего Вифлеем в 1420 г.: «Илезучи в печеру, у самых дверей, с левую руку, есть кладязь, в нем же видится на дне яко звезда; и ту бихом челом, и целовахом печеру и ясли».
В западной стене пещеры находится запертая дверь, которая через узкий коридор ведет в целую систему гротов, расположенных под базиликой, в которые можно войти из греческого монастыря св. Георгия или со стороны католического храма св. Екатерины. Коридор этот был прорублен монахами в 1470 г., чтобы не платить слишком высокую дань, назначенную мусульманами за вход в пещеру.
Сама пещера имеет 12,3 м в длину и 3,5 м в ширину. Во время богослужения в ней может поместиться не более семидесяти человек. Простота и скромность убранства этой пещеры служит самым лучшим напоминанием о смирении и уничижении Спасителя, проявившемся в образе Его рождения.
Придел Яслей
На этом месте первыми воздали хвалу Богочеловеку Христу простые сердцем Вифлеемские пастыри, получившие возвещение от Ангелов. Несколько позже вместе с дарами пришли поклониться Царю Мира таинственные волхвы с Востока.
Прямо у южного входа в пещеру находится место Яслей, в которые был положен Богомладенец Христос, и престол, посвященный Волхвам. В эту небольшую часовню, принадлежащую ордену францисканцев, можно спуститься по двум небольшим ступеням. Место Яслей облицовано мрамором и представляет собой углубление в полу, над которым горит пять лампад. Первоначальные ясли еще в древности были заменены другими, о чем со скорбью писал в IV в. блаженный Иероним: «О, как бы я хотел увидеть ясли, в которых лежал Господь, ныне же изначальные ясли, которые были сделаны из глины, убраны, а вместо них поставлены ясли из серебра. Благоговение же мое всецело принадлежит исконным яслям...».
Внутренняя часть Яслей через несколько лет после завоевания Святой Земли мусульманами, точнее в 642 г., была вывезена в Рим, чтобы не допустить поругания святыни. Оливковые дощечки, скрепленные металлическими полосами, хранятся сейчас в церкви Санта-Мария-Маджоре в Риме, однако существуют сомнения в их подлинности, поскольку ясли на Востоке традиционно представляли собой углубление, сделанное в камне. За Яслями у стены находится небольшой образ «Поклонение пастырей», а напротив - католический престол, посвященный Волхвам. Над алтарем расположена картина «Поклонение волхвов» работы итальянского художника Маэлло.
Тысячи христианских паломников из разных стан мира, подобно трем евангельским пастухам и волхвам с Востока, по зову Вифлеемской звезды ежедневно устремляются в эту священную пещеру, чтобы в смиренных яслях своего сердца сподобиться вновь обрести новорожденного Богомладенца Христа.
Пещеры невинно убиенных Вифлеемских Младенцев
Во дворе греческого монастыря св. Георгия Победоносца находится здание часовни, построенной над погребальными катакомбами римского и византийского периодов. В этих подземельях, по преданию, были погребены убиенные Иродом Великим невинные св. Младенцы. По обеим сторонам длинного подземного прохода пещерной часовни расположены погребальные камеры с гробницами и длинными нишами в стенах, называемые локулами. В самом конце подземной пещеры сохранился один из ранневизантийских престолов. Самые ранние каменные алтари для совершения таинства Евхаристии строились на гробницах христианских мучеников, захороненных в римских катакомбах.
С правой стороны от входа расположена высеченная в скальном грунте пещера, служившая общей костницеймартирием для существовавшего ранее при Вифлеемской базилике монастыря. В углублении обширной пещеры, расположенной рядом, в небольшом деревянном ковчеге выложена для поклонения некоторая часть сохранившихся маленьких косточек-мощей невинно убиенных Вифлеемских Младенцев. 29-30 апреля 2014 г. эти крохотные косточки замироточили, и вся часовня наполнилась благоуханием.
На стене привлекает внимание двойная икона св. Младенцев, невинно убиенных от Ирода в Вифлееме современного письма. Внизу яркими красками начертана жестокая картина их избиения, а вверху изображены их чистые души в объятиях любви Христовой. Носимое Ангелами по воздуху белое покрывало, в котором они почивают, изображено в виде иудейского молитвенного покрывала (евр. - «таллит» или «талес») белого цвета с синими полосами. Рядом в одной из больших гробовых ниш, находятся также кости взрослых людей, предположительно принадлежащие мученикам, пострадавшим во время нашествия персов в 614 г. и в другие времена.Церковное предание указывает различное количество погибших Младенцев; в византийской традиции принята цифра 14 тысяч детей; в сирийской значительно больше. Такое большое число убиенных в небольшом провинциальном Вифлееме и окрестностях вызывает сомнение у современных ученых. Это число скорее всего не просто статистика жертв, а метафора, указывающая на огромные размеры происшедшей трагедии, поскольку число «14» было особым для иудеев. Цифрой «14» описывается родословие Спасителя: «всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф.1:17). Число «14» это также число имени царя Давида, поскольку сумма цифровых значений букв в имени Давида равняется 14-ти. В Священном Писании символической цифрой «14» указано число «сыновей» праматери Рахили. В книге Бытия сыновьями Рахили называются не только рожденные ею Иосиф и Вениамин, но также и внуки (сыны Иосифа и сыны Вениамина): «это сыны Рахили, которые родились у Иакова, всего четырнадцать душ» (Быт.46:22). Именно о 14-ти тысячам «своих сыновей» плачет Рахиль спустя 17 столетий после своей земной жизни. Самое раннее упоминание об этой пещерной часовне, расположенной под южным трансептом базилики Рождества Христова, встречается в описании Вифлеемского храма Патриарха Иерусалимского Софрония I (560-638 гг.).
Согласно церковной традиции, мощи Вифлеемских Младенцев были обретены в 313 г. равноапостольной царицей Еленой. Позже они были перенесены в Константинополь и положены в храме Богородицы в Халкопратии. Русский паломник игумен Даниил в своем «Хождении» сообщает, что пещера Младенцев пуста, поскольку их мощи были перенесены, но Антоний Новгородец около 1200г. уточняет, что половина мощей Вифлеемских младенцев находилась в Константинополе, а половина осталась в Вифлееме. По описанию игумена Даниила пещера Младенцев, видимо, находилась под северным трансептом, но на чертежах, выполненных в 1596 г. монахом-францисканцем Б. Амико, греческое кладбище отмечено с южной стороны, на месте, где сейчас показывают их захоронения.
Мощи одного из Вифлеемских младенцев хранятся в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры, подаренные в 1620 г. Иерусалимским Патриархом Феофаном. Они имеются во многих городах мира.
Пещера младенцев была расчищена и украшена на пожертвования Артемия Папаконстантопуласа из греческого города Калавриты на Пелопоннесе по благословению епископа Неапольского Артемия в 1956 г. Раб Божий Артемий особыми узами связан с пещерой невинно убиенных Младенцев. В городе Калаврита, из которого он происходил, немецкими фашистами в 1943 г. в один день было расстреляно все мужское население, включая подростков и духовенство. Общее число жертв составило, по мнению историков, от семисот до полутора тысяч человек.
В южной части монастырского двора находится самая высокая колокольня во всех трех монастырях, окружающих базилику. Предположительно, колокольня первоначально представляла собой сторожевую башню, построенную императором Юстинианом. В 1927 г. башня и устроенная над ней колокольня были почти полностью разрушены происшедшим в Палестине сильнейшим землетрясением. В 1951 г. колокольня была перестроена стараниями архиепископа Неапольского Артемия и приобрела современный вид. Колокола для нее были привезены из России, а их звук считается самым красивым из всех колоколов в Святой Земле.
Похожие записи