Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
НАЗАРЕТ
Назарет (евр. Natzrat или Notzrat, араб. an-Nasira) - город Благовещения, но также город, в котором Христос провел детские и юные годы Своей жизни, живописно раскинулся на зеленых холмах Нижней Галилеи, в самом сердце Ездрелонской долины на высоте около 350 м над уровнем моря. Евангельский Назарет, также как и современный, был расположен в колене Завулона, в лощине между двумя горными хребтами.
С высоты его холмов открывается изумительный вид на цветущую долину Изреель (она же Ездрелон) с ее зелеными нивами, пальмовыми, цитрусовыми и масличными рощами, на цепи Кармильских и Гелвуйских гор, а также величественную гору Фавор. Сама его природа своей красотой и гармонией олицетворяет вечный мир, как бы земной прообраз Царствия Небесного. Весной, после зимних дождей, назаретские склоны покрываются зеленым ковром, превращаясь в цветущий сад с разнообразными цветами самых нежных оттенков: лилии, горные тюльпаны, анемоны. Мягкие известняковые породы легко размываются, образуя пригодную для сельского хозяйства почву, а верхний слой грунтовых вод прорывается в виде множества родников, что крайне редко встречается на вершинах гор. Местоположение города уникально: он удален от мирской суеты, окружен со всех сторон холмами, которые внешне напоминают лепестки цветка, защищающие драгоценный плод, поэтому блаженный Иероним Стридонский (IV в.) называл Назарет «цветком Галилеи».
Неотъемлемой частью силуэта города уже давно наряду с церковными куполами стали минареты мечетей. Население Назарета составляет около 60 тысяч арабов (христиане и мусульмане), проживающих в старом Нижнем городе. Арабы-христиане составляют примерно 40% жителей города и разделены между собой на различные вероисповедания, но православные арабы являются по-прежнему большинством. Еврейское население (20 тыс. человек) появилось в городе с 1957 г. и размещается в Верхнем Назарете (евр. Нацрат- Иллит).
Назарет сегодня - это самый христианский город в современном Израиле, в нем насчитывается около тридцати церквей и монастырей, множество христианских учреждений, представительств, благотворительных миссий, духовных школ. Назарет до сих пор единственный город в Израиле, в котором воскресенье является выходным днем. Современный Назарет - это смесь различных этнических и религиозных групп. Бок обок живут здесь арабы-христиане и арабы-мусульмане, православные греки, мелхиты, католики и многие другие. Город разделен на кварталы, которые можно распознать по куполам церквей и минаретам мечетей: православный квартал, католический, мусульманский, а также много смешанных кварталов.
Назарет мало в чем изменился с течением веков, его извилистые немноголюдные узкие улочки, стоящие вплотную друг к другу, вымощенные булыжником старые переулки, монастыри и церкви, восточный облик и неспешная жизнь горожан, разнообразные глиняные изделия, продающиеся уличными торговцами, живо вызывают в памяти евангельский рассказ об Иосифе, который, по словам Ангела, «взял Младенца и Матерь его... и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется» (Мф.2:23).
Именование Господа Назореем являвшееся непрямой цитатой из Ветхого Завета, по произношению и по смыслу ассоциируется и с еврейским словом «незер», или «нецер» - отрасль, побег, потомок. У толкователей оно обычно понимается как исполнение пророчества Исаии, где говорится об Отроке («отпрыске» и «ростке» из сухой земли), Который был «презрен и умален пред людьми», от Которого «отвращали лицо и ни во что ставили», Который «взял на Себя наши немощи, и понес наши болезни», «был мучим за грехи наши», «истязуем был, но страдал добровольно», «Который за преступления народа Моего претерпел казнь», но «ранами Его, мы исцелились» (Ис.53:3-5). Слово «Назорей» было написано и на Его кресте: «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин.19:19)Происхождение названия города объяснялось по-разному. Слово Назарет переводилось, согласно одному из толкований, как «город Незера», т.е. город, из которого выйдет (явится) в мир Назорей, человек, посвятивший Свою жизнь служению Богу и через назорейство выполняющий Свое Мессианское предназначение. Слово Назорей (евр. тд, назир — «посвящённый Богу») означает здесь «освященный», так как «святым Израиля» называется Господь у многих пророков (4Цар. 19:22; Ис.37:23).
Согласно другому толкованию, название города происходит от еврейского существительного «nеtser», означающего ветвь. Христианские экзегеты находили общее между еврейскими словами «нецер» и «цема», что тоже означает отрасль и употребляется у Исаии и других пророков: «В тот день отрасль Господа явится в красоте и чести, и плод земли — в величии и славе, для уцелевших сынов Израиля» (Ис.4:2; Иер.23:5; 33:15; Зах.З:8; 6:12).
«Netser» не является общепринятым еврейским словом для обозначения ветви, но оно понималось как мессианский титул, основанный на словах пророка Исаии: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его» (Ис. 11:1). Иессей - отец царя Давида, а слово «ветвь», звучащее на иврите как «нецер», может означать как «побег растения» или «отросток», так и, в переносном смысле, - «по томок». Слово «незер» обозначало также и диадему, расположенную на головном уборе, «кидаре» первосвященника.По названию города Иисус Христос был известен как пророк из Назарета. «Народ же говорил: Сей есть Иисус, Пророк из Назарета Галилейского» (Мф.21:11). Поскольку Христос долгое время жил в Назарете, Его называли также Назарянином (Мк.1:24; 14:67; 16:6), (Лук.4:34; 24:19). Неслучайно именно Назарет был выбран промыслом Божьим как начало истории спасения рода человеческого. Город под таким названием не упоминается в книгах Ветхого Завета, о нем ничего не говорится ни в Талмуде, ни у греческих или римских авторов. Не упоминает о нем также Иосиф Флавий, хотя в своем описании Галилеи приводит 204 названия городов и населенных пунктов. Город как будто забыт всеми. На историческую сцену выходит он только через страницы Евангелия. Из Назарета не происходил ни один царь или пророк, поэтому Нафанаил, как истинный израильтянин, спрашивает: «Из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1:46). Но и дурной славы у города тоже не было.
Не учёному Иерусалиму, а скромному, убогому Назарету суждено было первому услышать и принять спасительную весть о Благовещении. Промыслом Своим Господь избрал этот город, чтобы в нем хранилась великая мессианская тайна, сокрытая от глаз всего мира. Среди простых жителей Назарета легче было оставаться неузнанным, чем живя в Иерусалиме, где была сконцентрирована вся иудейская мудрость, где проживали, в большинстве своем, надменные ученостью и лицемерным благочестием книжники, фарисеи и саддукеи, образованные рационалисты своего времени. Это они захватили ключ разумения Закона и в обольщении своего гордого разума мечтали встретить ожидаемого Мессию и по праву потомков Авраама занять первые места в Его Царстве.
В Назарете Христос возрастал под сенью ветхозаветного Закона и в полном повиновении у смиренных родителей. В этом городе Он прожил почти тридцать лет Своей земной жизни, т.е. до самого Его вступления в открытое мессианское служение, а город, забытый всеми, стал знаменитым. Из малого, неизвестного селения он превратился в город со всемирной славой, в котором была явлена великая тайна Благовещения (Лук. 1:26). Он славен тем, что в нем Сам Спаситель мира «возрастал и укреплялся духом, в любви у Бога и человеков» и сокрытый от глаз всего мира, готовился к проповеди Евангелия. Как же точно сбылись слова пророка Исаии об этом городе: «Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую» (Ис.8:22-9:1). Город Назарет был расположен в уделе колена Завулона.
Проведенные в 50-х годах итальянским археологом Б. Багатти раскопки доказали, что в евангельскую эпоху Назарет уже существовал и был небольшим посёлком. Мимо него проходил оживленный торговый путь из Ассирии и Дамаска, через всю Палестину, в Египет, так называемый «Via Maris» (Морская дорога). Это был главный и жизненно важный караванный путь стран «Плодородного полумесяца». Караваны с шелком и пряностями шли с Востока, а навстречу им двигались караваны, нагруженные хлебом и рыбой, что, несомненно, налагало свой отпечаток на городскую жизнь. Жители Назарета занимались, в основном, сельским хозяйством, но в городе проживали также мелкие ремесленники и торговцы. Мессианские идеи, видимо, мало волновали его жителей, поэтому и проповедь Самого Спасителя не нашла отклика в их душах.
Возникновение первых поселений на месте современного Назарета датируется II тысячелетием до Р.Х. Во время раскопок были найдены дома, силосы для хранения зерна, достигающие иногда высоты двух метров, цистерны для воды, оливковые и виноградные прессы и другие предметы, употребляемые в быту. Самое раннее письменное упоминание о Назарете содержится в найденном в древней синагоге Кесарии списке священнических династий Галилеи (III-IV вв.). В нем сообщается, что в Назарете проживал священнический род Гапицец, известный также из Библии (1Пар.24:15). Члены двадцати четырех священнических черед переехали в Назарет в 135 г. после восстания Бар-Кохбы, переименования Иерусалима в Элию Капитолину и выселения оттуда всех евреев.
События Благовещения
На заре человеческой истории, после грехопадения прародителей в раю, Господь дал великое обетование о грядущем спасении рода человеческого через Семя Жены (Быт.3:15), которое сотрет главу змия, т.е. победит диавола. Исполнения этого пророчества ожидало уже допотопное человечество, которое, начиная с Каина и Авеля, приносило жертвы Богу. Благовещение Пречистой Деве Марии открыло собой «полноту времени» (Гал.4:4), т.е. исполнение обетованного и предуготованного избавления рода человеческого чрез вочеловечение Бога. По мнению ряда богословов, слова архангела Гавриила «Радуйся, Благодатная!» стали первой Благой Вестью для человечества после грехопадения в раю. Феофилакт Болгарский в толковании на Евангелие от Луки пишет: «Поскольку Господь сказал Еве: «В болезни будешь рождать детей» (Быт.3:16), теперь эту болезнь разрешает та радость, какую приносит Деве Ангел, говоря: радуйся, Благодатная!., благословенна Ты» (Лк. 1:28).
По толкованию свт. Иринея Лионского, послушание Девы Марии уравновешивает непослушание праматери Евы. Святая Дева в день Благовещения, приняв благую весть Архангела, дала Своё согласие на благодатный союз человека с Богом, который был прерван первыми людьми, и послушанием своим разрешила то, что первая Ева связала неверием. Как при сотворении праматери Евы Бог взял ребро Адама и создал из него жену, так и сейчас, из дочери Адама, Приснодевы Марии, заимствовал Он плоть, соединил ее со Своим Божеством и, облекшись в нее, стал Человеком, подобным первозданному Адаму. Бог, Которому небо V- престол, а земля - подножие ног Его, Бог, Которого не вмещает небо и небеса небес, Который Един со Отцом разделяет престол вечности, вмещается в девической утробе. Безначальный, вневременный и бестелесный Бог обрел временное начало, воплотившись от Святого Духа и пречистой плоти Приснодевы Марии.
«Днесь спасения нашего главизна, и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает...» — радуясь и ликуя, воспевает праздник Благовещения Святая Церковь. Канонические и апокрифические тексты разделили событие Благовещения на два эпизода, происходивших в разных местах: протоблаговещение у колодца, снаружи дома, и собственно Благовещение, состоявшееся внутри дома. Апокрифические тексты не изменяют Евангельского описания явления архангела Гавриила Пречистой Деве, но добавляют к нему ряд подробностей, которые легли в основу иконографии этого праздника.
В Протоевангелии Иакова - апокрифическом Евангелии, - ставшем достоянием Предания и богослужения Церкви, говорится о том, что Пресвятой Деве было поручено прясть шерсть из пурпура и багрянца для завесы Иерусалимского Храма. Сам процесс прядения завесы для храма символизирует образование плоти Богочеловека, сотканной во чреве Пречистой Девы. Также псалмопевец Давид уподоблял образование плоти человеческой искусно сотканной ткани: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (Пс.138:13). Красный цвет нити — символ жертвенной крови Христа, а также Его величия и царственности. Согласно Протоевангелию от Иакова, Пречистая Дева, взяв кувшин, отправилась за водой к колодцу и там услышала великие слова Архангела Гавриила: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты в женах» (Лк. 1:28). Этими словами небо уже примирялось с землею, райская радость через Богоотроковицу Мариам возвращалась к людям. В библейской символике образ «женщины у источника» воспринимается как начало новой жизни: у колодца праматерь Ревекка с кувшином встретила слугу Елеазара, посланного патриархом Авраамом найти жену своему сыну Исааку (Быт.24:11-20), возле колодца патриарх Иаков впервые встретил свою будущую жену Рахиль (Быт.29:1-12), у колодца в земле Мадиамской Моисей встал на защиту семерых дочерей священника Иофора, а находившаяся среди них Сепфора стала вскоре его женой (Исх.2:18-20).
В каноническом тексте говорится, что Пречистая Дева «увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие» (Лк. 1:29). Ее созерцательный ум не выражал изумления в словах, Она размышляла в безмолвии Своего смиренного сердца. Предполагается, что Архангел на некоторое время исчезает, потому что как же размышлять в присутствии небожителя? Пречистой Деве было дано время для приготовления своего человеческого сознания к ответу, что сказать Ангелу, когда он явится опять. От ее согласия, от содействия Её веры и воли зависело: родится Сын Божий на земле или нет, потому что другой Девы, способной родить Христа, нигде на земле не было. Она была избрана и предизбрана к этому великому служению.
Похожие записи