Источник информации:
Монахиня Мариам (Юрчук)
Путеводитель по Святому Граду Иерусалиму Том I
Путеводитель по Святой земле Том II
Русская Духовная Миссия 2018 год.
(Данные книги можно заказать в нашем паломническом центре)
На западном склоне Елеонской горы, являющемся продолжением древнего Гефсиманского сада, расположен Гефсиманский монастырь в честь св. Марии Магдалины, принадлежащий Русской Православной Церкви Заграницей Московского Патриархата. Его полное официальное название: «Гефсиманская женская община с храмом св. Марии Магдалины».
С территории монастыря открывается великолепный вид на Храмовую гору и замурованные сейчас Золотые Ворота. Весь участок утопает в зелени, монастырские строения окружены зелеными аллейками, живописными двориками, везде царит чистота и умиротворяющая тишина. В центре монастыря стоит, сверкая на ярком иерусалимском солнце луковками своих семи золотых куполов, храм в честь св. равноапостольной Марии Магдалины.
Этот великолепный храм, являющийся одним из лучших образцов русского зодчества, прекрасно вписывается в окружающий пейзаж, являясь архитектурной доминантой и украшением всего западного склона Елеонской горы. История его строительства и существования тесно переплетается с историей трех поколений царствовавшего в России дома Романовых.
Приобретение участка земли на этом месте и строительство храма стали результатом паломничества в Святую Землю весной 1881 г. сыновей императора Александра II, великих князей Сергея и Павла Александровичей, и их двоюродного брата великого князя Константина Константиновича. Непосредственным поводом к совершению паломничества стали для них трагические утраты в Царской семье: кончина Императрицы Марии Александровны (22 мая 1880 г.) и убийство Императора Александра II (1 марта 1881 г.).
Императрица Мария Александровна, супруга императора Александра II, по причине плохого состояния здоровья так и не смогла осуществить мечту о паломничестве в Иерусалим, но всегда оставалась покровительницей и благотворительницей Святой Земли. В канун годовщины со дня ее кончины ее младшие сыновья, Сергей и Павел, впервые ступили на землю Палестины. Идея почтения памяти матери постройкой храма-памятника в честь ее небесной покровительницы св. равноапостольной Марии Магдалины принадлежала тогдашнему начальнику Русской Духовной Миссии архимандриту Антонину (Капустину). Именно он предложил ее великим князьям и указал место будущего строительства.
Участок земли на этом месте площадью 10,1 тыс. кв. м был приобретен осенью 1882 г. на имя генерального консула в Иерусалиме В.Ф. Кожевникова и переведен позже на имя российского правительства. Закладка храма состоялась 21 янв. 1885 г. Тогда же была установлена памятная надпись: «Сей священный храм во имя святых равноапостольных Марии Магдалины заложен по воле благочестивейшего Государя Императора Самодержца Всероссийского Александра Александровича и Августейших Его братьев великих князей Владимира, Алексея, Сергия и Павла Александровичей в память в Бозе почившей родительницы их благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Александровны».
Постройка храма длилась три года и осуществлялась под бдительным наблюдением самого отца Антонина. Значительные суммы на постройку внесли император Александр III, его четыре брата и великая княжна Мария Александровна, а также многие представители придворной аристократии. Автором проекта храма был русский архитектор Д.И. Гримм (1823-1898 гг.), а работы по его строительству вели известные иерусалимские архитекторы - Конрад Шик и, позже, Георгий Франгия.
При строительстве храма были обнаружены остатки древней библейской дороги, ведшей ведущей с их вершины Елеонской горы к восточным воротам Иерусалимского храма и древнееврейские гробницы эпохи Второго храма.
Торжественную церемонию освящения храма возглавил Иерусалимский Патриарх Никодим. Она состоялась в праздник Покрова Божией Матери 1 октября 1888 г. в присутствии велики?: князей Сергея и Павла Александровичей и великой княгини Елизаветы Фёдоровны, русского и греческого духовенства и более 150 русских паломников. На торжествах присутствовали также губернатор Иерусалима, русский и греческий консулы и флотский экипаж русского крейсера «Кострома».
Паломничество великой княгини Елизаветы Федоровны в Святую Землю и посещение храма- мемориала в память императрицы Марии Александровны, несомненно, сыграли значительную роль в принятии ею решения о переходе в Православие. Сохранились свидетельства о том, что великая княгиня Елизавета, пораженная святостью и красотой Святой Земли, в духовном восторге пророчески воскликнула: «Как бы я хотела быть похороненной здесь!».
Промыслом Божиим было устроено, что сейчас ее мощи почиваю на одном из лучших мест Иерусалима. После мученической кончины в Алапаевской шахте 18 июля 1918 г. ее честные останки, вместе с останками добровольно принявшей с ней мученическую кончину монахиней Варварой (Яковлевой), по мере отступления Белой армии были перевезены игуменом Серафимом (Кузнецовым) из России через Читу и Пекин в Шанхай. Из Шанхая морем через Суэцкий канал они были переправлены в Порт-Саид (Египет) и затем в 1921 г. - в Иерусалим, где были погребены в крипте Гефсиманского храма. После канонизации великой княгини Елизаветы и ее келейницы Варвары Зарубежной Церковью в 1981 г. мощи обеих мучениц были торжественно перенесены в храм.
Архитектура и убранство храма св. Марии Магдалины
Семиглавый однопрестольный храм с золотыми куполами и шатровой колокольней выполнен из бело-серого иерусалимского камня и является образцом русской архитектуры московского (новорусского) стиля.
Известен факт, что архимандрит Антонин, как любитель строгой византийской архитектуры, поначалу достаточно скептически относился к архитекторскому проекту Д.И. Гримма. Однако впоследствии храм оправдал себя, прекрасно вписавшись в окружающий ландшафт и став жемчужиной современного Иерусалима.
Главным украшением интерьера является иконостас из белого итальянского мрамора с черным ажурным бронзовым орнаментом, иконы для которого были написаны известным мастером, художником-баталистом В. П. Верещагиным. Большие панно на каждой из четырех стен храма работы художника С.В. Иванова отражают основные события из жизни св. равноапостольной Марии Магдалины.
На алтарной арке расположено изображение известной сцены св. Мария Магдалина преподносит римскому императору Тиверию яйцо, возвещая ему благую весть о Воскресении Христовом. Мраморная колонна, на которой укреплен св. Престол, была найдена на «Русских Раскопках» в Старом Иерусалиме (Александровское подворье) рядом с храмом Воскресения Христова. Пол церкви выложен цветными мраморными плитами.
По обеим сторонам солеи в одинаковых раках из белого мрамора покоятся мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, которые, после прославления их Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 г., были перенесены из усыпальницы в храм.
Справа от амвона, в деревянном резном киоте — чудотворная икона Божьей Матери. Смоленская «Одигитрия» (XVI в.). Этот образ, прославившийся в 1554 г. в селении Рихания (Ливан), был преподнесён в дар митрополиту7 Гор Ливанских Илии (Карам), который, свою очередь, в марте 1939 г. передал её в Гефсиманский монастырь. Трижды в сонном видении явившиеся ему святые великомученицы Екатерина и Варвара повелели передать икону игумении Марии в Палестину.
Имя митрополита Илии тесно связано со спасением России во время Второй мировой войны. В 1941 г., когда Гитлер был уже под Москвой, Владыка Илия ушел в затвор на три дня и, постясь, со слезами молился о спасении России, понимая, что от ее участи в этой войне зависит дальнейшая судьба всего мира.
В храме находятся также иконы св. равноапостольной Марии Магдалины и преп. Серафима Саровского с частицами их мощей, ковчег с частицами мощей преподобных старцев Оптинских и многих других святых.
Пещера-часовня «Бдите и молитесь»
Недалеко от входа в монастырь, с правой стороны лестницы, ведущей в храм, находится древняя пещера, которая в евангельские времена могла служить прибежищем и местом молитвы для многих путников, не нашедших ночлега ночью. Согласно местному монастырскому преданию, эта небольшая естественная пещера служила местом ночлега Апостолов во время Гефсиманской молитвы Спасителя. В 1987 г. стараниями Начальника РДМ РЦПЗ архимандрита Алексея (Розентула) в ней была устроена часовня в воспоминание Страстей Господних с иконами Страстного цикла замечательного канонического письма.
Рядом с пещерой, в небольшом каменном киоте, находится икона Гефсиманской молитвы Христа с надписью: «Бдите и молитесь, да не внидите в напасть» (Мк. 14.38), в напутствие всем проходящим.
Русские Гефсиманские монахини сохраняют древнюю византийскую традицию проведения Страстной Седмицы в Иерусалиме. Ежегодно в ночь с Великого четверга на Великую пятницу после чтения Двенадцати Евангелий из этой пещеры при большом стечении паломников и прихожан начинается торжественный крестный ход с хоругвями и свечами по маршруту современного Крестного пути Спасителя до Александрийского подворья, то есть до порога Судных врат. Там, у самих Судных врат, завершается чтение Двенадцати Евангелий.
Древняя библейская лестница
На территории монастыря, по левую сторону от лестницы, ведущей в храм обители, во время раскопок были обнаружены остатки древней библейской дороги, ведущей с вершины Елеонской горы к восточным воротам города и Иерусалимского храма. Это расстояние было мерой «субботнего пути», который разрешалось благочестивому иудею, по раввинскому толкованию некоторых мест Библии, совершать в субботу, и которое равнялось 2 000 локтям или 900 м, то есть приблизительно одному километру (Чис.35:5; Нав.3:4). Об этом расстоянии говорится в книге Деяний Апостолов: «Они возвратились в Иерусалим с горы, называемой Елеон, которая находится близ Иерусалима, в расстоянии субботнего пути» (Деян. 1:12).
В византийский период на этой дороге была построена лестница, служившая для совершения религиозных процессий, на которой, согласно сохранившимся записям, в 808 г. можно было насчитать 195 ступеней от ворот до долины Кедрон и 537 — от долины Кедрон до вершины Елеонской горы. Семь ступеней древней библейской дороги на этом месте было расчищено в 1931- 1934 гг. русским археологом Г.И. Лукьяновым.
Считается, что именно по этой дороге Спаситель совершил Свой славный Вход в Иерусалим на ослике за несколько дней до Своих Страданий. Это был путь Господа на решающую битву с силами зла и ада для освобождения человека от дьявольского пленения. Само это событие стало осуществлением многих ветхозаветных пророчеств (Быт.49:10-11; Пс.8:2-3; Ис.62:11; Зах.9:9).
За 700 лет до торжественного Входа Господня в Иерусалим, из глубины веков, пророк Исаия приветствовал град Иерусалим радостной вестью: «Скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой» (Ис.62:11). А за 500 лет до этого события другой пророк, Захария, повторил этот радостный привет: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах.9:9). Он - чаяние всех народов мира и будущая слава Израиля.
Народ Иерусалима встречал Христа как Царя Израиля и грядущего Мессию, постилая свои одежды и пальмовые ветви на Его пути, радостно и громогласно восклицая мессианское приветствие: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Пс. 117:25-26). Термин сын Давидов воспринимался в сознании евреев как синоним слова Мессия. Слово осанна означало «спаси, мы молим» и первоначально произносилось как молитва к Богу: «О, спаси нас сейчас» (Пс. 117:25). Позже это выражение слилось в одно слово и стало восклицанием хвалы наподобие «аллилуйя», а еще позже обратилось в горячее приветствие, которым встречали паломников или выдающихся духовных учителей. «Осанна в вышних» означало: «Спаси нас, о Боже, живущий на небесах!»
Войдя в Иерусалим, Господь направился прямо в Храм и изгнал из него «всех продающих и покупающих» (Мф.21:12-13), которые повиновались Ему, а «слепые и хромые» приступили к нему, и Он исцелил их (Мф.21:14).
Однако тайна будущего Царства Мессии была сокрыта от глаз еврейского народа. Они надеялись, что Иисус принесет им избавление от ига земного, надеялись, что силою вооруженного восстания, как политический вождь, Он поможет им избавиться от тяжкого Ига Римской империи. Они надеялись на Христа только ради этой земной жизни. Даже ученики Спасителя поняли подлинный смысл вечного «Царства Израиля» (Деян. 1:6), вечного Царства Любви только пройдя через дни страданий, Голгофской смерти и Воскресения Иисуса Христа.
Финиковая пальма в Библии была символом победы, праздничной радости и прославления: «Праведник яко финике процветет» (Пс.91:13). Изображение пальмы, по свидетельству библеистов-археологов, несло в себе символическое значение и указывало на победное шествие Царства Божия, царства Мессии.
В память об этом событии в 1967 г. над расчищенными ступенями лестницы была сооружена маленькая открытая часовня, в которой в день Вербного воскресенья служится Малая вечерня, после окончания которой с праздничной иконой торжественно переходят в храм обители.
Примечательно, что этой дорогой, которой Христос совершил Свой славный Вход в Иерусалим, положивший начало Его крестным страданиям, в ветхозаветные времена, выводили с Храмовой горы козла отпущения и рыжую телицу. В праздник День Очищения (евр. Йом Кипур) предположительно через восточные ворота Храма и далее по этой дороге выводили рыжую телицу без порока (Числ.19:2- 10) для сжигания на вершине Елеонской горы за грехи всего народа. Некоторые библеисты полагают, что по ней вели также козла отпущения в пустыню, на голову которого Первосвященник возлагал грехи народа (Лев. 16:21-22). Эти обряды служили прообразом искупительной, очистительной и умилостивительной жертвы Христовой (1 Кор. 1:30; Рим.3:25-26), со времени которой «мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Ефес. 1:7).
Место падения пояса Богородицы.
В северо-восточном углу монастыря, у самой монастырской ограды и рядом с древней библейской лестницей, находится место, где по преданию стоял апостол Фома, когда Пресвятая Богородица, явившаяся на воздухе, бросила ему, опоздавшему на Ее погребение, Свой пояс. Об этом событии повествуется в книге «Об Успении Девы Марии» и многих других раннехристианских апокрифах.
На территории монастыря находится небольшое кладбище, где похоронены видные представители русской эмиграции. Среди них есть такие имена как: генерал Михаил Хрипунов, последний флигель- адъютант Царя-мученика Николая II, проживавший последние годы своей жизни при монастыре (умер 6 апр. 1983 г.), Якуб Егорович Ха- леби (умер в 1901 г.), православный араб, драгоман (переводчик) Русской Духовной Миссии в Иерусалиме, член ИППО, многолетний помощник архимандрита Антонина, благодаря которому осуществилась покупка большинства участков РДМ в Иерусалиме.
История возникновения монастыря
Возникновение монастыря при храме св. равноапостольной Марии Магдалины, первоначально организованного как община на русском участке в Вифании, является заслугой двух перешедших в православие шотландских англиканских монахинь миссионерок: Марии (в миру Барбары-Стеллы Робинсон) и Марфы (в миру Катрин Францис Спрот). Обе они обратились в православие и приняли монашеский постриг в 1933 г., во время посещения Палестины на пути из Лондона в Индию.
Началом внутреннего духовного преображения англиканских монахинь послужило их знакомство с удивительным жизненным подвигом великой княгини Елизаветы Федоровны, а несколько позже - долгие беседы, длившиеся иногда до поздней ночи, на крыльце храма св. Марии Магдалины в Гефсиманском саду с удивительной женщиной подвижницей монахиней Варварой (в миру Валентиной Цветковой).
Монахиня Варвара (с 1968 по 1983 гг. игуменья, настоятельница Гефсиманской женской обители и Вифанской общины Воскресения Христова в Иерусалиме) в то время по благословению митрополита Анастасия (Грибановского) заведовала русским участком в Гефсимании, где остановились англиканские монахини-миссионерки. Она происходила из семьи московских интеллигентов, в юности у нее были известные духовные руководители, будущие новомученики епископ Арсений (Жадановский) и архиепископ Серафим (Звездинский), настоятель Афонского подворья Свято-Пантелеимонова монастыря в Москве старец иерос-химонах Аристоклий (Амвросиев). Она имела также личное знакомство с великой княгиней Елизаветой, которая в детстве предсказала ее дальнейший духовный путь, сказав: «Валентина будет моя».
По благословению архиепископа Анастасия (Грибановского) монахини Мария (Робинсон) и Марфа (Спрот) в 1934 г. на средства своих родственников основали в Вифании школу, в которой учились 70 детей. Они открыли также иконописную школу и ткацкую мастерскую для слепых девушек из арабских и русских семей и медицинскую амбулаторию для местного населения. Мать Марфа, имевшая медицинское образование и практические навыки медработника, осталась в Вифании, а мать Мария с 1935 г. до самой кончины, последовавшей в 1969 г., возглавляла Русскую женскую общину в Гефсимании, которая переехала сюда из Вифании. Благодаря ее стараниям на занимаемом общиной участке появилась стена и жилой корпус для сестер.
Первоначально община была многонациональной. Ее насельницами стали русские эмигрантки, некоторые из которых еще в России вступили на монашеский путь, другие - уже на чужбине. Приехали также монахини разных национальностей из Европы, немало было сестер из местных православных арабок. Духовником обители стал архимандрит Серафим (Седов), бывший офицер царской армии, когда-то лично знавший великую княгиню Елизавету Федоровну.
В 1948 г. закончился срок британского мандата в Палестине, и начались военные действия. Игумении Марии, как британской подданной, предложили покинуть страну, но она отказалась оставить обитель. В 1988 г., по случаю столетия освящения церкви св. Марии Магдалины, Гефсиманская община была возведена в ранг монастыря.
Насельницей монастыря была некоторое время монахиня Тамара - в миру великая княгиня Татьяна Константиновна, дочь великого князя Константина Константиновича Романова, последнего дореволюционного Президента Российской Академии наук, - ставшая впоследствии игуменьей Елеонского монастыря.
С 1999 г. настоятельницей Гефсиманской обители является игуменья Елисавета (Шмельц), приехавшая из Австралии.
Место побиения камнями св. архидиакона Стефана
Согласно местному преданию, на этом месте, на дне долины Кедрон, был побиен камнями дьякон первой христианской общины Иерусалима св. Стефан, который стал первым христианином, казненным за веру и проповедь Иисуса Христа (Деян.7).
Современный православный храм из белого иерусалимского камня был построен в 1969 г. монахом храма Гроба Господня Аркадием (Икономидисом), родом с Кипра, ставшим позже митрополитом Скифопольским (2001-2002 гг.). В нижней части храма находится большая, немного наклоненная каменная плита, где христианская традиция определяет место побиения камнями св. архидиакона Стефана.
Рядом с храмом с библейских времен проходила дорога, от которой частично сохранились каменные ступени древней лестницы, ведущей от Золотых ворот к вершине Елеонской горы и служившей для религиозных процессий в ветхозаветные и новозаветные времена. Восемь ступеней лестницы этой дороги были расчищены в 1931-1934 гг. русским археологом Г.И. Лукьяновым.
Другие семь ступеней были раскрыты им на территории Гефсиманского монастыря во имя св. Марии Магдалины в русской Гефсимании. Этой дорогой, ведущей с вершины Елеонской горы, Господь совершил Свой торжественный Вход в Иерусалим.
Св. Первомученик архидиакон и Апостол от 70-ти Стефан (греч. Sz&pavog - «венец») был старшим из семи диаконов, поставленных Апостолами в Иерусалиме для попечения об иудео-христианских вдовах, точнее, вдовах эллинистов. Его греческое имя позволяет предположить, что он сам тоже принадлежал к эллинистам, т.е. евреям, переехавшим из диаспоры в Иерусалим и разговаривавшим на греческом языке.
Согласно книге Деяний святых Апостолов, он, «исполненный веры и силы, совершал великие чудеса и знамения в народе» (Деян.6:8), что возбудило ненависть к нему ортодоксальных иудеев-эллинистов. Сначала они пытались противостоять святому проповеднику, а затем выдвинули против него лжесвидетелей с ложными обвинениями. Св. Стефан был схвачен и приведен в Синедрион для допросов (Деян.6:8-15). Здесь он произнес знаменитую речь в защиту христианской веры, доказывая в ней, что в истории народа Израиля всегда находились люди, противостоявшие Богу (Деян.7:1-53).
Во время этой проповеди все присутствующие в Синедрионе «виделилице его, каклице Ангела», а Стефан, «будучи исполнен Духа Святаго, воззрев на небо, увидел славу Божию и Иисуса, стоящего одесную Бога» (Деян.7:54-56). Св. Стефан был иудеями побит камнями за пределами города (Деян.7:54-59), и земля обагрилась его честною кровью. Во время казни юноша по имени Савл стерег его одежды, одобряя убийц и не зная, что в скором времени сам станет великим апостолом Христовым Павлом.
Св. Первомученик Стефан, по выражению св. Астерия Амасийского, стал «начатокам Мучеников, учителем страданий за Христа, основанием доброго исповедания, ибо прежде Стефана никто не изливал крови своей за Евангелие»1. Его убийство стало началом жестокого гонения на христиан в Иерусалиме (Деян.8:1) под руководством Савла, что, однако, послужило распространению Церкви вплоть до Кипра и Антиохии (Деян.8:1; 11:19).
Место побиения камнями осужденных на это вид смертной казни (евр. Бейт-ха-Скила) находилось, согласно еврейской традиции, в северной части Иерусалима, за пределами городских стен и около скалы пророка Иеремии. Предполагается, что кончина св. архидиакона Стефана, которая последовала в 34 г., имела форму стихийной расправы еще до вынесения Синедрионом приговора, поскольку без согласия римлян иудеи в этот период не либо смертной казни (Ин. 18:31). По этой причине местное предание указывает это место у дороги, ведущей с вершины Масличной горы в ветхозаветный Храм.
Благоговейные мужи погребли святые останки первомученика Стефана «сделав великий плач по нем» (Деян.8:2). Его свясамого архидиакона Стефана. При открытии мощей воздух наполнился благоуханием, словно в раю, а во всем округе исцелилось от болезней и одержимости 73 человека. Оттуда мощи первомученика Стефана были торжественно перенесены в базилику на горе Сион.
В 460 г. византийская императрица Евдокия, жена императора Феодосия II, построила большую базилику мартирий в которой были перезахоронены останки Святого. Этот храм многократно подвергался разрушениям, а в 1881 г. отцы доминиканцы построили на его руинах новую базилику, расположенную несколькими метрами севернее Дамасских ворот.
Часть мощей св. архидиакона Стефана была перевезена в 439 г.
Евдокией, другая часть оставалась в Иерусалиме. Блаженный Августин в своей книге «О граде Божием» описывает множество чудес, которые произошли, когда часть мощей Святого Стефана была привезена в Африку. В наше время они хранятся в Риме в церкви св. муч. Лаврентия; значительные части мощей имеются в Венеции, на горе Афон, а также в Серапионовой палате Святой Троице-Сергиевой Лавры в Сергиевом Посаде, где хранится его десница.
В 2014 г., в двух километрах от палестинской Рамаллы, во время археологических раскопок большого византийского комплекса с церковью и монастырем на принадлежащем православной Иерусалимской Патриархии участке, было обнаружено утраченное место захоронения св. архидиакона Стефана. Поиски проводились совместно палестинскими и израильскими археологами. В руинах церкви в арабской деревне Хирбет Эль-Тирех (Khirbet al Tireh), отождествляемой исследователями с древней Карфагамалой, была найдена пространная надпись на греческом языке, свидетельствующая о захоронении на этом месте святого первомученика Стефана. Палестинский археолог Салах Хуссейн аль-Худеллия, возглавляющий группу археологов на раскопках подтвердил, что они обнаружили следы, которые позволяют идентифицировать эту археологическую территорию как место захоронения св. архидиакона Стефана.
Похожие записи